Читательское развитие ребенка дошкольного возраста гриценко

Читательское развитие ребенка дошкольного возраста гриценко thumbnail

Литературное образование дошкольников, Гриценко 3.А., 2014.
 
  Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050100 — Педагогическое образование (профиль «дошкольное образование», квалификация «бакалавр»).
В учебнике рассматривается история той части русского фольклора и литературы, которая создавалась для детей дошкольного возраста или вошла в круг их чтения. Отдельная глава посвящена современной детской зарубежной литературе. Особое внимание уделено методике приобщения детей к чтению, воспитанию компетентных читателей. Книга создана на основе предыдущего издания, выходившего под названием «Детская литература. Методика приобщения детей к чтению».
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть рекомендован студентам педагогических колледжей, воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальной школы, родителям дошкольников.

Литературное образование дошкольников, Гриценко 3.А., 2014

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Взрослый человек воспринимает детскую литературу по-разному: один уважительно относится к ее истории, наслаждается богатством ее художественных достижений; другой видит в ней забаву для маленьких, недостойную глубокого внимания; третий вообще не имеет представления о том, что такая литература существует.

Между тем детская литература, история развития которой исчисляется с конца XV в., давно утвердилась в праве быть самоценным видом словесного художественного творчества, играющим приоритетную роль в развитии и воспитании ребенка.

Существуют различные представления о понятии «детская литература». Наиболее распространенным является следующее: детская литература — это комплекс произведении, созданных специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития. О детской литературе, ее сути и роли в детской жизни неоднократно говорили как писатели, так и читатели. Их эмоциональные определения представляют особую ценность в понимании ее феномена. Среди читателей бытует мнение о том, что детская литература — это те произведения, которые человек в своей жизни читает трижды: будучи ребенком, став родителем и затем приобретя статус бабушки или дедушки. Детскую литературу, прошедшую такую проверку временем, называют «классической», «настоящей». Относительно такой литературы вводят понятие «вечная книга». С читательскими перекликаются образные определения, данные писателями. Ф. М. Достоевский о детской литературе говорил так: «Книги, из которых не вырастают». Б. Житков считал, что детские книги должны иметь «запас на вырост», а М. Горький определил детскую литературу как «великую державу» с «суверенными правами и законами». В быту детской литературой считают все книги, которые читают дети.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Литературное образование дошкольников, Гриценко 3.А., 2014 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 12.10.2019 06:37 UTC

Теги:

учебник по литературе :: литература :: Гриценко

Следующие учебники и книги:

  • Литература, 5 класс, Интегрированный курс, Русская и зарубежная, Исаева Е.А., Клименко Ж.В., 2018
  • Литература, 5 класс, Интегрированный курс, Русская и зарубежная, Бондарева Е.Е., Ильинская Н.И., Биткивская Г.В., Мацапура В.И., 2018
  • Литература, 11 класс, Интегрированный курс, Русская и мировая, Исаева Е.А., Клименко Ж.В., Мельник А.О., 2011
  • Первая после Букваря книга для чтения, Жукова Н.С., 2016

Предыдущие статьи:

  • Русская литература второй трети XIX века, Учебное пособие для СПО, Фортунатов Н.М., Уртминцева М.Г., Юхнова И.С., 2019
  • Золотые цитаты, сборник, Кузнецов Д.А., Курчина М.А., Достоевский Ф.М., 2017
  • Сказки, басни, были и рассказы, Толстой Л., 2017
  • Учимся читать лирическое произведение, Альбеткова Р.И., 2003

Источник

«Возрастные особенности формированиячитательского интереса»

Проблема приобщения любого ребенка к чтению была и остается одной из самых актуальных проблем как современной школы, так и дошкольного образования.

По утверждению А.В.Запорожца, восприятие художественного произведения является одним из видов деятельности человека в области искусства, представляющую собой «сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, познавательные, так и эмоционально — волевые моменты» [17, с.66 — 77].

