Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

Светлана Волчатникова
Сенсорное развитие детей 3 года жизни в процессе использования логических блоков Дьенеша
В настоящие время в дошкольном образовании реализуются современные методы, универсальные образовательные технологии работы с дошкольниками. Работая по проблеме сенсорного воспитания с детьми 3 года жизни, мной была определена цель — повысить качество сенсорного развития детей раннего возраста (ознакомление детей с цветом, формой, размером) в процессе использования универсальной игровой технологии — логические блоки Дьенеша. Я работаю по примерной образовательной программе «Детство», в которой очень широко представлена данная технология.
Для решения поставленной цели определила задачи:
1. Изучить теоретический и практический материал о современном дидактическом средстве — логические блоки Дьенеша.
2. Апробировать технологию работы с использованием логических блоков Дьенеша с детьми 3 года жизни.
Я предположила, что целенаправленная систематическая организация дидактических игр с использование логических блоков Дьенеша, будет способствовать повышению уровня сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста.
В педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша занимают все большее место. Автор данной игровой технологии – венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш. Его идея заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.
В методической литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки».
В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логическогодидактического материала: объемный и плоскостной. Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект,а какую-то его часть: с детьми младшего дошкольного возраста используются блоки разные по форме и по цвету, цвету и размеру и т. д. (12 штук).
Первым этапом моей работы стало изучение методической литературы о современном дидактическом средстве — логические блоки Дьенеша. («Логика и математика для дошкольников» (Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая, З. А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико-математическое развитие дошкольников») – показать книги и на основе этого составление перспективного планирования, картотеки игр.
Игры с блоками Дьенеша провожу в совместной деятельности и в НОД.
В работе с детьми выделила несколько этапов:
Подготовительный этап — задача – вызвать интерес к играм с логическими блоками Дьенеша, желание действовать с ними. Накапливать и обогащать сенсорный опыт детей в процессе восприятия предметов (форма, цвет, размер).
В силу того что сам материал очень привлекателен для детей (приятный на ощупь, яркий,предложила детям набор и дала вволю наиграться с фигурами: потрогать, перебрать, подержать их. В процессе самостоятельного знакомства с блоками, разнообразных манипуляций с ними, дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер. После самостоятельного знакомства детей с блоками переходим к играм согласно перспективному плану.
Игровой этап – развивать умение выявлять и называть свойства фигур. На данном этапе проводились игры и упражнения на группировку по одному — двум признакам.
Варианты игровых упражнений:
• Покажите блок (фигуру) такого же цвета как эта.
• Найдите фигуру такой же формы.
Усложняем задание – найди не такой блок по цвету (форме).
• Игры на классификацию по цвету — предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки были все фигуры красного цвета, у зайца – жёлтые, у Мишки все круглые фигуры, у зайца – все квадратные, использую обручи.
• «Чудесный мешочек» (предложить достать из мешочка все круглые фигуры, все маленькие и т. д.).
• «Цепочка» или «Построй дорожку», «Собери бусы», чтобы рядом не было фигур одинакового цвета, формы).
Используя альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких» составляем различные постройки. Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбомах, дети видят, как плоскостные изображения превращаются в объемные предметы, радуются ярким, забавным картинкам, у ребят развивается творческое мышление, речевая активность.
Также использую в работе игровые карточки, изготовила игры с плоскостными логическими фигурами.
С более старшими детьми сравниваем, классифицируем и обобщаем фигуры сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру).
Для проведения игр используюдополнительный материал: игрушки, обручи, и пр.
Обогатила сенсорный центр игровыми пособиями.
В работе с детьми использую игровые альбомы, представлены на слайде.
Третим этапом работы стал заключительно — обобщающий. На данном этапе я проанализировала результаты педагогической диагностики по сенсорике и выявила положительную динамику. В результате целенаправленной работы по данной технологии увеличилось количество детей с уровнем развития выше среднего до 37%, дети, имеющие средний уровень составили 48%, количество детей с низким уровнем составило 5%, появились дети с высоким уровнем развития – 10%.
Работая с логическими блоками дети учатся:
• различать форму, цвет, величину;
• выделять признаки предмета, сравнивать их;
• овладевают операцией классификации.
Источник
Людмила Ветелева
Статья «Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни»
Дошкольный период — это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное развитие.
Сенсорное развитие – это развитиевосприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение в пространстве и т. п.)
В истории дошкольной психологии и педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А. П. Усова, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Г. А. Урунтаева, П. Н. Сакулина,а также зарубежные педагоги: Мария Монтессори, Золтан Дьенеш.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие технологии. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.
