Актуальность развития ребенка с 3 лет

Актуальность развития ребенка с 3 лет thumbnail

Юлия Захарова
Особенности речевого развития дошкольников 3–4 лет

Особенности речевого развития дошкольников 3-4 лет.

Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста приобретает свою актуальность в связи с психофизиологическими особенностями развития ребенка в период 3-4 лет, в виду сензитивности речевого развития. Именно в этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к восприятию речи окружающих, а также к влиянию разных факторов со стороны внешней и внутренней среды, следовательно, данный возраст является особенно продуктивным для речевого развития ребенка.

В настоящее время образовательная программа дошкольного учреждения строится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Одним из направлений ФГОС ДО в дошкольном учреждении является речевое развитие, включающее в себя ориентированность на овладение детьми речью как средством общения и культуры, развитие грамматической стороны, обогащение словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи, ее связности.

В дошкольном возрасте речь играет доминирующую роль в развитие высших психических функций ребенка, она напрямую связана с развитием и формированием таких процессов как мышление, память, восприятие, внимание, воображение. Речь тесно связана с развитием мыслительных процессов: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, умозаключения, т. е. чем выше будет уровень развития речи, тем качественно выше будет интеллект ребенка. Усвоение языка также существенно влияет на формирование продуктивной, осознанной, не механической памяти. В возрасте 3-4 лет у дошкольников наблюдается переход от чувственного опыта к обобщенному познанию, это происходит в результате перестройки восприятия, которое качественно меняется под влиянием речевого развития. Внимание становится произвольным, прекращая подчиняться законам ориентировочного рефлекса. Слово матери является стимулом, перестраивающим внимание, выделяя словесную инструкцию из ряда других стимулов. Так происходит формирование осознанного и организованного внимания, имеющего социальную основу. К окончанию периода раннего детства у ребенка наблюдается переход от репродуктивного воображения, характеризующегося воспроизведением полученного опыта, к творческому мышлению. Таким образом, речь и ее развитие находится в тесной взаимосвязи со всеми психическими процессами ребенка, и потому очень важно способствовать ее развитию именно в период 3-4 лет, наиболее благоприятный и пластичный для ребенка.

Каковы же нормы речевого развития в 3-4 года? Многих родителей беспокоит данный вопрос. Ниже приведены нормы развития речи дошкольников в возрасте 3-4 лет.

• Активный словарь составляет 1500-2000 слов.

• Проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков ([с],[з],[ж],[ш],[ц],[ч],[щ] и их мягких аналогов, звуков [р] и [л] и их мягких аналогов.

• Персеверации в слогах слов (невеста – венеста, тюльпаны-пальтюны, математика – темаматика и т. д., также путаница в звуках (самолет – фамает)

• Путаница с местоимениями, окончаниями слов (мой мама, моя папа, Эля принес игрушку, хочу выпить вода и т. д.)

• Неумение создавать полные, логически завершенные рассказы.

• Активный интерес к заучиванию, слов, стихотворений, к рифмованию слов.

Таким образом, в 3-4 года с нормальным речевым развитием должен уметь:

• Называть свое имя, фамилию, отчество.

• Называть имена родственников, друзей и знакомых.

• Описывать увиденную ситуацию.

• Пересказывать сюжеты сказок и мультфильмов.

• Называть признаки и свойства предметов (мягкий, стеклянный, прозрачный).

• Называть действия (сидеть, играть, бегать, убирать).

• Обобщать предметы (посуда, игрушки, транспорт, животные).

• Изменять громкость голоса, голоса, говоря громко и тихо.

• Говорить простыми предложениями, постепенно переходя к сложным.

Развитие речи ребенка дошкольного возраста требует активного вмешательства взрослых. Чтобы ребенок скорее точнее усваивал все речевые нормы необходимо использовать определенные методы.

1. Прежде всего нужно как можно больше говорить с ребенком, начиная с оречевления различного рода действий, необходимо описывать ребенку увиденное, просить его проделать тоже самое. Нужно знакомить дошкольника с новыми словами, объяснять и показывать их значение, закреплять их в речи ребенка, тем самым обогащая активный и пассивный словарный запас. Нужно чаще спрашивать ребенка, что он делал в детском саду, на прогулке, что видел, что новое узнал.

2. Если Вас беспокоит произношение ребенка, искажение или отсутствие определенных звуков, необходимо прибегнуть к выполнению артикуляционной гимнастики, так называемых «Игр с язычком», таких как: домик, качели, блины, футбол, иголочка, трубочка и проч. Артикуляционные упражнения позволят активизироваться мышцам языка, щек, губ, тем самым создавая благоприятную основу для правильного произношения.

