Деятельность в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период и жизни

Деятельность в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период и жизни thumbnail

1. Выбрать правильный ответ. Психологические границы раннего возраста

а) от кризиса рождения до кризиса «Я сам!

б) от рождения до кризиса прямохождения

в) от комплекса оживления до кризиса «Я сам»

г) от кризиса прямохождения до кризиса « Я сам»

2. Выбрать правильный ответ. Возрастные границы раннего возраста:

а) от 1 года до 2 лет;

б) от 1,5 года до 3 лет;

в) от 1 года до 3 лет.

3. Выбрать правильный ответ. Важнейшими достижениями раннего возраста являются:

а) прямохождение;

б) речь;

в) игра;

г) предметная деятельность;

д) учебная деятельность.

4. Выбрать правильный ответ. Ранний возраст сензитивен для развития:

а) способов передвижения;

б) предметных действий;

в) речи;

г) продуктивных видов деятельности.

5. Выбрать правильный ответ. Первым носителем обобщения для ребенка является:

а) слово взрослого;

б) используемое орудие;

в) собственное действие.

6. Выбрать правильный ответ. Предметом возрастной психологии является:

а) процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека;

б) процесс развития психологической науки;

в) особенности индивидуального развития людей;

г) особенности развития педагогических навыков и умений.

7. Выбрать правильный ответ. Возрастной период – это:

а) ход развития;

б) цикл развития;

в) хронологический период;

г) период жизни.

8. Выбрать правильный ответ. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации происходит:

а) также, как в нормальных условиях;

б) быстрее, чем в нормальных условиях;

в) иначе, чем в нормальных условиях;

г) медленнее, чем в обычных условиях.

9. Выбрать правильный ответ. Задержка психического развития, как отклонение в психическом развитии:

а) может быть преодолена при правильном обучении и воспитании;

б) не может быть совсем преодолена ни при каких условиях;

в) может сама пройти с возрастом;

г) сложно сказать что-то определенное.

10.  Выбрать правильный ответ. Ситуативное понимание речи окружающих складывается:

а) к 3-м годам;

б) к концу 1 года;

в) к 6-ти годам;

г) к 6-ти месяцам.

11. Выбрать правильный ответ. Проявлением психической депривации в раннем возрасте может быть:

а) отсутствие комплекса оживления;

б) замкнутость;

в) страхи;

г) боязнь безопасных предметов.

12.  Выбрать правильный ответ. Главной задачей возрастной психологии является:

а) отслеживание динамики развития;

б) отслеживание отклонений в развитии;

в) отслеживание особенностей реагирования в конфликтах;

г) отслеживание особенностей развития теорий личности.

13. Выбрать правильный ответ. Смена периодов интенсивного развития периодами замедления – это:

а) неравномерность развития;

б) цикличность развития;

в) метаморфозы развития;

г) сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии.

14. Выбрать правильный ответ. Основные этапы психического развития человека включают:

а) детство, отрочество, юность, зрелость, старость;

б) созревание и старение;

в) созревание;

г) старение.

15. Выбрать правильный ответ. Развитие самосознания в раннем возрасте начинается:

а) с узнавания себя в зеркале;

б) с употребления местоимения «Я»;

в) с осознания собственных желаний;

г) с усвоения своего имени.

16. Выбрать правильный ответ. Психическое развитие в младенчестве зависит от особенностей:

а) системы обучения;

б) общения с матерью;

в) системы социального обеспечения;

г) системы воспитания.

17. Выбрать правильный ответ. Психическое развитие в раннем детстве в наибольшей степени определяется ходом развития:

а) предметно — манипулятивной деятельности;

б) мышления;

в) личности;

г) мелкой моторики.

18. Выбрать правильный ответ. Полное понимание речи окружающих складывается:

а) к 3-м годам;

б) к концу 1 года;

в) к 6-ти годам;

г) к 2-м годам.

