Зона ближайшего развития это то что может ребенок с помощью взрослого

Зона ближайшего развития (ЗБР) — теоретический конструкт, введённый Львом Выготским в начале 1932—1934 гг. для характеристики связи между обучением и психическим развитием ребёнка.
«Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает»[1].
Согласно Выготскому, ЗБР определяется содержанием тех задач, которые ребёнок ещё не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности. То, что изначально доступно для ребёнка под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием (навыками, умениями). Её наличие свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка. Согласно Выготскому Л. С., процессы развития идут вслед за процессами обучения[2]. Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, на те психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной деятельности со взрослыми, а затем функционируют в его самостоятельной деятельности, а также на сформированную раннее у ребенка систему научных понятий. Понятие Зоны ближайшего развития также позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития. Её определение имеет важное значение для диагностики психического развития ребенка[3]. «Большая или меньшая возможность перехода ребёнка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития и успешность умственной деятельности ребенка»[2].
Формирование языковой компетенции[править | править код]
Развитие психики связано с процессом усвоения человеком социального опыта и его переходом в индивидуальный опыт (интериоризацией). Также, вследствие социальных изменений, возникших на данном этапе развития, появляются психические новообразования, т.е. качественные изменения в психике, которые становятся исходными для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Поэтому речевое развитие предполагает изменения не только в структуре языковой способности, но и в психике ребенка в целом. Речевое развитие обеспечивает усвоение интеллектуального, нравственного, эстетического, духовного, культурного опыта, и способствует появлению соответствующих новообразований в психике ребенка [4]. Данный процесс называется формированием языковой компетенции — психологической системы, включающей два компонента: речевой опыт, приобретаемый ребенком в общении и деятельности, и знания о языке, усваиваемые в обучении. Эта система развивается в результате изменения связей между ее компонентами. С изменением связей преобразуются сами компоненты и возникают новообразования внутри системы [5]. Компоненты языковой компетенции:
- Ориентировочный компонент — включает в себя анализ признаков языкового материала, на которые прежде всего и ориентируется ребенок (семантические, формально грамматические, стилистические, а также целые комплексы признаков).
- Операциональный компонент — включает в себя анализ операций, а также их совокупности и последовательности, которые выполняет ребенок при решении задачи. Различия в нем определяются преобладающими ориентациями учеников в языковом материале; а также сама ориентация осуществляется посредством определенных операций, зависящих от тех признаков, которые ученик в первую очередь видит в материале.
- Эмоционально-волевой компонент — включает в себя не только эмоциональный фон работы над задачей, но те усилия, которые дети затрачивают на поиск решения. Замечено, что одни задачи (даже в ряду однотипных) ученики решают более настойчиво, другие же — оставляют без решения, не прилагая для их выполнения значительных усилий. Этот компонент теснейшим образом связан с разными аспектами речевого опыта ребенка (речевым, учебным) и чувством языка[6].
Соотношение обучения и развития[править | править код]
Процесс обучения, с точки зрения Л.С. Выготского, понимается как коллективная деятельность, происходящая в сотрудничестве между взрослым и ребенком на позиции «равных». Развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Согласно позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является.
Идея Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие, то есть обучение должно идти впереди развития и являться его источником. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития — это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на ЗБР, — это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения. ЗБР даёт представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические психолого-педагогические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для множества детей, так и для каждого отдельного ребёнка. Определение актуального и потенциального уровней развития, а также ЗБР составляет то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. В этом аспекте зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребёнка. Зона ближайшего развития — следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта [7].
Педагогические возможности использования принципа ЗБР[править | править код]
Границей между зоной актуального развития (то есть зоной доступной для самостоятельного выполнения ребенка) и зоной ближайшего развития является то трудное задание, с которым ребёнок не способен справиться самостоятельно и он нуждается в помощи взрослого. В случае, когда ребенок не справляется с заданием, он оказывается в проблемной ситуации, когда он не может выполнить самостоятельно то, что необходимо сделать. Сотрудничество и совместная деятельность ребёнка и взрослого при определении ЗБР или же при обучении в ЗБР осуществляется в данной проблемной ситуации, с которой ребенок справляется благодаря кооперации взрослого. Развитие с этой точки зрения понимается как процесс перехода от совместного выполнения трудных, но доступных ребенку заданий, к самостоятельному выполнению заданий без помощи взрослого. Это же является мерой эффективности помощи взрослого: если ребенок становится способным самостоятельно делать то, что «вчера» делал только в сотрудничестве со взрослым, то помощь оценивается как эффективная. Область зоны ближайшего развития и спектр задач, которые ребенок способен выполнить в совместной деятельности со взрослым, имеет и другую границу, за которой лежит область актуально недоступного, то есть того, что ребенок не может сделать даже в сотрудничестве со взрослым. Таким образом, зона ближайшего развития — это область, ограниченная с двух сторон: с одной стороны граница проходит там, где ребенок способен успешно действовать самостоятельно, с другой — где он не может успешно действовать даже в сотрудничестве со взрослым. Область ЗБР образована действиями, которые ребенок способен понять, но не всегда способен выполнить, то есть это зона, внутри которой ребенок действует разумно и осмысленно с помощью руководства и содействия взрослого. Также по мнению Л. С. Выготского, понятие зоны ближайшего развития может быть распространено не только на когнитивное развитие ребёнка, но и на другие стороны личности[8].
Организация педагогического процесса с учетом ЗБР[править | править код]
С точки зрения Л.С. Выготского, развивающее развитие должно учитывать сензитивные периоды развития, в течение которого организм ребенка обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. Л.С. Выготский писал о сензитивном периоде: «В этот период влияния оказывают воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут быть нейтральными или даже оказывать обратное действие на ход развития» [9]. Сензитивные периоды определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного развивающего обучения. Выготский считал, что в СП некие условия, например обучение, только тогда оказывают влияние на развитие, когда соответствующие циклы развития еще не завершены. Если развитие завершилось, сензитивный период по отношению к данным условиям тоже завершился: «Незавершенность определенных процессов развития является необходимым условием для того, чтобы данный период мог оказаться сензитивным по отношению к определенным условиям». С точки зрения ЗБР, сензетивные периоды определяют готовность ребенка к усвоению определенного содержания обучения и наиболее эффективные формы сотрудничества и взаимодействия в системе «ребенок – взрослый» на данной конкретной возрастной стадии. Оптимальный период обучения, или сензитивный период, имеет, согласно Л.С. Выготскому, свои низший и высший пороги. Функции, находящиеся в стадии созревания, лежат в зоне ближайшего развития. Период, определяемый зоной ближайшего развития, и является сензитивным. Эти периоды являются особенно важными для становления личности ребенка и овладении жизненно важными навыками и умениями. В этот период ребенок учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. В случаях депривации и дефицита раздражителей, адекватных сензитивным периодам, наблюдаются задержка и отставание в развитии соответствующей психической функции.
