Зона ближайшего развития это то что может ребенок с помощью взрослого

Зона ближайшего развития это то что может ребенок с помощью взрослого thumbnail

Зона ближайшего развития (ЗБР) — теоретический конструкт, введённый Львом Выготским в начале 1932—1934 гг. для характеристики связи между обучением и психическим развитием ребёнка.

«Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает»[1].

Согласно Выготскому, ЗБР определяется содержанием тех задач, которые ребёнок ещё не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности. То, что изначально доступно для ребёнка под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием (навыками, умениями). Её наличие свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка. Согласно Выготскому Л. С., процессы развития идут вслед за процессами обучения[2]. Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, на те психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной деятельности со взрослыми, а затем функционируют в его самостоятельной деятельности, а также на сформированную раннее у ребенка систему научных понятий. Понятие Зоны ближайшего развития также позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития. Её определение имеет важное значение для диагностики психического развития ребенка[3]. «Большая или меньшая возможность перехода ребёнка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития и успешность умственной деятельности ребенка»[2].

Формирование языковой компетенции[править | править код]

Развитие психики связано с процессом усвоения человеком социального опыта и его переходом в индивидуальный опыт (интериоризацией). Также, вследствие социальных изменений, возникших на данном этапе развития, появляются психические новообразования, т.е. качественные изменения в психике, которые становятся исходными для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Поэтому речевое развитие предполагает изменения не только в структуре языковой способности, но и в психике ребенка в целом. Речевое развитие обеспечивает усвоение интеллектуального, нравственного, эстетического, духовного, культурного опыта, и способствует появлению соответствующих новообразований в психике ребенка [4]. Данный процесс называется формированием языковой компетенции — психологической системы, включающей два компонента: речевой опыт, приобретаемый ребенком в общении и деятельности, и знания о языке, усваиваемые в обучении. Эта система развивается в результате изменения связей между ее компонентами. С изменением связей преобразуются сами компоненты и возникают новообразования внутри системы [5]. Компоненты языковой компетенции:

  • Ориентировочный компонент — включает в себя анализ признаков языкового материала, на которые прежде всего и ориентируется ребенок (семантические, формально грамматические, стилистические, а также целые комплексы признаков).
  • Операциональный компонент — включает в себя анализ операций, а также их совокупности и последовательности, которые выполняет ребенок при решении задачи. Различия в нем определяются преобладающими ориентациями учеников в языковом материале; а также сама ориентация осуществляется посредством определенных операций, зависящих от тех признаков, которые ученик в первую очередь видит в материале.
  • Эмоционально-волевой компонент — включает в себя не только эмоциональный фон работы над задачей, но те усилия, которые дети затрачивают на поиск решения. Замечено, что одни задачи (даже в ряду однотипных) ученики решают более настойчиво, другие же — оставляют без решения, не прилагая для их выполнения значительных усилий. Этот компонент теснейшим образом связан с разными аспектами речевого опыта ребенка (речевым, учебным) и чувством языка[6].

Соотношение обучения и развития[править | править код]

Процесс обучения, с точки зрения Л.С. Выготского, понимается как коллективная деятельность, происходящая в сотрудничестве между взрослым и ребенком на позиции «равных». Развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Согласно позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является.
Идея Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие, то есть обучение должно идти впереди развития и являться его источником. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития — это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на ЗБР, — это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения. ЗБР даёт представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические психолого-педагогические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для множества детей, так и для каждого отдельного ребёнка. Определение актуального и потенциального уровней развития, а также ЗБР составляет то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. В этом аспекте зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребёнка. Зона ближайшего развития — следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта [7].

Педагогические возможности использования принципа ЗБР[править | править код]

Границей между зоной актуального развития (то есть зоной доступной для самостоятельного выполнения ребенка) и зоной ближайшего развития является то трудное задание, с которым ребёнок не способен справиться самостоятельно и он нуждается в помощи взрослого. В случае, когда ребенок не справляется с заданием, он оказывается в проблемной ситуации, когда он не может выполнить самостоятельно то, что необходимо сделать. Сотрудничество и совместная деятельность ребёнка и взрослого при определении ЗБР или же при обучении в ЗБР осуществляется в данной проблемной ситуации, с которой ребенок справляется благодаря кооперации взрослого. Развитие с этой точки зрения понимается как процесс перехода от совместного выполнения трудных, но доступных ребенку заданий, к самостоятельному выполнению заданий без помощи взрослого. Это же является мерой эффективности помощи взрослого: если ребенок становится способным самостоятельно делать то, что «вчера» делал только в сотрудничестве со взрослым, то помощь оценивается как эффективная. Область зоны ближайшего развития и спектр задач, которые ребенок способен выполнить в совместной деятельности со взрослым, имеет и другую границу, за которой лежит область актуально недоступного, то есть того, что ребенок не может сделать даже в сотрудничестве со взрослым. Таким образом, зона ближайшего развития — это область, ограниченная с двух сторон: с одной стороны граница проходит там, где ребенок способен успешно действовать самостоятельно, с другой — где он не может успешно действовать даже в сотрудничестве со взрослым. Область ЗБР образована действиями, которые ребенок способен понять, но не всегда способен выполнить, то есть это зона, внутри которой ребенок действует разумно и осмысленно с помощью руководства и содействия взрослого. Также по мнению Л. С. Выготского, понятие зоны ближайшего развития может быть распространено не только на когнитивное развитие ребёнка, но и на другие стороны личности[8].

Организация педагогического процесса с учетом ЗБР[править | править код]

С точки зрения Л.С. Выготского, развивающее развитие должно учитывать сензитивные периоды развития, в течение которого организм ребенка обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. Л.С. Выготский писал о сензитивном периоде: «В этот период влияния оказывают воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут быть нейтральными или даже оказывать обратное действие на ход развития» [9]. Сензитивные периоды определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного развивающего обучения. Выготский считал, что в СП некие условия, например обучение, только тогда оказывают влияние на развитие, когда соответствующие циклы развития еще не завершены. Если развитие завершилось, сензитивный период по отношению к данным условиям тоже завершился: «Незавершенность определенных процессов развития является необходимым условием для того, чтобы данный период мог оказаться сензитивным по отношению к определенным условиям». С точки зрения ЗБР, сензетивные периоды определяют готовность ребенка к усвоению определенного содержания обучения и наиболее эффективные формы сотрудничества и взаимодействия в системе «ребенок – взрослый» на данной конкретной возрастной стадии. Оптимальный период обучения, или сензитивный период, имеет, согласно Л.С. Выготскому, свои низший и высший пороги. Функции, находящиеся в стадии созревания, лежат в зоне ближайшего развития. Период, определяемый зоной ближайшего развития, и является сензитивным. Эти периоды являются особенно важными для становления личности ребенка и овладении жизненно важными навыками и умениями. В этот период ребенок учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. В случаях депривации и дефицита раздражителей, адекватных сензитивным периодам, наблюдаются задержка и отставание в развитии соответствующей психической функции.

