Зрительное развитие ребенка от 0 месяцев
Многих родителей сразу после рождения ребенка, волнует вопрос: какое зрение у их новорожденного малыша, видит ли он и как происходит становление и созревание глаза и возможности видеть у детей первого года жизни. Попробуем разобраться с этим вопросом.
Формирование зрительного анализатора начинается с 3 недели внутриутробного развития и продолжается в течение всей беременности.
К моменту родов глаз новорожденного уже полностью анатомически сформирован, но некоторые структуры еще до конца не созрели.
В связи с этим зрение новорожденного ребенка обусловлено следующими состояниями:
- незрелостью сетчатки;
- неполным формированием нейронных связей зрительного нерва с головным мозгом; незрелостью зрительных центров коры головного мозга;
- слабостью цилиарной мышцы;
- незавершенным развитием глазодвигательных нервов.
Поэтому учитывая незрелость многих структур, отвечающих за зрение, новорожденный видит только свет и тень, то есть его зрение на уровне светоощущения. И только по мере роста и развития происходит формирование зрительного анализатора, что приводит к улучшению зрительных функций.
Развитие зрения у новорожденных по месяцам:
Новорожденный
- различает только свет и тень — светоощущение;
- зрачки реагируют на свет;
- возможно наличие периодического содружественного косоглазия (это вариант нормы).
1 месяц
- ребенок видит предметы на расстоянии примерно 30 см;
- возможна кратковременная задержка взгляда на источнике света;
- периодически может появляться косоглазие.
2-3 месяц
- ребенок видит ближнее пространство, то есть предметы, располагающиеся на расстоянии до 80 см;
- предметы двухмерные (ширина и высота); начинает распознавать контрастные рисунки (черно-белые полосы или круги); начинает распознавать цвета: сначала красный;
- длительно задерживает взгляд на игрушке; пытается следить за движущейся игрушкой; начинает формироваться бинокулярное зрение;
- может сохраняться периодическое косоглазие.
4-6 месяц
- ребенок продолжает осваивать ближнее пространство;
- изображения становятся трехмерными (ширина, высота, глубина);
- начинает распознавать разные цвета; задерживает взгляд на игрушке и следит за движущимися предметами;
- узнает родителей, видит себя в зеркале;
- к 6 месяцам формируется бинокулярное зрение.
7-12 месяц
- ребенок осваивает дальнее пространство – до 7-8 метров;
- увеличивается острота зрения, ребенок видит мелкие предметы;
- ориентируется в пространстве;
- малыш способен оценивать расстояние до предметов;
- видит предмет, дотягивается до него или подходит к нему и хватает;
- не должно быть эпизодов косоглазия.
В дальнейшем по мере роста и развития ребенка происходит совершенствование зрительных функций.
Острота зрения новорожденного достигнет уровня взрослого только к школьному возрасту, примерно к 7 годам.
Важно знать: если после того, как у новорожденного сформировалась фокусировка зрения, наблюдается отклонение глаз в какую-либо сторону нужно обратиться к врачу для определения причины косоглазия.
Существует мнение, что у новорожденного перевернутое зрение. Но это не так — зрительный центр коры головного мозга, обрабатывая информацию от сетчатки, переворачивает изображение в то положение, которое нужно.
Как проверяют зрение у новорожденного?
Здоровый ребенок впервые осматривается врачом-офтальмологом в возрасте 1 месяц, но если еще в роддоме у неонатолога появляются какие-либо сомнения по поводу состояния глаз, то он назначает консультацию специалиста раньше.
Существуют различные методы определения зрительных функций у детей, возможность их применения зависит от возраста ребенка.
Определить остроту зрения у новорожденного в роддоме и в 1 или 2 месяца невозможно из-за возраста. Для оценки состояния зрительного анализатора проводят внешний осмотр и офтальмоскопическое исследование.
При офтальмологическом осмотре в раннем грудном возрасте врач обращает внимание на следующие особенности:
- форма и подвижность век;
- расположение глазного яблока в полости глазницы;
- симметричность расположения глаз;
- оценка движения глазных яблок.
