Зрение его роль в психическом развитии ребенка

Оксана Боровикова
Роль зрительного восприятия в психическом развитии детей с нарушением зрения

Способность видеть, то есть воспринимать и ощущать окружающую действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением. Как писал С. Л. Рубинштейн, «зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов, зрительные ощущения наиболее отдифференцированны от аффективности». И. М. Сеченов, рассматривая роль зрения в психическом развитии, отмечал, что в цепи существующих психических функций, визуальная ориентация занимает ведущее место.

Среди встречающихся расстройств зрительного восприятия большую группу охватывают косоглазие и амблиопия – два взаимообуславливающих (более чем в 30% случаев) явления патологии функционирования зрительного анализатора.

Косоглазие – расстройство зрительного анализатора, выражающееся в отклонении зрительной оси одного или обоих глаз от совместной точки фиксации.

Амблиопия (от др. -греч. amblys – тупой; др. -греч. ops, opos глаз) характеризуется снижением остроты зрения при отсутствии органических поражений системы глаза, но вследствие функциональных расстройств зрительного анализатора.

Острота зрения является ведущим фактором в восприятии объектов окружающей действительности. При всех глазных патологиях чаще всего поражается как раз острота зрительных ощущений, в результате чего затрудняется процесс рассматривания мелких деталей, нарушается восприятие формы и величины предметов, их расположения в пространстве.

По словам Л. И. Плаксиной, первичный дефект зрения опосредует появление иерархического комплекса вторичных отклонений, начиная от недоразвития отдельных функций и кончая сложными личностными образованиями. Нарушения зрения обуславливают расстройства внимания, т. к. зрительный анализатор длительное время находится в напряжении, для получения необходимой информации из окружающей среды, что приводит к утомлению.

Нарушение деятельности зрительного анализатора сказывается на речевом развитии детей. Доказано, что у детей с нарушением зрения наблюдаются системные нарушения речи. Эта закономерность обусловлена ограниченностью сенсорного и практического опыта детей. Чем выше чувственный опыт детей с нарушениями зрения, тем богаче словарный и смысловой состав их речи. Недостаточность информации об окружающем мире снижает познавательный интерес ребенка, из-за чего происходит нарушение в его эмоционально-поведенческом отношении к различным сферам деятельности.

Наиболее зависимыми от анализаторной системы оказываются восприятие и представления. В исследованиях А. И. Зотова, А. И. Каплан, А. Г. Литвака, В. А. Феоктистовой доказано наличие связи между их развитием и проявлениями.

Нарушение зрения, обуславливая несовершенство этапов восприятия, затрудняет выделение информативных признаков, замедляет процессы формирования образов. Ухудшение различимости одного или нескольких признаков объектов задерживает их синтез, требующийся для опознания. У детей наблюдаются трудности при опознавании рисунков и предметов, а именно замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения. Также в ряде исследований доказано, что дошкольники с нарушениями зрения тратят на восприятие сюжетной картины времени больше (в 2-3 раза, воспринимая при этом объектов на картине меньше, чем их нормально видящие сверстники. Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке.

Формирование представлений у детей с недостатками зрения, по мнению А. Г. Литвака, Л. И. Солнцевой, И. В. Югановой, проходит те же фазы и развивается по тем же закономерностям, что и у детей с сохранным зрением. Но нарушение зрения оказывает существенное влияние на динамику формирования представлений, затрудняя межфазовые переходы от нерасчлененного, схематичного, недостаточно осмысленного к более полному, обобщенному, адекватному образу.

