Базовые потребности в процессе развития ребенка

Базовые потребности в процессе развития ребенка thumbnail

У ребёнка есть две основные психологические потребности. Если эти потребности удовлетворены, то с ребенком намного легче договариваться, он идет вам навстречу, становится более покладистым и послушным.

Если они не удовлетворены, то ребенок будет стараться получить то, чего ему не хватает любыми путями. Это и капризы, и упрямство, и истерики – все то поведение, которое взрослые называют «плохим».

Поэтому родителям так важно знать про эти базовые психологические потребности ребенка и стараться, чтобы он получал то, что ему необходимо для его роста и развития.

Первая психологическая потребность ребенка – во внимании и эмоциональном контакте со значимыми взрослыми

Ребенку важно чувствовать, что он любим, что вы его принимаете таким, какой он есть. Ему важно чувствовать, что родители им довольны, что они с ним связаны невидимой душевной ниточкой.

Что нужно делать родителям

Проводите с ребенком в течение дня такое время, когда вы играете с ним в то, во что он хочет. При этом не поучайте и не корректируйте ребенка. Старайтесь в это время ни на что не отвлекаться. Пусть ребенок чувствует, что вы целиком с ним. Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а его качество.

– Говорите ему добрые ласковые слова просто так, без причины.
– Отмечайте  его за старания ВСЛУХ. 
– Благодарите за помощь.
– Обнимайте ребёнка, гладьте по голове, чаще берите на руки (если он маленький).

Все это поможет ребенку чувствовать ваше позитивное внимание и эмоциональную связь с вами.

Что делать, если ребенок вас раздражает

Когда вас раздражает ребенок, что вы обычно делаете?

Скорее всего, вы начинаете говорить ему: «Хватит уже», «Отстань», «Не видишь, я занята?», «Не трогай меня»… И всячески пытаетесь отдалиться от ребенка! Верно?

А я предлагаю вам в этот момент сделать противоположное. Сблизьте дистанцию.

Подойдите к ребенку, проявите интерес к тому, что делает ребенок, уточните у него, зачем он это делает,прижмите к себе, погладьте, обнимите, пощекочите, пошутите — любые действия, направленные на сближение.

Уделите ребенку 1-2 минуты своего времени. Не отталкивайте ребенка, а приблизьте его к себе и вы увидите фантастический эффект!

Помните, что дети часто «плохо» себя ведут в надежде обратить на себя внимание взрослых.

Детям хочется, чтобы их заметили. Если вы будете отталкивать ребенка, когда он раздражает вас своим поведением, его поведение будет становиться только хуже. И это факт!

Вторая психологическая потребность ребенка – в Личной Силе

Эту психологическую потребность можно описать словами: «Я хочу чувствовать себя значимым и важным. Я хочу, чтобы к моему мнению прислушивались. Хочу, чтобы мне предоставляли право выбора. Хочу иметь хотя бы какой-то контроль над тем, что происходит. Хочу, чтобы ко мне относились с уважением».

Что нужно делать родителям

– Относитесь к ребенку как к маленькой личности, у которой уже есть свое мнение, свои желания и чувства.

– Там, где это возможно, предоставляйте ребенку выбор (маленьким детям достаточно два варианта на выбор).

– Спрашивайте мнение ребенка, просите у него совета. Ему это очень приятно и повышает его значимость и самооценку.

– Не перебивайте, когда ребенок говорит.

– Не вырывайте ничего у него из рук, а просите отдать (если это, конечно, не что-то опасное).

– Не говорите обидных, унижающих достоинство ребенка, слов.

– Не ругайте и не критикуйте при других людях.

– Всегда старайтесь договориться, вместо того, чтобы заставлять и требовать.

– Обучайте ребёнка самостоятельности.

– Привлекайте к помощи в домашних делах. Когда ребенок помогает вам, он чувствует себя чрезвычайно важным.

– Позвольте ему принимать какие-то маленькие решения там, где это возможно.

Относитесь к ребенку как к маленькой личности, у которой уже есть свое мнение, свои желания и чувства

Относитесь спокойно, если ребенок с чем-то не согласен и говорит вам «Нет». Это не повод для того, чтобы на него злиться и принуждать. Можно только порадоваться тому, что ребенок начинает проявлять свою волю и осознает границы своего «Я», понимает, что он хочет и чего не хочет. Это ему очень пригодится в будущем.

