Значение технического творчества в развитии ребенка
Каждый ребенок — потенциальный изобретатель. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в нас генетически. Ломая очередную игрушку, малыш пытается понять, как она устроена, почему крутятся колесики и мигают лампочки. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность.
Определение
Творчество — особый вид деятельности, в ходе которого человек отступает от общепринятых шаблонов, экспериментирует и в итоге создает новый продукт в области науки, искусства, производства, техники и т. д. С социально-экономической точки зрения новым может быть только тот объект, которого ранее не существовало. С психологической точки зрения творчеством считается любой процесс, в котором человек открывает что-то неизвестное для себя. Субъективная значимость изобретения выходит на первый план, когда речь идет о детях.
Техническое творчество — это такая деятельность, результатом которой становится создание различных технических объектов (моделей, приборов, всевозможных механизмов). Оно имеет особое значение, когда речь заходит о развивающемся индустриальном обществе.
Классификация
Существует несколько видов профессионального научно-технического творчества. Перечислим их:
- Изобретательство, при котором открывается оригинальный способ решения проблемы.
- Рационализаторство, когда человек улучшает уже готовый механизм.
- Конструирование, или создание устройства в соответствии с выданным техническим заданием.
- Дизайн, предполагающий построение объекта с определенными функциональными, а также эстетическими характеристиками.
Особое место при этом отводится конструктивно-технической деятельности, под которой понимается допрофессиональное творчество детей и юношества. В отличие от взрослых коллег, они решают простые задачи, заново открывают уже известные способы действий. Главной целью в этом случае становится не общественная польза изобретения, а развитие исследовательского мышления и инициативы у школьников и студентов.
Детское техническое творчество
Быть изобретателем непросто. Чтобы создать новое устройство, человек должен обладать творческим мышлением. Также необходимы нацеленность на конечный результат и готовность преодолеть возникающие технические трудности. На заре индустриализации бытовало мнение, что подобные качества присущи от рождения небольшому числу одаренных инженеров.
Сегодня педагоги уверены: техническому творчеству можно научить каждого человека. Но заниматься этим необходимо с самого раннего возраста, чтобы ребенок привыкал грамотно мыслить, рационально работать с информацией, применять на практике усвоенные на уроках знания. Крайне важно пробудить интерес к технике. Поэтому дети не изучают сложные физические явления, а создают понятные для них модели самолетов, автомобилей, кораблей, космических аппаратов, роботов и т. д.
Решаемые задачи
Техническое творчество — это процесс, в ходе которого:
- происходит подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности;
- развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление, пространственное воображение, критичность (умение оценивать конструктивные особенности устройств);
- формируется интерес к изобретательству;
- усваиваются знания из области физики, математики, информатики и т. д.;
- воспитываются трудолюбие, ответственность, целеустремленность, терпение;
- формируется умение работать с чертежами, научной литературой, а также навыки пользования измерительными приборами, инструментами, специальными приспособлениями;
- растет самооценка ребенка, появляется гордость за свой труд.
Возникающие проблемы
Во времена СССР много внимания уделялось техническому творчеству молодежи. Первые секции авиамоделирования возникли еще в 20-е годы XX века. Постепенно круг деятельности расширялся. Школьники включались во внеучебную деятельность, конструировали ракеты и сельскохозяйственные машины, электроприборы и автоматику. Любительские кружки действовали повсеместно. Открывались клубы и станции юных техников, проходили выставки и конкурсы, на которых учащиеся получали награды. Многие конструкторы и новаторы посещали подобные занятия в детстве.
Однако с началом перестройки большинство учреждений технического направления перестало функционировать. Сказалось прежде всего отсутствие финансирования. Ведь техническое творчество требует специального оборудования, материальная база устаревает, выходит из строя. До сих пор многие кружки существуют только благодаря усилиям педагогов-энтузиастов. Недостаток современного оборудования ведет к снижению качества услуг. Между тем спрос на них остается устойчивым. Сегодня в регионах этот вопрос пытаются решить на местном уровне. Другой проблемой является то, что техническое творчество перестало быть доступным для учащихся из семей с низким достатком.
