Зоны актуального и ближайшего развития ребенка по выготскому

Зона ближайшего развития (ЗБР) — теоретический конструкт, введённый Львом Выготским в начале 1932—1934 гг. для характеристики связи между обучением и психическим развитием ребёнка.

«Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает»[1].

Согласно Выготскому, ЗБР определяется содержанием тех задач, которые ребёнок ещё не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности. То, что изначально доступно для ребёнка под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием (навыками, умениями). Её наличие свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка. Согласно Выготскому Л. С., процессы развития идут вслед за процессами обучения[2]. Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, на те психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной деятельности со взрослыми, а затем функционируют в его самостоятельной деятельности, а также на сформированную раннее у ребенка систему научных понятий. Понятие Зоны ближайшего развития также позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития. Её определение имеет важное значение для диагностики психического развития ребенка[3]. «Большая или меньшая возможность перехода ребёнка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития и успешность умственной деятельности ребенка»[2].

Формирование языковой компетенции[править | править код]

Развитие психики связано с процессом усвоения человеком социального опыта и его переходом в индивидуальный опыт (интериоризацией). Также, вследствие социальных изменений, возникших на данном этапе развития, появляются психические новообразования, т.е. качественные изменения в психике, которые становятся исходными для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Поэтому речевое развитие предполагает изменения не только в структуре языковой способности, но и в психике ребенка в целом. Речевое развитие обеспечивает усвоение интеллектуального, нравственного, эстетического, духовного, культурного опыта, и способствует появлению соответствующих новообразований в психике ребенка [4]. Данный процесс называется формированием языковой компетенции — психологической системы, включающей два компонента: речевой опыт, приобретаемый ребенком в общении и деятельности, и знания о языке, усваиваемые в обучении. Эта система развивается в результате изменения связей между ее компонентами. С изменением связей преобразуются сами компоненты и возникают новообразования внутри системы [5]. Компоненты языковой компетенции:

  • Ориентировочный компонент — включает в себя анализ признаков языкового материала, на которые прежде всего и ориентируется ребенок (семантические, формально грамматические, стилистические, а также целые комплексы признаков).
  • Операциональный компонент — включает в себя анализ операций, а также их совокупности и последовательности, которые выполняет ребенок при решении задачи. Различия в нем определяются преобладающими ориентациями учеников в языковом материале; а также сама ориентация осуществляется посредством определенных операций, зависящих от тех признаков, которые ученик в первую очередь видит в материале.
  • Эмоционально-волевой компонент — включает в себя не только эмоциональный фон работы над задачей, но те усилия, которые дети затрачивают на поиск решения. Замечено, что одни задачи (даже в ряду однотипных) ученики решают более настойчиво, другие же — оставляют без решения, не прилагая для их выполнения значительных усилий. Этот компонент теснейшим образом связан с разными аспектами речевого опыта ребенка (речевым, учебным) и чувством языка[6].

Соотношение обучения и развития[править | править код]

Процесс обучения, с точки зрения Л.С. Выготского, понимается как коллективная деятельность, происходящая в сотрудничестве между взрослым и ребенком на позиции «равных». Развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Согласно позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является.
Идея Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие, то есть обучение должно идти впереди развития и являться его источником. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития — это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на ЗБР, — это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения. ЗБР даёт представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические психолого-педагогические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для множества детей, так и для каждого отдельного ребёнка. Определение актуального и потенциального уровней развития, а также ЗБР составляет то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. В этом аспекте зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребёнка. Зона ближайшего развития — следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта [7].

Педагогические возможности использования принципа ЗБР[править | править код]

Границей между зоной актуального развития (то есть зоной доступной для самостоятельного выполнения ребенка) и зоной ближайшего развития является то трудное задание, с которым ребёнок не способен справиться самостоятельно и он нуждается в помощи взрослого. В случае, когда ребенок не справляется с заданием, он оказывается в проблемной ситуации, когда он не может выполнить самостоятельно то, что необходимо сделать. Сотрудничество и совместная деятельность ребёнка и взрослого при определении ЗБР или же при обучении в ЗБР осуществляется в данной проблемной ситуации, с которой ребенок справляется благодаря кооперации взрослого. Развитие с этой точки зрения понимается как процесс перехода от совместного выполнения трудных, но доступных ребенку заданий, к самостоятельному выполнению заданий без помощи взрослого. Это же является мерой эффективности помощи взрослого: если ребенок становится способным самостоятельно делать то, что «вчера» делал только в сотрудничестве со взрослым, то помощь оценивается как эффективная. Область зоны ближайшего развития и спектр задач, которые ребенок способен выполнить в совместной деятельности со взрослым, имеет и другую границу, за которой лежит область актуально недоступного, то есть того, что ребенок не может сделать даже в сотрудничестве со взрослым. Таким образом, зона ближайшего развития — это область, ограниченная с двух сторон: с одной стороны граница проходит там, где ребенок способен успешно действовать самостоятельно, с другой — где он не может успешно действовать даже в сотрудничестве со взрослым. Область ЗБР образована действиями, которые ребенок способен понять, но не всегда способен выполнить, то есть это зона, внутри которой ребенок действует разумно и осмысленно с помощью руководства и содействия взрослого. Также по мнению Л. С. Выготского, понятие зоны ближайшего развития может быть распространено не только на когнитивное развитие ребёнка, но и на другие стороны личности[8].