Читайте также:  Программа социального развития ребенка скачать

С точки зрения Л. С. Выготского, развитию и поиску новых средств выполнения деятельности способствуют сложные задания, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно и вынужден обращаться за помощью взрослого. В данной ситуации педагог должен понимать природу и причины сложностей, с которыми столкнулся ученик и организовать его деятельность так, чтобы ребенок выполнял самостоятельно задания, находящиеся в его зоне актуального развития, оказывая помощь только в сложностях, недоступных для его самостоятельного выполнения. Учитель также должен определить зону ближайшего развития ребенка, ее границы и проблемный эпицентр. Затем предложить ребенку выполнить задания, которые будут находиться в ЗБР.
Учитель должен каждому ребенку оказать ту помощь, в которой ребенок больше всего нуждается. Эти особенности протекания учебного процесса, организуемого как помощь взрослого ребенку, превращают совместную деятельность учителя и ребенка в творческую. Наиболее типичной и общей ситуацией является, когда в случае обнаружения сложностей выполнения заданий у ребенка, учитель предъявляет образец выполнения готового задания. Такая помощь может помочь ребенку в решении, однако, не приводит к развитию и пониманию, а следовательно, ошибка может повторится. Для развитие необходимо наличие деятельности и жизненный опыт самостоятельного преодоления трудностей. В данной концепции взаимодействие педагога и ребенка происходит с равных позиций, как двух равноправных субъектов учебной деятельности, и приводит к развитию. Учитель также должен способствовать организации рефлексии ученика для прояснения причин затруднений в ходе выполнения задания или ошибки. Таким образом, во взаимодействии с педагогом, регулярно получая необходимую помощь и рефлексируя совместную деятельность, ребенок присваивает не только способы деятельности, но и способы ее рефлексии (в том числе демонстрируемые взрослым), что гораздо важнее с точки зрения развития, так как способствует развитию у ребенка способности к самообучению[8].

Литература[править | править код]

  • Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.
  • Выготский Лев Семенович. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство ‘Лабиринт’, М., 1999. — 352 с.
  • Выготский Л.С Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: ГИЗ, 1935. С. 33-52. Стеногр. докл. на засед. каф. дефектологии. Пед. ин-т им. Бубнова. Декабрь 1933 г.; То же // Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391—410.
  • Божович Е. Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 91-99.
  • Зарецкий В. К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96-104.
  • Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
  • Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003
  • Калашникова М.Б. Развитие идей Л.С.Выготского о сензитивных периодах онтогенеза в современной отечественной и зарубежной психологии // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 33–41.
  • Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте// Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения. / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И. А. Володарской. — М.: Редакционно-издательский центр «Помощь», 1996.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Выготский Л.С Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: ГИЗ, 1935. С. 33-52. Стеногр. докл. на засед. каф. дефектологии. Пед. ин-т им. Бубнова. Декабрь 1933 г.; То же // Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391—410.
  2. 1 2 Выготский Лев Семенович. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство ‘Лабиринт’, М., 1999. — 352 с.
  3. ↑ Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.
  4. ↑ Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003
  5. ↑ Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
  6. ↑ Божович Е. Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 91-99.
  7. ↑ Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте// Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения. / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И. А. Володарской. — М.: Редакционно-издательский центр «Помощь», 1996.
  8. 1 2 Зарецкий В. К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96-104.
  9. ↑ Калашникова М.Б. Развитие идей Л.С.Выготского о сензитивных периодах онтогенеза в современной отечественной и зарубежной психологии // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 33–41.

См. также[править | править код]

  • Выготский, Лев Семёнович
  • Когнитивное развитие
  • Педология
  • Культурно-историческая психология

Источник

Î âîñïèòàíèè äåòåé, ïñèõîëîãè÷åñêîì íàñèëèè è ïåøèõ ïðîãóëêàõ.

Ñïåðâà áûñòðûé îôôòîï: ÷óâñòâóþ ñåáÿ äîëæíûì òåì, êòî ïîäïèñûâàëñÿ íà ìåíÿ èç-çà ïîñòîâ ïðî RC, ÿ íå áðîñèë òåìó, äëÿ íîðìàëüíûõ ïîêàòóøåê íå õâàòàëî âðåìåíè, ïîòîì ÿ ñõâàòèë çâåðñêîå ÎÐÂÈ ïî÷òè íà òðè íåäåëè (äî êàðàíòèíà åù¸), íó, à ïîòîì ýòà âîò ñàìîèçîëÿöèÿ, âî âðåìÿ êîòîðîé êàê-òî íå êîìèëüôî ãóëÿòü ñ ìàøèíêàìè. Ñêó÷àÿ äîìà, ÿ íàêëåïàë ìîäåëü ïîëèñïàñòà, êîòîðàÿ íå çàõîòåëà ðàáîòàòü è äîñòàë ìåäíûõ òðóáîê, èç êîòîðûõ ïëàíèðóþ ïàÿòü ñèëîâîé áàìïåð äëÿ Óðàëà, î ÷¸ì è íàïèøó â áëèæàéøåå âðåìÿ, ÿ äóìàþ.

Âîîáùå, ñàì ýòîò ïîñò õîòåëîñü íàïèñàòü ïîñëå ïðî÷òåíèÿ âîò ýòîãî ïîñòà, íî îí, â ñâîþ î÷åðåäü, âûçâàë òàêîå ôååðè÷åñêîå ïîäãîðàíèå ó îäíîé ýêñöåíòðè÷íîé ìàäàìû, ÷òî ÿ, íàïîðîâøèñü ñëó÷àéíî íà å¸ ïîñò ñ äèâíûì ôåéåðâåðêîì âûáðîñîâ èç äîìûñëîâ è ïåðåâèðàíèé ôàêòîâ, ðåøèë îòâå÷àòü íà íåãî, à íå íà îðèãèíàëüíûé. Îïÿòü òàêè, â ìîåé èñòîðèè èìååòñÿ ìíîãî ìîìåíòîâ, ÷òîá ïðèêîïàòüñÿ è îáâèíèòü ìåíÿ â èçäåâàòåëüñòâå íàä äåòüìè, êàê è àâòîðà ïåðâîãî ïîñòà; ê ñîæàëåíèþ, ýòîãî âåñåëüÿ ìû âðÿä ëè äîæä¸ìñÿ, èáî òà ìàäàìà äàâíî çàíåñëà ìåíÿ â ×Ñ, ó íàñ òàì ñâîé óþòíåíüêèé êëóá èç òåõ, êòî çàëåòåë òóäà çà êîíñòðóêòèâíóþ êðèòèêó è ìèðíîå âûñêàçûâàíèå ñâîåãî ñóáúåêòèâíîãî ìíåíèÿ =)

