Значение слуха для развития ребенка

Значение слуха для развития ребенка thumbnail
  • Роль слуха в развитии ребёнка
  • Почему важно как можно раньше диагностировать нарушение слуха у ребёнка?
  • Причины нарушения слуха у детей
  • Этапы развития слуха ребёнка
  • Какие модели слуховых аппаратов подходят детям?

Роль слуха в развитии ребёнка

Огромное значение в общем развитии подрастающего поколения отводится слуху. Слух помогает детям определять голоса, подражать звукам, и учиться разговаривать. Более того при помощи слуха дети получают разнообразные навыки, общаются с другими людьми. Также слух помогает узнавать сигналы опасности. Органы слуха очень важны, так как занимают немаловажное место в развитии ребенка, определении индивидуальных характерных черт личности.

В недалёком прошлом, из-за отсутствия точной диагностики слуха у детей, довольно часто глухие дети, которые не могли правильно сформировать свою речь, производили впечатление отстающих в умственном развитии. Были случаи, когда здоровый ребенок, но с нарушениями слуха причислялся к умственно отсталым и направлялся в специализированные учреждения. На сегодняшний день новейшие технологии позволяют поставить точный диагноз.

Слабослышащие люди имеют нормальное умственное развитие. Но если глухота врожденная, то это может стать губительным фактором в общем развитии ребенка. Довольно часто мать ребенка труднее свыкается с мыслью о глухоте своего ребенка, чем он сам. Именно поэтому необходимо оказывать моральную поддержку слабослышащим и глухим детям, помогать им преодолевать этот барьер, а также акцентировать их внимание на информации о дальнейшем нормальном развитии.

Почему важно как можно раньше диагностировать нарушение слуха у ребёнка?

Нарушение слуха у детей

Очень важно в самые ранние сроки ставить диагноз глухоты у новорожденных, чтобы назначить лечение и подобрать слуховой аппарат, чтобы обеспечить своему ребенку нормально существование и развитие. Если по родственной линии были случаи врожденной глухоты, то необходимо как можно раньше провести исследования новорожденного. Благодаря новейшим разработкам и открытиям это стало доступным.

На сегодняшний день достаточно часто проводят скрининг в родильных домах среди новорожденных детей, чтобы определить уровень слуха и выявить нарушения на ранних стадиях. Проводимые мониторинги показывают, при своевременном назначении лечения и выборе слухового аппарата для глухого ребенка в возрасте до полугода, его развитие не будет отличаться от развития речи здорового ребенка.

Причины нарушения слуха у детей

Практически в четырех случаях из тысячи новорожденных детей наблюдается нарушения слуха. Есть огромное количество разнообразных факторов появления глухоты у детей, которая также может возникнуть вследствие родовой травмы. Также глухота может быть наследственной. Снижение уровня слуха может возникнуть в дошкольном возрасте.

Одним из факторов понижения слуха может послужить перенесение отита — воспалительной реакции в среднем ухе. Также причиной нарушения слуха можно назвать сильный шум, постоянно действующий на органы слуха. Практически пятьдесят процентов всех детей переносят в раннем возрасте отиты, при котором нередко скапливается экссудат внутри полости уха. Это приводит к нарушению слуха.

Необходимо знать, что дети, которые часто болеют воспалениями органов слуха — подвержены глухоте. Если в начальных классах у ребенка пониженный уровень слуха, то ребенок может поменять свое поведение и способность к овладению грамоте.

Этапы развития слуха ребёнка

Достаточно сложно установить понятие хорошего слуха у детей. Это зависит от индивидуального общего развития ребенка. Исходя из этого, можно привести только общие положения о развитии и формировании слуха у детей.