С точки зрения Л. С. Выготского, развитию и поиску новых средств выполнения деятельности способствуют сложные задания, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно и вынужден обращаться за помощью взрослого. В данной ситуации педагог должен понимать природу и причины сложностей, с которыми столкнулся ученик и организовать его деятельность так, чтобы ребенок выполнял самостоятельно задания, находящиеся в его зоне актуального развития, оказывая помощь только в сложностях, недоступных для его самостоятельного выполнения. Учитель также должен определить зону ближайшего развития ребенка, ее границы и проблемный эпицентр. Затем предложить ребенку выполнить задания, которые будут находиться в ЗБР.
Учитель должен каждому ребенку оказать ту помощь, в которой ребенок больше всего нуждается. Эти особенности протекания учебного процесса, организуемого как помощь взрослого ребенку, превращают совместную деятельность учителя и ребенка в творческую. Наиболее типичной и общей ситуацией является, когда в случае обнаружения сложностей выполнения заданий у ребенка, учитель предъявляет образец выполнения готового задания. Такая помощь может помочь ребенку в решении, однако, не приводит к развитию и пониманию, а следовательно, ошибка может повторится. Для развитие необходимо наличие деятельности и жизненный опыт самостоятельного преодоления трудностей. В данной концепции взаимодействие педагога и ребенка происходит с равных позиций, как двух равноправных субъектов учебной деятельности, и приводит к развитию. Учитель также должен способствовать организации рефлексии ученика для прояснения причин затруднений в ходе выполнения задания или ошибки. Таким образом, во взаимодействии с педагогом, регулярно получая необходимую помощь и рефлексируя совместную деятельность, ребенок присваивает не только способы деятельности, но и способы ее рефлексии (в том числе демонстрируемые взрослым), что гораздо важнее с точки зрения развития, так как способствует развитию у ребенка способности к самообучению[8].
Литература[править | править код]
- Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.
- Выготский Лев Семенович. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство ‘Лабиринт’, М., 1999. — 352 с.
- Выготский Л.С Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: ГИЗ, 1935. С. 33-52. Стеногр. докл. на засед. каф. дефектологии. Пед. ин-т им. Бубнова. Декабрь 1933 г.; То же // Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391—410.
- Божович Е. Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 91-99.
- Зарецкий В. К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96-104.
- Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003
- Калашникова М.Б. Развитие идей Л.С.Выготского о сензитивных периодах онтогенеза в современной отечественной и зарубежной психологии // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 33–41.
- Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте// Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения. / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И. А. Володарской. — М.: Редакционно-издательский центр «Помощь», 1996.
Примечания[править | править код]
- ↑ Выготский Л.С Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: ГИЗ, 1935. С. 33-52. Стеногр. докл. на засед. каф. дефектологии. Пед. ин-т им. Бубнова. Декабрь 1933 г.; То же // Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391—410.
- ↑ 1 2 Выготский Лев Семенович. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство ‘Лабиринт’, М., 1999. — 352 с.
- ↑ Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.
- ↑ Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003
- ↑ Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- ↑ Божович Е. Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 91-99.
- ↑ Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте// Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения. / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И. А. Володарской. — М.: Редакционно-издательский центр «Помощь», 1996.
- ↑ 1 2 Зарецкий В. К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96-104.
- ↑ Калашникова М.Б. Развитие идей Л.С.Выготского о сензитивных периодах онтогенеза в современной отечественной и зарубежной психологии // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 33–41.
См. также[править | править код]
- Выготский, Лев Семёнович
- Когнитивное развитие
- Педология
- Культурно-историческая психология
Источник
Î âîñïèòàíèè äåòåé, ïñèõîëîãè÷åñêîì íàñèëèè è ïåøèõ ïðîãóëêàõ.
Ñïåðâà áûñòðûé îôôòîï: ÷óâñòâóþ ñåáÿ äîëæíûì òåì, êòî ïîäïèñûâàëñÿ íà ìåíÿ èç-çà ïîñòîâ ïðî RC, ÿ íå áðîñèë òåìó, äëÿ íîðìàëüíûõ ïîêàòóøåê íå õâàòàëî âðåìåíè, ïîòîì ÿ ñõâàòèë çâåðñêîå ÎÐÂÈ ïî÷òè íà òðè íåäåëè (äî êàðàíòèíà åù¸), íó, à ïîòîì ýòà âîò ñàìîèçîëÿöèÿ, âî âðåìÿ êîòîðîé êàê-òî íå êîìèëüôî ãóëÿòü ñ ìàøèíêàìè. Ñêó÷àÿ äîìà, ÿ íàêëåïàë ìîäåëü ïîëèñïàñòà, êîòîðàÿ íå çàõîòåëà ðàáîòàòü è äîñòàë ìåäíûõ òðóáîê, èç êîòîðûõ ïëàíèðóþ ïàÿòü ñèëîâîé áàìïåð äëÿ Óðàëà, î ÷¸ì è íàïèøó â áëèæàéøåå âðåìÿ, ÿ äóìàþ.
