Индивидуальный план развития ребенка инвалида в доу

Ф.И.О. ребенка  Иванов Иван Иванович

Основание разработки индивидуального учебного плана Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребёнка – инвалида.

Цели программы: установлении контакта с ребенком и преодоление негативизма при общении, вовлечение ребенка в совместную деятельность, повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми, развитие познавательных навыков.

— формирование положительных эмоциональных контактов между ребенком и новым взрослым;

— снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, создание необходимых условия для релаксации и восстановления душевного равновесия;

— облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

— обучение ребенка правильному эмоциональному восприятию литературных произведений: сказок, стихов, рассказов и т. д.

— общая диагностика (эмоционально-поведенческих реакций, активности ребенка, эмоционального тонуса, эмоциональных проявлений, внимания, памяти);

— развитие памяти, мышления, мелкой моторики.

Виды психолого-педагогической коррекции по образовательным областям

Содержание коррекционно-развивающей работы

Специалисты

Социально-коммуникативное развитие

Развитие игровой деятельности

Приобщение к элементарным общепринятым нормам

Эмоционально-волевое развитие

Формировать отдельные игровые действия (кормить мишку, катать цыпленка и др.).

Формировать  цепочку из 2-3 игровых действий (кормление куклы, укладывание куклы спать, гуляние с ней).

Учить играть в строительные игры (нагружать кубики, везти их в гараж, строить дом).

Формировать у ребенка представления о себе, научить отзываться на свое имя, учить указывать на себя.

Формировать представление о своих частях тела и зонах лица «Где носик, где ротик?…».

Психогимнастика. Упражнение на расслабление «Заводные игрушки»

Игры на эмоциональное раскрепощение (посещение сенсорной комнаты)

Релаксация (посещение сенсорной комнаты)

Развитие эмоционального контроля (посещение сенсорной комнаты)

Упр. на развитие эмоций (посещение сенсорной комнаты).

Педагог-психолог

Воспитатель

Воспитатель

Педагог-психолог

Познавательное развитие

Сенсорное развитие

Ознакомление с окружающим

Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

«Подбери по цвету», «Найди такого же цвета»,  «Покажи шарик красного цвета, синего цвета…»

Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник)

«Найди такую же фигуру», «Каждую фигуру на свое место», «Коробка форм», «Мебель для кукол», «Покажи круг, квадрат…», «Подбери предмет такой же формы», «Что похоже на квадрат? круг?»

Развивать восприятие величины (большой-малый)

«Матрешки» (разбери и собери), «Разбери пуговки» (по величине)

«Расставь всех матрешек по росту», «Строим лесенку» (палочки Кьюзера)

Развивать  концентрацию внимания

«Парные картинки», «Найди такую же», «Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке»

Развитие общей и мелкой моторики рук

Пальчиковые игры

Самомассаж пальцев и кистей рук

Песочная терапия

«Собираем бусы»

«Собери картинку» (игры с прищепками)

Формировать представления  о домашних животных: кошка, собака, корова, лошадь,  (части тела – голова, туловище, лапы, хвост, глаза, уши, нос, рога), познакомить с их детенышами (у кошки- котята, у собаки — щенок).

Знакомить  с овощами и фруктами: морковь, лук, огурец, помидор, картофель, капуста, чеснок, редиска; яблоко, груша, апельсин, лимон, банан.

Учить группировать картинки по функциональному назначению: в одну сторону — игрушки, в другую – посуду.

Педагог-психолог

Воспитатель

Речевое развитие

Понимание обращенной речи

Формирование фонетико-фонематического  слуха

Формирование активной речи

Учить выполнять действия по речевой инструкции:

 «Где мама? Вот она! Где глазки? Вот они! Где ручки? – Вот они, хлоп-хлоп! Игра в « ладушки»;

Выполнять задания, включающие 1-2 действия («Дай, куклу, чашку, ложку и т.д», «Возьми куклу», «Возьми куклу и дай Маше», «Возьми куклу и посади за стол»);

Выполнять задания, включающие пространственные отношения между предметами («Поставь машинку на стол», «Поставь матрешку под стул» «Найди куклу, она в шкафу», «Принеси машину, она под столом»).