  • Первый этап — предродовая стимуляция. Еще в зародыше на сроке 20 недель появляется слух, который в дальнейшем начинает сформировываться окончательно. Ребенок еще в зародыше способен улавливать внешние звуковые волны. При этом звуки низкой частоты определяются гораздо лучше, чем звуки высоких частот.
  • Второй этап — локализация звуков. Это выражается в реакции на резкие звуки. Этот период до четырех месяцев.
  • Третий этап — Дети сами начинают произносить некоторые звуки, распознает отдельные голоса человеческой речи. Этот период в сроки от трех до полугода.
  • Четвертый этап — от полугода до года. Дети уже могут сами произносить некоторые несложные слова. Также понимают значения некоторых отдельных слов. Понимает смысл отдельных простых фраз.
  • Пятый этап — от года до полутора лет. Дети потихоньку начинают разговаривать. Произносить около 25 слов и понимать в два раза больше.
  • Шестой этап — возраст 2 года. Ребенок может самостоятельно выстраивать несложные предложения, его лексика может составлять около 250- 400 слов. В этом возрасте детям читают книги, они уже могут вслух произносить названия отдельных вещей и предметов.
  • И заключительный этап формирования слуха — от трех до четырех лет. Для высказывания своих мыслей и просьб ребенок уже может самостоятельно разговаривать, правильно подбирать слова, делать шире свой лексический словарь.

Какие модели слуховых аппаратов подходят детям?

Для создания нормальных условий развития и формирования личности ребенка, который с рождения имеет слабый слух, необходимо правильно подобрать необходимый тип слухового аппарата. Слуховой аппарат должен подходить по размеру и соответствовать форме ушной раковины. Так ребенок растет и меняет свои анатомические формы ушей, то к слуховым аппаратам выдвигаются особые требования.

Грудным детям советуют приобретать заушные слуховые аппараты, из-за их легкости и прочности. Также они не препятствуют чистке ушной раковины и слухового прохода. Необходимо постоянное обновление формы и размера ушных вкладышей с ростом ребенка. Слуховые аппараты можно приобрести различных цветов, поэтому есть возможность выбора для детей. Дети более старшего возраста чаще выбирают незаметные для других слуховые аппараты, из-за некоторых подростковых комплексов.

Источник

Из опыта работы учителя-логопеда. Роль слуха в развитии ребенка

Автор: Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель — логопед МКОУ Ш -И № 8, г. Гремячинск, Пермский край.
Цель:
Повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения в вопросах речевого развития, в связи с речью и слухом ребенка.
Задачи:
Сообщить необходимые сведения родителям, педагогам о значении слуха в языковом и речевом развитии детей;
Помочь родителям заметить и осознать проблему снижения слуха в развитии и поведении ребенка, чтобы своевременно обратиться к специалистам.
Актуальность проблемы нарушения слуха у детей.
Статистика утверждает, что более чем у 6% населения наблюдаются проблемы со слухом. Понижение слуха или тугоухость имеет место у разных возрастных групп. Главное своевременно обратиться к врачу. Если такие нарушения вовремя не выявить, то может произойти частичная или даже полная потеря слуха. К сожалению, актуальность проблемы нарушения слуха у детей не утратила своего значения. Что такое глухота для взрослого человека? Это ограничение трудоспособности, а в некоторых случаях и полная инвалидность. Проблемы нарушения слуха у детей имеют более серьезные последствия. Ребенок только начинает говорить, учится подражать услышанным звукам. Только наличие хорошего слуха способствует нормальному психоречевому развитию ребенка. Ребенок, который слабо слышит, может отставать от своих сверстников в умственном развитии, ему труднее будет учиться в школе.
Материал будет полезен родителям, педагогам.

Значение слуха для развития ребенка

Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих.

Значение слуха для развития ребенка

Период раннего детства один из важнейших в жизни ребенка. Он познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения, происходящие в окружающей действительности; в меру своих возможностей сопоставляет и осмысливает наблюдаемое с помощью органов чувств.

Значение слуха для развития ребенка

Антрополог Генри Ф. Осборн назвал человеческий мозг «самым чудесным таинственным объектом во вселенной». У каждого, даже самого небольшого, участка мозга – строго определенная функция: руководство двигательными актами, координация положения тела и движения, анализ зрительных и слуховых ощущений. Головной мозг состоит из полушарий. Каждое полушарие включает лобную, височную, теменную и височную доли. Лобные доли отвечают за интеллектуальные функции, накопление информации, сохранение её, анализ, переработку. Нормальное функционирование этих образований обеспечивает критическое отношение к себе, к своим возможностям, понимание юмора, представления о нравственных устоях. Височная – область функции слуха, вкуса и обоняния.

