Что является одной из задач музыкального воспитания и развития ребенка второго года жизни
Кристина Кузьмина
Музыкальное воспитание детей раннего возраста
Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. /В. Г. Белинский/
Нельзя терпеть потерю ни одного ребенка для музыки.
Музыкальные способности любого ребенка могут развиться, если его воспитывают с самого раннего возраста подходящим способом.
/Дьюлане Михайи. /
В нашем дошкольном учреждении работа по музыкальному воспитанию начинается с 2 лет.
Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радостную атмосферу и побуждать детей к активности — уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке, различать контрастные особенности ее звучания (громкое—тихое, высокие — низкие регистры, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, слух.
Рассмотрим показатели уровня музыкального развития детей второго года жизни.
— услышав музыкальное произведение дети подходят ко взрослому, затихают, внимательно слушают 10-15 секунд игру на инструменте, далее внимательно слушают музыку сидя на стульях 40-45 секунд;
— с интересом смотрят музыкально-двигательные показы сюжетных игрушек, подпевают простейшие слова песен, слушают знакомые мелодии;
— по показу педагога выполняют регламентируемые словами песни движения; частично воспроизводят эти движения без показа;
— увидев музыкального руководителя, начинают петь без слов, вспоминают сценки игр и музыкально-двигательных показов, воспроизводят их по собственной инициативе;
— запоминают и выполняют два чередующихся движения, связанных со словами песни; подпевают в различных эпизодах музыкальных игр;
— при звучании плясовой музыки начинают плясать самостоятельно; приглашают плясать взрослого, друг друга; по показу взрослого выполняют разнообразные плясовые движения;
Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которая проводится в группе. Взаимодействие с музыкальным руководителем нацелено на актуализацию его музыкального опыта, стимулирование его возможности, задать вектор движения по музыкальному развитию детей. Музыкальный руководитель знакомит с практическим материалом, который дается детям. Вне занятий с детьми в группе повторяются отдельные элементы музыкальной образовательной деятельности: песни или пляски, музыкальные игры и упражнения.
Музыкальный руководитель имеют стаж работы 24 года и основываясь на своем богатом педагогическом опыте оказывает помощь нам молодым педагогам, так и родителям в вопросах музыкального развития и музыкального воспитания детей: консультирование по использованию музыкального материала в образовательном процессе; помощь в организации музыкальных гостиных и вечеров встреч с музыкой; составлении музыкально-профессиональной фонотеки.
В работе с родителями музыкальный руководитель старается расширение их музыкальный кругозор. Систематически проводятся консультации для родителей, чьи дети эмоционально не развиты и коррекция эмоциональной сферы проходит с помощью музыкальных произведении. Родителям предлагаются статьи, буклеты. Особо ценятся родителями практические семинары, поскольку здесь предоставляется много практического материала, совместное пение, разучивание потешек, игр, упражнений.
Чтобы музыкально-ритмическое воспитание детей 2 лет было успешным, выполняется ряд условий:
— в работе использовать максимальное количество разнообразных пособий и игрушек, действия с которыми интересны детям. Это платочки, ленточки, флажки, осенние листочки, снежные комочки, колокольчики, погремушки и др., а также куклы бибабо, мягкие игрушки,
— каждое занятие с детьми заключает в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание,
— повторность заданий, упражняемость детей в процессе обучения. Частое повторение знакомого репертуара малышам не надоедает, чем свободнее они выполняют какие-либо известные действия, тем больше радости им это доставляет.
В группе организован музыкальный уголок, который содержит:
Шумовые (погремушки, колокольчики, бубенчики, игрушки – пищалки)
Ударные (барабан, бубен, молоточки).
Духовые (различные дудочки, свистульки).
Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.
Фонотека.
Песни, танцы для праздников, досугов.
Голоса природы.
Народные песенки, детские, колыбельные.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ которые используются во второй группе раннего развития:
«Собери игрушки». Разбросайте на полу небольшие игрушки, дайте детям в руки ведерко и попросите собрать в него игрушки под музыку. Когда музыка стихнет, нужно остановиться.
«Громко-тихо». Поставьте любимую песенку и регулируйте уровень громкости, постепенно и прибавляя звук. Вы можете сами напевать песенку все тише и тише, потом и вовсе перейти на шепот. Говорите: «Я пою громко, тихо, очень тихо».