Рекомендуем начать с повторения за педагогом звуков, слогов и простых слов. Далее проводится работа по уточнению слогового состава разных слов (от простых к сложным).

При необходимости упражнения сопровождаются игровыми действиями (отхлопывание, отстукивание молоточком и т.д.).

Прослушивать звуки живой и неживой природы, звуки речи.

Петь песенки со звукоподражанием: веселые, спокойные, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку;

 -произносить слоги: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!  

 — учить дуть – на свечку,  в дудочку, на бабочку и др.

Делать артикуляционный  массаж лица (пальцами, щетками), учить подражать действиям губ (по — пу — пы, то — ты — ту), делать улыбку и трубочку из губ и просить повторять по подражанию, спрятать и показать язычок, щелкать язычком, учить произносить звукоподражания и слова (при этом у ребенка должна быть соответствующая картинка или игрушка).

Учить ребенка (при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок) выполнять определенные действия (хлопать в ладоши, поднимать ручки и т.д.).

Разучивать игры с пальчиками с речевым сопровождением.

Учить совместно со взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки («Колобок», «Теремок», «Три медведя»), участвовать в драматизации этих сказок.

Учитель-логопед

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

Лепка

Аппликация

Конструирование

Слушание

Музыкально-ритмические движения

Вызывать интерес к рисованию: взрослый на глазах у ребенка рисует красками, при этом он может брать краску рукой.

— снежинки или капли дождя, шарик с веревочкой, елочка с игрушками,

Учить ребенка рисовать различными  изобразительными  средствами прямые и круговые линии, дорисовывать картинку (ленточку к шарику, веревочку к машинке…).

Учить рисовать знакомые предметы в определенной ситуации («колобок катится по дорожке», «дождь идет», «листья опадают»).

Учить менять цвет воды при помощи краски.

Учить смешивать краски.

Вызывать интерес к лепке совместными действиями, формировать способы обследования предметов перед лепкой (рассматривание, ощупывание).

Учить делить пластилин на 2 части, раскатывать его прямыми и круговыми движениями, сплющивать, лепить предметы по подражанию (баранки, колобок).

Вызывать интерес к аппликации совместными действиями, знакомить с тем, что плоские предметы можно наклеить на бумагу, учить наклеивать простые предметы по показу (шары на ниточках, рыбки в аквариуме).

Вызывать интерес к конструированию совместными постройками, учить строить конструкции по показу, образцу и речевой инструкции (лесенки, стол и кроватка, гаражи для большой, средней и маленькой машин), при этом все постройки обыгрываются.

Учить распознавать разнообразные звуки —  скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, стук в дверь, по столу, по стеклу и т.д.

Учить находить нужную коробочку по звуку (две одинаковых коробочки с крупами, бусинами, камушками и другими материалами).

Познакомить с музыкальными инструментами — барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино.

Учить различать на слух музыкальные инструменты.

Учить различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?: — овечка, свинья,  кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующий игрушку (картинку).

Учить ритмическим движениям:

— хлопки в ладоши;

— топанье ножками;                        

— прыжки в определенном ритме;

— танцы;

— проговаривание текстов стихотворений (сопровождение текста движениями);

— пение детских песенок (воспроизведение сюжета с помощью игрушек). 

Воспитатель по ИЗО

Воспитатель

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

Физическое развитие

Овладение основными движениями

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Учить выполнять различные движения: перешагивать через веревку, обруч, ручеек, порог.

Учить выполнять действия с воздушным шаром — слежение за шаром, перебрасывание его через веревочку, легкие удары по нему. Развивать умение бросать мяч, катить его, ловить, бросать в корзину, перебрасывать мяч через веревочку, сбивать кегли.

