Коррекция отклонения в развитии ребенка

Коррекция отклонения в развитии ребенка thumbnail

Татьяна Шерстнева
Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста

Программа развития ребенка р/в с особенностями психофизического развития построена на основе зарубежного опыта (Программа «Маленькие ступеньки», Сиднейского университета, Мойры Питерсон и Робина Трилора) и достижений российских ученых (С. Л. Новосёловой, Л. В. Гришиной, Л. Н. Павловой, Е. Б. Волосовой и др.).

В программе учтены следующие принципы:

онтогенетический (установление фактического, реального возраста развития познавательной деятельности ребенка (в том числе сенсомоторного развития, развития наглядно — действенного мышления, речевого, социального и физического развития. Для чего используется Денвер — тест.

Программа построена с учетом возрастной периодизации:

— от рождения до 3 — х месяцев;

— от 3 — х до 6 — ти месяцев;

— от 6 — ти до 9 — ти месяцев;

— от 9 до 12 месяцев;

— от 1г. 3мес до1г. 6мес;

— от 1г. 6мес до 1г. 9мес;

— 2года — 2г. 6мес;

— от 2-х лет 6мес до 3 — х лет.

концентрический принцип (многократная обработка умений; лишь при таком подходе умение автоматизируется, т. е. переходит в навык).

ступенчатый принцип (умения и навыки даны в программе под порядковыми номерами в соответствии с последовательностью их формирования).

принцип сензитивности (ранний возраст охватывает сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т. е. периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием).

В программе представлены следующие разделы:

1. Стимуляция познавательного развития.

2. Стимуляция эмоционального развития.

3. Речевое развитие

4. Социальное развитие

5. Физическое развитие

I. Важность сенсорной стимуляции, в том числе, чтобы ребенок в 1 — ый год жизни освоил всё богатство ощущений для начала работы всех анализаторных систем, чтобы у него выработались вкусовые, обонятельные, тактильные, зрительные ощущения. Очень важна работа осязания (кожной чувствительности).

II.Стимуляция эмоционального развития (важно создавать источники эмоциональных стимулов, поскольку у детей с отклонениями в развитии выявляется отсутствие эмоционального контакта со взрослым, с фиксирования взгляда на его лице).

III.Развитие речи.

Первый год жизни — подготовительный этап в развитии речевых возможностей ребенка. В ходе эмоционального общения со взрослым происходит формирование голосовых реакций и речевого слуха. Речевая активность ребенка проявляется на фоне совершенствования его зрительных и слуховых ориентировочных реакций, эмоциональных контактов со взрослыми, усиления двигательной активности. Крайне важна стимуляция движения рук, так как развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью правой руки. Овладение речью в этот период зависит от эмоций ребенка, поэтому необходима его эмоциональная стимуляция. С 9 — 12 месяцев возникает новый тип речевого развития — умение подражать слогам, которых в речи ребенка ещё нет. Разговором или прибауткой взрослый стимулирует их появление. До 1года 6месяцев на первый план выступает развитие понимания речи взрослого. Во втором полугодии 2 — го жизни следует расширять пассивный запас слов. Что касается развития активной речи, то ребенка следует учить произносить те слова, которые он понимает.

Примерная программа развития ребенка раннего возраста с особенностями психофизического развития представлена в учебно — методическом пособии:

Степура Н. А. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. — 146с.

В методическом пособии по развитию детей раннего возраста: Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растем. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 224с. Развитие детской речи до 3 — х лет традиционно разделяют на 3 основных этапа:

1. доречевой этап (от рождения до 1 года, который делится на период гуления и период лепета);

2. дограмматический этап первичного освоения языка (от 1 года до 2 — х лет);

3. этап усвоения грамматики, занимающий 3 — й год жизни ребенка.

Игры и занятия с детьми 1 года жизни.

От 3 — 5 недель до 2,5 — 3 месяцев:

С 3 — 4 — х недель ненадолго подвешивать над кроваткой яркую игрушку и двигать её в разных направлениях. Лучшей игрушкой в этом возрасте является погремушка или подвешенный на яркой ленте легкий мелодичный колокольчик.

От 2,5 — 3 до 5 — 6 месяцев:

Подвешенные игрушки, на которые ребенок раньше только смотрел спускают ниже, располагая над его грудью так, чтобы он, размахивая руками, случайно наталкивался на них, мог их ощупывать и захватывать. К 5 — ти месяцам ребенок должен направлять к игрушке руки, захватывать и, наконец, брать игрушку из рук взрослого и даже со дна манежа (в положении на животе).

С 5 — 6 месяцев до 9 — 10 месяцев:

После 7 месяцев — развивается умение находить по слову названный предмет («Где Ляля?») — используются крупные сюжетные игрушки. «Ладушки»развивается понимание названий простых движений и подражание им. С 8 — 9 месяцев — знакомство ребенка с его именем и именами других детей и взрослых. С 7 — 8 месяцев — «перекличка» — подражание простым звукосочетаниям; ползание; вставание к барьеру; переступание вдоль барьера.

От 9 — 10 месяцев до 1 года:

«Показ игрушки» (вызвать звукоподражание: «кс — кс», образовать осмысленное слово «киса»); занятия с мешочком; катание шариков; нанизывание колец на палочку; «матрешки» (научить открывать и закрывать матрешку и понимать слова «открой», «закрой»); перекладывание кубиков; «догоню — догоню» (стимуляция ходьбы); собирание рассыпанных колец.

Игры и занятия с детьми от 1 года до 2 — х лет.

Упражнения на развитие внимания и навыков подражания (все движения сопровождаются речью; для оживления занятий используются стихи);

Упражнения для развития крупной и мелкой моторики;

Рисование (ладошками, кремом для бритья, пальцем по запотевшему стеклу, по крупе — способствует формированию координации глаз и руки); чирканье мелками; рисование фломастером и карандашом (годовалого малыша можно научить чиркать фломастером по листу бумаги). Ребенок в возрасте от года до 2 — х лет держит фломастер всей ладонью («ладонный захват»). Помогайте ему учиться координировать движения руки, не давайте ему делать чересчур сильные, размашистые движения. Рисование прямой вертикальной, горизонтальной линии, штрихов, круга.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка харьков

Игры на отгадывание действий бытового характера: «отгадай, что я делаю»; упражнения для развития координации движений в быту;

Развитие речи и ориентировки в окружающем мире:

показы с называнием (от 1 года до 1года 6 месяцев);

показ предметов в действии (н -р: укладывание куклы спать; кормление куклы);

показ живых животных;

поиски спрятанных игрушек (развивать умение узнавать и называть игрушки);

«прогулка по комнате» (с 1 года 3 месяцев) — познакомить ребенка с названиями предметов домашнего обихода;

занятия на развитие подражания (с 1 года 3 месяцев): «кто как кричит?»; потешки; выполнение поручений («принеси мячик», «что сделать с названной игрушкой», «покажи, как»).

Занятия по картинкам можно предлагать детям, начиная с конца 1 года жизни, но не всем подряд, а лишь тем, кто имеет достаточный уровень понимания речи окружающих и активной речи:

занятия с одной картинкой (привлечь внимание ребенка к изображению, вызвать слуховое сосредоточение на словах взрослого; развивать понимание слов) + с 2 — мя картинками; с несколькими картинками (учить искать и находить названные изображения):

«Кормление собачки», «Села птичка на окошко», «Девочка и петушок», «Зайчик и морковка» (н — р: научить произносить слова: «зайка», «кушай», «морковка» и действия с игрушечным зайчиком).

Развитие ребенка от 2 до 3 — х лет.

Ритмика и координация речи с движениями.

Рекомендация: любое занятие с ребенком по развитию речи лучше всего начинать с речевой зарядки — чтения небольшого стихотворения с одновременным выполнением соответствующих движений в медленном темпе. Если ребенок не говорит, то его движения сопровождаются словами взрослого. При этом очень важно, чтобы движения соответствовали тексту.

Игры и упражнения на развитие речи.

определение звучащих игрушек (3 — 5);

«откуда доносится звук?»;

определение звука в быту (звонок в дверь, телефон, чайник, шум воды, радио);

определение голосов членов семьи, голосов животных и птиц;

определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машина, ветер, дождь, гром, шум толпы);

выполнение просьб и поручений, не сопровождаемых жестами (дай, возьми, закрой, подними);

перемещение предметов по заданию (н — р: взять со стола мишку и поставить его на диван);

повторение сочетаний звуков и слогов (А, У, О, И; А — У, О — А; АУ, АУИ; ТА, ПА, МА — МА, ТА — МА — СА). Старайтесь использовать те звуки, которые у ребенка сохранны или отработаны;

повторение слов, сочетаний слов и небольших предложений (домик и ёлка; лопата, ведро, песок; кошка спит; собака лает).

Дыхательные и голосовые упражнения:

сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку;

дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины, стараясь сдвинуть их с места;

дуть на шарики разного веса (пластмассовые, деревянные, резиновые (небольшого объёма);

дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие тазике, тарелке, миске с водой;

дуть в дудочку, свистульку;

надувать и пускать мыльные пузыри.

Произнесение гласных звуков А, О, У, И и слогов в сочетании с движением рук.

Миогимнастика (для детей от 1 года до 3 — х лет). Эти упражнения стимулируют развитие мышц, поднимающих язык, способствуя навыкам правильногоглотания, укрепляют круговую мышцу рта, предупреждая зубочелюстные деформации):

«Лошадка» (цоканье язычком в течение 30 — ти секунд); «заводим машинку» (длительное произнесение звука «д — ддд»); «погладим зубки» (кончиком языка сначала упереться в нёбо, а затем водить им по острому краю верхних и нижних зубов); «поцелуй» (вытянуть губы хоботком и чмокнуть); «шарик лопнул» (надуть щёки и медленно выдавит воздух через сжатые губы кулачками); «петрушка» (при разомкнутых губах приложить мизинцы к уголкам рта и в таком положении стремиться сомкнуть губы).

Развитие правильного звукопроизношения.

Эта работа строится на игровом звукоподражательном материале. Начать её лучше с произношения гласных звуков.

1. Звуковое подражание:

— укачивание ребенка: а — а — а;

— гудение паровоза: у — у — у;

— крику в лесу: ау!

2. Подражание голосам животных.

3. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами;

4. Произнесение простых слов и составление с ними коротких предложений типа: мама, дай; папа, на; баба, иди.

В процессе игры обучайте ребенка фразам: «У меня мяч» (или кукла, шар и т. д.).

Игры на развитие внимания и памяти:

«Что катится?»

«Почтовый ящик»

«Сделай узор»

«Сбор урожая»

«Построим башню» «Разноцветные поляны»

«Найди такой же» «Найди ошибки»

«Мозаика» «Кого загадали?».

«Спрячь мышку»

Источник

Коррекция отклонения в развитии ребенкаПоведение — это способ, с помощью которого ребенок, не научившись говорить, сообщает родителям о состоянии своего организма и о внутреннем эмоциональном состоянии. Ребенок с отклонениями в развитии может вести себя неадекватно. Это могут быть несущественные и проходящие отклонения в его поведении, но иногда они, к сожалению, могут свидетельствовать о серьезных нарушениях в его развитии.

Из этой статьи вы узнаете, как проводится воспитание детей с отклонениями в развитии, а также поговорим о коррекции отклонений в развитии детей.

Воспитание детей с отклонениями в развитии

Зачастую родители, не обладая познаниями в этой сфере, не могут разобраться в ситуации и вовремя не обращаются к врачам, в результате чего заболевание может привести к непоправимым последствиям в развитии ребёнка.

Какие особенности имеют дети с нарушениями в развитии?

1.

Детским аутизм – одним из наиболее серьёзных нарушений в развитии ребёнка. Его основными симптомами являются отрешённость от мира и погружение в себя. При аутизме у ребенка могут быть значительные нарушения в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере, затруднения в общении с окружающими людьми, плохое взаимодействие с окружающим миром. При этом интеллект ребёнка может не пострадать.

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка 3 лет

2.

Различные психологические стрессы, которые возникают у ребёнка, если он стал свидетелем какого-то трагического события. В таком случае у ребёнка может развиться психологическое расстройство, или, как его еще называют — посттравматический стресс. Ребенка начинают преследовать навязчивые и повторяющиеся жуткие картины происшедшей трагедии, от которых он не в силах избавиться. Его постоянно мучают ночные кошмары, чувство тревожности и беспокойства. Всё это приводит к сбоям в работе организма, парализует жизнь и разрушает личность ребёнка.

3.

Заболевания сенсорной регуляции, которые проявляются в виде высокой чувствительностью кожи ребёнка, что приводит к нетерпимости касания его тела какими-то предметами или людьми (даже матерью). Эта реакция связана с тем, что дети с нарушениями в развитии неадекватно воспринимают, казалось бы, совершенно безобидный стимул касания, как опасный и болезненный. В итоге появляется непринятие ребёнком разных гигиенических процедур, таких, как чистка ушей, мытье головы, подстригание ногтей, или ношения одежды и обуви. Это отражается на характере игр ребёнка и его общении со сверстниками.

4.

Детская гиперактивность и расстройствами внимания, которые сопутствуют ей.

Что такое гиперактивность?

Гиперактивность — это название группы разных видов расстройств внимания, которые не обязательно сопровождаются моторным беспокойством. Общим для них является расстройство внимания.

Часто многие из беспокойных детей, которые демонстрируют схожую с гиперактивностью клиническую картину, бывают, подвержены другим расстройствам, не связанным с проблемами внимания.

Примерами таких расстройств могут быть:

1.

Физиологические расстройства питания, сна;

2.

Проблемы несбалансированного развития сенсорных систем, что осложняет адаптацию ребёнка в окружающей среде.

3.

Эмоциональные расстройства. К ним относится повышенная тревожность, разные виды депрессивных состояний.

Для правильного воспитания детей с отклонениями в развитии они должны быть незамедлительно осмотрены специалистом, очень важно тщательно обследовать ребенка у психолога, невролога, и, ни в коем случае, не прибегать к самолечению.

Коррекция отклонений в развитии детей

Среди здоровых детей есть те, которые испытывают сложности в развитии зрения, слуха, речи, двигательной, эмоционально-волевой сферы, интеллекта.

Как известно, важную роль в жизнедеятельности ребенка занимает речь. Как и для всякой другой деятельности, для речи характерна мотивированность, целенаправленность, определенная структура.

Как появляется речь у ребенка?

Для возникновения речи необходимо, чтобы у ребенка был мотив, замысел речи, ожидание результата действия речи, планирование высказывания, отбор лексики, грамматическое структурирование, реализация высказывания и, наконец, контроль за речевым действием. Дети с отклонениями в развитии отличаются недостаточностью тех или иных вышеперечисленных компонентов.

Недоразвитие речи негативно сказывается на общем психическом развитии ребенка, усложняет его общение с окружающими людьми. Нарушения речи отмечаются почти у всех детей с отклонениями в развитии: при задержке развития психики, при умственной отсталости, при ДЦП, при нарушениях зрения и слуха. В каждом случае нарушение речевой деятельности носит своеобразный характер и определенную структуру.

Некоторые отклонения в развитии могут иметь центральный характер, некоторые — периферический. В первом случае диагностика отклонений в развитии ребенка явно показывает, что нарушено интеллектуальное или речевое развитие, во втором выявляют сенсорный дефект (изменения в развитии зрения, слуха), иногда нарушения могут касаться двигательной сферы. Некоторые нарушения проходят в более легкой форме, некоторые носят более тяжелый органический характер. В последние годы все чаще встречаются слабо выраженные нарушения, а не тяжелые, но сочетание этих нарушений усложняет их выявление, оценку и организацию коррекционной работы.

Как проводится коррекция отклонений в развитии ребенка?

Комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии производится на основании ряда принципов. Это принцип системности, доступности, последовательности, индивидуального похода к ребенку. Один из главных принципов коррекции отклонений — онтогенетический, он учитывает возрастные, психофизические особенности детей, характер нарушений. Этот принцип ориентирует коррекционную работу на сглаживание или устранение, коррекцию или компенсацию нарушений речевого, интеллектуального, сенсорного, эмоционального и двигательного дефектов, на создание полноценной основы для дальнейшего развития личности, которое возможно лишь при формировании ключевых звеньев развития.

Пластичность коры головного мозга дает возможность осуществлять развитие ребенка даже в самых тяжелых патологических условиях. Коррекция отклонений в развитии ребенка начинается с того, что необходимо определить сохранившиеся звенья в речеслуховой, речедвигательной, зрительной, двигательной системах и опираться на них.

Отклонения в развитии органов зрения и слуха лишают ребенка важных источников информации, что в результате приводит к задержке речевого и психического развития. Особенности отставания в психическом развитии зависят от причин, тяжести и времени возникновения нарушения слуха или зрения. Чем раньше они были нарушены, тем больше у ребенка выражена задержка речевого и психического развития. Отклонения в развитии речи тормозят формирование абстрактно-логического мышления ребенка.

Иногда дети с отклонениями в развитии могут страдать различными соматическими, нервно-психическими нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Источник

Абилитация
ранее
(до 3х лет) первоначальное
формирование
нарушенной способности
к чему-либо (медицинским
способом).

Большую
роль в поиске эффективных решений
проблемы ранней коррекции сыграло
переосмысление положений выдающегося
психолога Л.С.
Выготского о социальности развития
младенцев и об их отношениях со взрослыми,
об использовании
сензитивных периодов
для предупреждения социально
обусловленного отставания и связанных
с ним вторичных отклонений в развитии.

Ранняя
коррекция
включает следующие моменты:

  • максимально
    раннее
    выявление и диагностика
    нарушения в развитии;

  • максимальное
    соотношение
    разрыва между моментом обнаружения
    в развитии ребенка и началом
    целенаправленной коррекционной помощи;

  • снижение
    временных границ начала специального
    образования
    (до первых месяцев жизни ребенка);

  • обязательное
    включение
    родителей в коррекционный процесс
    на основе выявления положительных
    сторон семьи и активизации ее
    реабилитационного потенциала;

  • интенсивность
    ранней коррекции:
    чем активнее ведется коррекция, тем
    значительнее результаты развития
    ребенка;

  • охват
    коррекцией различных сфер развития
    ребенка;

  • создание
    всех необходимых условий
    для развития ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка 10 месяцев режим дня

Эксперимент
показал, что грамотно
организованная ранняя коррекция
помогает
предупредить
появление вторичных отклонений

в развитии, обеспечить максимальную
реализацию реабилитационного потенциала,
а для значительной части детей обеспечить
возможность вклю­чения в общий
образовательный поток
на более раннем этапе возрастного
развития, исключив необходимость
дорогостоящего специального оборудования.

Структуру
дефекта составляют первичный и вторичный
дефекты.

Вторичные
дефекты носят обратимый
характер, т.е. поддаются психолого-педагогической
коррекции, и чем дальше имеющееся
нарушение стоит от биологической основы
(первичного дефекта), тем успешнее оно
поддается коррекции. Необходима
наиболее ранняя коррекция вторичных
нарушений,
что обусловлено
особенностями психического развития
в детских возрастах:

  • пропущенные
    сензитивные периоды
    в развитии, обучении, воспитании не
    компенсируются в более старших возрастах;

  • возникшее
    отставание
    будет
    требовать более сложных
    и специальных усилий
    по
    его преодолению;

  • трудности
    в обучении приводят к углублению явлений
    недоразвития;
    к подростковому возрасту формируют
    стойкое отрицательное отношение к
    школе, что является одним из факторов,
    формирующих нарушение поведения. В
    подростковом возрасте часто приводят
    к выраженным нарушениям социальной
    адаптации не сам первичный дефект, а
    явления вторичного недоразвития.

6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики

Разделы
специальной педагогики

  • Сурдопедагогика
    — наука
    о
    закономерностях развития,
    воспитания, обучения,
    социальной адаптации
    и интеграции
    в общество детей
    с нарушениями слуха
    (глухих, слабослышащих, оглохших).

Объект:
специальное
образование людей, имеющих нарушения
слуха.

Предмет:
практика
воспитания, обучения, социализации
людей,
имеющих нарушения слуха.

Основная
цель
сурдопедагогики: обеспечить
людям, имеющим нарушения слуха, возможность
достижения максимальной самостоятельности
и независимости
в жизни.

Задачами
сурдопедагогики являются:

  • изучение
    педагогических
    закономерностей развития лично­сти
    в условиях ограниченных слуховых
    возможностей;

  • определение
    путей коррекции
    и компенсации
    слухового дефекта;

  • обоснование
    педагогической классификации
    людей, имею­щих нарушения слуха;

  • изучение
    сложившихся педагогических
    систем
    их образова­ния;

  • разработка
    и реализация
    концепции
    интеграции
    лиц с нарушениями слуха в образовании
    и социокультурной среде;

  • определение
    научных основ,
    содержания
    образования,
    мето­дов,
    технологий,
    организационных условий
    образования людей с нарушенным слухом;

  • разработка
    специальных образова­тельных
    технологий
    развития речевого слуха, обучения
    националь­ному жестовому, русскому
    (родному) языку, устной речи;

  • определение
    особенностей педагогической реабилитации
    в послеоперационный период (при
    кохлеарной имплантации);

  • совершенствование
    технологий использования сурдотехнических
    средств
    развития речевого слуха, произносительной
    сто­роны речи людей, имеющих слуховой
    дефект;

  • разработка
    и реализация программ
    профориентации, профконсультирования,
    профессиональной подготовки, а также
    со­циально-трудовой адаптации лиц
    со слуховым дефектом.

  • Тифлопедагогика
    — наука о закономерностях развития,
    воспитания, обучения, социальной
    адаптации и интеграции в общество детей
    с нарушениями зрения (слепых, частично
    и слабовидящих).

Объект:
специальное
образование людей с нарушениями зрения.