Âîîáùå, ñàì ýòîò ïîñò õîòåëîñü íàïèñàòü ïîñëå ïðî÷òåíèÿ âîò ýòîãî ïîñòà, íî îí, â ñâîþ î÷åðåäü, âûçâàë òàêîå ôååðè÷åñêîå ïîäãîðàíèå ó îäíîé ýêñöåíòðè÷íîé ìàäàìû, ÷òî ÿ, íàïîðîâøèñü ñëó÷àéíî íà å¸ ïîñò ñ äèâíûì ôåéåðâåðêîì âûáðîñîâ èç äîìûñëîâ è ïåðåâèðàíèé ôàêòîâ, ðåøèë îòâå÷àòü íà íåãî, à íå íà îðèãèíàëüíûé. Îïÿòü òàêè, â ìîåé èñòîðèè èìååòñÿ ìíîãî ìîìåíòîâ, ÷òîá ïðèêîïàòüñÿ è îáâèíèòü ìåíÿ â èçäåâàòåëüñòâå íàä äåòüìè, êàê è àâòîðà ïåðâîãî ïîñòà; ê ñîæàëåíèþ, ýòîãî âåñåëüÿ ìû âðÿä ëè äîæä¸ìñÿ, èáî òà ìàäàìà äàâíî çàíåñëà ìåíÿ â ×Ñ, ó íàñ òàì ñâîé óþòíåíüêèé êëóá èç òåõ, êòî çàëåòåë òóäà çà êîíñòðóêòèâíóþ êðèòèêó è ìèðíîå âûñêàçûâàíèå ñâîåãî ñóáúåêòèâíîãî ìíåíèÿ =)
Íó òàê âîò, ìîÿ èñòîðèÿ èçäåâàòåëüñòâà íàä ïîäðàñòàþùèì ïîêîëåíèåì =)
Âûøëî òàê, ÷òî ÿ çàïîëó÷èë ñåáå ñðàçó öåëûé ñåìåéíûé êîìïëåêò èç äàë¸êèõ Ñèáèðèåâ ìíå ïðèåõàëà è æåíà, è äåòè, ñðàçó ïîäðîùåíûå, äâå áàðûøíè òðèíàäöàòè è îäèííàäöàòè ëåò. ß çàðàíåå îïàñàëñÿ âîçìîæíûõ êîíôëèêòîâ âíåçàïíî ïîÿâëÿåòñÿ ÷óæîé äÿäüêà â èõ óþòíîé ñåìåéíîé æèçíè, íî íà óäèâëåíèå çíàêîìñòâî ïðîøëî õîðîøî. Âîîáùå, äåòè ìíå äîñòàëèñü î÷åíü âåæëèâûå, ñïîêîéíûå, ñ íåáîëüøèì êîëè÷åñòâîì ñâîèõ òàðàêàíîâ ó êàæäîé, êîíå÷íî, êóäà æ áåç íèõ, íî äîëæåí ñêàçàòü, ÷òî êðóïíûõ êàïðèçîâ çà ýòè ïÿòü ñ ïîëîâèíîé ëåò ïî÷òè è íå áûëî, êðîìå îäíîãî, êîòîðûé äàæå ìîæíî è íå ñ÷èòàòü.
Îáðàòíàÿ ñòîðîíà ïîêëàäèñòûõ äåòåé çàêëþ÷àëàñü â òîì, ÷òî äåòè áûëè âåñüìà íåñàìîñòîÿòåëüíûìè. Ýòî âñ¸ (è íåñàìîñòîÿòåëüíîñòü, è ïîêëàäèñòîñòü) ñëåäñòâèÿ îñîáåííîñòåé áàáóøêèíîãî (ò¸ùèíîãî) âîñïèòàíèÿ, äâà àíãåëî÷êà, ïðîãóëèâàþùèõñÿ ïî ÷èñòîìó àñôàëüòó ïîä áàáóøêèíûì ïðèñìîòðîì ïîä çîíòèêîì è â îïðÿòíûõ î䏿êàõ çðåëèùå âåñüìà óìèëèòåëüíîå, êîíå÷íî. Ïîñëå ïåðååçäà â Ïåòåðáóðã âñå âäðóã âíåçàïíî ïîíÿëè, ÷òî áàáóøêà îñòàëàñü â Ñèáèðè, ãóëÿòü ñ äåòüìè íåêîìó, à ñàìè ãóëÿòü îíè, ýýý… Íåïðèâû÷íû.
Äðóãîé ñëó÷àé ïðîèçîø¸ë ÷åðåç ïàðó ìåñÿöåâ, êîãäà íà÷àëàñü øêîëà (ïåðååçæàëè ëåòîì). Ãäå-òî ÿ óæå â êîììåíòàõ äàâíî îïèñûâàë ýòó èñòîðèþ: çàõîäèò ê íàì â êîìíàòó Ìëàäøàÿ (íà òîò ìîìåíò — ïÿòûé êëàññ) ñ ëèñòèêîì áóìàãè â ðóêàõ, è âåùàåò, ìîë, â øêîëå çàäàëè íàïèñàòü ðåôåðàò. Íó, çàäàëè ïèøè, ìû íå ïðîòèâ, ñëåãêà óäèâèëñÿ ÿ. Òóò óæå â ñâîþ î÷åðåäü óäèâèëàñü è äàæå ðàñòåðÿëàñü Ìëàäøàÿ: êàê òàê ïèøè?
Íî âåäü ðàíüøå áàáóøêà âñåãäà ïèñàëà… ãîâîðèò.
Âçäîõíóë, ïîøëè â èõ êîìíàòó, âçÿëè ïëàíøåò, óçíàëè, ÷òî, îêàçûâàåòñÿ, êðîìå óñòàíîâëåííûõ èãð è ñåðèé ïðî ïîíè íà þòóáå, â âîëøåáíîé êîðîáî÷êå åñòü åù¸ è äîñòóï ê áåçäíå çíàíèé ÷åëîâå÷åñòâà, ìîæíî âîò òàê çàéòè, íàïðèìåð, íà âèêèïåäèþ èëè íà êàêîé-íèáóäü ñïåöèàëèçèðîâàííûé ñàéò è íàéòè ìíîãî èíòåðåñíîãî ïî íóæíîé òåìå. ×åðåç ÷àñ ðåá¸íî÷åê ñíîâà ïðèø¸ë ê íàì, ðàçìàõèâàÿ ëèñòèêîì, íà ýòîò ðàç çàïîëíåííûì êðóïíûì, ñëåãêà êðèâîâàòûì äåòñêèì ïî÷åðêîì íàïèñàëà! Ñàìà! Î÷åíü äîâîëüíàÿ áûëà ðåçóëüòàòîì. Ñåé÷àñ, â äåñÿòîì êëàññå, áåç ïðîáëåì âàÿåò ýññå íà äåñÿòîê ñòðàíèö íà ëþáóþ òåìó è ïðèíîñèò èç øêîëû â êëþâèêå ïÿò¸ðêè çà ñî÷èíåíèÿ.