Организация педагогического процесса с учетом ЗБР[править | править код]

С точки зрения Л.С. Выготского, развивающее развитие должно учитывать сензитивные периоды развития, в течение которого организм ребенка обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. Л.С. Выготский писал о сензитивном периоде: «В этот период влияния оказывают воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут быть нейтральными или даже оказывать обратное действие на ход развития» [9]. Сензитивные периоды определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного развивающего обучения. Выготский считал, что в СП некие условия, например обучение, только тогда оказывают влияние на развитие, когда соответствующие циклы развития еще не завершены. Если развитие завершилось, сензитивный период по отношению к данным условиям тоже завершился: «Незавершенность определенных процессов развития является необходимым условием для того, чтобы данный период мог оказаться сензитивным по отношению к определенным условиям». С точки зрения ЗБР, сензетивные периоды определяют готовность ребенка к усвоению определенного содержания обучения и наиболее эффективные формы сотрудничества и взаимодействия в системе «ребенок – взрослый» на данной конкретной возрастной стадии. Оптимальный период обучения, или сензитивный период, имеет, согласно Л.С. Выготскому, свои низший и высший пороги. Функции, находящиеся в стадии созревания, лежат в зоне ближайшего развития. Период, определяемый зоной ближайшего развития, и является сензитивным. Эти периоды являются особенно важными для становления личности ребенка и овладении жизненно важными навыками и умениями. В этот период ребенок учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. В случаях депривации и дефицита раздражителей, адекватных сензитивным периодам, наблюдаются задержка и отставание в развитии соответствующей психической функции.

С точки зрения Л. С. Выготского, развитию и поиску новых средств выполнения деятельности способствуют сложные задания, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно и вынужден обращаться за помощью взрослого. В данной ситуации педагог должен понимать природу и причины сложностей, с которыми столкнулся ученик и организовать его деятельность так, чтобы ребенок выполнял самостоятельно задания, находящиеся в его зоне актуального развития, оказывая помощь только в сложностях, недоступных для его самостоятельного выполнения. Учитель также должен определить зону ближайшего развития ребенка, ее границы и проблемный эпицентр. Затем предложить ребенку выполнить задания, которые будут находиться в ЗБР.
Учитель должен каждому ребенку оказать ту помощь, в которой ребенок больше всего нуждается. Эти особенности протекания учебного процесса, организуемого как помощь взрослого ребенку, превращают совместную деятельность учителя и ребенка в творческую. Наиболее типичной и общей ситуацией является, когда в случае обнаружения сложностей выполнения заданий у ребенка, учитель предъявляет образец выполнения готового задания. Такая помощь может помочь ребенку в решении, однако, не приводит к развитию и пониманию, а следовательно, ошибка может повторится. Для развитие необходимо наличие деятельности и жизненный опыт самостоятельного преодоления трудностей. В данной концепции взаимодействие педагога и ребенка происходит с равных позиций, как двух равноправных субъектов учебной деятельности, и приводит к развитию. Учитель также должен способствовать организации рефлексии ученика для прояснения причин затруднений в ходе выполнения задания или ошибки. Таким образом, во взаимодействии с педагогом, регулярно получая необходимую помощь и рефлексируя совместную деятельность, ребенок присваивает не только способы деятельности, но и способы ее рефлексии (в том числе демонстрируемые взрослым), что гораздо важнее с точки зрения развития, так как способствует развитию у ребенка способности к самообучению[8].

Литература[править | править код]

  • Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.
  • Выготский Лев Семенович. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство ‘Лабиринт’, М., 1999. — 352 с.
  • Выготский Л.С Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: ГИЗ, 1935. С. 33-52. Стеногр. докл. на засед. каф. дефектологии. Пед. ин-т им. Бубнова. Декабрь 1933 г.; То же // Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391—410.
  • Божович Е. Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 91-99.
  • Зарецкий В. К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96-104.
  • Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
  • Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003
  • Калашникова М.Б. Развитие идей Л.С.Выготского о сензитивных периодах онтогенеза в современной отечественной и зарубежной психологии // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 33–41.
  • Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте// Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения. / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И. А. Володарской. — М.: Редакционно-издательский центр «Помощь», 1996.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Выготский Л.С Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: ГИЗ, 1935. С. 33-52. Стеногр. докл. на засед. каф. дефектологии. Пед. ин-т им. Бубнова. Декабрь 1933 г.; То же // Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391—410.
  2. 1 2 Выготский Лев Семенович. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство ‘Лабиринт’, М., 1999. — 352 с.
  3. ↑ Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.
  4. ↑ Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003
  5. ↑ Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
  6. ↑ Божович Е. Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 91-99.
  7. ↑ Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте// Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения. / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И. А. Володарской. — М.: Редакционно-издательский центр «Помощь», 1996.
  8. 1 2 Зарецкий В. К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96-104.
  9. ↑ Калашникова М.Б. Развитие идей Л.С.Выготского о сензитивных периодах онтогенеза в современной отечественной и зарубежной психологии // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 33–41.