Формы организации
Рассмотрим, какими способами сегодня детей стараются приобщить к техническому творчеству. Их несколько:
- Уроки технологии. Они проводятся уже в начальной школе и предусматривают знакомство с моделированием, техникой, изготовление простых изделий.
- Кружки. Они могут функционировать на базе школы или учреждений дополнительного образования. Дети, посещающие кружок, глубоко изучают отдельные технические вопросы, занимаются исследовательской работой.
- Олимпиады, выставки, конкурсы. Они позволяют школьникам продемонстрировать свои достижения, привлечь внимание к себе, обменяться полученным опытом с увлеченными сверстниками.
- Центры детского технического творчества. Как правило, на их базе функционирует несколько секций по различным направлениям. Образовательные программы разработаны для детей разных возрастов. Регулярно проходят конференции, на которых учащиеся демонстрируют собственные проекты и приобретают опыт публичных выступлений.
Дидактические требования к кружкам и секциям
Развитие технического творчества детей будет протекать успешно, если соблюдаются следующие условия:
- Выбранный кружок интересен ребенку, занятия проводятся с учетом его подготовки.
- Учащиеся понимают, для чего они приобретают те или иные знания и навыки.
- Выдерживается оптимальное соотношение между изучением теоретической информации и практическими занятиями.
- Материальное обеспечение отвечает современным требованиям.
- Используемые методы прежде всего направлены на развитие самостоятельности учащихся, способствуют их творческой самореализации.
- Систематически дети участвуют в показах или выставках, демонстрируют свои достижения, видят результаты и собственный прогресс.
Этапы технического творчества
В центрах и кружках деятельность учащихся строится по определенному алгоритму. Он включает в себя 4 этапа:
- Постановка задачи. Детей необходимо включить в творческий процесс, создать мотивацию к дальнейшей работе. На этом этапе им демонстрируют готовые приборы, видеофильмы, опыты, рассказывают о значении изучаемого механизма, его практическом применении.
- Сбор информации. Нужно понять, какие знания уже имеются у учащихся, а с чем им еще предстоит познакомиться. Для этого используются беседы, анкеты, игровые формы (викторины, кроссворды и т. д.). Затем педагог озвучивает новую информацию. Иногда дети сами изучают литературу, а затем организуются дискуссии, конференции, обсуждение небольших докладов.
- Поиск решения. Плохо, если дети постоянно изготавливают приборы по образцам, занимаясь механическим копированием. Необходимо развивать конструкторские навыки учащихся, поощрять их инициативу, учить творчески применять полученные знания, видеть различные варианты решения проблемы.
- Реализация решения. Важно правильно подобрать объекты для конструирования, чтобы дети были в состоянии изготовить их самостоятельно с минимальной помощью взрослого.
Выбор методов обучения
Техническое творчество — это процесс, в ходе которого человек исследует задачу и самостоятельно находит ее решение. Логично, что при обучении этому педагог постоянно прибегает к проблемно-поисковым методам. Их суть состоит в том, что перед детьми ставится задача, алгоритм решения которой им неизвестен, и предоставляется полная свобода действий. Разрешено подсматривать что-то у других учеников, просить о помощи, ошибаться и переделывать работу несколько раз.
Не менее сложной является для ребенка ситуация выбора, когда можно воспользоваться несколькими способами действия или средствами оформления поделки. При этом нужно осознать свои желания, верно оценить возможности. Дети с трудом принимают самостоятельные решения, и их необходимо целенаправленно обучать этому.
Использование активных методов обучения не означает, что можно забыть про привычные таблицы, рассказы и объяснения, демонстрацию фильмов, опытов. Все это необходимо при знакомстве с изучаемым материалом.
