Единство обучения воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания

Обучение

составная часть целостного педагогического
процесса, направленного на формирование
гармонически развитой личности ребенка.

Известно,
что ребенок рождается совершенно
беспомощным, обладая единственной
способностью — всему научиться со
временем. В теории и практике физического
воспитания значительное вни мание
уделяется обучению движениям. Ребенок
не рождается с готовым набором движений.
Он осваивает их в процессе жизни. Все
произвольные движения возникают у него
как результат научения. Обучение движению
имеет свою специфику. Она выражена:

в
выработке у ребенка системы
условно-рефлекторных связей, направленных
на освоение движений;

в
передаче накопленного предшествующими
поколениями универсального
(общечеловеческого) и национального
двигательного опыта;

в
двусторонности процесса обучения.

Важная
роль в этом процессе отводится педагогу.
С одной стороны, он использует разнообразные
методы и приемы обучения, осуществляет
поиск оптимизации их, с другой — каждый
ребенок индивидуально осваивает знания,
преподносимые педагогом. У него
формируются умения и навыки, способы
осознанной двигательной деятельности.

Обучение
оказывает влияние на развитие
познавательных способностей, волевых
качеств, эмоциональности ребенка, т. е.
на его внутренний мир — чувства, мысли,
нравственные качества. Двигательные
действия, выполняемые ребенком, полезны
для здоровья, общего физического
развития. Обучение движениям способствует
гармоничному развитию личности,
совершенствованию как физических, так
и психических, интеллектуальных,
духовно-нравственных качеств.

Содержание
обучения составляют разнообразные
физические упражнения, подвижные и
спортивные игры, подобранные в соответствии
с возрастными особенностями ребенка.

Обучаясь
движениям, ребенок с учетом возрастных
особенностей приобретает знания,
необходимые для его сознательной
двигательной деятельности; способы
деятельности и опыт его реализации;
опыт творческой деятельности. Умение
самостоятельно мыслит* способствует
реализации потенциальных природных
способностей ребенка. Многолетние
исследования педагогов (Л.М.Коровиной,
Э.Я.Степаненковой и др.) показали
успешность развития творческой
деятельности при обучении ребенка
физическим упражнениям и подвижным
играм.

Обучение
носит воспитывающий характер. Педагог
воспитывает у ребенка интерес, любовь
к физической культуре. Он своей личной
увлеченностью двигательной деятельностью,
личным примером выполнения движений,
активностью, творческим подходом
заинтересовывает ребенка.

Важную
роль в педагогическом процессе играет
понимание Взрослыми психофизиологических
особенностей ребенка. Опираясь На его
возможности, педагог ставит перед ним
новые двигательные задачи, постепенно
повышает требования к овладению
двигательными навыками, контролирует
развитие психофизических качеств.
Обучение требует от ребенка значительных
физических и психических усилий:
собранности внимания, конкретности
представления, активности мысли. Оно
развивает различные виды памяти:
эмоциональную память, если ребенок
заинтересован обучением; образную —
при восприятии наглядного образца
движений воспитателя и выполнения
упражнений; словесно-логическую — при
осмыслении задачи и запоминании
последовательности всех элементов
упражнения, содержания и действий в
подвижной игре; двигательно-моторную
— в связи с практическим выполнением
упражнений; произвольную — без которой
невозможно сознательное самостоятельное
выполнение упражнений [22].

Обучение
движениям способствует формированию
правильной осанки, а также осознанию
ребенком самого себя как личности;
вырабатывает в нем потребность
совершенствования собственной природы,
создает предпосылки реализации его
индивидуальности. Осуществляя самые
разные движения, ребенок получает
возможность самосовершенствования. В
нем пробуждается устремление к движениям,
которые приносят ребенку наслаждение,
удовольствие, неограниченную возможность
их повторения и реализации различных
форм активности. Психологи утверждают,
что именно в дошкольном возрасте могут
рождаться устремления как самоценные
проявления активности.

Мы
уже говорили, что обучение движению
способствует развитию личности ребенка.
Оно развивает его способности, приобщает
к национальной культуре, побуждает к
самосовершенствованию. Развитие ребенка
во многом определяется тем, как им
усвоены традиционные, присущие его
народу движения.

Итак,
повторим еще раз, что в процессе обучения
движениям у ребенка развиваются
физические и умственные способности,
духовно-нравственные качества личности,
эстетические чувства; воспитываются
телесная рефлексия, осознанность,
целенаправленность и организованность
двигательных действий, инициативность
и стремление к творчеству; развиваются
память, воображение, фантазия; воспитывая
в ребенке культуру тела, педагог
одновременно совершенствует его духовную
культуру.

