Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка

Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка thumbnail

Элементарное музицирование как средство творческого развития ребёнка

Элементарное музицирование – это универсальный метод для развития творческих способностей дошкольников. Его с успехом используют в работе с детьми разных возрастов и в различных видах деятельности: на музыкальных занятиях, на занятиях по развитию речи, изодеятельности, театрализации.

Элементарное музицирование предполагает комплексный, интегрированный подход к построению различных занятий с детьми, и оно даёт педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребёнком, создавая условия для развития творческих способностей и развития его личности в целом. В каких творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование?

Наиболее доступные для дошкольников:

  1. озвучивание стихотворений, сказок;
  2. озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;
  3. сочинение собственных рассказов и озвучивание их;
  4. сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием рассказа (картины);
  5. придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего предметного мира.

Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года.

Следует научить детей тонко чувствовать и понимать смысл текста стихотворения или сказки, содержания картины и адекватно подбирать звуковые средства выразительности, осмысленно подбирая темп, динамику, регистр и тембр звучания. При этом огромную роль играет стиль взаимодействия взрослого и детей, предполагающий творческое сотрудничество, совместный поиск, партнёрские взаимоотношения  без авторского научения и показа способа того или иного задания.

Главный критерий правильности методики работы с детьми – то удовольствие, которое получают дети, и то спонтанное эмоциональное выражение радости, которое сопровождает их деятельность на занятиях. Рассмотрим несколько примеров.

Озвучивание стихотворения С. Маршака «Апрель»

Апрель! Апрель!                        треугольник

На дворе звенит капель             глиссандо

По полям бегут ручьи,               металлофоны

На дорогах лужи                       музыкальный колокольчик

Скоро выйдут муравьи              тихое шуршание

После зимней стужи                  любым предметом

Пробирается медведь                 трещотки, маракасы

Сквозь лесной валежник.          

Стали птицы песни петь             свистулька

И расцвёл подснежник               колокольчик

В детской литературе есть множество произведений (например, рассказы В. Бианки), к которым легко подбирать инструментальное сопровождение.

Более сложный вариант – озвучивание собственных рассказов о явлениях природы. Например, подул свежий весенний ветер – маракас, погремушки.

Русские народные сказки с их яркими образами предоставляют огромные возможности для их озвучивания музыкальными инструментами или игрушками. Используются разные способы: на фланелеграфе, при помощи настольного, теневого, кукольного театра, по ролям. Например, озвучивание русской народной сказки «Курочка

ряба» или «У страха глаза велики» (музыкальный руководитель озвучивает с участием воспитателей)

Озвучивание рассказов по репродукциям картин. Например, В. Маковского «Дети, бегущие от  грозы», а также озвучивание пейзажных картин.

Например, И. Шишкина «Рожь». Придумать и рассказать о чём шептались колоски, как играл с ними ветерок, с каким настроением светили солнечные лучики.

Проведение подобных занятий требует подготовительной работы с детьми. Педагогу вместе с детьми необходимо рассмотреть картину, обращая внимание на детали, состояние героев, природы, подбирая при этом образные определения. На первых порах используется подсказка.

Придумывание загадок. Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина  и предаёт его звучание в определённом ритме, на выбранном им самим, инструменте. Другие дети отгадывают, находя карточку с его изображением.

Таким образом, метод элементарного музицирования является средством развития творческих способностей у дошкольников.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №315

Методическая разработка

«Элементарное музицирование

как средство творческого развития ребенка»

Подготовила:

Пистонова Юлия Александровна

Г. Нижний Новгород

2018

Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, следова и основ музыкального искусства, являются игры звуками, элементарное музицирование. Игры звуками — они так же естественны, как и ничем не заменимы, поскольку являются начальной формой знакомства с музыкальным искусством. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Звуки обычного металлофона изображают солнечную капель, коробочки с крупой расскажут, как осенью шуршат под ногами листья, звуки колокольчиков рождают появление разноцветной радуги.

В последнее время педагогами, научными работниками по дошкольному воспитанию особое внимание уделяется разделу «Элементарное музицирование как средство творческого развития ребёнка». О широких возможностях элементарного музицирования опубликовано много работ, например, в таких журналах, как «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра». Этот метод универсален. Его с успехом можно использовать в работе с детьми разного возраста и в различных видах деятельности: на музыкальных занятиях; по развитию речи; изодеятельности; театрализации и т.д. Элементарное музицирование предполагает комплексный, интегрированный подход к построению различных занятий с детьми. Этот метод даёт педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребёнком, создавать условия для развития творческих способностей.