Íó òàê âîò, ìîÿ èñòîðèÿ èçäåâàòåëüñòâà íàä ïîäðàñòàþùèì ïîêîëåíèåì =)

Âûøëî òàê, ÷òî ÿ çàïîëó÷èë ñåáå ñðàçó öåëûé ñåìåéíûé êîìïëåêò — èç äàë¸êèõ Ñèáèðèåâ ìíå ïðèåõàëà è æåíà, è äåòè, ñðàçó ïîäðîùåíûå, äâå áàðûøíè òðèíàäöàòè è îäèííàäöàòè ëåò. ß çàðàíåå îïàñàëñÿ âîçìîæíûõ êîíôëèêòî⠗ âíåçàïíî ïîÿâëÿåòñÿ ÷óæîé äÿäüêà â èõ óþòíîé ñåìåéíîé æèçíè, íî íà óäèâëåíèå çíàêîìñòâî ïðîøëî õîðîøî. Âîîáùå, äåòè ìíå äîñòàëèñü î÷åíü âåæëèâûå, ñïîêîéíûå, ñ íåáîëüøèì êîëè÷åñòâîì ñâîèõ òàðàêàíîâ ó êàæäîé, êîíå÷íî, êóäà æ áåç íèõ, íî äîëæåí ñêàçàòü, ÷òî êðóïíûõ êàïðèçîâ çà ýòè ïÿòü ñ ïîëîâèíîé ëåò ïî÷òè è íå áûëî, êðîìå îäíîãî, êîòîðûé äàæå ìîæíî è íå ñ÷èòàòü.

Îáðàòíàÿ ñòîðîíà ïîêëàäèñòûõ äåòåé çàêëþ÷àëàñü â òîì, ÷òî äåòè áûëè âåñüìà íåñàìîñòîÿòåëüíûìè. Ýòî âñ¸ (è íåñàìîñòîÿòåëüíîñòü, è ïîêëàäèñòîñòü) — ñëåäñòâèÿ îñîáåííîñòåé áàáóøêèíîãî (ò¸ùèíîãî) âîñïèòàíèÿ, äâà àíãåëî÷êà, ïðîãóëèâàþùèõñÿ ïî ÷èñòîìó àñôàëüòó ïîä áàáóøêèíûì ïðèñìîòðîì ïîä çîíòèêîì è â îïðÿòíûõ îä¸æêàõ — çðåëèùå âåñüìà óìèëèòåëüíîå, êîíå÷íî. Ïîñëå ïåðååçäà â Ïåòåðáóðã âñå âäðóã âíåçàïíî ïîíÿëè, ÷òî áàáóøêà îñòàëàñü â Ñèáèðè, ãóëÿòü ñ äåòüìè íåêîìó, à ñàìè ãóëÿòü îíè, ýýý… Íåïðèâû÷íû.

Читайте также:  Психической деятельности и развития ребенка с зпр

Äðóãîé ñëó÷àé ïðîèçîø¸ë ÷åðåç ïàðó ìåñÿöåâ, êîãäà íà÷àëàñü øêîëà (ïåðååçæàëè ëåòîì). Ãäå-òî ÿ óæå â êîììåíòàõ äàâíî îïèñûâàë ýòó èñòîðèþ: çàõîäèò ê íàì â êîìíàòó Ìëàäøàÿ (íà òîò ìîìåíò — ïÿòûé êëàññ) ñ ëèñòèêîì áóìàãè â ðóêàõ, è âåùàåò, ìîë, â øêîëå çàäàëè íàïèñàòü ðåôåðàò. Íó, çàäàëè — ïèøè, ìû íå ïðîòèâ, — ñëåãêà óäèâèëñÿ ÿ. Òóò óæå â ñâîþ î÷åðåäü óäèâèëàñü è äàæå ðàñòåðÿëàñü Ìëàäøàÿ: êàê òàê ïèøè?

— Íî âåäü ðàíüøå áàáóøêà âñåãäà ïèñàëà… — ãîâîðèò.

Âçäîõíóë, ïîøëè â èõ êîìíàòó, âçÿëè ïëàíøåò, óçíàëè, ÷òî, îêàçûâàåòñÿ, êðîìå óñòàíîâëåííûõ èãð è ñåðèé ïðî ïîíè íà þòóáå, â âîëøåáíîé êîðîáî÷êå åñòü åù¸ è äîñòóï ê áåçäíå çíàíèé ÷åëîâå÷åñòâà, ìîæíî âîò òàê çàéòè, íàïðèìåð, íà âèêèïåäèþ èëè íà êàêîé-íèáóäü ñïåöèàëèçèðîâàííûé ñàéò è íàéòè ìíîãî èíòåðåñíîãî ïî íóæíîé òåìå. ×åðåç ÷àñ ðåá¸íî÷åê ñíîâà ïðèø¸ë ê íàì, ðàçìàõèâàÿ ëèñòèêîì, íà ýòîò ðàç çàïîëíåííûì êðóïíûì, ñëåãêà êðèâîâàòûì äåòñêèì ïî÷åðêîì — íàïèñàëà! Ñàìà! Î÷åíü äîâîëüíàÿ áûëà ðåçóëüòàòîì. Ñåé÷àñ, â äåñÿòîì êëàññå, áåç ïðîáëåì âàÿåò ýññå íà äåñÿòîê ñòðàíèö íà ëþáóþ òåìó è ïðèíîñèò èç øêîëû â êëþâèêå ïÿò¸ðêè çà ñî÷èíåíèÿ.

