Детская библиотека как современный институт образования и развития ребенка

Детская библиотека как современный институт образования и развития ребенка thumbnail

Как и везде в обществе, так и в библиотечном мире принято отдавать дань моде на определенные специфические понятия, термины и формулировки.

Наверное, в этом есть своя закономерность и логическое объяснение. Все зависит от изменений, происходящих в обществе, от которого библиотека, по понятным причинам, быть свободной не может.

И вот уже термин “пропаганда” книги сменяется “популяризацией”, а “воспитание культуры чтения” — “привитием информационной культуры”. Таких примеров можно привести множество, но зачастую от изменения формулировки понятия не меняется его целенаправленность.

Многие годы каждая из библиотек, планируя свою работу, определяла цели и задачи, как краткосрочные, так и долгосрочные, а предназначение было у всех библиотечных учреждений, в зависимости от контингента обслуживаемых читателей, одинаковым.

Сегодня “модным” стало определять “миссию” организации и в том числе библиотеки. Но если разобраться в понятии “миссия”, то очень скоро можно прийти к выводу, что это не дань “моде”, не подмена одного термина другим, а осознанная, продиктованная временем необходимость выразить кратко и в тоже время емко, предназначение своей библиотеки, которое отличает ее от других.

Именно миссия позволяет продемонстрировать общественности, чем может быть ей полезна библиотека, к чему она стремится, какие средства может и готова использовать для достижения поставленных целей. Самосознание коллектива библиотеки, реалистичное понимание им своих сильных и слабых мест является одним из условий нахождения своего места в конкретной ситуации.

Все эти годы постепенно менялись направления работы, усложнялись цели и задачи, которые ставил перед собой коллектив. Он понимал, что перед детской библиотекой стоят наиболее ответственные и важные задачи, направленные на реализацию прав ребенка на библиотечно-информационное обслуживание, бесплатный доступ к библиотечным фондам и получение услуг. Библиотека, к тому же, должна играть положительную роль в воспитании образованных, социально-активных граждан государства, которые смогут обеспечить постоянный прогресс нации. Нужно не допустить, чтобы исчезла одна из самых замечательных, отличительных особенностей нашей нации — стремление к знаниям, чтению. А читающая нация — это, прежде всего, читающие дети. Сегодня не только библиотеки для взрослых, но и детские библиотеки, готовы принять на себя функции муниципального информационного центра, который является не только, источником получения разнообразных документов, но и организатором доступа детей, а также тех, кто занимается их воспитанием и образованием, к адресной информации.

Это, и многое другое, дало основание определить приоритетные направления деятельности библиотеки в настоящее время, а именно:

• Информационная поддержка образовательного процесса в учебных заведениях города, создание условий для применения маркетинга образования;

• Предоставление информационного комфорта семье, усовершенствование организации семейного чтения, привлечение к сотрудничеству родителей, дедушек и бабушек;

• Работа с молодой семьей в рамках комплексной программы “Будущая мама самая обаятельная и привлекательная”, информационное обеспечение по вопросам охраны материнства и детства;

• Внедрение новых информационных технологий, интеллектуализация работы библиотекарей на основе дальнейшей компьютеризации и медиатизации библиотеки;

• Содействие чтению детей, которые имеют ограниченные возможности посещения библиотеки и специальные потребности, создание для них релаксационных “зон” и условий для обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде;

• Организация содержательного досуга читателей, выработка собственного стиля на основе неординарных подходов к традиционным формам массовой работы и доверительных отношений с читателями.

Эффективность внедрения всех этих направлений, зависит от того, насколько умело библиотека сумеет адаптировать свою традиционную модель к жизни в новой информационной реальности.

Определяя миссию, библиотека оценивается как ворота в мир информации без границ, которая призвана научить детей работать с виртуальной информацией, оценивать и анализировать ее.

Сегодня чтение молодого поколения не зависит от принадлежности его представителей к отдельным социальным группам, оно становится явлением универсального порядка. Во многом это связано с процессами демократизации, протекающими во всем мире. Развитие книжной культуры для детей и юношества созданное обществом, государством ее распространение во многом заставили взрослое население планеты понять самоценность такого периода жизни, как детство и отрочество.