Особенности речевого развития дошкольников 3–4 летАктуальность развития ребенка с 3 лет

3. Развитие мелкой моторики играет значительную роль в речевом развитии ребенка, это обусловлено тем, что нервные центры, отвечающие за речь и мелкую моторику в коре головного мозга находятся в тесной взаимосвязи. Потому, чем лучше развита мелкая моторика рук ребенка, тем четче и яснее будет его речь. Развивать мелкую моторику можно благодаря лепке, рисованию и аппликации, с помощью специальных пальчиковых игр («Цветочек», «Блины», «Лодочка», «Фонарики», «Еж» и тд., игр со шнуровкой, игр с песком, природным материалам, сенсорными коробочками.

Читайте также:  Отклонения в развитии ребенка виды

Актуальность развития ребенка с 3 летАктуальность развития ребенка с 3 летАктуальность развития ребенка с 3 летАктуальность развития ребенка с 3 лет

4. Привлечение театрализации в развитие речи может способствовать развитию эмоциональности и выразительности речи, улучшит звукопроизношение и интонационную сторону, активизирует словарный запас ребенка. Можно использовать теневой, пальчиковый театры, использовать костюмы и маски для создания интереса у ребенка в процессе драматизации. Лучше всего использовать наиболее подходящие сказки для возраста 3-4 лет: «Колобок», «Три медведя», «Курочка ряба», «Репка».

5. Безусловно, речевое развитие не обходится и без специальных речевых игр. В настоящее время существует множество разновидностей таких игр, направленных на развитие всех сторон речи: семантической, лексико-грамматической, эмоционально-интонационной и звукопроизносительной.

Таким образом, побуждая ребенка к постоянным словесным высказываниям, создавая специальные условия для организованного развития, можно достичь высоких результатов в речевом развитии дошкольника, что существенно повлияет на развитие всех психических процессов и облегчит процесс социализации ребенка.

Источник

Гульсем Федотова
Стендовый доклад «Создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3-х лет»

Цель:

Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста.

Задачи:

1. Создать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей;

2. Разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;

3. Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду.

У большинства малышей раннее детство проходит в семье. И действительно, любовь близких, общение с родственниками являются необходимыми условиями для нормального развития малыша и его благоприятного эмоционального самочувствия. Но, к сожалению, не все родители понимают возрастные особенности детей раннего возраста и не всегда умеют найти правильные педагогические методы.

В возрасте от года до трех у ребёнка идет особенно активное познание мира. Детям всё интересно, они всё пытаются потрогать, попробовать, понять, «как это работает». Всё, с чем дети этого возраста соприкасаются, их удивляет и требует познания. Многие дети в этом возрасте ещё не говорят, накапливая пассивный словарь и получая внутренний опыт. Задача развивающих занятий — помочь малышам делать свои открытия и свои первые шаги на пути познания. Опытное знание — знание, приобретённое в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий. Только личный опыт ребенка помогает ему расти и развиваться.

Поэтому наша задача — создать для малыша условия, развивающую среду, в которой ему было бы интересно познавать и открывать этот мир.

Основные задачи дидактической (то есть обучающей) игры – познакомить детей с многообразием предметного мира и научить взаимодействовать с ним, а также показать родителям приемы и способы обращения с дидактическими игрушками и материалами. Дидактические материалы нами используются на физкультурных и музыкальных занятиях, на занятиях по изодеятельности и по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе «Капельки». Развивающие занятия с дидактическими пособиями направлены на сенсорное и познавательное развитие детей раннего возраста. Дети изучают форму, величину, размер и цвет; учатся сравнивать и различать. На таких игровых занятиях у ребенка развивается память, внимание, мышление, речь.

Занятия по продуктивной деятельности развивают мелкую моторику, творческое мышление, способность к эстетическому восприятию. Мы рисуем восковыми мелками, пальчиковыми красками, гуашью с использованием кистей, поролоновых губок, штампиков, а также пальчиков и ладошек – «Дорожка для колобка» (длинная полоска, «Угости козлика травкой» (короткие полосы, «Рыбки в аквариуме» (закрашивание пространства широкими полосами, «Бусы для куклы» (круги разного цвета, разного размера, «Снеговик» (круги разного размера); лепим из пластилина (колобок, мячик для котика, червячки для рыбок и т. д.). В течение года проходит цикл занятий по рисованию длинных и

коротких полос, кругов – эти формы обыгрываются на занятиях на протяжении всего периода (круги – это и колеса для машины, и бусы для мамы, и шарики на елочке, и узор на платье куклы, и воздушные шарики и т. д.).

Основная задача занятий ИЗО – познакомить малышей со свойствами материалов, с их особенностями и возможностями взаимодействия.