 îáùåì, áûëî íàä ÷åì ïîðàáîòàòü, ïðèó÷àëè äåâ÷îíîê ê ñàìîñòîÿòåëüíîñòè ïîñòåïåííî, ïåðñïåêòèâû îòâå÷àòü çà ÷òî-òî ñàìèì ñíà÷àëà ïóãàëè, ïîòîì ïðèíîñèëè ðàäîñòü ñâåðøåíèé. Äåòêè îáó÷èëèñü ñàìîñòîÿòåëüíî ãóëÿòü íå òîëüêî ëèøü âî äâîðå, íî è óáåãàëè ê ðåêå è äàæå â ñîñåäíèé æèëîé êîìïëåêñ, ïîèãðàòü â âîëåéáîë íà ñïîðòèâíîé ïëîùàäêå. Ïîä ýòî äåëî îáðàñòàëè çíàêîìñòâàìè, êîíå÷íî, è áûëà ñðåäè âñåõ ïðî÷èõ îäíà Ïîäðóæåíöèÿ, ñ êîòîðîé äåâ÷îíêè âîäèëèñü áîëüøå âñåõ. Âìåñòå ãóëÿëè, äåëèëèñü òåì, ÷òî ìîæíî ïî÷èòàòü, îáñóæäàëè ðàçíûå óâëå÷åíèÿ. Ïîìèìî âñåãî ïðî÷åãî, óâëåêëà äåâ÷îíîê ìàãèÿ êàìíåé è ïðî÷àÿ ìèñòèêà. À ÿ êàê ðàç âòîðîé ãîä âûíàøèâàë ïëàí ïîõîäà íà Âîòòîâààðó, êòî íå â êóðñå — ýòî òàêàÿ ãîðà â Êàðåëèè, îâåÿííàÿ ìèñòè÷åñêèì îðåîëîì íàñòîëüêî, ÷òî ëåòîì, ïî òåïëó, íà íåé îáðàçóåòñÿ ë¸ãêèé íàë¸ò èç ëþáèòåëåé Ïðèðîäíûõ Ñèë è ïðî÷èõ ìàãèé. À ÿ òàì íèêîãäà íå áûë, íàïðèìåð, çà âñþ ñâîþ ïðîâåä¸ííóþ â Êàðåëèè þíîñòü. È îäíî ê îäíîìó ïîëó÷èëîñü — ìîæíî êîâàðíî çàìàíèòü äåòèøåê íà ãîðó ïîä âèäîì òóðïîõîäà, à ïîòîì ðàññêàçàòü, ìîë, áûëè ÷óòü ëè íå â ñàìîì ñàêðàëüíîì ìåñòå Êàðåëèè, à íè÷åãî íå îùóòèëè òàêîãî, âîò âàì è âñÿ ìàãèÿ. Òåì áîëåå, ÷òî ïðîâîäèòü ëåòíèé îòïóñê â Êàðåëèè ó íàñ óæå òðàäèöèÿ òàêàÿ.

Çíà÷èò, äèñïîçèöèÿ òàêîâà: íà äâîðå 2017 ãîä, äåòÿì 16 è 14 ñîîòâåòñòâåííî, Ïîäðóæåíöèè òîæå ãäå-òî 15-16, ìû èõ âñåõ áåð¸ì â îõàïêó, ñàæàåì íà çàäíèé äèâàí íàøåãî õèùíîãî «Øåâðîëå Àâåî» è ì÷èìñÿ â Ïåòðîçàâîäñê. Åñòåñòâåííî, ñ âåäîìà ðîäèòåëåé Ïîäðóæêè, íèêàêîãî êèäíåïèíãà, óæ ýòî íå ïðèøü¸òå, ãðàæäàíèí íà÷àëüíèê. ß ïîñòàðàëñÿ êàê ìîã çàðàíåå ïîäãîòîâèòüñÿ ê ïîõîäó, ïðîøòóäèðîâàë íåñêîëüêî ôîðóìîâ ñ îò÷¸òàìè î ïîåçäêàõ äâóõ-òð¸õãîäè÷íîé äàâíîñòè, è âñå, êàê îäèí, ñâîäèëèñü ê òîìó, ÷òî ÷óòü ëè íå íà ñàìó âåðøèíó ìîæíî âïîëíå ïðîåõàòü íà ãîðîäñêîì ñåäàíå. Íà ýòîì ðàñ÷¸òå âåñü çàìûñåë è äåðæàëñÿ — íî÷óåì â ìîåì îò÷åì (ìàòåðíîì) äîìå, áëàãî maman íà þãàõ, ñ óòðà ñëåäóþùåãî äíÿ âûäâèãàåìñÿ, äîåçæàåì äî ïîäíîæèÿ ãîðû, âñêàðàáêèâàåìñÿ, áðîäèì òàì êàêîå-òî âðåìÿ ñðåäè ñåéäîâ, íî÷óåì ó ìàøèíû â ïàëàòêå, ñ óòðà ñíîâà íåìíîãî áðîäèì ïî îêðåñòíîñòÿì, ïîñëå ÷åãî ðâ¸ì êîãòè îáðàòíî â Ïåòðîçàâîäñê. Îòëè÷íûé ïëàí.

Ïåðâûì íàì¸êîì, ÷òî ïëàí ðèñêóåò íå îñóùåñòâèòüñÿ, áûëî âíåçàïíîå ïðîèñøåñòâèå ïî ïóòè èç Ïåòåðáóðãà â Ïåòðîçàâîäñê. Ïåðåä ñàìîé Ïðÿæåé ìû ñëîâèëè êàìåíü, äà òàê çâîíêî è ãóëêî, ÷òî ÿ ðåøèë òàêè òîðìîçíóòü ó êàôåøêè (êòî åçäèò ïî Êîëå, çíàåò, ó êàêîé) è ïîñìîòðåòü. Ïîñìîòðåë è íå îáðàäîâàëñÿ — èç-ïîä êàïîòà êàïàëî ÷òî-òî, ïîäîçðèòåëüíî ïîõîæåå íà êðàñíóþ îõëàæäàþùóþ æèäêîñòü. È â ðàäèàòîðå äûðà, êàê ó ñëîíà. Êàê ãîâîðèòüñÿ, âñ¸, ïðèåõàëè. Ïðè òîì, ÷òî íà ñàìîì äåëå, íå ïðèåõàëè íèôèãà — îò Ïðÿæè äî Ïåòðîçàâîäñêà ïÿòüäåñÿò êèëîìåòðîâ, ïîëíûé ñàëîí äåòåé ïîäðîñòêîâ âçðîñëûõ ñîñòîÿâøèõñÿ ëè÷íîñòåé îò 14 äî 16 ëåò (êàê îíè ñàìè ñ÷èòàþò) è ñòî ìèëëèàðäîâ çà ýâàêóàòîð â ëó÷øåì ñëó÷àå. Ìîæíî ÷òî ñäåëàòü? Ìîæíî âïàñòü â îò÷àÿíèå, õîäèòü âîêðóã òà÷êè ñ êèñëîé ðîæåé è ñðûâàòüñÿ íà âñåõ âîêðóã, îðàòü íà æåíó è ïèíàòü äåòåé. À ìîæíî ïî÷åñàòü ðåïó, íàéòè â íàâèãàòîðå áëèæàéøåå ìåñòî, ãäå ïîòåíöèàëüíî ìîæåò ïðîäàâàòüñÿ íóæíàÿ æèæà (âñåãî-òî â ïîëóêèëîìåòðå) è áîäðûì ãîëîñîì ïîçâàòü âñåõ â ñïàñàòåëüíóþ ýêñïåäèöèþ, çàîäíî è ïî ëåñó ïðîøâûðí¸ìñÿ, â òîì ìåñòå òðàññû ÷óäåñíûå ñîñíÿêè íà ïåñêå ðàñòóò. Êàê èòîã: íàñèäåâøèåñÿ çà 350 êèëîìåòðîâ â òà÷êå äåòêè ðàçìÿëèñü è ïîáåãàëè, êóïëåí çàïàñ êðàñíîãî òîñîëà (äà, ÿ çíàþ, ÷òî îí íå òîñîë, ëåíü ïèñàòü êàæäûé ðàç «îõëàæäàþùàÿ æèäêîñòü»), çàëèò, ïðîáêà ñðî÷íî òóò æå çàêðûòà, ÷òîá æèæà íå õëåñòàëà ïîòîêîì, à êàïàëà, â áàãàæíèêå åù¸ ëèòðà òðè — êàê-íèáóäü äîåäåì. Äàæå ñòîÿâøèå ñðàçó çà Ïðÿæåé ãàåðà íå èñïîðòèëè íàñòðîåíèå îñîáî, íó øòðàô çà ïåðåãîðåâøóþ ëàìïó áëèæíåãî ñâåòà, íó 250 ðóáëåé, ëàäíî, áûâàëî è õóæå.

