Значение слуха и зрения для развития ребенка

Значение слуха и зрения для развития ребенка thumbnail

Лариса Максимова
Роль слуха и зрения в развитии речи ребёнка (рекомендации родителям)

Для развития речи ребёнка очень важным является его полноценный слух. Первая реакция на звук проявляется у ребёнка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребёнок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребёнка большую роль начинает играть слух. Во втором полугодии ребёнок воспринимает определённые звукосочетания и связывает их с предметами или действиями: «тик-так», «дай- дай», «иди-иди»… В возрасте 7-9 месяцев малыш начинает подражать звукам речи окружающих. А к году у него появляются первые слова. Таким образом, при помощи слуха ребёнок воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует своё произношение. Исследования учёных показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха возникают затруднения в восприятии звуков. Такое понижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит к общему недоразвитию речи, т. е. нарушается произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй. У слабослышащих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей, но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и постепенно угасает. В таких случаях речь без специального педагогического воздействия не развивается. Слух человека в процессе эволюции приобрёл особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Этим он отличается от слуха животных. В раннем детстве фонематический слух ещё не сформирован, поэтому дети часто смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Обычно к 4 годам ребёнок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.

Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Это подтверждается тем, что слабовидящие от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребёнок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, слышит звуки речи и пытается повторять их. Такая взаимосвязь зрения, слуха и артикуляционного аппарата постоянно развивается и укрепляется. Таким образом, у ребёнка формируется полноценная речь. И наоборот, нарушение одного из звеньев данной связи ведёт к стойким речевым нарушениям, которые преодолеваются впоследствии с большим трудом.

Признаки нарушения слуха и зрения

Будьте внимательны к развитию своего ребёнка! К врачу следует обратиться в том случае, если:

• К концу первого месяца ребёнок не следит взглядом за небольшими отклонениями луча карманного фонарика вправо – влево.

• К концу 2 месяца не прислушивается к звону колокольчика и не следит за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону

• К концу 3 месяца не ищет глазами, откуда звенит колокольчик

• К концу 5 месяца не прекращает плакать, когда слышит пение матери

• К концу 6 месяца уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля зрения

• К концу 7 месяца не может стучать кубиком по столу

• К концу 8 месяца не прислушивается к разговору взрослых

• К концу 9 месяца не может стучать кубиком о кубик

• К концу 10 месяца не сбрасывает игрушки со стола

• К концу 15 месяца не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах

• В 2 года не может отличить съедобное от несъедобного

• В 2 года и 8 месяцев не может выложить кубики в одну линию

Источник

Из опыта работы учителя-логопеда. Роль слуха в развитии ребенка

Автор: Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель — логопед МКОУ Ш -И № 8, г. Гремячинск, Пермский край.
Цель:
Повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения в вопросах речевого развития, в связи с речью и слухом ребенка.
Задачи:
Сообщить необходимые сведения родителям, педагогам о значении слуха в языковом и речевом развитии детей;
Помочь родителям заметить и осознать проблему снижения слуха в развитии и поведении ребенка, чтобы своевременно обратиться к специалистам.
Актуальность проблемы нарушения слуха у детей.
Статистика утверждает, что более чем у 6% населения наблюдаются проблемы со слухом. Понижение слуха или тугоухость имеет место у разных возрастных групп. Главное своевременно обратиться к врачу. Если такие нарушения вовремя не выявить, то может произойти частичная или даже полная потеря слуха. К сожалению, актуальность проблемы нарушения слуха у детей не утратила своего значения. Что такое глухота для взрослого человека? Это ограничение трудоспособности, а в некоторых случаях и полная инвалидность. Проблемы нарушения слуха у детей имеют более серьезные последствия. Ребенок только начинает говорить, учится подражать услышанным звукам. Только наличие хорошего слуха способствует нормальному психоречевому развитию ребенка. Ребенок, который слабо слышит, может отставать от своих сверстников в умственном развитии, ему труднее будет учиться в школе.
Материал будет полезен родителям, педагогам.

Значение слуха и зрения для развития ребенка

Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих.

Значение слуха и зрения для развития ребенка

Период раннего детства один из важнейших в жизни ребенка. Он познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения, происходящие в окружающей действительности; в меру своих возможностей сопоставляет и осмысливает наблюдаемое с помощью органов чувств.