См. также[править | править код]

  • Выготский, Лев Семёнович
  • Когнитивное развитие
  • Педология
  • Культурно-историческая психология

Источник

 Óëüÿíîâñêå ó÷åíèê ïûðíóë íîæîì â æèâîò êëàññíîãî ðóêîâîäèòåëÿ, â Åêàòåðèíáóðãå ïîäðîñòîê óäàðèë ïåäàãîãà ìîëîòêîì ïî ãîëîâå — øêîëüíûå áóäíè ðåãóëÿðíî ïîïàäàþò â êðèìèíàëüíûå ñâîäêè. Áîëåå òîãî, ñåãîäíÿ ó÷èòåëÿ ðèñêóþò îñòàòüñÿ áåç ðàáîòû èç-çà ìàëåéøåãî êîíôëèêòà ñ ïîäîïå÷íûìè, âåäü ëþáîå çàìå÷àíèå âîñïðèíèìàåòñÿ â øòûêè êàê ðåáåíêîì, òàê è åãî ðîäèòåëÿìè. Ýêñïåðòû â îäèí ãîëîñ òâåðäÿò: âñå èç-çà òîãî, ÷òî ñðåäíåå îáðàçîâàíèå ïðåâðàòèëîñü â ñôåðó îáñëóæèâàíèÿ. ×òîáû êàê-òî ïîâëèÿòü íà ñèòóàöèþ, âûñîêèé ñòàòóñ ïåäàãîãà ïðåäëàãàþò çàêðåïèòü çàêîíîäàòåëüíî. Ïîìîæåò ëè ýòî è ÷òî âîîáùå äåëàòü — â ìàòåðèàëå ÐÈÀ Íîâîñòè.

Çàõîòåë — è íàïàë

Àãðåññèÿ ó÷åíèêîâ â àäðåñ øêîëüíûõ íàñòàâíèêî⠗ óæå äàâíî íå ÷òî-òî èç ðÿäà âîí âûõîäÿùåå. Íà ïðîøëîé íåäåëå ÑÌÈ îáëåòåëà î÷åðåäíàÿ èñòîðèÿ. Ïÿòíàäöàòèëåòíèé ïîäðîñòîê èç Óëüÿíîâñêà óäàðèë êóõîííûì íîæîì â æèâîò ó÷èòåëüíèöó ìàòåìàòèêè ïðÿìî ïåðåä óðîêîì. Áåç âñÿêîé ïðè÷èíû. Ïîñòðàäàâøóþ äîñòàâèëè â ðåàíèìàöèþ è ïðîîïåðèðîâàëè. Íàïàäàâøåãî àðåñòîâàëè íà äâà ìåñÿöà.

À â äåêàáðå ïðîøëîãî ãîäà â Åêàòåðèíáóðãå 15-ëåòíèé øêîëüíèê íàáðîñèëñÿ ñ ìîëîòêîì íà ïåäàãîãà ïî ðóññêîìó ÿçûêó — ïîäêàðàóëèë ó ãàðàæåé, êîãäà òà øëà íà ðàáîòó. Ó÷èòåëüíèöó ãîñïèòàëèçèðîâàëè ñ ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìîé è óøèáàìè, îäíàêî îíà íå ñòàëà îáðàùàòüñÿ â ïîëèöèþ.  ãîðîäñêîì äåïàðòàìåíòå îáðàçîâàíèÿ ÐÈÀ Íîâîñòè ñîîáùèëè, ÷òî ïîäðîñòîê ñåé÷àñ íàõîäèòñÿ ïîä íàáëþäåíèåì âðà÷åé, à ïåäàãîã âåðíóëàñü ê ðàáîòå.

Îáà ýòèõ ñëó÷àÿ íà êîíòðîëå ó ñëåäîâàòåëåé — øêîëüíèêîâ ïîäîçðåâàþò â ïîêóøåíèè íà óáèéñòâî. Âîçðàñò óãîëîâíîé è àäìèíèñòðàòèâíîé îòâåòñòâåííîñòè íàñòóïàåò ñ 16 ëåò, îäíàêî ïî îïðåäåëåííûì ñòàòüÿì ÓÊ — ñ 14. Åñëè ïîäðîñòêîâ ïðèçíàþò âèíîâíûìè, èì ãðîçÿò èñïðàâèòåëüíûå ðàáîòû èëè ëèøåíèå ñâîáîäû ñðîêîì äî øåñòè ëåò.

«Ìàò — îáû÷íîå äåëî»

Âïðî÷åì, çà÷àñòóþ ó÷èòåëÿ íå âûäåðæèâàþò îòâÿçíîãî ïîâåäåíèÿ è ïåðâûìè ñðûâàþòñÿ íà ìàëîëåòíèõ îáèä÷èêîâ.  îêòÿáðå â Òþìåíñêîé îáëàñòè ó÷èòåëü ÎÁÆ íåöåíçóðíî âûðóãàëñÿ íà øêîëüíèêîâ è ïðèãðîçèë ðàñïðàâîé. Âñå èç-çà òîãî, ÷òî íàñòàâíèêà ìåòîäè÷íî äîâîäèëè, ñðûâàÿ óðîêè: äåòè ìàòåðèëèñü, âêëþ÷àëè ìóçûêó ïðÿìî íà çàíÿòèÿõ, ïîëíîñòüþ èãíîðèðîâàëè çàìå÷àíèÿ. Ïîñëå èíöèäåíòà ïåäàãîãà óâîëèëè ïî ñòàòüå 336 ÒÊ çà «ïðèìåíåíèå íàñèëüñòâåííûõ ìåòîäîâ âîñïèòàíèÿ», ñàìè æå õóëèãàíû îòäåëàëèñü ïðåäóïðåæäåíèåì. Îäíàêî ìíîãèå âñòàëè íà ñòîðîíó ó÷èòåëÿ: â ïåðâóþ î÷åðåäü øêîëüíèêè è èõ ðîäèòåëè. Äîøëî äî ìèðîâîãî ñóäà — óâîëüíåíèå ïî ñòàòüå çàìåíèëè íà óõîä ïî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ. Òåïåðü ó÷èòåëü ñìîæåò ïðîäîëæèòü ïðîôåññèîíàëüíóþ êàðüåðó â äðóãîì ìåñòå.