А. Г. Литвак отмечает такие особенности представлений лиц с дефектами зрения, как фрагментарность, низкий уровень обобщенности, схематизм, вербализм. Фрагментарность представлений отчетливо проявляется при воспроизведении образов путем лепки, рисования или моделирования, а также при узнавании объектов. Схематизм, так же как фрагментарность, возникает в результате недостаточно полного осязательного или зрительного отражения. Выпадение большого числа зачастую наиболее значимых свойств объектов, их деталей и признаков из сферы восприятия и недостаточный сенсорный опыт препятствуют образованию обобщенных представлений. Под вербализмом представлений понимается нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта. Вербализм представлений хорошо иллюстрируется широким использованием слепыми и слабовидящими описаний объектов, в которых фигурируют недоступные для осязательного восприятия признаки.

Нарушения зрительного восприятия и ограниченность наглядно-действенного опыта проявляются в трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднении при классификации предметов. Операции анализа, сравнения, обобщения формируются в разной степени и в большинстве случаев свидетельствуют об отставании в развитии мышления.

Таким образом, наличие зрительной недостаточности оказывается неблагоприятным фактором в психическом развитии ребенка, что находит отражение в обедненном сенсорном опыте, своеобразии формирования психических процессов, среди которых наиболее зависимыми оказываются восприятие и представления.

Источник

По
скорости и полноте восприятия, глаз превосходит все органы чувств
человека. С помощью зрения обеспечивается обозрение окружающих
предметов, процессов и явлений действительности. Зрительная информация
составляет около 90% информации, поступающей в кору больших полушарий
мозга через все остальные органы чувств человека.

С помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие
предметный мир — форма, величинные отношения, цвет, разнообразие
цветовых оттенков, световые отражения; устанавливаются пространственные
отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление,
воспринимается перспектива.
Существенной особенностью зрительного восприятия является то, что оно
всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами
чувствительности. В отличие от других сенсорных систем, зрительный
анализатор генетически развивается в тесной связи с мозгом.

С первых дней жизни ребенка зрение тесно связывается с осязанием,
слухом, обонянием и другими видами чувствительности. В результате
образуются сложные динамические системы связей, являющиеся чувственной
основой всей психической деятельности и ориентации ребенка в
пространстве.

Согласно литературным данным, уже в первые дни жизни у ребенка
отмечаются содружественные реакции на свет. На втором месяце образуются
зрительно-двигательные связи, возникают установочные движения глаз, хотя
ребенок еще не умеет управлять своим взором и фиксировать внимание на
окружающих предметах.

В 2-3,5 месяца в ответ на звуковой раздражитель возникают зрачковые
реакции, свидетельствующие об образовании зрительно-слуховых связей.
В дальнейшем постепенно формируется зрительно-пространственный анализ,
связанный с движением рук и развитием зрительного внимания. Ребенок
хватает окружающие предметы, игрушки, расположенные в разных
направлениях пространства в пределах зрительного поля.

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка в семье

Развитие зрительно-двигательных связей способствует формированию
предметных представлений. При этом отмечается, что ранее других
развиваются прослеживающие функции глаза за предметами, перемещающимися в
горизонтальном направлении. Это сочетается с движением рук и всего
тела. Несколько позднее (в 7,5-8 месяцев) у детей формируются
прослеживающие функции глаза за предметами, перемещающимися в
вертикальном направлении (М.Б. Эйдинова). Образование
зрительно-двигательных систем связей позволяет ребенку ориентироваться в
пространственном поле.

Одновременно со зрительным обозрением объектов ребенок манипулирует руками, схватывая предметы и перемещая их в пространстве.
С участием и под контролем зрения ребенок ориентируется в пространстве,
особенно когда он научился ходить. При передвижении в пространстве
новизна зрительных, слуховых и других впечатлений расширяет сферу
зрительного обозрения окружающего мира. Это способствует развитию
зрительных представлений, зрительного внимания, зрительно-двигательной
памяти. Формирование с участием зрения чувственного познавательного
опыта ребенка базируется на образовании сложных системных
зрительно-слуховых, зрительно-тактильных, зрительно-двигательных связей,
являющихся физиологической основой дальнейшего развития высших форм
познавательной деятельности.

