Знание музыки в развитии ребенка

Екатерина Зеленина
Значение музыки в развитии детей

Значение музыки в развитии детей

Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе, «тем лучше для них.» В. Г. Белинский

Музыка – это голос жизни, она выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании. Музыка — это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.

Специалистами уже доказано, что музыка стимулирует развитие ребенка, развитие его интеллекта. Интересно, что, по мнению ученых, стимулирующее действие музыки длится около пяти лет! Это вам не сиюминутное воздействие лекарств, с их побочными эффектами.

Музыка является еще и лечебной. Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом! Наиболее сильное же воздействие оказывает музыка.Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и закачивал день пением: утром — чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером — успокоиться и настроиться на отдых.

А современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка – это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять накопленное психологическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:

— Шопен, вальсы Штрауса, Рубинштейн — чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности;

— Бетховен, Шуберт, Брамс — чтобы успокоиться;

— Бах от напряжения в отношениях;

— Моцарт, Лист, Хачатурян — для поднятия жизненного тонуса, активности;

— Чайковский, Бетховен — поднимает настроение;

— Бах, Гайдн — уменьшают злобность;

— Чайковский, Дебюсси, Мендельсон — концентрация внимания.

Появляется термин музыкотерапия, как дополнительный стимул развития детей. Сегодня существует практика музыкотерапии с целью коррекции проблемных детей.

Выбор музыки огромен и можно встать в тупик, выбирая какую музыку ставить ребенку. Так ли необходимо слушать только классическую музыку? Нет, конечно. Но подходить к этому вопросу нужно со всей серьезностью. Выбор огромен — классическая, инструментальная, различные мюзиклы… Ставя ребенку музыку, необходимо учитывать некоторые моменты. Ведь вы можете влиять посредством музыки на развитие ребенка. Те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее. Определенная музыка воспитывает вкус, и круг общения.

Так когда же можно знакомить ребенка с миром музыки? Это никогда не поздно, но лучше ставить музыку до рождения ребенка. Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с проблемами. При музыкальном воспитании ребенок будет с легкостью находить общий язык с другими детьми.

Развивая личность ребенка, мы подталкиваем к зарождению, развитию и становлению его творчества. Творчество же детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок слышит не только звуки, но и мысли, желания композитора. Под ее влиянием создается собственно творческое воображение, а через него меняется восприятие разных сторон жизни!

Влияние музыки на развитие ребенка

Никто уже сегодня не оспаривает, что музыка вплывает на наши настроения и эмоции, утешает, поправляет настроение и снимает стресс, или злит, побуждет агрессию. Оказывается, что через музыку очень рано мы можем содействовать и стимулировать чувства детей, а через это развивать их врождённые таланты. Соразмерно подобранная музыка положительно воздействует на ребенка уже в лоне матери, ведь начиная двадцатой шестой недели он слышит ритм и мелодию!

Ученые, которые изучали влияние музыки на человека констатировали, что музыка стимулирует развитие мозга и нервной системы. Музыка, которую ребенок слышит в детстве, влияет на отбор звуковых импульсов в течении всей жизни, помогая строить нейронную дорожку, которая в свою очередь влияет на восприятие иностранных языков и развитие памяти. Соответствующая музыка помогает в концентрации, вызывает рост креативности и запоминания, повышает мотивацию, понижает усталость.

Оказалось, что лучше всего стимулируют мозг произведения Моцарта. отсюда и возник термин “Эффект Моцарта”. Хоровая музыка влияет на память и концентрацию. Музыка барокко — Вивальди и Баха — содействует процессу усваивания знаний. Произведения Бетховена и Штрауса гармонизируют ритм работы сердца и мозга.

Те. кому не очень нравится классическая музыка, для релаксации могут слушать записи звуков природы — пение птиц, шум водопада или горного ручья, морских волн.

Дети могут слушать соответствующую музыку во время игры или решения домашних заданий. Малыши охотно засыпают под колыбельные песни.