19. Выбрать правильный ответ. Основными условиями психического развития являются:

а)   применяемые технологии обучения;

б) предметы материальной и духовной культуры, люди и отношения между ними;

в) уровень развития материальной культуры;

г) применяемые технологии воспитания.

20. Выбрать правильный ответ. Одним из проявлений эмоциональной депривации в младенческом возрасте является:

а) неадекватная эмоциональная реакция в ответ на действия взрослого;

б) отсутствие чувства стыда;

в) отсутствие эмоционального сопереживания;

г) амбивалентное поведение.

21. Выбрать правильный ответ. Наиболее значимыми для психического развития в раннем детстве оказываются:

а) рисование;

б) орудийные действия;

в) лепка;

г) учебная деятельность.

22. Вставить пропущенные слова.

Знаковая функция сознания состоит в возникновении _замены____ одного объекта в качестве заместителя другого.

23. Дополнить предложение. Первым видом мышления ребенка раннего возраста являетсядейственное.

24. Дополнить предложение. Отличительной особенностью программы «От рождения до школы» является

25. Дополнить предложение. К критериям успешной адаптации ребенка относятся:

26. Дать определение понятию «адаптация»

27. Дать определение понятию «депривация»

28. Дополнить предложение. Степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода

29. Дополнить предложение. Первой формой идентификации отношений взрослого и ребенка является

30.Перечислите факторы, определяющие успешность адаптации.

31. Перечислите условия социальной ситуации развития детей.

32. Перечислите компоненты процесса социально-психологической адаптации

33. Найти соответствие

1Основные линии развития детей раннего возраста

А) негативизм, упрямство, строптивость, ревность

2 Симптомы кризиса трех лет

Б) знакомство с предметами и их функциями;

общение и совместная деятельность со взрослым;

освоение предметных действий;

3 Приемы торможения отрицательных эмоций

В) переключение; игры с песком, водой;

игры с бытовыми предметами; пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки)

34. Найти соответствие

1В работах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля рассматривались

А) на первый план вышли вопросы организации обучения, преподавания на основе гуманистических принципов, с учетом индивидуальных особенностей детей и их интересов.

2 В период Средневековья, с III по XIV в

Б) условия и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, творчества и способностей, сформулирована идея гармоничного психического развития человека.

3 В эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский)

В) большее внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на психику.

34. Найти соответствие

1Оральная стадия психосексуального развития

А) от 3 до 6 лет

2 Анальная стадия психосексуального развития

Б) от рождения до 1 года

3 Фаллическая стадия психосексуального развития

В) от 1 года до 3-х лет

35. Найти соответствие

1 Л.И. Божович

А) Учение о стадиях когнитивного развития

2 Ж. Пиаже

Б) Учение о социальной ситуации развития ребенка

Читайте также:  Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте по фгос

3 Э. Эриксон

В)Учение о влияние на развитие социальных факторов

36. Найти соответствие

1 Сенсомоторная стадия развития по Ж. Пиаже

А) Дети приобретают и используют

познавательные операции (мыслительные действия,

являющиеся компонентами логического мышления)

2. Дооперациональная стадия по Ж. Пиаже

Б) Для изучения окружающей среды используются сенсорные и моторные возможности.

3. Стадия конкретных операций по Ж. Пиаже

В) Для изучения окружающей среды используются сенсорные и моторные возможности.

37. Дополнить предложение.Поведение ребенка идет вразрез с тем, которое предлагают ему взрослые; он не хочет выполнять требуемое только потому, что это предложил взрослый — это проявления ……

38. Дать определение понятию «протоязык»

39. Дополнить предложение. Поведение, при котором ребенокнастаивает на выполнении своего требования не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это требует, называется …

40. Перечислить принципы, необходимые для организации сопровождения детей раннего возраста

Источник

Развитие психики ребенка — сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов — наследственно-биологических и социальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды). На всем протяжении жизни ребенка его психика находится в процессе непрерывного развития, она протекает не всегда равномерно (скачкообразно): периоды относительно медленного, постепенного созревания сменяются периодами бурного развития. Каждый возрастной период характеризуется психологическими особенностями ребенка, появлением новых социальных потребностей и определенным характером взаимоотношения его с окружающей средой.

В процессе развития ребенка постепенно усложняются и углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему миру, происходит становление личности человека. Созревание отдельных психических функций происходит последовательно и поэтапно: первый этап — развитие основных двигательных функций — происходит от момента рождения до 1 года; второй этап это развитие сложных двигательных функций — от 1 года до 3 лет; третий — созревание эмоциональной сферы — от 3 до 12 лет; четвертый — созревание мыслительной деятельности — после 12 лет. Выделение этапов не означает, что формирование каждой психической функции начинается и завершается в строго очерченные периоды времени. Формирование нового психического качества, новой функции всегда начинается на предшествующих этапах развития, задолго до начала того этапа, на котором та или иная система созревает. В связи с этим выделение последовательных стадий психического созревания всегда является в известной мере условным.

На первом этапе развития психики ребенка происходит преимущественное созревание и дифференциация его двигательных функций. Реакция ребенка в первые дни его жизни — преимущественно двигательные (крик, двигательное беспокойство и т. п.). Они возникают в ответ на любые раздражители — холод, голод, резкое изменение положения тела. Начиная с 3 месячного возраста деятельность ребенка принимает преимущественно игровой характер, во время игры своими ручками, ножками у него появляются первые эмоции — удовлетворение от выполнения элементарных целенаправленных движений. В то же время эти игровые действия создают предпосылки для постепенного формирования и представления о своем теле. По мере совершенствования двигательных навыков создаются условия для усложнения игровой деятельности ( малышу становится доступным обращение с различными предметами). [2, с.183-190].

Параллельно с совершенствованием двигательных функций происходит развитие эмоциональной сферы ребенка. У него возникают элементарные чувства и эмоции буквально с первых дней жизни. Раньше всего появляются отрицательные эмоции, возникающие в ответ на неблагоприятные воздействия (понижение температуры окружающей среды, переполнение кишечника или спазмы пустого желудка, строгий тон взрослых при обращении к нему и т. п.).

Если на самых ранних этапах жизни эмоции имеют безусловнорефлекторную природу (т. е. возникают как ответ на воздействие раздражителей), то уже начиная со 2—3-го месяца жизни некоторые эмоциональные реакции приобретают условнорефлекторный характер. Так, приближение матери, появление знакомой бутылки с молоком вызывают у ребенка положительную эмоциональную реакцию, первая улыбка как выражение положительного эмоционального состояния может наблюдаться уже на 2-м месяцу жизни. К 6—7 месяцу малыш испытывает радостные эмоции при виде игрушек; в 9—10 он способен проявлять эмоции, схожие с чувством ревности, при обращении взрослых к другому ребенку; у него появляется чувство удивления, которым он реагирует на новое, необычное явление, что свидетельствует о начале познавательного отношения ребенка к окружающему, о развитии памяти.

Начало второго этапа характеризуется переходом ребенка из горизонтального положения в вертикальное (ребенок начинает самостоятельно стоять, ходить), что создает предпосылки для резкого качественного сдвига в его развитии.

Важнейшую роль в развитии психики на этом этапе играет овладение речью. Появление речи существенно влияет на формирование других психических функций — познавательной деятельности, эмоциональной сферы и др. Итак, для развития и усложнения эмоциональной сферы весьма существенное значение имеет словесная оценка взрослыми своего отношения к ребенку и его действиям. Очень важно, чтобы словесная оценка «это хорошо, а это плохо» подкреплялась соответствующими жестами, мимикой, интонациями, т. к. в этом возрасте слово, лишенное эмоциональной окраски, не воздействует на ребенка. Наблюдается развитие воли — стремление получить желаемое, появляется настойчивость, в том числе в играх. Возраст 3 года иногда называют возрастом первого упрямства. Упрямство означает противопоставление своих желаний и отстаивание их. Все это стало возможным потому, что ребенок начал осознавать себя, свое Я — личность.