Íà ñëåäóþùåå óòðî ìû ïî ïëàíó äîëæíû áûëè âûåçæàòü â íåñóñâåòíóþ ðàíü, ÷àñîâ â äåâÿòü-äåñÿòü, íî âìåñòî ýòîãî ïîåõàëè èñêàòü, ãäå áû çàëàòàòü ðàäèàòîð. Óäèâèòåëüíî, íî çà íî÷ü òîñîëà âûòåêëî î÷åíü íåìíîãî, ÿ òàê ïîíèìàþ, ÷òî åñëè áû ïðîáêà áûëà îòêðûòà, âñ¸ âûëèëîñü áû òóò æå. Íàøëè ñåðâèñ, ãäå íàì òàêè ñîãëàñèëèñü õîòü êàê-íèáóäü ïîìî÷ü, êóïèëè ãåðìåòèçàòîð, ìàñòåð íàì õèòðî â íåñêîëüêî ïðè¸ìîâ åãî çàëèë, âðîäå, äåðæèò è íå òå÷¸ò. Äà, ÿ  â êóðñå, ÷òî íàäî ïî-õîðîøåìó ìåíÿòü ðàäèàòîð ñðàçó, íî â Ïåòðîçàâîäñêå òîãäà îí áûë äîñòóïåí òîëüêî ïîä çàêàç ñ îæèäàíèåì â íåñêîëüêî äíåé, ïîòîìó ïðèøëîñü íàäåÿòüñÿ íà Ñëàáîóìèå è Îòâàãó è îáõîäèòüñÿ òåì, ÷òî áûëî äîñòóïíî. Ïîòîìó â ñòîðîíó ãîðû ìû âûåõàëè â ðàéîíå îáåäà.

Ïðîåõàòü âñåãî ïðåäñòîÿëî îêîëî äâóõñîò òðèäöàòè êèëîìåòðîâ, ïåðâûå ñòî — ïî Ìóðìàíñêîé òðàññå, îíà æå òðàññà «Êîëà», ãëàäêàÿ, øèðîêàÿ, íåäàâíî îòðåìîíòèðîâàííàÿ íà òîò ìîìåíò.

Îòâåò íà ïîñò «Îòåö ãîäà» Âîñïèòàíèå, Äåòè, Ðîäèòåëè, Ðîäèòåëè è äåòè, Îòâåò íà ïîñò, Äëèííîïîñò