Читайте также:  Сенсорная культура умственное развитие ребенка

– формировать у детей навыки элементарной ориентировки в пространстве, обучая детей движению по ориентирам (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, на мягких модулях;

– учить детей согласовывать свои действия с действиями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп;

  – развивать у детей способность реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним;

 – учить детей выполнять по образцу взрослого, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, уверенно выполнять физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре; 

– стимулировать желание детей принимать активное участие в подвижных играх; целенаправленно развивать сенсорно-перцептивные, координационные способности детей;

 – развивать ручную моторику в действиях с мелкими предметами в различных пальчиковых и кистевых упражнениях.

Учить действовать самостоятельно:  

— приучать расправлять одеяло после сна;

— умываться (мыть руки и лицо, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки после умывания полотенцем) ; пользоваться туалетной бумагой, сливать воду из бачка; учить расчесывать самостоятельно волосы перед зеркалом; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой;

— во время еды: закреплять навыки правильного удержания ложки во время еды и есть, не проливая суп; пользоваться вилкой, аккуратно накалывая еду; пить из чашки и из стакана; пользоваться салфеткой во время и после еды.

— одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви) —  трусы, колготки, брюки, обувь, шапку, куртку; продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.

— приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик).

Инструктор по физической культуре

Воспитатель

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15» города Алейска

Индивидуальная программа

Реабилитации

ребенка-инвалида

Ф.И.О (ребенка)

Дата рождения ребенка

Дата составления

01.12.2017

Содержание.

Цели и задачи реализации индивидуальной  программы реабилитации………

Пояснительная записка……………………………………………………………                                                                                          Краткая психолого-педагогическая характеристика……………………………

Принципы  индивидуальной  программы адаптации………………………..                                        План мероприятий ДОУ, направленных на работу с детьми-инвалидами……..

Индивидуальный план работы воспитателя в условиях ДОУ………………

Здоровьесберегающие педагогические технологии…………………………                                     Предполагаемые конечные результаты…………………………………………                                                     Материально-техническое обеспечение.                                                        

Цель:

 обеспечить  системный подход к обеспечению условий для развития ребенка  с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи  в освоении основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад 15»

Задачи:

1.Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка ;

2.Обеспечить успешную социализацию ребенка  с ограниченными

возможностями здоровья;

3. Организация и проведение комплекса адаптационных  мероприятий;

4.Систематизировать  работы по социальному и физическому направлению

ребенка-инвалида;

5.Консультационная работа с родителями.

Пояснительная записка

         Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида   образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ИПР на ступени дошкольного   образования разработана для контингента ребенка -инвалида ,  посещающих  МБДОУ «Детский сад 15».

         ИПР предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

         ИПР— это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования ,  коррекцию недостатков в физическом развитии воспитанников и  их социальную адаптацию .

Нормативно-правовой и документальной основой индивидуальной  программы реабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дошкольного образования  являются:

— Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад 15»

 —   Конституция Российской Федерации

 — Конвенция ООН о правах ребенка

— «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13   (Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13)

  —  Приказ  Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»

— Приказ  Минобрнауки России от 30.08.2013г. от №1014

-ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

-ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

-Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

-ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».

-ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов»

-Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

-Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».

-Постановление Правительства РФ от 07.02.2011  № 61  «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».

— «Закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» .

— Приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».

Краткая Психолого-педагогическая характеристика

Заключение

Рекомендовано

Содержание ИПР определяют принципы:

Общими принципами формирования Индивидуальной программы адаптации являются индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность.

Настоящая программа разработана как документ, определяющий настоящие  и будущие направления деятельности в решении важнейших задач, направленных на обеспечение устойчивого развития ДОУ и формирование условий для реализации социального, культурного и экономического потенциала  ребенка-инвалида, семьи, имеющей  ребенка- инвалида.

Основой профилактики и коррекции  является общее развитие  ослабленного организма. Этому способствует  комплекс оздоровительных мероприятий в режиме дня, который предусматривает разнообразные виды общеукрепляющих и специальных мероприятий: различные гимнастики, релаксация и др.