Источник

Значение музыки в развитии вашего ребенка

Уважаемые родители, мне как музыкальному руководителю Детского сада №69 хочется вместе с вами ответить на такие важные вопросы как: Зачем нужна музыка Вашему ребенку? Почему музыка необходима детям в раннем возрасте? Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает!

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.

Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать — вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой. 

Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка. В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию. Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

В свете выше сказанного мне хочется познакомить вас со статьей кандидата искусствоведения, учителя музыки, автора программы «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой. Надеюсь, она будет вам полезна и интересна[1].

«Зачем нужна ребенку музыка? Странный, на первый взгляд вопрос, ответ на который с готовностью дадут не только педагоги, но и родители. Сегодня в изнурительной гонке по школьной дороге они устало отмахнутся: «А зачем она вообще нужна, эта музыка? Бесполезный предмет!». Результат: музыка постепенно уходит из школы, не только из средней, но даже из начальной. Ее часы занимают математика, языки, компьютер и вообще все что угодно. Сегодня мы стоим перед почти свершившимся фактом: музыки в школе нет, даже если она там формально есть. Она тихо и смиренно покидает классы, в школе все реже слышны хоть какие-нибудь музыкальные звуки, уходят и не возвращаются учителя, найти нового учителя музыки в школу практически невозможно. Волнуются только те мудрые школьные педагоги, которые сердцем чувствуют, что музыка — это не просто один урок в неделю, которого нет. Они понимают, что дети, выросшие без музыки, какие-то не такие, и их «недочеловеченность» щемит сердца.

Не намного лучше дело обстоит и в детском саду. Скоро должность музыкального руководителя можно будет заносить в «красную книгу». Но и оставшиеся профессионалы часто вынуждены не учить детей, а развлекать взрослых: круговороту утренников, фестивалей и конкурсов, в которых выступают малыши 3-6 лет, нет конца  — «День земли, города, светофора, матери, хлеба, прилета птиц» и т. д.! Просто вакханалия мероприятий для удовлетворения амбиций взрослых.

В современном мире обучение музыке как образовательная идея опирается на гуманистическую психологию и гуманистическую философию. Это значит, что оно должно быть оправдано с точки зрения человека и его потребностей, должно быть нужно лично ему. Это также значит, что любые благие намерения и амбиции взрослых отметаются, если ребенку плохо, неинтересно, особенно маленькому. Приобщение к искусству, музыкальное обучение — очень индивидуальное и даже интимное занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности.

Современная наука сумела уже кое-что объяснить вполне понятно нашему материалистическому сознанию о способах воздействия музыки на человека и преимуществах, которые она дает развивающемуся ребенку.

Позволим себе привести на эту тему цитату из статьи Н. Вейнбергера американского нейробиолога и профессора психобиологии: «Исследования о музыке переживают сегодня невиданный подъем. Почти каждую неделю в прессе появляются публикации о новых открытиях, связанных с влиянием музыки на интеллект, мышление, познавательные способности и функции мозга. Исследования в области музыки и ее воздействия стали такой же серьезной областью науки, как и любая другая ее ветвь. Школьные учителя и администраторы нуждаются в новой информации о роли музыки в развитии детей, они должны быть готовы и открыты к более широкому взгляду на роль музыки в жизни» (Weinberger 1998, р. 36).

Научные исследования музыки и ее влияния на человека существуют сегодня в мире как взаимосвязанные изыскания психологии, биологии, медицины, образования, музыкальной терапии с использованием новейших компьютерных техник. Это междисциплинарное изучение музыки, которое дает плодоносные результаты.

В Японии, некоторых штатах США музыку вводят как ежедневный урок, начиная с детского сада. Широта педагогических исследований в этой области музыкальной педагогики впечатляет. Очевидно, что все происходящее имеет под собой слишком серьезные основания, чтобы те, от кого зависит воплощение научных идей в жизнь, могли их игнорировать. Знания о выгодах и уникальных шансах, которые дает музыка развивающемуся ребенку, побуждает прогрессивных педагогов думать о ней не только духовно, но и прагматически, точнее, духовно-биологически, измерять музыку также мерой утилитарности, а не только высокой духовности.