Значение слуха для развития ребенка

И в этом сложном процессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребенком. После рождения, еще до того, как ребенок научится спрашивать и понимать ответы окружающих, он слышит речь близких. Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху, восприятием обращенной к нему речи. Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Для нормального развития ребенка необходима очень высокая степень сохранности слуха, важно хорошо слышать.

Значение слуха для развития ребенка

Почему мы слышим?

Звук проводится через наружное и среднее ухо. Звуковая волна приводит к вибрации барабанную перепонку. Далее она передает эту вибрацию на цепочку, состоящую из слуховых косточек, — это молоточек, наковальня и стремечко.

Значение слуха для развития ребенка

От стремечка, которое находится в конце цепочки косточек среднего уха, колебания проходят в полость внутреннего уха. Она имеет форму улитки и заполнена жидкостью. В этой полости находятся чувствительные клетки, которые механические колебания преобразуют в нервные импульсы. Эти импульсы поступают в мозг по слуховому нерву, там происходит формирование и восприятие того звукового образа, который мы слышим.

Значение слуха для развития ребенка

Статистика показывает, что один человек из трех может иметь неполноценное ухо. Возможные причины потери и снижения слуха у детей:
Недоношенность, гипоксия, асфиксия, длительный безводный период
Наследственность
Травмы, детские инфекции
Применение антибиотиков

Исключительная роль слуха в развитии детской речи определяет необходимость дифференциации недоразвития речи от речевых расстройств, обусловленных нарушениями слуха.

Значение слуха для развития ребенка

Нарушения в развитии речи, вызванные недостаточностью слуха, в значительной степени связаны с временем потери слуха, а также с характером слухового дефекта.
По характеру дефекта все нарушения слуха делятся на кондуктивные и нейросенсорные. При кондуктивных отмечается нарушение проведения звука в среднем или наружном ухе. При нейросенсорных имеется поражение внутреннего уха, слухового нерва, его ядер или слуховых зон коры головного мозга. Наиболее частыми являются нейросенсорные нарушения.
Нарушения слуха подразделяются на тугоухость и глухоту. Недостаточность функции слухового анализатора приводит к нарушению развития всех сторон речи – фонетичиской, лексической, грамматической, смысловой, а в ряде случаев к полному отсутствию речи.
Необходимо учитывать, что для овладения активной речью требуется значительно большая сохранность слуха, чем для понимания речи окружающих.
Полная сохранность слуха особенно важна в сензитивные периоды развития речи.

Слухопонимание у ребенка с нормой:

1 месяц – прислушивается и реагирует на голос взрослого: изменяет, приглушает плач.
2 месяца – ищет источник звука поворотом головы
3 месяца – крик с отчетливой интонацией, певучее гуление
4 месяца – четко локализует источник звука в пространстве поворотом головы
5 месяцев – различает близких и чужих, строгий и ласковый тон
6 месяцев – по- разному реагирует на свое и чужое имя
7 месяцев – на вопрос «где?» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает на него пальцем
8 месяцев – выполняет просьбы взрослого: подает руку, машет ей на прощание, играет в «ладушки»
9 месяцев— по просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, откликается на зов.
10 месяцев – по просьбе показывает части своего и чужого лица и тела
11 месяцев – понимает первые обобщения: машинки, мячики, кубики.
12 месяцев – выполняет простые поручения, очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке.
1 год 3 месяца – быстро расширяется запас понимаемых слов.
1 год 6 месяцев – обобщает предметы по существенным признакам.
1 год 9 месяцев – понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы.
2 года – употребляет в речи прилагательные и местоимения
2 года 6 месяцев – понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого.

Исследования показывают, что к трехлетнему возрасту ребенок успевает накопить запас, достигающий 2500 слов, и пользуется этим словарем в общении с окружающими, выражая свои мысли фразами из 3—6 слов. Его предложения в этом возрасте уже в основном правильны. Речевая практика ребенка от трех до пяти лет очень велика, он говорит уже не только со взрослыми, но и со своими сверстниками.