Это получило документальное подтверждение в конвенции ООН о правах ребенка.

Забота государства, стимулирование чтения новых поколений необходимы, поскольку в последнее десятилетие вновь возникла проблема грамотности, образованности молодежи.

Не смотря на то, что в нашем веке детскую книгу перестают воспринимать как прямое педагогическое средство, ее образовательно-воспитательное воздействие на формирующуюся личность юного читателя неоспоримо. Ребенок, где бы он ни был, читает, чтобы узнать больше не только о законах общества, мира, но и во многом о самом себе. Во многом для детей чтение не только интеллектуальное занятие, но и «свое» свободное многообразное развлечение.

В детской библиотеке ребенок получает доступ не только к информации, но и к культурным ценностям, синтезом которых является необходимыми условиями процесса информатизации детской библиотеки. Все ресурсы библиотеки для детей должны быть сориентированы на педагогические и образовательные цели. Сегодня детские библиотеки выполняют различные функции. Они и центры общения детей и подростков и центры проведения досуга. Именно здесь создаются условия для творческой самореализации ребенка. Детская библиотека — социальный институт воспитания и духовного развития личности, который обязан обеспечить соблюдение прав ребенка.

Развитие библиотеки, как центра «обережения» детства — одна из современных культурно эстетических концепций ее миссии. Актуальная потребность детства — творчество.

Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. Дети согласно Конвенции ООН о правах ребенка нуждаются в особом внимании, в создании условий для роста и саморазвития. Руководство по библиотечному обслуживанию детей (ИФЛА) указывает на необходимость предоставления детям своей территории, квалифицированной помощи со стороны подготовленных взрослых.

Основная цель детских библиотек — формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение.

Основные задачи детских библиотек:

• Развитие и содействие саморазвитию ребенка;

• Создание условий для гармоничного сочетания социализации (освоения ребенком норм и ценностей общества) и субъективации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребенка);

• Воспитание творческих способностей ребенка;

• Пропаганда ценности детства и детской субкультуры;

• Достижение «стандарта чтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития ребенка, который необходим для здоровья нации, для обеспечения ее интеллектуального, нравственного и эстетического развития;

• Обеспечение открытости библиотеки для всех детей, соблюдение равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;

• Создание условий, способствующих обучению детей и подростков основам информационной, информационно-коммуникативной грамотности;

• Обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;

• Взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой «электронной»;

• Обеспечение информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;

• Развитие общения между пользователями, воспитание культуры общения;

• Развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио- и арттерапии, терапии творчеством.

Детские библиотеки должны соответствовать потребностям растущей личности. Наиболее полно эти потребности сформулировали американские библиотекари.[57,с.69] С небольшими изменениями их можно принять за основу работы в российских детских библиотеках.

Детские библиотеки активно сотрудничают с библиотеками всех видов и типов, особенно со школьными библиотеками, и другими учреждениями, организациями в области защиты прав детей на свободный доступ к информации и приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.

В чем нуждаются дети и как детские библиотеки могут помочь им в удовлетворении их потребностей, необходимых для жизни в будущем?

Поиски миссии детской библиотеки на рубеже нового столетия привели теоретиков и практиков к гуманистической идее развития личности ребенка как многопланового процесса приобщения к духовным ценностям человечества, заложенным в книге, раскрытия всех творческих способностей растущего человека, а затем и посильного участия в созидании культуры.

Осмысление этой программной цели требует конкретизации применительно к специфике библиотеки как социального института. Согласно деятельностному подходу, человек развивается лишь в условиях самостоятельной активности, когда из внешних форм овладения окружающим миром и общения с людьми рождаются индивидуальные психические новообразования. Система разнообразных деятельностей признается важнейшей движущей силой онтогенеза личности.

Информационная среда современной детской библиотеки открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активности. Он в зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей может и поиграть, и пообщаться со сверстниками, и заняться школьными уроками, и отдохнуть. И все же центральное место здесь занимает читательская деятельность, то есть целенаправленные действия по выбору, восприятию и осмыслению печатной информации. В этом проявляется сущность библиотеки. Она не только собирает, хранит и рекомендует широкий круг документов, но и содействует установлению их связи с читателем. В условиях компьютеризации коммуникативная функция библиотеки не только не уменьшается, но и актуализируется. Ведь освоение новых носителей информации невозможно без базовых умений и навыков читательской деятельности.