Так, занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память. Музыкальные занятия повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают пространственно-временные представления, координацию движений. Кратковременное прослушивание фрагментов музыки перед решением различного рода задач активизирует аналитические отделы мозга.

Нейропсихологи считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки а значит, активен весь человек. Именно поэтому творческое обучение посредством музыки кажется нам сегодня такой же актуальной задачей, как и обучение музыке как таковой.

Сегодня человечество начинает понимать, а точнее сказать — «вспоминать», что музыка является не только духовным наследием человечества, но и биологическим наследством каждого человека. Она дана ему не для украшательских целей, а как составляющая часть для полноценной и счастливой жизни.

Важнейший, уже сейчас имеющийся результат нейропсихологических исследований заключается в том, что человеческий мозг имеет специальные отделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности — часть биологического наследия человека, и именно поэтому нет необходимости дальше эксплуатировать идею об украшательских функциях музыкальности. «Начать использовать, пока ребенок не успел забыть то, что ему даровано природой, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется» — эта мысль лежит в основе всех известных в мире методик музыкальных занятий с младенцами и малышами, в том числе таких, как «Эффект Моцарта» Д. Кэмпбела, «Развитие врожденных способностей» Ш. Сузуки.

Лучше всего мысль о биологической обусловленности музыкальности демонстрирует способность грудных детей схватывать эмоциональный смысл речи, опираясь на целостную интонацию в единстве многих ее параметров (тембра, ритма, звуковысотности, артикуляции, громкости и т. д.), что и свидетельствует о глубоких биологических корнях музыки. Способность воспринимать основные эмоции, отраженные в музыке, дана человеку от рождения.

Если нейропсихология исследует процессы мозга, на которые влияет музыка, педагогика интересуется выгодами использования музыки в преподавании других предметов, то гуманистическая психология изучает воздействие музыки на области психики, обеспечивающие гармоничное существование человека. «В каждом человеке заключены поэт и инженер, рациональное и нерациональное, ребенок и взрослый, психический мир и мир природы. Но лишь теперь мы приобретаем полную уверенность в том, что цельная, вполне зрелая личность должна открываться себе на обоих этих уровнях» (А. Маслоу).

В нашем телевизионно-компьютеризированном рациональном мире потребность людей в творческом выражении огромна, но условий и возможностей для этого практически нет. Стоит ли критиковать и стремиться искоренить массовую молодежно-дискотечную субкультуру, если ей нет адекватной замены? Она, по сути, является единственно возможным и доступным способом эмоционально-двигательного самовыражения для подростков, у дискотечного вулканического действа почти биологическая функция — разрядка колоссальной энергии юности с помощью музыки и импровизированного движения. Дети, которые каждый день нажимают кнопку компьютера, нуждаются также и в ежедневных творческих упражнениях для чувств, воображения, образного мышления и творческого действования. Взрослые обязаны дать ему возможность осознать, что основой любого творчества является ИДЕЯ и она может быть выражена не только с помощью слов.

Занятия музыкой в ряду других уроков искусств имеют уникальный шанс помочь решению проблемы гармонизации телесного и духовного, интеллектуального и эмоционального, приблизиться к которой возможно, лишь расставшись с методами логической науки: она ничего не знает о восхищении и жалости, любви и сочувствии и многом другом, что делает жизнь человека подлинной и настоящей. Общеизвестно, что во все времена музыка была надежным убежищем уязвимой человеческой психики. Она была, есть и будет прежде всего средством общения человека с самим с собой, волшебным и ничем не заменимым средством познания собственного внутреннего мира.

Возможно, такой урок музыки, на который ребенок будет идти за каким-то странным, с нашей нынешней точки зрения, знанием, выглядит экстравагантным чудачеством. Это знание о том, кто он есть сам, что сегодня он чувствует и почему так, с кем предпочитает дружить и чего хочет, кого любит и зачем ему музыка. Очевидно, что главной целью такого урока должно стать стремление педагога раскрепостить глубинные слои внутреннего «Я», создать условия для высвобождения первичной креативности, спонтанных импровизационных проявлений посредством музыки и движения.