«Угадай звук». Предоставьте детям возможность «поиграть» на разных инструментах, пусть они познакомятся на практике с их звучанием. Затем попросите закрыть глаза и поиграйте на одном из них. Спросите: «Что это звучало?». Если ребенку трудно угадать, поиграйте на инструменте так, чтобы он его видел, затем положите его рядом с другими и спросите, на чем вы только что играли.
«Свои» и «чужие» мелодии. Наблюдайте за эмоциональным состоянием детей, когда они прослушивают новые песни и мелодии. Что ему особенно нравится? Какие ритмы ему неприятны, каких он пугается?
В процессе игр формируется произвольное поведение. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения, формируется интерес к музыке, порой это выражено эмоциональными реакциями такими как: радость, желание подпевать, желание двигаться в темп музыке.
В группе проводиться музыкальное сопровождение режимных моментов: во время приема детей включаем солнечную мажорную классическую музыку или добрые детские песни с хорошим текстом. Динамичная, активная музыка во время проведения утренней гимнастики активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений. Перед сном, для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон пользуемся благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы.
Кроме того используются диски со звуками природы приучаем детей слушать небольшие музыкальные произведения, различать музыкальное настроение произведения, дети четко определяют тихо громко весело грустно, даже к концу года могут указать на свои музыкальные предпочтения.
На раннем этапе жизни ребенка закладываются основы музыкальной культуры. В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально-эстетического сознания. Однако именно в этом возрасте, до 3 лет, важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности.
Источник
Задачи музыкального воспитания и развития детей
Четвёртый год жизни. (2-я младшая группа)
Задачи в области музыкального восприятия, слушания, интерпретации.
1. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку……..
2. Организовать детское экспериментирование с не музыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.
3. Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.
Задачи в области музыкального исполнительства, импровизации, творчества
1. Развивать двигательно-активные виды музыкальной деятельности, музыкально-ритмические движения и игры на шумовых музыкальных инструментах.
2. Развивать координированность движений мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах.
3. Формировать у детей вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому.
4. Стимулировать умение детей импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.
Пятый год жизни. ( Средняя группа)
Задачи в области музыкального восприятия, слушания, интерпретации.
1. Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умение понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.
2. Развивать умение детей общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.
3. Развивать у дошкольников музыкальный слух — интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; способствовать освоению детьми элементарной музыкальной грамоты.
Задачи в области музыкального исполнительства, импровизации, творчества
1. Развивать у детей координацию слуха и голоса, способствовать
приобретению ими певческих навыков.
2. Способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах.
3. Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
4. Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
Шестой год жизни (Старшая группа)
Задачи в области музыкального восприятияслушания интерпретации.
1. Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами музыки.
2. Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.
3. Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.
4. Развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
Задачи в области музыкального исполнительства, импровизации, творчества
1. Развивать певческие умения детей.
2. Способствовать освоению детьми умений игрового музицирования.
3. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.
4. Развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.
Седьмой год жизни. (Подготовительная группа)
1. Воспитывать у старших дошкольников интерес к своей стране, гордость за ее народ, культуру, традиции, развитие интереса к особенностям и традициям людей разных национальностей.
2. Развивать у детей представления о государственном устройстве и природных особенностях России, ярких исторических событиях, достижениях, открытиях, победах России в прошлом и настоящем.
3. Развивать умения выделять позитивные события в жизни современной России, видеть положительные изменения, происходящие в родном городе, стране (построили новые дома, детские площадки, открыли новый бассейн, изобрели более совершенный прибор); развивать интерес и уважение к деятельности взрослых на благо родного края, стремление участвовать в совместной с взрослыми деятельности социальной направленности.
4. Развивать умения выделять проблемы в жизни страны сегодня, видеть их причины, понимать элементарную зависимость между благополучием страны и активной позицией ее жителей в решении социально-экономических проблем.
Источник
Надежда Тряпкина
Особенности музыкального развития ребёнка раннего возраста
Значение музыкального воспитания многообразно. Развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребёнка, обогащая его эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, музыкальное воспитание способствует эстетическому воспитанию ребёнка и его всестороннему развитию.
Интересное и радостное содержание музыкально-двигательного материала побуждает детей к разнообразным проявлениям активности (эмоциональные возгласы, ритмический говорок, подпевание, пение, игра, пляска).
Таким образом, музыкальное воспитание способствует:
а) развитию эмоций,
б) развитию речи,
в) развитию движений,
г) обогащению самостоятельной игры и деятельности детей.