Читайте также:  Образец заполнения плана развития и жизнеустройства ребенка

В рамках всех разделов физического воспитания в детском саду,  ребенок, получает более низкую физическую нагрузку. Для этого педагоги при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений уменьшают число повторений каждого упражнения.

Мероприятия ДОУ, направленные на работу с ребенком – инвалидом

п/п

Наименование мероприятий

Дата

Ответственный

1.

Участие  семьи, имеющей     ребенка —

инвалида, в работе круглых столов, семинаров.

По плану

Долматова Н.В.

2.

Консультация с родителями на тему: «Совместная деятельность детского сада и семьи по оздоровлению ребенка»

Октябрь

Мед.сестра

Л.И. Бурсакова

3.

Проведение индивидуальных занятий по

формированию коммуникативных навыков с ребенком -инвалидом, испытывающим трудности в общении.

По плану

Долматова Н.В.

4.

Спортивное развлечение «За здоровьем в детский сад».                                                                                                                                                                       Цель: способствовать комплексному развитию двигательных навыков, формировать умения соревновательной деятельности, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.                                                                                                                                                                            

Октябрь

Долматова Н.В.

5.

Участие ребенка –инвалида  в

Утреннике «Мама – солнышко моё».                                                                                                                                                                                                               Цель: вызвать эмоциональный отклик детей, воспитывать любовь, уважение к маме.                                                                                                                      

Ноябрь           По плану

Долматова Н.В.

Семенихина Т.Н.

6.

Развлечение «Праздник пуговицы».                                                                                                                                                                                                                    Цель: познакомить с историей возникновения пуговицы, создать у ребенка радостное и веселое настроение.                                                                                                                                                                                  

Декабрь

По плану

Долматова Н.В.

7.

Проведение подвижных игр малой и средней подвижности.

В течение года

Долматова Н.В.

Щербатых Т.Г.

8.

Досуг-развлечение. «Старый Новый год с друзьями»                                                                            Цель: Формирование условий для общения ребенка с другими детьми.

Январь            По плану

Долматова Н.В.

9.

Консультация    для    педагогов    «Эколого-оздоровительная работа с детьми — инвалидами».

Февраль

Долматова Н.В.

10.

Консультация  для родителей  «Подвижные   игры  в коррекционной педагогике».

Март

Долматова Н.В.

11.

Апрель                                                                                                                                                                                                                                                   Спортивное развлечение «Космодром здоровья».                                                                                                                                                                                     Цель: закреплять знания детей о космосе; формировать умение использовать основные виды движений в игровых ситуациях.

Апрель

По плану

Долматова Н.В.

12.

Музыкально – литературная композиция к Дню Победы «Мы помним, мы гордимся».                                                                                                                    Цель: развивать у ребенка интерес к историческому прошлому через военно-патриотическую поэзию, музыку.

Май

По плану

Долматова Н.В.

13.

Родительское собрание. Тема: «Обучение и воспитание детей – инвалидов».

Май

Долматова Н.В.

Читайте также:  Какие витамины для развития мозга ребенка

               Индивидуальный план работы воспитателя в условиях ДОУ

п/п

Содержание

Периодичность выполнения

Ответственные

Время

1.

Определение оптимальной нагрузки на ребенка- инвалида, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей .

1 раз в год, внесение дополнений по необходимости

Долматова Н.В.

В течение года

2.

Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы, игры -забавы.

Ежедневно несколько раз в день

Долматова Н.В.

В течение года

3.

Дыхательная гимнастика в игровой форме.

3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна

Долматова Н.В.

В течение года

4.

Ароматизация помещений (чесночные бусы).

В течение дня ежедневно

Долматова Н.В.

Октябрь-ноябрь-декабрь

5.

Воздушные ванны (облегченная одежда соответствующая  сезону года).

ежедневно

Долматова Н.В.

В течение года

6.

Прогулки на воздухе

2 раза в день

Долматова Н.В

В течение года

7.

Хождение босиком по траве в летний период.

Ежедневно

Долматова Н.В.

Июнь – август

8.

Хождение босиком по массажным коврикам

Ежедневно после дневного сна

Долматова Н.В.

