Оптимальные условия для развития здорового ребенка

Какими социальными сетями вы чаще всего пользуетесь?

В настоящее время матери строят отношения с ребенком и обеспечивают уход за ним в соответствии со своими представлениями, советами родственников, модными веяниями, различными теориями, предлагаемыми самыми разнообразными специалистами.

Например, в середине прошлого века был широко распространен стиль ухода за ребенком, опирающийся на мнение американского педиатра Спока и бихевиоризма. Это отрасль психологии, в основе которой лежит постулат о том, что каждое действие вызывает определенную реакцию. В результате многократно повторяющихся действий происходит научение. Матерей учили не брать совсем крохотных детей на руки по первому требованию, позволять им кричать в одиночестве, объясняя это тем, что «не надо приучать к рукам», «ты его избалуешь!», «он тобой манипулирует» и проч.

Современная психология исходит из того, что у новорожденного ребенка есть вполне определенные потребности (как телесные, так и эмоциональные). От того, насколько качественно удовлетворяются эти базовые потребности, зависит, какой фундамент формирующейся личности будет заложен.

Классик мировой психологии Эрик Эриксон разработал теорию личности, согласно которой необходимым условием для развития полноценной и гармоничной личности является наличие так называемого «базального доверия к миру», которое формируется именно в младенчестве.
Если мама своевременно и систематически откликается на потребности ребенка и их удовлетворяет, на подсознательном уровне малыша откладывается информация: «Мама меня любит. Мама обо мне заботится. Мама хорошая». Поскольку мама для ребенка равна целому миру, на подсознании ребенка откладывается еще и «Мир хороший, жить прекрасно». А раз такая хорошая мама заботится о малыше, удовлетворяет все его потребности, то, соответственно, к базовым установкам добавляется «Я тоже хороший». В итоге ребенок выходит из пеленок с представлением, что жизнь прекрасна, что он ценен, любим и безусловно хорош. Его окружает добрый мир, добрая мама, ему легко и комфортно. Естественно, при такой базе есть все предпосылки для формирования уверенной, самодостаточной, сильной личности.

Напротив, если потребности ребенка не удовлетворяются, мать не понимает их или не считает нужным своевременно реагировать, ребенок выносит установки «Мир плохой, мама плохая, я тут никому не нужен потому, что я тоже плох и нелюбим, я здесь лишний». Иногда младенец, в уходе за которым были допущены грубые ошибки, просто отказывается от еды, неосознанно предпочитая не жить вообще, чем жить ненужным и нелюбимым. Соответственно, при отсутствии базового доверия есть предпосылки к развитию неврозов, комплесов, неуверенности в себе.
Последствия ошибок в уходе могут проявляться в виде малых прибавок веса и роста, плохого аппетита, наличии длинных и крепких снов, отказа от груди, возникновения колик, обильных срыгиваний, частого беспричинного плача.

Чтобы понять, какие именно потребности есть у ребенка, давайте обратимся к тому времени, когда малыш находится в животике. Есть мнение, что в животике у мамы человечек абсолютно счастлив: он защищен, все его потребности удовлетворяются, не успев возникнуть. Ребенок находится в темноте. Он постоянно слышит биение маминого сердца, звук дыхания, иногда голос мамы. Когда мама ходит, ребенок покачивается. Плавая в невесомости в околоплодной жидкости, малыш ее заглатывает. Ему тепло. Ребенок обеспечивается питанием через пуповину в непрерывном режиме. Стенки матки мягко обнимают его тельце, ограничивая движения.

Родившись, ребенок обнаруживает, что его привычный, спокойный и безопасный мир рухнул. На малыша обрушивается лавина новых ощущений: свет, гравитация, оглушительная тишина, отсутствие своих границ, прохлада. Для ребенка отделение от матери и адаптация к новым условиях неизбежно является стрессом, и задача матери помочь ребенку с ним справиться, адаптироваться к миру без потерь и разочарований в мире и в себе. Наиболее сложными для ребенка в плане приспосабливания к новым условиям жизни являются первые 40 дней. Кроме того, больные, маловесные или недоношенные дети в большей степени, чем остальные, нуждаются в маминой помощи для адаптации. Ребенок абсолютно зависим от мамы, он категорически не рассчитан на автономное существование.

Ознакомимся с базовыми потребностями ребенка:

— Потребность в тепле. Не стоит с самого рождения увлекаться закаливанием и моржеванием. В раннем возрасте объективно от этого вреда может быть больше, чем пользы. В силу несовершенной терморегуляции малыши быстро замерзают и быстро перегреваются, поэтому необходимо обеспечить ребенку максимально комфортный температурный режим.

