Буклет развитие речи ребенка раннего возраста

1. Развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

«Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

2. Развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

3. Игры по развитию общей моторики.

Игра «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…»

4. Подвижные игры с речевым сопровождением.

Например: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

5. Логоритмические игры с самомассажем.

Хомка-хомка хомячок

(надуваем щеки как хомяк)

Полосатенький бочок

(гладим себя по бокам)

Хомка рано встает

(потягиваемся)

Щечки моет, глазки трет

(делаем соответсвенные действия)

Подметает хомка хатку

(наклоняемся и делаем вид что подметаем)

И выходит на зарядку.

Раз два три четыре пять

(маршируют высоко поднимая колени)

Хомка сильным хочет стать

(руки в стороны и к плечам)

6. Игры – подражания с речевым сопровождением.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку»

Особенности развития речи

детей

раннего возраста.

Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое и лёгкое приспособление к среде.

Ранний возраст — наиболее важный в развитии всех психических процессов, а особенно речи.

РЕКОМЕНДАЦИИ по развитию речи детей раннего возраста:

РАЗГОВОР С САМИМ СОБОЙ Когда ребёнок находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР Взрослый описывает все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует и трогает

ПРОВОКАЦИЯ, ИЛИ ИСКУССТВЕННОЕ НЕПОНИМАНИЕ. Приём помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ Продолжайте и дополняйте всё сказанное ребёнком, но не принуждайте его к повторению – достаточно того, что ребёнок вас слышит.

ПРОГОВОРЫ Использование игровых песенок, потешек, проговоров в совместной деятельности с ребёнком способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.

ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он может исследовать.

ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рисование, лепка, аппликация, конструирование.

РОЛЕВАЯ ИГРА Ролевая игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ Музыкальные игры и песни важны в процессе овладения ребенка речью. Предоставляйте ребёнку возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Это комплекс специальных упражнений, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.

КРУПНАЯ И МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК постоянно использовать в общении с ребенком игры по мелкой моторике — нанизывание на проволоку бусинок, пуговиц, использовать пальчиковые игры, игры с крупами и т.д.

РЕЧЬ ВЗРОСЛЫХ — образец для речи детей! Она должна быть: чёткой, неторопливой; доступной для понимания малыша; грамотной.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

Источник

         На этапе становления речи для ребенка очень важен хороший эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми.

         Ежедневный многочасовой просмотр телепередач и задержка развития речи у детей тесно связаны между собой. У них наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, задержка развития речи. Их словарный запас очень скуден. На первый взгляд эти данные кажутся парадоксальными  — ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора. Тем не менее, детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться с помощью технических устройств. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства и мысли малыша.

           Ученые считают, что телевидение отрицательно влияет на развитие речи  ребенка, в первую очередь  потому, что родители отвлечены от общения со своими

детьми. Чем дольше в доме работает телевизор, тем меньше внимания мама с  папой уделяют ребенку. В результате дети испытывают недостаток  общения р раннем возрасте,

 общения в раннем возрасте, когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов, в первую очередь речи. Развитие речи ребенка в этот период существенно зависит от  внимания и усилий родителей. В этом возрасте у детей велика склонность  подражанию – это благоприятный фактор для развития активной речи.  

   

          Заметно увеличивается словарный запас, ребенок использует в общении почти все части речи,  понимает значение простых предлогов и формы множественного числа , овладевает элементарными грамматическими  навыками родного языка.

           Дыхательный и артикуляционный аппарат только развивается, к трем годам остаются некоторые несовершенства в произнесении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных, отчего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом: например, не могут достаточно громко отвечать на вопрос взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация.

Читайте также:  Мир ребенка к школе готов всестороннее развитие дошкольника

        Очень важно в этом возрасте развивать активный и пассивный словарь ребенка.

Рекомендации по накоплению и расширению словаря:

  • Общее правило – чем больше вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
  • Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
  • Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
  • Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
  • Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
  • Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук,  следовательно, и речь.
  • Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
  • Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
  • Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
  • Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
  • Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
  • Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
  • Играйте с ребёнком в разные игры.

Это полезно, нужно и интересно…

Речевые центры находятся у нас на кончиках пальцев, поэтому полезны и доступны следующие упражнения:

1.        Рисование на манке. Нужно: поднос, манка(тонкий слой). Ребенок пальцем рисует что хочет. Можно рисовать предметы, буквы, цифры, фигуры (развивается мелкая моторика пальцев рук).

2.        Разбери крупу. Нужно: несколько видов круп (фасоль, горох, гречка и др.) в общей тарелке. Рассортировать по разным блюдцам (развивается мелкая моторика пальцев рук).

3.        Рисование крупой. Нужно картонку намазать слоем пластилина (2-3 мм.). вместе с ребенком выложить любые узоры, картинки (развивается мелкая моторика пальцев рук).

4.        Лепка из теста. Не прогоняйте ребенка, когда занимаетесь с тестом, дайте полепить, раскатать его. Испеките  изделие ребенка. Ребенку важно видеть результат своего труда.

5.        Игры с водой. Нет ничего интереснее для ребенка, чем игры с водой. Они его увлекают, успокаивают, развивают. Нужно: емкость с водой и плавающий предмет. Ребенок дует на предмет и следит за его движением (развивается речевое дыхание).

Нужно: несколько разных емкостей (стакан, бокал, емкость с водой, ложка). Ребенок ложкой переливает воду из одной емкости в другую (развивается координа

Желаем успехов, внимания и терпения!

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

(МАДОУ  Детский сад «Теремок»)

Особенности развития речи детей

раннего возраста

                                                                 Разработали:  

Ляшенко О.Н.

       г. Лабытнанги, 2016

Источник

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи

  По рекомендации педагогов проводить с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи как составной части подготовки ребенка к последующему обучению грамоте.
     