Предмет:
практика
воспитания,
обучения,
социализации
людей разного возраста с дефектами
зрения.

На
современном этапе развития тифлопедагогика
решает следующие основные задачи:

  • раскрытие
    основных закономерностей в области
    обучения,
    воспитания
    и развития людей
    с нарушенным зрением;

  • комплексное
    клинико-генетическое,
    психологическое,
    педагогическе
    изучение
    детей,
    их диагностирование,
    выявление структурно-функциональных
    нарушений в организме, связанных с
    дефектным зрением, установление
    психофизических нарушений и сочетанных
    дефектов у детей;

  • выяснение
    и определение роли сохранных анализаторов
    в познавательной деятельности слепых,
    слабовидящих и детей с косоглазием и
    амблиопией, условий формирования и
    развития личности, межличностных
    отношений при различных зрительных
    нарушениях;

  • определение
    содержания коррекционно-педагогической
    работы,
    разработка
    приёмов
    и способов её осуществления при различных
    формах организации учебно-воспитательного
    процесса в специальных образовательных
    учреждениях;

  • разработка
    требований к специальным средствам
    коррекции вторичных отклонений
    в развитии и компенсации зрительного
    дефекта, к
    наглядному и раздаточному дидактическому
    материалу,
    специальным пособиям, к тифло-техническим
    средствам обучения, создание,
    совершенствование и модификация пособий
    и учебного оборудования;

  • разработка
    специальных приёмов,
    методик
    обучения
    и воспитания детей и взрослых с нарушением
    зрения, особенностей проведения
    специальных коррекционных и предметных
    занятий;

  • теоретическое
    обоснование
    и осуществления
    индивидуального и дифференцированного
    подходов
    к учащимся в ходе учебно-воспитательного
    процесса, организация этой работы с
    учётом зрительных возможностей
    обучающихся, характера и времени
    появления аномалии, сопутствующих
    заболеваний и сочетанных дефектов;

  • Тифлосурдопедагогика

  • Логопедия
    — наука о закономерностях развития,
    воспитания, обучения, социальной
    адаптации и интеграции в общество детей
    с
    нарушениями речи при сохранном слухе.

Цель
науки – разработка
научно обоснованной системы обучения,
воспитания
и перевоспитания людей с нарушениями
речи, а также профилактика
нарушений речи.

Объект:
процесс
коррекции речи в различных возрастах.

Предмет:
методы,
формы, приемы коррекции нарушений речи.

Основные
задачи:

  • изучение
    онтогенеза речевой деятельности при
    различных формах
    речевых нарушений

  • определение
    распространенности,
    симптоматики,
    степени
    проявлений
    нарушений речи

  • выявление
    динамики
    спонтанного и направленного развития
    детей
    с нарушениями речевой деятельности,
    характер влияния речевых расстройств
    на формирование личности, психическое
    развитие

  • изучение
    особенностей формирования речи
    и речевых нарушений у
    детей с различными отклонениями в
    развитии

  • выявление
    этиологии,
    механизмов,
    структуры
    и симптоматики
    речевых
    нарушений

  • разработка
    методов
    педагогической диагностики
    речевых расстройств

  • систематизация
    речевых расстройств

  • разработка
    принципов,
    дифференцированных методов
    и средств
    устранения
    речевых нарушений

  • совершенствование
    методов
    профилактики
    речевых
    расстройств

  • разработка
    вопросов организации
    логопедической помощи

  • Олигофренопедагогика
    — наука о закономерностях развития,
    воспитания, обучения, социальной
    адаптации и интеграции в общество детей
    с умственной отсталостью.

Объект:
воспитание
и обучение детей
с ИН.

Предмет:
теория
и практика обучения,
воспитания
и развития детей с ИН;
адаптация,
реабилитация
интеграция
детей с ИН.

Задачи:

  • развитие
    психических
    функций и навыков
    познавательной деятельности

  • максимальная
    социальная
    адаптация

  • всестороннее
    развитие
    личности

  • разработка
    целей,
    задач,
    принципов,
    форм, методов обучения и воспитания
    детей с ИН

  • своевременное
    выявление
    и предупреждение ИН

  • разработка
    путей помощи в адаптации выпускникам

  • Отрасль
    специальной педагогики применительно
    к лицам
    с нарушениями опорно-двигательного
    аппарата

  • Отрасль
    специальной педагогики применительно
    клицам
    с нарушениями эмоционально-волевой
    сферы;

Соседние файлы в предмете Специальная педагогика

  • #
  • #
  • #

Источник