— Потребность в комфортном восприятии органами чувств. Дети не готовы воспринимать яркий свет, поэтому имеет смысл затенять, прикрывать кроватку и коляску – свет может тревожить малышей. Для малыша абсолютная тишина непривычна и нет необходимости ее соблюдать.

— Потребность в физическом контакте с мамой и в грудном вскармливании. Находясь на руках у мамы, ребенок вдыхает знакомый запах, слышит знакомый голос, знакомое биение сердца. Вкус и запах грудного молока напоминают вкус и запах околоплодных вод, ребенок на уровне ощущений возвращается в свой уютный и безмятежный мирок в матке. Новорожденные дети, которые спят около матери, спят спокйнее и дольше. Обоняние у новорожденного развито очень сильно, и поэтому малыши всегда чувствуют близость мамы.

— Потребность в осозновании своих границ. Раньше матка была границей ребенка, а теперь новорожденный чувствует себя растворенным в мире, он не осознает, где заканчивается его тело и начинается мир. Маме необходимо самостоятельно делать мягкие массажики, проглаживая все тельце ребенка, как бы сообщая ему его границы. Малыш нуждается в припеленывании – пеленка, мягко обнимая малыша со всех сторон, имитирует матку. Очень полезным является контакт «кожа к коже»: когда голенького ребенка мама кладет себе на обнаженные живот грудь, обнимает его, оглаживает.

— Потребность в укачивании. Укачивание тоже возвращает ребенка в мир комфорта и безопасности, успокаивает. Можно качать ребенка на руках, можно использовать слинг. Самый оптимальный вариант — просто ходить с малышом, мягкое укачивание в ритме маминых шагов в большей степени приближено к укачиванию в животике.

— Потребность в психоэмоциональном контакте. В этом возрасте ведущая деятельность младенца – эмоциональное общение с матерью, через которое ребенок получает подтверждение своей «хорошести», причем по всем каналам восприятия. Поэтому с ребенком надо обязательно разговаривать, рассказывать, что вы сейчас делаете, оглаживать ребенка, демонстрировать ребенку, что вы ему рады, что он вызывает у вас положительные эмоции. Это стимулирует развитие нервной системы.

— Потребность в мочеиспускании и дефекации. Часто малыши в силу незрелости систем выделения испытывают дискомфорт при опорожнении кишечника и мочевого пузыря. В этом случае мама может помочь малышу, дав ему грудь. Посасывая грудь, ребенок расслабляется и справляет свою нужду во время кормления. Многие мамы, чутко откликаясь на сигналы ребенка, практикуют высаживание буквально с первых дней жизни.

— Потребность в комфортном сне. Наличие мамы рядом является для ребенка фактором, стимулирующим дыхание. Часто мамы кладут около малыша свою сорочку с запахом молока, что создает иллюзию присутствия мамы. Малыш привык в утробе к постоянному шуму материнского организма, и ребенку комфортнее всего спать при бытовом шуме.

— Потребность в сосании. Сосание дает ребенку ощущение удовлетворения и защищенности. У малыша один способ уйти от стресса – именно через сосание. Оптимальным, безусловно, является сосание именно материнской груди, подмена груди пустышкой часто влечет к различным проблемам с грудным вскармливанием.

— Потребность в питании. Находясь в животике у мамы, ребенок получает питательные вещества через пуповину в непрерывном режиме. Закономерно, что малыш после родов категорически не рассчитан на питание по режиму, здоровые новорожденные, после того как придут в себя после родов, прикладываются достаточно часто — до 20 раз в сутки.

Подытоживая, можно сказать, что наиболее эффективным инструментом, помогающим ребенку преодолеть кризис новорожденности, является постоянное присутствие матери и ее забота о нем: ношение на руках, грудное вскармливание по требованию, чуткое реагирование на сигналы ребенка, создание комфортных условий для его физического и психического развития.

Автор Анна Косцынич, консультант по ГВ, психолог

Полезна: 0 голосов
Не полезна: 0 голосов

Комментарии

Источник

Внешняя среда оказывает непосредственное влияние на жизнедеятельность любого, в первую очередь растущего, организма. Состояние здоровья ребенка во многом зависит от микроклимата помещения, где он постоянно находится, чистоты и свежести воздуха, качества одежды, которая соприкасается с его кожей, мебели, которой он пользуется и т. п.

Расскажем более подробно о том комплексе мер, который позволит добиться хороших результатов в развитии и воспитании малыша.

Помещение. Еще до рождения ребенка надо выделить и оборудовать детскую комнату или уголок в наиболее освещенной части комнаты, освободив его от лишних предметов. Это облегчит уборку и поддержание чистоты.

