Центильными таблицами для определения гармоничности развития ребенка

https://www.7gy.ru/rebenok/normy/
Центильные таблицы физического развития мальчиков

Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».

Центильные таблицы физического развития девочки

Приведя свою малышку на прием к педиатру, который взвесит ее и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашей девочки.

По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка глена домана купить

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Источник

Величина признака

Центили 3 10 25 75 90 97

Для составления центильных таблиц необходимо большое количество измерений по каждому параметру в каждой возрастной группе – 500 или 1000. Но, если допустим, взять 100 мальчиков в возрасте 10 лет и поставить их в порядке возрастания, т.е. первый мальчик самый маленький, а последний – самый большой, то получиться, что мальчик, который будет стоять третий по порядку, имеет рост 126,4 см (это третья центиля). Десятый в ряду мальчик имеет рост 129,2 см (это десятая центиля). И так далее.

Центили указывают процент детей, которые имеют показатель физического развития (рост, вес, окружность головы, груди) ниже указанного в таблице. Например, 10 % мальчиков 10-летнего возраста имеют рост меньше 129,2 см. и, соответственно 90 % – больше.

Показатели физического развития, находящиеся в интервале между 25 и 75 центилями, называются средние; между 75 и 90 центилями – выше среднего; между 90 и 97 центилями – высокие; более 97 центили – очень высокие, как правило это патология. Показатели, находящиеся в интервале от 25 до 10 центили – ниже среднего; от 10 до 3 центили – низкие; ниже 3 центили – очень низкие, как правило это патология.

Например, мальчик 10-летнего возраста имеет рост 128 см. Этот показатель находится в интервале между 10 и 25 центилями, он называется ниже среднего. Заключение: рост мальчика ниже среднего.

Для правильной оценки показателей по центильным таблицам необъходимо правильно определить возрастную группу.

От 1 до 12 месяцев интервал между возрастными группами составляет 1 месяц (1, 2, 3 месяца и т.д.). От 12 до 36 месяцев (до 3 лет) интервал между возрастными группами составляет 3 месяца (12, 15, 18 месяцев и т.д.). С 3 до 7 лет интервал между возрастными группами составляет ½ года – 6 месяцев (3, 5 года, 4 года, 4,5 года и т.д.). После 7 лет интервал между возрастными группами составляет 1 год (7, 8, 9 лет и т.д.).

В возрастную группу входят дети в возрасте от ½ предыдущего интервала до ½ последующего интервала.

Например, к 3-месячным детям относятся дети в возрасте от 2,5 месяцев до 3,5 месяцев. К 18-месячным детям относятся дети в возрасте от 16,5 месяцев до 19,5 месяцев. К 5-летним детям относятся дети в возрасте от 4 лет и 9 месяцев до 5 лет и 3 месяца. К 10-летним относятся дети в возрасте от 9,5 месяцев до 10,5 месяцев.

Возраст вычисляется следующим образом:

Возраст = дата обследования – дата рождения = полное количество лет, месяцев и дней.

Гармоничным считается такое физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту. Если масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют росту, такое развитие считается дисгармоничным.

Гармоничность можно оценить по центильным таблицам.

Интервалы между центилями называются коридорами. Если показатели физического развития (рост, вес, окружность груди) находятся в одном центильном коридоре или соседних, такое развитие называется гармоничным. Например, вес ребенка – выше среднего, рост – выше среднего, окружность груди – средняя.

Если показатели физического развития находятся не в соседних коридорах, т. е. расстояние между ними 1 центильный коридор и более, такое развитие считается дисгармоничным. Например, рост ребенка ниже среднего, а вес – выше среднего.

Третий способ оценки – по таблицам антропометрических стандартов или таблицам сигмальных отклонений.

Возрастные группы в данных таблицах те же.

Также используются параметры нормального распределения Гаусса.

Принцип оценки следующий. Показатели физического развития, находящиеся в интервале от М-1σ до М+1σ называются средними, от М+1 σ до м+2σ – выше среднего, больше, чем М+2σ – высокий. Аналогично в сторону уменьшения: от М-1σ до М-2σ – ниже среднего, меньше, чем М-2σ – низкий.

В таблицах сигмальных отклонений указывается М – средняя арифметическая величина и σ – среднее квадратическое отклонение.

Определить количество сигмальных отклонений можно по формуле:

Читайте также:  Тест развития для ребенка 11 месяцев

Фактический показатель – М

σ

Дата добавления: 2014-02-12; просмотров: 9809; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9252 — | 7450 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Цель.
Научиться оценивать
показатели физического развития ребенка
с помощью центильных таблиц.

Материалы и
оборудование.
Центильные таблицы для
определения уровня физического развития
детей.

Ход работы

Задание 1. Пользуясь
теоретическим введением и приведенным
ниже примером научитесь пользоваться
центильными таблицами.

