Средства развития ребенка дошкольного возраста

Средства развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

В предыдущих параграфах были описаны условия развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, позволяющие реализовать на практике педагогическую концепцию целостного развития дошкольника:

  • – обеспечить всестороннее – физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие в процессе физического, умственного, эстетического и социально-нравственного воспитания, т.е. в ходе реализации права ребенка на образование;
  • – сориентировать образование на формирование компонентов базовой культуры личности: формирование физической культуры и культуры познания, эстетической и экологической культуры, нравственной культуры.

Для того чтобы обеспечить такие результаты, нужно иметь соответствующие средства воздействия на сам процесс образования. Традиционно они рассматриваются при описании структуры образовательного процесса, однако, учитывая тенденции развития современной дошкольной педагогики, поступим по-другому. Дело в том, что, описывая средства образовательного процесса, мы вынуждены рассматривать их как средство воздействия на ребенка, а не взаимодействия с ним – «теряется» восприятие и понимание ребенка как субъекта образования. Поэтому попробуем описать возможности использования разных педагогических средств как средств развития, а не как средств воздействия.

В этом отношении к средствам будут отнесены следующие категории, интегрирующие основные педагогические средства: педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие и педагогические отношения. Рассмотрим их подробнее.

Педагогическая деятельность – деятельность по обучению и воспитанию детей, которая осуществляется педагогическими работниками в образовательных учреждениях разных типов и видов. Она направлена на постоянное решение бесчисленного ряда образовательных и воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которой педагогом вырабатываются и воплощаются в общении с детьми как субъектами взаимодействия оптимальные, органичные для данной деятельности традиционные и нетрадиционные педагогические решения, поэтому она имеет творческий характер. Однако такой характер деятельность конкретного педагога приобретает не с самого начала.

Выделяют несколько уровней организации педагогической деятельности:

  • репродуктивный – уровень профессиональной деятельности педагога, умеющего рассказать и передать детям то, что знает сам;
  • адаптивный – уровень профессиональной деятельности педагога, который умеет приспособить материал, подлежащий усвоению, к особенностям детской аудитории;
  • локально-моделирующий – уровень профессиональной деятельности педагога, который умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему включения детей в разные виды деятельности;
  • системно-моделирующий деятельность – уровень профессиональной деятельности педагога, который владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков у детей по всем направлениям детского развития (умственному, социально-нравственному, эстетическому и т.д.);
  • системно-моделирующий деятельность и поведение – уровень профессиональной деятельности педагога, который владеет стратегиями подбора и реализации средств формирования личности ребенка, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

На каждом из данных уровней ребенок, воспитанник по-разному воспринимается педагогом и по мере развития педагогической деятельности переходит от уровня его восприятия как объекта к субъекту педагогического взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие – другое, не менее важное средство развития ребенка дошкольного возраста. Взаимодействие педагога и воспитанников в педагогическом процессе – процесс взаимного влияния взрослого и детей друг на друга, в результате которого происходит их взаиморазвитие и саморазвитие. В качестве каналов такого взаимодействия в педагогическом процессе выступают деятельность, общение и отношение воспитателя и воспитанников. При этом деятельность может быть но нацеленности организационной, воспитательной, дидактической, а по способу организации действий детей и взрослого – сопряженной, сопряженно-последовательной, совместно-последовательной и совместно-распределенной; общение – авторитарным, демократическим или либеральным; отношение – личностно-ориентированным или деловым, ориентированным на результат совместной деятельности, в другой интерпретации – субъект-субъектными или субъект-объектными.

Специфика сочетания данных компонентов определяет особенности конкретной модели развития, воспитания и обучения детей. Например, если ориентироваться на деятельность как ведущий компонент модели обучения детей на занятиях, то можно выделить следующие виды деятельности:

  • воспитательную деятельность педагога на занятии направление педагогического анализа модели, которое включает: оценку духовно-нравственной направленности занятия, степень решения задач социального, нравственного и патриотического, эстетического воспитания детей, формы организации совместной деятельности детей и педагога, соотношение побуждения к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой; установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей) и принуждения (замечание, нотации и др.), создание условий для благоприятного психологического климата в группе (как поддерживает воспитатель атмосферу общения детей друг с другом, влияет на изменение типа взаимоотношений), влияние рабочего самочувствия воспитателя в начале и в процессе проведения занятия на настроение детей;
  • дидактическую деятельность воспитателя на занятии – направление педагогического анализа модели, которое включает учет и отражение в деятельности воспитателя принципов дидактики (доступности обучения, систематичности и последовательности, наглядности, прочности и осознанности знаний, научности, принципа связи обучения с жизнью, индивидуализации процесса обучения), степень выполнения программного содержания (достижения дидактических целей); оптимальность методов обучения, используемых воспитателем, их сочетание, соответствие логики занятия возрасту и развитию детей; соотношение нагрузки на память детей и их мышление, воспроизводящей и творческой деятельности воспитанников, использование проблемных методов обучения и экспериментирования, повышающих познавательную активность детей на занятиях;
  • организационную деятельность воспитателя на занятии – направление педагогического анализа модели, которое включает целеполагание, планирование работы, составление плана (конспекта) занятия и его реализация, распределение функций постановки и формулирования проблемы и функций контроля между воспитателем и детьми, оснащение наглядными пособиями и создание условий для их эффективного использования на занятии; уровень подготовленности воспитателя, выполнение психологических и гигиенических требований к организации занятия (чередование видов деятельности на занятии, оптимальность воздушного, теплового и санитарного режима, учет индивидуальных и психологических особенностей детей), рациональность использования времени: длительность всего занятия, его частей и этапов.
Читайте также:  Польза настольных игр в развитии ребенка

С другой стороны, при этом нельзя не оценить деятельность детей.