Образовавшиеся многообразные системы нервных связей изменяются под
влиянием любых внешних воздействий: звуков, запахов, механических
раздражений, словесных сигналов и пр. Динамические системы связей
обеспечивают чувственную основу формирования многообразных синтетических
образов, отражающих в мозгу ребенка предметы и явления
действительности.

Зрительные образы по мере накопления чувственного, а позднее
словесно-логического опыта становятся как бы сплавом разнообразных
психических функций, которые постоянно изменяются и перестраиваются под
влиянием внешних условий.

Зрение играет огромную роль в формировании предметного значения слов и
употребляемых в речи грамматических категорий, а также в развитии
образного мышления. Обогащение зрительными образами конкретного
содержания речи способствует образованию правильного соотношения между
непосредственно чувственным и словесно-логическим познанием в ходе
психического развития ребенка в норме и патологии.

Зрение играет огромную роль и в трудовой деятельности человека,
обеспечивая при этом саморегулирование и самоконтроль движений. Особенно
велико значение зрения в процессе учебы: при чтении, письме,
изобразительной деятельности, восприятии произведений искусства, при
выполнении лабораторных и практических работ, связанных с визуальным
наблюдением и измерительными действиями. Деятельность зрительных функций
лежит в основе формирования эстетических чувств, восприятия явлений
природы, живописи, архитектуры.

Поскольку зрение имеет столь сложные и многообразные связи с другими
функциями и играет такую важную роль в развитии и жизнедеятельности
ребенка, его нарушение ведет к появлению вторичных отклонений в
психическом и физическом развитии. Прежде всего страдают функции, тесно
связанные со зрением, в особенности восприятие предметов и явлений
действительности, ориентация в пространстве, формирование представлений и
измерительных действий. При нарушении зрения отмечаются недостатки в
формировании двигательных функций: скорости, точности, координации
движений и др.

Восприятие — это психический процесс отражения предметов или явлений
действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в
совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании
возникает образ объекта. Поскольку воздействующие на человека объекты
обладают комплексом свойств, в процессе восприятия участвуют ощущения
различных модальностей.

Нарушение функций зрения приводит к сокращению и ослаблению зрительных
ощущений у частично зрячих и слабовидящих или полному их выпадению у
тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, т.е. на первой ступени
чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем его
этапе — восприятии.