Теоретическое
введение.

Что такое
центильная таблица?

В настоящее время
для оценки антропометрических данных
используются таблицы центильного типа
(табл. 1-12). Использование их достаточно
просто и удобно. В этих таблицах за
средние, или условно нормальные величины,
принимаются значения, свойственные
половине здоровых детей данного пола
и возраста – в интервале от 25-го до
75-го центиля. В полной форме центильная
шкала представлена цифрами, отражающими
значения признака, ниже которых он может
встретиться соответственно только у
3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97 процентов детей.

Пространство между
цифрами (коридоры) отражает тот диапазон
или разнообразие величин признака,
которые свойственны определенному
проценту здоровых детей данной
возрастно-половой группы.

Каждый измерительный
признак (длина, масса, окружности грудной
клетки и головы) может соответственно
быть помещен в «свою» область или «свой»
коридор центильной шкалы в соответствующей
таблице. В зависимости от того, где
расположен этот коридор, можно
формулировать оценочные суждения о
физическом развитии ребенка и принимать
решения об обращении к врачу.

При этом возможны
следующие варианты:

Область или
«коридор» № 1 (до 3 центиля) Область
«очень низких
величин»
,
встречающихся у здоровых детей редко
(не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем
признака должен проходить специальное
консультирование и, по показаниям,
обследование.

Область или
«коридор» № 2 (от 3 до 10 центиля) Область
«низких
величин»
,
встречающихся у 7% здоровых детей.
Показано консультирование и обследование
при наличии других отклонений в состоянии
здоровья и развития.

Область или
«коридор» № 3 (от 10 до 25 центиля) Область
величин «ниже
среднего»
,
свойственных 15% здоровых детей данного
пола и возраста.

Область или
«коридор» № 4 и № 5 (от 25 до 75 центиля)
Область «средних
величин»
,
свойственных 50% здоровых людей и поэтому
наиболее характерных для данной
возрастно-половой группы.

Область или
«коридор» № 6 (от 75 до 90 центиля) Область
величин «выше
среднего»
,
свойственных 15% здоровых детей.

Область или
«коридор» № 7 (от 90 до 97 центиля) Область
«высоких
величин»
,
свойственных 7% здоровых детей. Решение
о направление на обследование зависит
от существа признака и состояния других
органов и систем.

Область
или «коридор» № 8 (от
97 центиля и выше) Область
«очень
высоких величин»
,
свойственных не более 3% здоровых детей.
Вероятность патологической
природы изменения достаточно высока,
поэто­му
требуется консультирование и обследование.

2. Как пользоваться центильными таблицами?

Для
того, чтобы воспользоваться данными
таблицы, сначала необходимо провести
все необходимые

измерения
и определить
точный
возраст

ребенка. На первом году жизни в связи с
бурным ростом ребенка измерения обычно
проводят ежемесячно, а возраст определяют
так:

к 1 месяцу относятся
дети от 16 дней после рождения до 1 месяца
15 дней,

к
2 месяцам – от 1 месяца 16 дней до 2 месяцев
15 дней и т.д.

От
1 года до трех лет измерения проводят
каждые три месяца. Годовалым считается
ребенок от 11 месяцев 16 дней до 12 месяцев
15 дней,

к 1 году 3 месяцам
относят детей в возрасте от 1 года 1
месяца 16 дней до 1 года 4 месяцев 15 дней,

к 1 году 6 месяцам
– от 1 года 4 месяцев 16 дней до 1 года 7
месяцев 15 дней и т.д.

С
трех до 7 лет показатели снимают каждые
полгода, после 7 лет – каждый год.
Трехлетним считается ребенок от 2 лет
9 месяцев до 3 лет 2 месяцев 29 дней,

к
3 годам 6 месяцам относят детей в возрасте
от 3 лет 3 месяцев до 3 лет 8 месяцев 29 дней
и т.д.

за 7 лет считается
возраст от 6 лет 9 месяцев до 7 лет 5 месяцев
29 дней,

за 8 лет – от 7 лет
6 месяцев до 8 лет 5 месяцев 29 дней и т. д.

Далее,
учитывая пол и возраст ребенка, определяют
коридор
,
в котором находится каждая из измеренных
величин, делают выводы об отклонении
их от уровня «средних величин».

Полученные
данные используют также для определение
соматотипа ребенка и гармоничности его
развития.