Изучив программу «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, я сделала вывод, что музыкальный раздел освещен недостаточно глубоко. Даны лишь общие рекомендации. Поэтому, ознакомовшись с методическими разработками музыкального руководителя и учителя музыки центра образования г.Москвы, кандидата искусствоведения Т.Э.Тютюнниковой, образовательной программой «Звук — волшебник» Т.Н.Девятовой; с программами «Гармония» и «Синтез» К.Л.Тарасовой, я остановилась более конкретно на одной из форм работы с детьми — «Элементарное музицирование как средство творческого развития ребёнка». Её цель:

Читайте также:  Диагностика психического развития ребенка от года до трех лет

— развивать интерес к эстетической стороне действительности;

— потребность детей в творческом самовыражении;

— инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла.

Хочу обратить внимание, что работа с детьми по данной теме начинается уже с младшего возраста: в течение пяти лет решаются, в принципе, одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, и этим создаётся преемственность в развитии навыков по элементарному музицированию. С младшего возраста я провожу диагностику по музыкальному развитию детей. Окончательный результат виден у детей старшего возраста. Исходя из этого, я поставила перед собой такие задачи:

— расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;

— способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка, учитывая его индивидуальные способности;

— вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности;

— помогать осваивать различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек — инструментов;

— поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках — инструментах.

1-й этапв работе с детьми является основой для использования элементарного музицирования и начинается с изучения немузыкальных звуков окружающей среды. В него включены темы: «Где живут звуки?», «Звук живёт в любом предмете» по методикам Т.Э.Тютюнниковой и Т.Н. Девятовой. Перечислю наиболее творческие задания на данном этапе:

1. Озвучивание окружающего предметного мира.

2. Озвучивание рассказов о явлениях природы.

3. Придумывание рассказов и загадок о природе, животных и птицах.

Для работы с детьми над первым творческим заданием я опираюсь на такие работы: Т.Э.Тютюнниковой «Откуда берётся звук?», И.А. Великосельской «Звуки дома», Н.Г.Тапильцевой «Игры со звуками». Ребёнок начинает определять происхождение звуков улицы, дома и озвучивать их шумовыми инструментами. При работе над вторым заданием дети знакомятся со звуками природы: капли дождя, раскаты грома, шум ветра, скрип снега и т.д. Опираюсь при этом на методические разработки Т.Н.Девятовой в образовательной программе «Звук — волшебник», использую аудиокассеты «Голоса природы», «белый урок» Т.Э.Тютюнниковой, рассказы В.Бианки. К ним легко подобрать инструментальное и шумовое сопровождение. Такой способ вызывает наиболее яркий эмоциональный отклик у детей. Третье творческое задание является более сложным вариантом озвучивания. Я мягко направляю детей, не подавляя их инициативы, поддерживаю их поиски. Методические разработки Т.Э. Тютюнниковой: «Букашки-таракашки», «Кошачий урок»; загадки из цикла «Где живут звуки?» Т.Н. Девятовой.

На этом этапе четвёртым творческим заданием можно назвать приготовление простейших примарных (шумовых) инструментов. Дети понимают, что прежде чем озвучить какое-то явление, нужно приготовить инструменты. Это могут быть и коробочки, наполненные крупой, и шуршащие мешки, разрезанные на полоски пластмассовые бутылки, связки ключей и пуговиц.

2-й этапобучения детей элементарному музицированию является связующим звеном между примарными (шумовыми) и детскими музыкальными инструментами. Ребёнок в сравнении начинает понимать, что шумовой инструмент может быть только фоном в каком-то действе, а музыкальный имеет определённый фиксированный звук. С его помощью можно сочинить собственную мелодию, исполнить знакомую песенку. Перечислю творческие задания на втором этапе обучения детей:

1. Озвучивание стихов и рассказов детских авторов, например, А. Барто, С. Маршака, А. Усачёва, В. Степанова, В. Данько.

2. Озвучивание сказок, как русских народных, так и народов мира.

3. Сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием.

В детской литературе есть множество произведений, к которым легко подобрать инструментальное сопровождение. Советую воспитателям использовать при чтении рассказов творческое озвучивание при помощи доступных музыкальных и шумовых инструментов. Это будет способствовать лучшему запоминанию содержания произведения. Варианты озвучивания стихотворения могут быть разными. Я предоставляю детям возможность самим искать и подбирать тембр, находить ритм и темп исполнения. Подбираю разные варианты озвучивания. Подсказываю детям, что темп чтения стихов с сопровождением замедляется, появляются небольшие паузы, во время которых звучит озвучивание. Творческое озвучивание может включать также и пластическую импровизацию.