Значение слуха и зрения для развития ребенка

Антрополог Генри Ф. Осборн назвал человеческий мозг «самым чудесным таинственным объектом во вселенной». У каждого, даже самого небольшого, участка мозга – строго определенная функция: руководство двигательными актами, координация положения тела и движения, анализ зрительных и слуховых ощущений. Головной мозг состоит из полушарий. Каждое полушарие включает лобную, височную, теменную и височную доли. Лобные доли отвечают за интеллектуальные функции, накопление информации, сохранение её, анализ, переработку. Нормальное функционирование этих образований обеспечивает критическое отношение к себе, к своим возможностям, понимание юмора, представления о нравственных устоях. Височная – область функции слуха, вкуса и обоняния.

Значение слуха и зрения для развития ребенка

И в этом сложном процессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребенком. После рождения, еще до того, как ребенок научится спрашивать и понимать ответы окружающих, он слышит речь близких. Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху, восприятием обращенной к нему речи. Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Для нормального развития ребенка необходима очень высокая степень сохранности слуха, важно хорошо слышать.

Значение слуха и зрения для развития ребенка

Почему мы слышим?

Звук проводится через наружное и среднее ухо. Звуковая волна приводит к вибрации барабанную перепонку. Далее она передает эту вибрацию на цепочку, состоящую из слуховых косточек, — это молоточек, наковальня и стремечко.

Значение слуха и зрения для развития ребенка

От стремечка, которое находится в конце цепочки косточек среднего уха, колебания проходят в полость внутреннего уха. Она имеет форму улитки и заполнена жидкостью. В этой полости находятся чувствительные клетки, которые механические колебания преобразуют в нервные импульсы. Эти импульсы поступают в мозг по слуховому нерву, там происходит формирование и восприятие того звукового образа, который мы слышим.

Значение слуха и зрения для развития ребенка

Статистика показывает, что один человек из трех может иметь неполноценное ухо. Возможные причины потери и снижения слуха у детей:
Недоношенность, гипоксия, асфиксия, длительный безводный период
Наследственность
Травмы, детские инфекции
Применение антибиотиков

Исключительная роль слуха в развитии детской речи определяет необходимость дифференциации недоразвития речи от речевых расстройств, обусловленных нарушениями слуха.

Значение слуха и зрения для развития ребенка

Нарушения в развитии речи, вызванные недостаточностью слуха, в значительной степени связаны с временем потери слуха, а также с характером слухового дефекта.
По характеру дефекта все нарушения слуха делятся на кондуктивные и нейросенсорные. При кондуктивных отмечается нарушение проведения звука в среднем или наружном ухе. При нейросенсорных имеется поражение внутреннего уха, слухового нерва, его ядер или слуховых зон коры головного мозга. Наиболее частыми являются нейросенсорные нарушения.
Нарушения слуха подразделяются на тугоухость и глухоту. Недостаточность функции слухового анализатора приводит к нарушению развития всех сторон речи – фонетичиской, лексической, грамматической, смысловой, а в ряде случаев к полному отсутствию речи.
Необходимо учитывать, что для овладения активной речью требуется значительно большая сохранность слуха, чем для понимания речи окружающих.
Полная сохранность слуха особенно важна в сензитивные периоды развития речи.

Слухопонимание у ребенка с нормой:

1 месяц – прислушивается и реагирует на голос взрослого: изменяет, приглушает плач.
2 месяца – ищет источник звука поворотом головы
3 месяца – крик с отчетливой интонацией, певучее гуление
4 месяца – четко локализует источник звука в пространстве поворотом головы
5 месяцев – различает близких и чужих, строгий и ласковый тон
6 месяцев – по- разному реагирует на свое и чужое имя
7 месяцев – на вопрос «где?» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает на него пальцем
8 месяцев – выполняет просьбы взрослого: подает руку, машет ей на прощание, играет в «ладушки»
9 месяцев— по просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, откликается на зов.
10 месяцев – по просьбе показывает части своего и чужого лица и тела
11 месяцев – понимает первые обобщения: машинки, мячики, кубики.
12 месяцев – выполняет простые поручения, очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке.
1 год 3 месяца – быстро расширяется запас понимаемых слов.
1 год 6 месяцев – обобщает предметы по существенным признакам.
1 год 9 месяцев – понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы.
2 года – употребляет в речи прилагательные и местоимения
2 года 6 месяцев – понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого.

