Как проверить развитие речи у ребенка 5 лет

Как проверить развитие речи у ребенка 5 лет thumbnail

Здравствуйте, уважаемые читатели! Чем ближе дело идет к школе, чем больше родители начинаются задумываться, нормально ли развит их чадо по всем показателям. Сегодня мы освятим один из критериев нормального развития и поговорим о том, какая должна быть речь ребенка в 5 лет.

Особенности речевого развития данного возраста

Хочется начать с того, что если ребенку уделялось должное внимание и интерес к его становлению, то речь пятилетнего малыша практически не отличается от взрослой.

Если же нет, то у вас есть два года перед школой на исправление своих ошибок и занятия с преподавателем. В ином случае, к тому времени, когда нужно будет идти в школу, вы столкнетесь с большими проблемами.

пятилетняя девочка, речь ребенка в пять лет,фотоСловарный запас этого возраста включает в себя уже более 3000 слов. Малыш хорошо знаком с обобщающими словами и правильно их употребляет. Он способен назвать не только предметы, которые встречаются в быту, но и поговорить о достаточно отвлеченных вещах.

Дети уже накапливают к это времени достаточно опыта и знаний, чтобы обсудить и взрослые темы в своем понимании. Например, такие как вселенная, взаимоотношение людей, дружба и т.д.

Так как речевой аппарат считается абсолютно сформированным к возрасту 6 лет, то в произношении допускается все меньше ошибок. Если их и можно встретить, то, наверняка, это будут малознакомые и многосложные слова. Теперь чадо способно заметить ошибки не только у окружающих, но и у себя самого.

Предложения в речи более сложные, полные и развернутые. Грамматические формы в основном всегда согласованы и правильны, однако могут встречаться ошибки, например, в образовании слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Например, «котенков» вместо «котят».

Нормы речевого развития

мальчишки, речь ребенка,в 5 лет, картинкаК пяти годам диапазон развития связной речи достаточно широк. Он может начинаться с монотонной и односложной речи дошкольника, родители которого не занимались с ним, и заканчиваться способностью сочинять сказки и говорить наравне со взрослыми.

Все же есть критерии, исходя из которых можно определить те самые нормы.

  1. Практически полное отсутствие грамматических ошибок.
  2. Развитая артикуляционная система и правильное произношение.
  3. Верное ударение в словах, за исключением незнакомых.
  4. Развернутые ответы на вопросы.
  5. Способность составить рассказ по картинкам, додумать конец истории самостоятельно, сочинить сказу, пересказать прочитанный рассказ.
  6. Умение дать широкое описание предметов, напоминая многие его качества.
  7. Способность классифицировать слова по группам. Например, клубника, малина, смородина, черешня – это ягоды.
  8. В предложениях используются все части речи, в том числе причастные и деепричастные обороты.
  9. Умение контролировать темп и громкость речи.

Симптомы задержки развития речи в 5 лет

К сожалению, никто от этого не застрахован. Самый главную вещь, которую нужно сделать родителям, подозревающим какие-либо нарушения, проанализировать, понятна ли речь ребенка или нет. Обсудим эти признаки.

  1. Посторонним людям тяжело разобрать речь малыша.
  2. Его произношение непонятно.
  3. В грамматическом строе встречается множество ошибок.
  4. Активный и пассивный словарные запасы скудны.
  5. Фразы и предложения очень короткие, состоящие из 2-3 слов.
  6. В речи в основном используются только существительные и глаголы.

Наличие хотя бы одного их этих пунктов может говорить о том, что присутствует задержка речевого развития.

Диагностика речевого развития пятилетнего ребенка

Есть методы, которые помогут вам самостоятельно в домашних условиях произвести анализ речи своего чада и определить, есть ли у него какие-либо дефекты. Давайте рассмотри эти задания подробнее.

  1. Проверьте, сможет ли ребенок описать какой-либо предмет, упоминая его качества: форма, цвет, размер, материал и т.д.
  2. Способен ли он контролировать темп и громкость речи?
  3. Рассмотрите, как ребенок отвечает на ваши вопросы: развернуто, эмоционально или же совсем наоборот. Заинтересован ли он в разговоре?
  4. Умеет ли он составлять рассказ по картинкам или нет.
  5. Проанализируйте, какие ошибки встречаются в речи малыша: грамматика, произношение, ударение и т.д. Это даст вам направление для ваших дальнейших действий.

Если вы заметили какие-либо недостатки по тому или иному пункту, не спешите сразу паниковать и бежать к врачу. Конечно, речевой развитие в этом возрасте не полностью сформировано. Поэтому везде допустимы огрехи. Но, если же вы понимаете, что состояние весьма печально, до обратитесь к проверенному специалисту. Главное – сделать это вовремя. Тогда вы сможете избежать проблем в дальнейшем.

Как развивать речь в 5 лет?

Основная роль родителей на этом этапе – развивать связную и логичную речь. Для этого требуется:

  • расширять словарный запас (знакомится с понятиями, синонимы, антонимы);
  • практиковать умение точного пересказа;
  • формировать грамотную речь (правильное склонение по числам, родам и падежам).

Не стоит забывать, что в этом возрасте ваш ребенок еще малыш (как бы странно это не звучало). Поэтому на каждом занятии стоит помнить об элементах игры. Ниже мне хотелось бы привести примеры упражнений и игр, которые вы сможете использовать, занимаясь со своими детьми.

  1. Подбираем синонимы. Вы называете любое слово и просите малыша назвать аналогичное. Например, печальный – грустный.
  2. Подбираем антонимы. Все так же как и с первым упражнением, но уже задача назвать противоположный по значению слова. Например, большой – маленький.
  3. Отнести предметы в ту или иную группу по определенным признакам. Например, спросите ребенка, каким бывает диван (мягкий, большой, удобный, угловой и т.д). Затем подумайте, какому предмету свойственны те же качества. Например, кресло. Вспомните вместе обобщающее слово для этих предметов – мебель.
  4. Упражнения на грамматику. Тренируйте правильное согласование чисел, рода и падежей. Например, вы говорите: «У меня одна книга, а на тумбочке…», и ребенок продолжает: «…много книг».
  5. Составляем предложение из слов. Вы показываете карточки со словами. Например, мы, любить, слушать, музыка. Задача – грамматически правильно составить предложение: мы любим слушать музыку.
  6. Чтение детской художественной литературы, стишков, поговорок, скороговорок и потешек. Это до сих пор является одним из самых эффективных способов речевого развития. Так что старайтесь читать как можно больше.
  7. Игра «Угадай». Вы называете признаки предметов, а ребенок его угадывает. Например, красный, зеленый хвостик, растет летом, добавляют в салаты – помидор.
  8. Игра «Испорченный телефон». В нее здорово играть всей семьей. Загадайте слово, и произносит его друг другу тихо на ушко. Последний человек выдает то, что он в итоге услышал. Это развивает произношение и слух.

Помните главное правило – уделяйте вашему чаду как можно больше времени и общайтесь с ним. Ваше время, внимание, любовь, забота, опыт и знания – это самое ценное, что вы можете подарить своим детям.

Речь ребенка в 5 лет еще поправима. Так что все в ваших руках. Жду ваших лайков и комментариев. До новых встреч!

Читайте также:  Что такое периодизация речевого развития ребенка

Источник

Речь у дошкольников этого возраста имеет большое значение и подразумевает, что они должны уметь связно излагать свои мысли, строить логичные полные высказывания.

Развитие речи детей с 5 до 6 лет имеет большое значение, ведь в ближайшем будущем этот маленький человек будет стоять на пороге школы, которая предъявляет высокие требования к уровню развития речи, особенно связной. Умение логично и последовательно излагать свои мысли подразумевает, что ребёнок овладел всеми сторонами родного языка: его грамматикой, фонетикой, он имеет богатый лексический словарь и выразительную речь.

Особенности речевого развития детей шестого года жизни

Речь детей, развитию которой уделялось большое внимание их родителями и педагогами, на этом возрастном этапе практически не отличается от речи взрослых. От того на каком уровне она находится, во многом зависит успешное овладение грамотой и письмом в первом классе. Если старший дошкольник меняет местами звуки и слоги в устной речи, он точно так же будет это делать при письме и во время чтения.

