Цель музыкального образования является развитие ребенка

Цель музыкального образования является развитие ребенка thumbnail

Современный мир музыки представлен разными стилями и направлениями, причем не всегда они являются высокохудожественными: все чаще слушатель отдает предпочтение простым незамысловатым композициям с бессмысленным набором фраз. Низкосортные музыкальные произведения приводят к деградации культуры, большинство из них являются аморальными, пошлыми. Именно поэтому так важно формировать у детей высокие духовные потребности, воспитывать разносторонние художественные способности. А для этого необходимо обучать ребенка правильной музыке, к которой относятся народные произведения и классические композиции, т.е. высокохудожественные образцы музыки.

 Задачи, цели и методы музыкального воспитания

Как музыка влияет на ребенка?

Музыкальное воспитание – основа нравственного развития. От качества музыкального и нравственного воспитания зависит, насколько высока будет культура вашего ребенка в будущем. Кроме того, «правильная» музыка:

  • формирует эмоциональную сферу человека;
  • совершенствует мыслительную систему ребенка;
  • воспитывает чувственность и чуткость к красивому, дает понимание, что такое искусство, позволяет наслаждаться им.

Музыкальное развитие очень важно для дошкольника. Если в процессе обучения будет правильно развито музыкально-эстетическое сознание, в будущем ребенок будет иметь богатый духовный мир, его творческому потенциалу не будет предела. Ведь человек, которому показали мир во всех его красках, воспринимает окружающее совершенно иначе, он видит его многостороннее, полнее. Он живет в радость, получая удовольствие от мелочей. Приобщая ребенка к прекрасному миру музыки, мы воздействуем не только на его духовный мир, но и на общее его развитие.

В чем заключаются цели и задачи музыкального развития?

Основными целями музыкального воспитания являются:

  1. Всестороннее, а главное гармоничное развитие ребенка.
  2. Формирование умения внимательно слушать, воспринимать и отчетливо понимать музыкальные произведения.
  3. Воспитание эмоционального и чувственного восприятия музыки.
  4. Эстетическое воспитание.

Что касается задач, которые ставятся перед музыкальным воспитанием дошкольников, стоит отметить следующие:

  • формирование общих знаний о музыке;
  • воспитание интереса и любви к музыке;
  • обогащение впечатлений ребенка посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями;
  • приобщение к разным видам музыкальной деятельности (танцы, пение, ритмика, нотная грамота, игра на инструментах);
  • развитие общей музыкальности ребенка и совершенствование его исходных музыкальных данных;
  • развитие музыкального вкуса, воображения, творческой активности ребенка.

Успешность решения поставленных музыкальных задач зависит от того, какие приемы и методы воспитания были выбраны, какие виды и формы деятельности задействовались, какой репертуар был подобран.

Методы и приемы музыкального воспитания

Под методами музыкального воспитания понимают действия педагога, которые направлены на общее музыкальное и эстетическое развитие ребенка. Основываются они на взаимодействии педагога и ученика, хотя ведущая роль отводится именно взрослому. Каждый из методов направлен на воспитание в ребенке эстетической музыкальной чувственности, его эмоциональной отзывчивости, оценочного отношения, выразительности в исполнении композиций. Главными методами музыкального воспитания являются убеждение и регулярное упражнение в разнообразных видах музыкальной деятельности. Такая система помогает эффективному музыкальному развитию дошкольника. Однако педагогом могут быть выбраны и другие методы, которые зависят от конкретных целей музыкального воспитания.

Как и в других видах деятельности, в обучении музыке используют наглядный, словесный и практический методы.