Второе творческое задание представляют русские народные сказки, сказки русских авторов и сказки народов мира. Эти сочинения с их яркими образами представляют огромные возможности для озвучивания. Сказки могут быть исполнены самыми различными способами: применяются как музыкальные детские инструменты, так и примарные самодельные. Самые простые сказки, как «Курочка Ряба», «Теремок», «У страха глаза велики» преображаются и вызывают большой интерес у детей. Детям младшего возраста предлагаю послушать сказку, при этом озвучивая её предложенными инструментами. Дети старшего возраста самостоятельно её рассказывают, исполняют роли и сами выбирают инструменты для озвучивания.

Третье задание, одно из самых сложных заданий, используется в основном на занятиях по развитию речи. Сочиняя рассказы к пейзажам, дети могут фантазировать, одухотворяя те или иные явления природы. Например, рассматривая картину И.Шишкина «Рожь», придумать и рассказать, о чём шептались колоски, как играл с ними ветерок, с каким настроением светили солнечные лучики и т.д. Проведение подобных занятий требует подготовительной работы с детьми. Во-первых, необходимо вместе с детьми рассмотреть картину, обращая внимание на детали, состояние героев, природы, подбирая при этом образные определения. Затем идёт озвучивание музыкальными и шумовыми инструментами. Подсказываю, как это нужно сделать, поскольку задание сложное и требует развитого мышления, внимания, фантазии и воображения, высокой речевой культуры. Соединение живописи, живого слова и элементарного музицирования вносит элементы сюрприза, игры и позволяет многогранно проявиться детской фантазии.

3-й этапв работе с детьми — применение полученных навыков по элементарному музицированию на развлечениях, тематических занятиях, праздниках. Хочу в качестве примера привести развлечения, которые прошли во всех группах разного возраста. У детей младшего возраста в развлечении «Веснушка ищет Весну» в полной мере применяется элементарное музицирование. В моей работе я часто использую такой приём, как озвучивание музыкальными и шумовыми инструментами пьес, песен, хороводов, которые исполнялись детьми (пьеса «Воробей и Ворона» -металлофоны, самодельный бубен, трещотка; озвучивание вступления, проигрыша хоровода «Солнышко» — трещотки, колокольчики; песня «Жук» — шуршащие целлофановые мешки). В обыгрывании сказки «Теремок» детьми старшей группы были задействованы такие музыкальные инструменты, как шуршащие мешки, кастаньеты, барабан, металлофон, ксилофон, самодельный бубен. Дети не только озвучивали текст, но и исполняли свои роли — партии пением, движением, игрой.

Читайте также:  Инструментария для проведения оценки развития ребенка

Тематическое развлечение детей старшего возраста, приуроченное ко «Дню Земли», охватывает более широкий спектр возможностей элементарного музицирования. Озвучены такие песни, как «Гном Скрут», «Наш оркестр», «Дети Земли», «Всюду музыка звучит»; рассказ о явлениях в природе «Капельная музыка». Музыкальных и шумовых инструментов задействовано одиннадцать. В это число входят инструменты с фиксированным звуком (металлофон, ксилофон, колокольчик, барабан, треугольники и т.д.), но и шумовые самодельные инструменты — шуршащие мешки, пластмассовые разрезные бутылки, самодельный бубен с пробками из-под бутылок, ключи на вешалке, киндер-сюрпризы с крупой, нанизанные на нитку пуговицы и т.д.

Хороши знания, творческие способности показали дети подготовительной группы в тематическом интегрированном развлечении «Незабудковая Гжель». В нём дети показали и речевую художественную культуру, навыки по изодеятельности, вокальное и хореографическое творчество и, конечно же, элементарное музицирование. Были озвучены вступление, проигрыш песни «Незабудковая Гжель» (металлофоны, колокольчики); вступление, проигрыш, заключение песни «Дети Земли» — музыкальными тарелками, подчёркивающими некую торжественность; весёлые частушки были озвучены такими народными инструментами, как трещотки, свистульки, деревянные ложки и самодельными маракасами — коробочками с крупой. Тематическое развлечение было подготовлено к показу методическому объединению г. Нелидово и заслужило высокую оценку комиссии. Конечно, проведение подобных занятий, развлечений, праздников требует большой подготовительной работы с детьми, к которой подключены и музыкальный руководитель, и воспитатели, и родители. Я работаю в тесном контакте с воспитателями и подготовила для них ряд консультаций (приложение В) и шумовых инструментов для внедрения в музыкальные уголки. Родители тоже не остаются в стороне и оказывают посильную помощь в изготовлении самодельных шумовых инструментов. Я подготовила для них папку-передвижку с рекомендациями на тему «Что ты чувствуешь, малыш?» (приложение Г). Всё это предполагает творческое сотрудничество, совместный поиск, фантазию, партнёрские взаимоотношения, безграничное доверие ребёнка к взрослому. Главный критерий правильности методики работы с детьми — то удовольствие, которое получают дети, удовольствие, которое сопровождает их в любом виде деятельности, в том числе и элементарном музицировании.