Скудный словарный запас и неразвитая связная речь, спустя некоторое время помешают ребёнку в школе пересказать текст из учебника или объяснить, как он получил ответ решения задачи. Опрометчиво поступают мамы и папы, пытаясь наверстать упущенные возможности за 3–4 месяца до поступления в первый класс.

Интенсивные занятия с репетитором может и дадут кратковременное преимущество будущему первокласснику, но этот рывок вперёд потеряет своё значение уже к середине первого учебного года, если у ребёнка неразвита речь. Между тем за два года до школы ещё многое можно сделать при внимательном отношении к речевому развитию детей.

Словарный запас

Активный словарь пятилетнего ребёнка насчитывает около 3 тысяч слов. Дети уже точно понимают, что подразумевается под обобщающими словами — птицы, дикие и домашние животные, насекомые, деревья. Они владеют огромным диапазоном понятий, причём их познания простираются не только на предметы быта в пределах видимости, но и на довольно отвлечённые вещи. Они накопили внушительный опыт познания и могут рассуждать, например, о космонавтике и взаимоотношениях людей.

Растёт и качество произносимых слов, всё реже в речи появляются досадные ошибки вроде переставленных, добавленных слогов и заменённых, добавленных ипереставленных звуков. Они теперь могут проскользнуть только при произношении многосложных малознакомых слов, например, парикмахерская, регулировщик, электричество, экскаватор, бронетранспортёр. Игры со словом продолжаются, так же, как с рифмами и сочинением стихов.

Большой популярностью у детей этого возраста пользуются шутливые литературные произведения с перестановками слов, а также всевозможные словесные перевёртыши и загадки:

Ехал Ваня на коне, вёл собачку на ремне, а старушка в это время мыла фикус на окне.

Ехал Ваня на ремне, вёл собачку на коне, а старушка в это время мыла фикус на окне.

Ехала деревня мимо мужика. Вдруг из-под собаки лают воротА.

Он схватил дубинку разрубил топор. А по нашей кошке пробежал забор.

Грамматика родного языка

Если пятилетнему ребёнку задать вопрос на знакомую тему, он легко ответит на него полным и развёрнутым предложением. В обычной речи дети пользуются простыми фразами, которые к шести годам становятся все длиннее и распространённее. Большинство слов в предложениях правильно употребляются и изменяются, хотя встречается и неправильные формы, например, медвежонков и слонёнков вместо медвежат и слонят, карандашов вместо карандашей, стеклов вместо стёкол.

Читайте также:  Психофизиологическое развитие ребенка 1 месяц

Дети с огромным удовольствием играют в различные словесные игры:

  • испорченный телефон;
  • как назвать по-другому (на подбор синонимов);
  • скажи наоборот (поиск антонимов);
  • что бывает мягким (сладким, высоким, деревянным);
  • узнай предмет по описанию;
  • закончи фразу.

Речь ребёнка не будет грамматически правильной, если взрослые в ближайшем окружении не становятся для него примером образцового произношения. Если они неправильно произносят слова, неверно ставят ударения, злоупотребляют ненормативной лексикой, то и ребёнок будет делать так же.

Звукопроизношение

Речевой аппарат ребёнка шестого года жизни полностью сформировался и, если нет отклонений в его строении (короткая уздечка языка, высокое нёбо, нарушения прикуса), большинство звуков произносится детьми правильно. Наиболее часто встречающиеся в этом возрасте недостатки произношения:

  • искажение, замены или отсутствие звука [л] (маяко — молоко, ёука — ёлка, игойка — иголка, ководец — колодец);
  • замена звука [р] звуками [л] или [й], полное его отсутствие или искажение (йёдка – лодка, лыба – рыба, баан – баран);

Дети этого возраста уже могут самостоятельно заметить подобные недостатки и у себя и окружающих. Бытует мнение среди дошкольных логопедов, что звуки, не появившиеся в речи у детей до пяти — пяти с половиной лет, самостоятельно вряд ли уже появятся. При дефектном произношении или отсутствии какого-нибудь звука, нужно обратиться к специалисту для обследования и проведения коррекционных занятий.

Особенно внимательно следует отнестись к появлению заикания или речевых запинок. Это очень трудноустранимый дефект речи, коррекция которого может занять несколько лет. Заикание возникает у детей, когда мысли не поспевают за речью, у ребят со слабым типом нервной системы, при излишне строгом семейном воспитании, а также в результате элементарного подражания ребёнком речи заикающегося взрослого.

