Деятельность в психологическом развитии ребенка и подростка

Психологическое развитие — формирование психических процессов и особенностей личности с помощью воспитания и обучения. Этот процесс осуществляется согласно характеристикам возрастного периода. Он берет начало до рождения личности и накапливает качественные и количественные преобразования психики в течение всей жизни, тем самым формируя личность.

Психологическое развитие и деятельность ребенка — главное занятие малыша в границах общественного роста. При выполнении его появляются психические новообразования на определенном этапе развития. Каждый период характерен своим поведением.

Свойства психологической деятельности:

  1. Толчок к формированию иных видов деятельности;
  2. Преобразование личных психических процессов;
  3. Психологические видоизменения личности ребенка.

Каждому этапу психологического развития ребенка соответствует своя деятельность, ее еще называют ведущей. Изменением одной деятельности на другую является признаком перехода от одной стадии социального развития к другой.

Периоды развития и свойственные им виды деятельности:

  • С первых дней и до года. Этому времени свойственны эмоциональный контакт мамы с новорожденным. Выходит, что основная деятельность — социальный контакт и необходимость в нем. Также формируется начало предметной деятельности: это хватание предметов и движение телом (двигать осознано руками, вставать и ходить, ползать и сидеть).

Игрушки этого периода направлены на развитие органов чувств (зрения, слух, осязание) и моторики пальцев. Уже позже появится освоение предмета, как целостного объекта (цвет, форма, вес, запах, размер).

Задача родителей — приобретать насыщенные и красочные игрушки.

Речь ограничивается произношением звуков и их сочетаний.

  • С 1 года до 3 лет. Раннему детскому возрасту свойственна предметно-манипуляционная деятельность. Малыш учится общаться и пользоваться окружающими предметами с помощью общепринятых правил. Освоение предметов происходит с поддержкой родителей,
    которые показывают принцип работы с этим предметом.

Родители, очень важно все делать вместе: чистить зубы, одеваться, кушать.

Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.

В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис — «Я сам» (я личность).

Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.

  • С 3 до 5 лет. Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.

Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.

Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.

Речь — становится более сложной в структуре предложений.

  • С 5 до 7 лет. Этот возраст играет важную роль в подготовке к школе.

Речь учителя и сверстников должна распознаваться на слух (слуховое восприятие и память).

Задача родителей в подготовке:

  1. Памяти;
  2. Речи;
  3. Чтения и математике;
  4. Логического мышления;
  5. Коммуникабельности;
  6. Дисциплины и режима дня.
  • С 7 до 11 лет. Психологические особенности развития детей в период учебной деятельности — умение изучать и оперировать приобретенными знаниями. В этом возрасте в связи со значительными изменениями в окружающей социальной сфере у школьника возникает кризис. Большая нагрузка идет на память, которой приходится усиленно работать. Из непроизвольной памяти она превращается в целенаправленную.

Произошедшие изменения:

  1. Расширение круга авторитетов — учитель;
  2. Особые требования и правила поведения в школе и на уроке;
  3. Ученик — объект оценивания;
  4. Партнерские взаимоотношения.

С 11 до 15 лет. Разные виды деятельности развиваются в этом возрасте (спортивная, трудовая, учебная, художественная). Игра подростков интересует не как процесс, а как результат для самовыражения. Учебная деятельность все же стоит на первом месте, только теперь усложняется спецификой предметов и отношением к этим занятиям. Также этот период кризисный: подросток считает себя взрослым, но он к этому еще не готов.

Родители, помогите подростку не просто смоделировать перспективу будущего, а производить конкретные действия.
В этом возрасте подросток ассоциирует себя с членом общества.

  • С 15 до 17 лет. Учебная деятельность продолжает играть ведущую роль. Эта деятельность теперь переориентируется в сознании старшего школьника согласно его будущим планам на профессиональную ориентацию. Самосознание работает на выработку нравственных и политических, а также эстетических идеалов.

Вся деятельность ребенка упорядочена по возрасту и не может наступить раньше другого психологического этапа развития, и имеет свойства одного целого.