Значение слуха для развития ребенка

К шести годам ребенок:
Обладает словарем около 4000 слов
Практически все звуки родного языка произносит правильно
Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому
Помнит и может описать прошедшие события
Пользуется сложными предложениями
Употребляет все части речи
Использует абстрактные и отвлеченные понятия
Рисует, заштриховывает, обводит
Хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги
Различает и дифференцирует звуки речи.
К школьному возрасту при нормальном слухе ребенок полностью овладевает языком в той мере, в какой это требуется для устного общения. У будущего школьника должен быть хорошо развит и сформирован фонематический слух, что является залогом успешного усвоения школьной программы по основным предметам.

Значение слуха для развития ребенка

Значение слуха для развития ребенка

Этот сложный процесс может оказаться полностью нарушенным при условии даже небольшого снижения слуха, возникшего в раннем возрасте, может помешать нормальному развитию его речи, затруднить его обучение в школе, существенно снизить успеваемость, а подчас и отрицательно отразиться на его судьбе.
В результате отклонений в развитии речи слабослышащие дети встречаются со следующими затруднениями в школьном обучении:
1. Затрудненное усвоение первоначальной грамоты (письма и чтения).
2. Специфические ошибки в диктанте и самостоятельном письме.
3. Трудности понимания объяснений учителя.
4. Затруднения при пользовании учебником в следствии недостаточного понимания читаемого текста.
При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, врачей, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агриссивность, чрезмерная расторможенность, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, память и роботоспособность снижены.

Важно помнить,

что небольшое понижение слуха очень часто остается незамеченным, как родителями, так и ребенком, а причины непонятной неуспеваемости в школе остаются при этом неизвестными учителю и родителям. Между тем такие затруднения в обучении могут быть преодолены при условии осведомленности окружающих о возможных затруднениях ученика, связанных с недостатком его слуха. Важно убедиться, что у ребенка нет снижения слуха еще до поступления в школу.
Каждый ребенок индивидуален, но если вас насторожило, что ребенок недостаточно хорошо слышит, мало и совершенно непонятно для окружающих говорит, обратитесь к специалисту — сурдологу.

Значение слуха для развития ребенка

В настоящее время разработаны методы объективной оценки слуха, уже начиная с периода новорожденности. Этот метод позволяет рано выявить случаи глухоты и тугоухости и дифференцировать их от других патологий.
Слух можно проверить в любом возрасте, так же как и проконсультироваться у логопеда.

Значение слуха для развития ребенка

Вид и степень тугоухости определяется в центре слуха или сурдологическом центре по аудиограмме. Обратите внимание, что ребенок со снижением слуха нуждается в специализированной медицинской помощи. Ранняя диагностика, своевременное и квалифицированное назначение слухового аппарата, правильное его ношение и специальное обучение могут помочь ребенку в значительной степени компенсировать недостаток слуха.

Значение слуха для развития ребенка

Доброжелательность, любовь и поддержка со стороны близких ребенку людей, как родителей, так и педагогов, помогут ему преодолеть трудности в овладении речью, добиться раскованности, уверенности в себе. Важно своевременно помочь ребенку, а не насмехаться и не предпринимать никаких действий помощи.
У людей с нарушением слуха есть выход! Есть возможность услышать мир и быть полностью интегрированными в слышащее общество.

Значение слуха для развития ребенка

«Дети подобно взрослым стараются дотягиваться или опускаться до ожиданий, которые с ними связывают».

Источники: А. Герасимова «Уникальное руководство по развитию речи», МОСКВА АЙРИС ПРЕСС, 2002

Рекомендуем посмотреть:

Значение слуха для развития ребенка
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Значение слуха для развития ребенка
План работы учителя логопеда с родителями в ДОУ

Значение слуха для развития ребенка
Гимнастика для глаз для детей 5-6 лет в стихах в детском саду

Значение слуха для развития ребенка
Обогащение словарного запаса детей дошкольников антонимами и синонимами

Источник

Слух и речь: какая связь?

Формирование и развитие речи напрямую связано с органами слуха. Человек не сможет воспринять и тем более произнести то, что никогда не слышал.

Роль слуха в развитии речи детей очень велика. Возможно вам доводилось встречать глухих или слабослышащих людей. В первом случае человек становится немой, а во втором произношение сильно искаженное и невнятное, речь понимают только близкие люди.