Рисование на манке

Работа с пластилином

«Помоги ежику сложить

яблоки в мешочек»

«Дождик капает

по лужам»

«Лепим колобка»

Физкультурные занятия, прежде всего, направлены на общее физическое развитие ребенка: координацию движений, действий с предметами, развитие двигательной активности, профилактики плоскостопия.

А на музыкальных занятиях дети учатся совершенствовать движения под музыку, знакомятся с шумовыми и музыкальными инструментами с разнообразными играми-забавами.

Для маленьких детей основным видом деятельности является игра. Играя с нами, ребенок не просто играет, у него идет процесс большой внутренней работы, малыш познает окружающий мир, знакомится с новыми понятиями, явлениями, предметами, активизирует свой словарный запас, а также, что немаловажно – приобретает опыт социального общения.

Читайте также:  Влияние слухового восприятия на развитие речи ребенка

Так закладывается своего рода прочный фундамент, без которого в будущем трудно построить надежный многоэтажный «дом знаний».

Источник

Цепелева Ольга Викторовна
Психологический тренинг для родителей «Возможности ребенка с 3 до 6 лет» (вторая младшая группа)

Психологический тренинг «Возможности ребенка с 3 до 6 лет»

(для родителей 2-х младших групп)

Цель: выстраивание благоприятных отношений родителей и детей.

Задачи тренинга:

• Анализ проблем взаимодействия с детьми в кризисные периоды жизни;

• Расширение возможностей понимания и развития личностных особенностей и способностей своего ребенка;

• Профилактика семейного неблагополучия;

Адресат: тренинг рассчитан на работу с родителями, которые имеют проблемы в понимании детей 3-4 лет, в период возрастного кризиса.

Для того чтобы легче было общаться, установим некоторые правила:

• Не перебивать друг друга;

• Доверительный, доброжелательный стиль общения;

• Искренность в общении (говорим правду или молчим);

• Общение по принципу «здесь и сейчас», говорим от первого лица (Я);

• Не критикуем личность других, а оцениваем только высказывания или поступки;

• Стараемся видеть сильные стороны выступающего;

Приветствие. Каждый участник приветствует всех словами: «Здравствуйте, я – Светлана. И с какой целью вы пришли на тренинг».

Упражнение «Приветствия в круге»

Цель: снятие напряжения, физическое раскрепощение, стимулирование спонтанности, активизация внутригруппового взаимодействия. Развитие взаимного доверия и сплоченности.

Участники группы становятся в круг и по очереди совершают различные выразительные движения (похожими на приветствия). Вся группа повторяет за каждым участником его жесты.

Беседа «Что такое дошкольник?» (Ответы родителей)

Цель: Ознакомить родителей с основными психолого-педагогическими особенностями развития детей дошкольного возраста.

Дошкольник – ребенок в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:

1. младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;

2. средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;

3. старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.

Психодиагностика «Колесо возможностей ребенка».

Цель: помочь родителям увидеть своего ребенка через призму положительного взгляда и сосредоточиться на зоне ближайшего развития ребенка.

Для того, чтобы определить, какие возможности и способности имеются у Вашего ребенка, мы проведем одну маленькую психологическую методику, которая называется «Колесо возможностей ребенка».

Для составления колеса возможностей ребёнка потребуется простой лист бумаги. На нем необходимо нарисовать окружность и разделить ее на 8 равных частей. Эти части – это возможности и способности детей дошкольников. Стоит задуматься и определить максимально насколько развиты способности и возможности вашего ребенка с вашей точки зрения. Затем необходимо оценить сформированности и развитость каждой из частей жизни. Для этого используйте 10-бальную шкалу. 0 будет означать полную не сформированность и не развитость, а 10 – максимальную сформированность и развитость. Причем следовать нужно не каким-то стандартным требованиям, а личным ощущениям. Мнение остальных не должно влиять на колесо возможностей ребенка.

1. Физическое развитие, активность;

2. Речевое развитие;

3. Интеллектуальное развитие;

4. Коммуникабельность (общительность, инициативность);

5. Знание и владение нравственными основами и культурой поведения;

6. Память (запоминание, воспроизведение);

7. Внимание (сосредоточенность, устойчивость внимания)

8. Творческое воображение;

Психологический тренинг для родителей «Возможности ребенка с 3 до 6 лет» (вторая младшая группа)

В итоге, можно сделать вывод, какие возможности и способности у вашего ребенка хорошо развиты, где недостаточно, где нужно поработать над этим. Посмотрите, поедет ли ваше «Колесо» на данный момент времени?

Мини – лекция «Что может и не может дошкольник».

Цель: Ознакомить родителей с основными психолого-педагогическими особенностями развития детей дошкольного возраста.