Температура воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть не ниже 22 °С. Для этого в холодное время года приходится иногда устанавливать дополнительные обогревательные приборы. Однако повышать температуру воздуха выше 23— 24 °С не рекомендуется, так как это может привести к перегреванию ребенка и снижению его сопротивляемости простудным заболеваниям. Для детей более старшего возраста температура воздуха должна быть более низкой: малышам до года — в пределах 20—22 °С, а для детей старше года, учитывая их большую двигательную активность, 18—19 °С.

Независимо от времени года в помещение, где находится ребенок, необходимо открыть широкий доступ свежего воздуха. Для этого комнату надо проветривать несколько раз в день. В холодное время года для проветривания открывают фрамугу или форточку (сначала в отсутствие ребенка, а затем и при нем). Летом держат окна открытыми весь день, а по возможности и ночью.

В комнате, где помещен ребенок, нельзя стирать и сушить пеленки и белье, категорически запрещается курить. Пол, окна, двери и мебель ежедневно должны подвергаться влажной уборке.

Детская мебель, одежда, обувь. Для ребенка нужна детская кроватка с боковыми сетчатыми или решетчатыми стенками. Она должна иметь жесткое дно. Матрац также рекомендуется жесткий — из конского волоса, морской травы, сена. Не следует использовать матрацы из пуха или поролона, так как это может приводить к перегреванию ребенка, а в ряде случаев — к аллергии. Спать на раскладушке или в коляске детям нельзя.

Подушку ребенку до одного года не кладут, чтобы не вызвать у него искривление позвоночника из-за неправильной позы в кроватке. Детям более старшего возраста можно сделать небольшую плоскую подушку из морской травы или пера птицы. В кроватку ребенка во время бодрствования рекомендуется вкладывать толстый фанерный лист, обтянутый байковым одеялом и клеенкой. Очень удобен детский манеж, где ребенок может более активно двигаться и играть.

Детям старше года нужна специальная мебель: стул для кормления, детский стол, детский стульчик, шкафчик для игрушек. Вся детская мебель должна быть легкой, удобной, хорошо подвергающейся гигиенической обработке. По мере роста ребенка необходимо приобретать мебель больших размеров или соответствующим образом приспосабливать имеющуюся.

Малыша нельзя постоянно оставлять в кроватке или манеже. Начиная с 7-месячного возраста, его следует спускать на пол, создавая условия для развития движений. С этой целью часть комнаты можно огородить барьером высотой 40—45 см, пол застелить байковым одеялом и легко моющейся клеенкой. В такой импровизированный манеж можно поместить каталку, гладкое или обшитое клеенкой бревно, большой мяч. Все это стимулирует активные движения ребенка — ползание, вставание, переступание. Для детей более старшего возраста (с 10—11 мес) рекомендуется сделать небольшую горку с лесенкой и скатом, скамейку, шведскую лесенку.

Одежду детям раннего возраста желательно шить из гигроскопичных хорошо стирающихся материалов (хлопок, лен, шерсть), а для пальто, куртки, комбинезона допускаются материалы с примесью синтетических волокон. Она должна соответствовать возрасту ребенка, сезону, температуре воздуха, защищать как от охлаждения, так и от перегревания, быть удобной, свободного покроя, не стеснять движений ребенка. Очень важно, чтобы одежда малыша была максимально приспособленной к тому, чтобы он мог самостоятельно ею пользоваться.

Грудным детям рекомендуются распашонки (ситцевые или трикотажные и фланелевые), фланелевые кофточки с длинными рукавами, ползунки (ситцевые, фланелевые, трикотажные), позднее — колготки. В более старшем возрасте (после года) — нижнее белье из хлопчатобумажной ткани и трикотажа (трусики, майки, футболки), платья или рубашки из ситца, фланели, трикотажа, колготки (в теплом помещении и летом — носочки), шорты из хлопчатобумажной или шерстяной ткани. В прохладном помещении малыша можно одеть в шерстяное платье или брюки, шерстяную кофточку.

Чтобы обеспечить ребенку свободу движений в холодное время года, для прогулок рекомендуется комбинезон с шерстяной кофточкой и рейтузами. Для прогулок и сна на открытом воздухе для ребенка первого года жизни очень удобно использовать спальный мешок, который не стесняет дыхания и позволяет малышу принять удобное положение.

Голову ребенка даже самого раннего возраста в помещении следует держать непокрытой. На улице летом можно надевать легкий чепчик (при ветре или пребывании на солнце), более старшим детям — панамку или шапочку с козырьком. В холодное время года советуем надеть хлопчатобумажную косынку и шерстяную шапочку, а в морозную погоду — меховую.