Ïîòîì, ïîñëå Ãèðâàñà — ðàçáèòàÿ àñôàëüòîâàÿ, ïåðåõîäÿùàÿ â ãðóíòîâêó. Ïîñëåäíèå ñòî êèëîìåòðî⠗ ëåñíàÿ äîðîãà, âñÿ â áåëîé ïûëè, â êîòîðîé íå âèäíî áåëûõ êàìíåé, íîðîâÿùèõ äîëáàíóòü â êîëåñî è ïîðâàòü øèíó, ëèáî ïîãíóòü îáîä. Âðåìÿ îò âðåìåíè íàâñòðå÷ó âûëåòàåò ëåñîâîç â êëóáàõ ïûëè, ïðèõîäèòñÿ ðåçâî ïðûãàòü íà îáî÷èíó, ðèñêóÿ ñúåõàòü â êþâåò, è êîìàíäîâàòü äåòÿì, ÷òîáû ñðî÷íî çàêðûëè îêíà. Ïîòîì ïàðó ìèíóò æä¸øü, ïîêà ïûëü îñÿäåò è ñòàíåò âèäíî äîðîãó äàëüøå, ÷åì íà òðè ìåòðà, è íà÷èíàåøü ïîòèõîíüêó åõàòü. Ïðèåõàëè â Ãèìîëû ðàííèì âå÷åðîì, âñå óñòàëûå, ïûëüíûå, äóøíûå. Ïîïàñëèñü íåìíîæêî ó êîëîäöà, ïðîâîäèëè âçãëÿäîì ãðóïïó íà êâàäðîöèêëàõ (îäèí äàæå òð¸õîñíûé áûë) è ñîáðàëèñü åõàòü ê ãîðå. Ýòî åù¸ ïðèìåðíî äâàäöàòü êèëîìåòðîâ, Ãèìîëû — áëèæàéøåå ê ãîðå ïîñåëåíèå, òóäà äàæå ìîæíî ïðèåõàòü íà ïîåçäå, ïðàâäà, â î÷åíü íåóäîáíîå âðåìÿ. À åù¸ â Ãèìîëàõ íåêîòîðûå ìåñòíûå æèòåëè ïðîìûøëÿþò òåì, ÷òî îêàçûâàþò óñëóãè èçâîçà äî ãîðû è îáðàòíî, î ÷¸ì ãëàñÿò íåñêîëüêî îáúÿâëåíèé ðàçíîãî ôîðìàòà — îò áóìàæêè èç òåòðàäêè äî áîëüøîé íàäïèñè íà çàáîðå. Íó à ìû ÷î, ìû ñàìè ñ óñàìè, äà åù¸ è íà çàëàòàííîì Øåâèêå. Âûðóëèëè íà ãðóíòîâêó ê ãîðå è ïîñêàêàëè.  êèëîìåòðå îò äåðåâíè äîãíàëè ãðóïïó òóðèñòîâ, êîòîðûå ïåðåãîðîäèëè íàì äîðîãó è ïîñîâåòîâàëè ïî èõ ïðèìåðó áðîñèòü òà÷êó ó êàðüåðà, ìåñòíûå ãîâîðÿò, ÷òî òàì áåçîïàñíî, íå òðîíóò. À òî, ìîë, äàëüøå íå ïðîåõàòü. Íó, òóò êàê. Äâàäöàòü êèëîìåòðîâ âïåðåäè ïóãàëè ñâîèì êîëè÷åñòâîì, ïîòîìó ðåøèëè òàêè åõàòü, òåì áîëåå, äîðîãà âðîäå ïîçâîëÿëà. Ïî íà÷àëó. ×åðåç åù¸ êèëîìåòð îíà ïðåâðàòèëàñü â ãðÿçåâîé êèñåëü, â êîòîðîì ïàðàëëåëüíî äâèæåíèþ âàëÿëèñü çäîðîâåííûå áð¸âíà. Õîøü-íå õîøü, ïðèä¸òñÿ òàêè îñòàâëÿòü ìàøèíó. Êîå-êàê ðàçâåðíóâøèñü íà ëåñíîé äîðîãå, âåðíóëèñü ê êàðüåðó, îñòàâèëè òà÷êó è ïîøëè. Ïåøàÿ ïðîãóëêà íà òàêîå ðàññòîÿíèå íå âõîäèëà â íàøè ïëàíû, íî àëüòåðíàòèâà áûëà åù¸ óæàñíåå — ñåñòü â ìàøèíó è åõàòü îáðàòíî. Ñíîâà ñòî êèëîìåòðîâ ïûëè, ïîòîì åù¸ ñòî — òðàññû, è äîìîé, íåñîëîíî õëåáàâøè. Äåíü ìó÷åíèé ïðîñòî òàê, áåç íàãðàäû è öåëè. Ýòà ïåðñïåêòèâà ïîèñòèíå óäðó÷àëà. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, ïåðñïåêòèâà ïåøêîäðàëèòü ïÿòü ÷àñîâ óäðó÷àëà æåíó, å¸ ïîíÿòü ìîæíî, â íåé âñåãî ïîëòîðà ìåòðà ðîñòà, à çíà÷èò, êàê ãîâîðèë îäèí èç ãåðîåâ Äæåòà Ëè, åé ïðèõîäèòñÿ íà òî æå ðàññòîÿíèå ÷àùå ïåðåáèðàòü íîãàìè. Äîãîâîðèëèñü, ÷òî ïîïðîáóåì òàêè ïðîéòè, à êàê ñòàíåò ñîâñåì íåâìîãîòó, ñÿäåì ïîä êóñòèê, ïîïëà÷åì è ïîéä¸ì íàçàä, äà, êàê ×àïàåâ â àíåêäîòå ïðî ïåðåïëûâàíèå Óðàëà. Òàê è øëè, íàøëè ñåáå ïî êóñòàì ïàëêè íà ðîëü ïîñîõîâ, è áðåëè ïî ëåñíîé äîðîãå, èíîãäà ôîðñèðóÿ îãðîìíûå ëóæè.

Читайте также:  Развитие индивидуальных особенностей у ребенка

Îòâåò íà ïîñò «Îòåö ãîäà» Âîñïèòàíèå, Äåòè, Ðîäèòåëè, Ðîäèòåëè è äåòè, Îòâåò íà ïîñò, Äëèííîïîñò

Ôîòîãðàôèðîâàëà æåíà, ïîòîìó âåçäå âèä îò å¸ ëèöà.

Îòâåò íà ïîñò «Îòåö ãîäà» Âîñïèòàíèå, Äåòè, Ðîäèòåëè, Ðîäèòåëè è äåòè, Îòâåò íà ïîñò, Äëèííîïîñò

Íà ïðàâàõ ñàìîãî ñòàðîãî çóáðà â ýòîì ñòàäå, ÿ óçóðïèðîâàë ïðàâî íåñòè ðþêçàê ñ âîäîé è ïðîâèàíòîì. Ïàëàòêà è ñïàëüíèêè îñòàëèñü â ìàøèíå, èáî âñ¸-òàêè ðåøèëè, ÷òî íî÷åâàòü íå áóäåì (èõ áûëî òðîå, ÿ îäèí, ïðèøëîñü óñòóïèòü æåíñêîìó àëüÿíñó). Ñëåâà íàïðàâî: Ñòàðøàÿ, ß, Ìëàäøàÿ, Ïîäðóæêà. Çà êàäðîì — óíûëî áðåäóùàÿ ñçàäè æåíà.

 êàêîé-òî ìîìåíò ñäåëàëè ìèíè-ïðèâàë è ïîäêðåïèëèñü áóòåðáðîäàìè ñ êîëáàñîé, ñðàçó ñòàëî âåñåëåå, è äàæå æåíà ñòàëà áðåñòè áîëåå ðàäîñòíî, ïðîÿâëÿÿ ÷óäåñà ñìèðåíèÿ è ãåðîèçìà. Äåòè æå âñ¸ ýòî âðåìÿ ïðîñòî øëè, ãóëÿÿ, êàê â ïàðêå. Òî ïåëè õîðîì, òî áîëòàëè è õèõèêàëè, òî äàæå ññîðÿñü ïî ìåëî÷è èíîãäà. Àáñîëþòíî íå âîñïðèíÿëè ïðîèñõîäÿùåå, êàê òðóäíîñòè è íàãðóçêó. Õîòÿ ìû íå ñêðûâàëè îò íèõ íè÷åãî — äîðîãà óáèòà, ïîéä¸ì ïåøêîì, âîçìîæíî, íå äîéä¸ì. Îíè âèäåëè, ÷òî ðÿäîì åñòü âçðîñëûå â àäåêâàòíîì ñîñòîÿíèè, íå ïàíèêóþùèå, à çíà÷èò, áîÿòüñÿ íå÷åãî.

Îòâåò íà ïîñò «Îòåö ãîäà» Âîñïèòàíèå, Äåòè, Ðîäèòåëè, Ðîäèòåëè è äåòè, Îòâåò íà ïîñò, Äëèííîïîñò

Âîò òàê âûãëÿäÿò ìåñòíûå ëóæè. Áëèæíÿÿ åù¸ íè÷åãî, à âîò ñëåäóþùàÿ — îò êðàÿ è äî êðàÿ. igles, íå áóäü äóðàêîì, îáîéäè ïî îáî÷èíå, òû ÷åãî! — ñêàæåò êàêîé-íèáóäü ÷èòàòåëü. Íî íþàíñ â òîì, ÷òî ïî áîêàì îò äîðîãè íèêàêèå íå ëóãà è ïîëÿ, à âîò ÷òî.