Ïåäàãîãè ïðèçíàþòñÿ: èì íåðåäêî ïðèõîäèòñÿ ðèñêîâàòü ðàáîòîé èç-çà íåðâíûõ ñðûâîâ. «Ìàò âî âðåìÿ çàíÿòèé — îáû÷íîå äåëî. Ñòàðàåìñÿ ïðîñòî íå çàîñòðÿòü âíèìàíèÿ. Ìåð ê òàêèì ïîäðîñòêàì îñîáî íå ïðèìåíÿþò. Ïîæóðÿò — è âñå íà ýòîì, — æàëóåòñÿ â áåñåäå ñ ÐÈÀ Íîâîñòè ïðåïîäàâàòåëü îäíîãî èç êîëëåäæåé â Òàìáîâñêîé îáëàñòè, ÷ëåí ïðîôñîþçà «Ó÷èòåëü» Èðèíà È. — Âîò îäèí èç íåäàâíèõ ñëó÷àåâ: èäåò óðîê, ñëûøó â ñîñåäíåì êàáèíåòå êðèêè, áðîñàþñü òóäà. Ó÷åíèê âçÿë ñòóë è çàìàõíóëñÿ íà ïðåïîäàâàòåëÿ. Õîðîøî, ÷òî òà óâåðíóëàñü! ß íà íåãî ñ êðèêàìè, ÷òîáû ïðåêðàòèë âñå ýòî áåçîáðàçèå. À îí â îòâåò: «Âû íå èìååòå ïðàâà íè÷åãî ìíå ãîâîðèòü!»

Ïîäîáíîå, çàâåðÿåò Èðèíà, â êîëëåäæå íå ðåäêîñòü. «Íà äíÿõ ïåäàãîã ïî ðóññêîìó ÿçûêó áûëà âñÿ â ñëåçàõ: ó÷åíèê îáëîæèë åå òðåõýòàæíûì ìàòîì. Óñïîêàèâàëà, êàê ìîãëà. À âîò åùå ïðèìåð: îäèí èç ïðåïîäàâàòåëåé øåë ïî äëèííîìó êîðèäîðó íà óðîê. ß ñâîèìè ãëàçàìè ñèòóàöèþ íå âèäåëà, íî, ïî ñëîâàì êîëëåãè, ïîäðîñòêè îêðóæèëè åãî è ãðîçèëèñü óäàðèòü. Èòî㠗 äîêëàäíàÿ íà âñþ ãðóïïó. Äàæå ïîëèöèþ âûçûâàëè. Äåòè â îäèí ãîëîñ óòâåðæäàëè, ÷òî ñèòóàöèÿ ïðåóâåëè÷åíà, — îòäåëàëèñü îáúÿñíèòåëüíûìè. Òåïåðü ó Èãîðÿ Àôàíàñüåâè÷à (èìÿ èçìåíåíî. — Ïðèì. ðåä.) íà ïîäîáíûé ñëó÷àé ïðèïàñåíà äåðåâÿííàÿ ïàëêà. Õîäèò ïðÿìî ñ íåé âî âðåìÿ äåæóðñòâà».

Ñîáåñåäíèöà ãîâîðèò, ÷òî «âîëåé-íåâîëåé ïðèõîäèòñÿ áûòü ñòîéêîé». «Êàê-òî ðàç ñäåëàëà çàìå÷àíèå, à ìíå íà ýìîöèÿõ ìàëü÷èøêà íà÷àë ãîâîðèòü âñÿêîå… ß â îòâåò: «À íó-êà, óïàë — îòæàëñÿ! Äâàäöàòü ïÿòü ðàç. Âïåðåä!» Íàäî ñêàçàòü, èñïóãàëñÿ è âûïîëíèë áåñïðåêîñëîâíî. Òåïåðü ýòà ôèçêóëüòìèíóòêà íà óðîêàõ — äåëî ïðèâû÷íîå, — ãîðüêî èðîíèçèðóåò Èðèíà. — Áûâàåò, è â óãîë ñòàâëþ. Ó ìåíÿ âåäü îäíè ïàðíè, âñåãî îêîëî òðåõñîò ÷åëîâåê. Äåðæóñü, ÷åñòíî ãîâîðÿ, êàê ìîãó!»

 ñåðåäèíå ÿíâàðÿ â ìîñêîâñêîé øêîëå ¹ 113 ïðîèçîøåë êîíôëèêò íà óðîêå ôèçèêè. «Åãîð (èìÿ èçìåíåíî. — Ïðèì. ðåä.) âñåì ñâîèì âèäîì ïîêàçûâàë, ÷òî åìó íåò íèêàêîãî äåëà äî óðîêà. Ñëóøàë ìóçûêó â íàóøíèêàõ, óòêíóâøèñü â òåëåôîí. Íà ïðîñüáû óáðàòü ãàäæåò — íóëåâàÿ ðåàêöèÿ. Ó÷èòåëü ïîäîøëà ê íåìó è äåðíóëà çà ïðîâîä, — ðàññêàçûâàåò êîððåñïîíäåíòó àãåíòñòâà Äàâîð Òóáà, òåïåðü óæå áûâøèé äèðåêòîð 113-é øêîëû, à òàêæå åå âûïóñêíèê. — Îí â îòâåò ñõâàòèë åå çà ðóêó, çàòåì íàíåñ óäàð êóëàêîì â îáëàñòü ÷åëþñòè, âòîðîé — â ëîá».