Связная речь

Невозможно дать точную характеристику уровня развития связной речи, общую для речи детей 5 лет. Её диапазон очень широк – от развёрнутой, богатой эпитетами и умением применять средства выразительности (интонацию, сравнения), у ребёнка, который может сочинять собственные сказки, до невыразительной и монотонной у дошкольника, развитием речи которого никто не занимался.

В этом возрасте дети могут составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное им художественное произведение, поделиться своими впечатлениями о поездке, о походе в театр, в музей, просмотренном мультфильме, о совместных играх с друзьями. Они уже сознательно подбирают наиболее яркие, точные, подходящие по смыслу слова, чтобы полнее выразить свои мысли.

К сожалению, некоторые родители не контролируют время, потраченное детьми на компьютерные игры. Даже если не учитывать их отрицательного влияния на психику, увлечение гаджетами негативно сказывается на речевом развитии. Грустно смотреть, как дошкольник, с трудом подбирающий ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения, через минуту, торопясь и захлёбываясь, с увлечением рассказывает о своих успехах в компьютерной игре.

Активное развитие зрительного восприятия компьютерной действительности в таких случаях происходит в ущерб восприятию речи на слух, умению связно выражать свои мысли. Если вовремя не принять нужных мер, в будущем это может стать серьёзной проблемой в детском развитии.

Норма развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет

После того как мы разобрали особенности речевого развития детей 5–6 лет, поговорим о существующих нормах. Старший дошкольник в этом возрасте почти не делает грамматических ошибок. Иногда он может неверно поставить ударение в малознакомых словах, употребить существительное в ошибочной форме. Если взрослые указывают на допущенные ошибки, то дети в большинстве случаев их уже не повторяют. Ребёнок шестого года жизни развёрнуто отвечает на вопросы взрослых, делает это чётко и внятно произнося слова.

Он может составить рассказ по картинке или по серии последовательно расположенных картинок, придумать начало и окончание истории, придумать самостоятельно сказку или рассказ, пересказать прочитанные ему произведения. Описывать предметы пятилетний ребёнок тоже умеет, так же как и отыскивать предмет по описанию взрослого.

Дети этого возраста могут говорить громче и тише, быстрее и медленнее, шёпотом. Рассказывая стихи и сказки наизусть, пятилетние дети делают это очень артистично, подбирают нужную интонацию, вовремя делая остановки, предусмотренные автором. Они могут подобрать похожие или противоположные по смыслу слова. Например, грустный – это значит… невесёлый, печальный. Начинают активно использовать приставочные глаголы. Например, этот кран открыт, а этот… закрыт.

Дети продолжают классифицировать слова по группам: ёлка, берёза, осина, сосна – это деревья. Аист, ласточка, грач, скворец — это птицы. Творог, молоко, сыр, кефир – это молочные продукты. Практически все звуки дети шестого года жизни произносят правильно, но может встречаться отсутствие или нечёткое произношение звуков [л] и [р].

Читайте также:  Особенности возрастного развития ребенка младшего школьного возраста

Симптомы задержки речевого развития в 5 лет

Первое, на что нужно обратить внимание тем родителям, которые подозревают ,что у их ребёнка проблемы с развитием речи – это то, насколько она понятна. Признаки неразвитой речи:

  • его не всегда могут понять посторонние люди;
  • он говорит невнятно;
  • из-за того, что речь неразборчива, трудно определить, насколько она грамотна, и какими грамматическими категориями он может пользоваться. Например, числом и родом имён существительных, падежами, числом и лицом глаголов;
  • словарный запас очень мал, даже неспециалисту заметно, что он отстаёт от сверстников;
  • фразы, используемые в речи, короткие и неполные, состоят из существительных и глаголов;
  • неправильно произносится или не произносится совсем большое количество звуков.

Если у вашего ребёнка есть хотя бы один из этих признаков, можно с уверенностью сказать, что налицо речевая задержка.