Îòâåò íà ïîñò «Îòåö ãîäà» Âîñïèòàíèå, Äåòè, Ðîäèòåëè, Ðîäèòåëè è äåòè, Îòâåò íà ïîñò, Äëèííîïîñò

̸ðòâûå, ìàòüèõ, Òîïè, ïðàêòè÷åñêè. È ìû, ÷åòûðå õîááèòà è Ãýíäàëüô-áåç-áîðîäû-è-øëÿïû, áðåä¸ì ê ñâîåìó Îðîäðóèíó. Ïðîéòè ìîæíî áûëî ïî óçåíüêîé ïîëîñêå áîëåå-ìåíåå òâ¸ðäîé ïî÷âû, äåðæàùåéñÿ íà ñïëåòåíèè êîðíåé, áóêâàëüíî êàê ïî êàíàòó, áåç ïîñîõîâ íå ïîëó÷èëîñü áû.  îäíîì ìåñòå ÿ íàñòóïèë â çëîûáó÷èé ïåñîê, ïîäìûòûé ðîäíè÷êîì, è óòîïèë â æèäêîé ãðÿçè áåðö ïî ñàìóþ øíóðîâêó, äàæå âíóòðü ïîïàëî íåìíîãî âîäû.  ñàìèõ ëóæàõ ìû âèäàëè äàæå çàñòðÿâøèå ìàøèíû, íàïðèìåð, âïîëíå ñåáå ÓÀÇ «Ïàòðèîò» êîå-ãäå çàâÿç, ïîòîìó, ÷òî ðåøèë åõàòü íå ïî êîëåå, à âûïåíäðèòüñÿ.

 èòîãå, ìû, óñòàëûå, ïðèáðåëè ê Þæíîé ñòîÿíêå — ìåñòó ó ïîäíîæüÿ ãîðû, óäîáíîìó äëÿ ðàçáèòèÿ áèâàêà, ñî ñòàðûìè êîñòðèùàìè è ñêàìåå÷êàìè èç áð¸âåí. Èñåññíà, òàì óæå âåñåëî ñèäåëà êîìïàíèÿ òóðèñòîâ, îíè îòâåòèëè íà íàøè âîïðîñû êàñàòåëüíî ìàøèí èç Ãèìîë è öåííèêà íà íèõ è ãîñòåïðèèìíî ïðèãëàñèëè íà ÷àé ê êîñòðó. Ìû ðåøèëè íå çëîóïîòðåáëÿòü è ðàñïîëîæèëèñü çà êóñòèêàìè íà êî÷êå, âûïèòü âîäû èç áóòûëîê è ñæåâàòü ïî áóòåðáðîäó ñ êîëáàñîé åù¸ ðàç. Ïàðàëëåëüíî îáñóæäàëè êîððåêòèðîâêè ê ïëàíó. Áûëî îêîëî äåñÿòè ÷àñîâ âå÷åðà, ðàçãàð êàðåëüñêèõ áåëûõ íî÷åé, ñâåòëî è âñ¸ âèäíî, äàæå ÷èòàòü ìîæíî. Ðåøèëè âûçâàòü òà÷êó äëÿ ýâàêóàöèè íàñ îáðàòíî, à ïîêà îíà åäåò, ïîäíÿòüñÿ íà ãîðó è òóò æå ñïóñòèòüñÿ âíèç, íå äî ãóëÿíèé ïî âåðøèíå óæå. Íî îêàçàëîñü, ÷òî ó ïîäíîæèÿ ñâÿçü íå ëîâèò ñîâñåì. Âûõîäà íåò, ìû ïðîñòî äîëæíû ïîäíÿòüñÿ, ÷òîá âûçâàòü ìàøèíó. Íó, íàäî òàê íàäî. Ñåâåðíûé ñêëîí Âîòòàâààðû ïîëîãèé, è òàì íà ñàìîì äåëå ìîæíî ïðîåõàòü íà ìàøèíå (åñëè ñìîãëè äîåõàòü äî ãîðû), à âîò þæíûé, áëèæíèé ê Ãèìîëàì, ó êîòîðîãî ìû è ñòîÿëè, îêàçàëñÿ äîâîëüíî êðóòûì. Ïðèìåðíî ïîëîâèíó ïîäú¸ìà íàì ïðèøëîñü êàðàáêàòüñÿ äàæå íà ÷åòâåðåíüêàõ. Ôîòîãðàôèé, êñòàòè, áîëüøå íå áóäåò, íå äî íèõ óæå áûëî.

 êàêîé-òî ìîìåíò ÿ îáíàðóæèë, ÷òî äåòè âåäóò ñåáÿ ñòðàííî, ïîñòîÿííî îñòóïàþòñÿ, ïðîìàõèâàþòñÿ íîãàìè ïî êàìíÿì, ïàðó ðàç äàæå åäâà íå ðàçáèâ êîëåíêè îá áóëûæíèêè, êàê áóäòî íà îùóïü èëè ïðèáóõíóâ. Íî ñ ñîáîé àëêàøêè íåòó, ê òóðèñòàì áåç íàñ íå ïîäõîäèëè =)

