Значение усвоения грамматики для развития ребенка
Наталья Михеева
Грамматический строй родного языка и значение его усвоения для речевого развития детей
Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов, которым оно мотивировано, т. е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.
Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно, в детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией.
Публикации по теме:
Дидактическое пособие «Звукоград» для ознакомления дошкольников со звуками и буквами родного языка
С начала текущего учебного года я задумалась о том, что неплохо бы приобрести для своего кабинета пособие, которое помогло бы моим воспитанникам.
Конспект занятия «Едем в гости к Буратино. Лексико-грамматический строй и звукопроизношение»
Программные задачи:1. Закреплять образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и с суффиксами увеличительного значения. 2. Закреплять.
Грамматический строй речи у дошкольников. Создание картотеки игр и упражнений.
Инновационные технологии в речевом развитии детей Воспитатель С. Д. Самородова Речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое.
Консультация для педагогов «Мини-музей, его значение в нравственно-патриотическом воспитании детей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 г. Гулькевичи Муниципального образования Гулькевичский район.
Лексико-грамматический строй речи. Тема занятия «Образование относительных прилагательных»
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Относительные.
Лэпбук «Развитие речи. Грамматический строй речи и словарная работа».
Сегодня все старое принимает новые формы. С введением ФГОС педагоги ищут новые подходы, идеи, формы и методы в своей работе с детьми, которые.
Фольклор как средство сохранения и развития родного языка. Приобщение детей к этнокультурным традициям
Особенности современного общества, в котором происходит радикальные перемены, обусловливают не только качественное обновление международных.
Родительское собрание «Семинар-практикум «Грамматический строй речи»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 99 общеразвивающего вида» г. Сыктывкра. Родительское.
Словарная работа, лексико-грамматический строй речи, развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: учитель-логопед Тимофеева Нина Филипповна Данный материал адресован логопедам и воспитателям для проведения образовательной.
Значение предметно-пространственной среды для активизации речевого развития детей дошкольного возраста
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой, это особый мир со своим языком,.
Источник
1 Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей
Россия, Иркутская область, г. Иркутск
МБДОУ детский сад № 58
Воспитатель
Попова Татьяна Ивановна
Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему» систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.
Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Грамматический строй – продукт длительного исторического развития. грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Быстрое изменение её мешало бы пониманию русского языка. Многие правила грамматики переходят из поколения в поколения и бывают иногда трудно объяснимыми.
Грамматика – результат абстрагирующей отвлечённой работы коры головного мозга, но является отражением действительности и основывается на конкретных фактах.
Следует различать грамматические и лексические значения. Лексическое значение слова даёт представления о каком-то элементе действительности, его свойствах, признаках, состоянии. Грамматическое значение либо выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям.
Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание) имеют определённое значение. Так, в формах кукла и куклыокончание (а) говорит о единственном числе и женском роде, окончание (ы) – о множественном числе. Окончание показывает род, число, падеж.
Освоение ребёнком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребёнка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи.
Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Недаром К.Д. Ушинский, формулируя третью цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка. Говоря о её изучении, он писал: «…грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т.е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными».
Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребёнка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с её категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.
В дошкольном возрасте у ребёнка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К.Д. Ушинский подчёркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.
Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь маленького ребёнка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребёнком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчинённых предложений. В целом – в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами. Следует выделить задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста. Связи между предметами и явлениями ребёнок познаёт прежде всего в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятиях и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.
Задачи этого раздела можно рассматривать в трёх направлениях:
- Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
- Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
- Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
Наиболее подробно, лингвистически грамотно, теоретически обоснованно раздел «Формирование грамматического строя речи» представлен в программе, составленной О.С. Ушаковой и апробированной на практике. Мы будем пользоваться этой программой.
Вначале даётся характеристика вопросов морфологии, словообразования, синтаксиса, определяющих содержание работы, которая затем раскрывается по возрастным группам.
Объём грамматических навыков обобщённо можно представить следующим образом.
В морфологии.
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы.
Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлечённые свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа и падежа (различаются по родам и изменяются в числе и падеже).
Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив, апельсинов, карандашей).
В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.
Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный или несовершенный), изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям.
Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1–го, 2-го. 3-го единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, мы хотим, они хотят).
Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского и среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала; мальчик читал; солнце сияло).
Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (действие, к которому кто-либо кого-либо побуждает: иди, беги, идём, бежим, пусть бежит, идёмте) и к образованию сослагательного наклонения (возможное или предполагаемое действие: играл бы, читал бы).
Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.
Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа.
Детей знакомят с согласование существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (весёлый, весел, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр — добрее, тихий -тише).
В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги.
В словообразовании.
Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы).
Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить — учитель), префиксальный (писать – переписывать), смешанный (застольный, разбежаться).
Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник).
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детёнышей животных (зайчонок, лисёнок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направления движения (ехал – поехал – выехал).
В синтаксисе.
Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным.
Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.
Особое внимание при обучении детей построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции.
Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение.
Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.
Перед современным педагогом стоит цель создать условия для полноценного формирования грамматического компонента языковой способности, механизма грамматического структурирования высказывания в процессе речепорождения в единстве его мотивационной, исполнительской, ориентировочной и контролирующей составляющих. Достижение этой цели опирается на естественную потребность ребёнка в общении, в освоении окружающего мира и выражении собственных чувств, побуждений, мыслей в словесной форме.
Задачи собственно грамматической работы включают:
- Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи;
- Расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное);
- Развитие ребёнка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.
Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.
Используемая литература.
1. О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно» С –Петербург.
Литера. 2003г.
2. О.С.Ушакова» Занятия по развитию речи в детском саду» М,1998г. Из-во «Совершенство»
3. А.Г.Арушанова «Формирование грамматического строя речи» М,2005г.
4. М.М. Алексеева, В.И.Яшина «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников» Москва 1998г.
5. О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста» Москва,1998г.
6. Т.А.Ткаченко «Формирование лексико – грамматических представлений.» С-Петербург, 1999г.
7. Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» Москва 2005г.
8. Т.И. Гризик «Занимательная грамматика» Москва, 2006г.
9. Т.И.Тарабарина «Занимательная грамматика. Как подготовиться к первому классу». Из-во «Академия развития» 2006г.
- «Вся дошкольная программа. Речь» Москва. РОСМЭН, 2006
- О.А.Новиковская «Логопедическая грамматика» С-Петербург. Корона.2005г.
Источник
Валентина Захарова
Особенности усвоения грамматического строя языка детьми среднего дошкольного возраста
В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.
Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам и падежам, словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств, синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).
Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Усвоение грамматических норм способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи.
Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.
В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. На это в свое время указывал К. Д. Ушинский, подчеркивая необходимость с самых ранних лет формировать у детей привычку правильной разговорной речи.
К сожалению, до 1950 года формированию грамматически правильной речи уделялось недостаточно внимания. Решение этой задачи тесно связывалось с обогащением словаря детей и развитием связной речи. В 50-е годы появляются статьи научных работников вузов и НИИ, публикующих материалы из опыта работы воспитателей, посвященных этой проблеме. В них раскрывались задачи, содержание и методика обучения грамматически правильной речи (формы и приемы работы). Были проведены специальные психологические исследования Ф. А. Сохиным, М. И. Поповой, А. В. Захаровой, В. И. Ядэшко.
Фундаментальным трудом в этой области является работа А. Н. Гвоздева «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка» (1961). А. Н. Гвоздев изучил процесс формирования грамматического строя от появления первого слова до овладения связной речью. Его работа представляет систематический анализ всех сторон грамматического строя (синтаксиса, морфологии, словообразования).
Закономерности усвоения грамматического строя речи были раскрыты в работах С. А. Рубинштейна, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича.
Для понимания процесса развития грамматического строя речи у детей большое значение имели исследования Ф. А. Сохина, М. И. Поповой, Ф. И. Фрадкиной и других психологов. В. И. Ядэшко изучила психологические особенности формирования предложений в речи детей.
Известный методист М. М. Конина уточнила задачи, разработала содержание и методику работы с детьми по разделу «Формирование грамматического строя речи». Она доказала необходимость работы с детьми не только над синтаксисом, но и над морфологией, поскольку усвоение морфологической стороны речи вызывает значительные трудности.
За последние двадцать лет значительно повысился научный интерес к педагогическим проблемам формирования грамматически правильной речи. Проведены исследования, направленные на разработку методики формирования сложных синтаксических конструкций в речи дошкольников
(М. С. Лаврик) и словообразовательных знаний и умений (А. Г. Тамбовцева,
Г. И. Николайчук). А. Г. Тамбовцева изучила особенности стихийно складывающихся лексико-грамматических обобщений у детей, разработала содержание и методы обучения, обеспечивающие усвоение объема мотивированных (образованных от других) слов и самого способа словообразования, показала связь усвоения грамматики с когнитивным развитием.
Педагогические исследования М. С. Лаврик, Э. А. Федеравичене, Н. Ф. Виноградовой, Г. И. Николайчук, опираясь на данные психологов и лингвистов (А. А. Леотьев, И. Н. Горелова, М. И. Лепской, С. Н. Цейтлин, Е. И. Исениной и их учеников, позволили определить особенности формирования грамматического компонента языковой способности в разные периоды детства (ранний, младший, средний, старший дошкольный возраст, взаимосвязь практической, игровой деятельности и семантики (смысловой стороны) грамматических средств, влияние разной организации условий игровой и речевой деятельности на активизацию синтаксических конструкций. Поэтому задачи грамматической работы с детьми были не только сформулированы по-новому, но и выдвинута на первый план развивающая функция грамматической работы в детском саду.
Процесс усвоения ребенком грамматического строя языка связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга, механизм которой раскрыл И. П. Павлов. Он высказал мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.
Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.
В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении существительных, прилагательных и других грамматических форм.
Выработка динамического стереотипа облегчается его устойчивостью. Если, например, ребенок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их.
Вместе с тем наблюдается недостаточная гибкость в применении динамического стереотипа: ребенок может употреблять усвоенные грамматические формы в тех случаях, когда имеются отступления от системы. Например: Мы видели в зоопарке «слон»; Мне мама подарила «утеночек» (как и Мне мама купила «стол»).
То же наблюдается, например, и в употреблении изменяемых имен существительных. Ребенок, твердо усвоив в практике общения, что все слова (существительные) изменяются, изменяет такие слова, как пальто, пианино, кофе и др.
Изучая формирование мыслительных операций в развитии речевых навыков, исследователи подчеркивают значение работы над грамматикой родного языка. Они показали, что осознание грамматических явлений языка происходит на основе обучения, в процессе которого у детей начинает формироваться чувство языка, способность к общению.
Рассматривая чувство языка как существенное условие правильного построения устной речи дошкольника, исследователи видят в сознательном усвоении грамматического строя речи предпосылки для развития связной монологической речи, осознание ее особенностей, формирование обобщений явлений языка и речи. Основой усвоения грамматического строя является формирование грамматических обобщений.
Ф. А. Сохин, говоря о формировании языковых обобщений, отмечал: «Овладение языком характеризуется не просто подражанием, воспроизведением образцов речи взрослых на основе подражания и интуитивностью (неосознанностью) усвоения языковых средств и норм, но и прежде всего развитием языковых обобщений и элементарного осознания языковых явлений».
Усвоение грамматики связано с когнитивным развитием ребенка, поскольку формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления. Процессы анализа, синтеза, абстракций и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений.
Американский психолингвист Д. Слобин отмечает, что для овладения грамматикой ребенок должен:
1) осознать те физические и социальные явления, информация о которых передается при помощи языка;
2) уметь обрабатывать, организовывать и хранить языковую информацию. Когнитивные предпосылки развития грамматики связаны как со значением, так и с формой высказывания.
Основополагающее значение для понимания особенностей усвоения грамматического строя дошкольниками имеют работы А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича и др.
Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А. Н. Гвоздевым. Он проследил процесс формирования аморфных слов до начала школьного возраста, когда ребенок овладевает всеми основными формами языка.
А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка:
1) период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.);
2) период усвоения грамматической структуры предложения, связанных с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет);
3) период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет) В третий период формирования грамматического строя языка (от 3 до 7 лет) вместо смешанных однозначных морфологических элементов, как это часто бывает во второй период, они постепенно разграничиваются по отдельным типам склонения и спряжения. В это же время все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком, формы. В этот период усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах; с ее усвоением морфологические элементы, первоначально неизменные в звуковом отношении, приобретают характер звуковых величин с рядом переменных элементов. Намечаемая периодизация приблизительна в отношении отдельных периодов, но сама последовательность возникновения явлений складывается отчетливо.
В работах Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренниковой, М. И. Поповой,
А. Г. Арушановой, А. В. Захаровой, А. М. Леушиной, В. И. Ядэшко и др. выявлена возрастная динамика онтогенеза грамматики.
Освоение семантической (смысловой) стороны грамматического строя происходит в раннем возрасте еще в недрах жестовой речи. Освоение грамматики начинается с синтаксиса (способов построения предложений). Первые слова выполняют функцию предложения (или даже целого текста) за счет того, что они включены в целостный рисунок поведения ребенка. Так, протянутая к молоку рука и слово «мака» могут означать «дай молока», а взор, устремленный на пол, с возгласом «мака!» — уже свидетельствовать: стакан с молоком упал и разбился. Практически весь второй год жизни уходит на освоение глубинных структур предложения – сначала однословного, двух- и трехсловного. В это время слова не изменяются, это слова-корни.
Распадение слов на морфологические элементы и освоение правил словоизменения (изменение существительных по числам и падежам, глаголов – по времени, числам, лицам и в прошедшем времени – по родам, согласование существительных с прилагательными и глаголами в роде и т. д.) активно протекают на третьем году жизни. С конца третьего года осваивается система словообразования – способов образования уменьшительно-ласкательных и увеличительных наименований действующего лица и др.
Средний дошкольный возраст характеризуется освоением всевозможных единичных форм и исключений – «чулок», «носков», «апельсинов»; «яблок», но «облаков» и т. д. В этот период осваиваются сложный синтаксис, ряд категорий словообразования. Однако сказанное не означает, что освоение морфологических правил завершается на третьем году жизни или, что освоение способов словообразования не происходит в два или пять лет. Речь идет о тенденции, о взрывном характере процессов освоения разных сторон грамматического строя в разные возрастные периоды. Кроме того, сама возрастная привязка периодов весьма условна потому, что онтогенез речи отличается широким диапазоном индивидуальных различий. Освоение грамматических средств происходит в контексте освоения форм речи (диалог — монолог) и форм общения (эмоционального, ситуативно-делового, внеситуативного, познавательного и личностного).
Освоение грамматического строя носит спонтанный характер (термин А. В. Запорожца, совершается в общении со взрослыми и сверстниками через разрешение противоречий между имеющимися в распоряжении ребенка средствами и теми требованиями к ним, которые объективно накладываются условиями речевого общения, между желанием и достигнутым результатом. Само общение, его тематика и интенсивность широко варьируются в индивидуальных судьбах; в силу этого одни дети имеют для саморазвития благоприятные условия, другие – неблагоприятные. Речевое развитие и освоение грамматического строя языка жестоко страдают, если ребенок пребывает в нервозной, нездоровой обстановке, если остается без присмотра, если бедна окружающая его педагогическая (предметы, игрушки, материалы для деятельности) и языковая среда, если он не досыпает, болеет простудными заболеваниями.
Спонтанность развития, вовсе не означая отсутствия педагогического руководства, предполагает такое взаимодействие взрослого и ребенка, при котором последний – подлинный субъект деятельности, самостоятельно действующий и осваивающий человеческие взаимоотношения, окружающий предметный мир и язык. Вместе с тем в этой ситуации важна роль взрослого, который откликается на активность ребенка, создает материальные условия, педагогическую среду, сам активно обращен к ребенку, вовлекая его в совместную деятельность, в общение.
Результаты усвоения родного языка в дошкольном детстве А. Н. Гвоздев охарактеризовал следующим образом: «Достигаемый в дошкольном возрасте уровень овладения родным языком в области грамматики является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множество стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным».
О. С. Ушакова, характеризуя речь детей дошкольного возраста, отмечает те же положительные результаты в области усвоения грамматики: «В 5 лет в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам. Умение контролировать свою речь».
В то же время отчетливо сказывается, что «ребенок овладевает разговорно-бытовым стилем речи». Грамматические элементы книжного стиля остаются не усвоенными им. Хотя у дошкольника и возрастает удельный вес простых распространенных и сложносочиненных предложений, он, однако, не употребляет ряда сложных предложений и связывающих их союзов, характерных для книжной речи, причастий (за исключением кратких причастий прошедшего времени страдательного залога, деепричастий, многих суффиксов отвлеченных понятий.
Таким образом, в процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм, достигая в среднем дошкольном возрасте достаточного уровня овладения родным языком в области грамматики, преимущественно разговорно-бытового стиля речи.
Источник