Î÷êè ó÷èòåëüíèöû ñëîìàëèñü, ñòåêëà ÷óäîì íå çàäåëè ãëàçà. Ïóëüò óïðàâëåíèÿ îò èíòåðàêòèâíîé äîñêè, êîòîðûé áûë ó ïåäàãîãà â ðóêàõ, âûëåòåë è ðàññåê ëîá, äà òàê, ÷òî íàëîæèëè øâû. Ïîñëå ÷åãî ïîäðîñòîê ñòàë êðóøèòü êàáèíåò: óäàðîì íîãè è ëîêòåì ðàçáèë ñòåêëî øêàôà.

«Ó÷èòåëü ïûòàëàñü óñìèðèòü õóëèãàíà. Íî îí ïðîñòî âûáåæàë èç êëàññà», — äîáàâëÿåò äèðåêòîð. Ìàëü÷èêà â êîðèäîðå ïåðåõâàòèëè îõðàííèêè. Òóáà, óçíàâ î ïðîèçîøåäøåì, òóò æå âûçâàë ñêîðóþ è ïîëèöèþ. «Åãîð ïîðàíèëñÿ. Íà ðóêå — ïîðåç îò ñòåêëà, øâû è åìó íàëîæèëè, — óòî÷íÿåò ñîáåñåäíèê. —  êëàññå áûëà êàìåðà. ß ïåðåäàë âñå ìàòåðèàëû ñëåäîâàòåëÿì — èäåò ïðîâåðêà».

 ïðåññ-ñëóæáå äåïàðòàìåíòà îáðàçîâàíèÿ Ìîñêâû ïðîêîììåíòèðîâàëè, ÷òî äèðåêòîð, íå ñíèìàÿ ñ ñåáÿ îòâåòñòâåííîñòè, óâîëèëñÿ «ïî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ», à ó÷èòåëü ôèçèêè «ïîâåëà ñåáÿ íåïðîôåññèîíàëüíî». Òóáà, â ñâîþ î÷åðåäü, çàÿâèë, ÷òî óâîëèòüñÿ «ïî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ» åãî âûíóäèëè: «Ìíå äàæå íå äàëè îòðàáîòàòü ïîëîæåííûå ïî òðóäîâîìó çàêîíîäàòåëüñòâó äâå íåäåëè!»

Íà åãî çàùèòó âñòàëè òûñÿ÷è: ó÷åíèêè ñ ðîäèòåëÿìè, âûïóñêíèêè è äàæå íåçíàêîìûå ëþäè. Áûëè ïèêåòû, ñáîðû ïîäïèñåé, ïîñòû â ñîöñåòÿõ. ÐÈÀ Íîâîñòè çàïðîñèëî ó ïðîôèëüíîãî äåïàðòàìåíòà àêòóàëüíóþ èíôîðìàöèþ ïî èíöèäåíòó â 113-é øêîëå, îäíàêî â âåäîìñòâå íå ñìîãëè ïðåäîñòàâèòü îïåðàòèâíûé êîììåíòàðèé.

Òðóäíûé ìàëü÷èê

«Íåñêîëüêî ñëîâ î ñàìîì ïîäðîñòêå: îí èç íåáëàãîïîëó÷íîé ñåìüè. Ìàëü÷èê îêîí÷èë ó íàñ ïåðâûé êëàññ. Ïîñëå ÷åãî ðîäèòåëè âûäâèíóëè óëüòèìàòóì: «Íàøè äåòè ñ íèì ó÷èòüñÿ íå áóäóò», — âñïîìèíàåò Äàâîð. — Òîãäà Åãîð ñìåíèë øêîëó». Íå âûòåðïåëè åãî è â äðóãîì ó÷åáíîì çàâåäåíèè. «Ïðèøëîñü âçÿòü îáðàòíî, — ïðîäîëæàåò ýêñ-äèðåêòîð. — Ñ ïîäðîñòêîì ðàáîòàëè ïñèõîëîãè — íèêàêèõ èçìåíåíèé. Òîãäà ïåðåâåëè íà äîìàøíåå îáó÷åíèå. Îäíàêî â ïðîøëîì ñåíòÿáðå Åãîð ïåðåøåë â øêîëüíûé êëàññ. È âîò âî ÷òî âñå âûëèëîñü».

Ó÷èòåëü ôèçèêè âåðíóëàñü ê ðàáîòå, òðóäíîãî ïîäðîñòêà îïÿòü îòïðàâèëè íà äîìàøíåå îáó÷åíèå. «Èðîíèÿ â òîì, ÷òî òåïåðü íàøè æå ó÷èòåëÿ õîäÿò ê íåìó äîìîé! Êîíå÷íî, âñå, êðîìå ïîñòðàäàâøåé. Áîëüøå âñåãî ìåíÿ áåñïîêîèò âîò ÷òî: à âäðóã ó íåãî ïñèõè÷åñêèå îòêëîíåíèÿ? Îí æå ñíîâà ìîæåò ñîðâàòüñÿ â ëþáîé ìîìåíò! Íàì æäàòü, ïîêà êòî-òî áåç ãëàçà îñòàíåòñÿ?»

Áûâøèé äèðåêòîð íàìåðåí áîðîòüñÿ çà ñâîþ ðåïóòàöèþ: «ß 22 ãîäà ðàáîòàë â ýòîé øêîëå. Åùå è ó÷èëñÿ çäåñü. Ðåøèë îáðàòèòüñÿ â ñóä. Äâàäöàòü ñåäüìîãî ôåâðàëÿ ñîñòîÿëàñü áåñåäà. Ê êîíñåíñóñó ìû íå ïðèøëè. Ïåðâîå çàñåäàíèå ñóäà íàçíà÷åíî íà 19 ìàðòà».