Òîðìîçíóâ ìîëîä¸æü, ñòðîãî ñïðîñèë, â ÷¸ì âîîáùå äåëî. Îêàçàëîñü, ÷òî äåòêè áûëè íà ñàìîì ïèêå óâëå÷åíèÿ êíèãîé «Äîì â êîòîðîì» (ñàì äî ýòîãî äâàæäû ïûòàëñÿ ïðî÷èòàòü, ñòîøíèëî ïîñëå ïÿòîé ñòðàíèöû), è ïûòàëèñü âåñòè ñåáÿ, êàê ó÷àñòíèêè îäíîé èç ãðóïï ãåðîåâ. ß ÷îò âûøåë èç ñåáÿ, íî âíåøíå ñòàðàëñÿ íå ïðîÿâëÿòü ýòî íèêàê, ïðîñòî ïðî÷èòàë êîðîòêóþ íî ñåðü¸çíóþ ëåêöèþ î òîì, ÷òî ìû íàõîäèìñÿ íå â ïàðêå, à íà êðóòîé (ïî íàêëîíó) òðîïå, èç êîòîðîé òîð÷àò îñòðûå êàìíè, è åñëè êòî-òî èç íèõ ðàçîáü¸ò èëè ïîäâåðí¸ò íîãó, ÿ, êîíå÷íî, òîò åù¸ òåðìèíàòîð è äîñòàâëþ ðàíåíîãî ê öèâèëèçàöèè, íî ýòî áóäåò î÷åíü òÿæ¸ëîå äëÿ âñåõ ïðèêëþ÷åíèå è íàäî îáîéòèñü áåç íåãî. Äàâèë íà òî, ÷òî îíè õîòü è äåòè, íî óæå äîâîëüíî âåëèêîâîçðàñòíûå, äîñòàòî÷íî îòâåòñòâåííûå, ïîòîìó äîëæíû ïîíèìàòü ñåðü¸çíîñòü ñèòóàöèè, è ÿ íàäåþñü íà íèõ â ïëàíå ïîìîùè â îáåñïå÷åíèè áåçîïàñíîñòè âñåãî ïðåäïðèÿòèÿ. Äåòè ñïåðâà áûëè ÿâíî íåäîâîëüíû çàïðåòîì íà ïîäðàæàíèå ïåðñîíàæàì êíèãè, íî â ïðîöåññå áåñåäû òàêè ïðîíèêëèñü è äàëüøå âåëè ñåáÿ áîëåå íàä¸æíî. Õîòü è ñêâîçèëà ñëåãêà ëåãêàÿ íå òî ÷òîáû îáèäà, íî òàê, ÷òî-òî ïîäîáíîå.

 èòîãå, ìû çàëåçëè, óâèäàëè äâà ñåéäà è íåñêîëüêî êðèâûõ ñîñåí, îñòàíîâèëèñü, è ÿ ïðîâîçãëàñèë: Äîáðàëèñü! Äåòè âíåçàïíî ðèíóëèñü ê íàì ñ æåíîé îáíèìàòüñÿ, ÿ äàæå îïåøèë, äóìàë, îíè äóþòñÿ âñ¸ åù¸. Íî îíè èñêðåííå áûëè ðàäû ñâåðøåíèþ; â ëþáîì ïðèêëþ÷åíèè, ÿ ñ÷èòàþ, äîëæíà áûòü ìèíóòêà íà îñîçíàíèå òîãî, ÷òî âîò ñåé÷àñ — êóëüìèíàöèÿ. Ýòî ïðèäà¸ò ñìûñë âñåìó ïðåäïðèÿòèþ.

Íó à äàëüøå óæå ïðîùå. Âûçâàëè ïðîâîäíèêà, ñïóñòèëèñü, ïîáðåëè ïî äîðîãå ìåäëåííî è óñòàëî, âñòðåòèëè ìàøèíó — çà íàìè ïðèåõàë ìåñòíûé äÿäüêà íà äëèííîáàçíîé «Íèâå». Ïîòîì âñòðå÷à ñ ðîäíûì «Øåâèêîì», æåíà ñåëà çà ðóëü, ïîêà ãðóíòîâêà, à ÿ íåìíîãî ïîêåìàðèë íà ïàññàæèðñêîì, äåòè çàâàëèëèñü ñïàòü äðóã íà äðóãå ñçàäè. Ïîòîì ïîìåíÿëèñü, æåíà äðåìàëà, à ÿ â¸ç íàñ âñåõ ïî òðàññå îò Ãèðâàñà äî äîìà (õèòðåíüêèé, ïðèáðàë ñåáå ñàìûé ïðîñòîé ó÷àñòîê äîðîãè). Íà ñàìîì äåëå, ìû ñ æåíîé äîãîâàðèâàëèñü, ÷òî îíà ïîâåç¸ò íàñ 20-30 êèëîìåòðîâ, íî îíà êîâàðíî ðåøèëà ìåíÿ íå áóäèòü, ïîêà ó íå¸ åñòü ñèëû, è ãåðîè÷åñêè äîâåçëà íàñ äî ñàìîãî Ãèðâàñà.

 èòîãå, â êâàðòèðó ìû ïîäíÿëèñü â øåñòîì ÷àñó óòðà. Ìåíüøå, ÷åì çà ñóòêè ìû îáåðíóëèñü äî ãîðû è îáðàòíî, âîñõîæäåíèå, êîíå÷íî, íîìèíàëüíîå, òàì ìíîãî åñòü íà ÷òî ïîñìîòðåòü, à ìû òàê — ââåðõ è ïî÷òè ñðàçó âíèç, íî çàòî â ïëàíå äîðîæíîãî ïðåâîçìîãàíèÿ ýòî íàâåðíÿêà ðåêîðä èëè îêîëî òîãî. Ñëåäóþùèé äåíü îòñûïàëèñü, ïîòîì ïðîñòî îòäûõàëè, íó è ïîä êîíåö îòïóñêà, íà òðåòèé äåíü îò âîñõîæäåíèÿ, äâèíóëèñü â Ïåòåðáóðã. Ïðèïàðêîâàâøèñü ó äîìà, ïàëüöåì â ïðèâåç¸ííîé èç Êàðåëèè íà çàäíåì ñòåêëå áåæåâîé ïûëè íàïèñàë: «Âîòòàâààðà». Ïîòîìó ÷òî ìû òàì áûëè.

Íó è êàñàòåëüíî ïñèõîëîãè÷åñêîãî íàñèëèÿ íàä íåîêðåïøèìè óìàìè. Äàëüíåéøèé îïðîñ ñðåäè äåòñêîãî íàñåëåíèÿ ïîêàçàë, ÷òî ïóòåøåñòâèå äëÿ íèõ èìåëî åäèíñòâåííûé ìèíóñ — äîëãî åõàòü èç Ïèòåðà íà ìàøèíå.

ß âîîáùå ñ ñàìîãî íà÷àëà äè÷àéøå áîÿëñÿ íàëîìàòü äðîâ â âîñïèòàíèè þíûõ óìîâ, íî òî, ÷òî â èòîãå äåòè íàì äîâåðÿþò è ïðèõîäÿò çà ïîìîùüþ ñî ñâîèìè ïðîáëåìàìè (èíîãäà äàæå êî ìíå ðàíüøå, ÷åì ê ìàòåðè), ãîâîðèò, ÷òî ìû, âñ¸ òàêè, ïî áîëüøåé ÷àñòè âîñïèòûâàëè èõ ïðàâèëüíî. Ïðÿìî ðàäîñòü, êàê îò ñäàííîãî ýêçàìåíà, ñàìîãî ñëîæíîãî â æèçíè.

Íî, êîíå÷íî, êîå-êòî ñêàæåò, ÷òî ýòî ïðîñòî ñòîêãîëüìñêèé ñèíäðîì 😉

Источник