Основные задачи музыкального воспитания детей раннего возраста состоят в следующем:
• Дать детям радость и побуждать их к активности — это одна из ведущих задач воспитания детей раннего возраста. Музыка доставляет удовольствие даже 3-4 месячному младенцу. Пение взрослого, звуки детских музыкальных игрушек вызывают у младенца сначала сосредоточение, а затем улыбку, гуление. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, вызываемые музыкой.
• Музыка вызывает у детей раннего возраста эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Именно поэтому очень важна следующая задача музыкального воспитания — дать яркие, художественные музыкальные впечатления.
Только яркая и художественная музыка, вызывая разнообразные положительные эмоции, вводит детей в мир прекрасного, а это и есть основа эстетического воспитания, способствующая гармоничному развитию ребёнка.
• Третья задача музыкального воспитания указывает, в каком направлении надо развивать связанные с музыкой эмоции и проявления музыкальной активности детей раннего возраста. Желание и потребность детей слушать музыку, петь, танцевать, ярко выражена в этом возрасте. Интерес и любовь к музыке развивается у детей по мере того, насколько радостные переживания они испытывают от общения с музыкой. От эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на музыкальных играх — занятиях. Важно не только заинтересовать и удержать внимание малышей, но и помочь им усвоить новый материал, новые знания.
Чтобы привить детям интерес к музыкальной деятельности, необходимо тщательно подбирать материал для музыкальной работы и преподносить его так, чтобы он не только доставлял детям радость, но и развивал их в музыкальном отношении.
Основой музыкальных занятий являются музыка и движение.
Музыки звучит много: для слушания, для подпевания и пения, для сопровождения движений. Движения также используются на протяжении всего занятия — проводятся игры, упражнения и пляски, в которых участвуют дети, и музыкально— двигательные показы, т. е зрелища- показы, во время которых дети являются слушателями и зрителями, а взрослый приводит в движение игрушку или сам исполняет какие- либо движения сопровождая показ пением.
Требования к музыкальному материалу таковы, что она должна быть яркой, художественной и простой, а тематическое содержание песни, игры, или показа должно быть интересно детям.
Наиболее высокое качество музыкальной работы может быть обеспечено только совместно с воспитателем, систематично использующим музыкально — двигательный материал по ходу воспитательно — образовательной работы в различные режимные моменты. Например, во время самостоятельной деятельности детей воспитатель поет колыбельную, если видит, что ребёнок баюкает куклу, и предлагает ему спеть «баю — бай»; поёт детям любимую песню, усадив отдыхать во время прогулки; показывает новенькому ребёнку, как пляшет кукла, как можно ударять по бубну, напевая при этом соответствующую песню. Так воспитатель, уместно использующий музыкально — двигательный материал в повседневной работе с детьми, углубляет положительные эмоции детей и развивает у них потребность в музыкальном оформлении своей самостоятельной деятельности.
Успешное выполнение задач музыкального воспитания детей раннего возраста в большей мере зависит от того, на сколько приняты во внимание возрастные особенности нервно — психического развития ребёнка, поэтому для каждой группы раннего возраста намечаются специальные задачи музыкальной работы, учитывающие эти возрастные особенности.
В первой группе раннего возраста большое значение придаётся слушанию музыки. У ребёнка, только что поступившего в детский сад, недостаточно развито слуховое внимание. Зачастую он не имеет навыка слушания музыки, поэтому его важно заинтересовать, привлечь внимание звучанием музыки не только в вокальном исполнении, но и в исполнении различных музыкальных инструментов. Дети второго года жизни непоседливы, поэтому поначалу слушание музыки проводится в виде игры, в которой движения подготавливают детей к неподвижному слушанию. Игра эта, состоит в следующем: Муз. рук-ль показывает детям музыкальный инструмент и говорит: «музыка», затем играет спокойную мелодию 15-20 сек непрерывно. Поиграв, он накрывает инструмент тканью, после говорит: «Нет музыки. Где музыка?» подкрепляя слово «нет» жестом- разведение рук в стороны. Дети бегут к спрятанному музыкальному инструменту, и прежде, чем ребёнок сдёрнет ткань, муз. руководитель поднимает инструмент и радостно говорит: «А! Вот Музыка!» и повторяет слушание. Обычно дети после такого подвижного момента с большим интересом снова слушают музыку. Со временем дети приучаются слушать музыку сидя на стульях, расставленных полукругом, а также соблюдать определённые правила- сидеть тихо, положив руки на колени. Перед тем, как начать исполнение музыки, муз рук. подносит палец к губам, произнося таинственное «Тсс!» и дети замирают в заинтересованном ожидании.