Источник

Козаченко Елена
Элементарное музицирование как средство развития одаренности ребенка

Дети должны жить в мире красоты, сказки,

музыки, рисунка, фантазии и творчества»

В. А. Сухомлинский

Среди самых интересных и загадочных современных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем современной системы образования. В «Рабочей концепции одаренности» под редакцией Дианы Борисовны Богоявленской особое внимание уделено бережному отношению к одаренному ребенку, его развитию и реализации потенциала. Творчество, креативность является неотъемлемым элементом одаренности. Психолог Алексей Михайлович Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Одаренных детей, как правило, отмечают высокая любознательность, широта интересов и исследовательская активность. Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано проявляется одаренность к музыке.

Главная задача музыкального воспитания – развивать творческую самостоятельную личность, эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать любовь к ней, доставлять радость. Решение этой задачи реализуется через разные виды деятельности ребенка: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образную деятельность. Одним из видов исполнительства является игра на детских музыкальных инструментах.

При исполнении детьми музыкальных произведений я заметила, что даже скованные и застенчивые дети, увлеченные игрой на музыкальных инструментах, постепенно раскрепощаются. Незаметно для себя они учатся общаться, согласовывать свои интересы с интересами других детей, проявлять волю и индивидуальность. У них улучшается качество музыкально-ритмических движений, развивается чувство ритма, возрастает познавательная активность.

На музыкальных занятиях времени и возможности для детского исполнительства недостаточно, а интерес детей к музицированию и желание играть на музыкальных инструментах были настолько сильными, что это привело меня к созданию в детском саду оркестра.

Элементарное музицирование — это синкретическая деятельность, которая связана с движением, танцем, речью. Это музыка, которую нужно делать самому, в которую нужно включаться не как слушатель, а как партнер, исполнитель, творец. Творчество входит в обучение через игру, сказку и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни.

Темой своего исследования я выбрала: «Элементарное музицирование как средство развития одаренности ребенка через творческие способности».Проблемой исследования является: выявление роли игры на детских музыкальных инструментах в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Объектом являются дети старшего дошкольного возраста.Предмет: процесс обучения на детских музыкальных инструментах. Детские музыкальные инструменты – средство обучения музыке, а игра на них – самый эффективный путь к развитию творческой музыкальной самостоятельности детей.

Читайте также:  Концепция обучения ориентированного на индивидуальное развитие ребенка

Перед собой я поставила цель: Привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и природных способностей ребенка.

Для реализации цели выделила следующие задачи:

• Создать условия для формирования творческого мышления, развития индивидуальных особенностей, природной музыкальности ребенка.

• Помочь детям в музыкально — дидактической игре войти в мир музыки, найти свои формы общения с ней.

• Способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

• Воспитывать потребность в музицировании.

• Формировать качества, способствующие самоутверждению личности, развитию навыков общения и соучастия.

Процесс обучения игре на детских музыкальных инструментах –это взаимосвязанная работа по следующим направлениям:

* Импровизационное творчество

* Обучение

* Развитие музыкального восприятия

* Выступления детей

Обучение детей происходит в два этапа

— 1 этап — Донотный период – устное музицирование — формирование эмоционально – радостного ощущения от активного участия в музицировании: творческое исследование звуковых свойств инструментов, импровизационное движение, озвучивание стихов и сказок, звуковые письма, совместные выступления детей и взрослых.

— 2 этап – Знакомство с музыкальной грамотой, осознанное исполнение несложных музыкальных произведений – формирование потребности ребенкаполучать удовольствие от собственной активной музыкальной деятельности: составление ритмических цепочек, развитие чувства ритма, как ведущего компонента музыкальности, изучение элементов музыкальной грамоты в практике музицирования, исполнение несложных песенок на металлофонах.