НаглядныйСловесныйПрактический
При помощи ярких и красочных образов можно рассказать ребенку об окружающем мире, о чувствах людей, действиях животных. Наглядность может быть слуховой (прослушивание музыки), тактильной (ощущение волновых колебаний звучания музыки телом) и зрительной, которую следует сочетать со слуховой (певческие приемы, движения в танце, играх; портреты композиторов, изображения инструментов, видеофильмы к музыкальному произведению).Обращен к сознанию ребенка, является универсальным. Благодаря слову педагога дошкольник лучше понимает музыку, он становится творчески активным, заинтересованным, развивается его активный словарь, воображение. К словесному методу относят такие приемы, как объяснение (используется перед ознакомлением ребенка с новой мелодией, игрой, танцем и т.д.), пояснение (например, правил игры или движений танца, певческих техник), указания (уточняют выполнение различных действий), поэтическое слово (помогает глубже понять музыкальное произведение перед его прослушиванием), беседа (проводится после прослушивания композиции для уточнения и объяснения деталей мелодии, полученных ощущений), вопросы (уточняется характер композиции, ее форма, содержание и т.п.), замечания (используются, если ребенок отвлекся от поставленного вопроса; замечания должны быть корректными, но строгими).Под практическим методом понимают конкретную деятельность ребенка, направленную на обучение музыкальным способностям посредством упражнений. Практика – это закрепление теоретических знаний. Среди практических приемов – пение, игра на музыкальных инструментах, разучивание танцевальных движений, ритма, нот.

Методы и приемы музыкальной деятельности должны определяться:

  1. Источниками получаемых знаний.
  2. Видами и учебными задачами художественной деятельности.
  3. Типами и этапами занятий.
  4. Задачами формирования творческих и художественных способностей.
  5. Возрастными особенностями детей.
  6. Индивидуальным подходом в обучении.

Каждый из основных методов состоит из определенного комплекса приемов, которые не только отвечают специфике этого метода, но и детализируют его, уточняют и конкретизируют. Сочетая различные методы и приемы в музыкальном воспитании, педагог может организовывать максимально интересные и эффективные занятия. Главное уметь творчески подходить к построению занятий, что поможет ребенку понять и усвоить музыкальное искусство в разы быстрее.

comments powered by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник

    Основная цельобращения
    к художественной культуре — формирование
    ценностного сознания человека,
    духовно-творческое становление личности.
    Содержание главной цели общего
    музыкального воспитания – формирование
    музыкальной культуры как частидуховной
    культуры личности. Воспитательные,
    учебные и развивающие задачи общего
    музыкального воспитания.

    Существуют 2
    сферы музыкального образования в
    Беларуси –

    Профессиональное
    (курируется министерством культуры);

    Общее (курируется
    министерством образования).

    • Основная цель
      школьного общего музыкального
      образования

    Целью общего
    музыкального образования принято
    считать становление, развитие музыкальной
    культуры учащихся как части их общей
    духовной культуры.

    Формирование
    духовной культуры личности средствами
    искусства. Воспитать музыкальную
    культуру личности как часть ее духовной
    культуры (Д.Б. Кабалевский).

    (Цель сформулирована
    в стандартах, концепциях, программах
    по музыке).

    Понятие музыкальная
    культура учащихся

    чрезвычайно объемно и может иметь
    разную трактовку. Д.Б.Кабалевский
    подчеркивает значение музыкальной
    грамотности в широком смысле этого
    слова как основы, без которой музыкальная
    культура не может сформироваться. Такой
    подход к целевым установкам общего
    музыкального образования признается
    практически всеми отечественными
    педагогами-музыкантами.

    Основными
    задачами музыкального образования
    выступают как ближайшая педагогическая
    интерпретация ее цели и в своей
    совокупности направлены на музыкальное
    воспитание, обучение и развитие ребенка.

