Что включает в себя личностное развитие ребенка

Что включает в себя личностное развитие ребенка thumbnail

Марина Апаназова
Консультация «Личностное развитие дошкольников»

Компоненты личностного развития.

Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части.

Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции.

Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции.

Третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

Эмоциональная сфера.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

В раннем детстве течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и т. д.

В дошкольном возрасте происходит переход от желаний, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем.

Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т. д., — должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Механизм возникновения эмоциональных состояний. Эмоции, связанные с представлением, возникают на основе механизма эмоционального предвосхищения. Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых.

Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Эмоциональный образ становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоциональной предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Контроль эмоциональных состояний. Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле: образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение.

Структура эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым, в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т. д. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у детей более сдержанным.

В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Мотивационная сфера.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов.

Все желания ребенка раннего возраста были одинаково сильны. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей».

Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды.

Более слабый — наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры, еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Структура мотивационной системы. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Среди мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в мотивационной иерархии.

Долго наблюдая за поведением старшего дошкольника, можно определить, какие мотивы для него наиболее характерны. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует престижная (эгоистическая) мотивация. Другой, наоборот, старается всем помочь; интересы детсадовской группы, общие игры, радости и заботы для него — главное. Это — коллективист с альтруистической мотивацией. Для третьего важно каждое «серьезное» занятие в детском саду, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли учителя, — у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха. Для такого ребенка значимо не столько «что делать», сколько «как делать»: старательно, под руководством взрослого, получая указания и оценки. Некоторые детей увлечены делом, но совсем по-другому: кто-то погружен в процесс рисования, кого-то не оторвешь от конструкторов. У них преобладает интерес к содержанию деятельности.

Виды личностных мотивов. Жизнь дошкольника гораздо более разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте. Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие.

Читайте также:  Развитие моторно двигательной сферы ребенка

Мотив достижения успехов. Как практически идет развитие мотивации достижения успехов в дошкольном детстве? Многие дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Большинство детей дошкольного возраста просто констатируют достигнутый результат; некоторые воспринимают успех или неудачу, соответственно, с положительными и отрицательными эмоциями.

Средние дошкольники уже переживают успех и неуспех. Если успех влияет положительно на работу ребенка, то неудача — всегда отрицательно: она не стимулирует продолжения деятельности и проявления настойчивости.

Для старших дошкольников успех остается сильным стимулом, но многих из них побуждает к деятельности и неуспех. После неудачи они стараются преодолеть возникшие трудности, добиться нужного результата и не собираются «сдаваться».

Мотивы общения. В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми.

Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, характер общения при включении ребенка в различные виды совместной деятельности, мы можем многое понять в его становлении как личности.

В дошкольном детстве, как и в младенчестве и раннем возрасте, одну из главных ролей в личностном развитии ребенка по-прежнему играет мать. Характер ее общения с ребенком определяет формирование у него тех или иных личностных качеств. Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны матери и других взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для ребенка одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения.

В старшем дошкольном возрасте мотивом межличностного общения становится стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие.

Мотив самоутверждения. Другим не менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению. У дошкольников развивается потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими.

В сюжетно-ролевых играх детей мотив самоутверждения реализуется в том, что ребенок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится вступить в соревнование и во что бы то ни стало стремится в нем одержать победу.

Индивидуальность.

Под основными, или базовыми, качествами личности понимаются те, которые начинают оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека. Это фундаментальные черты личности, доминирующие мотивы и потребности.

Основные личностные качества являются устойчивыми потому, что их развитие зависит от генотипических, биологически обусловленных свойств организма. К числу таких личностных качеств относятся, например, экстраверсия и интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность и другие. Они складываются и закрепляются у ребенка в дошкольном возрасте, в условиях взаимодействия факторов генотипа и среды.

Механизмы формирования индивидуальности. Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте происходит на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. Подражание сопровождатся закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем — в форме демонстрируемых качеств личности.

Нравственно-этической селективностью подражание в этом возрасте не обладает, поэтому дети с одинаковой легкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения.

Особую роль в личностном развитии ребенка играет восприятие и оценка ребенком своих родителей. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние. Самое заметное воздействие родители оказывают на детей в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. У девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Мальчики значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т. е. на три года меньше.