Êîìïëåêñíàÿ ïðîáëåìà

Èç-çà ÷åãî ïåäàãîãè òåðÿþò êîíòðîëü íàä ñëîæíûìè ó÷åíèêàìè? Çàñëóæåííûé ó÷èòåëü Ðîññèè, äîêòîð ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê, ÷ëåí-êîððåñïîíäåíò ÐÀÎ Åâãåíèé ßìáóðã âûñêàçàë òàêîå ìíåíèå â êîììåíòàðèè àãåíòñòâó: âñåìó âèíîé ðåôîðìèðîâàíèå ñèñòåìû îáðàçîâàíèÿ, êîòîðîå ñåãîäíÿ ôàêòè÷åñêè ïðåâðàòèëîñü â ñåêòîð ñôåðû îáñëóæèâàíèÿ: «øêîëû òåðÿþò âîñïèòàòåëüíóþ ôóíêöèþ». «Íàøà ïðîôåññèÿ ñòàëà òàêîé æå îïàñíîé, êàê è ó âðà÷à ñêîðîé. Íåäîïóñòèìî, ÷òîáû ïåäàãîãà ìîã îáèäåòü êàæäûé: ðàñïîÿñàâøèéñÿ ïîäðîñòîê, óòêíóâøèéñÿ âî âðåìÿ óðîêà â ãàäæåò, èëè ÷åðåñ÷óð áäèòåëüíûé ðîäèòåëü, êîòîðûé çàìåòèë ó÷èòåëÿ â ìàãàçèíå çà ïîêóïêîé íèæíåãî áåëüÿ!» — îòìå÷àåò ßìáóðã.

 ñâîþ î÷åðåäü, áûâøèé ñîòðóäíèê óãîëîâíîãî ðîçûñêà è ñòàðøèé îïåðóïîëíîìî÷åííûé ïî äåëàì íåñîâåðøåííîëåòíèõ ïîäïîëêîâíèê â îòñòàâêå Ïàâåë Ñàìîéëîâ â áåñåäå ñ êîððåñïîíäåíòîì îáîçíà÷èë è äðóãèå ïðè÷èíû áåçîáðàçèÿ â øêîëàõ.

«Ñåé÷àñ ïîëîæåíèå õóæå, ÷åì áûëî ðàíüøå. Âîçüìåì ñîâåòñêóþ ðåòðîñïåêòèâó: ëþáàÿ ïîïûòêà íàïàäåíèÿ íà ó÷èòåëÿ âëåêëà çà ñîáîé èìåííî íàêàçàíèå ïî ÓÊ. Òåõ, êòî íå äîñòèã âîçðàñòà óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè, îòïðàâëÿëè â ñïåöøêîëû, ñòàâèëè íà ó÷åò â äåòñêîé êîìíàòå ìèëèöèè. Åå ñîòðóäíèêè âìåñòå ñ ïðåäñòàâèòåëÿìè óãîëîâíîãî ðîçûñêà ïîñåùàëè ñåìüè ñ ïðîâåðêàìè, îíè áûëè ïîñòîÿííî ïîä íàäçîðîì. Òðóäíûå ïîäðîñòêè çíàëè, ÷òî íàêàçàíèå íåîòâðàòèìî, — âñå äåëàëè îïåðàòèâíî, — ïåðå÷èñëÿåò Ñàìîéëîâ. — Òåïåðü æå â ïîäðàçäåëåíèÿõ îðãàíîâ âíóòðåííèõ äåë ñëèøêîì âûñîêàÿ íàãðóçêà, òàì íå óñïåâàþò îòðàáàòûâàòü òàê, êàê ðàíüøå, — ðóê íå õâàòàåò. Äà åùå è â øêîëàõ íå õîòÿò âûíîñèòü ñîð èç èçáû, ìíîãîå îñòàåòñÿ «çà êàäðîì». À îòñóòñòâèå íàêàçàíèÿ è îïåðàòèâíîãî ðåàãèðîâàíèÿ ïîðîæäàåò âñåäîçâîëåííîñòü».

«Ê ïðèìåðó, ðàíüøå çà óïîòðåáëåíèå îäóðìàíèâàþùèõ âåùåñòâ, çà äðàêè êîìèññèÿ ïî äåëàì íåñîâåðøåííîëåòíèõ ñðàçó æå áðàëà ïîäðîñòêà íà êîíòðîëü, — ïðîäîëæàåò ñîáåñåäíèê. — À ñåé÷àñ ìíîãèå óõîäÿò îò íàêàçàíèÿ. Êðîìå òîãî, îñòðî íå õâàòàåò øòàòíûõ ïñèõîëîãîâ â øêîëàõ».

Ïðîáëåìó Ñàìîéëîâ âèäèò è â òåëåâèçèîííîì êîíòåíòå. «Â ýôèðå åæåäíåâíî òðàíñëèðóþò ÷ðåçâû÷àéíûå ïðîèñøåñòâèÿ. Îòðèöàòåëüíûå ãåðîè â ñåðèàëàõ è ôèëüìàõ — îáÿçàòåëüíî õîðîøèå è îáàÿòåëüíûå. Ïîäðîñòêè áåðóò ñ íèõ ïðèìåð è ñ÷èòàþò, ÷òî áûòü íåãîäÿåì — ýòî êðóòî».