До того как ребенок научится следить за предметом, движения глаз определяются путем изменения положения головы ребенка (повернуть голову вправо, влево).
Также определяют:
- наличие косоглазия;
- оценивают размер зрачков, их реакцию на свет;
- проверяют прозрачность сред глаза: роговицы, влаги передней камеры, хрусталика, стекловидного тела;
- оценивают состояние сетчатки, ретинальных сосудов и диска зрительного нерва.
После того, как ребенок научится задерживать взгляд на предмете, то можно определить величину рефракции.
Рефракцию определяют следующими способами:
- скиаскопическое исследование;
- с помощью педиатрического авторефрактометра PlusOptix.
Как определить зрение ребенка дома
Очень важно вовремя выявлять наличие патологии глаз у детей. Поэтому родители должны знать, как проверить зрение новорожденного в домашних условиях.
Для этого нужно пристально следить за развитием малыша: смотреть реагирует ли ребенок на свет, обращает ли внимание на маму, какого размера зрачки, есть ли косоглазие; у детей старше 1 месяца дополнительно нужно обращать внимание на то, как следит малыш за игрушками, видит ли мелкие детали.
Для проверки зрения дома можно провести следующий тест: прикрыть ладонью сначала один глаз ребенка, затем другой и показывать игрушку. Если ребенок смотрит и следит за игрушкой и не пытается убрать вашу руку, то значит что зрение нормальное.
Особенности формирования зрения у недоношенных новорожденных
Глаз недоношенного ребенка отличается не только своей функциональной незрелостью, но и незавершенным анатомическим строением. Именно недоразвитие сосудов сетчатки играет важную роль в развитии такого грозного заболевания как ретинопатия недоношенных.
Дети с ретинопатией недоношенных входят в группу риска по развитию слабовидения и слепоты среди детского населения.
Недоношенный ребенок, рожденный на сроке менее 35 недель гестации и/или массой менее 2000 г, должен быть осмотрен офтальмологом не позднее 4 недели жизни. При осмотре внимание уделяется прозрачности сред глаза, состоянию сетчатки и ретинальных сосудов. Формирование сетчатки и зрения у недоношенных детей происходит по мере роста и развития, но возможно некоторое отставание в развитии зрительных функций по отношению к доношенным деткам.
врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна
Источник
???? время чтения: 12 мин
Маленькие ляльки, начиная где-то примерно с месяца от роду, очень любят рассматривать чёрно-белые контрастные картинки и объекты (игрушки). Мой Федя их просто обожал! Дело в том, что детки рождаются с не полностью сформированной зрительной системой — ей ещё предстоит дозреть.
Наши сладкие комочки видят, прямо скажем, не лучшим образом, острота зрения у них очень слабая.
Несколько фактов о зрительной системе новорожденного:
— малыши рождаются дальнозоркими, т. е. плохо видят близкие предметы
— по причине незрелости глазного нерва и мышц, двигающих глазное яблоко, у новорожденного имеется физиологическое косоглазие — это возрастная норма, которая имеет временный характер
— мы знаем, что окраска радужной оболочки зависит от количества пигмента. Когда его много — глаза темно- или светло-карие, а когда мало — серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента, поэтому цвет глаз, как правило, голубой. С возрастом радужка становится толще и богаче пигментом, т. е. цвет глаз ребёнка меняется.
Особенности строения сетчатки в первые месяцы жизни таковы, что из всех цветов лучше всего малыши видят чёрный и белый, остальные цвета они видят хуже, но видят.
Не стоит заблуждаться, что новорожденные видят мир в чёрно-белых красках. Это не так. Различные исследования подтверждают это.