Т. Б. Епифанцева

Источник

Значение зрения
в психическом развитии ребенка 
уникально. Нарушение его деятельности
вызывает у ребенка большие затруднения 
в познании окружающей действительности,
сужая социальные контакты, ограничивая 
его ориентировку и возможности 
заниматься многими видами деятельности.  
Нарушения зрения разделяются на группы
по следующим критериям: время поражения(врожденные
и приобретенные), характер протекания
(прогрессирующие и непрогрессирующие),
степень нарушения зрительной функции
(слепые и слабовидящие).  
Нарушения зрения могут быть врожденными
и приобретенными. Врожденные нарушения
зрения: микрофтальм – грубое структурное
изменение глаза, анофтальм – врожденное
безглазие, катаракта – помутнение хрусталика,
пигментная дистрофия сетчатки, характеризующаяся
сужением поля зрения, и астигматизм –
аномалия рефракции, т.е. преломляющей
способности глаза, — обусловлены наследственными
факторами. Врожденная патология органа
зрения может быть также вызвана повреждениями
или заболеваниями в период внутриутробного
развития (токсоплазмоз и другие инфекции,
воспалительные процессы, нарушение обмена
веществ и пр.).  
Приобретенные недостатки зрительного
анализатора распространены меньше, чем
врожденные. Однако тяжелые заболевания
органов зрения (глаукома, атрофия зрительного
нерва и пр.), заболевания центральной
нервной системы (менингит, менингоэнцефалит),
осложнения после общих заболеваний организма
(грипп, корь и пр.) и травматические повреждения
мозга и глаз, перенесенные ребенком, могут
привести к нарушению зрения.  
Кроме того, различают прогрессирующие
и непрогрессирующие нарушения зрительного
анализатора. Прогрессирующие дефекты
отличаются постепенным ухудшением зрительных
функций в результате влияния патологического
агента. Снижение основных зрительных
функций (острота зрения, поле зрения)
может быть при появлении мозговых опухолей,
при повышении внутриглазного давления
(глаукома). Очень часто встречаются случаи
прогрессирования близорукости и дальнозоркости.  
В зависимости от степени нарушения зрительной
функции выделяют слепых и слабовидящих.  
Слепые дети – дети с полным отсутствием
зрительных ощущений, либо сохранившимся
светоощущением, либо остаточным зрением
(максимальной остротой зрения 0,04). Различают
разные степени потери зрения: абсолютная
(тотальная) слепота, при которой полностью
отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение
и цветоразличие); практическая слепота,
при которой сохраняется или светоощущение
на уровне различения света от темноты,
или остаточное зрение, позволяющее сосчитать
пальцы рук у лица, различать контуры и
силуэты. Большинство слепых детей имеют
остаточное зрение.  
Для определения специфики психического
развития кроме степени нарушения большое
значение уделяется времени наступления
патологического процесса. Исходя из этого
можно выделить две группы слепых: слепорожденные
и ослепшие. К первой группе относят лиц,
потерявших зрение до становления речи,
т.е. приблизительно до трех лет, и не имеющих
зрительных представлений, ко второй —
ослепших в последующие периоды жизни
и сохранивших в той или иной мере зрительные
образы в памяти. Чем раньше наступила
слепота, тем более заметны отклонения
нервно-психического развития. Оно проявляется
в различных вторичных отклонениях. При
заболевании с рождения ребенок не получает
никакого запаса зрительных представлений.
Затруднения в возникновении вертикального
положения тела, боязнь пространства и
новых предметов ведут к задержке в освоении
пространства и предметной деятельности.
Первые специализированные манипуляции
и отдельные функциональные действия
с предметом появляются у слепых детей
после двух лет. Грубое недоразвитие пространственной
ориентации обусловливает недоразвитие
походки, тормозит формирование тела.
У ребенка, потерявшего зрение в более
старшем возрасте, имеется прошлый опыт
зрительных впечатлений, который облегчает
развитие моторики, предметной деятельности,
образование представлений и понятий.  
Большое значение для прогноза психического
развития ребенка будут иметь и индивидуальные
особенности интеллекта, эмоционально-волевой
сферы и личности ребенка в целом, а также
своевременное начало специального обучения.
У слепого ребенка недоразвитие эмоциональной
сферы связано с ограничением либо невозможностью
восприятия таких выразительных средств,
как взгляд, жест, мимика. Это, в свою очередь,
усугубляет недоразвитие форм общения
на ранних этапах развития ребенка.  
Слабовидящие дети – дети с остротой зрения
на лучше видящем глазу при использовании
очков от 0,05 до 0,4. Главное отличие слепых
детей от слабовидящих в том, что зрение
остается основным средством восприятия.
Зрительный анализатор остается ведущим
в учебном процессе, как и у нормально
видящих детей, т.е. другие анализаторы
не заменяют зрительных функций, как это
происходит у слепых. Слабовидящие дети
используют остаточное зрение при знакомстве
с явлениями и предметами окружающей действительности,
а также при движении и пространственной
ориентации. Однако из-за недостаточности
зрительного восприятия обзор окружающей
действительности у них сужен, замедлен
и неточен, поэтому их представления имеют
качественное своеобразие. Слабовидение
оказывает заметное влияние на психологическое
развитие ребенка: замедленны процессы
запоминания, затруднены мыслительные
операции, ограничены движения.  
У детей с нарушениями зрения наблюдается
своеобразие эмоционально-волевой сферы,
характера и отношений с окружающими людьми.
Эта категория детей отличается особенностями
поведения: они агрессивны и раздражительны,
замкнуты. Такие особенности объясняются
неудачами и трудностями в учебе, игре,
общении со сверстниками. Недостаточность
зрительного анализатора вызывает нарушения
не только зрительного восприятия, но
деятельности и личности в целом.  
Слабовидящие и слепые дети нуждаются
в специальных условиях обучения и воспитания.  