Формирование характера. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы начинают оформляться такие важные личностные качества, как инициативность, воля, независимость.

Формирование этических норм. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

В младшем дошкольном возрасте ребенок способен оценить только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих. Этому способствует и построение наиболее простых детских сказок: заяц всегда положительный герой, а волк — обязательно отрицательный. Ребенок переносит свое общее эмоциональное отношение к персонажу на его конкретные поступки. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Скажем, в сказке «Иван- царевич и серый волк» Иван-царевич ведет себя по-детски непосредственно, это — положительный, привлекательный образ, с которым ребенок себя идентифицирует. Но его поступки, идущие вразрез с мудрыми советами волка, оцениваются как «плохие» и «неправильные».

У старших дошкольников эмоциональное отношение к герою сказки определяется этической оценкой его действий. Дети начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т. п.

Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослыми действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно. Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует, и проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.

Читайте также:  Центр развития ребенка светлячок сочи

Усвоение этических норм протекает быстрее при определенных отношениях в семье. Дети принимают стиль поведения и установки взрослых. В общении с безусловно любящими их родителями они получают не только положительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать хорошими, а другие плохими. Все это приводит к более раннему осознанию этических норм поведения.

Самосознание.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Линии развития самосознания. Можно выделить несколько линий развития самосознания: самооценка, осознание своих переживаний, половая идентификация, осознание себя во времени и др.

Типы самооценки. Собственно самооценка появляется во второй половине дошкольного периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения.

Самооценка в раннем возрасте практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых. Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержат какое-то обоснование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе.

Осознание своих переживаний. В первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. Его эмоции и чувства можно было бы передать так: «мне радостно», «мне взгрустнулось». В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многое девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо- капризными в общении. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры — только для мальчиков и только для девочек.

Осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

Используемая литература: Кураев Г. А. «Возрастная психология», 2002.

Составитель: Апаназова Марина Николаевна.

Источник

На
протяжении дошкольного возраста
происходит быстрое развитие не только
психических процессов, но и свойств
личности ребенка. В дошкольном возрасте
начинает реально складываться в основных
чертах его личность, формируется новый
тип поведения. Если в раннем детстве и
у младших дошкольников в общей картине
поведения преобладают импульсивные
действия, то к старшему дошкольному
возрасту развивается способность к
произвольному управлению своими
действиями и поступками. (Асеев, С. 76-77)

Весь
дошкольный возраст как период развития
личности ребенка можно разделить на 3
подпериода:

  1. 3-4 года, когда
    преимущественно развивается эмоциональная
    саморегуляция;

  2. 4-5 лет, когда
    происходит преимущественное развитие
    нравственной саморегуляции;

  3. около 6 лет и
    включает формирование деловых личностных
    качеств ребенка. (Немов, С. 158)

Развитие
эмоциональной саморегуляции состоит
в том, что на протяжении дошкольного
периода эмоциональные проявления,
чувства ребенка приобретают большую
глубину и устойчивость. Еще одним важным
направлением развития чувств является
увеличение их «разумности», связанное
с умственным развитием ребенка. Так,
уже ребенку 3-х лет приятна похвала
взрослых, его огорчает порицание. У
ребенка возникает чувство гордости и
стыда, зависящие от оценки, которую дают
его поведению взрослые. (Мухина, С. 202)

Одной
из ведущих потребностей дошкольника
является потребность в эмоциональном
благополучии – в ласке, защите, внимании
и уважении. Ее удовлетворение учит
ребенка платить другим «любовью за
любовь». Обратные проявления по отношению
к ребенку (грубость, невнимание) формируют
чувство неуверенности в себе, страха,
недоверия, невротические реакции,
недоверчивость. Особое место здесь
занимает чувство страха – за себя, за
других; страх быть покинутым и т.д. На
базе этих страхов может сформироваться
«невротическая триада» – тики, заикание,
энурез. (Сапогова, С. 281)

В связи
с тем, что у ребенка эмоциональные
проявления начинают носить разумный
характер, т.е. ребенок начинает радоваться
успеху и наоборот, то у него начинает
развиваться самооценка и рефлексия.
Это происходит путем сравнивания
результатов своей деятельности и
аналогичной деятельности других людей,
благодаря чему ребенок учится оценивать
свои собственные возможности. На основе
самооценки формируется уровень
притязаний.