Так что, интерес к четким черно-белым картинкам обусловлен лёгкостью зрительного восприятия их малышом. В первые два — три месяца малыш прежде всего учится отличать наиболее контрастные предметы, фокусировать на них взгляд и плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет. Чёрно-белые картинки будут хорошим подспорьем в этом процессе. Но не стоит забывать о том, что ни в коем случае нельзя ограничивать цветовую среду недавно родившегося ребёнка только черным и белым. Для развития зрительной системы, с самого рождения необходимо постоянное присутствие ярких и цветных игрушек (предметов), они способствуют нормальному развитию цветоощущения и остроты зрения.
Какими должны быть чёрно-белые картинки
Самым маленьким деткам (с конца 1 месяца) нравятся простые геометрические фигуры, клетка, полоска, круги, прямые и ломаные линии, ассиметрия, и схематические изображения улыбающегося лица или мордочки (глазки, нос, улыбка). С каждым месяцем изображения должны усложняться.
Сначала эти рисунки должны быть достаточно крупные с крупными деталями — все мелкое (тонкие линии, маленькие фигурки, небольшие расстояния между объектами и т. д.) для месячного малыша сольются в одно пятно. Постепенно детализация рисунка увеличивается. Размер картинки: вполне подойдёт лист А4. Важно: листочек не должен просвечивать, для этого листок с рисунком можно наклеить на картон.
Кроме картинок некоторые мамы чего только не делают: мастерят черно-белые мобили, самодельные кубики, шьют игрушки… Они большие умницы, если успели сделать это всё во время беременности. Но если малыш уже родился, я считаю, что погружаться так сильно в процесс создания подобных девайсов совершенно излишне. Лучше проведите это время со своим крохой (это будет гораздо полезнее для его развития) или отдохните сами. Берегите свои силы, мамы, ибо материнство — это забег на очень длинную дистанцию, для этого учитесь выделять главное. И помните: многое для развития ребёнка уже есть в его среде. Так что, в сторону сильные заморочки с развивающим материалом, рисуем/печатаем листочки и радуемся вместе с ребёнком.
Есть ещё одна малозатратная по времени идея, кроме листочков с рисунком: черный и белый фетр. Это тоже очень просто: навыстригала, скомбинировала и вот тебе, пожалуйста, гирлянды (растяжки), которые можно повесить в кроватку (от бортика к бортику, или в коляску) и игрушки, которые будут полезны ещё и для развития тактильности и мелкой моторики. И, конечно же, не забывайте, что в продаже черно-белые игрушки тоже есть. К слову, у нас была такая замечательная мягкая черно-белая погремушка Мишка панда ???? . Она была Фединой любимицей месяцев до 4.
Как использовать чёрно-белые изображения
Вот некоторые моменты, которые необходимо учитывать:
- в первые месяцы малышу наиболее удобно рассматривать всё и всех вокруг себя с вертикального положения (на ручках). Так ему легче концентрироваться.
- во время занятий для развития зрения источник света должен находиться за головой малыша, чтобы свет не бил в глаза и хорошо освещал всё что находится перед ним.
- новорожденный малыш лучше всего видит предметы на расстоянии 20 — 30 см (фокусное расстояние). С каждым месяцем оно будет постепенно изменяться. Соблюдение правильного фокусного расстояния необходимо ещё и для предотвращения схождения глазных яблок, которое может стать устойчивым. Таким образом мы можем способствовать преодолению проблем с косоглазием.
- растяжку-погремушку лучше вешать в кроватку так, чтобы она располагалась над животиком малыша примерно в 30 см. Мобили нужно вешать не над головой, а ближе к ножкам. Такое положение поможет концентрации и не будет создавать лишней нагрузки на мышцы шеи.
Картинки и игрушки можно закрепить на бортиках кроватки, повесить на стены (прогуливаясь с ребёнком по квартире, вы будете их ему показывать). Их можно наклеить на большие кубики. Во время выкладывания малыша на животик, чёрно-белые картинки, поставленные перед малышом будут отличным стимулом учиться поднимать и удерживать головку. Не забывайте менять эти картинки, примерно через каждые 3 дня, с нарастанием сложности. И, главное, не переусердствуйте, помните, что чёрно-белые картинки — не основное условие развитие зрения малыша, а всего лишь вспомогательное. С каждым месяцем актуальность чёрно-белых изображений снижается.
