Что должен уметь ребенок в 5 лет музыкальное развитие
(таблица №2)
Первая младшая группа (2-3 года) К концу года дети могут:
• Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий — низкий).
• Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.
• Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.
• Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
• Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Вторая младшая группа (3-4года) К концу года дети могут:
• Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).
• Замечать изменения в звучании (тихо — громко).
• Петь, не отставая и не опережая друг друга.
• Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
• Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.
Средняя группа (4-5 лет) К концу года дети могут:
• Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
• Узнавать песни по мелодии.
• Различать звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).
• Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
• Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
• Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах.
• Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
• Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.
• Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Старшая группа (5-6 лет) К концу года дети могут:
• Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); произведения по мелодии, вступлению.
• Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
• Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
• Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки.
• Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами.
• Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
• Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу.
• Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
Подготовительная группа (6-7 лет) К концу года дети могут:
• Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.
• Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется.
• Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
• Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
• Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
• Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы.
• Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
• Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
• Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом.
• Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
• Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
• Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
• Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами).
• Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
• Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
Анастасия Малютина
Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста
Возрастные особенности музыкального развития ребёнка.
Дети 3-4 лет
Дети четвёртого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения. В этом возрасте у детей наблюдаются индивидуальные различия в темпе психофизиологического развития, что проявляется в овладении ими речью, движениями, а также в поведении.
Педагогу важно на занятиях с детьми этого возраста начинать использовать интегративный подход, поскольку у детей четвёртого года жизни начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования. Если в раннем детстве малыши еще не могли самостоятельно петь и только подпевали взрослому, а движения их носили подражательный и спонтанный характер, то в период с 3х до 4х лет дети постепенно начинают осваивать самостоятельное пение и уже более осознанно исполнять несложные пляски и игровые упражнения.
Педагогу необходимо учитывать следующие возрастные особенности детей 3-4 лет для правильной организации интегративного подхода на музыкальных занятиях:
— преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении (необходимо поддерживать внимание игровыми предметами, подбирать музыку непродолжительного звучания) ;
— чаще всего у современных детей преобладают процессы возбуждения над торможением (важно правильно чередовать виды и формы активности, их продолжительность) ;
— наглядно-действенное, наглядно-образное мышление (необходимо использовать яркий иллюстративный материал, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера) ;
— ограниченный словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию) ;
— ярко выраженная способность к подражанию (педагог должен быть артистичным, эмоциональным, способным точно и выразительно показать детям способ исполнения движения или песни, должен уметь вовлекать детей в совместную музыкально-творческую деятельность) ;
Перечисленные выше и другие возрастные особенности детей четвёртого года жизни необходимо учитывать как в организации работы по музыкальному развитию, так и при отборе музыкальных произведений для слушания, исполнения и других видов музыкальной деятельности.
Дети 4-5 лет
Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности.У них уже есть свои индивидуальные предпочтения: кто-то любит больше петь, кто-то – танцевать, играть на инструментах. Именно поэтому педагогу необходимо шире использовать интегративный подход на занятиях.
В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны. Однако внимание, память ещё отличаются непроизвольностью. Детям ещё крайне важен показ, поддержка взрослых.
Диапазон голоса у четырёхлеток также невелик – в основном от «ре» до «ля» («си») первой октавы. У большинства детей этого возраста всё ещё есть проблемы в звукопроизношении.
На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки и качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них ещё не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а также при исполнении многих видов движений.
Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении требует от педагога необходимости поддерживать интерес детей игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания.
Дети 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления, что является важной предпосылкой для более углубленного и расширенного использования интегративного подхода.
Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует от педагога обязательного введения в учебный процесс музыкально-коммуникативных игр и упражнений. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности. Эти особенности педагогу необходимо учитывать при инсценировках, театрализации песенок, при обучении детей игре на музыкальных инструментах детского оркестра.
У детей данного возрастаболее совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.
Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети 5-6 лет ещётребует очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.
Дети шестого года жизни:
— начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;
— могут участвовать в музыкальных играх с пением, движением, следить за развитием сюжета;
— могут вспомнить знакомые песенки по вступлении или мелодии;
— могут сочетать пение с игрой на детских музыкальных инструментах, группами исполняя при этом разные партии;
— начинают осваивать элементарные вокально-хоровые навыки: поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании небольшую фразу (до 5-6 секунд), передают интонации несложных мелодий, поют слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение произведения;
— выполняют движения с различными атрибутами (цветами, платочками, игрушками, лентами, зонтами, обручами) ;
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте главными показателями по всем формам деятельности являются желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности. Именно поэтому интегративность должна быть основным принципом организации музыкальных занятий с детьми данного возраста.