Понимание этого позволяет по-новому взглянуть на приоритеты библиотечного обслуживания. Ребенку достаточно овладеть неким минимумом приемов чтения, чтобы успешно учиться, приобретать новые знания. Если и говорится о сколько-нибудь систематическом совершенствовании читательской культуры, то лишь в отношении художественных текстов, тогда как за другими видами литературы не признается их влияние на духовное становление ребенка. Ни школа, ни библиотека, таким образом, не добиваются подлинно целостного представления о чтении, закрепляя у него поверхностный уровень восприятия. А между тем замечательные ученые прошлого и наши современники утверждают, что чтение как деятельность совершенствуется вместе с онтогенезом личности. Эти процессы взаимосвязаны и опираются друг на друга. Потому чтение и способно изменить детскую душу, что само оно неисчерпаемо в возможностях обогащения и усложнения. Важно, что именно детская библиотека как никакой другой воспитательный институт дает уникальную возможность приобщиться к миру подлинной информационной культуры наиболее эффективными средствами.

Но для этого многое должно измениться в сознании библиотекаря. Требуется понимание чтения как сложнейшего системного психологического явления, затрагивающего разные сферы личности — эмоции, интеллект, воображение, систему субъективных отношений к миру и т.д. Освоения ждут современные научные представления о механизмах чтения у детей разного возраста, методике развития творческих читательских способностей. Надо преодолеть стереотипы библиотечных форм работы с книгой, которые в основном акцентируют внимание на стадии выбора книги и упускают такие важные фазы чтения, как собственно восприятие творческого замысла автора, сопереживание его идеям и образам, критическую оценку прочитанного.

Важным условием решения проблем читательской деятельности в библиотеке является организация взаимодействия ребенка и взрослого на основе сотрудничества и сотворчества. Именно в совместной деятельности, направленной на преодоление возникающих трудностей, школьник учится самостоятельно открывать новые грани библиотечного обслуживания. Библиотекарю практика совместной работы дает возможность, с одной стороны, предоставить ребенку необходимую свободу, а с другой — взращивать живую душу, удовлетворять и развивать информационные потребности ребенка. Детские библиотеки выступают как главные ресурсные центры читательского развития детей школьного возраста. В них осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми, равноправный диалог ребенка и взрослого, их интеллектуальное и духовное партнерство, формирование личности ребенка как читателя.

Спросите у кого угодно, что такое библиотека, и в ответ услышите: хранилище книг. Так вот, мнение это сильно устарело. Сейчас библиотеки располагают не только документами новых, современных форматов, они весьма многопрофильны. Работа детской библиотеки подчинена основной миссии — создать среду для развития школьника, его духовного и интеллектуального роста, воспитания творческих способностей. В наше время особенно важна открытость библиотек для детей из всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями.

Таким образом, определяя миссию детской библиотеки можно сделать выводы о том, что используя все имеющиеся ресурсы, она стремится предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям [52,с.24].

Источник

Роль библиотеки в формировании

нравственно здоровой личности школьника.

«Книга – вечный, непреходящий светоч,

источник богатой духовной жизни каждого ученика».

В.А. Сухомлинский.

В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации обрушился на человека с небывалой силой.

Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать.

Результаты социологических исследований, проведенных в конце 20 – начале 21 в., свидетельствуют о том, что традиционные навыки чтения у учащихся постепенно утрачиваются. Падает читательская активность учеников. Судьба любого цивилизованного общества зависит от подрастающего поколения, поэтому юные читатели должны быть приоритетной группой. Чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения.

Между тем роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей, они развивают грамотность, общий культурный уровень, формируют духовную основу личности.

В сегодняшних непростых условиях библиотека – это часто и очаг культуры, и место, где помогают учиться, и наиболее доступный источник информации для учащихся.