Исследования показывают, что к трехлетнему возрасту ребенок успевает накопить запас, достигающий 2500 слов, и пользуется этим словарем в общении с окружающими, выражая свои мысли фразами из 3—6 слов. Его предложения в этом возрасте уже в основном правильны. Речевая практика ребенка от трех до пяти лет очень велика, он говорит уже не только со взрослыми, но и со своими сверстниками.

Значение слуха и зрения для развития ребенка

К шести годам ребенок:
Обладает словарем около 4000 слов
Практически все звуки родного языка произносит правильно
Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому
Помнит и может описать прошедшие события
Пользуется сложными предложениями
Употребляет все части речи
Использует абстрактные и отвлеченные понятия
Рисует, заштриховывает, обводит
Хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги
Различает и дифференцирует звуки речи.
К школьному возрасту при нормальном слухе ребенок полностью овладевает языком в той мере, в какой это требуется для устного общения. У будущего школьника должен быть хорошо развит и сформирован фонематический слух, что является залогом успешного усвоения школьной программы по основным предметам.

Значение слуха и зрения для развития ребенка

Значение слуха и зрения для развития ребенка

Этот сложный процесс может оказаться полностью нарушенным при условии даже небольшого снижения слуха, возникшего в раннем возрасте, может помешать нормальному развитию его речи, затруднить его обучение в школе, существенно снизить успеваемость, а подчас и отрицательно отразиться на его судьбе.
В результате отклонений в развитии речи слабослышащие дети встречаются со следующими затруднениями в школьном обучении:
1. Затрудненное усвоение первоначальной грамоты (письма и чтения).
2. Специфические ошибки в диктанте и самостоятельном письме.
3. Трудности понимания объяснений учителя.
4. Затруднения при пользовании учебником в следствии недостаточного понимания читаемого текста.
При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, врачей, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агриссивность, чрезмерная расторможенность, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, память и роботоспособность снижены.

Важно помнить,

что небольшое понижение слуха очень часто остается незамеченным, как родителями, так и ребенком, а причины непонятной неуспеваемости в школе остаются при этом неизвестными учителю и родителям. Между тем такие затруднения в обучении могут быть преодолены при условии осведомленности окружающих о возможных затруднениях ученика, связанных с недостатком его слуха. Важно убедиться, что у ребенка нет снижения слуха еще до поступления в школу.
Каждый ребенок индивидуален, но если вас насторожило, что ребенок недостаточно хорошо слышит, мало и совершенно непонятно для окружающих говорит, обратитесь к специалисту — сурдологу.

Значение слуха и зрения для развития ребенка

В настоящее время разработаны методы объективной оценки слуха, уже начиная с периода новорожденности. Этот метод позволяет рано выявить случаи глухоты и тугоухости и дифференцировать их от других патологий.
Слух можно проверить в любом возрасте, так же как и проконсультироваться у логопеда.

Значение слуха и зрения для развития ребенка

Вид и степень тугоухости определяется в центре слуха или сурдологическом центре по аудиограмме. Обратите внимание, что ребенок со снижением слуха нуждается в специализированной медицинской помощи. Ранняя диагностика, своевременное и квалифицированное назначение слухового аппарата, правильное его ношение и специальное обучение могут помочь ребенку в значительной степени компенсировать недостаток слуха.

Значение слуха и зрения для развития ребенка

Доброжелательность, любовь и поддержка со стороны близких ребенку людей, как родителей, так и педагогов, помогут ему преодолеть трудности в овладении речью, добиться раскованности, уверенности в себе. Важно своевременно помочь ребенку, а не насмехаться и не предпринимать никаких действий помощи.
У людей с нарушением слуха есть выход! Есть возможность услышать мир и быть полностью интегрированными в слышащее общество.

Значение слуха и зрения для развития ребенка

«Дети подобно взрослым стараются дотягиваться или опускаться до ожиданий, которые с ними связывают».

Источники: А. Герасимова «Уникальное руководство по развитию речи», МОСКВА АЙРИС ПРЕСС, 2002

Рекомендуем посмотреть:

Значение слуха и зрения для развития ребенка
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Значение слуха и зрения для развития ребенка
План работы учителя логопеда с родителями в ДОУ

Значение слуха и зрения для развития ребенка
Гимнастика для глаз для детей 5-6 лет в стихах в детском саду

Значение слуха и зрения для развития ребенка
Обогащение словарного запаса детей дошкольников антонимами и синонимами

Источник

Консультация и рекомендации для родителей на тему:

Роль слуха и зрения в развитии речи ребёнка

Для развития речи ребёнка очень важным является его полноценный слух. Первая реакция на звук проявляется у ребёнка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребёнок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребёнка большую роль начинает играть слух. Во втором полугодии ребёнок воспринимает определённые звукосочетания и связывает их с предметами или действиями: «тик-так», «дай- дай», «иди-иди»… В возрасте 7-9 месяцев малыш начинает подражать звукам речи окружающих. А к году у него появляются первые слова. Таким образом, при помощи слуха ребёнок воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует своё произношение. Исследования учёных показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха возникают затруднения в восприятии звуков. Такое понижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит к общему недоразвитию речи, т. е. нарушается произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй. У слабослышащих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей, но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и постепенно угасает. В таких случаях речь без специального педагогического воздействия не развивается. Слух человека в процессе эволюции приобрёл особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Этим он отличается от слуха животных. В раннем детстве фонематический слух ещё не сформирован, поэтому дети часто смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Обычно к 4 годам ребёнок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.

Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Это подтверждается тем, что слабовидящие от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребёнок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, слышит звуки речи и пытается повторять их. Такая взаимосвязь зрения, слуха и артикуляционного аппарата постоянно развивается и укрепляется. Таким образом, у ребёнка формируется полноценная речь. И наоборот, нарушение одного из звеньев данной связи ведёт к стойким речевым нарушениям, которые преодолеваются впоследствии с большим трудом.

Признаки нарушения слуха и зрения

Будьте внимательны к развитию своего ребёнка! К врачу следует обратиться в том случае, если:

• К концу первого месяца ребёнок не следит взглядом за небольшими отклонениями луча карманного фонарика вправо – влево.

• К концу 2 месяца не прислушивается к звону колокольчика и не следит за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону

• К концу 3 месяца не ищет глазами, откуда звенит колокольчик

• К концу 5 месяца не прекращает плакать, когда слышит пение матери

• К концу 6 месяца уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля зрения

• К концу 7 месяца не может стучать кубиком по столу

• К концу 8 месяца не прислушивается к разговору взрослых

• К концу 9 месяца не может стучать кубиком о кубик

• К концу 10 месяца не сбрасывает игрушки со стола

• К концу 15 месяца не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах

• В 2 года не может отличить съедобное от несъедобного

• В 2 года и 8 месяцев не может выложить кубики в одну линию

Источник

Речь ребенка правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается конкретными импульсами первой сигнальной системы, отражающей реальную действительность. Первая сигнальная система обладает сигналами, образующими чувства.

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых частов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка большую роль начинает играть слух.

Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с определенными предметами или действиями (тик-так, иди-иди, дай-дай).

В возрасте 7-9 мес. малыш начинает подражать звукам речи окружающих. А к году у него появляются первые слова.

Таким образом, ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.

Исследования Л. В. Неймана и В. И. Бельтюкова показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха (не превышающем 20-25 Дб) возникают затруднения в восприятии некоторых звуков (многих согласных, безударных окончаний слов и т. п.). Такое понижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит, как правило, к общему недоразвитию речи (когда начинает нарушаться произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй).

У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и поэтому постепенно угасает. В таких случаях без специального педагогического воздействия речь детей не развивается.

Слух человека приобрел в процессе онтогенеза особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). (Этим он отличается от слуха животных). В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впоследствии с большим трудом.

Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Обычно к 4 г. ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.

Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Важная роль зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям.

В процессе развития ребенка между анализаторами слуховыми, зрительными и другими возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза1 параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, малыш в 1 г. 4 мес. еще не говорит. Решить, нормальное это явление или нет, педагог может только в том случае, если знает, когда при нормальном развитии должны появиться первые слова.

Этногенез (отгреч. ontos-сущее,genesis— происхождение, развитие) — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты порой направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это? Нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.

И, наконец, знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррек-ционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии. Например, обучая неговорящих детей (алаликов), очень важно знать, что сначала у всякого ребенка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, если в таком случае сразу развивать активную речь, работа не принесет желаемого эффекта.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.

Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1. подготовительный — до одного года;

2. преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

3. дошкольный — до 7 лет;

4. школьный.

Остановимся подробно на характеристике этих этапов.

Итак, первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).

Почему так называется данный этап? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речью. В чем она заключается?

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.

Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-агу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (гик-гак, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7-9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10-11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа,подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.

Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. -10-15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. — около 1000 слов (т. е. за год около 700 слов!).

Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков рил, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).

На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).

Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.

Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий. Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и п?