Общение на музыкальных занятиях по элементарному музицированию носит игровой характер. Именно игра создает атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости, в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие способности детей, их одаренность. Занятия построены по системе специальных творческих заданий, которые способствуют развитию креативности детей. Одной из важнейших черт одаренных детей является их творческий подход к делу, поэтому стержнем каждого занятия становятся свободные индивидуальные творческие проявления каждого ребенка. Рядом с творческостью идут такие качества как умственная самостоятельность, смелость мысли, удовлетворение от творчества. Дети экспериментируют со звуками, музыкальными инструментами, придумывают несложные мелодии, озвучивают стихи и музыкальные сказки.

Элементарное музицирование – это самовыражение с помощью звуков и движений, поэтому я развиваю у детей навыки активного слушания музыки. Слушать музыку и одновременно слышать ее, реагировать действием на отдельные ее элементы – в этом состоит смысл активного слушания. Современная детская педагогика не только не отвергает, но и рекомендует соединять восприятие музыки с каким –либо движением: отметить ритм, сильную долю, свободное движение в пространстве. Импровизация является лучшим средством выявления собственной неповторимости, индивидуальности, уникальности, способствует эмоциональному самовыражению и развитию творческих способностей ребенка. Для развития творческой фантазии предлагаю детям превращаться в жуков и бабочек, солнечные лучики, сказочных героев,рисовать ритмические картинки: поезд, едем на лошадке,хмурый день и озвучивать музыкальные сказки: «Упрямый медведь», «Приключение в лесу».

Дошкольники очень любят играть на детских музыкальных инструментах. Обучение игре на металлофонах и ксилофонах невозможно без изучения элементов музыкальной грамоты. Дети очень легко запоминают ноты, их местонахождение на нотном стане, если они знакомятся с ними с помощью стихов, музыкальных сказок, дидактических игр и пособий.При этом соблюдаю несколько условий: обучение от простого к сложному, игровой характер занятия, использование демонстрационного материала, быстрая смена заданий, поддерживание постоянного интереса на занятиях. Для того чтобы познакомить детей с музыкальной грамотой в живой непринужденной форме – форме игры, сценки, забавного стихотворения, я использую дидактические игры «Забавные картинки», «Нотное лото», «Веселый поезд», «Музыкальная карусель», «Нотное лото», и музыкальные сказки «Любимая нота бегемота», «ДоРеМи», «Где живут нотки?», при разработке которых учитываю особенности детского возраста.

Для развития звуковысотного, тембрового, динамического и гармонического слуха использую сказки «Про девочку Нину», «Музыкальный магазин», дидактические игры «Сколько нас поет?», «Кто в домике живет?», «Три поросенка». Для развития чувства ритма: «Сказка про лягушонка Квака», «Дружная семья», «Песенка дождя»; дидактические игры «Матрешки танцуют», «Ритмический телефон», «Узнай песенку», «Веселый мяч».

Очень важно жить на занятиях вместе с детьми, помогать им, искренне радоваться их успехам. Именно так рождается атмосфера сотрудничества, когда педагог вместе с детьми, для них, а не над ними. Карл Орф утверждал, что неспособных к музыке детей не существует. Дети и музыка – это единое целое, взаимопроникающая друг в друга тайна. Одни дети начинают говорить на языке музыки чуть раньше, другие чуть позже. Соответственно и результаты и достижения ребенка свои, и они не сравнимы ни с чьими другими. Страх ошибки является одним из мощных барьеров на пути становления творческих способностей и одаренности. Всегда необходимо поощрять ребенка, дарить ему веру в собственные силы. Мотивация успеха – прежде всего психологический феномен, который влияет на успешность жизни ребенка в целом.

Систематические занятия по элементарному музицированию, с помощью специально подобранного комплекса музыкально — дидактический игр, упражнений, сказок и стихов позволяют совершенствовать развитие творческих способностей детей, их одаренности. Ребенок не просто интересуется музыкой, он требует музыкальных впечатлений. Возрастает познавательная активность, способность самопознания и самовыражения. По характеру музыкальной деятельности, ее процессу и результату можно судить о музыкальной одаренности дошкольника. Элементарное музицирование — это прекрасное средство развития индивидуальных способностей ребенка, его креативности, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Будущее – гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно – совсем рядом. Это будущее – дети, каждый из которых талантлив по – своему. Поиск и воспитание талантливых, особо одаренных детей – важный вопрос современного образования. Талантливые люди – главное богатство общества.

Источник