Соматотип
определяют согласно схеме Р. Н. Дорохова
и И. И. Бахрара с выделением у здоровых
детей (то есть без ожирения и гипотрофии)
следующих трех соматотипов: микросоматический
(или астеник), мезосоматический (или
нормостеник) и макросоматический
(гиперстеник). Отнесение ребенка к одному
из этих соматотипов
производится согласно сумме номеров
областей или «коридоров» центильной
шкалы, полученных для длины тела,
окружности грудной клетки и массы тела.
При сумме баллов до 10 ребенок
относится к микросоматическому типу
(физическое развитие ниже среднего),
при сумме
от 11 до 15 баллов –

Читайте также:  Речевое развитие ребенка к школе

к мезосоматическому (физическое развитие
среднее), при сумме от 16
до 21 балла –

к макросоматическому (физическое
развитие выше среднего).

Определение
гармоничности
развития проводится на основании тех
же результатов центильных
оценок. В случае, если разность номеров
областей («коридоров») между любыми
двумя из
трех показателей не превышает 1, можно
говорить о гармоничном развитии, если
эта разность
составляет 2 –

развитие ребенка следует считать
дисгармоничным, а если разность превышает
3 и более –
налицо
резко дисгармоничное развитие.

Можно также
дополнительно определить соотношение
массы и длины тела
.
Оно позволяет ориентировочно
(статистически) судить о состоянии
питания ребенка. Для этой цели составлены
таблицы, где за основу берется длина
тела (табл. 9-12).

По аналогии с
центильной шкалой, показание искомой
величины массы тела в области 1 коридора
(до 3 центиля) может говорить об «очень
низком питании», в зоне 2 коридора (от 3
до 10 центиля) –
о «низком
питании», в зоне 3 коридора –
о питании
«ниже среднего» и т. д. Вместе с тем,
следует помнить, что статистическая
антропометрическая оценка массы тела
не всегда будет совпадать с клинической
оценкой питания, т. к. не учитывается
возраст ребенка. Так, при параллельной
задержке массы и длины тела статистическая
оценка будет средней или нормальной в
то время, как ребенок по возрасту отстает
в физическом развитии.

С целью точного
определения уровня физического развития
существует вспомогательная таблица
скрининг-диагностики
отклонений в физическом развитии,
учитывающая как характеристику длины
тела (роста) по возрасту, так и массы
тела по отношению к длине (не учитывая
возраст). После того, как ребенок измерен,
определяется зона нахождения данных
результатов («центильный коридор») и
на пересечении значений длины по возрасту
и массы по длине получаем (находим)
формализованную оценку физического
развития (табл. скрининг-диагностики
13,14).

ПРИМЕР

Калинин
Павел, дата рождения 8.10.2000 г., дата
обследования 8.01.2001 г. В
период обследования
длина тела –

60 см, масса –

5600 гр., окружность груди 39 см, головы –

40 см.

  1. Определяем возраст
    ребенка – 3 месяца.

  2. Определяем
    коридоры для каждой характеристики.
    Длина тела –

    IV
    кор. (табл. 1), средняя величина; масса
    тела — IV
    кор. (табл. 2),
    средняя
    величина;
    окружность груди — IV
    кор. (табл. 3),
    средняя величина;
    окружность головы — IV
    кор. (табл. 4), средняя
    величина.

  3. Определяем
    соматотип ребенка (объем головы не
    учитываем). Сумма
    коридоров составляет 4+4+4=12 –

    мезосоматотип.

  4. Определяем
    гармоничность развития. Все параметры
    находятся в одном коридоре

    гармоничное
    развитие.

  5. По
    таблице массы по длине (табл.12) –

    III
    кор. Питание ниже среднего.

  6. По
    таблице скрининг-диагностики (табл.
    13-14) пересечение
    III
    (масса по длине) и IV
    (длина тела) коридоров –
    нормальное
    физическое развитие.

Задание 2. С
помощью центильных таблиц определите
уровень физического развития детей,
антропометрические данные которых
приведены ниже.Запишите в
тетради полученные результаты так, как
это показано в примере.

Семенов
Павел,

новорожденный., Длина
при рождении — 50 см, масса — 2 600 гр.,
окружность груди — 32 см, окружность
головы — 34 см.

Иванов
Гриша
,
10 месяцев. Длина тела — 75 см, масса — 11 кг
, окружность груди
— 45 см, окружность головы — 47 см.

Воронина
Соня
,
4 года. Длина тела — 87 см , масса — 12 кг ,
окружность груди — 50
см .

Задание 3. С
помощью графического отображения
центильных таблиц (графики 1-6) определите
уровень физического развития развития
Марины и Стаса.Запишите в
тетради полученные результаты по пунктам
1-4 так, как это показано в примере. Вывод
о питании детей и их общем уровне
физического развития сделайте сами,
исходя из полученных коридоров.

Марина.
Родилась 6 января 1988 года. Данные
обследования от 6 ноября 2001 г. Длина —
152 см, масса — 38 кг, окружность груди — 70
см.

Стас.
Родился 17 апреля 1987 года. Данные
обследования от 6 ноября 2001 г. Длина —
178 см, масса — 53 кг, окружность груди — 82
см.

Табл.
1

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник