Анатомия и физиология развития ребенка сапин

Анатомия и физиология развития ребенка сапин thumbnail

Скачать бесплатно учебник «Анатомия и физиология детей и подростков», Сапин М.Р.Год выпуска: 2002

Автор: Сапин М.Р., Брыксина З.Г.

Жанр: Физиология, анатомия

Формат: PDF

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Анатомия и физиология относятся к биологическим наукам, они являются основными дисциплинами при теоретической и практической подготовке биологов и медицинских работников. В то же время каждый грамотный человек хотя бы в общих чертах должен знать о строении и основных функциях своего тела, своего организма, отдельных его органов. Такого рода знания могут оказаться весьма полезными, если в непредвиденных обстоятельствах потребуется оказать экстренную помощь пострадавшему. Поэтому уже в школьные годы, наряду с биологией — наукой о всем живом, изучаются анатомия и физиология человека как представителя животного мира, занимающего в нем особое место. Человек отличается от животных не только своим более совершенным строением, но и развитием мышления, наличием членораздельной речи, интеллектом, которые определяются комплексом социальных условий жизни, общественными взаимоотношениями, общественно-историческим опытом. Труд и социальная среда изменили биологические особенности человека.
Таким образом, анатомия и физиология являются частью биологии, как и человек — частью животного мира.
Анатомия человека — это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека, его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Анатомия рассматривает строение тела человека, его органов в различные периоды жизни, от внутриутробного периода и до старческого возраста, исследует особенности организма в условиях воздействия внешней среды.
Физиология изучает функции живого организма, его органов и систем, клеток и клеточных ассоциаций, процессы их жизнедеятельности. Физиология исследует функциональные взаимосвязи в теле человека в различные возрастные периоды и в условиях изменяющейся внешней среды. Необходимо отметить, что невозможно понять функции без знания строения тела человека, его анатомии. Также нельзя представить себе все особенности, закономерности его строения без изучения функций. Прогресс анатомии и физиологии как наук связан с развитием молекулярной биологии, генетики, физики, химии (биохимии).

Следует заметить, что функциональная анатомия изучает строение тела человека по частям, последовательно рассматривая строение отдельных органов, систем. Физиология исследует функции, в выполнении которых участвуют те или другие органы, части тела. Анализируя особенности строения тела человека и его функции, анатомия и физиология в итоге изучают целостный человеческий организм.
Анатомия и физиология человека являются основой для изучения ряда других биологических дисциплин: антропологии, гистологии (от греч. hystos — ткань), цитологии (от греч. kytos — клетка), эмбриологии (от греч. embryo п — зародыш). Все эти дисциплины в различное время сформировались в недрах анатомии, а затем отделились от нее благодаря появлению и усовершенствованию новых методов исследования (световой и электронной микроскопии, экспериментальной биологии и медицины).
Современные анатомия и физиология широко пользуются результатами экспериментов на животных, что позволяет понять резервные возможности органов и тканей, механизмы приспособительных процессов.
Человеческий организм, состоящий из клеток, тканей, органов, их систем и аппаратов, представляет собой целостную биологическую систему, в которой структуры и функции находятся в единстве. Для понимания строения и функций тела человека необходимо знание его происхождения как вида в антропогенезе (от греч. anthropos — человек, genesis — развитие), основных этапов эволюционного развития в животном мире в филогенезе (от греч. phylon — род), закономерностей индивидуального развития человека в онтогенезе (от греч. onthos — сущее) от зачатия до смерти.
Знание анатомии и физиологии дает возможность понять течение процессов в организме, взаимосвязи человека с внешней средой, природой и животным миром, объяснить происхождение вариантов телосложения, пороков развития, различных уродств, а также изменений, возникших в результате различных заболеваний.
Анатомия и физиология изучают практически здоровых людей, у которых строение и функции не нарушены.
В то же время существует индивидуальная изменчивость (варианты «нормы») в виде наиболее часто встречающихся случаев (рост, масса тела, органов, интенсивность обменных процессов и др.). Резко выраженные отклонения от «нормы» называются аномалиями (отгреч. anomalia — неправильность). Аномалии, имеющие внешние проявления, искажающие внешний облик человека, называют уродствами (недоразвитие конечностей, черепа и др.). Различного рода уродства, их происхождение и строение изучает наука тератология (от греч. teras — урод).
Современная анатомия и физиология тщательно исследуют изменения и процессы, происходящие в организме человека в различные возрастные периоды.
Раскрывая основные закономерности развития человека в эмбриогенезе, а также детей в различные возрастные периоды, анатомия и физиология дают важный материал для педагогов, психологов, воспитателей и гигиенистов.
Эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействиям тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.
Знание возрастных анатомо-физиологических особенностей необходимо при физическом воспитании, для определения эффективных методов обучения.

Читайте также:  Выписка из истории развития ребенка для пмпк как заполнять

В учебном пособии «Анатомия и физиология детей и подростков» представлена анатомия человека как целостная биологическая система, раскрыты основные закономерности роста и развития организма человека. В книге «Анатомия и физиология детей и подростков» показано соответствие физических нагрузок функциональным возможностям организма, описаны возможные функциональные нарушения у детей и подростков и их коррекция.

Содержание учебного пособия

«Анатомия и физиология детей и подростков»

Источник

Общеобразовательные

Анатомия и физиология развития ребенка сапин

Анатомия и физиология развития ребенка сапин

2-е изд., стер. — М.: 2002. — 456 с.

В учебном пособии «Анатомия и физиология
детей и подростков» представлена анатомия человека как целостная
биологическая система, раскрыты основные закономерности роста и развития
организма человека. В книге «Анатомия и физиология детей и подростков»
показано соответствие физических нагрузок функциональным возможностям
организма, описаны возможные функциональные нарушения у детей и
подростков и их коррекция.

Формат:
pdf   
 

Размер:
 32,4 Мб

Скачать:
 
 
drive.google

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 6
Пренатальный онтогенез 7
Постнатальный онтогенез 14
СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА 22
Клетки: строение, химический состав и функции 22
Размножение (деление) клеток. Клеточный цикл 41
Ткани, органы, системы и аппараты органов 43
Эпителиальная ткань 44
Соединительная ткань 47
Скелетные ткани 50
Кровь и ее функции 54
Мышечные ткани 60
Нервная ткань 64
Органы, системы и аппараты органов 67
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 69
Общая характеристика аппарата опоры и движения 69
Скелет 70
Классификация и строение костей 73
Развитие и рост костей. Возрастные изменения костей 76
Соединения костей скелета 78
Классификация суставов 80
Возрастные и функциональные изменения соединений костей 81
Кости туловища и их соединения 83
Соединения позвонков. Позвоночный столб 85
Движения позвоночного столба 86
Возрастные особенности позвоночника 87
Грудная клетка 88
Возрастные особенности грудной клетки 90
Череп 91
Кости мозгового отдела черепа 91
Кости лицевого отдела черепа 98
Соединения костей черепа 99
Череп в целом (топография черепа) 100
Череп новорожденного 105
Возрастные и половые особенности черепа 106
Скелет конечностей 108
Кости верхних конечностей и их соединения 108
Кости нижних конечностей и их соединения 113
Развитие и возрастные особенности скелета конечностей 120
Мышечная система 122
Строение и функции скелетных мышц 122
Классификация скелетных мышц 123
Вспомогательные аппараты мышц 125
Работа и сила мышц 127
Мышечный тонус и утомление мышц 130
Мышцы тела человека 132
Мышцы головы 132
Мимические мышцы 133
Жевательные мышцы 136
Мышцы шеи 137
Мышцы и фасции туловища 138
Мышцы спины 138
Мышцы груди 141
Мышцы живота 145
Мышцы промежности (тазового дна) 146
Мышцы и фасции конечностей 148
Мышцы верхней конечности 148
Мышцы нижней конечности 154
Развитие и возрастные особенности скелетных мышц 159
УЧЕНИЕ О ВНУТРЕННОСТЯХ (СПЛАНХНОЛОГИЯ) 161
Пищеварительная система 163
Полость рта 165
Язык 165
Зубы 166
Слюнные железы 168
Глотка 170
Пищевод 172
Желудок 173
Тонкая кишка 175
Толстая кишка 177
Печень 180
Желчный пузырь 182
Поджелудочная железа 182
Брюшина и брюшинная полость 184
Развитие и возрастные особенности пищеварительной системы 185
Пищевые продукты и питательные вещества 190
Типы пищеварения 193
Всасывание 194
Пищеварение в полости рта 195
Пищеварение в желудке 196
Пищеварение в тонкой кишке 198
Пищеварение в толстой кишке 201
Дыхательная система 202
Полость носа 202
Гортань 205
Трахея и бронхи 209
Легкие 209
Плевра 211
Средостение 212
Возрастные особенности органов дыхания 213
Дыхание 216
Механизм вдоха и выдоха 217
Газообмен в легких 218
Транспорт газов кровью 220
МОЧЕПОЛОВОЙ АППАРАТ 222
Мочевая (мочевыделительная) система 222
Почки 222
Почечные чашки. Лоханка. Мочеточники 228
Мочевой пузырь 229
Мочеиспускательный канал 230
Возрастные особенности органов мочевой системы 231
Механизмы образования и выведения мочи 232
Физические и химические свойства мочи 236
Половая система 236
Мужские половые органы 236
Внутренние мужские половые органы 237
Наружные мужские половые органы 240
Возрастные особенности мужских половых органов 241
Женские половые органы 243
Внутренние женские половые органы 243
Наружные женские половые органы 248
Возрастные особенности женских половых органов 249
Половые клетки. Сперматогенез и овогенез 251
Овуляция и менструальный цикл 254
Плацента 256
ОРГАНЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ И ИММУННОЙ СИСТЕМЫ. ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 258
Центральные органы иммунной системы 263
Костный мозг 263
Тимус 264
Периферические органы иммунной системы 265
Миндалины. Лимфоидные узелки 265
Аппендикс 267
Селезенка 267
Лимфатические узлы 268
Лимфатическая система 272
ЭНДОКРИННЫЙ АППАРАТ 277
Гормоны (функции, механизм действия, регуляция секреции гормонов)
278
Классификация, строение и функции желез внутренней секреции 282
Гипофиз, гормоны гипофиза 282
Щитовидная железа 286
Паращитовидные железы 288
Надпочечники 288
Эндокринная часть половых желез 290
Эндокринная часть поджелудочной железы 291
Шишковидное тело 292
Одиночные гормонопродуцирующие клетки 293
Морфологическое и функциональное становление эндокринного аппарата в
онтогенезе 293
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА 297
Сердце 300
Возрастные особенности сердца и перикарда 305
Работа сердца 306
Кровеносные сосуды тела человека 309
Артерии большого круга кровообращения 310
Вены большого круга кровообращения 315
Возрастные особенности кровеносных сосудов 317
Движение крови по сосудам 320
Регуляция функций сердечно-сосудистой системы 322
НЕРВНАЯ СИСТЕМА (ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ) 325
Функции нервной ткани 327
Центральная нервная система 334
Спинной мозг 334
Функции спинного мозга 340
Головной мозг 341
Продолговатый мозг 346
Мост 348
Мозжечок 353
Средний мозг 355
Промежуточный мозг 358
Конечный мозг 362
Базальные ядра и белое вещество конечного мозга 365
Структурно-функциональная организация новой коры и базалъных ядер
полушарий большого мозга 369
Лимбическая система и ретикулярная формация 374
Проводящие пути головного и спинного мозга 375
Возрастные особенности структуры и функций органов нервной системы 381