    К таким задачам
    могут быть отнесены:

    — развитие в
    детях культуры чувств, чувства музыки,
    любви к ней; творческого
    эмоционально-эстетического отклика
    на произведения искусства;

    — знакомство
    учащихся с народной, классической,
    современной музыкой, прежде всего с
    шедеврами музыкального искусства во
    всем богатстве его форм и жанров;

    — педагогическое
    руководство процессом усвоения учащимися
    знаний о музыке в их духовной связи с
    жизнью;

    — развитие
    музыкально-творческих способностей,
    умений и навыков у учащихся в слушательской,
    исполнительской и «композиторской»
    деятельности;

    — воспитание у
    учащихся музыкально-эстетического
    чувства, восприятия, сознания, вкуса;

    — развитие
    потребности в общении с высокохудожественной
    музыкой;

    — целенаправленная
    подготовка учащихся к осуществлению
    музыкального самообразования;

    — помощь ребенку
    в осознании себя как личности в процессе
    общения с музыкой.

    Отечественное
    музыкальное образование предполагает
    разнообразие подходов и путей воспитания
    музыкальной культуры учащихся. Музыка
    ни в коем случае не должна отрываться
    от жизни ребенка, его внутреннего мира,
    личного опыта, окружающей его
    действительности.

    Результатами
    занятий должны стать:

    возрастание
    интереса и любви к классической,
    народной, современной музыке; способность
    оценить ее красоту; чувство сопереживания
    музыкальным образам, воплощенным в
    произведениях искусства; возникновение
    музыкально-эстетического отклика на
    произведения искусства;

    постижение
    закономерностей искусства;

    развитие
    музыкально-образного мышления, навыков
    восприятия музыки, способности размышлять
    о ней в связи с жизнью и с другими видами
    искусства; творческих музыкальных
    способностей, практических умений и
    навыков в процессе слушания, исполнения
    и сочинения музыки (импровизации),
    музыкально-ритмического движения;

    становление
    музыкально-эстетического вкуса,
    потребности в общении с высокохудожественной
    музыкой, в музыкальном самообразовании.

    Музыкальное
    образование школьников направлено на
    развитие у них целостного представления
    о музыкальном искусстве, приобретение
    ими опорных, ключевых знаний, умений и
    навыков музыкальной деятельности.

    Ориентация
    музыкального образования на специфические
    компоненты содержания общего образования
    ( опыт эмоционально-ценностных отношений,
    творческой деятельности,
    художественно-образного познания мира)
    отвечает общим целям современного
    образования, опирается на принципы
    гуманизации и гуманитаризации
    образования, его практической
    направленности и способствует созданию
    единого целостного образовательного
    пространства современной школы. Это
    требует:

    — выделения
    нравственно-эстетического аспекта
    содержания музыкального образования
    как главного;

    — улучшения
    качества преподавания музыки, преодоления
    знаниецентрического подхода в построении
    содержания музыкальных дисциплин;

    — освоения школой
    ( учителями музыки ) новых технологий
    развивающего диалогического преподавания
    музыки.

    Учителя музыки
    призваны обеспечить:

    Формирование
    музыкальной культуры подрастающего
    поколения

    Социальный
    заказ общества

    Востребованность
    творческой личности, способной решать
    любые задачи, проявляющей грамотность
    в самых разных областях, в том числе и
    в музыкальной области

    Главные
    направления содержания общего
    музыкального образования

    Если
    в 19 веке (П.И. Чайковский), начале 20 века
    (Б.В. Асафьев, С.И. Танеев и др.) полагали,
    что центром содержания музыкального
    просвещения и общего музыкального
    образования должно стать хоровое пение,
    то в итоге ХХ века обнаружились
    обновленные позиции.

    три
    главные области собственно музыкальной
    деятельности

    • Композиторская

    • Исполнительская

    • Слушательская

    Главными
    образовательными задачами соответственно
    являются:

    • Обучить школьников
      импровизации и сочинению музыки;

    • Научить исполнять
      музыку (петь и играть);

    • Научить слушать
      музыку.

    Воспитательные
    задачи:

    • Формирование в
      ходе работы системы отношений ко всему,
      что есть в мире идеям, искусству, добру
      и злу, любви, природе, человеку, семье,
      традициям, самому себе….