Читайте также:  Общая периодизация развития речи ребенка

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Обучение является составной частью целостного педагогического процесса, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Обучение в процессе физического воспитания направлено на овладение двигательными навыками, специальными знаниями, привитие навыков правильной осанки, личной и общественной гигиены, а также развитие физических качеств.

В физическом воспитании обучение движениям осуществляется путем непосредственного руководства воспитателя и руководителя физкультуры и самостоятельной деятельности детей под их наблюдением.

В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребёнка, формирование его практических двигательных навыков. Обучение движениям оказывает целенаправленное влияние на внутренний мир ребёнка — его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества; двигательные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и общего физического развития.

В процессе занятий физическими упражнениями осуществляется одновременно обучение, воспитание и развитие. Формируя двигательные навыки у детей передавая им знания, взрослый решает их задачи нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания. Обучение, проводимое со всей группой детей, содействует воспитанию у них умений, необходимых для успешных занятий в школе: заниматься в коллективе; слушать, когда объясняют всей группе; наблюдать за показом; оценивать качество выполнения упражнений; организованно выполнять задания и другие.

Составными компонентами социального опыта, которые обязательны и в работе с детьми дошкольного возраста, при учёте их возрастных особенностей, являются некоторые знания, необходимые ребёнку в его сознательной двигательной деятельности; способы деятельности, вооружающие его при обучении движениям, умение или навык как единство знания о способе деятельности и опыта его реализации. Третий компонент — опыт творческой деятельности. «Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно и усваивающий всё в разжеванном виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы. Поэтому обществу совсем небезразлично, когда подрастающее поколение начинает приучаться к творческой деятельности». [1]

Последний компонент социального опыта — эмоционально-ценностное отношение людей к миру и друг к другу — опыт эмоциональной воспитанности. Он предполагает, оценочно-эмоциональное отношение к научным знаниям, к нравственным нормам, к эстетическим проявлениям действительности…

И пока такое отношение не сформировано, не усвоено, нет и воспитанности, хотя у человека могут быть знания, умения и творческие способности.

Этот компонент требует особого внимания и неуклонного формирования, влияния личности взрослого (воспитателя, руководителя физкультуры) и всей окружающей обстановки.

В процессе воспитания двигательным действиям, учитывая психофизиологические особенности развития ребёнка, опираясь на его возможности, взрослый (родители, воспитатель…) последовательно ставит перед ним новые двигательные задачи. Конкретно это выражается в постепенно повышающихся требованиях программы физического воспитания, направленных на формирование двигательных навыков и физических качеств.

Усвоение нового требует от ребёнка определённых физических и психических усилий, преодоления трудностей. В каждом отдельном случае новое программное требование (а для ребёнка новая сложная задача) является противоречивым по отношению к реальному уровню развития движений, к уже достигнутым двигательным умениям и навыкам. Преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития.

Постепенное решение ребёнком в процессе упражнений новых двигательных задач и появляющиеся в связи с этим большие возможности изменяют характер и качество движений. То, что было наиболее характерным для начала данного возрастного периода, в процессе обучения новому как бы свертывается, и движения приобретают новое качество. Так, ходьба ребёнка в начале и в конце второго года жизни совершенно различна. Это явление представляется как диалектическое отрицание старого новым, которое является объективным моментом, движущим началом всякого развития и разрешением возникающих противоречий. Со слов К. Маркса и Ф.Энгельса «ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». Такой сложный процесс развития происходит непрерывно, определять взаимосвязанностью внешних и внутренних условий. [2]

Читайте также:  Ребенок в животе поэтапное развитие

Преодоление трудностей и решение новых задач вызывают у ребёнка эмоционально-положительное состояние. Оно порождается удовлетворением от достигнутой цели, новых мышечных ощущений, соответствующей оценки воспитателя. Подкрепление проявленных усилий способствуют возникновению стремления к ещё большим достижениям. Этот сложный процесс должен быть всё время под наблюдением воспитателя или руководителя физкультуры. С одной стороны, необходимо обеспечить осмысливание ребёнком новой двигательной задачи, с другой — вызвать самостоятельность и проявление усилий в решении её на основе имеющихся реальных двигательных возможностей и возникающих интересов, эмоций.

Обучение требует от ребёнка собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связный с этим эмоциональный отклик; образной — при восприятии наглядного образца движений взрослого (воспитателя или руководителя физкультуры) и выполнения упражнений детьми; словесно-логической — при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения всех элементов упражнения, содержания и действий в подвижной игре и самостоятельного их выполнения; двигательно-моторной — в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми; произвольной, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Обучение детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания ребёнка, развитием его морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, честности, справедливости.

Весь процесс обучения правильным движениям воспитывает у детей эстетические чувства. Красота движений, четкость построений, которыми постепенно овладевают дети, доступная им творческая выразительность игровых образов, использование стихотворных текстов в играх, игровых зачинов, считалок — всё это служит задаче воспитания эстетического вкуса детей. Большое значение имеет внешнее оформление физкультурных костюмов детей и воспитателя, физкультурного зала, физкультурных пособий и т.д.