Психологическое развитие и обучение ребенка

Связь между психологическим развитием и обучением ребенка должна рассматриваться через понятие социальной среды. Это окружающий социальный мир, в котором растет малыш, его научные подходы, традиции искусства и культуры, религиозные течения и идеология.

Читайте также:  Понятие дошкольная педагогика наука о развитии ребенка дошкольного возраста

Обучение детей зависит от общества и его развития (школы, детские сады, институты), а также обусловлено традициями в семейном воспитании.

Психологическое развитие и обучение ребенка включает еще одно немаловажное понятие — «сенситивный период развития» (время, когда ученик максимально способен воспринять определенное обучение). То есть помочь школьнику в развитии именно тогда, когда это максимально легко воспримется ребенком.

В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений. Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга.

Психологические функции сначала окружают , а потом становятся его неотъемлемой частью.

Пример: с первых дней малыш не может говорить и отвечать родителям. Но, несмотря на это, речь его сопровождает постоянно и повсюду. Постепенно обучаясь, ребенок овладевает этой функцией. С ее помощью формирует психологическое развитие — мысли, предположения, теории.

При формировании какой-либо функции в процессе обучения вместе — ученик и учитель, она (функция) пребывает в «зоне ближайшего развития» (начало психических процессов). После полного формирования процессов их можно протестировать и выяснить актуальный уровень развития.

Для определения уровня зоны ближайшего развития ученика необходимо:

  • Задать подсказывающие вопросы;
  • Начать процесс вместе и предложить закончить школьнику самостоятельно;
  • Подсказать общую его суть.

Оценка этой работы должна учитывать не только знания, которыми уже владеет ученик, но и только начавшие формироваться знания.

Психологическое развитие и обучение ребенка должны быть едины и ориентироваться на ближайшие знания. Тогда они будут производить развивающий эффект. Другими словами, при обучении должен учитываться потенциал малыша на данном уровне его развития. Ребенок использует свои возможности, тем самым давая толчок для развития других.

Деятельность и обучение играют большую неразрывную роль в психологическом развитии . Все имеет свое место и время, и наша задача (родителей) вовремя предоставить ребенку необходимые знания, которые он может воспринять благодаря определенной деятельности.

Источник

4

Вопрос
№ 20

Особенности
психического развития подростка.

Подростковый возраст охватывает период
от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из
самых сложных и ответственных в жизни
ребенка и его родителей. Как и любой
другой, подростковый возраст «начинается»
с изменения социальной ситуации развития.

Специфика социальной ситуации
развития заключается в том, что подросток
находится в положении (состоянии) между
взрослым и ребенком — при сильном
желании стать взрослым, что определяет
многие особенности его поведения.
Подросток занимает промежуточное
положение между детством и взрослостью.
Подросток стремится отстоять свою
независимость, приобрести право голоса.

В подростковом возрасте ведущей
деятельностью
является общение со
сверствниками. Именно в процессе общения
со сверстниками происходит становление
нового уровня самосознания ребенка,
формируются навыки социального
взаимодействия, умение подчиняться и
в тоже время отстаивать свои права.
Кроме того, общение является для
подростков очень важным информационным
каналом.

В результате такой резкой смены интересов
в подростковом возрасте часто страдает
учебная деятельность, снижается школьная
мотивация.

Многие особенности поведения подростка
связаны не только с психологическими
изменениями, но и с изменениями,
происходящими в организме ребенка.
Половое созревание и неравномерное
физиологическое развитие
подростка
обуславливают многие его поведенческие
реакции в этот период. Подростковый
возраст характеризуется эмоциональной
неустойчивостью и резкими колебаниями
настроения. Поведение подростков
зачастую бывает непредсказуемым, за
короткий период они могут продемонстрировать
абсолютно противоположные реакции:

  • целеустремленность и настойчивость
    сочетаются с импульсивностью;

  • неуемная жажда деятельности может
    смениться апатией, отсутствием стремлений
    и желаний что-либо делать;

  • повышенная самоуверенность,
    безаппеляционность в суждениях быстро
    сменяются ранимостью и неуверенностью
    в себе;

  • развязность в поведении порой сочетается
    с застенчивостью;

  • романтические настроения нередко
    граничат с цинизмом, расчетливостью;

  • нежность, ласковость бывают на фоне
    недетской жестокости;

  • потребность в общении сменяется желанием
    уединиться.