В этой возрастной группе и слушание музыки, и другие виды музыкальной деятельности обязательно сопровождает музыкально- двигательный показ.
Поскольку дети второго года жизни уже умеют непосредственно подражать и видимому, и слышимому, музыкально — двигательный показ побуждает их к игровым действиям, пляске и подпеванию. Например, муз. рук и воспитатель исполняют вдвоём пляску «Айда», а затем приглашают детей группы, которые после показа взрослых сразу воспроизводят движение 1 части (переступание на месте, а в дальнейшем и вторую её часть — бег на месте.
Музыкально — двигательные показы очень важны и как иллюстрация к тексту песни, помогая малышам понимать её смысл. С помощью музыкально –двигательного показа взрослого дети знакомятся с повадками животных и их звуковыми характеристиками (лай, мяуканье). Большую роль играет музыкально — двигательный показ в развитии подражания слышимому, речевой и певческой активности.
Подпевание и пение является наиболее сложной формой музыкальной активности детей второго года жизни, но, тем не менее, дети способны подпевать песне с определёнными повторяющимися слогами: «Бай-бай, Ля-ля-ля».
Слайд 9
Благодаря музыкально — двигательному показу обогащаются движения детей — они пружинят, притопывают ногой, поворачивают кисти рук, выполняют упражнения с погремушками, с бубном, с платочком. Детей уже в этом возрасте можно приучить к самостоятельной остановке движения после прекращения плясовой музыки, если всякий раз подчёркнуто останавливаться, разведя руки в стороны, прекращая звучание музыку.
Дети второго года жизни участвуют в сюжетных играх, где образную роль исполняет игрушка, управляемая взрослым, а дети изображают деток, будящих мишку, или убегающих от собачки, и т. д. Здесь предварительный показ взрослого разъясняет смысл действий игрушки. Наряду с музыкально — двигательным показом действия детей в играх регулируются и речью. Например, дети гуляют, а затем останавливаются и приседают на корточки, когда музыкальный руководитель поёт «Сели дети отдыхать», или пляшут, если она поёт «Стали деточки плясать» таким образом, движения детей становятся более самостоятельными.
Содержание музыкальной работы с детьми третьего года жизни значительно расширяется по сравнению с работой в предыдущей группе, причём в каждом её разделе музыкальный руководитель побуждает детей к более самостоятельным проявлениям активности, регулируя её не только показом соответствующих действий, но уже в большей мере и речью и словами песни и её мелодией.
При успешном воспитании у детей на третьем году жизни появляется эстетическое чувство – видеть прекрасное. Они начинают замечать всё красивое вокруг. С удовольствием слушают инструментальную музыку и пение, ещё и ещё просят повторить хорошо знакомую сказку, им доставляет явное удовольствие ритм и рифмы.
Если на предыдущем этапе музыкального развития слушание музыки сопровождалось только показом, то теперь детей знакомят с её программным содержанием. Так, перед началом исполнения песни муз. рук. не только сообщает детям, «про что» он сыграет, но и настраивает их на слушание, проведя с ними беседу, в которой обращает внимание детей на те стороны сюжета, которые будут охарактеризованы в её словах и музыке. Например, перед песней «Дождик» напоминает ребятам, как капает дождик, как поливает травку, а затем сообщает детям «Я спою песню про дождик». После того, как песня спета, можно предложить детям послушать мелодию той же песни, исполнив её, например, на металлофоне. Такое разнообразное исполнение песни вызывает у детей большой интерес и учит их вслушиваться в слова и мелодию песни, в музыкальные характеристики и фортепианный аккомпанемент.
Детям для слушания даются и специально написанные для фортепиано произведения, такие, как «Медведь» Ребикова, «Зайцы» Гречанинова, «Автомобиль» Раухвергера, очень ярко характеризующие знакомые детям эпизоды игр и персонажи музыкально — двигательных показов. Так как инструментальная музыка обладает богатыми средствами музыкальной выразительности, дети очень скоро начинают сразу, с первых тактов узнавать звучащую музыку и радостно сообщают об этом. Так что с детьми к концу третьего года жизни можно играть в «Угадай мелодию».
Так, как внимание детей 2-3 летнем возрасте становится более устойчивым, им уже можно давать для слушания рассказы с музыкальными иллюстрациями. Чтобы маленьким слушателям было интересно, мимика и речь музыкального руководителя должны быть выразительными, как и сама исполняемая, или в записи, музыка.