Развитие технического мышления
Чтобы активизировать учащихся, могут применяться специальные методы. Например, такие:
- Мозговой штурм. Группа детей выдвигает различные гипотезы решения проблемы, включая самые абсурдные. К их анализу переходят лишь тогда, когда предположений наберется значительное количество.
- Внезапные запрещения. Отказаться от привычных шаблонов позволяет запрет на использование определенных механизмов или деталей.
- Новые варианты. Педагог просит детей придумать несколько решений одной и той же проблемы.
- Метод абсурда. Перед учащимися ставится невыполнимая задача (ярким примером может служить изобретение вечного двигателя).
Техническое творчество — это деятельность, требующая от человека широкого кругозора, развитого воображения, самостоятельного мышления и интереса к поисковой деятельности. Предпосылки к ней закладываются в детстве, и об этом стоит помнить родителям и учителям, если они хотят вырастить высококвалифицированных специалистов.
Источник
Консультация для родителей
«Техническое творчество в жизни ребёнка»
Техническое творчество юных – наиболее многогранная и интересная область детской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии. Это не только мечты и грезы, разумная занятость детей, развитие эстетических чувств и способностей, но и большие педагогические, психологические, философские, социологические проблемы.
Значение технического моделирования и конструирования для всестороннего развития учащихся очень велико. Мир техники очень велик и разнообразен. Моделирование и конструирование позволяют лучше познать ее, развивать конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. Занимаясь техническим творчеством, обучающиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.
Нельзя забывать и о том, что техническое творчество это не только вид деятельности, направленный на развитие их способностей, ознакомление обучающихся с миром техники, но и один из эффективных способов воспитания. Посредством технического творчества формируются такие качества личности как трудолюбие, дисциплинированность, культура и эстетика труда, творческое отношение к труду, умение работать в коллективе.
В условиях научно-технического прогресса, происходящего в обществе, нельзя быть всесторонне развитым человеком, не имея представления о достижениях науки, техники, производства независимо от сферы деятельности индивида. Дополнительные услуги дошкольного образования технического творчества – первые шаги к этому.
Первый шаг в мир техники и технического творчества ребёнок делает при знакомстве с технической игрушкой дома и в детском саду. В познавательном плане это область представлений о технических образах, понятиях, видах «большой» техники, её назначения, рабочих функциях. Дошкольникам присущ активный познавательный интерес, выражающий в стремлении узнать «что там внутри», разобрать игрушку с целью выяснить, как она устроена и действует. Вместе с тем проявляется желание созидать – смастерить, построить что-то своими руками. Ребята охотно играют с игровыми наборами – конструктором, позволяющим варьировать сочетание одних и тех же технических элементов в различных комбинациях. Пытаются дети применять в своем творчестве и разнообразный подсобный материал, который оказывается под руками.
Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.
Техническое моделирование не следует понимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных изображений, хотя на начальных этапах обучения именно такой метод широко применяется уже в школьной практике и является ведущим в работе. При постройке несложных самоходных моделей формируется понятия о конструкциях машин и механизмов, их назначение и действий, идет освоение трудовых навыков, техническое конструирование – создание различных технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты. Можно ли научить конструированию дошкольников? Да, и об этом свидетельствуют опыт передовых воспитателей, выставки технического творчества. Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны.
Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об этом необходимо помнить постоянно. Здесь нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей обучающихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда.
Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:
— Пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.
— Определить склонности и способности ребенка к математике и предметам естественнонаучного цикла.
— Создать условия для качественного овладения дошкольниками знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных способностей к освоению этих предметов.
Другими словами, педагоги ДОУ призваны заронить интерес к инженерии; способствовать формированию и развитию прединженерного мышления, которое формируется на основе научно-технической деятельности. Конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные способности, в тоже время, и само конструирование является средством умственного развития.
В нашем детском саду, с ребятами мы создаем работающие модели из бумаги – техника, животные, макеты, а так же используем различные конструкторы:
— LEGO Education Wedo 9580, 9585;
— Magformers Walking Robot Set (шагающий робот);
— Металлический конструктор;
— LEGO конструирование;
— Электронный конструктор «Знаток»;
— Конструирование с Техно Stellar.
