Индивидуальные программы психофизического развития ребенка инвалида

Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида, ученика _ класса _________________________

Пояснительная записка

Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее  уязвимых категорий детей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ  «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач  нашей школы.

    Роль системы  образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе  существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и  детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.

Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности.  Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

 В современных условиях  учащиеся должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:

активностью,

самостоятельностью,

креативностью,

уверенностью в себе,

коммуникабельностью,

способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.

В период подросткового возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель программы: Формирование благоприятных условий для социализации  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование . Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы: 

  • Обеспечение максимально полного охвата детей  — инвалидов, детей с ограниченными возможностями  здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
  • Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической   помощи родителям и детям  из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
  • Формирование активной педагогической  позиции родителей;
  • Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
  • Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам,  детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
  • Повышение правовой, психолого – педагогической  грамотности родителей  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;
  • Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»

Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.

Предполагаемый результат:

— Совершенствование обучение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Создание условий для интеграции детей  данной категории  в общество.

—  Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании,  образовании детей.

-Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.

-Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

 -Оказание консультационной помощи.

-По итогам работы Программы  провести анкетирование и выяснить какую бы ещё  форму работы с семьёй, с детьми данной категории  могли бы предложить сами родители, дети  и оценить на сколько необходима помощь социально – психолого —  педагогической направленности семьям, детям  и на сколько она важна для них и полезна.

 — Увеличение доли числа  детей – инвалидов,  детей с ограниченными возможностями здоровья  вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования

—  Увеличение результативности  участия  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.  

Особенности реализации программы:

Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью обучающегося, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.

Обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка.

Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Читайте также:  Занимался развитием ребенка по тюленеву

Родители – основные участники реабилитации. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий ,подготовке к экзаменам в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.

Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.

Участники программы: родители, классный руководитель, педагог-психолог, учителя школы, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.

План поэтапной реабилитации.

Наименование этапа

Цель этапа

Ответственные

Сроки исполнения

Форма отчетности

Социальное обследование семьи, установление проблемы

Сбор необходимых сведений о семье и ребенке

Классный руководитель

сентябрь

Карта социального обследования семьи

Разработка индивидуального плана реабилитации (ИПР)

Координация реабилитационных мероприятий

Специалисты согласно ИПР

сентябрь

Записи в журналах регистрации реабилитационных мероприятий

Корректировка ИПР

Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации

Команда специалистов и родителей

В течение учебного года

ИПР (новый вариант)

Индивидуальная программа реабилитации:

Компоненты реабилитационного воздействия

Задачи

Формы

Ответственный

Социальная реабилитация

Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения.

1. Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем.

Классный руководитель

Психолого-педагогическая реабилитация

Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме of-line консультации с помощью электронной почты);

б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

педагог-психолог

Образовательная реабилитация

1) формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков;

2) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности;

3) вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;

  1.  Обучение учащегося с учетом его возможностей (согласно учебному плану)
  1. Психолого-педагогическая коррекция (согласно учебному плану)
  1. Элективные курсы (согласно учебному плану)
  1. Кружки, секции (согласно учебному плану)
  1. Для повышения мотивации к учению – дистанционный курс подготовки к ГИА по русскому языку.

учитель

педагог-психолог.

Учителя-предметники

учитель русского языка

Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности.

Постигать механизмы творческого процесса.

Преодолевать одиночество.

Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром.

Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.

Посещение концертов, праздников, внеклассных мероприятий, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждению интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира.

Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения.

Классный руководитель

Учителя-предметники, родители

Индивидуальный паспорт ребенка с ограниченными возможностями

ФИО ребенка ___________________________

Дата рождения ___________________________

Место учебы, класс МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова», 9 класс

Данные паспорта или свидетельства о рождении______________________________________________________________________________________________

№ пенсионного удостоверения_________________________

№ серии справки МСЭ, дата освидетельствования ______________________________________________________________________________________________________

Диагноз__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие кружки посещает_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Где участвовал, результаты________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая помощь была оказана_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Директору

МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова»

_______________________________

_________________________________
отца ученика 9 класса ____________
инвалида      группы,
проживающего по адресу:

_______________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разработать для моего сына ____________, ученика 9 класса, индивидуальную программу реабилитации с обязательным отражением в ней следующих рекомендаций, мероприятий:

1.Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка.

2.Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

3. Формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков, развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности, вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности.

6.Постигать механизмы творческого процесса. Преодолевать одиночество. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.

Дата____________                                        Подпись__________________

Источник

Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида, ученика _ класса _________________________

Пояснительная записка

Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее  уязвимых категорий детей.