Наиболее бурные аффективные реакции
возникают при попытке кого-либо из
окружающих ущемить самолюбие подростка.
Пик эмоциональной неустойчивости
приходится у мальчиков на возраст 11-13
лет, у девочек — на 13-15 лет.

Существенные изменения происходят в
развитии познавательных процессов.

Внимание. Подросток может хорошо
концентрировать внимание в значимой
для него деятельности. Внимание становится
хорошо управляемым, контролируемым
процессом.

Читайте также:  Ребенок 9 месяцев развитие рост вес девочка

Память. Подросток способен
управлять своим произвольным запоминанием,
использовать различные мнемические
средства. Память в этом возрасте
перестраивается, переходя от доминирования
механического запоминания к смысловому.
При этом перестраивается сама смысловая
память — она приобретает опосредованный,
логический характер, обязательно
включается мышление.

Подростковый возраст считается кризисным,
поскольку происходят резкие качественные
изменения, затрагивающие все стороны
развития и жизни. Кризис 13 лет относится
к числу острых.

Симптомы кризиса

  1. Наблюдается снижение продуктивности
    и способности к учебной деятельности
    даже в той области, в которой ребенок
    одарен.

Происходит переход на новую, высшую
ступень интеллектуального развития.
На смену конкретному приходит логическое
мышление. Это проявляется в критицизме
и требовании доказательств, его начинают
интересовать философские вопросы
(проблемы происхождения мира, человека).

С развитием мышления наступает интенсивное
самовосприятие, самонаблюдение, познание
мира собственных переживаний. В этом
возрасте многие подростки ведут дневники.

  1. Второй симптом кризиса – негативизм.

У мальчиков негативизм проявляется
ярче и чаще, чем у девочек, и начинается
позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса
не обязательно имеет негативный характер.
Л.С.Выготский пишет о трех вариантах
поведения.

  1. Негативизм ярко выражен во всех областях
    жизни подростка. Подросток недоступен
    уговорам старших, возбудим или, наоборот.
    Это трудное и острое протекание
    наблюдается у 20% подростков.

  2. Ребенок – потенциальный негативист.
    Это проявляется лишь в некоторых
    жизненных ситуациях, главным образом
    как реакция на отрицательное влияние
    среды (семейные конфликты, угнетающее
    действие школьной обстановки). Таких
    детей большинство, примерно 60 %.

  3. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

На этом основании можно предположить,
что негативизм — следствие недостатков
педагогического подхода.

Основные линии развития подростков
связаны с прохождением личностных
кризисов: кризиса идентичности и кризиса,
связанного с отделением от семьи и
приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности.

В этот период происходит поиск и выбор
новой взрослой идентичности, нового
отношения к себе и к миру. Внешне это
проявляется в активном интересе к себе:
подростки постоянно что-то доказывают
друг другу и самому себе; они общаются
на темы, затрагивающие моральные и
нравственные вопросы, межличностные
отношения; появляется интерес к
исследованию себя, уровня развития
своих способностей через прохождение
тестов, участие в олимпиадах.

Бурное развитие сознания и самосознания
обуславливает интерес к себе, поэтому
ребенок в подростковом возрасте склонен
к уходу в себя, чрезмерно самокритичен
и чувствителен к посторонней критики.
Поэтому любая оценка со стороны значимых
взрослых может вызвать бурную и
непредсказуемую реакцию.

Становление нового уровня самосознания
выражается также в стремлении понять
себя, свои возможности и особенности,
свое сходство с другими людьми и
свое отличие — уникальность и
неповторимость. Познание себя через
отличие зачастую происходит через
противопоставление себя миру взрослых.
Отсюда может идти негативизм в отношении
норм и ценностей взрослых, их обесценивание.
«Я не такой как вы! Я никогда не стану
таким!», — вот достаточно характерные
для подросткового возраста фразы. Как
следствие, в этом возрасте наблюдается
резкое понижение ценности общения в
семейном кругу: самыми большими
авторитетами становятся друзья, а не
родители.