    • В итоге –
      формирование нравственного стержня
      личности, моральных свойств и качеств.

    Развивающие
    задачи

    В ходе работы
    развивать все способности у ребенка:
    психические процессы — восприятие,
    внимание, память, мышление, фантазию,
    воображение, в том числе специфические
    музыкальные способности, соответствующие
    основным средствам музыкальной
    выразительности.

    Исполнительская
    деятельность 1

    Хоровая
    культура возможна была бы в
    общеобразовательных школах в том
    случае, если бы нота заняла свое место
    нарядус
    цифрой и буквой. Без обучения нотной
    грамоте (в обновленном методическом
    варианте) в настоящее время хоровая
    культура невозможна.

    Исполнительская
    деятельность 2

    Культура
    инструментального музицирования, как
    и хоровая, имеет условия для развития
    лишь в классах с музыкально-эстетической
    направленностью. Основная масса детей
    не владеет ни одним музыкальным
    инструментом.

    Импровизация
    и сочинение музыки

    • 12% учителей
      отрицают эту форму работы;

    • 56% включили БЫ,
      если бы имели соответствующую подготовку;

    • 32% считают, что
      заниматься этим нужно только в сфере
      дополнительного образования
      (следовательно, на уроках музыки не
      занимаются);

    • 16% специально
      занимаются импровизацией и сочинением
      на уроках музыки.

    Слушание
    музыки

    Слушание музыки
    ФОРМАЛЬНО считается разработанным
    видом деятельности. Учителя могут
    отметить успешное проведение викторин
    на узнавание изученной музыки. Но
    сформирована ли слушательская культура
    школьника? Какую музыку и как предпочитает
    слушать молодежь? Общество в целом?

    Таким образом,
    системе музыкального образования в
    современном мире присущи такие черты,
    как социокультурная обусловленность,
    направленность на человека. Обострилось
    внимание к человеческой личности и
    стремление к ее разностороннему
    развитию. Музыкально-эстетическое
    воспитание оказалось универсальным
    средством преодоления социокультурных
    проблем и противоречий ХХ в., позволяющим
    достичь внутреннего духовного равновесия
    человеческой личности. Воспитательный
    потенциал музыкального искусства
    обеспечивает формирование личности
    нового типа, которой свойственна
    художественно-эстетическая и социальная
    активность. Эта тенденция отражает
    фундаментальные преобразования в
    социокультурном обществе в целом.
    Музыкальное образование является
    средством активизации духовного
    потенциала личности, компенсирующим
    недостаток его проявления в других
    областях духовной жизни, — это универсальное
    средство духовного развития человека.

    В системе общего
    среднего образования музыке принадлежит
    особая роль. Целостно воздействуя на
    личность, музыкальное искусство
    формирует мироощущение, мировосприятие
    и мировоззрениерастущего
    человека.

    Цель
    изучения предмета «Музыка» — формирование
    музыкальной культуры личности как
    части ее общей духовной культуры
    (Д.Б.Кабалевский). Достижение этой цели
    возможно лишь в процессе введения
    учащихся в музыку как в «искусство
    интонируемого смысла» (Б.В.Асафьев).
    Вхождение ребенка в музыку не сводимо
    к усвоению комплекса музыкальных
    знаний, умений и навыков. Оно предполагает
    формирование у учащихся ценностного
    отношения к музыке и жизни, приобщение
    к разнообразным способам музыкальной
    деятельности, раскрытие творческого
    потенциала личности.

    Задачами
    учебного
    предмета«Музыка»
    являются:

    • воспитание любви
      к музыке;

    • освоение
      музыкального искусства посредством
      овладения музыкальными знаниями,
      слушательскими и исполнительскими
      умениями, приобретения опыта
      самостоятельной музыкально-творческой
      деятельности;

    • воспитание
      эстетических чувств и формирование
      художественного вкуса;

    • развитие
      музыкального восприятия, мышления,
      слуха, певческого голоса, творческих
      способностей учащихся.