Организация процесса обучения представляет возможность упражнять детей в доступных им трудовых действиях.

Воспитатель систематически предъявляет детям требования самим выглядеть аккуратно и заботиться о чистоте физкультурных пособий (аккуратно свернутые флажки, разглаженные ленты и платочки…). Об этом в первую очередь заботятся дежурные, раскладывая необходимые предметы к занятию. Вместе с тем они предусматривают такой порядок расположения предметов и пособий, чтобы всем детям было удобно ими пользоваться. Периодически дети моют шары, мячи и т.д., протирают крупные пособия. В такой уборке участвуют все дети под руководством воспитателя. [7]

Таким образом, в процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Всё это во взаимосвязи является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне развитой личности.

Источник

Обучение— составная часть целостного педагогического процесса, направленного на формирование гармонически развитой личности ребенка.

Известно, что ребенок рождается совершенно беспомощным, обладая единственной способностью — всему научиться со временем. В теории и практике физического воспитания значительное вни мание уделяется обучению движениям. Ребенок не рождается с готовым набором движений. Он осваивает их в процессе жизни. Все произвольные движения возникают у него как результат научения. Обучение движению имеет свою специфику. Она выражена:

в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений;

Читайте также:  Психическое развитие ребенка младенческого возраста кратко

в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта;

в двусторонности процесса обучения.

Важная роль в этом процессе отводится педагогу. С одной стороны, он использует разнообразные методы и приемы обучения, осуществляет поиск оптимизации их, с другой — каждый ребенок индивидуально осваивает знания, преподносимые педагогом. У него формируются умения и навыки, способы осознанной двигательной деятельности.

Обучение оказывает влияние на развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т. е. на его внутренний мир — чувства, мысли, нравственные качества. Двигательные действия, выполняемые ребенком, полезны для здоровья, общего физического развития. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно-нравственных качеств.

Содержание обучения составляют разнообразные физические упражнения, подвижные и спортивные игры, подобранные в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Обучаясь движениям, ребенок с учетом возрастных особенностей приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности; способы деятельности и опыт его реализации; опыт творческой деятельности. Умение самостоятельно мыслит* способствует реализации потенциальных природных способностей ребенка. Многолетние исследования педагогов (Л.М.Коровиной, Э.Я.Степаненковой и др.) показали успешность развития творческой деятельности при обучении ребенка физическим упражнениям и подвижным играм.

Обучение носит воспитывающий характер. Педагог воспитывает у ребенка интерес, любовь к физической культуре. Он своей личной увлеченностью двигательной деятельностью, личным примером выполнения движений, активностью, творческим подходом заинтересовывает ребенка.

Важную роль в педагогическом процессе играет понимание Взрослыми психофизиологических особенностей ребенка. Опираясь На его возможности, педагог ставит перед ним новые двигательные задачи, постепенно повышает требования к овладению двигательными навыками, контролирует развитие психофизических качеств. Обучение требует от ребенка значительных физических и психических усилий: собранности внимания, конкретности представления, активности мысли. Оно развивает различные виды памяти: эмоциональную память, если ребенок заинтересован обучением; образную — при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений; словесно-логическую — при осмыслении задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, содержания и действий в подвижной игре; двигательно-моторную — в связи с практическим выполнением упражнений; произвольную — без которой невозможно сознательное самостоятельное выполнение упражнений [22].

Обучение движениям способствует формированию правильной осанки, а также осознанию ребенком самого себя как личности; вырабатывает в нем потребность совершенствования собственной природы, создает предпосылки реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования. В нем пробуждается устремление к движениям, которые приносят ребенку наслаждение, удовольствие, неограниченную возможность их повторения и реализации различных форм активности. Психологи утверждают, что именно в дошкольном возрасте могут рождаться устремления как самоценные проявления активности.

Мы уже говорили, что обучение движению способствует развитию личности ребенка. Оно развивает его способности, приобщает к национальной культуре, побуждает к самосовершенствованию. Развитие ребенка во многом определяется тем, как им усвоены традиционные, присущие его народу движения.

Итак, повторим еще раз, что в процессе обучения движениям у ребенка развиваются физические и умственные способности, духовно-нравственные качества личности, эстетические чувства; воспитываются телесная рефлексия, осознанность, целенаправленность и организованность двигательных действий, инициативность и стремление к творчеству; развиваются память, воображение, фантазия; воспитывая в ребенке культуру тела, педагог одновременно совершенствует его духовную культуру.

Дата добавления: 2015-02-04; просмотров: 1687; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9043 — | 7304 — или читать все…

Читайте также:

Источник