 îáùåì, áûëî íàä ÷åì ïîðàáîòàòü, ïðèó÷àëè äåâ÷îíîê ê ñàìîñòîÿòåëüíîñòè ïîñòåïåííî, ïåðñïåêòèâû îòâå÷àòü çà ÷òî-òî ñàìèì ñíà÷àëà ïóãàëè, ïîòîì ïðèíîñèëè ðàäîñòü ñâåðøåíèé. Äåòêè îáó÷èëèñü ñàìîñòîÿòåëüíî ãóëÿòü íå òîëüêî ëèøü âî äâîðå, íî è óáåãàëè ê ðåêå è äàæå â ñîñåäíèé æèëîé êîìïëåêñ, ïîèãðàòü â âîëåéáîë íà ñïîðòèâíîé ïëîùàäêå. Ïîä ýòî äåëî îáðàñòàëè çíàêîìñòâàìè, êîíå÷íî, è áûëà ñðåäè âñåõ ïðî÷èõ îäíà Ïîäðóæåíöèÿ, ñ êîòîðîé äåâ÷îíêè âîäèëèñü áîëüøå âñåõ. Âìåñòå ãóëÿëè, äåëèëèñü òåì, ÷òî ìîæíî ïî÷èòàòü, îáñóæäàëè ðàçíûå óâëå÷åíèÿ. Ïîìèìî âñåãî ïðî÷åãî, óâëåêëà äåâ÷îíîê ìàãèÿ êàìíåé è ïðî÷àÿ ìèñòèêà. À ÿ êàê ðàç âòîðîé ãîä âûíàøèâàë ïëàí ïîõîäà íà Âîòòîâààðó, êòî íå â êóðñå ýòî òàêàÿ ãîðà â Êàðåëèè, îâåÿííàÿ ìèñòè÷åñêèì îðåîëîì íàñòîëüêî, ÷òî ëåòîì, ïî òåïëó, íà íåé îáðàçóåòñÿ ë¸ãêèé íàë¸ò èç ëþáèòåëåé Ïðèðîäíûõ Ñèë è ïðî÷èõ ìàãèé. À ÿ òàì íèêîãäà íå áûë, íàïðèìåð, çà âñþ ñâîþ ïðîâåä¸ííóþ â Êàðåëèè þíîñòü. È îäíî ê îäíîìó ïîëó÷èëîñü ìîæíî êîâàðíî çàìàíèòü äåòèøåê íà ãîðó ïîä âèäîì òóðïîõîäà, à ïîòîì ðàññêàçàòü, ìîë, áûëè ÷óòü ëè íå â ñàìîì ñàêðàëüíîì ìåñòå Êàðåëèè, à íè÷åãî íå îùóòèëè òàêîãî, âîò âàì è âñÿ ìàãèÿ. Òåì áîëåå, ÷òî ïðîâîäèòü ëåòíèé îòïóñê â Êàðåëèè ó íàñ óæå òðàäèöèÿ òàêàÿ.
Çíà÷èò, äèñïîçèöèÿ òàêîâà: íà äâîðå 2017 ãîä, äåòÿì 16 è 14 ñîîòâåòñòâåííî, Ïîäðóæåíöèè òîæå ãäå-òî 15-16, ìû èõ âñåõ áåð¸ì â îõàïêó, ñàæàåì íà çàäíèé äèâàí íàøåãî õèùíîãî «Øåâðîëå Àâåî» è ì÷èìñÿ â Ïåòðîçàâîäñê. Åñòåñòâåííî, ñ âåäîìà ðîäèòåëåé Ïîäðóæêè, íèêàêîãî êèäíåïèíãà, óæ ýòî íå ïðèøü¸òå, ãðàæäàíèí íà÷àëüíèê. ß ïîñòàðàëñÿ êàê ìîã çàðàíåå ïîäãîòîâèòüñÿ ê ïîõîäó, ïðîøòóäèðîâàë íåñêîëüêî ôîðóìîâ ñ îò÷¸òàìè î ïîåçäêàõ äâóõ-òð¸õãîäè÷íîé äàâíîñòè, è âñå, êàê îäèí, ñâîäèëèñü ê òîìó, ÷òî ÷óòü ëè íå íà ñàìó âåðøèíó ìîæíî âïîëíå ïðîåõàòü íà ãîðîäñêîì ñåäàíå. Íà ýòîì ðàñ÷¸òå âåñü çàìûñåë è äåðæàëñÿ íî÷óåì â ìîåì îò÷åì (ìàòåðíîì) äîìå, áëàãî maman íà þãàõ, ñ óòðà ñëåäóþùåãî äíÿ âûäâèãàåìñÿ, äîåçæàåì äî ïîäíîæèÿ ãîðû, âñêàðàáêèâàåìñÿ, áðîäèì òàì êàêîå-òî âðåìÿ ñðåäè ñåéäîâ, íî÷óåì ó ìàøèíû â ïàëàòêå, ñ óòðà ñíîâà íåìíîãî áðîäèì ïî îêðåñòíîñòÿì, ïîñëå ÷åãî ðâ¸ì êîãòè îáðàòíî â Ïåòðîçàâîäñê. Îòëè÷íûé ïëàí.