Далее
в процессе индивидуального развития
ребенка у него формируется представление
о прилагаемых усилиях, вслед за которым
возникает и конкретизируется представление
о способностях. (Немов, С. 162)

Поскольку
самооценка является неотделимой
характеристикой самосознания, то можно
говорить, что у дошкольника повышается
уровень самосознания. Связано это прежде
всего с тем, что ребенок отделяет себя
от других людей, начиная оценивать в
сравнении себя и других. (Мухина, С.
178)

Мы также
отметим, что в дошкольном возрасте
происходит усвоение нравственных норм,
формирование более или менее устойчивых
моральных представлений, а также
способность к нравственной саморегуляции.

Основную
роль в усвоении моральных представлений
детей играют взрослые, которые занимаются
их обучением, воспитанием, а также
сверстники. Особую, однако, роль продолжает
играть мать ребенка, которая является
основным взрослым, который одобряет
либо не одобряет то или иное поведение
ребенка.

Перестройка
мотивационной сферы связана и с усвоением
морально-этических норм. Выносить
моральную оценку событию ребенок может
на основе формирующегося внутреннего
действия в воображаемых условиях, что
позволяет ему активно пережить события
и поступки, в которых сам не участвовал.
(Сапогова, С. 279)

Читайте также:  Комплексная диагностика функционального развития ребенка

Под
влиянием оценок взрослых у дошкольников
возникают зачатки чувства долга, первые
моральные потребности. Удовлетворяя
притязания на признание со стороны
взрослых и детей, ребенок старается
вести себя соответственно социальным
нормам. (Сапогова, С. 279)

В
дошкольном возрасте формируется и
чувство ответственности за поступки,
поэтому здесь впервые появляются
«ябеды».

Для
старших дошкольников часто свойственно
явление альтруизма (отдает лучшую
игрушку, например, видя страдания
другого). (Сапогова, С. 280)

К
старшему дошкольному возрасту, наряду
с эмоциональной саморегуляцией,
появляются более сложные чувства –
чувство прекрасного, красоты, ритма,
гармонии. Формируется внутренний мир,
в котором ребенок анализирует возникшие
чувства, переживания.

Первыми
дети усваивают нормы и правила бытового
поведения, гигиенические нормы, нормы,
связанные с собственными обязанностями,
с обращением с животными, своими вещами.
Последними усваиваются нормы, касающиеся
обращения с людьми.

В
процессе роста ребенка нравственные
нормы поведения становятся привычными,
приобретают устойчивость, теряют
ситуативный характер. К концу дошкольного
возраста у большинства детей складывается
своя нравственная позиция, которой они
следуют, т.е. возникает личностная
нравственная саморегуляция. У ребенка
формируются начала нравственного
самосознания. (Немов, С. 159-160)

Прежде,
чем перейти к рассмотрению особенностей
формирования деловых личностных качеств
ребенка, необходимо уяснить, что: довольно
рано у ребенка возникает качество,
которое играет в его личностной судьбе
существенную роль. Это стремление к
признанию и одобрению со стороны
окружающих. Из этого качества вырастают
потребность, а в дальнейшем и мотивация,
в достижении успехов, целеустремленность,
чувство уверенности в себе, самостоятельность
и т.д.

Реализация
вышеуказанных качеств происходит
благодаря дальнейшему развитию мотивов
общения, в силу которых ребенок стремится
расширить свои контакты с окружающими.
В старшем дошкольном возрасте мотивы
общения расширяются и уже содержат не
только мотивы любознательности, но и
деловые и личные. Деловые мотивы – они
побуждают ребенка к общению с людьми
ради решения задачи какой-либо. Личные
мотивы направлены на решение таких
внутренних проблем как оценка своих
поступков, отношение к себе окружающих
и т.п.

Рассмотрим,
как происходит развитие такого делового
мотива, как мотивация достижения успехов.

Вначале
– в младшем дошкольном возрасте – дети
учатся различать задачи по степени их
сложности. Затем, когда цель достигнута,
они начинают судить о своих возможностях.

Далее,
в 5-летнем возрасте происходит конкретизация
представлений о своих возможностях.

К
6-летнему же возрасту понятие возможности
уже трансформируется в представление
о своих способностях.