Çàêðåïèòü ñòàòóñ

Íåêîòîðûå ýêñïåðòû îòðàñëè ñ÷èòàþò, ÷òî êîðåíü çëà — â ôîðìóëèðîâêàõ çàêîíà «Îá îáðàçîâàíèè» â ðåäàêöèè 2012 ãîäà. Äåëî â òîì, ÷òî, ñîãëàñíî òåêñòó, ó÷åáíûå çàâåäåíèÿ îêàçûâàþò çà ñ÷åò áþäæåòíûõ ñðåäñòâ èìåííî «óñëóãè â ñôåðå îáðàçîâàíèÿ». À, ê ïðèìåðó, â áîëåå ðàííåé ðåäàêöèè 1992 ãîäà ðàáîòó â ýòîé ñôåðå «óñëóãîé» íå íàçûâàëè. ×òî êàñàåòñÿ âîñïèòàòåëüíîé ôóíêöèè, îíà ïî-ïðåæíåìó çàêðåïëåíà çàêîíîäàòåëüíî: ðîäèòåëè íåñóò îòâåòñòâåííîñòü çà âîñïèòàíèå äåòåé, à øêîëû ïîìîãàþò èì â ýòîì.

Íà ôîíå íåïðåêðàùàþùèõñÿ ñêàíäàëîâ ýêñïåðòíîå ñîîáùåñòâî ïðèçûâàåò ïðèíÿòü ìåðû. Òàê, â êîíöå ÿíâàðÿ ãëàâíûé ðåäàêòîð «Ó÷èòåëüñêîé ãàçåòû» Àðñëàí Õàñàâîâ îáðàòèëñÿ â äóìñêèé êîìèòåò ïî îáðàçîâàíèþ è íàóêå ñ èíèöèàòèâîé çàêðåïèòü âûñîêèé ñòàòóñ ïåäàãîãà íà çàêîíîäàòåëüíîì óðîâíå. «Íàïàäåíèé íà ó÷èòåëåé âñå áîëüøå. À îñêîðáëåíèÿ ñòàëè íîðìîé. Ïðèøåë ìîìåíò äëÿ ðàçðàáîòêè ôåäåðàëüíîãî çàêîíà «Î ñòàòóñå ïåäàãîãà», êîòîðûé çàùèòèò èõ ïðàâà, — îáúÿñíÿåò ÐÈÀ Íîâîñòè Õàñàâîâ. — Øòðàôû çà îñêîðáëåíèÿ, ìîæåò, è óäàðÿò ïî êîøåëüêó ñåìüè, íî çàòî çàñòàâÿò çàäóìàòüñÿ ïîäðîñòêîâ îá èõ äåéñòâèÿõ».

Ïîêà èíèöèàòèâó îáñóæäàþò â ðàìêàõ êðóãëûõ ñòîëî⠗ íà îäíîì èç íèõ âûñêàçàëè ïðåäëîæåíèå óñòàíîâèòü â êàæäîì êëàññå âèäåîðåãèñòðàòîðû. «Ñ÷èòàþ, ÷òî ôèêñàöèÿ âñåãî, ÷òî ïðîèñõîäèò, ñêîðåå, ðàçðóøèò äóõ çíàíèé è ñòàíåò ëèøü î÷åðåäíûì èíñòðóìåíòîì êîíòðîëÿ. Ñïîðíîå ïðåäëîæåíèå», — êîììåíòèðóåò Õàñàâîâ.

Çà òî, ÷òîáû ïîääåðæàòü ïåäàãîãîâ, âûñòóïèëè è â Îáùåðîññèéñêîì ïðîôñîþçå îáðàçîâàíèÿ, ñôîðìóëèðîâàâ ðÿä âåñîìûõ ïîïðàâîê â çàêîíîäàòåëüñòâî.

 ïðîôñîþçå ïîëàãàþò, ÷òî íåîáõîäèìî ïîâûñèòü øòðàô ðîäèòåëÿì, êîòîðûå íåïîäîáàþùèì îáðàçîì èñïîëíÿþò ñâîè îáÿçàííîñòè: âìåñòî ïÿòèñîò ðóáëåé — îò äâóõ äî òðåõ òûñÿ÷. Êðîìå òîãî, ïðåäóñìîòðåòü â Àäìèíèñòðàòèâíîì êîäåêñå øòðàô çà «îñêîðáëåíèå, óíèæåíèå ÷åñòè è äîñòîèíñòâà» ïåäàãîãî⠗ ïÿòü òûñÿ÷ ðóáëåé. À â ÓÊ ââåñòè îòäåëüíóþ ñòàòüþ çà «íàñèëüñòâåííûå äåéñòâèÿ â îòíîøåíèè ïåäàãîãè÷åñêîãî ðàáîòíèêà» ñ íàêàçàíèåì äî òðåõ ëåò ëèøåíèÿ ñâîáîäû.

Çàìåñòèòåëü ïðåäñåäàòåëÿ Îáùåðîññèéñêîãî ïðîôñîþçà îáðàçîâàíèÿ Ìèõàèë Àâäååíêî àðãóìåíòèðóåò â ðàçãîâîðå ñ ÐÈÀ Íîâîñòè: «Â ïîñëåäíåå âðåìÿ ìû ñòàëè ñâèäåòåëÿìè ðåçîíàíñíûõ ñîáûòèé. Ïîðà èçìåíèòü îáñòàíîâêó. ×òî êàñàåòñÿ øòðàôî⠗ ïÿòèñîò ðóáëåé íèêòî íå áîèòñÿ. Êîíå÷íî, ìû ïîíèìàåì, ÷òî øòðàôû è óãîëîâíîå íàêàçàíèå ïîëíîñòüþ ïðîáëåìó íå ðåøàò. Íî âñå ýòî ìîæíî èñïîëüçîâàòü â êà÷åñòâå äîïîëíèòåëüíîãî ïðàâîâîãî ìåõàíèçìà».