Ïåðâûì íàì¸êîì, ÷òî ïëàí ðèñêóåò íå îñóùåñòâèòüñÿ, áûëî âíåçàïíîå ïðîèñøåñòâèå ïî ïóòè èç Ïåòåðáóðãà â Ïåòðîçàâîäñê. Ïåðåä ñàìîé Ïðÿæåé ìû ñëîâèëè êàìåíü, äà òàê çâîíêî è ãóëêî, ÷òî ÿ ðåøèë òàêè òîðìîçíóòü ó êàôåøêè (êòî åçäèò ïî Êîëå, çíàåò, ó êàêîé) è ïîñìîòðåòü. Ïîñìîòðåë è íå îáðàäîâàëñÿ èç-ïîä êàïîòà êàïàëî ÷òî-òî, ïîäîçðèòåëüíî ïîõîæåå íà êðàñíóþ îõëàæäàþùóþ æèäêîñòü. È â ðàäèàòîðå äûðà, êàê ó ñëîíà. Êàê ãîâîðèòüñÿ, âñ¸, ïðèåõàëè. Ïðè òîì, ÷òî íà ñàìîì äåëå, íå ïðèåõàëè íèôèãà îò Ïðÿæè äî Ïåòðîçàâîäñêà ïÿòüäåñÿò êèëîìåòðîâ, ïîëíûé ñàëîí äåòåé ïîäðîñòêîâ âçðîñëûõ ñîñòîÿâøèõñÿ ëè÷íîñòåé îò 14 äî 16 ëåò (êàê îíè ñàìè ñ÷èòàþò) è ñòî ìèëëèàðäîâ çà ýâàêóàòîð â ëó÷øåì ñëó÷àå. Ìîæíî ÷òî ñäåëàòü? Ìîæíî âïàñòü â îò÷àÿíèå, õîäèòü âîêðóã òà÷êè ñ êèñëîé ðîæåé è ñðûâàòüñÿ íà âñåõ âîêðóã, îðàòü íà æåíó è ïèíàòü äåòåé. À ìîæíî ïî÷åñàòü ðåïó, íàéòè â íàâèãàòîðå áëèæàéøåå ìåñòî, ãäå ïîòåíöèàëüíî ìîæåò ïðîäàâàòüñÿ íóæíàÿ æèæà (âñåãî-òî â ïîëóêèëîìåòðå) è áîäðûì ãîëîñîì ïîçâàòü âñåõ â ñïàñàòåëüíóþ ýêñïåäèöèþ, çàîäíî è ïî ëåñó ïðîøâûðí¸ìñÿ, â òîì ìåñòå òðàññû ÷óäåñíûå ñîñíÿêè íà ïåñêå ðàñòóò. Êàê èòîã: íàñèäåâøèåñÿ çà 350 êèëîìåòðîâ â òà÷êå äåòêè ðàçìÿëèñü è ïîáåãàëè, êóïëåí çàïàñ êðàñíîãî òîñîëà (äà, ÿ çíàþ, ÷òî îí íå òîñîë, ëåíü ïèñàòü êàæäûé ðàç «îõëàæäàþùàÿ æèäêîñòü»), çàëèò, ïðîáêà ñðî÷íî òóò æå çàêðûòà, ÷òîá æèæà íå õëåñòàëà ïîòîêîì, à êàïàëà, â áàãàæíèêå åù¸ ëèòðà òðè êàê-íèáóäü äîåäåì. Äàæå ñòîÿâøèå ñðàçó çà Ïðÿæåé ãàåðà íå èñïîðòèëè íàñòðîåíèå îñîáî, íó øòðàô çà ïåðåãîðåâøóþ ëàìïó áëèæíåãî ñâåòà, íó 250 ðóáëåé, ëàäíî, áûâàëî è õóæå.
Íà ñëåäóþùåå óòðî ìû ïî ïëàíó äîëæíû áûëè âûåçæàòü â íåñóñâåòíóþ ðàíü, ÷àñîâ â äåâÿòü-äåñÿòü, íî âìåñòî ýòîãî ïîåõàëè èñêàòü, ãäå áû çàëàòàòü ðàäèàòîð. Óäèâèòåëüíî, íî çà íî÷ü òîñîëà âûòåêëî î÷åíü íåìíîãî, ÿ òàê ïîíèìàþ, ÷òî åñëè áû ïðîáêà áûëà îòêðûòà, âñ¸ âûëèëîñü áû òóò æå. Íàøëè ñåðâèñ, ãäå íàì òàêè ñîãëàñèëèñü õîòü êàê-íèáóäü ïîìî÷ü, êóïèëè ãåðìåòèçàòîð, ìàñòåð íàì õèòðî â íåñêîëüêî ïðè¸ìîâ åãî çàëèë, âðîäå, äåðæèò è íå òå÷¸ò. Äà, ÿ â êóðñå, ÷òî íàäî ïî-õîðîøåìó ìåíÿòü ðàäèàòîð ñðàçó, íî â Ïåòðîçàâîäñêå òîãäà îí áûë äîñòóïåí òîëüêî ïîä çàêàç ñ îæèäàíèåì â íåñêîëüêî äíåé, ïîòîìó ïðèøëîñü íàäåÿòüñÿ íà Ñëàáîóìèå è Îòâàãó è îáõîäèòüñÿ òåì, ÷òî áûëî äîñòóïíî. Ïîòîìó â ñòîðîíó ãîðû ìû âûåõàëè â ðàéîíå îáåäà.
Ïðîåõàòü âñåãî ïðåäñòîÿëî îêîëî äâóõñîò òðèäöàòè êèëîìåòðîâ, ïåðâûå ñòî ïî Ìóðìàíñêîé òðàññå, îíà æå òðàññà «Êîëà», ãëàäêàÿ, øèðîêàÿ, íåäàâíî îòðåìîíòèðîâàííàÿ íà òîò ìîìåíò.
Ïîòîì, ïîñëå Ãèðâàñà ðàçáèòàÿ àñôàëüòîâàÿ, ïåðåõîäÿùàÿ â ãðóíòîâêó. Ïîñëåäíèå ñòî êèëîìåòðîâ ëåñíàÿ äîðîãà, âñÿ â áåëîé ïûëè, â êîòîðîé íå âèäíî áåëûõ êàìíåé, íîðîâÿùèõ äîëáàíóòü â êîëåñî è ïîðâàòü øèíó, ëèáî ïîãíóòü îáîä. Âðåìÿ îò âðåìåíè íàâñòðå÷ó âûëåòàåò ëåñîâîç â êëóáàõ ïûëè, ïðèõîäèòñÿ ðåçâî ïðûãàòü íà îáî÷èíó, ðèñêóÿ ñúåõàòü â êþâåò, è êîìàíäîâàòü äåòÿì, ÷òîáû ñðî÷íî çàêðûëè îêíà. Ïîòîì ïàðó ìèíóò æä¸øü, ïîêà ïûëü îñÿäåò è ñòàíåò âèäíî äîðîãó äàëüøå, ÷åì íà òðè ìåòðà, è íà÷èíàåøü ïîòèõîíüêó åõàòü. Ïðèåõàëè â Ãèìîëû ðàííèì âå÷åðîì, âñå óñòàëûå, ïûëüíûå, äóøíûå. Ïîïàñëèñü íåìíîæêî ó êîëîäöà, ïðîâîäèëè âçãëÿäîì ãðóïïó íà êâàäðîöèêëàõ (îäèí äàæå òð¸õîñíûé áûë) è ñîáðàëèñü åõàòü ê ãîðå. Ýòî åù¸ ïðèìåðíî äâàäöàòü êèëîìåòðîâ, Ãèìîëû áëèæàéøåå ê ãîðå ïîñåëåíèå, òóäà äàæå ìîæíî ïðèåõàòü íà ïîåçäå, ïðàâäà, â î÷åíü íåóäîáíîå âðåìÿ. À åù¸ â Ãèìîëàõ íåêîòîðûå ìåñòíûå æèòåëè ïðîìûøëÿþò òåì, ÷òî îêàçûâàþò óñëóãè èçâîçà äî ãîðû è îáðàòíî, î ÷¸ì ãëàñÿò íåñêîëüêî îáúÿâëåíèé ðàçíîãî ôîðìàòà îò áóìàæêè èç òåòðàäêè äî áîëüøîé íàäïèñè íà çàáîðå. Íó à ìû ÷î, ìû ñàìè ñ óñàìè, äà åù¸ è íà çàëàòàííîì Øåâèêå. Âûðóëèëè íà ãðóíòîâêó ê ãîðå è ïîñêàêàëè.  êèëîìåòðå îò äåðåâíè äîãíàëè ãðóïïó òóðèñòîâ, êîòîðûå ïåðåãîðîäèëè íàì äîðîãó è ïîñîâåòîâàëè ïî èõ ïðèìåðó áðîñèòü òà÷êó ó êàðüåðà, ìåñòíûå ãîâîðÿò, ÷òî òàì áåçîïàñíî, íå òðîíóò. À òî, ìîë, äàëüøå íå ïðîåõàòü. Íó, òóò êàê. Äâàäöàòü êèëîìåòðîâ âïåðåäè ïóãàëè ñâîèì êîëè÷åñòâîì, ïîòîìó ðåøèëè òàêè åõàòü, òåì áîëåå, äîðîãà âðîäå ïîçâîëÿëà. Ïî íà÷àëó. ×åðåç åù¸ êèëîìåòð îíà ïðåâðàòèëàñü â ãðÿçåâîé êèñåëü, â êîòîðîì ïàðàëëåëüíî äâèæåíèþ âàëÿëèñü çäîðîâåííûå áð¸âíà. Õîøü-íå õîøü, ïðèä¸òñÿ òàêè îñòàâëÿòü ìàøèíó. Êîå-êàê ðàçâåðíóâøèñü íà ëåñíîé äîðîãå, âåðíóëèñü ê êàðüåðó, îñòàâèëè òà÷êó è ïîøëè. Ïåøàÿ ïðîãóëêà íà òàêîå ðàññòîÿíèå íå âõîäèëà â íàøè ïëàíû, íî àëüòåðíàòèâà áûëà åù¸ óæàñíåå ñåñòü â ìàøèíó è åõàòü îáðàòíî. Ñíîâà ñòî êèëîìåòðîâ ïûëè, ïîòîì åù¸ ñòî òðàññû, è äîìîé, íåñîëîíî õëåáàâøè. Äåíü ìó÷åíèé ïðîñòî òàê, áåç íàãðàäû è öåëè. Ýòà ïåðñïåêòèâà ïîèñòèíå óäðó÷àëà. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, ïåðñïåêòèâà ïåøêîäðàëèòü ïÿòü ÷àñîâ óäðó÷àëà æåíó, å¸ ïîíÿòü ìîæíî, â íåé âñåãî ïîëòîðà ìåòðà ðîñòà, à çíà÷èò, êàê ãîâîðèë îäèí èç ãåðîåâ Äæåòà Ëè, åé ïðèõîäèòñÿ íà òî æå ðàññòîÿíèå ÷àùå ïåðåáèðàòü íîãàìè. Äîãîâîðèëèñü, ÷òî ïîïðîáóåì òàêè ïðîéòè, à êàê ñòàíåò ñîâñåì íåâìîãîòó, ñÿäåì ïîä êóñòèê, ïîïëà÷åì è ïîéä¸ì íàçàä, äà, êàê ×àïàåâ â àíåêäîòå ïðî ïåðåïëûâàíèå Óðàëà. Òàê è øëè, íàøëè ñåáå ïî êóñòàì ïàëêè íà ðîëü ïîñîõîâ, è áðåëè ïî ëåñíîé äîðîãå, èíîãäà ôîðñèðóÿ îãðîìíûå ëóæè.
Ôîòîãðàôèðîâàëà æåíà, ïîòîìó âåçäå âèä îò å¸ ëèöà.
Íà ïðàâàõ ñàìîãî ñòàðîãî çóáðà â ýòîì ñòàäå, ÿ óçóðïèðîâàë ïðàâî íåñòè ðþêçàê ñ âîäîé è ïðîâèàíòîì. Ïàëàòêà è ñïàëüíèêè îñòàëèñü â ìàøèíå, èáî âñ¸-òàêè ðåøèëè, ÷òî íî÷åâàòü íå áóäåì (èõ áûëî òðîå, ÿ îäèí, ïðèøëîñü óñòóïèòü æåíñêîìó àëüÿíñó). Ñëåâà íàïðàâî: Ñòàðøàÿ, ß, Ìëàäøàÿ, Ïîäðóæêà. Çà êàäðîì óíûëî áðåäóùàÿ ñçàäè æåíà.
 êàêîé-òî ìîìåíò ñäåëàëè ìèíè-ïðèâàë è ïîäêðåïèëèñü áóòåðáðîäàìè ñ êîëáàñîé, ñðàçó ñòàëî âåñåëåå, è äàæå æåíà ñòàëà áðåñòè áîëåå ðàäîñòíî, ïðîÿâëÿÿ ÷óäåñà ñìèðåíèÿ è ãåðîèçìà. Äåòè æå âñ¸ ýòî âðåìÿ ïðîñòî øëè, ãóëÿÿ, êàê â ïàðêå. Òî ïåëè õîðîì, òî áîëòàëè è õèõèêàëè, òî äàæå ññîðÿñü ïî ìåëî÷è èíîãäà. Àáñîëþòíî íå âîñïðèíÿëè ïðîèñõîäÿùåå, êàê òðóäíîñòè è íàãðóçêó. Õîòÿ ìû íå ñêðûâàëè îò íèõ íè÷åãî äîðîãà óáèòà, ïîéä¸ì ïåøêîì, âîçìîæíî, íå äîéä¸ì. Îíè âèäåëè, ÷òî ðÿäîì åñòü âçðîñëûå â àäåêâàòíîì ñîñòîÿíèè, íå ïàíèêóþùèå, à çíà÷èò, áîÿòüñÿ íå÷åãî.
Âîò òàê âûãëÿäÿò ìåñòíûå ëóæè. Áëèæíÿÿ åù¸ íè÷åãî, à âîò ñëåäóþùàÿ îò êðàÿ è äî êðàÿ. igles, íå áóäü äóðàêîì, îáîéäè ïî îáî÷èíå, òû ÷åãî! ñêàæåò êàêîé-íèáóäü ÷èòàòåëü. Íî íþàíñ â òîì, ÷òî ïî áîêàì îò äîðîãè íèêàêèå íå ëóãà è ïîëÿ, à âîò ÷òî.