Однако
окончательно оформляется мотивация
достижения успеха после того, как ребенок
становится способным выбирать адекватный
своим способностям образ действий. Но
это уже происходит за пределами
дошкольного возраста.

Центральным
моментом в развитии личности дошкольника
является то, что у ребенка к 6-летнему
возрасту возникает соподчинение мотивов.
Это означает, что дети научаются
действовать исходя из более высоких,
нравственно значимых мотивов, подчиняя
им свои действия и сопротивляясь
сиюминутным желаниям, противоречащим
основным мотивам поведения. (Немов, С.
161-164)

Главное
личностное новообразование – иерархия
мотивов
– есть результат (Леонтьев)
столкновения непосредственных желаний
ребенка с прямым или косвенным требованием
взрослых действовать по заданному
образцу. То, что называют произвольностью
поведения, есть подчинение своих
поступков образцу, а возникновение
первых морально-этических представлений
есть процесс усвоения образцов поведения,
связанных с их оценкой со стороны
взрослых.

Умение
соподчинять мотивы выявляется в ситуациях
выбора и там, где непосредственные
желания ребенка сдерживаются различными
ограничителями, например, запретом
взрослых, собственным контролем
(произвольностью). Собственный контроль
возможен после 5 лет, а до этого наиболее
силен мотив поощрения/взыскания
родителями. (Сапогова, С. 277-278)

В целом
мотивационную сферу дошкольников
характеризуют такие группы мотивов,
как: 1) мотивы, связанные с интересом к
деятельности и отношениям взрослых; 2)
игровые мотивы; 3) мотивы установления
и сохранения положительных взаимоотношений
со взрослыми и другими детьми; 4) мотивы
самолюбия, самоутверждения; 5) познавательные
мотивы; 6) соревновательные мотивы; 7)
мотивы достижения; 8) нравственные
мотивы; 9) общественные мотивы.

Трудно
представить, как бы смогло произойти
формирование у ребенка таких личностных
свойств как: эмоциональная и нравственная
саморегуляция, соподчинение мотивов,
— если бы этот процесс не обеспечивался
развитием воли ребенка.

Волевые
действия проявляются не только в
регуляции личностных свойств, поведения,
но и в организации развития способности
к произвольности познавательных
процессов.

Волевое
развитие в дошкольном возрасте проходит
следующие ступени. В младшем дошкольном
возрасте поведение ребенка складывается
почти целиком из импульсивных поступков,
проявления воли наблюдаются лишь время
от времени при особо благоприятных для
этого обстоятельствах.

В среднем
дошкольном возрасте количество волевых
проявлений возрастает, но они все еще
не занимают значительного места в
поведении.

Только
в старшем дошкольном возрасте ребенок
становится способным к сравнительно
длинным волевым усилиям.

Развитие
волевых действий у дошкольника имеет
3 стороны: 1) развитие целенаправленности
действий; 2) установление отношений
между целью действий и их мотивом; 3)
возрастание регулирующей роли речи в
выполнении действий. (Мухина, С. 204-206)

В младшем
и среднем дошкольном детстве продолжается
формирование характера ребенка. Он
складывается под влиянием наблюдаемого
детьми характерного поведения взрослых.

Вершиной
же личностного развития ребенка в
дошкольном детстве является персональное
самосознание, включающее осознание
собственных личностных качеств,
способностей, причин успехов и неудач.
(Немов, С. 167-168)

Возникает
осознание себя во времени: оформляется
индивидуальное прошлое («когда я был
маленький») и индивидуальное будущее
(«когда я вырасту и стану большим»).
Осознание себя во времени имеет и другую
сторону: ребенок начинает интересоваться
началом и концом собственной жизни
(откуда я взялся, почему двое родителей);
возможно появление страхов (огня, воды,
землетрясений), связанных с концом
жизни. Страхи, связанные со смертью,
порождают ряд «обереговых» ритуалов
(обходить трещины на асфальте), своеобразных
игр-«страшилок» (про «кровавую руку»,
про «черный плащ»).

Компонентом
самосознания является психосексуальная
идентификация.

К концу
возраста складывается общая схема
образа «Я» («Я-концепция»).

На
основе возникновения личного самосознания
возникает кризис 6-7 лет.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник