Анатомо физиологические особенности развития ребенка 4 5 лет

Анатомо физиологические особенности развития ребенка 4 5 лет thumbnail

Анатомо-физиологические особенности

Темп физического развития ребенка с 4-го по 5-й год жизни примерно одинаков: средняя прибавка в росте за год составляет 5—7 см, в массе тела — 1,5—2 кг. Рост четырехлетних мальчиков — 100,3 см. К пяти годам он увеличивается примерно на 7,0 см. Средний рост девочек четырех лет — 99,7 см, пяти лет — 106,1 см. Масса тела в группах мальчиков и девочек равна соответственно в 4 года 15,9 и 15,4 кг, а в 5 лет — 17,8 и 17,5 кг.

Особенности опорно-двигательного аппарата. К пяти годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребенка становится таким же, как у взрослого, но рост позвоночника продолжается вплоть до зрелого возраста. Также физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки. Техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. S-образный изгиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физический упражнений.

Развитие движений у детей дошкольного возраста связано с созреванием мозга и его структур. В этот период совершенствуется структура локомоций, однако до 7 лет биодинамику верхних и нижних конечностей у детей отличают наличие лишних колебаний и неравномерность изменений скорости и ускорения. Даже такой вид локомоций, как ходьба, по своим биомеханическим показателям и биоэлектрической активности мышц еще не совершенен. В этом возрасте отсутствует зависимость между темпом ходьбы и длиной шага. С 4-5 годам дети сравнительно легко, без ошибок выполняют попеременные движения ногами, но им с трудом удаются прыжки, предполагающие синхронную работу ног и рук.

В среднем дошкольном возрасте совершенствуются координация движений и зрительно-пространственное восприятие. Это позволяет детям хорошо копировать движения и положения, которые они видят вокруг. Дошкольный возраст характеризуется изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии — см. таблицу 2.

Таблица 2 Особенности развития движений детей дошкольного возраста

Возраст

Двигательные возможности ребенка

3-4 года

Бегает, прыгает на двух и даже одной ноге, лазает по гимнастической стенке, ловит и бросает мяч, ездит на трехколесном велосипеде, передвигается на лыжах. Способен последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд.

5 лет

Овладевает целостными двигательными действиями. Движения становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, передвигается на лыжах по слабопересеченной местности (может преодолевать на лыжах до 1000 м)

Важно отметить, что с 4 лет появляется возможность целенаправленного формирования движений в процессе обучения ребенка. Основные двигательные навыки формируются следующим образом: ходьба — в 1 — 2 года, бег — к концу 2-го года, ползание — к 3 годам, прыжки — к 3,5 года, бросание — к 4 годам, лазанье — к 4,5 года.

Скелет ребенка-дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с этим детям 4—5 лет нельзя на физкультурных занятиях давать силовые упражнения, необходимо постоянно следить за правильностью их позы. Длительное сохранение одной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушение осанки. Поэтому на занятиях, связанных с сохранением статической позы, используются разнообразные формы физкультурных пауз. Мышцы развиваются в определенной последовательности: сначала крупные мышечные группы, потом мелкие. Поэтому следует строго дозировать нагрузку, в частности, для мелких мышечных групп.

Правильно оценивать физическую подготовленность необходимо для того, чтобы, умело направляя воспитательный процесс, своевременно вырабатывать у ребенка необходимые навыки.

В ответ на внешние воздействия организм ребенка реагирует активизацией различных физиологических систем. Такой способ реагирования весьма неэкономичен, связан с быстрым исчерпыванием резервов и поэтому не может обеспечивать нормальное функционирование в течение длительного времени. Это проявляется в быстром утомлении при физических и умственных нагрузках. Нетренированный ребенок способен выдерживать сравнительно небольшую нагрузку, которая связана с необходимостью сохранять определенное положение тела, — не более 5 — 7 мин. Поэтому при построении занятий предусматривается частая смена поз и движений.

В дошкольном возрасте происходит формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь.

С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила — сила мышц туловища. Она увеличивается к 7 годам до 32-34 кг по сравнению с 15-17 кг в 3-4 года.

У детей дошкольного возраста терморегуляция еще очень несовершенна, нормальная реакция организма на изменение температурного режима начинает развиваться с 6-летнего возраста. В таблице 1 представлены средние показатели массы тела и роста здоровых детей данного возраста.

Таблица 1 Средние показатели массы тела и роста здоровых детей среднего дошкольного возраста

Читайте также:  Алкоголизм влияние на здоровье и развитие ребенка

Возраст,

лет

Масса тела, кг

Рост, см

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

4

15,3-18,9

14,4-17,9

99-107

96-106

5

17,4-22,1

16,5-20,4

105-116

104-114

6

19,7-24,1

19,0-23,6

111-121

111-120

В период от 4 до 6 лет все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост составляет 5-6 см., массы тела — около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8-10 см. такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме.

Органы дыхания. Потребность организма ребенка в кислороде возрастает за период от 3 до 5 лет на 40%. Происходит перестройка функции внешнего дыхания.. Преобладающий у детей 2— 3 лет брюшной тип дыхания к 5 годам начинает заменяться грудным. У ребенка нарастают глубина дыхания и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении двигательных возможностей детей. В процессе развития у ребенка увеличиваются морфологические и функциональные возможности: повышается тренированность мышц, работоспособность, совершенствование организма. К этому же возрасту несколько увеличивается жизненная емкость легких (в среднем до 900—1060 см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек.

Сердечно-сосудистая система. Абсолютный вес сердца в среднем дошкольном возрасте равен 83,7 г, частота пульса — 99 ударов в минуту, а средний уровень кровяного давления 98/60 мм ртутного столба. Впрочем, наблюдаются большие индивидуальные колебания показателей сердечной деятельности и дыхания. Так, в 4 года частота сердечных сокращений (пульса) в минуту колеблется от 87 до 112, а частота дыхания — от 19 до 29. В возрасте 4—5 лет ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. С возрастом поднимается артериальное давление: на первом году жизни оно составляет 80/55 — 85/60 мм рт. ст., а в возрасте 3—7 лет оно уже в пределах 80/50— 110/70 мм рт. ст.

Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении кожи лица, учащенном дыхании, одышке, некоординированных движениях. Важно не допускать утомления детей, вовремя менять нагрузку и характер деятельности. При переходе на более спокойную деятельность ритм сердечных сокращений быстро нормализуется, и работоспособность сердечной мышцы восстанавливается.

Развитие органов чувств. Первые пять лет жизни — «золотая пора» развития сенсорных способностей детей. Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться и близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да еще за плохо освещенным столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами ребенок напрягает зрение, сильно наклоняется. Мышцы глаза при этом для лучшего преломления световых лучей меняют форму хрусталика, внутриглазное давление также меняется, глазное яблоко увеличивается. Часто повторяясь, эти изменения могут закрепиться. Следовательно, необходимо вырабатывать у детей правильную рабочую позу и осуществлять постоянный контроль за ней как на занятиях, так и в их самостоятельной деятельности. У ребенка 4—5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому в полости уха легко может возникнуть воспалительный процесс. С ранимостью органа слуха и незавершенностью формирования центральной нервной системы связана большая чувствительность дошкольников к шуму.

Центральная нервная система является основным регуляторным механизмом физиологических и психических процессов. Нервные процессы — возбуждение и торможение — у ребенка, как и у взрослого, характеризуются тремя основными свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностью. К 4—5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов, повышается их подвижность. Но особенно характерно для детей этого возраста совершенствование межанализаторных связей и механизма взаимодействия сигнальных систем. Постепенно совершенствуется возможность сопровождать речью свою игру, дети без труда воспринимают указания взрослого в процессе различной деятельности. Это позволяет разнообразить приемы обучения. В средней группе, например, улучшать произношение звуков речи можно в процессе специально предназначенных для этого подвижных игр. У детей четырех лет механизм сопоставления слова с реальной действительностью развит еще недостаточно. Воспринимая окружающее, они ориентируются в основном на слова взрослого. Иначе говоря, их поведение характеризуется внушаемостью. На пятом году жизни, особенно к концу года, механизм сопоставления слов с соответствующими раздражителями первой сигнальной системы совершенствуется, растет самостоятельность действий, умозаключений. Однако нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Бурные эмоции, суетливость, обилие движений у ребенка свидетельствуют о том, что процесс возбуждения у него преобладает и, сохраняя тенденцию к распространению, может перейти в повышенную нервную возбудимость. Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогических воздействий, направленных на концентрацию нервных процессов у детей. Поэтому на занятиях и в быту следует совершенствовать реакции ребенка на сигнал: включать в физкультурные занятия ходьбу и бег со сменой ведущего; широко использовать дидактические игры и игры с правилами. Условно-рефлекторные связи образуются у детей быстро: после 2—4 сочетаний условного сигнала с подкреплением. Но устойчивость они приобретают не сразу (лишь после 15—70 сочетаний) и не всегда отличаются прочностью. Это относится и к тем условным рефлексам, которые образованы на словесные сигналы, и к сложным системам связей. Сравнительно трудно формируются различные виды условного торможения. Поэтому чтобы научить детей 4—5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что можно, что нельзя и что нужно делать, необходимо постоянно упражнять их в соответствующих поступках. Важно, чтобы сложные системы связей, из которых складываются навыки, умения, упрочивались постепенно, на повторяющемся с усложнениями материале.