Читайте также:  Развитие ребенка 7 лет цена

Влияние
слепоты на общее 
развитие

До двух-трех
месяцев жизни младенец с глубокими нарушениями
зрения по характеру реакций и поведению
почти не отличается от зрячего ребенка
того же возраста. И только после этого
периода патология начинает заметно проявлять
себя. Малыши отстают от сверстников в
освоении навыков подвижности (имеются
в виду повороты со спины на живот и обратно,
попытки садиться, а в дальнейшем и самостоятельно
ходить), у них замедленно развивается
мышление, возникают затруднения в попытках
овладения предметными действиями.

Кроме того, снижение
зрительных функций отрицательно влияет
на психическое, физическое и эмоциональное
развитие, что выражается в малой подвижности,
пониженном настроении, тенденции к замкнутости,
«погружении в себя» и, как следствие,
приводит к игнорированию контактов с
другими детьми.

Развитие 
с первых недель

Многие родители
слепых и слабовидящих детей, стремясь
решить возникшую проблему с помощью 
медицины, упускают из виду необходимость 
уделять больше внимания физическому,
психическому, музыкальному и интеллектуальному
развитию своих малышей. Не следует забывать
и о том, что, прежде всего, ребенок нуждается
в материнской любви, ее внимании, а также
в понимании его проблем и безграничном
терпении со стороны близких.

Природа наградила 
человека, помимо зрительных, и другими
ощущениями: слуховыми, обонятельными,
проприоцептивными
(исходящими от мышц
и сухожилий), осязательными. Все это
позволяет младенцу в той или иной степени
компенсировать дефицит информации об
окружающем мире, связанный с отсутствием
зрения. Родители обязаны помочь ему, создав
адекватную среду, позволяющую развивать
органы чувств.

С самого рождения
такого малыша рекомендуется одевать 
в ползунки и свободную распашонку,
туго пеленать его недопустимо
.

Для стимуляции
тактильных ощущений
(ощущений от прикосновений,
ощупывания) необходимо класть ребенка
на тканевые поверхности с различной текстурой.
Это могут быть шелковые, хлопчатобумажные,
бархатные, вельветовые, тюлевые и другие
ткани. Предварительно малыша рекомендуется
раздеть – так он будет лучше чувствовать
поверхность кожей. Совершая доступные
ему движения на той или иной поверхности,
младенец получает представление об окружающем
пространстве, у него формируется осознание
того, как предметы перемещаются, как изменяются
их соотношения и положение в пространстве,
развивается способность понимать связь
между причинами и следствиями. Полезно
сделать для малыша специальное одеяло,
сшитое из лоскутов тканей с различной
текстурой. По краям желательно пришить
колечки, пуговицы, шарики от погремушек,
веревочки, бубенцы и т.п. Класть ребенка
на одеяло надо так, чтобы он находился
в разных положениях — на животе, на спине
или на боку.

Если у малыша
есть остаточное зрение, то кусочки
ткани, расположенные рядом друг с другом,
должны иметь не только тактильный контраст
(достаточно резко отличаться по текстуре),
но и зрительный (например, один черный
и бархатный, другой – белый и шелковый).
Кроме того, необходимо проводить занятия,
направленные на формирование
зрительного внимания
. Начинать их нужно
как можно раньше, поскольку именно в первые
месяцы жизни зрительная система претерпевает
значительные изменения и является наиболее
чувствительной к внешним стимулам — свету
и цвету. Чтобы привлечь внимание ребенка
с глубокими нарушениями зрения, целесообразно
использовать максимально яркие предметы.
Наиболее удачными из них являются фонарик
(лампа, флуоресцентные игрушки), блестящие
предметы, картинки и предметы с контрастным
рисунком, увеличенные изображения. Если
сочетания контраста и движения недостаточно,
можно пытаться привлечь внимание младенца
к предмету каким-либо звуком: голосом,
мелодией погремушки, постукиванием по
предмету.