В возрасте 3 лет происходит переход от раннего к дошкольному возрасту. Этот переход характеризуется так называемым кризисом трех лет. У ребенка формируется принципиально новая система социальных отношений с миром на фоне возрастания его самостоятельности. Л. Выготский выделяет симптомы кризиса, которыми характеризуется этот переходный период:

• Негативизм;

• Упрямство;

• Строптивость;

• Своеволие;

• Обесценивание всего того, что раньше являлось значимым для ребенка;

• Деспотизм;

• Протест.

Новообразованием кризиса трех лет является гордость за собственные достижения. Формируется самосознание ребенка, проявляющаяся в становлении самостоятельной позиции.

Ведущая деятельность на данном этапе — сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребенка, его восприятие мира и отношений. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенка, способствующей ориентировке ребенка в социальных и межличностных отношениях.

В игре ребенок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре.

Читайте также:  Консультация творческое развитие вашего ребенка

Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял 4 линии влияния игры на психическое развитие ребенка:

• Развитие мотивационно-потребностной сферы — освоение функций, смыслов, задач человеческой деятельности. Ребенок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.

• Преодоление познавательного «эгоцентризма», ребенок начинает соотносить собственную позицию с иной точкой зрения, учится координировать свои действия с действиями окружающих.

• Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане.

• Развитие произвольности действий посредством подчинения правилам

В качестве окончания данного возрастного этапа Л. Выготский рассматривает кризис 6-7 лет, основными симптомами которого являются:

• Потеря непосредственности;

• Появление «скрытности» в отношении своих чувств;

• Утрата прежних интересов.

Появляется стремление к социально значимой позиции, большей самостоятельности. Отношение ребенка к миру начинает регулироваться характером его отношений с окружающими людьми.

Большую роль в формировании личности человека играет не только отношение в семье, по также и врожденные особенности, с которыми ребенок появляется на свет. Таких особенностей 9, при воспитании необходимо их учитывать, и ни в коем случае не стараться их изменить, а тем более не обвинять ребенка за их проявление.

Упражнение «Разреши другому быть другим»

Цель: Ознакомление со врожденными качествами и способностями детей дошкольного возраста.

1. Родителям предлагается список врожденных качеств, с которыми ребенок рождается. Анализируя и учитывая эти качества, родители составляют индивидуальный портрет своего ребенка с конкретными примерами различных проявлений.

• Уровень активности (степень наследственной моторной активности, которая определяет активным или пассивным будет ребенок).

• Ритмичность (регулярность или не регулярность таких функций, как голод, тип питания, выделений, ритм цикла сон — бодрствование).

• Приближение или удаление (тип естественной реакции ребенка на такие стимулы, как-незнакомая еда. игрушка или человек).

• Приспособляемость (скорость и легкость, с которой ребенок способен видоизменить свое поведение в ответ на изменение окружающей среды).

• Интенсивность (количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроения).

• Порог реактивности (уровень интенсивности стимула, требуемого для того, чтобы проявилась нужная реакция).

• Качество настроения (преобладание положительного настроя, проявляемого как радостный, приятный, веселый, дружелюбный характер в противовес отрицательному, который проявляется как неприятный, капризный, крикливый, недоброжелательный характер).

• Способность отвлекаться (характеризует степень влияния посторонних помех на способность сконцентрировать внимание на своей линии поведения).

• Интервал внимания и настойчивости (продолжительность времени, в течении которою ребенок сосредоточен на активной деятельности, и продолжительность активности в случае возникновения препятствий).

2. Выписать в столбик те качества ребенка, которые не устраивают родителей, а рядом с каждым таким качеством написать позитивную интерпретацию этого же качества, т. е. что хорошего в этом проявлении и где это можно использовать? Например, упрямство, вместо отрицательной общепринятой интерпретации, представить это качество как способность сказать «нет», возразить авторитетам.

3. После того, как все качества будут позитивно интерпретированы, необходимо написать новый портрет ребенка.

4. Сравнить эти два описания, и выбрать какой больше нравится. Посмотрите на ребенка по-другому и разрешите ему быть другим.

Упражнение «Я хороший родитель потому что…». Родителям в круг предлагается произнести фразу «Я хороший родитель потому что…» и выделить положительное в процессе воспитания ребенка.

Просмотр видеоролика «Фильм о воспитании детей».

Обсуждение увиденного.

Эту тему хотелось бы завершить стихотворением педагога Н. Дереклеевой, посвященное взаимоотношениям между взрослым и ребенком:

Чем проповедь выслушать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут всё без труда.

Слова порой запутаны

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если всё мне показать –

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям и словам

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живёшь,

По правде или нет.

Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».

Уважаемые родители, наш тренинг подошел к концу. Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными. До новых встреч!

Желаем вам успеха в выстраивании отношений с вашими собственными детьми. А самое главное – любите и берегите своих родных и близких!

Источник