Деятельность детей на занятии – направление педагогического анализа модели, которое включает мотивы поведения детей на занятии; активность, инициативность и работоспособность; наличие у них интереса к занятию, навыков самостоятельной работы; уровень овладения всеми функциями речи (номинативной, комментирующей, обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и т.д.); темп деятельности; произвольность поведения; уровень сформированности у детей простейших навыков учебной деятельности, деятельности экспериментирования, продуктивных видов детской деятельности, проявлений детского творчества; стиль отношения детей друг к другу, к воспитателю; внешний вид детей на занятии.

Аналогично оцениваются особенности деятельности детей и педагога в других организованных, полуорганизованных формах образовательной деятельности детского сада и самостоятельной деятельности воспитанников. В связи с этим огромное значение для повышения эффективности деятельности и взаимодействия как средства развития ребенка и детского коллектива имеет уровень рефлексивного взаимодействия, который включает внутренние, личностные позиции педагога и воспитанника, взаимосвязь их действий, взаимно порождающие и поддерживающие друг друга. В качестве критериев оценки эффективности рефлексивного взаимодействия ученые определяют сформированности целевой, содержательной, методической, социально-психологической и результативной составляющих развивающего взаимодействия педагога с детьми.

Социально-психологическая составляющая такого взаимодействия включает оценку педагогических отношений между взрослым и ребенком, детским коллективом. Это отношения между воспитателем и воспитанниками, планируемые, создающиеся и управляемые в условиях воспитания и обучения, обеспечивающие развитие обеих сторон. Такие отношения являются базовыми, системообразующими, реально созидающими педагогический процесс.

Они могут развиваться в двух направлениях: как субъект-объектные и субъект-субъектные. По М. И. Рожкову и Л. В. Байбородовой, развитие субъект-субъектных отношений между воспитателем и его воспитанниками определяется положительной установкой на совместную творческую работу, совместное планирование, анализ результатов деятельности, осознание ее цели и личностного смысла; созидание ситуации свободного выбора видов и способов деятельности ее участниками, наличие достаточной информации о состоянии дел и о каждом участнике деятельности, организация коллективных творческих дел, являющаяся наиболее эффективной для развития сотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи, в процессе которой наиболее полно раскрывается личность и педагога, и воспитанника.

Кроме того, большую роль в реализации субъект-субъектного подхода играет позиция воспитателя и понимание им значения и роли основных категорий воспитания для эффективной организации такого взаимодействия. С этой точки зрения Министерство образования и науки РФ определяет следующие критерии оценки взаимодействия педагогов и детей в дошкольном образовательном учреждении:

  • – проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательность, внимание к нему;
  • – чуткое реагирование на инициативу детей в общении, учет их потребности в поддержке взрослых;
  • – индивидуальное общение с детьми, выбирая позицию «глаза на одном уровне»,
  • – формирование у детей положительного отношения к сверстникам;
  • – установка на неограничение естественного шума в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор и пр.), недоминирование голоса взрослого над голосами детей;
  • – учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе взаимодействия с ними;
  • – поддержка положительного самоощущения детей, создание условий для формирования у них знаний о своих возможностях и способностях;
  • – неиспользование физических наказаний или других негативных дисциплинарных методов, которые обижают, пугают или унижают детей.
Читайте также:  Нормы развития ребенка до года таблица воз

Благодаря такому личностно-ценностному отношению к ребенку в процессе взаимодействия с педагогом у детей формируется ценностно-созидательное отношение к себе и другим, к окружающему миру. Н. А. Ветлугина при этом так характеризует отношение детей: интересы, правдивость, непосредственность переживаний; увлеченность, захваченность деятельностью – качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели; изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; возникновение потребностей, интересов к творчеству в связи с различными видами художественной практики; развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации; специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.

Источник

Наталья Викторовна Саморукова
Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Современное общество нуждается в активной личности, способной к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Основным направлением работы детского сада является создание для детей обстановки эмоционального благополучия, развития творческих способностей каждого ребенка. Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Творчество как важнейший уровень овладения деятельностью предполагает наиболее полное проявление творческой активности и самостоятельности личности. Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого нестандартного мышления. Воображение ребенка позволяет ему воспринять фантастические, сказочные образы, как реальные. Речевое творчество — умение высказать свои фантазии, где все слова должны быть связаны по смыслу и грамматически.