̸ðòâûå, ìàòüèõ, Òîïè, ïðàêòè÷åñêè. È ìû, ÷åòûðå õîááèòà è Ãýíäàëüô-áåç-áîðîäû-è-øëÿïû, áðåä¸ì ê ñâîåìó Îðîäðóèíó. Ïðîéòè ìîæíî áûëî ïî óçåíüêîé ïîëîñêå áîëåå-ìåíåå òâ¸ðäîé ïî÷âû, äåðæàùåéñÿ íà ñïëåòåíèè êîðíåé, áóêâàëüíî êàê ïî êàíàòó, áåç ïîñîõîâ íå ïîëó÷èëîñü áû.  îäíîì ìåñòå ÿ íàñòóïèë â çëîûáó÷èé ïåñîê, ïîäìûòûé ðîäíè÷êîì, è óòîïèë â æèäêîé ãðÿçè áåðö ïî ñàìóþ øíóðîâêó, äàæå âíóòðü ïîïàëî íåìíîãî âîäû.  ñàìèõ ëóæàõ ìû âèäàëè äàæå çàñòðÿâøèå ìàøèíû, íàïðèìåð, âïîëíå ñåáå ÓÀÇ «Ïàòðèîò» êîå-ãäå çàâÿç, ïîòîìó, ÷òî ðåøèë åõàòü íå ïî êîëåå, à âûïåíäðèòüñÿ.
 èòîãå, ìû, óñòàëûå, ïðèáðåëè ê Þæíîé ñòîÿíêå ìåñòó ó ïîäíîæüÿ ãîðû, óäîáíîìó äëÿ ðàçáèòèÿ áèâàêà, ñî ñòàðûìè êîñòðèùàìè è ñêàìåå÷êàìè èç áð¸âåí. Èñåññíà, òàì óæå âåñåëî ñèäåëà êîìïàíèÿ òóðèñòîâ, îíè îòâåòèëè íà íàøè âîïðîñû êàñàòåëüíî ìàøèí èç Ãèìîë è öåííèêà íà íèõ è ãîñòåïðèèìíî ïðèãëàñèëè íà ÷àé ê êîñòðó. Ìû ðåøèëè íå çëîóïîòðåáëÿòü è ðàñïîëîæèëèñü çà êóñòèêàìè íà êî÷êå, âûïèòü âîäû èç áóòûëîê è ñæåâàòü ïî áóòåðáðîäó ñ êîëáàñîé åù¸ ðàç. Ïàðàëëåëüíî îáñóæäàëè êîððåêòèðîâêè ê ïëàíó. Áûëî îêîëî äåñÿòè ÷àñîâ âå÷åðà, ðàçãàð êàðåëüñêèõ áåëûõ íî÷åé, ñâåòëî è âñ¸ âèäíî, äàæå ÷èòàòü ìîæíî. Ðåøèëè âûçâàòü òà÷êó äëÿ ýâàêóàöèè íàñ îáðàòíî, à ïîêà îíà åäåò, ïîäíÿòüñÿ íà ãîðó è òóò æå ñïóñòèòüñÿ âíèç, íå äî ãóëÿíèé ïî âåðøèíå óæå. Íî îêàçàëîñü, ÷òî ó ïîäíîæèÿ ñâÿçü íå ëîâèò ñîâñåì. Âûõîäà íåò, ìû ïðîñòî äîëæíû ïîäíÿòüñÿ, ÷òîá âûçâàòü ìàøèíó. Íó, íàäî òàê íàäî. Ñåâåðíûé ñêëîí Âîòòàâààðû ïîëîãèé, è òàì íà ñàìîì äåëå ìîæíî ïðîåõàòü íà ìàøèíå (åñëè ñìîãëè äîåõàòü äî ãîðû), à âîò þæíûé, áëèæíèé ê Ãèìîëàì, ó êîòîðîãî ìû è ñòîÿëè, îêàçàëñÿ äîâîëüíî êðóòûì. Ïðèìåðíî ïîëîâèíó ïîäú¸ìà íàì ïðèøëîñü êàðàáêàòüñÿ äàæå íà ÷åòâåðåíüêàõ. Ôîòîãðàôèé, êñòàòè, áîëüøå íå áóäåò, íå äî íèõ óæå áûëî.
 êàêîé-òî ìîìåíò ÿ îáíàðóæèë, ÷òî äåòè âåäóò ñåáÿ ñòðàííî, ïîñòîÿííî îñòóïàþòñÿ, ïðîìàõèâàþòñÿ íîãàìè ïî êàìíÿì, ïàðó ðàç äàæå åäâà íå ðàçáèâ êîëåíêè îá áóëûæíèêè, êàê áóäòî íà îùóïü èëè ïðèáóõíóâ. Íî ñ ñîáîé àëêàøêè íåòó, ê òóðèñòàì áåç íàñ íå ïîäõîäèëè =)
Òîðìîçíóâ ìîëî䏿ü, ñòðîãî ñïðîñèë, â ÷¸ì âîîáùå äåëî. Îêàçàëîñü, ÷òî äåòêè áûëè íà ñàìîì ïèêå óâëå÷åíèÿ êíèãîé «Äîì â êîòîðîì» (ñàì äî ýòîãî äâàæäû ïûòàëñÿ ïðî÷èòàòü, ñòîøíèëî ïîñëå ïÿòîé ñòðàíèöû), è ïûòàëèñü âåñòè ñåáÿ, êàê ó÷àñòíèêè îäíîé èç ãðóïï ãåðîåâ. ß ÷îò âûøåë èç ñåáÿ, íî âíåøíå ñòàðàëñÿ íå ïðîÿâëÿòü ýòî íèêàê, ïðîñòî ïðî÷èòàë êîðîòêóþ íî ñåðü¸çíóþ ëåêöèþ î òîì, ÷òî ìû íàõîäèìñÿ íå â ïàðêå, à íà êðóòîé (ïî íàêëîíó) òðîïå, èç êîòîðîé òîð÷àò îñòðûå êàìíè, è åñëè êòî-òî èç íèõ ðàçîáü¸ò èëè ïîäâåðí¸ò íîãó, ÿ, êîíå÷íî, òîò åù¸ òåðìèíàòîð è äîñòàâëþ ðàíåíîãî ê öèâèëèçàöèè, íî ýòî áóäåò î÷åíü òÿæ¸ëîå äëÿ âñåõ ïðèêëþ÷åíèå è íàäî îáîéòèñü áåç íåãî. Äàâèë íà òî, ÷òî îíè õîòü è äåòè, íî óæå äîâîëüíî âåëèêîâîçðàñòíûå, äîñòàòî÷íî îòâåòñòâåííûå, ïîòîìó äîëæíû ïîíèìàòü ñåðü¸çíîñòü ñèòóàöèè, è ÿ íàäåþñü íà íèõ â ïëàíå ïîìîùè â îáåñïå÷åíèè áåçîïàñíîñòè âñåãî ïðåäïðèÿòèÿ. Äåòè ñïåðâà áûëè ÿâíî íåäîâîëüíû çàïðåòîì íà ïîäðàæàíèå ïåðñîíàæàì êíèãè, íî â ïðîöåññå áåñåäû òàêè ïðîíèêëèñü è äàëüøå âåëè ñåáÿ áîëåå íà䏿íî. Õîòü è ñêâîçèëà ñëåãêà ëåãêàÿ íå òî ÷òîáû îáèäà, íî òàê, ÷òî-òî ïîäîáíîå.