Помните, что если эти две потребности не удовлетворены – ребенок будет искать любые способы их удовлетворить. Например, залезет на стол с ногами (и сразу получит ваше внимание;)) или будет сильно упрямиться (показывая свою Личную Силу, которой ему так не хватает в общении с вами).

Поделитесь в комментариях:
— Как часто ребенок вас раздражает своим «плохим поведением»?
— Чего больше всего ему не хватает – Внимания или ощущения Личной Силы?

Екатерина Кес, детский и семейный психолог © ipsyholog.ru
???? Подписаться на канал

Источник на сайте

***

P.S. Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопки соц-сетей или мессенджеров.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

Еще больше рекомендаций, как справиться с детскими капризами, нытьем и непослушанием вы сможете узнать на бесплатном онлайн-курсе «Воспитание без криков и наказаний».

***

Читайте также:

Источник

Есть 5 базовых потребностей ребенка, и задача родителей — удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка

1. Первая потребность — это потребность в безопасности. Она означает, что ребенок не боится, что о нем забудут, уверен, что о нем заботятся и защитят его. Родители не говорят малышу даже в шутку: «Я отдам тебя в интернат, если ты будешь невежливым» или «Ты меня не слушаешься, поэтому я ухожу от тебя». Родители принимают детей, даже если не принимают их поведение.

2. Вторая потребность — это потребность в безусловной любви. Малыш нуждается, чтобы его уважали просто так, ни за что, окружали любовью, которая не ставит условий. Если эта потребность удовлетворена, у ребенка формируется чувство достоинства — очень актуальное понятие, поскольку,например, революцию в Украине 2013-2014 годов часто называют революцией достоинства.

Чем отличается достоинство от нарциссизма? Достоинство — это чувство, что я есть я — и это хорошо, и я не должен ничего доказывать, я имею право быть собой. Это не значит, что ребенок с повышенными потребностями.

Я могу иметь способности к математике и вовсе не иметь таланта к музыке. Я могу делать ошибки и исправлять их. Кто-то может знать что-то лучше меня и иметь что-то больше, но я чувствую себя, что я есть я и уважаю себя, имею право на уважение других. Если кто-то меня презирает, то для меня это будет означать, что этот человек не умеет уважать других, я сам не буду чувствовать себя униженно.

Если же индивид не обладает чувством достоинства, он слышится примерно так: я никто, но могу быть кем-то, когда-то достигну состояния, должности, медали на Олимпийских играх, или когда все будут бояться меня в школе. Таким образом, жизнь человека превращается в погоню за успехом, и от этого страдает и он сам, и могут страдать другие.

Малыши хотят, чтобы мы помогли им понять мир. Очень хорошая возможность для общения — рассказывать сказки, истории, самым их выдумывать; мы с детьми любим вместе смотреть мультфильмы, а потом их обсуждать

3. Третья потребность ребенка заключается в разрешении на подлинность. Аутентичность — это возможность быть собой, настоящим и свободным. Это означает, что я не говорю своему ребенку: ты должен думать так и так, а если нет, ты мне не сын, и я тебя презираю. Или я хочу, чтобы ты был таким и таким, иначе я тебя не принимаю. Наоборот: я хочу, чтобы ты был собой, чтобы ты открыл, кто ты есть, и мне самому это очень интересно. Аутентичность заключается и в праве иметь собственные чувства, умении выражать и понимать их.

Читайте также:  Центр естественного развития и здоровья ребенка сайт

4. Конечно, свободное выражение себя и свобода нуждаются в границах. Дать ребенку свободу — это не значит дать ему особый статус, когда он может делать все что угодно, а другие люди не важны. Необходимо, чтобы малышу указали, где его свобода сталкивается со свободой другого человека, где его потребности наталкиваются на нужды других людей. Ребенок должен научиться контролировать себя и уважать других. Родители играют важную роль установления рамок, дисциплины, причем такой, что не пугает малыша, не лишает его чувства безопасности, — конечно, если ребенка побить или закрыть в подвале, эффект будет противоположным.

5. Другая потребность ребенка — раскрыть свои способности, таланты, научиться быть самостоятельным. Она заключается в реализации и развитии собственной компетентности.