Âïðî÷åì, ïðåäëîæåíèÿ ïðîôñîþçà óæå âîñïðèíÿëè â øòûêè ðîäèòåëè. «Ìíå ñîâåðøåííî íåïîíÿòíî, äëÿ ÷åãî íóæíî òàêîå çàêðó÷èâàíèå ãàåê», — âîçìóòèëàñü ïðåäñåäàòåëü Öåíòðàëüíîãî ñîâåòà Âñåðîññèéñêîãî îáùåñòâåííîãî äâèæåíèÿ «Íàöèîíàëüíûé ðîäèòåëüñêèé êîìèòåò» Èðèíà Âîëûíåö. Ïî åå ìíåíèþ, äåíåæíûå ñàíêöèè òîëüêî óõóäøàò ïîëîæåíèå. «Äåòÿì èç ñåìåé ñ äîñòàòêîì, ïî ñóòè, áóäóò ïîêóïàòü ïðàâî íà îñêîðáëåíèå. À äëÿ ìàëîèìóùèõ ïÿòü òûñÿ÷ — íåïîäúåìíàÿ ñóììà. Ïîëó÷àåòñÿ, ðîäèòåëè íà÷íóò âëåçàòü â äîëãè, èç-çà ÷åãî ñíèçèòñÿ è áëàãîñîñòîÿíèå ñåìüè, è êà÷åñòâî æèçíè ðåáåíêà».

Âîëûíåö ñ÷èòàåò, ÷òî ïîäðîñòîê èç áåäíîé ñåìüè âðÿä ëè çàäóìàåòñÿ î ïîñëåäñòâèÿõ ñâîåãî ïîâåäåíèÿ: «Ñêîðåå, îí îçëîáèòñÿ, ïîòîìó ÷òî ó åãî ñåìüè äîõîä íèæå, ÷åì ó ñâåðñòíèêîâ. Âîò âàì åùå îäíà ïðè÷èíà äëÿ àãðåññèè. Íàñ÷åò ïåäàãîãî⠗ èì, ÷òîáû äîêàçàòü, ÷òî ðåáåíîê ñîâåðøèë ïðàâîíàðóøåíèå, íóæíî êàê-òî âñå çàôèêñèðîâàòü. Òî åñòü ó÷èòåëÿ ïðåâðàòÿòñÿ â äîíîñ÷èêîâ. À ýòî èñòî÷íèê íîâûõ ïðîáëåì».

×ëåí «Íàöèîíàëüíîãî ðîäèòåëüñêîãî êîìèòåòà» ïðåäëàãàåò â êà÷åñòâå ñòàðòîâîé ìåðû ïîâûñèòü çàðïëàòó ïåäàãîãàì. «Ó÷èòåëü — áåäíûé è áåñïðàâíûé ÷åëîâåê! Îáñëóæèâàþùèé ïåðñîíàë, îêàçûâàþùèé «îáðàçîâàòåëüíûå óñëóãè». Âîñïèòàíèå — ñîâîêóïíàÿ îòâåòñòâåííîñòü êàê ó÷èòåëåé, òàê è ðîäèòåëåé. Ïîñëåäíèå äîëæíû ýòî ÷åòêî ïîíèìàòü. Íà äåëå æå ìû âèäèì, ÷òî ìàìû è ïàïû íå ãîòîâû ñëûøàòü êîíñòðóêòèâíóþ êðèòèêó».

Âûëüåòñÿ ëè â èòîãå âñå ýòî â ðåàëüíûå çàêîíîäàòåëüíûå ìåðû, ïîêà ãîâîðèòü ðàíî. Ïðåäñòîÿò åùå äîëãèå ÷àñû ãîðÿ÷èõ äèñêóññèé. Íî ðåøàòü ñëîæíóþ ïðîáëåìó íóæíî óæå ñåãîäíÿ, ïðè÷åì âíóòðè ñåìüè, íå ñîìíåâàåòñÿ ïñèõîëîã Àíäðåé Çáåðîâñêèé. Åãî ãëàâíàÿ ðåêîìåíäàöèÿ ðîäèòåëÿì — êàê ìîæíî áîëüøå âðåìåíè óäåëÿòü äåòÿì. «Ê ñîæàëåíèþ, êàðòèíà òàêîâà: ðîäèòåëè öåëûé äåíü ðàáîòàþò, áàáóøêè ñ äåäóøêàìè âûïàäàþò èç âîñïèòàòåëüíîãî ïðîöåññà, ïîñêîëüêó, êàê ïðàâèëî, æèâóò â äðóãèõ ðåãèîíàõ. À øêîëà âîîáùå íè íà ÷òî ïðàâ íå èìååò.  èòîãå ðåáåíîê ïðåäîñòàâëåí ñàì ñåáå». Ïî ìíåíèþ ñïåöèàëèñòà, ïîêà øêîëà âíîâü íå ñòàíåò ïîëíîöåííî ó÷àñòâîâàòü â âîñïèòàíèè ó÷àùèõñÿ, à ðîäèòåëè íå ïðåêðàòÿò âñÿ÷åñêè ýòîìó ïðåïÿòñòâîâàòü, ñèòóàöèÿ áóäåò òîëüêî óõóäøàòüñÿ.

https://ria.ru/20200303/1566994117.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https://yandex.ru/news

Источник