Первичная креативность, способность и готовность к творчеству важна не только для музицирования или занятий живописью, она необходима человеку для полноценной одухотворенной жизни. И именно ее развитию, пристальному культивированию могут и, наверное, должны быть посвящены уроки музыки в школе. Обучение через творчество непосредственным образом способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования.

Подобное обучение — это не элитарный изыск, а ставшая сейчас общемировой образовательная необходимость, в нем заложены возможности, о которых мы можем пока только догадываться. Оно может способствовать не только обучению музыке, но и формированию здоровой психики ребенка, его эмоциональному развитию, социализации, способности к сопереживанию.

Психологи считают, что прогрессивные педагоги по художественному воспитанию давно уже движутся в том направлении, к которому хочет повернуться и все современное образование. Вместо того, чтобы относиться к соответствующим творческим урокам как к роскоши, их можно попытаться сделать основой обучения.

Сегодня в разных странах возникают идеи использования возможности творческого обучения (прежде всего музыки и танца) для разработки нового типа образования, который бы содействовал личностному становлению человека — творческого, импровизирующего, самостоятельного, умеющего делать свой выбор, принимать решения и радоваться жизни. «Обучение творчеству, или, вернее, обучение через творчество может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, сколько для создания хорошего человека» (А. Маслоу).

Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь решать проблему творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен, подобные нашему времени, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено.

Урок музыки в свете вышесказанного должен стать предметом преподавания, который в обучении через творчество способствует эмоциональному самовыражению, высвобождению первичной креативности детей, создает условия для спонтанных импровизационных проявлений посредством музыки и движения. Творческому музицированию как методу обучения присуща высокая гуманистическая эффективность, оно открывает каждому человеку возможность найти свой путь к музыке и продолжить его соразмерно собственным желаниям и возможностям.

Дети преображаются на уроке музыки: распахивают свои сердца, превращаясь в эльфов, понимающих язык ветра и цветов, умеющих видеть музыку и танцевать стихи — это и есть ответ на вопрос, зачем детям нужна музыка».

Литература:

Т.Э. Тютюнникова, Учебно-методическое пособие для начального музыкального обучения, «Под солнечным парусом или полет в другое измерение», Санкт-Петербург 2008, 68 стр.

[1] Статья представлена не полностью.

Источник

Татьяна Фролова
«Значение музыки в развитии ребенка-дошкольника». Консультация для родителей и педагогов ДОУ.

Значение музыки в развитии ребенка – дошкольника.

(консультация для родителей и педагогов)

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее почувствовать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Для музыкального развития ребенка, важно использовать полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего, классика и народные произведения.

Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетельствует множество найденных предметов с изображениями музыкальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли.

Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии, укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

В чем же своеобразие музыки как искусства? Сравним ее с живописью, скульптурой, литературой.

Музыка не может с той же долей конкретности, как эти виды искусства, изобразить или описать жизненные явления. Содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения.

Музыка может изображать и какие-либо конкретные явления действительности – шум волны, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц – путем звукоподражания.

Существует так называемая программная музыка, в которой композитор либо указывает название произведения, т. е. подразумевает наличие некоторой обобщенной программы, либо пишет музыку на определенный литературный текст. В программной музыке чаще встречаются различного рода изобразительные моменты, но важно знать,что даже ярко изобразительные произведения всегда имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встревоженным; шум волн – умиротворенным или грозным.

Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Изобразительность присутствует далеко не в каждом произведении, но даже ярко изобразительная музыка всегда выражает настроения, эмоционально-психологические состояния.

Музыка выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель послеживает развитие, столкновение характеров, тем, сопоставляет различные образы частях произведения.

Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже и формирует его вкусы и предпочтения.

В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности, развивается в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков развиваются общие и специальные музыкальные способности, склонности к определенным видам музыкальной деятельности.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству.

Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Основными задачами музыкального воспитания являются:

1. развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;

2. сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Источник