Я бы еще добавил, что очень важными ингредиентами отношений являются такие вещи:

  1. Присутствие родителей. Все мы знаем, что родители часто вынуждены ехать на заработки за границу. Нередко потребность ехать взрослые аргументируют тем, что не могут дать ребенку образование, в конце концов, не могут дать ничего, кроме бедности. Если они едут, малыш растет без родителей, следовательно, без ощущения безопасности, а взрослые живут с чувством вины. Как-то в маршрутке из Борисполя я сидел рядом с женщиной, которая прилетела из Италии. Она позвонила сыну, и первый вопрос, который он ей задал, был: «Ты привезла мне футбольный мяч?». Она ответила, что мяч не купила, привезла что-то другое. Сын сказал: «Нет, другого не хочу, убирайся, я не желаю тебя знать». Это тоже пример нездоровых сценариев, когда подарки и другие вещи заменяют то, что на самом деле важно, тогда дети сами перестают понимать, что им нужно, и не осознавать этого во взрослом возрасте.
  2. Радость быть вместе. Почему радость? Это сильная эмоция, которая цементирует нашу связь, поэтому в теории привязанности понятие «веселиться вместе» ключевое. Иногда в нашем центре «Круг семьи» мы предлагаем семейную игровую терапию.
  3. Внимательность к ребенку. Упражнение, которое я все время предлагаю родителям, — это смотреть на малыша, когда он спит, рассматривать его как невиданное доселе существо. Каждый раз надо себе напоминать, что перед нами тайна, зернышко неизвестной породы, мы не знаем, что из него вырастет, но нужно научиться в него всматриваться и вслушиваться — с этого и начинается отцовство. Следует учиться понимать ребенка, его потребности, все, что с ним происходит, и правильно это интерпретировать. Я часто говорю родителям, что забота о чаде вытекает из понимания его. Есть анекдот про обезьяну, которая хотела быть хорошей и сделать что-то хорошее. Увидела в реке рыбу и подумала: сделаю доброе дело, вытащу рыбу, чтобы она не утонула, — повесила ее на дерево. Порой мы так же делаем с детьми, потому что не понимаем их потребностей, — и наши действия не спасают малышей, а калечат.

Приведу пример. Мой сын купается в ванне. Я говорю: «Матвей, уже поздно, надо вылезать и идти спать» В ответ слышу: «Хорошо, папа». Я говорю: «Так, через пять минут я приду, надо вылезать из ванны, чтобы идти спать». Когда прихожу через пять минут, сын говорит: «Нет, я не вылезу, еще пять минут побалуюсь в ванне». Я даю ему еще одну минуту компромисса, но и после нее он не вылезает из воды. Я начинаю сердиться и думать, что сын не уважает меня. Я готов уже силой тащить его из ванны… Как бы завершилась эта маленькая ситуация, если бы я это сделал? Я бы с грубостью вытащил его из ванны, он бы, обиженный, плакал и уснул с чувством, что папа идиот, который ничего не понимает. В следующий раз я захочу вообще избежать этой ситуации и скажу женщине: иди сама воспитывай его, потому что мы ссоримся и он меня совсем не уважает.

Но удается исправить ситуацию: мы с женой обсуждаем тему «Как вытащить сына из ванны» и сходимся на том, что он очень любит воду. Он не относится к отцу с неуважением — ему просто очень трудно расстаться с ванной. Лучшим подходом будет, если я скажу: «Матвийчук, я тебя понимаю, ты так любишь купаться, и если бы я был волшебником, я бы сейчас сказал: абракадабра, пусть твоя кровать превратится в ванну, чтобы ты мог спать в ней». Я так сказал, и сын рассмеялся, поднял руки и без проблем вылез из воды. Это маленький пример, как понимание помогает нам по-другому взаимодействовать с детьми. Это также дает малышу почувствовать: папа меня понимает, даже когда мне четыре года. Наши взаимоотношения в результате крепнут. Его умение быть в отношениях также развивается.

  1. Общение, интерес к ребенку. Что с ним происходит? Вы, наверное, не раз замечали, что малыш хочет делиться, если только мы не переломили это желание своими негативными реакциями. Ребенок делится сам и требует, чтобы делились с ним и мы: историями, воспоминаниями, рассказывали о работе… И должны понимать: чтобы было общение с детьми, необходимо присутствие родителей, о котором уже говорилось. Общение не происходит так, что я прихожу и говорю: ну, сынок, скорее расскажи мне, как прошел твой день. Искреннее общение происходит тогда, когда мы вместе идем или вместе что-то делаем. Бывает, мы с сыном рыбачим и где-то за полчаса он решает мне рассказать, что у него на душе. Это происходит как бы между прочим, и обязательно нужно проводить вместе много времени, чтобы пришли те мгновения, когда дети хотят чем-то поделиться. Этими особыми минутами не следует пренебрегать, ведь они помогают детям осмысливать свою жизнь.

Источник

Что такое базовые психологические потребности?

mountain-parenting-program-1Базовые психологические потребности – это внутренние психологические ресурсы, необходимые для психологического роста, целостности и благополучия.

Всего таких потребности три: автономия, компетентность и связанность с другими людьми.

Автономия заключается в способности определять свое поведение, выражать свою волю, действовать в соответствии со своим внутренним Я и своими ценностями.

Компетентность тесно связана с врожденным желанием эффективно взаимодействовать с окружающей средой, а также использовать и развивать свой потенциал.

Связанность представляет собой тягу к общению с другими людьми, качественные отношения и заботу о них.

К чему приводит удовлетворение потребностей?

Удовлетворение этих трех базовых психологических потребностей является важным условием, определяющим оптимальное функционирование, здоровое развитие личности, а также приводит к повышению субъективного благополучия, снижению стресса и другим положительным изменениям.

С точки зрения процесса воспитания, важным моментом является то, что удовлетворение потребностей ведет к повышению внутренней мотивации ребенка.

Она помогает ему проявлять интерес у к учебе и получать более высокие оценки, а также быть более эффективным в других областях жизни.

Читайте также:  Развитие 3 летнего ребенка в домашних условиях

Напротив, фрустрация базовых психологических потребностей приводит к снижению психологического благополучия и ухудшению эффективности деятельности.

Как связаны потребности с воспитанием?

Базовые потребности в процессе развития ребенкаСтили воспитания по-разному влияют базовые психологические потребности ребенка.

Так, авторитарный подход родителей, выражающийся в установлении жестких требований к поведению ребенка без ориентации на его цели и ценности, приводит к фрустрации потребностей.

Авторитетный стиль, напротив, помогает детям проявить себя и приводит к удовлетворению психологических потребностей.

Среди трех потребностей наиболее изученной является автономия.

Что такое поддерживающий автономию стиль воспитания?

Поддерживающий автономию стиль воспитания заключается в том, что родители внимательно относятся к нуждам и желаниям ребенка, поддерживают его инициативу, позволяют принимать решения и решать задачи самостоятельно.

Родители интересуются жизнью ребенка, его увлечениями и эмоциональным состоянием.

При этом такой стиль воспитания в большей степени важен для мам, нежели чем для пап.

Как такой стиль воспитания влияет на поведение ребенка?

Поддерживающий автономию стиль воспитания позволяет детям интернализировать социальные нормы и правила поведения, например, уборка комнаты или выполнение домашних заданий.

Это происходит за счет того, что родители предоставляют ребенку объяснения, почему необходимо вести себя так, а не иначе.

Дети, в свою очередь, лучше понимают то, что от них требуется, и делают нормы и правила частью своей жизни.

Какая польза от такого стиля воспитания для психики ребенка?

Базовые потребности в процессе развития ребенкаПоддержка автономии ребенка в раннем детстве (от 6 мес до 3-х лет) положительно влияет на развитие исполнительских функций.

Они представляют собой совокупность когнитивных навыков, позволяющих абстрагироваться от раздражающих стимулов и сдерживать автоматическое поведение, удерживать и манипулировать информацией в голове, а также гибко менять фокус внимания.

А развитые исполнительские функции, в свою очередь, позволяют детям лучше учиться в школе.

Наряду с этим такой стиль воспитания приводит к снижению агрессии детей в возрасте от 6 до 9 лет.

Поддерживающий автономию стиль воспитания также помогает подросткам в возрасте от 14 до 17 лет ориентироваться в большей степени на свои внутренние жизненные цели.

Такие цели связаны с психическим развитием, самопринятием, субъективным благополучием и физическим здоровьем ребенка.

Родители подростков (от 13 до 17 лет), испытывающих серьезные проблемы с контролем своих эмоций и поведения, с помощью поддержки автономии помогают детям снизить негативные эмоции во время выполнения монотонной деятельности.

Как можно научится такому стилю воспитания?

За границей проводятся разнообразные вокршопы, например, «How to Talk so Kids Will Listen to and Listen so Kinds Will Talk».

Исследования показывают, что участие в таких программах позволяет развить навыки использования поддерживающего автономию стиля воспитания.

В Москве проходит мастер-класс «Позитивное родительство», на котором можно узнать подробнее не только о базовых психологических потребностях ребенка, но о новых открытиях из мира детской психологии, познакомиться с современными методиками воспитания, а также освоить передовые практики общения с ребенком.

Pricing table does not exist. Please check your shortcode.

Понравилось? Поделитесь с друзьями.

Источник

Младенец, О—1 год

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: любовь, нежность,
внимание.

К счастью для нашего поколения, в наши дни уже
отказались от ложного представления о том, что детей нужно
воспитывать и приучать к дисциплине с самой колыбели. Младенец —
чистое золото в духовном понимании. Лелея его невинность, мы можем
найти обратный путь к себе самим. 

Так что на правильном пути те родители, которые
являются учениками своего ребенка.

 Касаясь своего ребенка, беря его на руки,
защищая от всех опасностей, играя с ним и отдавая ему свое
внимание, вы устанавливаете с ним духовную связь. Без этих
«примитивных» реакций со стороны того, что его окружает,
человеческий организм не может пышно расцвести — он будет чахнуть и
терять силы точно так же, как цветок, лишенный солнечного
света. 

Ребенок, начинающий ходить, 1—2
года

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: свобода, поощрение,
уважение.

На этом 

этапе своего развития ребенок впервые
приобретает эго

. Здесь слово эго употребляется в самом простом его
смысле, как «я», как признание «я есть». Это опасное время, потому
что ребенок впервые испытывает отделение от своих родителей.
Соблазн свободы и любопытство толкают в одном направлении, но страх
и неуверенность тянут в другом. Не все переживания, связанные с
тем, что вы предоставлены самому себе, приятны. 

Поэтому именно в это время родители должны
преподнести духовный урок, без которого ни один ребенок не может
по-настоящему превратиться в независимую индивидуальность: мир
безопасен.

Если вы, будучи взрослым человеком, чувствуете себя
в безопасности, это означает, что когда-то, когда вам еще не
исполнилось одного — двух лет, вы не были обусловлены страхом:
вместо этого родители поощряли ваше безграничное развитие, учили
ценить свободу, несмотря на раны, которые ребенок получает время от
времени, сталкиваясь с окружающими его вещами этого мира. Упасть —
совсем не одно и то же, что потерпеть поражение, испытать боль —
совсем не одно и то же, что решить, что мир опасен. Травма — не что
иное, как средство, которое Природа использует для того, чтобы
сказать ребенку, где проходит граница; боль существует для того,
чтобы показать маленькому ребенку, где начинается и заканчивается
«я», чтобы помочь ему избежать потенциальных опасностей вроде ожога
или падения с лестницы. 

Когда родители искажают этот естественный процесс
обучения, в результате возникает ощущение психологической боли, что
вовсе не входило в намерения Природы. Физиологическая боль
устанавливает границы, которые вы не можете пересечь, не испытав
глубокого беспокойства о своем состоянии. Если ребенок связывает
получение травм с тем, что он плохой, слабый, что он не способен
справляться с трудностями или что он окружен опасностями, места для
внутреннего духовного роста не остается. Без ощущения безопасности
дух недосягаем: человек всегда пытается просто чувствовать себя
уверенно в этом мире, но эта уверенность не может быть достигнута,
пока он не избавится от отпечатков, полученных в раннем
детстве. 

Дошкольники, 2 —5 лет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: заслуживающий похвалы,
исследующий, одобряемый.

На 

этой стадии у ребенка развивается чувство
самоуважения

. Самоуважение обеспечивает готовность покинуть
пределы семьи, чтобы встретиться с огромным миром. Это период
заданий и испытаний. Пока ребенку не исполнится два-три года, он не
несет никакой ответственности за поставленные перед ним задания
— 

ему достаточно играть и быть
жизнерадостным.