На 2—3 году жизни развиваются уже элементарные эстетические чувства, а также познавательные эмоции; чувство удивления, характерное для годовалого ребенка, сменяется в этом возрасте любознательностью, что обусловливает появление столь характерного для этого этапа множества вопросов, задаваемых малышом.

На третьем этапе ранее развившиеся эмоции становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее малодифференцированное радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности — формируется система эмоциональных; отношений. Появляются элементы познавательных эмоций. Формируются высшие нравственные эмоции — чуткость, забота, чувство дружбы и товарищества.

Читайте также:  Развитие субъектной позиции ребенка в труде

Наряду с постепенным усложнением и созреванием эмоциональной сферы происходит дальнейшее развитие других психических функций — восприятий и ощущений, памяти и внимания, двигательной сферы и волевых функции. Уже на втором и третьем этапах развития закладываются основы мыслительной деятельности ребенка; формируются простые, а затем более сложные понятия и суждения. [2, с.208].

Четвертый этап развития психики характеризуется тем, что именно в этот период происходит основное, завершающее формирование мыслительной деятельности ребенка. На этом этапе ребенок уже может иметь самостоятельные суждения, строить в уме предварительный логический план своих действий и поступков, последовательно анализировать факты. На смену преимущественно чувственным формам познавательной деятельности постепенно приходит логическое мышление. Именно в этом периоде происходит окончательное формирование высших человеческих эмоций — познавательных, эстетических, нравственных.

Развитие психики ребенка происходит неравномерно, иногда наблюдаются резкие сдвиги, внезапное появление качественно новых особенностей. Однако любые отклонения от нормы, как замедление созревания, так и ускоренное развитие, требуют консультации специалистов. В биологическом и психическом развитии ребенка выделяются три критических периода: 3 — 4 года, 7 — 8 лет и 12- 14 лет. Бурно протекающее физическое и психическое развитие в указанные критические периоды часто вызывает резкое напряжение в деятельности почти всех функциональных систем организма, что создает повышенную опасность заболевания, также нервно-психическими болезнями (неврозами, психозами). Наиболее настораживает в этом отношении третий — называется пубертатный (критический период, который характеризуется половым созреванием подростков)

Представленные этапы развития психики ребенка являются во многом схематичными и условными. Индивидуальные особенности развития каждого ребенка могут вносить значительные изменения в представленную схему. С другой стороны, за последнее время существенные поправки в закономерности созревания (как физического, так и психического) вносит феномен, который называется акцелерацией — ускорение роста и развития современных детей и подростков. Все это может способствовать развитию тех или иных нарушений поведения у детей, а при отсутствии необходимых условий воспитания и обучения явиться предпосылкой неправильного формирования личности ребенка.

Источник

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • • предмет и основные понятия детской психологии, термины «психическое развитие», «социальная ситуация развития», «зона ближайшего развития», «ведущая деятельность», «сензитивный период», «возрастной кризис»;
  • • законы и движущие силы психического развития детей;

уметь

  • • характеризовать детерминанты и периодизации психического развития детей;
  • • определять основные категории детской психологии как науки;
  • • описывать стратегии исследования психики ребенка;

владеть

  • способами организации исследования по детской психологии;
  • • методами, которые используются при изучении детской психики.

Психическое развитие детей как предмет детской психологии

Детство – это уникальный период в жизни человека, в течение которого происходит интенсивное формирование и развитие психических процессов и свойств личности. Развитие в широком смысле понимается как совокупность определенных изменений в материи и сознании, универсальное их свойство. Понятие развития следует отличать от понятия роста. Рост выражается прежде всего в количественных изменениях, связан с увеличением размеров отдельных органов и организма в целом. Развитие в отличие от роста сводится к качественным преобразованиям с появлением новых функций и структур. Понятие развития также следует отличать от понятия созревания. Созревание связано с последовательными изменениями структур и физиологических процессов организма по мере его роста в структуре и функциях центральной нервной системы и других системах организма. Рост и созревание организма являются одними из важных условий психического развития.

