Значение труда в природе в развитии личности ребенка

           Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №67 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга «Волшебник»

Тема:

 «Роль труда в природе для развития личности ребенка»

                                                                              Подготовила

                                                                             Гоцка Лариса Юрьевна

                                                                                             воспитатель

                         Санкт-Петербург 2015 год

Роль труда в природе для развития личности ребенка.

Большинство ученых сходятся во мнении, что охрану природы и природных ресурсов следует отправить на борьбу не с самими экологическими бедствиями, а с их причинами, и в первую очередь- с причинами социального характера. Такая деятельность должна быть систематической продуманной и научно обоснованной. В арсенал средств ее решения должно входить экологическое воспитание и образование. Сущность его заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ее ничем незаменимую ценность и красоту, понимания, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле. Многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства и и было выведено положение о связи человека и природы, об их неотделимости друг от друга. Отсутствие или неисправность канализации ведет к возникновению желудочно- кишечных заболеваний. А почва может играть определенную роль в распространении столбняка, ботулизма. Санитарный врач по коммунальной гигиене своим требовательным контролем обеспечивает заслон этим болезням.

Для охраны животных и растений создана Красная книга. Первая в нашей стране Красная книга собиралась по крупицам. Над ее созданием трудились более пятнадцати лет. За это время учеными была проделана колоссальная научная организационная работа, проанализировано огромное количество источников,созданы всевозможные комиссии, отработан и обобщен материал по биологии и распространению редких видов животных и растений.

Человек, будучи представителем высшей ступени эволюции живых организмов. Отличается от них прежде всего своим разумом, речью и способностью к труду. Вследствие этого, он оказывает на свое место обитания воздействие гораздо больше, чем другие животные, вплоть до его разрушения, причем результат своей деятельности он ощущает и понимает, как правило, позже. С самого начала истории человек столкнулся с законами природного равновесия.

Длительная история развития человечества- это прежде всего , история природопользования, развития производительных сил, познания человеком законов природы и общества, смена на этой основе, общественно-экономических формаций. Поэтому, вполне естественно, что взаимоотношения человека с природой и ее ресурсами подчиняется с одной стороны- характеру ресурсов в самом широком понимании этого слова, начиная с размеров самой территории и кончая залегающими в недрах земли полезными ископаемыми и, с другой, состоянием производительных сил. Наскальные рисунки, изображающие сценки охоты или собирания плодов, свидетельствуют о том времени, когда человек приступил к осмысленному использованию наиболее доступных и, одновременно, необходимых биологических ее ресурсов, приступил к «покорению» природы.

Анализ особенностей природоохранительного труда показал, что содержательными компонентами системы знаний о природоохранительном труде должны стать представления, отражающие:

объекты и предметы природы и труда со всеми их особенностями взаимосвязанными между собой и средой обитания;

детерминированность труда свойствами и потребностями, животных и растений, условиями среды, которые связаны между собой, так как живые организмы существуют только в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой;

системную организованность природоохранительного труда, который должен быть  рассмотрен как единство системы знаний о животных и растениях, неживой природе, о трудовых процессах, видах природоохранительного труда, взаимодействии его участников.

Проблемой экологического воспитания педагоги стали  заниматься еще в 17-18 веках,хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина «экологическое воспитание».

В дошкольном возрасте в ребенке может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой.

За последнее время было создано множество программ по экологическому воспитанию. В основу их содержания положено постепенно расширяющееся представление о живом организме, знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания. Они позволяют дошкольнику понять роль Человека на Земле, понять, что он является частью природы. Традиционные виды деятельности тесно связаны с проявлением у детей экологической и общечеловеческой культуры.

Читайте также:  Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте

 Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы, нацеленных на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Программы предусматривают выработку первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности.

Природоохранительный труд- особый вид человеческой деятельности. Объектом для него являются живые организмы (животные, растения, предметы окружающей среды). Они сами включены в процесс труда, являются его предметом и конечным результатом, удовлетворяющим эстетические, духовные и материальные потребности человека.

Человек является продуктом природы, ее частью, принадлежит ей. Вместе с развитием природы происходит развитие человека. Для обеспечения своего существования он получает от природы все необходимое: воздух, воду, пищу, одежду, не говоря об удовлетворении высших потребностей- духовных и эстетических. Человек, таким образом вступает в целенаправленное, осознанное взаимодействие с природой, выступая потребителем ее богатств.

В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Выход из экологического кризиса техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором  формирования экологической культуры личности как регулятора отношений  в системе «человек- окружающая среда». Ценностное осмысление природы выражает нерасторжимое единство человека и общества с природой. Человек и общество выступают как элементы единой системы «природа- общество», вне которого их существование невозможно. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ взаимодействия человека с природой. Важно показать детям и природоохранную работу по сохранению и улучшению городских и пригородных ландшафтов, рек, дать информацию о местных заповедниках, памятниках природы, истории и культуры. Детям надо помочь осознать значение природы как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.

Важным показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных, что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда человека.

Главное в детском труде- радость ребенка от участия в нем, возникающее желание трудиться. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе при условии его самостоятельности и активности со стороны детей. Особенно ценен труд детей (совместно со взрослыми), направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и др.). В процессе труда нужно совершенствовать трудовые умения и навыки природоохранного труда у детей.

Источник

                                                   Значение труда в дошкольном возрасте.

Труд — важнейшее средство в  воспитании   детей дошкольного возраста , в процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь   процесс  трудового  воспитания детей в детском саду,  должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для всего  коллектива, относиться к работе с любовью, видеть в ней  как — необходимое условие для проявления творчества личности.
Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним  из самых основных элементов.
А. С. Макаренко. Труд основа человеческой жизни.
Труд — это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А. С. Макаренко.  Труд  это  то,  что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия.

                                                         Виды труда

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах — оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то  в   старшем  дошкольном  возрасте  этот труд  для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных   потребностей   ребенка. Ежедневное выполнение   трудовых   заданий ,  приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени. Самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все  необходимое  без требований из вне. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться систематической работой в детском саду и семье. Самообслуживание является основным видом труда  ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует  у  них  самостоятельность,  уверенность в своих силах.
                                                               Труд детей в природе.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных  знаний  о почве, посадочном материале,  орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности, воспитывает у   детей  интерес  к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов,  осуществляется эстетическое воспитание детей.
Ручной труд — развивает конструктивные способности детей,  практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе,  умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, красивее, аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся  и   осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
 На опыте дети  усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.
Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Работа с природным материалом — листьями, желудями, соломой, корой и т. д. — дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

Читайте также:  Диагностика речевого развития ребенка трех лет

Источник

Качайте!

Краткое содержание работы:

Роль природы в формировании личности дошкольника
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.
Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.
Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.
На формирование личности ребенка положительное, влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога — его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника» при знакомстве природой.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.
С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.
Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это — живые организмы, о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае.
Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.
Отсюда вторая задача — формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.
Третья задача — формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы — насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.
Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.
Формирование бережного- отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т. д.) в их взаимосвязи.
Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей с нарушениями речи (НР) формируют бережное, заботливое отношение к природе, способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети с НР убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. В процессе труда дети с НР осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей с НР формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие. Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом. Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети с НР получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

Читайте также:  Как повлиять на развитие ребенка во время беременности

Эта работа вам не подошла?

В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

Источник