Вывод только один: чтобы развить прединженерное мышление и конструктивно-технические способности у дошкольников необходимо целенаправленное систематическое руководство детской конструктивной деятельностью и нельзя ограничиваться выбором только одного конструктора – конструкторов должно быть несколько.
Источник
Наталья Полякова
Развитие технического творчества у детей дошкольного возраста с помощью робототехники
Мы живем в постоянно развивающемся мире, полном новых, еще неизведанных технологий. Нас окружают различные гаджеты, удобные для жизни, без которых жить становится все сложнее и сложнее.
Многие профессии отходят на второй план. Бухгалтеров, стенографистов, диспетчеров, статистов, аналитиков, библиотекарей в скором будущем заменят умные машины-роботы. Все больше востребованы такие профессии как — программист и разработчик приложений, инженер, 3D-дизайнер.
Однако появление больших возможностей, которые позволяют машинам выполнять работу, способствует тому, что общество становится все более креативным и начинает уходить в сторону творчества.
Развитие творчества начинается с детства. Ведь именно в этот период закладываются все основные. компоненты становления личности ребенка. Формирование творческой, познавательной деятельности, а также мотивации развития обучения дошкольников, — вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС.
Детская непосредственность является основой любого творчества. Дети чувствуют потребность творить гораздо острее взрослых. Поэтому очень важно всеми силами поощрять эту потребность. Каждый ребенок – потенциальный. изобретатель. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в нас на генетическом уровне. Когда маленький ребенок ломает очередную игрушку, он пытается понять, как она устроена и почему крутятся колесики, мигают лампочки. Правильно. организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение. в полезную практическую деятельность.
Техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела. На фоне увлекательных, интересных. занятий с современным оборудованием, смартфоны и компьютерные игры могут потерять свою привлекательность в глазах детей.
Дошкольный период — один из важных периодов в развитии человека. Это самый благодатный период, когда мы формируем образность, развиваем речь, память, внимание, мелкую моторику, коммуникабельность и предметно-преобразовательную деятельность, учим работать в команде, быстро перестраивать свою деятельность.
Для развития технического творчества у детей и необходимо внедрение в образовательные учреждения робототехники.
Актуальность введения робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среды, необходимостью формирования предпосылок универсальных учебных действий и развития широкого кругозора старшего дошкольника. Современная образовательная среда позволяет нам использовать разные конструкторы. Это и магнитные,. и металлические и лего- конструкторы, которые соединяются и имеют определенное. крепление. От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.
Введение легоконструирования. и робототехники является значимым в свете внедрения ФГОС ДО,так как:
-позволяет педагогу сочетать. образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
-является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников.
Образовательная робототехника – новое направление обучения, которое позволяет привлечь в процесс научно-технического творчества детей разного возраста. Она дает возможность организовать опережающее обучение и направлена на развитие навыков практического решения. актуальных инженерно-технических задач, мышления и работы с техникой.
Целенаправленная, планомерная и систематическая работа по конструированию и робототехнике имеет огромное значение для развития воображения, мышления, и фантазии дошкольников. Робототехнические. модули формируют умения детей сравнивать детали по размеру и количеству, отбирать детали, которые необходимы для воплощения замысла, сравнивать конструкции с образцами, с другими постройками, а также с реальными объектами. Робототехнические. модули наглядно демонстрируют различные основы начальной робототехники, механики и информационных систем, способствуют. развитию инженерного мышления, технического творчества.
Итак, техническое творчество — это деятельность, требующая от человека широкого кругозора, развитого воображения, самостоятельного мышления и интереса к поисковой деятельности, а робототехника наилучшим образом способствует развитию этой деятельности. Предпосылки к ней закладываются в детстве, и об этом стоит помнить родителям и педагогам, если они хотят вырастить специалистов высокой квалификации.
Источник