Читайте также:  Стадии развития ребенка в утробе матери с картинками

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. согласно Закона РФ  «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач  нашей школы.

    Роль системы  образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе  существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и  детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей данной категории, но и защиты их прав  
образование  решает задачи не только развития личности детей с ограниченными этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.

Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности.  Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

 В современных условиях  учащиеся должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:

активностью,

самостоятельностью,

креативностью,

уверенностью в себе,

коммуникабельностью,

способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.

В период подросткового возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель программы: Формирование благоприятных условий для социализации  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование . Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы: 

  • Обеспечение максимально полного охвата детей  — инвалидов, детей с ограниченными возможностями  здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
  • Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической   помощи родителям и детям  из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
  • Формирование активной педагогической  позиции родителей;
  • Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
  • Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам,  детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
  • Повышение правовой, психолого – педагогической  грамотности родителей  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;
  • Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»

Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.

Предполагаемый результат:

— Совершенствование обучение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Создание условий для интеграции детей  данной категории  в общество.

—  Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании,  образовании детей.

-Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.

-Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

 -Оказание консультационной помощи.

-По итогам работы Программы  провести анкетирование и выяснить какую бы ещё  форму работы с семьёй, с детьми данной категории  могли бы предложить сами родители, дети  и оценить на сколько необходима помощь социально – психолого —  педагогической направленности семьям, детям  и на сколько она важна для них и полезна.

 — Увеличение доли числа  детей – инвалидов,  детей с ограниченными возможностями здоровья  вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования

—  Увеличение результативности  участия  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.  

Особенности реализации программы:

Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью обучающегося, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.

Обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка.

Читайте также:  Семья и социум в формировании и развитии личности ребенка

Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Родители – основные участники реабилитации. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий ,подготовке к экзаменам в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.

Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.

Участники программы: родители, классный руководитель, педагог-психолог, учителя школы, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.

План поэтапной реабилитации.

Наименование этапа

Цель этапа

Ответственные

Сроки исполнения

Форма отчетности

Социальное обследование семьи, установление проблемы

Сбор необходимых сведений о семье и ребенке

Классный руководитель

сентябрь

Карта социального обследования семьи

Разработка индивидуального плана реабилитации (ИПР)

Координация реабилитационных мероприятий

Специалисты согласно ИПР

сентябрь

Записи в журналах регистрации реабилитационных мероприятий

Корректировка ИПР

Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации

Команда специалистов и родителей

В течение учебного года

ИПР (новый вариант)

Индивидуальная программа реабилитации:

Компоненты реабилитационного воздействия

Задачи

Формы

Ответственный

Социальная реабилитация

Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения.

1. Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем.

Классный руководитель

Психолого-педагогическая реабилитация

Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме of-line консультации с помощью электронной почты);

б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

педагог-психолог

Образовательная реабилитация

1) формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков;

2) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности;

3) вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;

  1.  Обучение учащегося с учетом его возможностей (согласно учебному плану)
  1. Психолого-педагогическая коррекция (согласно учебному плану)
  1. Элективные курсы (согласно учебному плану)
  1. Кружки, секции (согласно учебному плану)
  1. Для повышения мотивации к учению – дистанционный курс подготовки к ГИА по русскому языку.

учитель

педагог-психолог.

Учителя-предметники

учитель русского языка

Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности.

Постигать механизмы творческого процесса.

Преодолевать одиночество.

Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром.

Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.

Посещение концертов, праздников, внеклассных мероприятий, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждению интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира.

Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения.

Классный руководитель

Учителя-предметники, родители

Индивидуальный паспорт ребенка с ограниченными возможностями

ФИО ребенка ___________________________

Дата рождения ___________________________

Место учебы, класс МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова», 9 класс

Данные паспорта или свидетельства о рождении______________________________________________________________________________________________

№ пенсионного удостоверения_________________________

№ серии справки МСЭ, дата освидетельствования ______________________________________________________________________________________________________

Диагноз__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие кружки посещает_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Где участвовал, результаты________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая помощь была оказана_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Директору

МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова»

_______________________________

_________________________________
отца ученика 9 класса ____________
инвалида      группы,
проживающего по адресу:

_______________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разработать для моего сына ____________, ученика 9 класса, индивидуальную программу реабилитации с обязательным отражением в ней следующих рекомендаций, мероприятий:

1.Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка.

2.Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

3. Формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков, развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности, вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности.

6.Постигать механизмы творческого процесса. Преодолевать одиночество. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.

Дата____________                                        Подпись__________________

Источник