Чтение как средство развития ребенка

Евгения Мелещенко
Опыт работы «Семейное чтение как средство воспитания и развития ребенка» в подготовительной группе

Мелещенко Евгения Сергеевна

воспитатель БДОУ г. Омска

«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»

Семейное чтение, как средство воспитания и развития ребенка.

Цель: оказание помощи родителям в осознании ценности семейного чтения, как средства воспитания и развития ребенка, как способа духовного сближения детей и родителей.

Задачи:

• создать условия для взаимодействия всех участников педагогического процесса по приобщению детей к художественной литературе; повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.

• способствовать поддержанию традиций семейного чтения при участии родителей (пап);

воспитывать бережное отношение к книге.

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. К сожалению, воспитательскую роль в основном выполняют мамы, а папы остаются в стороне.

Помочь папам установить дружеские отношения со своим ребенком поможет семейное чтение. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Многие мужчины уверены, что уход за ребенком — не мужская работа. Это неправильное представление. Можно быть нежным отцом и настоящим мужчиной одновременно. Известно, что духовная близость и дружеские отношения между отцом и детьми оказывают благотворное влияние на характер ребенка и на всю его последующую жизнь. Но так ли легко достичь духовной близости и взаимопонимания между папой и ребенком.

Исследования ученых-психологов и педагогов — показывают, что дети, как правило, меньше любят тех родителей, которые стоят в стороне от их воспитания. В нашей группея провела опрос у родителей: сколько времени они посвящают чтению с детьми. Выяснилась, что мамы читают своим детям почти каждый вечер, а папы не читают вообще, в связи со своей занятостью.

Для родителей я провела семинар практикум «Учимся у книги». На нем родителям дошкольников было рассказано о пользе совместного чтения с ребенком и даны конкретные рекомендации как разучивать стихи и что читать детям старшего дошкольного возраста.Семинар уже приносит свои плоды: мамы благодарили нас за полезную информацию, задавали вопросы, сами советовали, что можно почитать детям, где можно приобрести интересные книги. С помощью пап мы организовали книжный уголок. Для формирования навыка бережного обращения с книгами мы провели игру-занятие «Книжкина Больница». Каждому ребенку было предложено взять по одной книге в книжном уголке и посмотреть, не нуждается ли она в ремонте. На время все стали доктором Айболитом, определяли заболевание и, как говорят врачи, ставили «диагноз» больной книге. Все вылечили свои книги, но в уголке остались еще «больные». Детям было предложено взять их домой и при участии родителей помочь этим книгам. Такие совместные задания объединяют детей и родителей.

Также я решила предложить родителям наших воспитанников проект по работе с семьей «Папа и я читаем всегда!», этому поспособствовало участие в проектах «Единство во имя мира» и «Сказки во имя мира». Этот проект поможет папам установить дружеские отношения со своим ребенком. Мы стала приглашать пап читать детям в группе сказки разных народов мира. Сначала наши папы восприняли отрицательно, в связи со своей занятостью и стеснительностью. По словам пап, оказалось, что детям должны читать мамы. Но потом они согласились. Дети, слушая взрослого мужчину, более проникаются к нему.Мы с родителями подбирали тексты сказок разных народов мира: белорусскую «Пых», немецкую «Метелица», болгарскую «Храбрец-молодец», итальянскую «Ленивая Бручолина» и т. д. Папы стали приходить все чаще, это уже стало традицией, когда папа – гость нашей группы. Папы стали более свободно чувствовать себя со всеми детьми. После прочтения, дети обсуждали героев, рисовали персонажей из прочитанной сказки, создавались выставки рисунков по прочитанным сказкам. Совместно с родителями, мы решили записывать на видео чтения сказок и создали картотеку таких видео сказок. Этот проект дал всем нам только положительные результаты. Согласно опросу, в семьях появилась традиция читать по вечерам и выяснилось, дома стали читать большинство пап (70%).

Детская литература развиваетмногие способности детей: учит сострадать, понимать, любить – всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.

Без чтения интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства, особенно тогда, когда читают эти книги наши папы.

Литература:

1. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения — М.: Просвещение, 2000г.

2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. — М.: Просвещение, 1992.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка магазин москва

3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. От рождения до школы. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

4. Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» — М.: -2010 г

Источник

Марина Невешкина
Консультация «Чтение сказок как средство для развития творческого потенциала детей»

Консультация на тему: «Чтение сказок, как средство для развития творческого потенциала детей».

Прививая вкус к вымыслу и умножая способы выдумывания историй, мы помогаем детям проникать в действительность через окно, минуя дверь. Раз это интереснее,значит,полезнее.

Дж. Родари

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.

В середине ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.

Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов).

Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок.

В научно-педагогической литературе, сказкотерапия – это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т. е. сказками).

Цель метода сказкотерапии – активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Сказка формирует доверие ребенка к миру, она прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты. Воспитывает уважение к семье, к взрослым, к коллективу детей. Обеспечивает основу для реализации эмоционально положительного опыта растущей личности дошкольника.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас. Сочинение сказки и иллюстрация к ней развивают вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей. Сказка учит дошкольника понимать эмоциональное состояние окружающих.

С помощью метафор ребёнок интегрирует ситуации в сказке в свой жизненный опыт. Дошкольник через сказку получает знания о том, как устроен этот мир; как приобретать дружбу и любовь; как строить отношения с родителями, взрослыми и другими детьми. Также он учится умению прощать, ценить хорошее отношение к себе и другим.