Рассмотрим возрастные психолого-педагогические особенности детей в процессе развития читательского интереса [16].

В младшем дошкольном возрасте (до четырех лет) ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров.

Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребёнка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же, противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно, иногда дети неожиданно по – своему осмысливают самые простые вещи.

Читайте также:  Физические нормы развития ребенка до года воз

Книга для маленького ребенка представляет собой единство трех составляющих: это предмет определенного вида; иллюстрация; текст.

Сначала привязанность к книге у ребенка зависит не столько от содержания, сколько от оформления обложки, красочности иллюстраций, яркости образов, частоты обращения именно к этой книге.

Ребенку для развития важно показать разнообразие окружающего его мира, вызвать интерес и потребность к получению книжных, и жизненных знаний. Сначала ребенку интересно просто перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации.

Особенностью детского восприятия особую роль в осознании текста играют иллюстрации, выполняющие в роль первоначального импульса для воссоздания героев и событий; без рисунков художника воображение малыша может не включится в работу и текст не будет понят. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту [2, с.147].

Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий ребенку осознавать содержание произведений.

Слушая литературное произведение, дошкольники прежде всего усваивают легко осознаваемые связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего, что характерно в построении сюжета для большинства сказок [23].

Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено, что проявляется в бурной радости ребёнка благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. Активно мысленно действуя вместе с героями, дети пытаются иногда вмешаться в события (прерывают чтение, закрывают глаза, шлёпают по картинке с изображением плохого персонажа и т. п.).

Ещё одной характерной особенностью младшего дошкольника является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным рифмам, выразительной интонации [22].

После четырёх лет у ребёнка в связи с обогащением жизненного опыта, расширением круга его конкретных представлений, наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения, усложняется читательский опыт детей.

Как свидетельствуют исследования А. В. Запорожца, Т.И. Титаренко, О.О. Хоменко и других, дети начинают чётче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, возможность или невозможность переноса в сказке функций одного предмета на другой [6]. В связи с этим возникает возможность формирования первых представлений о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ, небылица и др.).

На данном возрастном этапе интенсивно развивается воображение, оно становится более самостоятельным. Однако это не отрицает необходимость иллюстрации, которая помогает проникновению в авторский замысел, формирует правильное видение героев и событий, эмоциональное отношение к ним, воспитывает эстетические чувства.

На пятом году жизни дети более осмысленно воспринимают художественные произведения, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, способны при необходимости вычленять из цепи событий отдельные факты. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на представления о нормах поведения и свой личный опыт.

Отношения детей к литературным фактам имеет действенное жизненное значение. Ребенок 5 лет — прежде всего активный соучастник изображаемых событий, он сопереживает вместе с героями [18].

Первыми в жизнь ребенка, как указывают исследователи, должны вводиться произведения предварительного типа – детский фольклор (потешки, считалки, небылицы, скороговорки), малые фольклорные жанры (загадки), народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки. Данные сказки помогают ребенку адаптироваться в реальном мире, найти выход из трудного положения [24]. Носителем культуры для ребенка является классическая литература. Чтение детям произведений великих русских писателей и поэтов – обязательное условие для их духовного становления.

Благодаря чтению развивается речь ребенка, увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького читателя выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

Работа с книгой расширяет кругозор дошкольника, стимулирует творческое воображение, развивает познавательные интересы. Ребенок должен знать, кто написал книгу, кто ее иллюстрировал, понимать, что благодаря сотворчеству автора и художника, книга – произведение искусства.

С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. В этот период в какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешняя эмоциональность и возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.

Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их вымыслом, фантастичностью, яркими сильными характерами героев, развитым сюжетным действием, полным драматических ситуаций.

Приходит осознание, что воображаемые обстоятельства в сказке нужны для того, чтобы изображенные предметы обнаружили свои характерные истинные качества. Если нарушаются типичные свойства предметов и действий с ними, ребенок заявляет, что так не бывает.

Русские народные сказки открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в неизбежной победе добра над злом, удивляются тайнам и чудесам, и пытаются раскрыть и осмыслить их [51].