Имейте в виду, что не стоит сразу же, в первые недели после рождения ребёнка, кидаться в развивашки — глазки малыша очень чувствительны к яркому свету, веки ещё припухшие, смотреть ему не очень комфортно, да и большую часть времени он спит. Пусть пройдёт адаптационный период (и у вас, кстати, тоже), а к концу первого месяца (вы сами почувствуете, когда уже можно), потихоньку начинайте заниматься с ребёнком.
Черно-белые картинки для распечатки по месяцам и некоторые упражнения для прослеживания
Изображения для скачивания формата А4 в PDF файле.
Все описанные упражнения можно делать и с цветными изображениями, и вообще с любыми игрушками (предметами).
1 — 3 месяца
В первый месяц жизни поле зрения малыша ограничено, он реагирует только на те объекты, которые находятся в пределах 20 — 30 градусов по сторонам и 10 градусов сверху и снизу.
Первое упражнение для прослеживания. Покажите малышу картинку (помните о фокусном расстоянии). После того, как малыш заметит её и зафиксирует на ней взгляд, медленно переместите картинку вправо, потом влево (горизонтальное прослеживание). Затем, приблизьте картинку к малышу примерно на 20 см, а потом удалите на 1 метр (вертикальное прослеживание).
К концу третьего месяца он уже может следить за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см, а также смотреть на свою руку и предмет, который в ней держит. Малыша начинают привлекать изображения кругов, колец, пятна. Теперь можно усложнить траекторию движения предметов для прослеживания. К горизонтальным и вертикальным перемещениям картинки по прямой линии добавьте прослеживание по двум диагоналям, по дуге, по кругу, вслед за волнообразным движением картинки. Прослеживание предметов по кругу можно тренировать ещё при помощи мобиля, сняв с него все игрушки, кроме одной.
Скачать 57 чёрно-белых картинок для детей 1 — 3 мес.
3 — 4 месяца
Малышу начинают нравиться более сложные рисунки, на место прямых и ломаных линий приходят кривые линии и формы.
Возьмите картинку и плотный лист белой бумаги такого же размера. Покажите малышу картинку на расстоянии 30-50 см. Убедитесь в том, что он зафиксировал на ней взгляд, а затем закройте белым листом половинку картинки. Секунд через 30 опять покажите всю картинку целиком.
Проделайте то же самое, но на этот раз прячьте за белым листом не половинку, а всю картинку сразу.
Возьмите две картинки и белый лист бумаги, сложив их поочередно, как колоду карт: картинка, белый лист, еще одна картинка. Покажите ребенку первую картинку, и, после того, как он ее зафиксирует, уберите в конец «колоды». Появится белый лист. Через 20-30 секунд покажите вторую картинку. Малышу понравится 🙂
Скачать 13 черно-белых картинок для детей 3 — 4 мес.
4 — 6 месяцев
Теперь малыши очень любят рассматривать различные орнаменты. Им по-прежнему нравятся кривые, они стремятся к более сложным рисункам.
Берём картинку и лист белой бумаги размером больше самой картинки. Покажите картинку малышу на расстоянии 50-60 см. Подождите пока ребёнок на ней сфокусирует взгляд, затем медленно переместите ее в горизонтальном направлении в поле зрения ребенка. После 2-3 показов возьмите второй рукой белый лист, и держите его перед глазами ребенка таким образом, чтобы картинка на пути своего движения исчезала за ним, а потом появлялась с другой стороны.
Если у ребенка уже сформировалось понимание того, что исчезнувший из поля зрения объект, во первых, не перестает существовать, и, во вторых, продолжает двигаться, то вы сможете увидеть, как малыш переведет взгляд к месту будущего появления картинки из-за листа.
Скачать 21 чёрно-белую картинку для детей 4 — 6 мес.