Обувь для ребенка необходимо подбирать по размеру. Она не должна быть слишком широкой или узкой, так как это может привести к деформациям стопы. Уже с 8—9 мес, когда ребенок начинает вставать и переступать у барьера, ему следует надевать кожаные ботиночки с жестким задником и небольшим каблучком (0,5—1 см), а не мягкие пинетки или одни носочки, так как это способствует развитию плоскостопия. Более старшим детям, хорошо овладевшим ходьбой, подходят кожаные туфли или сандалии, которые также должны иметь жесткий задник и каблучок до 1 см.

Чтобы ноги ребенка не перегревались, он не должен носить в помещении теплые тапочки и тем более валенки, а также резиновую обувь. Резиновые сапожки можно использовать только для прогулок в сырую погоду. При этом обязательно надо надевать шерстяные носочки. Летом, в теплую погоду, детям очень полезно ходить босиком (на хорошо очищенном грунте, песке или траве). Это является хорошим закаливающим средством и одним из методов профилактики плоскостопия.

Перечень рекомендуемой одежды и обуви для ребенка в соответствии с сезоном года и при различной температуре воздуха в помещении и на улице приведен в следующих статьях.

Одежду и обувь для ребенка желательно подбирать красивую, ярких расцветок. Это дает ему новые зрительные впечатления, повышает эмоциональный тонус, является одним из моментов эстетического воспитания.

Детское белье, одежду и обувь следует хранить отдельно от одежды взрослых. Стирают детское белье и одежду также отдельно, не пользуясь при этом стиральными порошками, так как это может вызвать аллергические реакции. Белье детей первого года жизни стирают только детским мылом, обязательно подвергают кипячению. Высушенное белье (сушить лучше на свежем воздухе) проглаживают горячим утюгом. Очень важно тщательно проглаживать пеленки и распашонки для ребенка в первые недели его жизни, так как кожа у него очень нежная и легко восприимчива к болезнетворным микробам. Кипячение и проглаживание надежно обеззараживают пеленки.

Предметы ухода за ребенком. Ребенок первых месяцев жизни нуждается в особенно тщательном уходе. В этом возрасте любые нарушения окружающей среды могут привести к возникновению серьезных заболеваний.

Предметы и средства ухода за ребенком следует приготовить заблаговременно, еще до его рождения. В первую очередь необходимо позаботиться о том, чтобы новорожденный был обеспечен достаточным количеством пеленок, распашонок и другого белья, чтобы их можно было свободно менять по мере необходимости. Новое белье следует заранее прокипятить, прогладить горячим утюгом и хранить в специальном шкафу или тумбочке.

Для ухода за кожей ребенка и слизистыми оболочками надо иметь вату, марлевые салфетки или бинты, которые должны быть новыми, не бывшими в употреблении, в первое время желательно приобрести марлю, вату и бинты в стерильной упаковке. Вата и бинты должны храниться в чистых (прокипяченных) стеклянных банках с крышками. Обработка кожи ребенка с целью профилактики опрелостей производится детским кремом или стерильным растительным маслом (оливковым, подсолнечным, кукурузным), которое надо предварительно прокипятить и хранить в специальном пузырьке.

Для купания ребенка нужны детская ванночка, водяной термометр, мягкая губка или рукавичка из байки, детское мыло, кувшин для обливания ребенка в конце купания. Ребенка первых месяцев жизни желательно укладывать на специальный матерчатый гамачок, натянутый на проволочную основу, с помощью которого ребенку придается в ванне полулежачее положение.

Подмывают ребенка после каждого мочеиспускания и опорожнения кишечника, используя для этого небольшой таз и кувшин. При наличии горячего водоснабжения можно подмывать ребенка под краном, тщательно регулируя температуру воды.

Ногти на руках и ногах обрезают специально выделенными ножницами с закругленными концами, причесывают отдельным гребнем. Этими предметами никто не должен пользоваться.

Очень важно соблюдать особую чистоту при хранении сосок и пустышек. Их следует помещать в прокипяченные стеклянные банки с хорошо закрывающимися крышками. Эти банки надо кипятить не реже 2 раз в неделю. Соски кипятят после каждого использования.

Необходимо иметь в запасе несколько стерильных градуированных бутылочек (приобретаются в аптеке) — для воды, сцеженного грудного молока, соков и др. Бутылочки, как и соски (пустушки), после каждого употребления должны быть тщательно вымыты и прокипячены.

Такие предметы ухода, как баллон для клизмы, газоотводная трубка, пипетка для глаз, пипетка для носа, также должны храниться в отдельных закрытых чистых стеклянных банках.