В набор для игр входят блоки из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красные, желтые, синие, форме (круги, прямоугольники, треугольники, квадраты, размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Дошкольники могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой – маленький», «толстый – тонкий».
Игры-занятия с блоками Дьенеша способствуют:
— ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размеров;
— развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
— усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
— развитию познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
— развитиютворческих способностей: к моделированию и конструированию;
— развитию психических функций, связанных с речевой деятельностью;
— воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Все варианты игр и обучающих упражнений основаны на принципах сравнительного анализа, который учит малыша в процессе всего периода обучения различать предметы по разным свойствам (толщине, размеру, форме, цвету). К примеру,для малышей предлагаются следующие упражнения:
— выбрать среди блоков блок, который соответствует какому-либо признаку (цвету, форме, размеру);
— выбрать блоки одинакового цвета, но разной формы или блоки одной формы и разного цвета;
— построить геометрические ряды с использованием блоков одинаковых по цвету, форме блокам и многие другие упражнения.
Эти же игры можно использовать для детей более взрослых, добавляя решения более сложных задач с применением логического мышления. С этой целью Золтан Дьенеш предложил использовать специальные карточки, на которых показано символическое изображение разных предметов. Благодаря таким карточкам у малышей появляется живой интерес к дальнейшему обучению, как индивидуально, так и в небольших группах детей.
Золтан Дьенеш разработал множество математических игр на основе блоков.Вот некоторые из них:
— Перед малышом выкладывают более трех различных фигур. Ребенок должен охарактеризовать основные свойства фигур и запомнить их. Далее малыш отворачивается, а взрослые могут поменять местами фигуры, убрать одну из фигур или заменить одну фигуру новой. Задача крохи заключается в том, чтобы заметить какие изменения произошли с фигурами.
— Продолжите с ребенком цепочку, чередуя блоки по размерам, цветам, толщине или форме.Например: синий, красный, синий и т. д. Выкладывайте с малышом цепочку так, чтобы рядом находились фигуры аналогичные по размеру, различные по форме и цвету и наоборот. Взрослые могут составить множество вариантов упражнений, которые помогают ребенку овладевать навыками сравнения, умениями анализа и синтеза.
— Малышу нужно к каждой фигуре найти пару по размеру, форме, цвету или толщине. Например, большой треугольник синего цвета берет в пару маленький синий треугольник и т. д.
— Перед крохой располагают восемь блоков и под один из них помещают клад в виде вырезанной картинки или монетки. Малыш должен задавать взрослым различные наводящие вопросы, чтобы быстрее найти клад.При этом родители имеют право отвечать односложно: да или нет. После анализа всей полученной информации ребенок угадывает место клада.В ходе игры взрослые меняются с малышом ролями: взрослые угадывают местоположение клада, а ребенок отвечает на наводящие вопросы.
— Ребенок с помощью специальных схем-картинок выкладывает различные плоскостные изображения предметов.
— В игре «Уборка» взрослый складывает в коробку все прямоугольные блоки, а малыш – все красные. Потом взрослый убирает все большие блоки, а ребенок – только тонкие фигуры и т. д.
Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, который удачно сочетает в себе элементы конструктора и развивающей игры. В процессе работы с логическими блокамиребята сначала приобретают навыки выделять и абстрагировать в фигурах только одно свойство: цвет, толщина, размер или форма. Через время дети выполняют задания с более высоким уровнем сложности. При этом принимается во внимание уже два свойства предмета и более. Результативность от игр с логическими блоками зависит от индивидуальных особенностей малыша и от профессионализма педагога или родителя. Золтан Дьенеш рекомендует взрослым в ходе работы сотрудничать с малышом, не поддавать его действия критике и предоставлять возможность самостоятельно исправлять ошибки.
Система Дьенеша признана эффективной и гуманной, способствующая развитию интеллектуальных, эстетических, креативных способностей детей.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша» МДОУ Некоузский детский сад №3 с. Новый Некоуз 2017г. Воспитатель Мальцева Татьяна Владимировна
2 слайд
Описание слайда:
Ранний возраст – время активного исследования ребенком окружающего мира. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое.
3 слайд
Описание слайда:
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорные эталоны: цвет (цветовой спектр и его оттенки), форма (геометрические плоскостные и объемные фигуры) величина
4 слайд
Описание слайда:
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский Расскажи – и я забуду, Покажи и я запомню, Дай попробовать – и я пойму!
5 слайд
Описание слайда:
Логические блоки Дьенеша Объемный логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков. Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные Цветом – красные, желтые, синие; Размером – маленькие, большие; Толщиной – толстые, тонкие. Плоскостной логический материал представляет собой набор из 24 фигур, Различающихся тремя свойствами: Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; Цветом – красные, желтые, синие; Размером – маленькие, большие.
6 слайд
Описание слайда:
Карточки-символы Цвет Размер Толщина Форма
7 слайд
Описание слайда:
Карточки-символы — отрицание Цвет Форма Размер Толщина
8 слайд
Описание слайда:
Развитие сенсорных эталонов Блоки Дьенеша Цвет Форма Величина Пространственные представления Целостное восприятие предметов Познавательные процессы : восприятие память, внимание воображение мышления Мыслительные операции : анализ сравнение классификация обобщение Личностные качества: самостоятельность инициативу настойчивость в достижении цели. (Освоение свойств предметов)
9 слайд
Описание слайда:
Развивающая игра «Логические блоки Дьенеша» предназначена для детей от двух лет. В процессе работы с детьми можно использовать не весь комплект, а его часть: 1. Блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук); 2. Блоки разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки); 3. Полный комплект фигур (48 штук).
10 слайд
Описание слайда:
Этапы ознакомления детей с блоками Дьенеша 1 «Ознакомительный» Дать детям возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. На каждого ребенка дается комплект блоков. На этом этапе дети знакомятся с блоками самостоятельно, т.е. без заданий/поручений. 2 «Обследование» Дети производят обследование блоков. При помощи воспитателя они познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форма, величина). 3 «Игровой» Используется дидактический материал, учитываются интеллектуальные возможности ребенка. 4 «Сравнение» Дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?», «Чем отличаются фигуры?» 5 «Поисковый» Дети учатся находить блоки по словесному заданию по одному или нескольким признакам (по цвету и форме; по цвету, форме и размеру).
11 слайд
Описание слайда:
Задачи: Вызвать у детей интерес к играм с блоками Дьенеша, желание действовать с ними. Накапливать и обогащать сенсорный опыт детей в процессе восприятия предметов (форма, цвет, размер). Развивать умение выявлять свойства объектов и называть их; обобщать объекты по их свойствам (по 1-2). Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности. Воспитывать самостоятельность, инициативность. Цель: развитие у детей (сенсорных способностей)познавательных интересов и творческих способностей.
12 слайд
Описание слайда:
Формы работы: Непосредственно-образовательная деятельность (в форме дидактической игры) Совместная деятельность с детьми (это индивидуальные игры) самостоятельная деятельность детей (предложить на выбор и выполнить)
13 слайд
Описание слайда:
Литература
14 слайд
15 слайд
16 слайд
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
Игровые карточки
19 слайд
20 слайд
21 слайд
Описание слайда:
Знакомство с блоками
22 слайд
Описание слайда:
«Засели домики»
23 слайд
Описание слайда:
«Что нам привез мишка»
24 слайд
Описание слайда:
«Найди такой же» «Дорожки для зверят»
25 слайд
Описание слайда:
Величина «Большие маленькие»
26 слайд
Описание слайда:
«Найди пару» «Рассели жильцов»
27 слайд
Описание слайда:
Форма «Круг»
28 слайд
Описание слайда:
«Разложи фигурки в свои домики» «Цепочки»
29 слайд
30 слайд
Описание слайда:
Конструирование
31 слайд
32 слайд
33 слайд
34 слайд
Описание слайда:
Т. о. в процессе разнообразных действий с блоками у детей раннего возраста развивается цветовосприятие, формируются представления о сенсорных эталонах, происходит знакомство с геометрическими фигурами, формой предметов, размером. Так же дети осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах сначала одно свойство (форму, цвет, размер), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств, а затем по двум (форма и цвет; форма и размер).
35 слайд
Описание слайда:
Интернет источники: https://48solnyshko.ucoz.ru/metodkopilka/oput/ispolzovanie_blokov_denesha_v_razvitii_sensornykh_.docx https://sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-14-aprel-2012/innovacii-metodika-i-praktika/igry-s-ispolzovaniem-blokov-denesa-dla-detej-doskolnogo-vozrasta-mnogofunkcionalnost-igry-bloki-denesa https://nsportal.ru/ https://planetadetstva.net/vospitatelam/mladshaya-gruppa/seriya-igrovyx-posobij-dlya-raboty-s-blokami-denesha-s-vospitannikami-vtoroj-mladshej-gruppy.html
36 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание Желаю успехов Приглашаю к сотрудничеству https://infourok.ru/user/malceva-tatyana-vladimirovna2
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-971063
Вам будут интересны эти курсы:
Источник