Оболочки спинного и головного мозга 385
Возрастные особенности оболочек головного и спинного мозга 387 —
Высшая нервная деятельность 387
Роль И.М. Сеченова и И. П. Павлова в создании учения о высшей нервной
деятельности. Методы исследования высшей нервной деятельности 387
Мотивации и эмоции 390
Безусловные рефлексы. Инстинкты 392
Условные рефлексы 393
Сон 396
Механизмы памяти 399
Качественные особенности высшей нервной деятельности человека 400
Типы нервной деятельности 401
Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека 403
Периферическая нервная система 405
Черепные нервы 405
Спинномозговые нервы 411
Автономная (вегетативная) нервная система 415
ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ 420
Орган зрения. Зрительный анализатор 422
Вспомогательные органы глаза 425
Оптическая система глаза 426
Проводящий путь зрительного анализатора 427
Развитие и возрастные особенности органа зрения 429
Органы слуха и равновесия (преддверно-улитковый орган) 431
Орган слуха 432
Восприятие звука 435
Проводящий путь слухового анализатора 436
Орган равновесия (вестибулярный аппарат) 437
Проводящий путь вестибулярного анализатора (органы равновесия) 438
Развитие и возрастные особенности органа слуха и равновесия 439
Органы вкуса и обоняния 441
Орган вкуса. Вкусовой анализатор 442
Орган обоняния и его анализатор 443
Кожа и ее производные 443
Кожные анализаторы 446
 

Читайте также:  Нормы физического развития ребенка в доу

О том, как читать книги в форматах
pdf,
djvu
— см. раздел «Программы; архиваторы; форматы

pdf, djvu

и др.»

 
Анатомия и физиология развития ребенка сапин

.

Источник

Общеобразовательные

Анатомия и физиология развития ребенка сапин

Анатомия и физиология развития ребенка сапин

3-е изд., стереотип. — М.: 2002. — 448 с.