 Для развития фонематического слуха упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах; делить слова на слоги и определять их последовательность.

  Следить за правильным ударением при произнесении слов, проводя игры типа «Так и не так»: взрослый произносит слова или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого, произнося слово (словосочетание) с правильным ударением.
     

  Закреплять произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок.

Развитие лексической стороны речи

  Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, водить на экскурсии, проводить наблюдения. Внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы. При этом желательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка.
   

   Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают.

   Проводить ежедневные беседы о прожитом дне. (Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил? И т. д.) Обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком.
     

  По рекомендации педагогов проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка.

Формирование грамматического строя речи

  Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Проводить с ребенком речевые игры типа «Кто что умеет делать?» на подбор глаголов (например: «Что умеет и любит делать кошечка? Бегать, спать, лакать, играть, мяукать» и т. п.); «Измени словечко» на умение употреблять и образовывать глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под- и др.

   В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными.
  

  Следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже.

Читайте также:  Развитие личности ребенка с умственной отсталостью

  Поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные).

В игровых ситуациях упражнять ребенка в составлении простых распространенных предложений.

Развитие связной речи детей

  Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону.
  

  Закреплять навыки по составлению связных монологических высказываний через:   составление рассказов по семейным фотографиям;  рассказы по сериям картинок; пересказы сказок; составление элементарных описаний.

  Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следить за соблюдением правил составления связных высказываний. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.

На занятиях по речевому развитию нужно использовать такие приемы:

• Чередование различных приемов – таких как пояснение, указание и показ с игровыми заданиями. Например:

Взр: «Ав-ав-ав, – лает собачка. Как она лает?» После того как дети произнесут звукоподражание, педагог продолжает: «Сейчас мы поиграем в заводных собачек. Собачка, которую я заведу ключом (делает имитационное движение), должна лаять: ав-ав-ав».

-Сочетание хоровых ответов детей с индивидуальными.

— Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т. п.).

-Использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться (например, подойти к воспитателю, чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; заглянуть под стулья, чтобы найти, куда спряталась кисонька-мурысенька; и т.д.).

ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ —

НАДО ГОВОРИТЬ!

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 87

«Как развивать речь ребёнка 3-4 лет »

Воспитатель И.В.Пруткова

2019 г

г. Калининград

Источник

Советы родителям

  • Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи детей имеет его общение  с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок  обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает.
  • Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.
  • Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим

Речь – одна из важных линий развития ребенка.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей, т. е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий:

  •   В общении с ребенком следите за собственной речью. Так как высказывания родителей являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексико — грамматической стороны речи.
  • Говорите с ним, не торопясь, четко проговаривайте окончания слов, при чтении не забывайте о выразительности. Дайте ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употребляя грамматические формы и т. д.

вы пополните словарь малыша),

  • научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
  • Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
  • Как можно больше знакомьте малышей с фольклором, рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
  • Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.
  • Не подделывайте под детскую

свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными

суффиксами. Все это тормозит речевое развитие ребенка –

фонематическое восприятие.

  •  Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка (Звукопроизношение) Стремясь указать неточности и ошибки в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ребенком. Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша. Лишь постоянное наблюдение за речью способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному направлению развития воспитанников»

Рекомендации родителям по развитию речи детей

младшего дошкольного возраста

                            Воспитатель: Федорова Л.Н.

  • Обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу и т. д.);

Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

   Посредством называния окружающих

  предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т. д.);

  • Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить, понятен ли ему ваш ответ.

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка!

Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

Читайте также:  Индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка сироты образец

Источник

Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее значение.

 Основной вид деятельности детей – манипулирование предметами. Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей.  Поэтому, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразно. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.

 Происходит активное формирование речи:

— к 1,5 годам ребенок способен владеть 3040 словами;      

— к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения.

Формируется фразовая речь;

— к 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».

 Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление.

Главной функцией данного возраста является восприятие.

 Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка.  

 Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.

 В этом возрасте важно знакомить детей с цветом и формой. В возрасте 2-3 лет малыш способен различать:

 — 5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник),

— 8 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый).

 Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.

 Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т.е.  привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т.д.

 Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.

Дети младшего дошкольного возраста очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.

 Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима. 

У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что умственные способностей расширяются. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.   Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности

Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.  

Базовая потребность возраста.

 Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений.

Вам как родителям важно:

— Разговаривайте со своим ребёнком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи;  

 — Чётко и ясно проговаривайте свои слова. Ребёнок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребёнок;  

 — Развивайте мелкую моторику, ведь это способствует развитию речи;

 — Примите участие в познавательном процессе сына или дочери. Вашему малышу вздумалось залезть на шкаф? – Лезьте и вы. Хочет вытащить ящик тумбы? – Помогите ему. Ребенок должен освоить максимум знаний, ведь от этого зависит его развитие.  

— Не запрещайте изучать мир. Если что-то ребенку нельзя брать, сделайте так, чтобы эта вещь не попадалась ему на глаза. Если так случилось, что ребенок взял молоток, любимую мамину тарелку, кошелек – позвольте ему рассмотреть предмет и только затем убирайте.  

 — При падениях не стоит сразу спешить на помощь. Вряд ли он сильно ударится, не стоит также опасаться переломов. Падение – неизбежный этап для развития ориентирования в пространстве, равновесия. Главная задача родителя – позволить самостоятельно преодолеть преграду.

E-mayl: Hatalyaaleksandrovnaefimova@yandex.ru

МБДОУ

детский сад № 29 «Улыбка»

г. Вязники

Особенности

развития детей

раннего возраста

Составила: воспитатель

1 квалификационной категории

Ефимова Наталья Александровна

Источник