Психическое развитие можно понимать как закономерное изменение психических функций, совокупность их количественных, качественных и структурных преобразований. Психические явления находятся в постоянном изменении, движении и развитии. Это развитие может рассматриваться в двух планах: в плане исторического развития человека вообще и в плане развития отдельной личности в процессе ее жизни. С первым планом связано понятие филогенеза психики, т.е. ее исторического развития, со вторым – понятие онтогенеза – индивидуального психического развития. Постепенно в процессе психического развития происходит социализация личности как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком общественного опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Психическое развитие детей является предметом изучения одного из разделов возрастной психологии – детской психологии. Детская психологияэто наука, изучающая закономерности и факты психического развития ребенка от рождения до семи лет. Данный период принято делить на несколько возрастных этапов: новорожденность (от рождения до двух месяцев), младенчество (от двух месяцев до года), ранний возраст (от года до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). Изучение психологических особенностей детей и закономерностей их развития имеет очень важное значение для педагогической практики, так как исследования в области детской психологии позволяют более осознанно и эффективно осуществлять воспитательно-образовательный процесс. В рамках детской психологии изучаются: движущие причины и условия онтогенеза психики ребенка; различные виды деятельности, такие как игры, труд, учение; отдельные психологические процессы; познавательные, эмоциональные и волевые; психологические особенности каждого ребенка; формирование личностных качеств. Все задачи детской психологии можно условно разделить на три группы:

  • научно-исследовательские задачи – связаны с организацией и проведением научных исследований психики ребенка, с обработкой и обобщением результатов исследований, выявлением на этой основе фактов и закономерностей психического развития детей, с разработкой научной терминологии и построением научной теории в целом;
  • диагностические задачи – связаны с разработкой валидного и надежного диагностического инструментария (психодиагностических методик) для выявления особенностей познавательных процессов, психических состояний и свойств личности детей разного возраста, определением и основанием возрастных нормативов психического развития как критериев диагностики;
  • развивающие задачи – связаны с поиском эффективных средств и методов целенаправленного развития определенных сторон детской психики, разработкой программ развивающих занятий определенной направленности.
Читайте также:  Мухина игрушка как средство психического развития ребенка вопросы психологии

Первую группу задач можно назвать академическими, теоретическими, остальные задачи являются прикладными, наиболее приближенными к практике. Прикладные задачи решаются в рамках детской практической психологии. Основной задачей детской психологии является описание и объяснение особенностей психического развития детей. Каждый ребенок – эго уникальная индивидуальность со своими неповторимыми индивидуальными психологическими особенностями. Тем не менее дети определенного возраста имеют определенные общие психологические особенности, присущие всем представителям данной возрастной категории. Эти психологические особенности и закономерности и изучает детская психология. При решении своих задач детская психология использует тесные и взаимные междисциплинарные связи – связи с другими науками. С одной стороны, она использует данные философии, культурологии, морфологии и физиологии нервной деятельности, возрастной психологии и общей психологии и даст эмпирический, практический материал для них, с другой – она является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогических наук и практической психологии.

В детской психологии выделяют два типа психического развития: преформированный и непреформированный. Преформированный тип развития – развитие, при котором заранее определены закономерности, которые определят развитие ребенка в течение некоторого времени, например, пренатальное (внутриутробное) развитие. Непреформированный тип – это развитие, когда процесс задан не изнутри, а извне и определен уровнем развития общества и спецификой ближайшего социального окружения, в котором ребенок находится. Детское развитие представляет собой главным образом непреформированный тип развития. Специфическая особенность психического развития ребенка заключается в том, что оно подчиняется общественно-историческим, а не биологическим законам, происходит не как реализация врожденных биологических задатков и не как накопление индивидуального опыта, а через присвоение культурно-исторического опыта и через превращение общественных ценностей и норм деятельности в собственные, индивидуальные способности ребенка. Недостаточно родиться человеком, чтобы сформироваться развитой личностью. Для полноценного психического развития необходимы благоприятные социальные условия, общение со взрослыми, с помощью которых ребенок овладевает культурно-историческим опытом. Без общения со взрослыми невозможно полноценное психическое развитие ребенка. Доказательством этого служат многочисленные примеры развития так называемых детей-маугли, которые по тем или иным причинам оказались изолированными от человеческого общества и развивались среди животных. К сожалению, все чаще детей-маугли стали находить не в лесу и не в джунглях, а в городах и деревнях, и это в наше время. Чаще всего их находят по чистой случайности и только тогда, когда необратимые изменения в их физическом развитии и психике уже произошли.

Практический пример

В Волгограде в 2008 г. был обнаружен мальчик, который понимает птичий язык. Семилетнего малыша забрали у 31-летней матери. Мальчик жил вместе со своей матерью в двухкомнатной квартире, которая была заставлена клетками с птицами и перепачкана пометом. Женщина содержала домашних птиц и подкармливала диких. Установлено, что мать ребенка не била, кормила, но почему-то вообще не общалась с сыном. Поэтому ребенок обучился языку птиц. Когда с малышом заговаривал и педагоги, он чирикал. При этом он размахивал руками, подражая взмахам птичьих крыльев. Вскоре после изъятия мать написала заявление об отказе от ребенка. Мальчик был переведен в центр психологической реабилитации.

Лев Семенович Выготский (1896-1934) сформулировал ряд законов психического развития:

  • 1) закон цикличности, психическое развитие характеризуется определенным ритмом и темпом, который меняется в разные возрастные периоды. Циклы интенсивного развития сменяются циклами замедленного развития, и наоборот. Эти циклы присущи и отдельным психическим функциям и развитию психики в целом;
  • 2) закон метаморфозы в развитии: развитие психики представляет собой цепь качественных изменений. Таким образом, психика ребенка качественно отличается от психики взрослого;
  • 3) закон неравномерности, развитие психики происходит неравномерно, непропорционально. Каждая психическая функция ребенка имеет свой оптимальный, наиболее благоприятный период развития – сензитивный период;
  • 4) закон сочетания эволюции и инволюции в развитии: прогрессивное развитие сопровождается определенными регрессивными изменениями в психике;
  • 5) закон развития высших психических функций•, высшие психические функции возникают вначале как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества со взрослыми и лишь потом становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка.

Динамику психического развития можно представить следующим образом.

  • 1. К началу каждого возрастного этапа складывается определенная социальная ситуация развития – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений ребенка в социальной действительности, отраженная в его переживаниях, неповторимое взаимоотношение ребенка с окружающей действительностью.
  • 2. Социальная ситуация развития закономерно определяет образ жизни ребенка, его виды деятельности, среди которой особое значение имеет ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований.
  • 3. Психологические новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений, социальной ситуации развития. Наступает связанный с этим критический период – возрастной кризис – это период, возникающий при переходе от одной возрастной ступени к другой, характеризующийся резкими психическими изменениями, системными качественными изменениями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания.

Психическое развитие происходит в обучении – организованном регулировании процессов взаимодействия ребенка с окружающей средой для достижения им той идеальной формы, которой он должен достичь в своем возрасте. Связь обучения и развития психики Л. С. Выготский отразил в понятии зоны ближайшего развития, которую он понимал как расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его потенциального развития при содействии и помощи взрослых. То, что на прошлом этапе ребенок выполнял с помощью взрослого, в дальнейшем он должен выполнять самостоятельно. Обучение можно считать эффективным, если оно создает зону ближайшего развития и тем самым ведет за собой развитие. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о первостепенном значении обучения в психическом развитии ребенка.

Источник