Библиотека ныне призвана стать центром общедоступной информации, она должна быть востребована как для обучения, так и для личностного духовного творческого развития, самосовершенствования, а так же площадкой для педагогических инноваций.

Главная задача библиотеки как информационного центра, является оказание помощи учащимся и учителям в учебно – воспитательном процессе.

Доказано, что сотрудничество библиотеки и учителей способствует повышению уровню грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а так же выработке умения пользоваться информационно – коммуникативными технологиями.

Библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Гимназия №64 и областная детская библиотека давно уже сотрудничают вместе. Каждый год библиотека предоставляет нам свой план работы, и классные руководители при составлении воспитательного плана опираются на мероприятия, которые предлагает библиотека.

Создается система занятий, для каждого класса – своя тематика.

Совместно с библиотекой учителя стараются прививать у детей любовь к книге, чтению, организовывать различные формы проведения массовых мероприятий; литературные и тематические вечера, диспуты, обсуждения, уроки – размышления, различные игры, турниры, КВНы, выставки – просмотры, проводить обзоры новой литературы.

Ребята с нетерпением ждут очередного посещения библиотеки, нас там тоже ждут и встречают с радостью. Для нас всегда работает «Литературная гостиная». Библиотекари………………………………………

готовят нам интересные викторины, видеофильмы, ставят спектакли.

Ребята с большим удовольствием отвечают на вопросы, просматривают и обсуждают видеоматериалы, становятся не просто зрителями, но и соучастниками представления.

«Литературная гостиная» – это встреча с интересными людьми, часы поэзии.

В читальном зале библиотеки действует «Театр юного зрителя». Здесь можно посмотреть кукольные спектакли. Сценарии создают сами библиотекари.

Дети с удовольствием смотрят представления, которые учат добру, справедливости, приучают любить книги.

Систематически в библиотеке проводится работа по историко – патриотическому воспитанию.

Разрабатывается комплекс мероприятий – книжные выставки, беседы, литературно – поэтические композиции.

Очень интересно всегда проходят викторины по краеведению. Ребята уходят из библиотеки, пополнив свои знания о родном крае, о своем городе Липецке. После таких викторин хочется побывать в тех местах, о которых говорили ранее.

И учитель организует экскурсию по родному городу.

На полках можно найти книги на любой вкус и для любого возраста. Начиная с 4 – 5 летнего возраста, дети уже посещают нашу областную детскую библиотеку. Здесь для них приготовили книжки – раскладушки, книжки с подвижными картинками, большие красочные книги – энциклопедии.

Дети проходят, садятся на стульчики, на ковер и чувствуют себя как дома. Здесь им уютно и интересно, а родители в это время могут выбрать для себя литературу на любой вкус, так как библиотечный фонд очень большой и все время пополняется.

В библиотеке имеется тематическая картотека для учителей. Они всегда здесь найдут нужную методическую литературу.

Пока с детьми будут заниматься, можно почитать и оформить заказ, если нужной книги не оказалось. Это очень удобно.

Престиж любой библиотеки напрямую зависит от того, какими ресурсами она располагает.

В библиотеке кроме книг и учебников есть компьютеры, магнитофоны, телевизоры, работает видеозал.

Для ребят – мягкий уголок, где удобно расположившись можно почитать или посмотреть телевизор, даже порисовать.

В библиотеке часто проводятся выставки рисунков по прочитанным произведениям.

Большая программа для детей готовится библиотекарями летом. Каждый год, работая в школьном лагере, мы регулярно, два раза в неделю, посещаем библиотеку.

Дети на летних каникулах берут книги, рекомендованные для внеклассного чтения, и читают с удовольствием в читальном зале и дома. По прочитанным произведениям проводятся диспуты, беседы.

Связь библиотеки с гимназией №64 существует очень давно, я думаю, она и дальше будет развиваться.

Лишь объединяя усилия общеобразовательных учреждений и библиотек, всех учителей и библиотекарей, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого уровня информационной культуры подрастающего поколения.

Своими успехами школьное образование обязано библиотеке. Если не будет библиотек, то не будет культуры. Областная детская библиотека делает все для того, чтобы к ней шел молодой читатель.

Источник