В заключение добавлю: занимайтесь с ребёнком, когда и у него и у вас хорошее настроение, пусть занятия вам обоим будут в радость. И знайте, что самое главное для развития зрения ребенка — это ласковое, улыбающееся лицо мамы. Доказано, что именно на мамино лицо (и лица близких людей) ребёнок любит смотреть больше всего.
Список литературы:
- Иванова Л. В. Я — мама. Здоровье и развитие ребенка от рождения до года. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2006.
- Уильям и Марта Сирс Ваш ребёнок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке с рождения до двух лет. — М.: Крон-пресс Корона, 1994.
- Болотова А. К, Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие. — М.: ГУ ВШЭ, 2012.
- Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2001.
Mandarina Mam
Если вам понравился пост, дайте мне знать об этом — жмите ???? , так вы поддержите мой канал ????
❖
Подписывайтесь на Mandarina Mam , чтобы не пропустить свежие публикации
Следите за обновлениями в моём в БЛОГЕ о материнстве и воспитании
и в ИНСТАГРАМ — только личное: жизнь нашей IT-семьи
Вступайте в мою группу в ВК — там много полезного и интересного для мам и детей
❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ °
Источник
Новорожденный малыш не отличается хорошим зрением, а иногда и вовсе повергает родителей в шок тем, что его глазки косят, не могут сфокусироваться, они затуманены. Вопросы о том, здоров ли ребенок, и видит ли он, являются достаточно распространенными причинами обращений к педиатрам. В этой статье мы расскажем, в чем заключаются особенности зрительной функции у малышей первого года жизни и как определить, видит ли кроха.
Особенности
Малыш видит окружающий мир совсем не так, как взрослые. Это легко объяснимо в первую очередь физиологическими причинами — глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от глаз взрослого. Дети не рождаются с органами зрения, которые полностью адаптированы к этому миру и достаточно сформированы. У всех без исключения крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая. Все, что является для нас картинкой окружающего мира, для новорожденного — набор пятен разной освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе формирования.
Глазные яблоки новорожденного значительно меньше в пропорциональном плане, чем глазные яблоки у взрослого, а потому изображение кроха получает не на сетчатку, а в пространство за ней.
Это объясняет, почему все груднички страдают физиологической, совершенно нормальной для них дальнозоркостью. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном черно-белые пятна, только очертания и на среднем расстоянии — около 40 сантиметров. Но от отлично различает свет и тьму. В ответ на яркий источник света может начать моргать, зажмуриваться, пытаться закрыться ручкой, вздрагивает всем телом, на слишком резкий и яркий свет малыш может отреагировать недовольным сердитым плачем. Эти рефлексы называют безусловными зрительными. Их обязательно проверяют еще в родильном доме.
Существует миф, что у новорожденного зрение перевернутое. Это не соответствует действительности. Если нет патологий головного мозга, грубых врожденных дефектов его развития, то видит малыш точно так же, как и все остальные люди. Перевернутое изображение грудничкам не свойственно.
Зато многим вполне здоровым младенцам, которые всего пару месяцев назад появились на свет, свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие, и за нистагм, и за другие признаки плохого зрения. На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыш смотрит на вас, а другой — чуть в сторону, нет. Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно в довольно короткие сроки.
В первые три года жизни органы зрения малыша претерпевают огромные кардинальные изменения. Этот процесс требует трепетного отношения со стороны взрослых, устранения всех негативных факторов, из-за которых зрение может сформироваться с проблемами. Чтобы действовать правильно, мамам и папам нужно знать о том, какие процессы и на каких этапах развития происходят, это поможет сохранить здоровье ребенка и вовремя заметить отклонения, если они будут.
Этапы развития
Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности. Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще.
В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере. После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения. Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.
К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см. К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз. Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.
К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.
Цветовое восприятие формируется постепенно — сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему. Потом они видят желтый. Зеленый и синий — постигаются и осознаются в последнюю очередь.
После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства. Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) — постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.
Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.
Ни на одном возрастном этапе ребенок больше не переживает таких разительных перемен и трансформаций в органах зрения, как в первый год жизни.