 èòîãå, ìû çàëåçëè, óâèäàëè äâà ñåéäà è íåñêîëüêî êðèâûõ ñîñåí, îñòàíîâèëèñü, è ÿ ïðîâîçãëàñèë: Äîáðàëèñü! Äåòè âíåçàïíî ðèíóëèñü ê íàì ñ æåíîé îáíèìàòüñÿ, ÿ äàæå îïåøèë, äóìàë, îíè äóþòñÿ âñ¸ åù¸. Íî îíè èñêðåííå áûëè ðàäû ñâåðøåíèþ; â ëþáîì ïðèêëþ÷åíèè, ÿ ñ÷èòàþ, äîëæíà áûòü ìèíóòêà íà îñîçíàíèå òîãî, ÷òî âîò ñåé÷àñ êóëüìèíàöèÿ. Ýòî ïðèäà¸ò ñìûñë âñåìó ïðåäïðèÿòèþ.
Íó à äàëüøå óæå ïðîùå. Âûçâàëè ïðîâîäíèêà, ñïóñòèëèñü, ïîáðåëè ïî äîðîãå ìåäëåííî è óñòàëî, âñòðåòèëè ìàøèíó çà íàìè ïðèåõàë ìåñòíûé äÿäüêà íà äëèííîáàçíîé «Íèâå». Ïîòîì âñòðå÷à ñ ðîäíûì «Øåâèêîì», æåíà ñåëà çà ðóëü, ïîêà ãðóíòîâêà, à ÿ íåìíîãî ïîêåìàðèë íà ïàññàæèðñêîì, äåòè çàâàëèëèñü ñïàòü äðóã íà äðóãå ñçàäè. Ïîòîì ïîìåíÿëèñü, æåíà äðåìàëà, à ÿ â¸ç íàñ âñåõ ïî òðàññå îò Ãèðâàñà äî äîìà (õèòðåíüêèé, ïðèáðàë ñåáå ñàìûé ïðîñòîé ó÷àñòîê äîðîãè). Íà ñàìîì äåëå, ìû ñ æåíîé äîãîâàðèâàëèñü, ÷òî îíà ïîâåç¸ò íàñ 20-30 êèëîìåòðîâ, íî îíà êîâàðíî ðåøèëà ìåíÿ íå áóäèòü, ïîêà ó íå¸ åñòü ñèëû, è ãåðîè÷åñêè äîâåçëà íàñ äî ñàìîãî Ãèðâàñà.
 èòîãå, â êâàðòèðó ìû ïîäíÿëèñü â øåñòîì ÷àñó óòðà. Ìåíüøå, ÷åì çà ñóòêè ìû îáåðíóëèñü äî ãîðû è îáðàòíî, âîñõîæäåíèå, êîíå÷íî, íîìèíàëüíîå, òàì ìíîãî åñòü íà ÷òî ïîñìîòðåòü, à ìû òàê ââåðõ è ïî÷òè ñðàçó âíèç, íî çàòî â ïëàíå äîðîæíîãî ïðåâîçìîãàíèÿ ýòî íàâåðíÿêà ðåêîðä èëè îêîëî òîãî. Ñëåäóþùèé äåíü îòñûïàëèñü, ïîòîì ïðîñòî îòäûõàëè, íó è ïîä êîíåö îòïóñêà, íà òðåòèé äåíü îò âîñõîæäåíèÿ, äâèíóëèñü â Ïåòåðáóðã. Ïðèïàðêîâàâøèñü ó äîìà, ïàëüöåì â ïðèâåç¸ííîé èç Êàðåëèè íà çàäíåì ñòåêëå áåæåâîé ïûëè íàïèñàë: «Âîòòàâààðà». Ïîòîìó ÷òî ìû òàì áûëè.
Íó è êàñàòåëüíî ïñèõîëîãè÷åñêîãî íàñèëèÿ íàä íåîêðåïøèìè óìàìè. Äàëüíåéøèé îïðîñ ñðåäè äåòñêîãî íàñåëåíèÿ ïîêàçàë, ÷òî ïóòåøåñòâèå äëÿ íèõ èìåëî åäèíñòâåííûé ìèíóñ äîëãî åõàòü èç Ïèòåðà íà ìàøèíå.
ß âîîáùå ñ ñàìîãî íà÷àëà äè÷àéøå áîÿëñÿ íàëîìàòü äðîâ â âîñïèòàíèè þíûõ óìîâ, íî òî, ÷òî â èòîãå äåòè íàì äîâåðÿþò è ïðèõîäÿò çà ïîìîùüþ ñî ñâîèìè ïðîáëåìàìè (èíîãäà äàæå êî ìíå ðàíüøå, ÷åì ê ìàòåðè), ãîâîðèò, ÷òî ìû, âñ¸ òàêè, ïî áîëüøåé ÷àñòè âîñïèòûâàëè èõ ïðàâèëüíî. Ïðÿìî ðàäîñòü, êàê îò ñäàííîãî ýêçàìåíà, ñàìîãî ñëîæíîãî â æèçíè.
Íî, êîíå÷íî, êîå-êòî ñêàæåò, ÷òî ýòî ïðîñòî ñòîêãîëüìñêèé ñèíäðîì 😉
Источник