Когда ребенку исполнится 6 мес, родителям следует настойчиво приучать малыша пользоваться горшком. Однако нельзя насильно сажать ребенка на горшок, так как это вызывает негативную реакцию и задерживает выработку необходимого навыка. Если ребенок умеет самостоятельно сидеть, очень удобно пользоваться специальным стульчиком для высаживания.

К началу второго года жизни следует приобрести детскую зубную щетку и приучать его чистить зубы сначала без пасты, а позднее специальной детской зубной пастой. Малышу надо выделить специальный стаканчик для полоскания рта после еды.

Игрушки. Правильный подбор игрушек имеет огромное значение для нервно-психического развития ребенка. Игрушка становится первым и основным средством, при помощи которого малыш познает окружающую среду, знакомится с цветом, формой, объемом и другими свойствами различных предметов, учится манипулировать ими. Игрушки во многом способствуют развитию активных движений ребенка, развитию его речи, мышления. Подбирать их надо в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, его вкусами, склонностями.

У лее с первых недель жизни у ребенка формируются основы бинокулярного (двумя глазами) зрения, что позволяет видеть предметы в пространстве. К концу первого месяца жизни он уже может некоторое время фиксировать глазами крупные предметы, а в последующем следить взором за передвигающимися крупными и яркими предметами. В это же время начинает различать звуки и прислушиваться к ним.

Игрушки-подвески рекомендуется использовать с первых дней жизни ребенка. В кроватке примерно на расстоянии 70 см над грудью малыша следует подвесить яркую крупную игрушку для рассматривания. Такие же крупные и яркие игрушки (шары, большие пирамиды, куклы, мишку и др.) надо разместить в разных местах комнаты недалеко от детской кроватки (поставить на полку, прикрепить к стене). Периодически игрушки-подвески меняют, используя другие, иной формы, цвета. При общении с малышом ему следует показывать яркие и звучащие игрушки (погремушка, бубен, колокольчик).

Когда ребенку исполнится 2—2,5 мес игрушки подвешивают ниже, на высоте вытянутой руки ребенка. При этом крупные игрушки надо заменить более мелкими, удобными для захватывания. Такая тактика преследует цель развить у ребенка способность ощупывать и брать в руки различные предметы. Однако надо оставить и крупные игрушки для рассматривания.

Ребенку в возрасте 5—6 мес в кроватке или манеже надо подвешивать несколько разнообразных по форме, цвету и фактуре игрушек (шарики, колокольчики, ленточки), которые укрепляются на одном общем шнуре таким образом, чтобы малыш, потянув к себе один захваченный предмет, вызывал перемещение других. Такое перемещение и звучание других игрушек переключает на них внимание ребенка и вызывает у него желание захватить новую игрушку. Одновременно с подвешенными в манеж или кроватку ребенка помещают другие игрушки (в основном новые). Они стимулируют ребенка к поворотам, подползанию.

После 6 мес малыш начинает активно манипулировать самыми разнообразными игрушками. Надо предлагать ему игрушки для вкладывания и вынимания (матрешки, мисочки), для нанизывания (пирамидки), толкания (тележки, машины), катания (шары, мячики) . Нужны и так называемые сюжетно-образные игрушки — куклы, мишки, зайцы и др.

Развитию моторики пальцев, очень важной для общего развития ребенка и особенно речи, помогает использование различных коробочек (круглых, квадратных, треугольных, продолговатых) с крышками, кубиков разной величины и цвета, колец разной величины и толщины. Рекомендуются такие пособия, как «Чудесный мешочек», «Волшебный фонарик», в которые вкладываются различные более мелкие игрушки. Это побуждает ребенка доставать игрушки из мешочка или фонарика и рассматривать их.

Одновременно с игрушками на стенах комнаты следует повесить 2—3 картины, эстампа с изображением крупных игрушек, ярких фруктов или каких-либо понятных ребенку предметов, чтобы развивать ориентировку в окружающем и способствовать развитию речи.

Ребенку более старшего возраста (после года) необходимы игрушки для определения формы предмета (шар, куб, пирамида и др.), цвета предмета, его величины. Он должен научиться подбирать их по цвету, форме, величине и др.

Большой интерес для ребенка представляют сюжетные игрушки: куклы, машины, игрушечные овощи, фрукты, а также природный материал (шишки, желуди, листья, цветы). Дети очень охотно занимаются игрушечными животными, птицами, домиками, мебелью и др. Для развития речи малыша следует использовать различные детские книжки, картинки, макеты, диафильмы.

Обновлено: 2019-07-09 22:32:50

Источник