Биологическое созревание психическое развитие ребенка

Биологическое созревание психическое развитие ребенка thumbnail

Раздел-
IV

Глава двенадцатая

12. Биологическое созревание и психическое развитие

Общепризнанно,
что социальный опыт, приобретаемый
ребен­ком
в процессе обучения и воспитания, в
самом широком значении
этих слов, является главным источником
психического развития. Биологические
факторы (генетические, морфологичес­кие,
физиологические) выступают как условия
обеспечивающие возможность
развития психики. Эти условия в ходе
онтогенеза изменяются,
создавая на каждом этапе специфические
предпо­сылки для усвоения качественно
нового опыта и формирования новых
психических возможностей. Задача
возрастной психофизи­ологии
состоит в том, чтобы установить возрастное
своеобразие этих
условий, выявить последовательность
их формирования в онтогенезе и показать,
каким образом морфофункциональное
созревание
организма сказывается на психическом
развитии ре­бенка.

12.1. Общее понятие о созревании

Очевидно,
что не все системы организма имеют
равное значение для
нормального функционирования психики,
поэтому в общем русле
биологического созревания организма
человека целесообразно выделить
направление, которое имеет решающее
значение для пол­ноценного
психического развития. Речь идет о так
называемом пси­хофизиологическом
созревании. Психофизиологическое
созрева­ние
– это процесс, определяющий
последовательность возрастных изменений
в центральной нервной системе и других
системах орга­низма,
обеспечивающих условия для возникновения
и реализации психических
функций.

Созревание
охватывает длительный период времени,
поэтому для
характеристики отдельных этапов развития
используется понятие
зрелости или степени зрелости. Эта
характеристика меняется
в ходе онтогенеза до тех пор, пока не
достигнет конечного
уровня, т. е. уровня полной зрелости,
характерной для взрослого
человека. С понятием зрелости связан
один из ос­новных
принципов возрастной физиологии –
принцип гетерохронности
развития. Он означает, что разные мозговые
систе­мы
и функции созревают с разной скоростью
и достигают полной зрелости
на разных этапах индивидуального
развития. Это озна­чает,
в свою очередь, что до достижения полной
зрелости каждый возрастной
этап имеет свою неповторимую
психофизиологичес­кую
структуру, в значительной степени
определяющую психоло­гические
возможности данного возраста.

12.1. 2. Критерии созревания

К
настоящему времени выработаны определенные
критерии, по которым
можно судить о динамике процессов
созревания и степени зрелости
отдельных систем и функций организма.
Оценка зрелости может
проводиться на морфологическом и
функциональном уров­нях,
т. е. можно говорить о зрелости как самого
субстрата (тех или иных
мозговых образований), так и его функций
(в том числе поведенческих,
например, способности к произвольной
саморегуля­ции).

Специальные
морфологические исследования позволяют
судить о зрелости
ЦНС по разным признакам. Это могут быть
размеры не­рвных
клеток, количество и длина их отростков,
толщина слоя коры, размеры
отдельных мозговых структур и т. д.
Установлено, что важным критерием
созревания, например, является образование
изолирующей
миелиновой оболочки на проводящих
путях, в резуль­тате
чего значительно увеличивается скорость
проведения нервных импульсов.

Динамика
морфологического созревания в настоящее
время при­влекает
особое внимание психологов. По некоторым
данным, в интервале от рождения до двух
лет происходит интенсивный и избыточный
синаптогенез – образование синапсов
(контактов меж­ду
нейронами). Количество этих контактов
в раннем онтогенезе,
значительно выше, чем у взрослых.
Постепенно уменьшаясь, количество
морфологических контактов доходит до
уровня, типичного
для взрослых, приблизительно к семи
годам. Существенно, что сохраняются
именно те контакты, которые оказываются
непосред­ственно
включенными в обработку внешних
воздействий. Под вли­янием
опыта происходит процесс, который
получил название селек­тивной
стабилизации синапсов.

Поскольку
избыточная синаптическая плотность
рассматривается
как морфологическая основа усвоения
опыта эти данные свидетельствуют о
высокой потенциальной способности к
усвоению
опыта детей раннего возраста. Кроме
того, можно полагать,
что воспринимаемый благодаря этому на
данном возрастном этапе
опыт
образно говоря, «встраивается» в
морфологию мозговых
связей, в известной мере определяя их
богатство, широту и разно­образие.

Поскольку
морфологические критерии разрабатываются
на кли­ническом материале, в большинстве
своем патологическом, особое значение
для характеристики зрелости нормальной
детской популя­ции
имеют функциональные критерии
психофизиологического со­зревания.

Функциональные
критерии созревания. К числу таковых,
в первую
очередь, относятся показатели
биоэлектрической активно­сти
головного мозга, определяемые по
электроэнцефалограмме (ЭЭГ).

Возрастные
изменения биоэлектрической активности
мозга охва­тывают
значительный период онтогенеза от
рождения до юношеско­го
возраста. При этом в ЭЭГ отражаются
устойчивые индивидуаль­ные
и возрастные особенности этой активности.
Кроме того, ЭЭГ различна
в разных областях мозга одного и того
же человека. Нако­нец,
в ЭЭГ можно зарегистрировать различные
типы вызванной активности:
ответов мозга на внешние воздействия,
которые будут различаться
у разных людей в разных возрастах и в
разных мозговых зонах
(см. главу 2.1.1. и 2.1.2). Многие параметры
индивидуальной ЭЭГ
коррелируют с самыми разными
психологическими особеннос­тями
человека. Все это делает ее очень удобным
инструментом для изучения созревания
центральной нервной системы.

По
совокупности данных выделяются следующие
признаки, ха­рактеризующие
степень зрелости биоэлектрической
активности го­ловного
мозга: 1) особенности частотно-амплитудного
спектра ЭЭГ;
2) наличие устойчивой ритмической
активности; 3) средняя частота
доминирующих волн; 4) особенности ЭЭГ в
разных областях мозга; 5) особенности
генерализованной и локальной вызванной
активности
мозга; 6) особенности пространственно-временной
организации биопотенциалов
мозга.

Исследования
возрастной динамики ЭЭГ проводятся в
состоянии
покоя, в других функциональных состояниях
(сон, активное бодрство­вание
и др.), а также при действии разных
стимулов (зрительных, слуховых,
тактильных). Они включают изучение
частотного состава
ЭЭГ,
зональных особенностей и межзонального
взаимодействия. Такой
подход дает возможность установить,
во-первых, динамику функцио­нального
созревания отдельных зон коры мозга;
во-вторых, последова­тельность
включения мозговых структур в совместную
деятельность и
усовершенствование
этой деятельности процессе индивидуального
раз­вития.

Читайте также:  Сущность закономерности психического развития ребенка

Таким
образом, функциональные критерии
зрелости по пока­зателям
ЭЭГ мозга весьма разнообразны. Однако
интенсивная компьютеризация
электрофизиологических исследований
сделала
возможной объективную оценку и
формализацию множества показателей,
извлекаемых из электроэнцефалограммы.
Тем са­мым
фактически созданы условия для_
возникновения новой области
диагностики условно обозначаемой как
«нейрометрика». Использование
стандартизованной процедуры регистрации
фоновой и вызванной биоэлектрической
активности, извлечение широкого
спектра электроэнцефалографических
показателей, пост­роение
полигонов распределений и получение
нормативных дан­ных
открывают путь к индивидуальной
диагностике функциональной
зрелости ЦНС у детей разных возрастов.

Рефлекторные
критерии созревания. Важное место среди
функ­циональных
критериев психофизиологического
созревания зани­мают поведенческие,
из них наиболее изучены показатели,
отра­жающие
возрастную динамику рефлекторной
деятельности. Известно,
например, что дети рождаются с целым
набором безуслов­ных
рефлексов (поисковым, хватательным,
сосательным, шейным,
тоническим и др.). Наличие этих рефлексов
свидетельствует о
функциональной зрелости ЦНС новорожденного,
однако к кон­цу
первого года жизни большинство из них
исчезает. При этом существует
четкая связь между созреванием мозга
и исчезновени­ем
большинства их этих простейших рефлексов.
Причина в том, что
многие из них контролируются подкорковыми
структурами, в первую
очередь средним мозгом, который
развивается у плода с большим
опережением.

Таким
путем простейшие рефлексы постепенно
уступают место более
сложным рефлекторным реакциям и
условно-рефлекторным поведенческим
комплексам, в обеспечении которых
решающую роль играет
кора головного мозга. В разные сроки
возникают способности к
образованию положительных и тормозных
условных рефлексов на внутренние
(интероцептивные) и внешние (экстероцептивные)
раз­дражители.
Появление способности такого рода можно
рассматри­вать
в качестве маркера или показателя
сихофизиологического со­зревания.

Локомоторные
критерии. С психофизиологическим
созреванием связываются
также возникающие на определенном этапе
раннего онтогенеза способности к
перемещению в пространстве (локомоции).
В специальных руководствах нередко
приводится своеобраз­ный календарь
развития двигательной активности детей
раннего возраста.
В нем указывается, когда ребенок начинает
сидеть, вста­вать,
ползать, ходить, т. е. дается хронологическая
последователь­ность
появления возможностей младенца,
постепенно обеспечиваю­щих
полноценную организацию двигательного
поведения. Причем сроки
созревания по этому календарю, видимо,
в значительной степени
определяются факторами генотипа.

Косвенно
об этом свидетельствуют интересные
факты, получе­нные
при изучении развития навыков ходьбы
у индейцев племени Хопи. В системе
традиционного воспитания Хопи туго
спеленутых младенцев
привязывают к доске, освобождая только
один или два раза
в день для смены пеленок. Таких младенцев
сравнивали потом
с детьми Хопи, которые росли без
ограничения их двига­тельной активности.
Оказалось, что дети той и другой группы
начинали
ходить без поддержки в возрасте около
15 месяцев. Таким образом, жесткое
ограничение движения .радикально не
меняет
сроки созревания. Было бы, однако,
преждевременно на этой
основе судить о том, что опыт не оказывает
влияния на локомоторное
развитие младенца.

Жизненные
наблюдения, экспериментальные и
клинические дан­ные,
а также некоторые теоретические
представления дают основания полагать,
что определенная хронология
психофизиологического созре­вания
является условием развития перцептивной
деятельности, речи, мыслительных
операций. Однако эти аспекты
психофизиологического созревания
изучены очень мало.

Тем
не менее есть прямые указания на то, что
биологическое созревание,
в частности развитие двигательной
активности, связано с
развитием речи. По утверждению известного
психолога Е. Ленебер-га
(1967), дети начинают говорить не раньше
и не позже, чем достигнут
определенной стадии физического
созревания. Этапы ов­ладения
речью реализуются на основе
последовательности процессов созревания,
причем можно установить отчетливые
параллели между развитием
движений и речи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник



21

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Контрольная работа по дисциплине

«Возрастная физиология и психофизиология»

на темы

«Биологическое созревание и психическое развитие»

«Психофизиология внимания»

Выполнил:                              Студентка 1 курса заочного факультета

Института психологии

   Проверил:                                                                              

г. Екатеринбург

2010 год

Содержание

Введение____________________________________________стр.3

1. Биологическое созревание и психическое развитии_______ стр.6

1.1. Критерии созревания_______________________________  стр.6

1.2. Темп созревания___________________________________  стр.8

1.3. Биологический возраст _____________________________  стр.9

1.4. Психическое развитие ______________________________ стр.10

1.5. Акселерация и ретардация___________________________ стр.13

2. Психофизиология внимания___________________________ стр.15

2.1. Ориентировочный рефлекс и внимание_________________ стр.17

2.2. Нейрофизиологические механизмы внимания___________ стр.19

Заключение__________________________________________стр.23

Список литературы ___________________________________стр. 24

Введение

Что такое биологическое созревание, чем определяется психическое развитие человека, каковы основные возрастные этапы его развития, что приобретает человек на каждом этапе и какие главные аспекты психического развития выделяются в каждом возрастном периоде. Эти ответы на эти вопросы имеют не только научное, но и практическое значение. От знания и понимания причин, закономерностей, возрастных особенностей человека зависит организация системы обучения и воспитания, организации различных общественных институтов таких как детский сад, школа, профессиональное обучение, отношение к пожилым людям. Например, если психическое развитие человека зависит от его генетики, то есть врожденно, то в таком случае, стратегия воспитания состоит в устранении помех для реализации его генетического багажа. Тогда социальное неравенство людей оправдано, а расовое разделение — естественно. Если же истоки психического развития коренятся в среде ребенка, его социальном обществе, культуре, то следует предпринимать максимальные усилия для развития его способностей, совершенствовать систему обучения и воспитания, бороться с неравенством людей любого толка. Другой пример касается знаний об особенностях возрастных периодов человека. Многие представляют, что младенческий возраст — это «животный» период в жизни человека. Младенец наделен одними инстинктами, не имеет своей индивидуальности. В этом случае ему необходимо только питание, сон, воздух и тепло. Безусловно, все это необходимо младенцу, но, если понимать, что младенческий возраст — это период развития всех будущих психических образований, личности человека, то младенцу необходимо также и общение с родителями, и развивающие игры, и упражнения, способствующие его моторному развитию, ему необходима упорядоченная, разнообразная среда обитания и индивидуальный подход. Если мы представляем пожилой возраст как переход к немощности, слабости, потери памяти, снижению интеллекта, тогда и отношение к старикам будет как неполноценным людям, требующим терпения и снисхождения. Однако если мы понимаем, что старение является особым периодом жизни, на котором психические процессы организованы специфично, приспосабливая человека к происходящим изменениям, тогда отношение к старикам, помощь им приобретает характер помощи не слабому, а такому же человеку. Это меняет психологический контекст и отношение к пожилым людям.

Приведенные примеры показывают значение представлений об особенностях возрастных циклов человека и истоках его развития.

Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем и чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек — воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение — каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процесс есть единство образа и деятельности: восприятие — единство процесса восприятия — воспринимания — и восприятия как образа предмета и явления действительности; мышление — единство мышления как деятельности и мысли, как содержания — понятия, общего представления, суждения. Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно — сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Читайте также:  Развитие ребенка происходит в процессе

Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т. е. когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание — это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

В данной работе я хотела бы рассмотреть основные вопросы по темам, изучить литературу по данным темам, для того, чтобы лучше понять себя, разобраться в тех противоречиях, с которыми мы сталкиваемся.

1.      Биологическое созревание
и психическое развитие

Общепризнано, что социальный опыт, приобретаемый ребенком в процессе обучения и воспитания, в самом широком значении этих слов, является главным источником психического развития. Биологические факторы (генетические, морфологические, физиологические) выступают как условия, обеспечивающие возможность развития психики. Эти условия в ходе онтогенеза изменяются, создавая на каждом этапе специфические предпосылки для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических возможностей.

Психофизиологическое созревание — это процесс, определяющий последовательность возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающих условия для возникновения и реализации психических функций.

Созревание охватывает длительный период времени, поэтому для характеристики отдельных этапов развития используется понятие зрелости или степени зрелости. Эта характеристика меняется в ходе онтогенеза до тех пор, пока не достигнет конечного уровня, т. е. уровня полной зрелости, характерной для взрослого человека. С понятием зрелости связан один из основных принципов возрастной физиологии — принцип гетерохронности развития. Он означает, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. [3]

1.1. Критерии созревания

К настоящему времени выработаны определенные критерии, по которым можно судить о динамике процессов созревания и степени зрелости отдельных систем и функций организма. Оценка зрелости может проводиться на морфологическом и функциональном уровнях, т. е. можно говорить о зрелости как самого субстрата (тех или иных мозговых образований), так и его функций (в том числе поведенческих, например, способности к произвольной саморегуляции). [1]

Динамика морфологического созревания в настоящее время привлекает особое внимание психологов. По некоторым данным, в интервале от рождения до двух лет происходит интенсивный и избыточный синаптогенез — образование синапсов (контактов между нейронами). Количество этих контактов в раннем онтогенезе значительно выше, чем у взрослых. Постепенно уменьшаясь, количество морфологических контактов доходит до уровня, типичного для взрослых, приблизительно к семи годам. Существенно, что сохраняются именно те контакты, которые оказываются непосредственно включенными в обработку внешних воздействий. Под влиянием опыта происходит процесс, который получил название селективной стабилизации синапсов.

Поскольку избыточная синаптическая плотность рассматривается как морфологическая основа усвоения опыта, эти данные свидетельствуют о высокой потенциальной способности к усвоению опыта детей раннего возраста. Кроме того, можно полагать, что воспринимаемый благодаря этому на данном возрастном этапе опыт, образно говоря, «встраивается» в морфологию мозговых связей, в известной мере определяя их богатство, широту и разнообразие. [2]

Читайте также:  Социальный проект права ребенка на развитие

Важное место среди функциональных критериев психофизиологического созревания занимают поведенческие, из них наиболее изучены показатели, отражающие возрастную динамику рефлекторной деятельности. Известно, например, что дети рождаются с целым набором безусловных рефлексов (поисковым, хватательным, сосательным, шейным, тоническим и др.). Наличие этих рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако к концу первого года жизни большинство из них исчезает. При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства их этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. [1]

С психофизиологическим созреванием связываются также возникающие на определенном этапе раннего онтогенеза способности к перемещению в пространстве (локомоции). В специальных руководствах нередко приводится своеобразный календарь развития двигательной активности детей раннего возраста. В нем указывается, когда ребенок начинает сидеть, вставать, ползать, ходить, т. е. дается хронологическая последовательность появления возможностей младенца, постепенно обеспечивающих полноценную организацию двигательного поведения. Причем сроки созревания по этому календарю, видимо, в значительной степени определяются факторами генотипа.

Косвенно об этом свидетельствуют интересные факты, полученные при изучении развития навыков ходьбы у индейцев племени Хопи. В системе традиционного воспитания Хопи туго спеленутых младенцев привязывают к доске, освобождая только один или два раза в день для смены пеленок. Таких младенцев сравнивали потом с детьми Хопи, которые росли без ограничения их двигательной активности. Оказалось, что дети той и другой группы начинали ходить без поддержки в возрасте около 15 месяцев. Таким образом, жесткое ограничение движения радикально не меняет сроки созревания. Было бы, однако, преждевременно на этой основе судить о том, что опыт не оказывает влияния на локомоторное развитие младенца. [1]

1.2.Темп созревания

Динамика функционального созревания ЦНС может быть охарактеризована как количественно, так и качественно. Темп характеризует интенсивность процессов возрастного развития ЦНС и других систем организма на отдельных отрезках онтогенеза. По некоторым представлениям темп возрастных преобразований изменяется в ходе развития, и ребенок переживает периоды ускорения и замедления биологического созревания.

Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе позволяет говорить о существовании возрастной нормы. Типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а стандартные отклонения — их диапазон, при этом возрастная динамика тех и других соответствует основной направленности развития. Большинство индивидуальных вариаций в развитии обусловлено временными сдвигами в формировании физиологических систем. Отклонения от средних показателей связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости этих систем. Таким образом, норму можно рассматривать как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития, последние могут группироваться в типы и образовывать типологические нормы.

Наряду с индивидуальными чрезвычайно выражены половые различия в темпах созревания: у девочек созревание идет быстрее, соответственно этому имеют место половые различия по целому ряду показателей, свидетельствующие о более раннем наступлении зрелости у девочек.

1.3. Биологический возраст.

Значительные индивидуальные колебания в темпах роста и развития дали основания для введения такого понятия, как биологический возраст. Представление о биологическом возрасте имеет значение, потому что для практических целей нередко нужно объединять детей не по календарному (паспортному) возрасту, а с учетом реально существующих различий в их развитии. У большинства детей биологический и календарный возраст совпадают. Однако нередко встречаются дети, у которых биологический возраст опережает календарный или отстает от него.

Основными критериями биологического возраста считаются: 1) зрелость, оцениваемая по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов; 2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета); 3) зрелость, оцениваемая по срокам наступления вторичных половых признаков. [2]

1.4. Психическое развитие — закономерное изменение психических явлений во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях (А. В. Петровский).

Психическое развитие — это процесс качественных изменений в психике, появление новых образований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Психическое развитие осуществляется одновременно по линиям:

— познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания);

— психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности);

— личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.).

Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, «ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается, и обучается. Это значит воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним…» и «…личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т.д… не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка…»

Обучение и воспитание как главнейшие формы организации активности детей строятся с учетом наследственных данных, задатков, а также с учетом достигнутого уровня психического развития.

В зависимости от того, как оценивается роль обучения в психическом развитии ребенка, психологи разделились на два лагеря.

Источник