Читайте также:  Причины развития речи у ребенка в три года

Отношение ребенка к художественному произведению развивается: от непосредственного наивного участия в изображаемых событиях до умения занять позицию вне их, оценить их со стороны.

Формирование умения становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, позволяет ребенку понять явления и события, в которых он прямого участия не принимал. Дети 5 — 6 лет аргументируют свои оценки, объясняя общественное значение того или иного поступка [17, c. 462-470].

Очень популярны у пяти- и особенно шестилетних дошкольников «толстые» книжки, полные интриг, хитросплетений и приключений («Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого, «Приключения Чиполино» Дж. Родари «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова и др.). Они удовлетворяют потребность детей в постоянном, длительном общении с полюбившимися героями, в повторных встречах с персонажами в новых ситуациях и коллизиях.

Высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения.

В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций, так как необходимые ассоциации для осознания смысла могут возникать и без непосредственной наглядной опоры. Рисунок в книге начинает выполнять собственно иллюстративную, вспомогательную роль, оказывающую ребенку помощь в проникновении в смысл произведения, уточнении возникающих представлений [47].

Признавая значительную роль иллюстраций, Н.С. Карпинская считает, что самым главным в восприятии и понимании детьми литературных призведений является художественный текст, который раскрывает содержание произведения во всей полноте. Даже детальное иллюстрирование наглядных образов не способно заменить художественный текст [22].

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмысливать более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. Это связано с тем, что наряду с накопленным ранее жизненным опытом обогащается опыт опосредованный, и в частности литературный, проявляющийся, прежде всего в сознательном отношении к авторскому слову.

Н.А. Стародубова выделяет следующие характерные черты восприятия литературных произведений дошкольниками 5-6 лет [39, с.188]:

● интерес к содержанию произведения;

● формирование умения воспринимать его в единстве содержания и формы;

● осознанный характер, устойчивость, глубина переживаний за судьбу героев и понимание скрытых мотивов их поведения;

● разнообразие способов выражения чувств и повышенное внимание к выразительным средствам языка;

● способность к элементарному анализу литературных произведений. Усложняется понимание литературного героя, ребенок начинает проникать в его переживания, чувства, мысли, хотя наряду с этим его все еще привлекают действия и поступки.

В связи с этим в старшем дошкольном возрасте становится доступным восприятию не только герой с однозначным, «монолитным» характером (плохой или хороший), как это было в младшем возрасте, но и более сложный, чье поведение иногда характеризуется противоречивыми поступками, нравственными переживаниями, сложными мотивациями.

Возможность проникать в сферу внутренней жизни героя, как указывают психологи, связана с формированием эмпатии у ребенка, умения сопереживать, сочувствовать ему.

Сопереживание помогает ребенку осознать такие мотивации поступков персонажей, которые связаны не только с их действиями, но и с чувствами. В этом возрасте ребенок может понимать сложные скрытые причины поведения, проникая в сферу состояний, мыслей, чувств героев. Наблюдается усложнение эмоционального отношения детей к героям, которое не зависит уже от отдельного, даже наиболее яркого поступка, а обосновывается с учетом всего описанного в произведении.

Так, осуждая героя сказки М. Горького воробьишку Пудика за непослушание, дети в то же время нередко выражают ему симпатию, объясняя его поведение тем, что он был маленьким, еще ничего не знал, но зато «умел сочинять очень смешные песни про людей» [34].

В старшем дошкольном возрасте возросшие возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию читательского интереса к книге.

Основным фактором отношения ребенка к чтению, к книге является наличие или отсутствие интереса к чтению. По большому счету, «интерес как сила, влекущая к чтению, – это центральное звено, ведущее к чтение. Не будет интереса – не будет и чтения, какие бы усилия педагоги и родители не прикладывали к приобщению ребенка к чтению».