 В это время единственная духовная обязанность
состоит в том, чтобы давать пищу восторгу, который испытывает «я»
ребенка, когда оно открывается новому миру. Одновременно с
обучением опрятности и умению самостоятельно держать ложку ребенок
начинает осознавать, что «я есть» можно расширить до «я могу».
Когда эго двухлетнего человека это осознало, его уже ничто не может
остановить. Оно думает, что ему принадлежит весь мир — и, конечно
же, все члены его семьи. 

«Я» в это время подобно только что включенному
генератору силы, и, что особенно страшно, новорожденное эго
пользуется этой силой самым неорганизованным образом. Крик, визг,
увиливание, использование всесильного слова нет! и вообще попытки
управлять действительностью с помощью одного только своего
желания 

— 

это как раз то, что и должно происходить в этом
возрасте.

В духовном смысле ценность этого дошкольного
возраста состоит в том, что эта сила — духовная сила, и только
искажения ее ведут к проблемам. Так что вместо того, чтобы
сдерживать эти приливы энергии в своем ребенке, направьте их на
такие задачи и испытания, которые учат приобретению равновесия. При
отсутствии равновесия неудержимое желание дошкольника проявлять
свою силу приводит к огорчениям, ведь то, что он испытывает, это
большей частью иллюзия силы. Без умолку болтающий двухлетний
ребенок — это еще крошечный, легко уязвимый, несформировавшийся
персонаж. В своей любви к детям мы допускаем иллюзии, потому что мы
хотим, чтобы они выросли сильными, толковыми людьми, готовыми к
любому испытанию. Но подобное чувство самоуважения не сможет
развиться у ребенка, если в этом возрасте останавливать или
подавлять у него чувство, что он обладает силой. 

Читайте также:  Физическое развитие ребенка определение уровня физического развития

Возраст детского сада — первых классов начальной
школы, 5-8 лет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дарение, умение поделиться,
несуждение, приятие, искренность.

Ключевые слова, которые применимы к первым школьным
годам, носят более 

социальный оттенок

. Конечно, существует много других слов, потому
что, когда ребенок в свои пять лет постигает мир, мозг его
настолько сложен и активен, что он усваивает и проверяет
бесчисленное количество различных понятий. Кроме того, я вовсе не
хочу сказать, что 

воспитанием умения поделиться, отдавать то, что
у тебя есть, другому и говорить правду можно пренебрегать в более
ранние годы, но критическим моментом именно этого возраста является
то, что в это время ребенок начинает усваивать абстрактные
понятия.

 Конкретно мыслящий ум младенца, который не
понимал причин вашего поведения, а только чувствовал, теперь
приобретает возможность воспринимать действительность за пределами
«я есть», «я хочу» и «я первый». 

То, как мы отдаем, в любом возрасте показывает,
насколько мы сопереживаем потребностям тех, кто нас окружает. Если,
отдавая, мы рассматриваем это как потерю — я вынужден от чего-то
отказаться, чтобы ты мог это иметь, — значит, духовный урок на этой
стадии не был пройден. Отдавание в духовном понимании означает: «Я
отдаю тебе, ничего не теряя, потому что ты — это часть меня».
Маленький ребенок не может полностью охватить эту идею, но он может
ее почувствовать. Дети не просто хотят делиться — они любят
делиться. Они ощущают тепло, которое выделяется при пересечении
границ эго и включении в свой мир другого человека, — нет большего
доказательства близости, и поэтому никакое другое действие не
вызывает такого блаженства. 

То же самое можно сказать и о правдивости. Мы лжем
для того, чтобы себя обезопасить, чтобы предотвратить опасность
наказания. Страх наказания подразумевает внутреннее напряжение, и,
даже если ложь действительно защищает от ощущаемой опасности, она
очень редко, если вообще когда-нибудь помогает избавиться от этого
внутреннего напряжения. Это сделать может только правда. Когда
маленького ребенка учат тому, что, если он будет говорить правду,
это вызовет у него приятные чувства, он делает первый шаг к
осознанию, что правда обладает духовной ценностью.

Не обязательно прибегать к наказаниям. Если вы
воспитываете у ребенка отношение «говори правду или у тебя будут
неприятности», вы учите духовной фальши. Ребенок, у которого
возникает соблазн солгать, находится под действием страха. Если до
сознания доходит правда, связанная с этим страхом, разум вполне
логично пытается поступить наилучшим образом, говоря правду. В
любом случае вы заставляете ребенка поступать лучше, чем, как вам
кажется, он есть на самом деле. Научить действовать исходя из
требований других — верный рецепт духовного разрушения. Ваш ребенок
должен чувствовать: «это то, что я сам хочу делать». 