Обследования
Первый осмотр врачом-неонатологом дети проходят еще в роддоме. Он позволяет с большой долей точности установить большинство врожденных патологий органов зрения. К ним относятся ретинопатия новорожденных, врожденная катаракта и глаукома, атрофия зрительного нерва и другие зрительные недуги. Серьезные врожденные патологии нередко сопровождаются проявлениями таких внешних признаков, как нистагм (подрагивание и подергивание зрачков) и птоз (опущение века). Однако осмотр в роддоме нельзя считать на 100% достоверным, поскольку многие болезни, в том числе и унаследованные генетически, развиваются только со временем.
Именно поэтому так важно, чтобы грудничков, особенно недоношенных, своевременно осматривал врач-офтальмолог. Первый осмотр всегда приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз — форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.
Следующая проверка для недоношенных по плану должна быть в 3 месяца, а затем в полгода. Для деток, родившихся в срок, достаточно одной проверки в 6 месяцев.
В полгода врач уже более детально сможет составить представление о зрительной функции малыша. Он не только визуально с помощью приборов оценит состояние глаз, но и проверит их двигательную активность, фокусировку на предметах, синхронность реакции, аккомодацию и рефракцию. Родителям полугодовалого ребенка врач уже с большой долей точности сообщит, является ли небольшое косоглазие у их чада функциональным и безобидным или это патологическое изменение, которое нуждается в коррекции.
Если у родителей есть сомнения в том, что ребенок хорошо видит, доктор может попытаться исследовать зрение крохи при помощи специальной таблички. Одна половина листа в ней покрыта черно-белыми полосками, вторая – белая. Мама закрывает малышу один глаз, а доктор подносит этот листок к лицу. Если малыш автоматически начинает разглядывать полосатую часть таблицы, то он видит, и оснований для волнений нет.
Такое же исследование доктор-окулист может провести и на следующем плановом осмотре, который нужно проходить в 1 год. После полутора лет для оценки остроты зрения используется диагностическая таблица Орловой, при выявленных нарушениях степень и выраженность проблемы проверяют при помощи специальных методик и аппаратов. После полутора лет проверять у ребенка зрение рекомендуется 2 раза в год.
Как проверить самостоятельно?
Самостоятельно в домашних условиях проверить зрение у новорожденного и грудного ребенка довольно сложно. Однако есть симптомы, на которые родители обязаны обратить внимание и как можно раньше обратиться к врачу, который поможет провести полноценное и подробное обследование в поликлинике:
- Ребенок родился в семье, где у близких родственников есть проблемы со зрением. С большой долей вероятности малыш унаследует патологию, его нужно наблюдать у офтальмолога как можно чаще.
- Ребенок родился недоношенным.
- В 1 месяц малыш не реагирует сужением зрачка, если посветить ему в лицо фонариком.
- После 3 месяцев малыш не фокусируется на ярких больших игрушках, реагирует только на «звучащие» погремушки и пищалки, не замечая игрушки и предметы, которые не издают никаких звуков.
- В возрасте 4 месяцев не следит за игрушкой, которая движется.
- В возрасте 5-7 месяцев малыш не узнает лица родных и не отличает их от лиц посторонних людей, не тянется за игрушками, не пытается их схватить руками.
- Если появились гнойные или иные выделения из органов зрения.
- Если глазные яблоки ребенка имеют разные размеры.
- Если зрачки непроизвольно двигаются вверх-вниз или из стороны в сторону, мелко подрагивая.
- Если малыш ощутимо «косит» одним глазом.
- К году ребенок не обращает внимания на птиц на улице, на другие достаточно удаленные предметы.
Все эти признаки не могут самостоятельно говорить о возможной патологии зрительных анализаторов, но являются весьма убедительным поводом, чтобы посетить окулиста внепланово.