Использование сказки для целенаправленного развития творческих способностей ребенка требует разработки конкретных методов и приемов.

В психологической литературе выделяют следующие возможности работы со сказкой.

1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни слушателя, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека,выявляет систему оценок человека в категориях: «хорошо — плохо».

4. Проигрывание эпизодов сказки. Этот метод дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

5. Использование сказки как притчи — нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой)

А. А. Осипова в своей работе приводит основные приемы работы со сказкой, которые можно применять с целью развивающей работы с детьми 5 — 6 летнего возраста по развитию у них творческих способностей.

Разберём приёмы:

1 прием — это анализ сказок. Его цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.

Например, для анализа выбирается известная сказка.При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как ты думаешь, о чем эта сказка; «Кто из героев больше всего тебе понравился и почему?»; «Почему герой совершил те или иные поступки?»; «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?» и т. д. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет.

2 прием — рассказывание сказок. Помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Ребенку предлагается рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих в сказке. Например, как сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».

Читайте также:  Театральные методы развития личности ребенка

Переписывание сказок — еще один прием работы в этом направлении. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

Наконец, сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье, растет, при определённых обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.

Источник

Мария Рогачева
Консультация для педагогов «Чтение художественной литературы как средство развития речи детей младшего возраста»

Чтение художественной литературы как средство развития речи

детей младшего возраста

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.Эти образцы разнообразны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.

Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические представления. По словам В. А. Сухомлинского, чтение книг – это тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. По мнению О. С. Ушаковой, художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

В детском саду младших дошкольников знакомят с литературнымипроизведениями разных жанров: рассказами, сказками, стихотворениями, пословицами, поговорками, потешками и т. д. Перед воспитателями ставится цель овладения детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение задач развития свободного общения с взрослыми и сверстниками, развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны, связной речи в различных формах детской деятельности.

Приобщаясь к художественной литературе, ребенок младшего дошкольного возраста накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния, однако начинают активно употребляться прилагательные и местоимения.

У ребенка формируются обобщающие функции слов.Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение. Начинают появляться и сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные через союзы. Средствами художественного слова ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок получает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Характерная для младшего дошкольника особенность, которую отмечают исследователи детства, — это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Человек, по утверждению К. И. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок,по симметричному расположению гласных звуков являются совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, бо-бо и т. д. Сама природа ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют, прежде всего к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого-то малышам нравится произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка. Каждая из песенок, подобных «Ладушки», «Козе», «Сороке -белобоке», — это блестящий мини-спектакль где ребенок и зритель, и певец, и танцор, и актер, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, интонации, ребенок усваивает национальный колорит русской поэзии, ее дух, отчего литература становится для него поистине родной.

Читайте также:  2 месяца ребенку развитие упражнения видео

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, — это формирование будущего большого читателя, культурно образованного человека.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях. При отборе книг для детского чтения важно учитывать доступность литературного произведения, его сюжетную занимательность, литературную ценность, соответствии задачам нравственного воспитания, воспитание любви к Родине, к людям, природе. Очень важно неоднократно возвращаться к прочитанному ранее. Повторять прочитанные стихи, инсценировать литературные произведения, рассматривать иллюстрации, рисовать на тему прочитанного.

Особое внимание необходимо уделить развитию образной речи детей в процессе ознакомления с разными жанрами литературы (сказка, рассказ, быль, стихотворение, басня) и малыми фольклорными формами. Начальному литературному образованию детей способствуют также утренники, вечера досуга, вечера сказок, стихов, загадок. Вся эта работа должна быть пронизана творчеством, любовью самого педагога к литературе и стремлением передать эту любовь детям.

В младшей группе детского сада детей учат слушать сказки, рассказы, стихи, а так же следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Необходимо использовать прием объяснения незнакомых слов, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснить значение тех слов, без понимания которых становятся неясный основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей.Варианты объяснения различны: постановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка – лубяная — деревянная; горница — комната и др.); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения; во время знакомства детей с картинкой; вопрос к детям о значении слова и др.

Важно, чтобы дети правильно поняли смысл произведения, его содержание и форму. Еще К. Д. Ушинский считал необходимым предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не осложняя излишними толкованиями. С этой целью можно активизировать детей личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин.

Выразительность чтения, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинирующими замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

Для более точного восприятия произведения детям задаются вопросы,которые можно условно классифицировать так:

-позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше нравится и почему?»);

-направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему;

-обращающие внимание на языковые средства выразительности;

-направленные на воспроизведение содержания;

-подводящие к выводам.

Осуществляется рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Важное значение для ознакомления ребёнка с художественной литературой, его общеречевого развития имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других, узнает смысл новых слов, пополняет свой словарный запас, закладываются основы связной речи. Совместное чтение сближает взрослых и детей. Поэтому, к чтению произведений художественной литературы детям необходимо привлекать родителей, популяризировать традиции семейного чтения.

Таким образом, совместная работа детского сада и семьи по приобщению детей к лучшим образцам детской художественной литературы дает положительные результаты – развивается словарный запас детей, речь становится эмоционально-окрашенной, грамматически и фонетически правильной, что оказывает влияние не только на умственное, но и личностное развитие дошкольников.

Источник