В течение года

9.

Обширное умывание

Ежедневно после дневного сна

Долматова Н.В.

В течение года

10

Игры с водой

Во время прогулки, во время занятий

Долматова Н.В.

Июнь-август

11.

Полоскание зева кипяченой теплой водой

После каждого приема пищи

Долматова Н.В.

В течение года

Здоровьесберегающие педагогические технологии

Формы работы

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственные

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Физкультурные минутки  («Дни недели» «Часы» «Зарядка» «Самолет» «Мишка») и т.д.

Во время НОД 1,5-2 минуты во время НОД.

Комплексы физических упражнений с выходом из-за стола, могут включать дыхательную гимнастику.

Долматова Н.В.

Динамические паузы (двигательные разрядки) («Зайчики» «Хлопки» «Кузнечики» «Мы растем») и т.д.

Во время занятий и между занятиями  2-5 минут по мере утомляемости ребёнка — инвалида

На занятиях в виде игр. Между занятиями в виде п/игр, танцевальных движений, физических упражнений, элементов релаксации

Долматова Н.В.

Подвижные и спортивные игры («Найди свой цвет»

«Ловишки» «Самолеты»

«Зайцы и волк»

«Найди пару») и т.д.

Как часть физкультурного занятия, на прогулке;                                       в группе- со средней степенью подвижности, ежедневно.

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту ребёнка. Используются только элементы спортивных игр.

Долматова Н.В.

Пальчиковая гимнастика  (« Раз, два, три, четыре, пять»

«Зайка серенький сидит»

«Дед Мороз»

«Капуста») и т.д.

ежедневно

Проводится в любой отрезок времени.

Долматова Н.В.

Упражнения после сна, массажные дорожки («Я на солнышке лежу», «Не — болейка», «Проснулись»,   «Заиньки»,   «Медвежонок косолапый»)  и т.д.                                                                                                                                                                  

После сна

ежедневно

Комплексы физических упражнений в группе.

Долматова Н.В.

Гимнастика для глаз («Волшебный сон» «Глазки» «Чудеса» «Радуга»)                                  «Ветер» «Елка»)                                                                                                                   и т.д.

Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки.

Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога.

Долматова Н.В.

Дыхательная гимнастика («Пузырики» «Наносики» «Ветерок» «Косим траву») и т.д.

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы

Проветривание помещения

Долматова Н.В.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурные занятия

Три раза в неделю:

2- в спортивном зале,

1- на улице

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад.

Долматова Н.В.

Утренняя гимнастика

Ежедневно, в спортивном зале

Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями.

Долматова Н.В.

Индивидуальная подготовка ребёнка – инвалида к физкультурным досугам и праздникам.

Один раз в квартал (праздник), один раз в месяц (досуг). 

В соответствии с программой.

Долматова Н.В.

Коррекционные технологии

Элементы
арттерапии

Игры – занятия с использованием арттерапевтических техник.

Использование элементов арттерапии в режимных моментах (прогулка, занятия, игры).

Долматова Н.В.

Психогимнастика

ежедневно

Проводится по методике Е.А. Алябьевой,

Долматова Н.В.

Элементы
сказкотерапии

2 раза в неделю

Коррекция мотивационно-личностной сферы.

Долматова Н.В.

Игровые упражнения в уголке сенсорики.

1 раз в неделю

Игровые упражнения

Долматова Н.В.

Предполагаемые конечные результаты:

Обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка-инвалида.

Достижения положительных результатов в коррекционной и оздоровительной работе.

Обогащение  предметно-развивающей среды  ДОУ и укрепление материально-технической  базы.

Материально –техническое обеспечение.

     Особое место при создании условий в ДОУ для детей-инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития.  С этой целью расширяется материально-техническая база ДОУ.

         По программе «Дети-инвалиды», приобретается следующее лечебное,   коррекционное и развивающее оборудование и пособия:

  1. – спортивный  инвентарь;
  1. — коррекционные пособия и игры;
  1. — картотека методической и специальной литературы

Источник