В пособии изложены основные сведения по
анатомии и физиологии человека с позиций современной медицинской науки.
Особо выделены возрастные изменения, происходящие в организме ребенка.
Книга написана в доступной форме. Тексты снабжены рисунками, схемами,
таблицами, способствующими легкому усвоению материала. Учебным пособием
могут пользоваться и студенты педвузов.

Формат:
pdf    
 

Размер:
 3,8 Мб

Скачать:  
drive.google

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Основные этапы развития человека . 6
Строение тела человека 17
Клетки 17
Деление клеток (клеточный цикл) 24
Ткани   27
Эпителиальная ткань 27
Соединительные ткани 30
Собственно соединительная ткань 30
Скелетные ткани 33
Кровь и ее функции 37
Мышечные ткани 43
Нервная ткань 47
Органы, системы и аппараты органов 50
Опорно-двигательный аппарат 52
Учение о костях и их соединениях (остеоартрология) 52
Общая анатомия скелета 52
Общая анатомия соединения костей. 60
Строение скелета , 65
Позвоночный столб 66
Грудная клетка 74
Череп 76
Скелет конечностей 94
Мышечная система 110
Строение и функции скелетных мышц 110
Мышцы и фасции частей тела 117
Мышцы туловища 118
Мышцы и фасции головы 129
Мышцы и фасции шеи 133
Мышцы и фасции конечностей 135
Учение о внутренностях (спланхнология) 149
Пищеварительная система 151
Полость рта 152
Глотка и пищевод 158
Желудок 162
Тонкая кишка 165
Толстая кишка 168
Печень. 172
Желчный пузырь. 174
Поджелудочная железа 175
Брюшинная полость. Брюшина 177
Пищеварение. Питательные вещества 179
Пищеварение в полости рта 182
Пищеварение в желудке 184
Пищеварение в тонкой кишке 186
Пищеварение в толстой кишке 189
Всасывание 189
Система органов дыхания 191
Воздухоносные пути 191
Полость носа 191
Гортань. 194
Трахея и бронхи 199
Легкие. 200
Плевра 203
Средостение 205
Дыхание 205
Механизм вдоха и выдоха , 207
Газообмен в легких 208
Транспорт газов кровью 210
Мочевыделительная система 212
Мочевые органы 212
Почки 212
Почечные чашки. Лоханка. Мочеточники 217
Мочевой пузырь. 218
Механизмы образования и выведения мочи 220
Половая система 224
Мужские половые органы 224
Внутренние мужские половые органы 224
Наружные мужские половые органы 228
Женские половые органы 232
Внутренние женские половые органы 235
Наружные женские половые органы 239
Половые клетки. Сперматогенез и овогенез 242
Железы, не имеющие протоков (эндокринные железы) 249
Классификация и строение желез внутренней секреции 253
Гипофиз 253
Щитовидная железа 258
Паращитовидные железы 260
Надпочечники 261
Эндокринная часть половых желез 264
Эндокринная часть поджелудочной железы 265
Шишковидное тело 266
Одиночные гормонообразующие клетки 267
Учение о сосудах (ангиология) 268
Сердце и кровеносные сосуды 268
Сердце 277
Перикард 281
Работа сердца 285
Кровеносные сосуды 290
Сосуды малого круга кровообращения 290
Артерии большого круга кровообращения 291
Вены большого круга кровообращения 306
Нижняя полая вена и ее притоки 309
Воротная вена и ее притоки 310
Органы кроветворения и иммунной системы 316
Центральные органы иммунной системы 324
Периферические органы иммунной системы 325
Лимфатическая система 331
Нервная система 336
Центральная нервная система 340
Спинной мозг. 340
Головной мозг. 346
Оболочки спинного и головного мозга 371
Проводящие пути головного и спинного мозга 375
Локализация функций в коре полушарий
большого мозга 381
Высшая нервная деятельность. 387
Периферическая нервная система 391
Черепные нервы 391
Спинномозговые нервы 397
Автономная (вегетативная) нервная система 402
Органы чувств 407
Орган зрения 407
Оптическая система и аккомодационный аппарат глаза 413
Проводящий путь зрительного анализатора 414
Орган слуха и равновесия (преддверно-улитковый орган) .416
Орган равновесия (вестибулярный аппарат
внутреннего уха) 420
Орган слуха (звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха) 422
Органы вкуса и обоняния 426
Орган вкуса 426
Орган обоняния 427
Кожа и ее производные 428

Читайте также:  Программа диагностики психического развития ребенка

О том, как читать книги в форматах
pdf,
djvu
— см. раздел «Программы; архиваторы; форматы

pdf, djvu

и др.»

 
Анатомия и физиология развития ребенка сапин

.

Источник