Читайте также:  Развитие ребенка седьмого года жизни

Источник

Наталия Тютерева
Психолого — педагогические и физиологические особенности детей 4–5 лет

Слайд 1.

Вашему вниманию представляю презентацию на тему: «Психолого – педагогические и физиологические особенности развития детей 4 — 5лет».

Слайд 2.

А знаете, чем пахнут дети?

Миндальным молоком,

Росою на рассвете.

Руками в карамельках,

Молочным шоколадом,

Ромашками в саду,

Душистым виноградом.

Вдыхая запах детства,

Единственный на свете,

Сказать могу я точно,

Что СЧАСТЬЕМ пахнут ДЕТИ!

Слайд 3. Анатомо-физиологические особенности развития.

К четырём годам рост ребёнка стал 102 см и более и увеличился на 4 — 5 см.

Вес стал 16 кг и более и увеличился на 1 — 2 кг.

Тело ребёнка изменило пропорции, активно идёт формирование осанки, закладывается походка, привычные позы при сидении и стоянии.

Необходимо обязательно следить за осанкой ребёнка. Особенно во время работы за столом.

Слайд 4. Зрение, слух.

В 4 – 5 лет у ребёнка хорошо развито зрение. При рассматривании иллюстраций за плохо освещенным столом, при работе с различными мелкими предметами ребенок напрягает зрение. Мышцы глаза при этом меняют форму хрусталика. Зрение портиться.

Следить надо за тем, чтоб ребенок читал и рисовал при хорошем освещении.

Продолжают развиваться органы слуха. Если жизнь детей постоянно протекает на фоне шума, наступает снижение слуха и утомление.

Необходимо приучать детей говорить негромко.

Слайд 5. Физическое развитие.

В возрасте 4 – 5 лет продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Появляется способность к регуляции двигательной активности.

У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. Уровень функциональных возможностей повышается.

Необходимо учитывать слабость тормозных процессов детей 4 – 5 лет, переключать внимание на более спокойные игры и занятия.

Слайд 6. Особенности возраста.

1. Ведущая потребность – потребность в общении, познавательная активность.

• В 4 – 5 лет речь ребёнка более широко используется как средство общения, стимулирует расширение кругозора ребенка, открытию им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему?». Это возраст «Почемучек». Дошкольник пятого года жизни отличается высокой познавательной активностью. Дети осваивают систему разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения.

2. Ведущая деятельность – коллективная игра со сверстниками.

• У детей 4 — 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх: сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных и др. Часть из них организуется воспитателем и используется как средство решения определенных задач.

3. Ведущая функция – наглядно-образное мышление.

• Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.

4. Отношения со взрослыми и сверстниками.

• Новые черты появляются в общении детей 4 — 5 лет с воспитателем. Они охотно сотрудничают со ним в практических делах, но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми.

• На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Воспитатель объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий.

• Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становиться внеситуативной.

Слайд 7. Основные достижения возраста.

• В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появля-ются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Читайте также:  Отношение к ребенку в разные этапы развития

• Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 -6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

• Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

• Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность, которая важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.

Слайд 8. Развитие психических процессов.

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Всё более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, а также креативности.

Новообразования возраста.

1. Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.

2. Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.

3. Появление элементов сюжетно-ролевой игры.

Слайд 9. Эмоциональная сфера.

Чувства становятся более глубокими, устойчивыми.

Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать.

Прежнее радостное чувство от общения с окружающими перерастает в более сложное чувство симпатии и привязанности.

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение и замечание часто реагируют очень эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду.

Ранимость ребенка — это не проявление индивидуальности, а особенность возраста.

Страхи возникают как следствие развитого воображения. Многие дети боятся сказочных персонажей (Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, воображаемых чудовищ). Это возрастные страхи и носят временный характер.

Слайд 10. Развитие личности.

У ребёнка 4 – 5 лет активно проявляется:

1. Стремление к самостоятельности.

• Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

2. Этические представления.

• В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

3. Творческое воображение.

• Развитие воображения входит в активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

4. Страхи.

• Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

5. Отношения со сверстниками.

• У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

6. Активная любознательность.

• Она заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Слайды 11 – 18. Планируемые результаты.

Далее на слайдах вы увидите планируемые результаты по всем образовательным областям.

Образовательная область: «Познание» включает в себя:

«Ознакомление с окружающим миром»

«Математическое развитие»

Образовательная область: «Речевое развитие»

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

«Чтение художественной литературы»

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»

«Изобразительная деятельность»

«Музыкальная деятельность»

Образовательная область: «Физическая культура»

Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»

Источник