Дети 6-7 лет
Возраст 6-7 лет – это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. Интегративный подход становится ведущим способом организации музыкального занятия.
В этот период у детейкачественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор.
Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.
Использование интегративного подхода на музыкальных занятиях с детьми данного возраста позволяют достигнуть следующих результатов.Дети 6-7 лет:
— могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте;
— могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов;
— у детейсформированы вокально-хоровые навыки: дети поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании фразу 6-8 секунд, чисто интонируют несложные мелодии в пределах «до» первой – «ре» («ми») второй октавы, поют слаженно и выразительно, передавая смысл исполняемых произведений;
— могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок, интерпретировать и варьировать исполнение;
— способны согласовывать движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполнять более сложные по координации (ассиметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения. Педагогу необходимо использовать данную способность для включения двигательных движений в исполнение музыкального произведения, при инсценировке песенок;
В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребёнка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.
Источник
Татьяна Фролова
Особенности музыкального развития детей старшей группы ДОУ
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование музыкальных способностей нужно начинать еще в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к их интонациям, сопереживать настроениям. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказались взрослые, которые могли бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
В дошкольном учреждении музыкальным воспитанием детей занимается музыкальный руководитель, главной задачей которого является воспитание музыкальной культуры ребенка. Но успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.
Дети старшей группы начинают больше осознавать себя членами коллектива, что облегчает проведение совместных занятий. У них появляется чувство ответственности при исполнении песен, хороводов, танцев, они откликаются на понятные общественные явления и хотят быть соучастниками деятельности взрослых. Ребенок 5 – 6 лет способен не только целостно воспринимать различные предметы, явления природы, но и выделять составные части, их последовательность, устанавливать связи, соотношения между ними.
Все эти качества присутствуют и в музыкальной деятельности. С старшей группе более отчетливо проявляется интерес, стремление слушать, понимать музыку, заниматься ею.Часто ребенок по своей инициативе вопросы: О чем рассказывает пьеса? Кто лучше спел? Предпочитая тот или иной вид деятельности, ребенок избирательно относится к ним, например, больше любит танцевать, чем водить хоровод, выделяет любимые песни, игры, хороводы, пляски. Дети этого возраста могут дать простейшую оценку произведению, сказать,как следует исполнить лирическую песню: «Нужно петь красиво, протяжно, ласково, нежно». Они способнык некоторым обобщениям на основе слушательского опыта: «Музыка звучит бодро, громко. Это – марш»; «А эта музыка протяжная, ласковая, нежная, похожа на колыбельную».
Голосовые связки ребенка значительно укрепляются, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство ребят различают высокий и низкий звуки в пределах 5, 4 и 3 звуков.
Движения детей становятся свободнее, определеннее, выразительнее в передаче характера музыкального произведения. Возросшие возможности позволяют осваивать основные виды музыкальной деятельности – восприятие, пение, движение, игру на инструментах, в процессе которых педагог сообщает и начальные сведения о музыке. Проводится активная работа по развитию слуха, что способствует дальнейшему формированию музыкальных способностей.
Активный характер обучения позволяет усваивать способы самостоятельных действий, подготавливает к творчеству на занятиях и вне их. Мотивы, которые побуждают детей к этому, те же, что и в средней группе, но интересы становятся устойчивее, а содержание – более разнообразным.
Последовательное усложнение обучения с учетом возрастных особенностей пятилетних детейсодержит следующие задачи:
1. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему, к родной природе, расширяя музыкальные впечатления, вызывать потребность слушать музыку, приобщаться к различным ее жанрам, испытывать эмоциональный отклик, стремление высказываться о ней.
2. Приобщать к разным видам музыкальной деятельности, развивать восприятие, певческий голос в координации со слухом, выразительность и ритмичность движений, точность приемов игры на некоторых инструментах, давать первоначальные сведения о музыке и ее способностях.
3. Активизировать творческую самостоятельность при импровизации простейших попевок, плясовых, игровых движений.
Итак, на музыкальных занятиях в старшей группе дошкольники слушают музыку и занимаются исполнительскими видами деятельности (пение, движение, игра на музыкальных инструментах, а в целом, развивается музыкальная культура ребенка.
Источник