В музыкальной работе с детьми 2 — 3 лет значение придаётся пению и подпеванию, так как подпевание и пение являются проявлением активности, наиболее полно связанной с музыкой: движение ребёнка всего лишь отражает общий характер музыки, а в подпевании и пении он сам исполняет песню, вслушивается в неё особенно внимательно и, преодолевая трудности исполнения, испытывает особое удовлетворение. Чтобы дети были активны в пении, необходимо, чтобы песенный материал имел доступное сюжетное содержание и простую привлекательную мелодию. Слова песни должны быть не только понятными, но и лёгкими для произношения. В песне должны быть повторяющиеся лёгкие отрезки мелодии с простыми словами, или слогами. Песен, предназначенных для подпевания и пения должно быть немного — 3-4, чтобы можно было их чаще повторять, иначе дети не запоминают слов, а это тормозит развитие умения петь. Детей, которые пока что не поют, но вместе со всеми шевелят губами, надо хвалить и поощрять. Например, пригласить не поющих детей «помочь» в пении. И если даже вызванный помощник, стоя возле музыкального руководителя, всё также беззвучно шевелит губами, нужно поблагодарить его за помощь. Результатом такого поощрения является заметное увеличение желающих петь.
Музыкально— двигательный показ по- прежднему широко используются на музыкальных занятиях. Он, к примеру, перед проведением музыкальной игры помогает уточнить, почему так или иначе должны вести себя её действующие лица. Если в предыдущей группе для музыкально— двигательного показа использовались игрушки, то в в группе 2-3 летних детей он исполняется взрослыми, или совместно с активным ребёнком.
Музыкально — двигательный показ в исполнении взрослых или взрослого вместе с ребёнком используется также в виде вступления к общей пляске, так как дети 2-3 лет уже умеют быстро схватывать новые движения, непосредственно подражая видимому.
Дети 2-3 лет с удовольствием участвуют в ролевых сюжетных играх. Содержание движений здесь значительно богаче, в игры включается более разнообразная музыка, в которую дети не только вслушиваются, но и передают в движении её характерные особенности: ходят на носках под тихую музыку (чтобы не разбудить мишку, идут маршем под громкую.
Дети учатся правильно отражать характер музыки или характер движения какого-то действующего лица с помощью музыкально — двигательных показов взрослого, и специальных тематических упражнений, проводимых на занятиях. Например, чтобы научить детей легко прыгать на месте, нужно обратить внимание, что музыка рассказывает, как легко прыгают зайчики, и продемонстрировать правильно это движение, сопровождающую движение. Выполняя упражнения под музыку несколько раз, дети всё внимательнее вслушиваются в музыку, запоминают и через движение ярче воспринимают её особенности.
Особую роль в музыкальной работе с детьми третьего года жизни занимают пляска. Она является наиболее эффективным способом активизации всех малышей. Дети уже владеют разнообразными плясовыми движениями и умеют связывать их с характером музыки.
В этом виде музыкальной деятельности дети играют и танцуют по одному и в паре, охотно участвуют в хороводном движении всей группы (с помощью взрослого) выполняют упражнения с флажками, султанчиками, платочками, кубиками, колечками, погремушками.
Они уже могут сочетать в пляске движения рук и ног, например, повороты кистей рук и бег на месте, хлопки в ладоши с одновременным притопыванием ногой.
Для того, чтобы дети не только любили разученные с ними пляски, но и умели использовать знакомые плясовые движения в свободной пляске, взрослые должны их всячески поощрять — хвалить тех детей, которые выходят плясать перед другими детьми, подсказывать движения, когда это нужно. Пляску можно проводить в самых разнообразных условиях: в помещении, на свежем воздухе, на организованных музыкальных занятиях и во время индивидуального общения с ребёнком. Простые и доступные движения пляски всегда вызывают у детей радостные чувства, поэтому она является самой любимой и самой веселой частью музыкального занятия.
Я работаю с детьми раннего возраста не так давно, но наблюдая за малышами, могу сказать определенно, что для работы с ними требуются не только профессиональные знания и умения, но и личностные качества самого педагога, такие как эмоциональность и искренняя любовь к детям.
Я рада тому, что завидя меня, малыши начинают искренне улыбаться. Их глаза светятся счастьем и желанием еще и еще встретиться с музыкой. Это является самой лучшей наградой за мой труд.
Использованная литература: Т. С. Бабаджан «Музыкальное воспитание детей раннего возраста«.
Источник