Эмоциональный
контакт

С рождения ребенок 
очень чувствителен к воздействиям
взрослого, который за ним ухаживает.
Наиболее значимы для младенца
прикосновения и ласки
. При этом движения
мамы должны быть спокойными и неторопливыми.
Резкие, неточные, неуверенные жесты взрослого
приводят младенца в состояние дискомфорта
и тревоги, он может стать беспокойным
и плаксивым. Малыш еще не понимает слов,
но уже чувствует тон голоса, темп речи.
Поэтому во время кормления, а также переодевая
малыша или занимаясь с ним, нужно ласково
разговаривать с ребенком. Не следует
позволять малышу слишком долго кричать.
И, конечно же, тотчас доброжелательно
откликаться на все попытки ребенка общаться,
хотя они могут сводиться лишь к тому,
что он неподвижно прислушивается, делает
неопределенные движения, издает какие-то
звуки.  

Читайте также:  Систематическое воздействие на развитие ребенка

Развитие
вестибулярного аппарата

Маленькие слепые
дети без специальных занятий 
мало двигаются, поэтому их вестибулярный
аппарат развивается медленно. А это ,
в свою очередь, тормозит развитие активных
движений. Чтобы компенсировать это отставание,
малыша необходимо как можно чаще брать
на руки и всюду двигаться вместе с ним.
Лучше всего это делать во время прогулок.
Ребенок должен находиться в специальном
рюкзачке («кенгуру»). Носить кроху на
руках или в рюкзаке желательно и при выполнении
легких домашних хозяйственных дел. Ведь,
передвигаясь вместе с мамой, малыш совершает
пассивные движения, которые способствуют
развитию его вестибулярного аппарата.
Кроме того, они обеспечивают хороший
телесный контакт между мамой и малышом,
а он так необходим слепому ребенку!

Подобные совместные
передвижения необходимо совершать 
каждый день, по крайней мере, до тех
пор, пока вес малыша позволяет маме его
носить.

Знакомство 
с окружающим миром

У слепого ребенка 
по понятным причинам, не возникает 
потребности поднимать и высоко
держать голову, протягивать руки
к игрушкам и окружающим предметам,
ощупывать их, ползать, или ходить, обследуя
окружающее пространство. Поэтому стремление
к познанию мира у такого малыша должны
развивать родители.

Поисковое поведение 
и игры с мамой — это первоначальный,
но крайне необходимый этап на пути
от ранней социальной привязанности (родители,
домочадцы) к дальнейшей социальной адаптации
ребенка в детском саду, школе и.т.д. Для
достижения этой цели необходимо поощрять
любые попытки малыша к движению и самостоятельности
(всегда под наблюдением взрослых), поскольку
его личный, реальный опыт приносит гораздо
больше пользы, чем любые словесные описания.
А проводниками в окружающий мир станут
другие органы чувств.

Осязание
играет огромную роль в процессе знакомства
незрячего малыша с окружающими предметами.
Руки заменяют слепому зрение, с их помощью
он получает представление о тех или иных
предметах. Обучая слепого ребенка осязанию,
нужно поощрять его желание использовать
свои руки для обследования различных
предметов и материалов. При этом родители,
конечно же, должны понимать, что малыш
сам не станет интересоваться многими
вещами до тех пор, пока ему не расскажут
о них – ведь он попросту их не видит! Показывая
ребенку что-либо, взрослые должны управлять
его руками, накладывая на них свои, и одновременно
рассказывать, какого цвета предмет, какова
его форма, для чего он служит и как им
пользоваться. Необходимо приучать малыша
обследовать предметы систематически,
используя обе руки (одна рука, например,
держит посуду, а другая отыскивает на
столе игрушку и кладет ее в посуду).