Эта тема актуальна в настоящее время.

Стоит отметить, что самостоятельно связная речь у детей не формируется. Поэтому необходима четко спланированная систематическая работа, предполагающая проведение специальных занятий. Важное значение имеют содержание и формы детской деятельности и их обогащение, так как у ребенка дошкольного возраста появляется потребность в творческой деятельности. Развитие речи в период дошкольного детства является одной из важнейших задач умственного воспитания, для того чтобы ребенок

в совершенстве владел своей речью, умел правильно и точно выразить свои мысли, четко отвечал на поставленные вопросы в дальнейшем обучении в школе.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое. Необходимость изучения детского творчества создает базу для развития речи и мышления детей, что

впоследствии обеспечит эффективность их применения. Так как развитие связной речи выступает одним из важных компонентов готовности ребенка к школьному обучению, требует дальнейшего усовершенствования организации педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Анализ результатов образовательной деятельности показал следующие недостатки:

— связная речь детей старшего возраста отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью;

Читайте также:  Что делать для развития ребенка во время беременности

— активный словарь детей зачастую маленький, не соответствует возрасту

— детям с трудом дается пересказ рассказов, воспроизведение по образцу речи педагога, не говоря уже о самостоятельном и творческом рассказывании;

— дети не используют в своей речи сравнительные обороты, образные выражения;

— дети редко используют в рассказах разнообразные средства выразительности в описаниях и повествованиях;

— у детей слабые эмоциональные реакции на художественные произведения

Недостатки в образовательном процессе:

— методы и средства работы с детьми не соответствуют современным требованиям;

— педагоги часто не владеют методами взаимодействия с ребенком на основе субъектности позиции ребенка, затрудняются в мотивировании детей на деятельность;

— педагоги основное внимание уделяют речевому развитию дошкольников в непосредственно образовательной деятельности;

— педагоги слабо владеют методикой организации самостоятельной деятельности, преобладает авторитарность в выборе игр, детских занятий;

— В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой не ставятся задачи по развитию речевого творчества.

Недостатки в условиях профессиональной деятельности:

— слабое методическое оснащение педагогического процесса;

— мало наглядного материала, стимулирующего детей на речевое творчество,

— оснащенность образовательного процесса направлена на фронтальные мероприятия с детьми;

— недостаточно современных средств обучения (ТСО) для реализации педагогом задач по развитию речевого интереса у дошкольников;

развивающая среда в группах стационарно оформлена, нет возможности ее видоизменять, учитывая детский выбор.

Таким образом выявлено противоречие — между необходимостью развития речевого творчества ребенка — дошкольника и недостаточными возможностями традиционного обучения.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Анализ выявленных недостатков показал, что необходимо совершенствовать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по речевому творчеству дошкольников. Таким образом, необходимо подобрать оптимальные средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества.

Кроме этого необходима систематическая работа по повышению уровня профессиональной культуры воспитателей. Для устранения недостатков требуется предусмотреть комплекс мер по координации действий всех специалистов ДОУ в вопросах речевого творчества. Для успешности и эффективности работы необходима оптимизация процесса обучения. Оптимизация – выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных (в данном случае оптимальных средств развития речевого творчества). Способом оптимизации обучения называют такую взаимосвязанную деятельность педагога и ребенка, которая заранее ориентирована на получение максимально возможной в данной ситуации эффективности обучения при соблюдении установленных гигиеной нормативов затрат времени т. е. без перегрузки детей и педагогов при обучению детей речевому творчеству.

3. Описание новых образовательных результатов, формированных у обучающихся.

Целевой ориентир Конкретизация в соответствии с возрастом и темой Пример проявлений качества в действии и речи ребенка

1. Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности

2. Ребенок овладевает развитым воображением, которое реализуется в речевом развитии.

3. Ребенок способен к фантазии, воображению и речевому творчеству. Интенсивно развивается и проявляется в игре.

4. Творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Владение общекультурными навыками общения, игры, Сформирована внутренняя мотивация к деятельности. Проявляется потребность ребенка в творческом проявлении своих личностных качеств в различных видах деятельности.

Сочиняет оригинальные истории, рассказывает сверстникам и взрослым. Активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы.

Распределяет роли в игре и строит поведение, придерживаясь роли, драматизирует сказки, читает стихи.

Создает изображения предметов, узоры, сюжетные композиции. Выполняет танцевальные движения, инсценирует содержание песен Ребенок использует систему действий при выполнении каких-то заданий, выбранных самостоятельно, либо предложенных педагогом. Выбирает способ деятельности в зависимости от ситуации. Может оценить ситуацию, при неудачи, найти новый способ решения проблемы.

Умеет строить речевое высказывание. Владеет диалогической и монологической речью в соответствии с нормами родного языка.

Извлекает информацию из текстов различных жанров, умеет адекватно, подробно сжато, выборочно передавать содержание текста.

Целеполагание, прогнозирование,оценка действий, элементы волевой саморегуляции. использование знаково-символических действий.

Продолжение следует.

Источник