    В основе тематического
    построения программы лежит разработанная
    Д.Б.Кабалевским система обобщенных
    представлений о музыке как важной части
    культуры общества и самоценном виде
    искусства. Тематизм программы
    структурирован в соответствии с логикой
    развития музыкального мышления и
    художественного восприятия учащихся.

    Приобщение к
    общечеловеческому духовному опыту,
    запечатленному в музыке, происходит в
    процессе общения учащихся с музыкальными
    произведениями. В процессе обучения
    учащиеся должны не только практически
    освоить интонационный язык музыки, но
    и приобрести коммуникативные умения,
    позволяющие вступать в диалог с
    художественным произведением, автором,
    эпохой.

    Программа
    ориентирована на постепенное накопление
    учащимися опыта музыкально-художественной
    деятельности и его последующее обобщение
    с помощью вводимых музыкальных понятий.
    В свою очередь, освоение основных
    понятий и музыкальных терминов постоянно
    должно подкрепляться музыкальной
    деятельностью учащихся.

    Программа
    предполагает использование различных
    видов музыкально-художественной
    деятельности. В сферу музыкально-художественной
    деятельности учащихся входят слушание,
    хоровое и ансамблевое пение, игра на
    музыкальных инструментах, пластическое
    интонирование, сочинение и импровизация,
    театрализация, ритмодекламация и др.

    Художественный
    репертуар, представленный в программе,
    является примерным. Он является
    ориентиром для учителя в репертуарном
    оснащении предмета. При использовании
    репертуара следует руководствоваться
    принципом вариативности, позволяющим
    приблизить образовательный процесс к
    личности учителя и особенностям каждого
    класса.

    С целью формирования
    гражданской культуры учащихся
    рекомендуется ежегодное обращение к
    «Дзяржаўнаму
    гімну Рэспублікі Беларусь»:
    в I-III
    классах – для слушания, в IV
    классе – для исполнения. При подборе
    музыкального материала для ознакомления
    учащихся с народными праздниками
    целесообразно учитывать региональные
    традиции.

    В процессе
    реализации программы предполагается
    широкое использование следующих
    методов:

    — художественного,
    нравственно-эстетического познания
    музыки;

    — интонационно-стилевого
    постижения музыки;

    — перспективных
    и ретроспективных связей;

    — игры;

    — эмоциональной
    драматургии;

    — художественного
    контекста.

    Основной формой
    организации образовательного процесса
    является урок. Урок музыки в данной
    программе трактуется как урок искусства,
    для которого характерна гибкая структура
    и наличие эмоционально-смысловой
    драматургии. В соответствии с тематическим
    построением учебного материала
    выделяются следующие типы уроков:

    • уроки введения
      в тему;

    • уроки углубления
      и развития отдельных аспектов темы;

    • уроки обобщения
      темы;

    • уроки контроля
      усвоения темы.

    Предлагаемое в
    программе планирование является
    примерным. Оно нацеливает учителя на
    творческое конструирование содержания
    каждого урока. При планировании важно
    учитывать сквозной характер тематического
    материала, приобретаемых учащимися
    знаний, умений и навыков.

    В основе программы
    лежит система связей музыкального
    произведения с «повседневной» культурой,
    жизненным и художественным опытом
    учащихся. Программа позволяет осуществить
    расширение художественного пространства
    урока за счёт включения литературных
    произведений и произведений
    изобразительного искусства, что
    способствует формированию познавательных
    интересов, развитию ассоциативно-образного
    мышления и творческих способностей
    учащихся.

    Программа жёстко
    не регламентирует деятельность учителя,
    предоставляя ему пространство для
    творчества. Педагогическое творчество
    может проявляться в выборе и распределении
    художественного материала, интерпретации
    той или иной художественной идеи,
    художественно-драматургическом
    планировании и осуществлении учебного
    процесса в целом.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник