Биогенетические теории развития ребенка выготский

Культурно-историческое направление в психологии развития

1. Теория развития Л. С. Выготского.

2. Деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева.

3. Концепция Д.Б. Эльконина.

4. Теория развития личности Л.И Божович.

5. Модель развития общения М.И. Лисиной.

6. Теория развития психики А. Валлона.

7. Эко-психологическое направление (У. Бронфенбреннер, К. Ригель, В.А. Петровский).

Теория развития Л. С. Выготского

Согласно представлению Л.С. Выготского, психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно-историческом контексте его жизнедеятельности. С точки зрения сегодняшнего понимания выражение «культурно-историчес­кая» вызывает ассоциации с этнографией и культурной антропологией, взятых в исторической перспективе. Но во времена Л.С. Выготского слово «историческая» несло идею внесения в психологию принципа развития, а слово «культурная» подразумевало включенность ребенка в социальную среду, являющуюся носите­лем культуры как опыта, наработанного человечеством.

В работах Л.С. Выготского нет описания социально-культурного контекста того времени, но есть конкретный анализ структур взаимодействия с окружающей его социальной средой. Поэтому в переводе на современный язык, может быть, теорию Л.С. Выготского следовало бы называть «интерактивно-гене­тической». «Интерактивно» — потому что он рассматривает реальное взаимодей­ствие ребенка с социальным окружением, в котором развиваются психика и со­знание, а «генетической» — потому что реализуется принцип развития.

Одна из фундаментальных идей Л.С. Выготского — о том, что в развитии поведения ребенка надо различать две сплетенные линии. Одна — естественное «созревание». Другая — культурное совершенство­вание, овладение культурными способами поведения и мышления.

Культурное развитие заключается в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало процессе своего исторического развития и какими являются язык письмо, система счисления и др.; культурное развитие связано с усвоением таких приемов поведения, которые основываются на ис­пользовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции.

Культура видоизменяет природу со­образно целям человека: изменяется способ действия, структура приема, весь строй психологических операций наподобие того, как вклю­чение орудия перестраивает весь строй трудовой операции. Внешняя деятельность ребенка может переходить во внутреннюю деятельность внешний прием как бы вращивается и становится внутренним (интериоризироваться).

Л.С. Выготский создал законы психического развития ребенка:

— Закон сложной организации развития во времени: развитие имеет ритм, не совпадающий с ритмом времени и меняющийся в разные годы жизни (например, год жизни младенца не будет равен году жизни взрослого по степени изменений личности).

— Закон метаморфозы: развитие является цепью качественных изменений, поэтому ребенок является не просто маленьким взрослым, но существом с качественно отличной психикой.

— Закон неравномерности (гетерохронности) детского развития: каждая сторона психики имеет свой оптимальный период развития.

— Закон формирования высших психических функций, которые первоначально возникают как форма коллективного поведения, сотрудничества с другими людьми, а позже становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка (интериоризируются).

В своей периодизации развития Л.С. Выготский предлагает чередовать ста­бильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенче­ство, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный воз­раст, подростковый возраст и т.д.) происходит медленное и неук­лонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденнсти, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.

Огромная многосторонняя работа привела Л. С. Выготского к построению концепции связи обучения и развития, фундамен­тальными понятиями которой являются зона ближайшего и актуального развития. Мы определяем тестами или другими способами уровень психического развития ребенка. Но при этом совершенно недостаточно учитывать, что ребенок может и умеет сегодня и сейчас, важно, что онсможет и сумеет завтра, какие процессы, пусть сегодня не завершив­шиеся, уже «зреют». Иногда ребенок нуждается для решения задачи в наводящем вопросе, в указании на способ решения и т.д.

Тогда возникает подражание, как все то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве с другим, более взрослым или бо­лее знающим человеком. Но то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем разви­тие завтрашнего дня — зону ближайшего развития.

Л. С. Выготский критикует позицию исследователей, считающих, что ребенок должен достичь определенного уровня развития, его функции должны созреть, прежде чем можно будет приступить к обучению. Получается, считал он, что обучение «плетется в хвосте» у развития, развитие всегда идет впереди обучения, обучение просто надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу.

Л. С. Выготский предложил совершенно противоположную пози­цию: только то обучение является хорошим, которое опережает развитие, создавая зону ближайшего развития. Обучение — это не раз­витие, но внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но культурно-исторических осо­бенностей человека. В обучении создаются предпосылки будущих новообразований, и, чтобы создать зону ближайшего развития, т.е. по­родить ряд процессов внутреннего развития, нужны правильно построенные процессы обучения.

Ранняя смерть помешала Л. С. Выготскому эксплицировать свои идеи. Первый шаг в реализации его теории был сделан в конце 30-х гг. психологами Харьковской школы (А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорож­цем, П.И. Зинченко, П.Я. Гальпериным, Л.И. Божович и др.) в комплексной программе исследований развития психики ребенка (изу­чалась роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка» содержание и структура детской игры, сознательность учения и т.д.). Ее концептуальным стержнем стало действие, выступившее и какпредмет исследования и как предмет формирования.

Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 36464; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Читайте также:  Гаврина кутявина 30 занятий для успешного развития ребенка 5 лет купить

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11297 — | 7586 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Биогенетическая концепция исходит из того, что развитие личности человека определяется биологическим, преимущественно наследственным, фактором. Поэтому развитие личности носит спонтанный (самопроизвольный) характер. Согласно этой точке зрения, человек от природы имеет предрасположение не только к некоторым особенностям протекания эмоциональных реакции, особенностям темпа действий, но и к определенному комплексу мотивов (предрасположение к преступности у одних, к успехам в административной деятельности у других и т.п.). В человеке якобы от природы запрограммированы не только формы его психической деятельности, но и их содержание, изначально определены этапы психического развития и порядок их возникновения.

Первым шагом на пути возникновения биогенетических концепций была теория Ч. Дарвина о том, что развитие – генезис – подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.

Известный австрийский этолог К. Лоренц к числу унаследованных от животных предков относит агрессивный инстинкт у человека. Мутация генов этики, считают современные представители биогенетической концепции, ведет якобы к бессердечию (этим объясняются преступления, пороки).

Немецкий естествоиспытатель Э. Геккель (1834–1919) и немецкий физиолог И. Мюллер (1801–1958) сформулировали биогенетический закон, согласно которому животное и человек во время внутриутробного развития кратко повторяют те стадии, которые проходит данный вид в филогенезе. Этот процесс был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог С. Холл (1846–1924) считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Основанием для появления данного закона послужили наблюдения за детьми, в результате чего были выделены следующие стадии развития: пещерная, когда ребенок роется в песке, стадия охоты, обмена и др. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества.

Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, называют теориями рекапитуляции. Теория рекапитуляции (Г. С. Холл и его последователи) использовала прямую аналогию с биогенетическим законом Геккеля и рассматривала развитие ребенка как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития; важнейшие стадии автоматически воспроизводятся в строго закономерной последовательности.

Теория отбора (Э. Торндайк) объясняла наличие аналогии между развитием индивида и рода действием одинаково действующих сил — случайных вариаций и целесообразного отбора. Воспроизведение полезных свойств происходит в онтогенезе в последовательности, регулируемой требованиями приспособления к среде (оперантное научение).

Диаметрально противоположного подхода к развитию психики ребенка придерживаются сторонники социогенетической (социологизаторской) концепции. Они считают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие – лишь продукт внешнего воздействия. Поэтому, манипулируя внешними воздействиями, можно добиться любых результатов.

Еще в XVII в. английский философ Джон Локк (1632–1704) считал, что ребенок рождается на свет с чистой душой (tabula rasa), подобной белому листу бумаги, на котором можно написать все что угодно, и дитя вырастет таким, каким его хотят видеть родители и близкие. Согласно этой точке зрения наследственность не играет никакой роли в развитии психики и поведения ребенка.

Американский психолог Дж. Б. Уотсон (1878–1958) выдвинул лозунг: «Хватит изучать то, что человек думает, давайте изучать то, что человек делает!». Он считал, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие есть продукт внешней стимуляции. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно «создать» человека любого склада. В исследованиях научения, в которых учитывались экспериментальные результаты, полученные И.П. Павловым, на первый план вышла идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов, был выделен временной параметр этой связи. Это легло в основу ассоцианистической концепции научения Дж. Уотсона и Э. Газри. Человек, по мнению Уотсона, – это биологическое существо, которое может быть изучаемо подобно всякому другому животному. Таким образом, в классическом бихевиоризме акцент делается на процессе научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.

Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития.

1. Задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Длится этот период от рождения до 1 года.

2. Задача второй стадии – дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3 лет.

3. Третья стадия начинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким человеком он может стать. Для третьей стадии характерна энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция, поддержка родителями и другими взрослыми такого исследовательского поведения ребенка. Возрастные границы периода от 3 до 6 лет.

4. Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того , чтобы получить физическую возможность выполнять их самому, он должен трудиться.

5. Основная трудность пятой стадии- Сформировать идентичность – значит научиться верно идентифицировать себя с взрослыми. Возрастные границы от 13 до 18 лет.

6. Основным конфликтом шестой стадии развития, приходящейся на период ранней взрослости, Э. Эриксон считал конфликт между близостью и изоляцией.

Читайте также:  Эльконин движущие силы развития ребенка

7. Задача седьмой стадии – в развитии у себя целеустремленности, которая делает жизнь продуктивной. Это возможно при условии удачного разрешения предыдущих конфликтов.

8. На заключительном этапе своей жизни люди обычно ретроспективно просматривают свою жизнь, по-новому оценивают ее.

На основе существующих теорий можно сделать вывод, что в социогенетическом подходе в качестве основного фактора развития психики рассматривается среда, а активность ребенка не учитывается. Если следовать социогенетической концепции, то остается необъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас столь разные люди.

Рассмотренные биогенетические и социогенетические теории развития как будто бы противоположны друг другу, но эта несхожесть лишь внешняя. По своим существенным признакам во взглядах на ребенка они близки. Обе они исходят из механистической концепции развития, рассматривают человека как пассивный объект внешних влияний, как игрушку, в одном случае — в руках наследственности, в другом — окружающей среды. Таким образом, ни биогенетическая, ни социогенетическая концепции не могут быть приняты за основу понимания закономерностей развития ребенка.

Дата добавления: 2016-10-23; просмотров: 3469 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Он объединяет больше кол-во концепции: Признание примато-наследственного фактора в развитии. Соответствии с этим Выготский читал что представители этого подхода рассматривают развитие как реформированные т.е. заданные наперед.

Концепция рекопитуляции Стенли Холла: Ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Это перенесено на психологическую почву биогенетического закона сформированного Геккелем в отношении эмбриогенеза. Звучит : «Онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза». Критика: Рубинштейт – нельзя сравнивать созревание индивида с созревшим. Положительное – Это первая теоретическая концепция и попытка показать, что между историческим и индивидуальным развитием есть связь.

Концепция Анри Гезелла: Положительное – Он основоположник нормативного подхода к исследованию психического развития. Изобрел лонгитюд (изучение одной и тойже группы людей на протяжении длительного времени), Создал феноменологию развития о рождения до 16 лет. Он разработал практическую систему диагностики псих. разв. ребенка от рождения до 16, которая базировалась на систематических сравнительных исследованиях нормы и патологии с помощью кино и фото- регистрации возрастных изменений моторики, общения, речи и т.д. Критика- Он ограничился чисто количественным изучением сводя развитие к « приросту поведения». Выготский назвал концепцию Гезелла теорией эмпирического эволюционизма, которая рассматривает социальное развитие ребенка как разновидность биологического, как приспособленность к среде.

Концепция Карла Бюллера: (концепция 3-х ступеней развития). Положительное – Попытались рассмотреть качественное своеобразие психического развития. 1ст – инстинкт 2ст – дрессура (навык) 3ст – Интеллект. Эволюцию развития он связывал с перемещением, переживанием удовольствия с конца действия на начало. Критика: Выготский – Бюллер отождествлял этапы развития ребенка со ступенями развития животного. Игнорировал принципы своеобразия псих. разв. ребенка.

Концепция корвергенции (теория 2-х факторов) Штерн: Наследственная одаренность (сочетание высокоорганизованных способностей (индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения деятельности)) и среда. Он считал что психическое развитие это результат корвергенции внутренних задатков (наследственно закрепленные предпосылки) и внешних условий. Но все таки отдавал предпочтение факторам наследственности.

Пиаже «генетическая эпистемология» (наука о происхождении и развитии различных механизмов, форм и способов мышления и познания действительности): не делал упор на фактор наследственности, но у него идея реформиста. Он основатель женевской школы. Исследовал интеллект от рождения до 16 лет. Интеллект формируется при жизни благодаря действию ребенка с предметами. Он создал методы клинической беседы – прием основан на фиксации не внешних особенностей поведения, а вскрытия умственных процессов которыми руководит поведение. Главное его открытие — эгоцентризм. 1 Этап – открытие детского эгоцентризма – центральные особенности мышления ребенка его скрытая умственная позиция (от 2-3 до 8 лет). Самое яркое проявление эгоцентризма «реализм». Он проявляется в том, что ребенок рассматривает предметы такими какими но их воспринимает, без логики внутренних отношений. Реализм имеет 3 проявления: 1. Неразделение субъекта и объекта- смешивает объективный мир и сое представление о нем. 2. Считает свое точку зрения единственной. 3. Использует понятия «большой» «тяжелый» как обсалютные без точки измерения. Развитие ребенка идет по линиии децентрации в результате чего ребенок начинает разделять явления мира и свои впечатления. Начинает использовать количественное поле. По мимо реализма эгоцентризм детей проявляется в таких особенностях как : 1) тенденция связывать все со всем 2) отсутствие связи между суждениями 3) Не чуствительность к противоречию. Положительное — Открытие эгоцентризма показало что внешний мир не действует на ум субъекта, а наши знания о мире не просто отпечаток внешних событий. Мышление ребенка отличается от мышления взрослого не не достатком знаний, а качественной умственной позицией. Критика- Он считал что мышление ребенка децентрируется с необходимостью (взрослый ничего не меняет).2 этап – Этапы развития интеллекта. Основные понятия Пиаже: он видел цельразвития интеллекта и всего живого в в процессе -это адаптация к среде – это адаптивный процесс. Ассимиляция – изменения среды в соответствии с потребностями. Аккомодация – изменение собственного поведения соответственно с требованиями среды. 1) этап Сенсомоторный интеллект – адаптация предмета среды осуществляется посредством внешних материальных действий, которые выполняются развернуто и последовательно. Положительное – Он рассматривал в качестве элемента психической жизни не ощущения, а действия. (мысль была внешним предметным действием) 2) этап Конкретных операций с 2-3 до 10-12 лет. 1 подэтап- предоператорный интеллект с 2-3 до 7-8 лет Внешнии материальные действия благодаря повторению в различных ситуациях схематизируются и с помощью символических средств (эмитация, игра, речь) переносятся во внутренний план.2подэтап – Конкретная операция 1 8-9 до 10-12 лет Термин операции 4 требования: Это внутреннее действие которое когда-то было внешним; внешние действия от которого берут свое происхождение операции это не любые действия а действия типа сериации, систематизации,разложения по классам; операции подчиняются признаку обратимости – это значит что для каждой операции существует обратная ей, востанавливающая исходное положение; скоординированность системы- операции не существую сами по себе, но в виде систем операций – группировки.

Читайте также:  Психомоторное и речевое развитие ребенка

3 этап: формальных операций от 11-12 до 13-14 лет. Интеллект начинает полностью подчиняться законам формальной логики, ребенок выдвигает гипотезы, использует дидукцию, комбинацию, пропорции; мыслин идеями, понятиями, суждениями. Критика – считал что ребенок пройдет все эти стадии без проблем. Положительное – он полагал что развитие интеллекта идет не по линии развития знаний, а по качсству.

История развития – внутри индивида. Форма развития – приспособление. Специфика развития – рекапитуляция. Человек как личность постоянно совершенствуется и развивается. Движущие силы – преформизм или когнитивация 2-х факторов. Отечественные психологи школа Выготского: Эльконин, Божович, Леонтьев, Гальперин, Давыдов. Они рассматривали ход детского развития от социального к индивидуальному. Условия развития – морфофизиологические особенности мозга (набор задатков) и общения. Источники развития- вне индивида (среда).Формы развития – присвоение. Специфика развития – развитие подчинено действию общественно исторических законов. Движущие силы развития – обучение и деятельность.

Движущие силы психического развития – это противоречия между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности. Между новыми формами деятельности несформированными умениями и навыками.

Противоречие всегда решается формированием более глубокого уровня психического развития. Удовлетворенная потребность — рождает новую, неудовлетворенная — тормозит развитие, не порождает новых потребностей, не мотивирует более сложную деятельность.

Общее движение развития определяет соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций.

Движущей силой развития является сотрудничество ребенка со взрослыми, создающими ему зону ближайшего развития. Взрослый является промежуточным звеном между ребенком и обществом.

Суть движущих сил психического развития и становления личности четко представлена в возрастной периодизации Эльконина Д.Б.

В основе периодизации лежит закономерная смена двух типов ведущей деятельности. Первый тип – деятельность, внутри которой происходит ориентация и освоение задач, мотивов и норм отношения между людьми. Второй тип – деятельность, внутри которой происходит усвоение общественно выработанных способов действия с предметами те или иные стороны. Эти типы деятельности меняют друг друга.

Периодизация Эльконина: 1. Младенческий возраст (0-1 год). ВД – эмоциональное общение, Н – формирование потребности в общении; 2. Раннее детство (1-3). ВД – предметно-манипулятивная, Н- развитие речи и наглядно-действенного мышления; 3. Дошкольный возраст (3-7).ВД- ролевая игра, Н- стремление к общественной значимости; 4. Младший школьный возраст (7-11). ВД- учение, Н- произвольность психических явлений; 5. Подростковый возраст (11-15). ВД- общение со сверстниками, Н- формирование самооценки, стремление к взрослости; 6. Старший школьный возраст (15-17). ВД- учебно-профессиональная, Н- мировозрение, профессиональные интересы.

(Можно говорить о концепции Выготского вопрос № 40)

40. Выготский Л.С. автор «культурно-исторической теории развития психики человека» показал что у человека в процессе эволюции возникает особый вид психических функций, которые полностью отсутствуют у человека, и назвал их Высшие психические функции – произвольная память, словесно логическое мышление , произвольное внимание, речь…

В рассуждении Выготского 3 части: 1часть. Человек и природа- два основных положения:1) при переходе от животного к человеку произошло изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой. 2) Человек действует и изменяет природу с помощью орудий труда. 2 часть. Человек и его собственная психика: 1) человек научился овладевать собственной психикой т.е. появились высшие психические функции (пр.вним., пр. пам., лог. мыш).2) Человек овладел собственным поведением с помощью психологических орудий – знаков.Человек вводитдополнительные тимулы не имеющие связи с ситуацией – искуственные знаки – опосредованность. 3 часть.Генетические аспекты: Труд создал человека, процесс совместного труда породил речь. Превращение интерапсихологического процесса (межличностный) в интрапсихологический (с самим собой) он назвал процессом интериоризации – это превращение из внешней формы во внутреннюю. ВПФ отличаются от низших или естественных функций животных по своим свойствам, строению, происхождению: произвольны, опосредованы, социальны.

По мнению Выготского, для нормального психического развития ребенка обучение должно всегда идти несколько впереди его собственных возможностей.

Обучение наиболее эффективно тогда, когда оно создает «ближайшую зону развития» — это разница между тем, что ребенок может делать сам и что только с помощью взрослого.

Ключевой характеристикой психологического возраста он считал «социальную ситуацию развития», т.е. место ребенка в системе общественных отношений, ведущую деятельность ребенка и новообразования (возрастные «прибавки») в сфере сознания и личности.

Процесс перехода от одной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех этих структупных компонентов и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами и противоречиями – возрастными кризисами.

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2мес.– 1 год); кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3-х лет – дошкольный возраст (3-7лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (8-12лет) – кризис 13лет – пубертатный возраст (14-17 лет) – кризис 17 лет.

Неравномерность темпов развития различных сторон может приводить к нередким расхождениям в степени физической, психологической или социальной зрелости индивида, обуславливаю явления акселерации, инфантилизации или задержки психического развития. Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, индивидуального своеобразия психического облика человека соответствующего возраста.

Значение культ. истор. конц. : Онтогенез психического можно представить как процесс присвоения ребенком общественно исторических способов внешней и внутренней деятельности.

Источник