Развитие
Анатомо-физиологические особенности развития зрения у детей первого года жизни (АФО) подскажут родителям, что и как нужно делать, чтобы посодействовать развитию зрительной функции малыша. Если кроху привезли из роддома и поселили в затемненную комнату, где мало солнечного света, то все этапы формирования зрения могут пойти с существенным опозданием. Для новорожденных очень важно, чтобы комната была светлой, чтобы рядом с кроваткой не было ярких источников света и зеркал. Доступ к кроватке должен осуществляться со всех сторон, чтобы малыш привыкал смотреть на людей и предметы как с правой, так и с левой от себя стороны.
В первые дни и даже недели ребенку не требуются никакие игрушки, поскольку он все равно их толком не увидит. Но уже к 3-4 неделе жизни можно прикрепить к кроватке мобиль или подвесить погремушки. Основное требование, которое поможет сохранить здоровье глаз малыша, – расстояние от лица до игрушки. Оно не должно быть менее 40 сантиметров.
Для развития зрительной функции будет даже полезно, если игрушку или мобиль поднять от личика крохи на расстоянии 50-60 сантиметров.
С полутора месяцев ребенку можно показывать черно-белые картинки, состоящие их простых геометрических элементов. Их можно найти в интернете и распечатать на листах формата А 4. Такие нехитрые занятия способствуют развитию зрительного нерва, глазных мышц, ребенок учится воспринимать контрастные изображения.
В первое время лучше использовать игрушки звучащие, к 3 месяцам можно будет перейти на игрушки беззвучные. Первые погремушки не должны содержать слишком много элементов всех цветов радуги. В центре лучше располагать элементы красного и желтого цвета, а синие и зеленые — отодвигать максимально по сторонам, их малыш научится различать значительно позже. Размер одного элемента, который глазки младенца способны различить более-менее внятно, не должен превышать 5-6 сантиметров.
Игрушки должны быть безопасными, поскольку начиная с 4-5 месяцев малыш должен брать их в руки, чтобы составить в головном мозге устойчивые связи между тактильными ощущениями и формой и цветом предметов, которые видят глазами. Как только малыш научится ползать и сидеть, нужно дать ему свободу перемещения. Стереоскопическое зрение будет развиваться более быстро, если карапуз сможет беспрепятственно постигать окружающее его пространство. При это обязательно нужно предпринять все меры безопасности, чтобы кроха не травмировался.
Прогулки важны не только потому, что ребенок на улице дышит свежим воздухом, но и потому, что солнечный свет очень полезен для формирования и развития глазных яблок и других структур органов зрения.
Профилактика проблем со зрением
С первых дней жизни ребенка важно следить за тем, чтобы он не травмировал свои глазки. Ногти новорожденных и грудничков очень острые даже при незначительном отрастании, а потому маме нужно каждый день следить за тем, чтобы они не царапались. Детям постарше нельзя давать для игры острые и мелкие предметы, которыми они могут повредить органы зрения. Малыша нужно научить не тереть глаза, не трогать их грязными ручками. Ребенок не должен находиться в задымленном и запыленном помещении, поскольку дым и пыль негативно влияют не только на органы дыхания, но и на органы зрения.
Если глазки загноились, воспалились, ни в коем случае не надо самостоятельно лечить их — закапывать грудное молоко или слюну. Именно с таких действий начинаются серьезные бактериальные осложнения, которые нередко приводят к частичной потере зрения.
Во всех случаях покраснения или отечности глаз нужно незамедлительно показать младенца врачу.
Ребенку до года совершенно нет никакого дела до того, что происходит в телевизоре или в компьютере. А потому давать ему гаджеты или включать мультфильмы нет никакого смысла. Кроме нагрузки на органы зрения, мультики в этом возрасте ничего не принесут. Осторожнее родителям малышей до года следует играть с ребенком в песочнице и с мыльными пузырями. Именно такие игры чаще всего становятся причиной воспалительных процессов в органах зрения, вызванных механическим раздражением или химическим ожогом. Нередко воспаления влияют на снижение остроты зрения.
Это видео — незаменимый помощник для развития зрения у грудничков.