Самостоятельная диагностика задержки развития речи

Родители могут самостоятельно определить, всё ли в порядке с речью их детей в 5 лет. Для проверки словарного запаса можно предложить следующие задания:

  • спросить, что делает тот или иной человек, как действует какой-либо предмет. Например, «Что делает корабль?» (плывёт). «Что делает дедушка?» (копает грядку);
  • попросить назвать противоположные действия, например, «сел – встал, открыл – закрыл» или противоположные признаки, например, «лёгкий – тяжёлый, мягкий – твёрдый»;
  • предложить назвать детёнышей животных, например, «У козы кто детёныш? Козлёнок. У медведя кто? Медвежонок. У коровы кто? Телёнок. У лошадки кто? Жеребёнок» и т. д.;
  • проверить, знает ли он основные цвета и оттенки, формы предметов (треугольная, круглая, квадратная, овальная, прямоугольная, многоугольная);
  • проверить, может ли он описать предмет, например, «Стул какой? Мягкий, деревянный, коричневый, с металлическими ножками»;
  • предложить достать предмет, который находится под коробкой, на коробке, над коробкой, под коробкой, перед коробкой, за коробкой, в коробке, между коробками для определения правильного употребления предлогов.
  • образовать множественную форму слова, например «Это нога, а это… ноги. Это окно, а это… окна. Это воробей, а это… воробьи»;
  • просклонять существительное: «Это что? Книга. Нет чего? Книги. Что убрали? Книгу. К чему положить тетрадь? К книге. Чем я закрыла тетрадь? Книгой. О чём мы говорим? О книге»;
  • изменить слово, употребив его в другом роде: «Сын пришёл в парк. Как это можно сказать про дочку? Дочка пришла в парк». Разложить перед ребёнком картинки (жёлтая груша, жёлтый цыплёнок, жёлтое солнце, жёлтые бусы) и попросить их назвать.

Развиваем речь:

Для проверки построения фраз, надо предложить ребёнку закончить предложение, используя при этом сюжетную картинку: «Девочка… поливает цветы», где мама или папа произносят только первое слово. Далее, можно задавать наводящие вопросы, чтобы фраза стала более полной: «Чем поливает? Где поливает? Зачем поливает?»

Проверяя, не страдает ли у детей структура слова, им предлагают повторить сложные слова типа простокваша, академия, механизатор, складчина, потолок, фармацевт. Пусть ребёнок повторит слово несколько раз подряд, чтобы проверить, не переставляет ли он слоги местами, не пропускает или не заменяет слоги и буквы в слогах.

Профилактика речевой задержки

На формирование совершенной речи старшего дошкольника влияют условия его жизни, особенности родительского стиля воспитания, а, главное, усилия неравнодушных взрослых. Чтобы на пороге школы не оказаться в ситуации, когда у ребёнка обнаружились многочисленные речевые нарушения, и нет времени на их коррекцию, нужно заранее заботиться о гармоничном развитии детской речи.

Для решения данное задачи большое значение имеет тесное общение детей со взрослыми. Совместные прогулки, занятия творчеством, рассматривание книжных иллюстраций с параллельным обсуждением увиденного, прочувствованного. Данная проделанная работа даст мощный толчок развитию речи малыша. Очень ценно разучивание и использование такого богатейшего материала, как считалки, скороговорки, стихи, загадки, поговорки, потешки, пословицы. Все слова, непонятные детям, нужно объяснять, следить, чтобы они правильно использовались.

Чтение детской литературы надо сопровождать беседой о поступках героев, разъяснением непонятных слов. При заучивании поэтических произведений очень полезно для пополнения словарного запаса ребёнка обращать его внимание на обороты речи, использованные автором. «Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной…» «Про какую шапку написал поэт?» «И заснул под нею тихо, беспробудно…» «Как ты думаешь, может ли лес заснуть?» «Как ты понимаешь слово беспробудно?»

Чтобы в полной мере подготовиться к школьному обучению, ребёнок пяти — шести лет должен уметь связно излагать свои мысли, строить логичные полные высказывания. Важно вовремя исправить недостатки звукопроизношения, научить детей пользоваться своим голосом, средствами выразительности. Если дети получают из окружающего мира и из художественной литературы много позитивной информации, которую они могут обсудить со взрослыми, это отлично стимулирует речевое развитие детей.

Источник