Дети старшего возраста, 8 —1 2
лет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: независимость суждения,
разборчивость, проникновение в сущность.

Многим родителям эта стадия развития детей приносит
больше всего радости, потому что именно к этому времени у
детей 

развивается личность и независимость

. Они начинают думать по-своему, у них появляются
увлечения, симпатии и антипатии, энтузиазм, усиленное стремление
открыть то, что может остаться на всю жизнь, например любовь к
науке или искусству. Применимые к этому возрасту ключевые духовные
понятия полностью соответствуют этой волнующей фазе.

Хотя это звучит и сухо, «разборчивость» —
прекрасное качество души. Это гораздо больше, чем просто отличать
хорошее от плохого. В эти годы нервная система сама способна
поддерживать острое ощущение величайшей глубины и важности
будущего. Десятилетний ребенок способен к мудрости, и, в первую
очередь, речь идет о самом деликатном даре — личном проникновении в
сущность вещей. Ребенок способен видеть своими собственными глазами
и судить на основании того, что он видит: он больше не получает мир
из вторых рук — из рук взрослых. 

Поэтому это первый этап, когда любое понятие типа
«духовный закон» может быть усвоено умозрительно. До этого закон
представляется подобным правилу, которому нужно следовать или по
меньшей мере уделять внимание. Вместо того чтобы использовать слово
закон, родители могут воспользоваться словами «как это работает»,
или «почему все происходит именно таким образом», или «делай это
так, чтобы ты чувствовал, что это хорошо». Это более конкретный
способ обучения, опирающийся на опыт.

Однако в возрасте десяти лет или около того
абстрактные рассуждения принимают независимый оборот, и настоящим
учителем вместо авторитетной личности теперь становится опыт.
Почему так происходит — это духовная тайна, ведь опыт присутствовал
с самого рождения, но по какой-то причине мир вдруг заговорил с
ребенком: к нему приходит изнутри глубинное понимание того, почему
это правильно или нет, почему так много значат правда и
любовь. 

Ранние юношеские годы, 12 —15
лет 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:самоосознание,
экспериментирование, ответственность.

Детство заканчивается и начинается отрочество,
время, которое принято считать трудным и тяжелым. Детская
невинность внезапно обращается половой зрелостью, и у юного
существа появляются потребности, которые родители больше не могут
удовлетворить. Родители начинают понимать, что пришла пора
отпустить своих детей и поверить, что те способны иметь дело с
миром ответственности и давления, к которому, может быть, сами
родители только что научились приспосабливаться, избавившись от
чувства неуверенности.

Решающим теперь является то, что полученные в
детстве уроки начинают приносить плоды —сладкие или горькие.
Ребенок, который отправляется в мир с отпечатками подлинных
духовных знаний, будет отражать гордость и доверие своих родителей.
Ребенок, который движется спотыкаясь, в полном замешательстве,
отчаянно экспериментируя и постоянно испытывая давление со стороны
своих сверстников, скорее всего, отражает скрытую беспорядочность
своего воспитания. 

Отрочество — время пресловутой застенчивости, но
оно может также стать временем самоосознания.

Когда кончается детство, экспериментирование
совершенно естественно, но оно не должно быть безрассудным и
разрушительным. Весь вопрос в том, обладает ли ребенок внутренним
Я, которое можно использовать в качестве советчика. Это внутреннее
Я — неслышный голос, который обладает силой выбирать между
правильным и неправильным, исходя из глубокого понимания жизни.
Возраст для этого понимания не имеет значения. Новорожденный
младенец обладает им в той же степени, что и зрелый взрослый
человек. Разница заключается в том, что взрослый человек
придерживается поведения, которое определяется внутренним
советчиком, и, если вы научили своего ребенка прислушиваться к
собственному молчанию, вы, не опасаясь, можете отпускать его в мир
уже не как ребенка. Это очень радостное переживание (хотя временами
и заставляющее нервничать) — наблюдать, как в результате
экспериментирования с множеством выборов, которые предоставляет
выросшему ребенку жизнь, растет его самоосознание. 

Источник