Естественно, кроху
нужно предупреждать об опасности, если
он собирается дотронуться до чего-то
горячего или очень холодного. Иначе, испугавшись
неожиданного ощущения, ребенок станет
опасаться использовать свои руки для
«рассматривания» окружающего мира.

Обучая малыша
тому или иному движению, следует стоять
за спиной ребенка и делать все вместе
с ним. Если при этом находиться напротив,
движение получится зеркальным, и ребенку
будет трудно воспринять его. Кроме того,
взрослые должны постоянно рассказывать
незрячему малышу о том, чем они занимаются
в данный момент, что происходит вокруг.
Таким образом, они сформируют предпосылки
к установлению содержательного речевого
контакта с ребенком.

Слух.
Слуховые образы предметного мира дают
возможность малышам с глубокими нарушениями
зрения реагировать на раздражители, соотносить
их с предметами и в соответствии с этим
организовывать свое поведение. Разговаривая
с ребенком, нужно называть его по имени,
объяснять, кто с ним разговаривает. И
обязательно предупреждать перед любым
неожиданным для него проявлением. Например,
перед тем, как прикоснуться к малышу рукой.
Иначе ему может быть неприятно или он
испугается.

Используя возможности 
слухового восприятия, слепого ребенка 
можно обучить хватательным
движениям
. Для того чтобы схватить
звучащий предмет, такому малышу нужно
акустически локализовать свою цель. Правда,
с помощью слуха он не может контролировать
траекторию движения рук по направлению
к этой цели. Слепые дети, прежде чем приспособить
положение кистей своих рук к размеру
и форме предмета, должны сначала исследовать
его тактильно (на ощупь). Но в конце концов
ребенок должен понять, что тот или иной
предмет существует, хотя его нельзя пощупать,
и он не издает звуков. Родителям необходимо
научить малыша определять на слух, куда
упала игрушка, или находить исчезнувшие
предметы на ощупь. Для этого ребенку нужно
предоставить возможность самому отыскивать
его вещи, упавшие на пол, подсказывая,
где именно они находятся. Если что-то
в доме переставлено на другое место, об
этом нужно обязательно сообщить ребенку.

Еще один момент,
на который необходимо обратить внимание:
называть разные направления в пространстве
и расположение предметов следует 
как можно более конкретно.
Таких понятий как «там», «далеко», «тут»,
малыш не воспринимает. Определяя для
незрячего ребенка размеры предмета, исходят
из размеров тела малыша. Например, «это
такого же размера, как твоя рука».

Формирование 
слухового восприятия, вместе с побуждением 
малыша к диалогу, общению, обеспечивает
активность речевой деятельности ребенка.
А это в дальнейшем становится важнейшим
фактором частичной компенсации слепоты

Значение музыкальных 
образов в воспитании слепого 
ребенка, а особенно их влияние на
развитие функций мозга, трудно переоценить.
Поэтому с самого начала родители
должны побуждать незрячего малыша
к занятиям вокалом и музыкой.
Уже в грудном возрасте для 
младенца следует устраивать недолгие
(5—15 минут) ежедневные «сеансы», ненавязчиво
приобщая его к ритмичной негромкой музыке
с красивой мелодией. При этом можно слегка
раскачивать кроху на руках или помогать
ему подпрыгивать (и желательно, интонировать
— подпевая). Важно, однако, чтобы после
таких музыкальных «пятиминуток» ребенок
оставался не в тишине и изоляции, а в атмосфере
естественных бытовых звуков — голоса
матери, ее шагов по квартире, криков детей
на улице, шума трамваев или закипающего
на плите чайника и. т. п., адаптируясь тем
самым к окружающему его миру.

Источник