Показателями читательского интереса старших дошкольников, по мнению ученых, в частности Н.Д. Молдавской, являются:

Читайте также:  Интересное о развитии и воспитании ребенка

● положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»);

● заинтересованность конкретными книгами («хочу эти книги»);

● увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»);

● стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой («хочу, чтобы другие об этой книге узнали»).

Книга должна заинтересовать, заинтриговать, привести в восторг, изумление, волнение [42].

Сегодня, когда встает вопрос о так называемом «кризисе чтения», выражающемся в падении престижа чтения и сокращении времени, уделяемом чтению в дошкольных образовательных программах и программах начального обучения, слова Ш.А. Амонашвили: «Воспитание любви к чтению есть дело педагогической чести» [58, с. 21],– звучат как никогда актуально, так как чтение – одно из самых значимых культурных явлений человеческой цивилизации, способ передачи и обретения культуры.

Рассматривая чтение как социально — педагогическое явление в контексте социокультурных изменений общества, мы понимаем, что культура детского мира как в фокусе отражает тенденции, которые проявляются в мире взрослых.

В отношении детей дошкольного возраста принципиально важно изучать:

●процесс чтения — слушания детьми литературного произведения;

●процесс общения ребенка с книгой, особенности ребенка 5-7 лет как читателя;

●процесс присвоения им доступных возрасту сообразных литературоведческих знаний [42].

Таким образом, дошкольное детство – первая и во многом определяющая ступень литературного развития ребенка, особый, сензитивный период воспитания читателя, когда формируются интерес и потребность в чтении, закладываются основы полноценного восприятия и понимания художественной литературы.

Восприятие художественного произведения представляет собой сложную психическую  деятельность,  сочетающую  в себе как интеллектуальные, познавательные, так и эмоционально-волевые моменты. В процессе развития такого восприятия у ребенка 5-6 лет совершенствуется его отношение к изображаемым обстоятельствам: от непосредственного участия в них до понимания наиболее существенных их характеристик.

В старшем дошкольном возрасте, как и в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель.

Список использованных источников

1. Гончарова, Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова // Электронная библиотека МГПУ. – URL:https://psychlib.ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm

2. Гончарова, Е.Н. Ранние этапы приобщения детей к чтению [Текст] / Е.Н. Гончарова. – Воспитание школьников, 2005. – № 12. 45-56 с.

3. Битянова, М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития [Текст] : научно–методическое пособие для психологов и педагогов / М.Р. Битянова – Москва : МГППУ, 2006. – 96 с.

4. Гриценко, З.А. Читательское развитие ребенка дошкольного возраста [Текст] / З. А. Гриценко // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 8. 19-27 с.

5. Давыдов, В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности [Текст] / В. В. Давыдов // Психологический журнал. – 1998. – №6. 20-26 с.

6. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского язика [Текст]: В 4 т./

7. Гриценко, З.А. «Положи твое сердце у чтения» [Текст] / З.А. Гриценко // Дошкольное воспитание. – 2000. — №5.- С. 65-73.

Болотская, С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе [Текст] / С. Болотская, Т. Сквирер // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 4. 150-153 с.

8. Формирование и развитие мотивации к чтению детской литературы дошкольника [Текст]: Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VIII Междунар. науч.– практ. конф., Чебоксары, 13 июня 2016 г./ сост. Д. С. Латенко / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 3 (8). 20–22 с.

9. Степанова, О.А. Происхождение и сущность детской игры: факты, мнения, теории [Текст] / О.А. Степанова. – Воспитатель ДОУ, 2009. – № 5. 118–129 с.

10. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология развития человека [Текст]: учеб.пособ. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М. : 2000. – 311 с.

11. Павлова, Е. В. Педагогические условия развития читательского интереса [Текст]: Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.- практ. конф., Чебоксары, 2016 г. – 46 с.

12. Минералова, И.Г. Детская литература [Текст]: учеб.пособие для студ. Высш. учебных заведений / И.Г. Минералова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.

13. Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста [Текст] / С.Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. 39 — 41 с.

Источник