Познание себя через сходство с
другими происходит у подростков при
общении со сверстниками. Подростки
имеют свои собственные нормы, установки,
специфические формы поведения, которые
образуют особую подростковую субкультуру.
Для них очень важно чувство принадлежности,
возможность занять свое место в
референтной группе
.

Таким образом, можно сказать, что в
подростковом возрасте резко падает
авторитет взрослого и возрастает
значимость мнения сверстников.

Кризис, связанный с отделением от
семьи и приобретением самостоятельности.

Отечественные психологи выделяют еще
одну важную особенность подросткового
возраста – чувство взрослости.
Внешне это выглядит как стремление к
самостоятельности и независимости. Он
стремиться расширить свои права, делать
так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое
поведение часто провоцирует запреты.
Но это необходимо, т.к. именно подобном
противостоянии со взрослыми подросток
исследует свои границы, пределы своих
физических и социальных возможностей,
рамки дозволенного. Через такую борьбу
за независимость он удовлетворяет
потребности в самопознании и
самоутверждении, узнает свои возможности
и учиться действовать самостоятельно.

Итак, для подросткового
возраста характерны следующие особенности:

— половое созревание и неравномерное
физиологическое развитие, обуславливающие
эмоциональную неустойчивость и резкие
колебания настроения;

— изменение социальной ситуации развития:
переход от зависимого детства к
самостоятельной и ответственной
взрослости;

Читайте также:  Как определить степень развития ребенка

— смена ведущей деятельности: учебную
деятельность вытесняет интимно-личностное
общение со сверстниками;

— открытие и утверждение своего «Я»,
поиск собственного места в системе
человеческих взаимоотношений;

— познание себя через противопоставление
миру взрослых и через чувство принадлежности
к миру сверстников. Это помогает подростку
найти собственные ценности и нормы,
сформировать свое представление об
окружающем его мире;

— появление «чувства взрослости», желание
подростка признания своей «взрослости».
В этом возрасте подростки стремятся
освободиться от эмоциональной зависимости
от родителей.

Источник

Подростковый возраст или его еще называют отрочество – это этап в индивидуальном развитии, находящийся между дет­ством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет.

Основная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны раз­вития.

У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опе­режают их и т. п. Например, девочки во многих отношени­ях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и пси­хическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее.

Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведе­нии признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную авто­номию. Все эти черты появляются в предподростковом пе­риоде развития (приблизительно 10—11 лет), но наибо­лее интенсивно развиваются в подростковом возрасте (при­мерно 11—14 лет).

Подростковый период — время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 15 лет характе­ризуется становлением избирательности, целенаправленнос­ти восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Наиболее важен в этом отношении период 11—12 лет — время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическо­му, от непосредственной памяти к логической.

В интеллектуальной деятельности школьников в пери­од отрочества усиливаются индивидуальные различия, свя­занные с развитием самостоятельного мышления, интеллек­туальной активности, творческого подхода к решению за­дач, что позволяет рассматривать возраст 11—14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не о ребенке — «чувство взрослости». Подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет в ощущениях, полноценной подлинной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. Происходит становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои воз­можности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Отрочест­во характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формирова­нием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Проис­ходит переход от ориентации на оценку окружающих к ори­ентации на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставле­ние реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции школьника.

Одной из проблем подросткового возраста является неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. Указывают следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции.

1. Снижение самоуважения и часто как следствие — соци­альная деградация, агрессивность и преступность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуа­циях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.

По мере взросления появляется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Новый уровень самосознания, формируясь под влия­нием ведущих потребностей возраста, — в самоутвержде­нии и общении со сверстниками, одновременно определя­ет их и влияет на их развитие.

Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 4554; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8826 — | 8352 — или читать все…

Читайте также:

Источник