Глухонемое состояние постепенно приводит к умственному отставанию, трудностям в коммуникациях и личностному принятию себя.

Пониженные слуховые возможности и тугоухость также встречаются у детей разной возрастной категории. 

При обнаружении подобных проблем необходимо обратиться к врачу. Не стоит пренебрегать лечением, иначе нарушения могут перерасти в полную потерю слуха.

Как понять, что у ребенка все в порядке со слухом?

Молодые родители, у которых появился первенец, задаются множеством вопросов на тему здоровья малыша. И правда, ребенок маленький и сам вам не скажет, что болит и беспокоит.

Ребенок растет, и по мере взросления у него становятся разнообразнее движения и реакции.

Сохранность слуха особо важна в сензитивный (наиболее благоприятный период для формирования важных психологических свойств) период развития речи.

В этой таблице я подробно описала те реакции, которые считаются нормой, начиная с самого рождения ребенка.

1 месяц 

Малыш затихает во время того, как слышит чей-то голос. Плач становится тише.

2 месяц 

Ребенок начинает искать источник звука, потихоньку начинает крутить головой.

3 месяц 

В крике малыша слышны отчетливые интонации, свойственно певучее гуление.

4 месяц 

Уверенно поворачивает голову в ту сторону, откуда исходит звук.

5 месяц 

Ребенок умеет отличать чужих от близких людей, ко всем на ручки не пойдет. Также определяет тон взрослого: строгий или ласковый.

6 месяц 

Понимает, когда его зовут по имени

7 месяц 

Вопрос “где?” и просьба “найди” вовлекает малыша в поиск знакомого предмета. Как только предмет обнаружен, показывает на него пальцем.

8 месяц 

Выполняет простые просьбы: помахать ручкой, дать игрушку, дать руку, похлопать в ладоши и тд.

9 месяц 

Малыш может искать и приносить игрушки по просьбе. Знает и откликается на свое имя.

10 месяц 

Ребенок определяет части тела и лица: руки, ноги, уши, глаза, щеки и тд.

11 месяц 

Начинает разбираться в обобщениях: кубики, куклы, книжки.

12 месяц 

Любит, когда ему читают, самостоятельно может показать некоторых героев сказки на картинке. 

1 год 3 мес. 

Активно расширяется словарный запас.

1 год 6 мес. 

Может объединять игрушки и предметы по отличительным признакам.

1 год 9 мес. 

Малыш понимает рассказ по картинке.

2 года 

В речи появляются местоимения и прилагательные.

2 года 6 мес. 

Из рассказа ребенок может понять, что происходило в прошлом времени.

3 года 

Словарный запас значительно увеличился. Ребенок выражает свои мысли в предложениях, используя от 3 до 6 слов.

В школьном возрасте при нормальном развитии речи у детей и слухе, ребенок полностью овладевает языком.

Достаточно сложный процесс развития может быть нарушен при возникновении даже самого незначительного снижения слуха, ведь это влечет за собой нарушения речи.

С какими трудностями встречаются слабослышащие дети

При наличии дефектов в развитии речи у ребенка с нарушенным слухом возникает ряд следующих проблем (в школьные годы):

  • Трудно дается обучение письму и грамоте.
  • Допускаются нестандартные ошибки в диктантах и сочинениях.
  • Ребенку тяжело понять объяснения учителя в ходе занятия.
  • Возникают трудности в понимании написанного в учебных пособиях.
  • В сравнении со сверстниками скудный словарный запас.
  • Нарушен лексико-грамматический строй речи.
  • Снижены функции приема, переработки и использования полученной информации.

Как правило, такие детки не понимают значения большинства слов. Конечно, чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит. 

Насколько будет нарушена речь зависит от тяжести нарушения органов слуха.

Развитие речи ребенка с нарушением слуха

Какая методика будет необходима в конкретном случае, зависит от следующих причин:

  • Возраст, в котором ребенок стал терять слух.
  • Степень и скорость снижения слуховых функций.
  • Семейные обстоятельства: в окружении ребенка есть слабослышащие или глухие взрослые (родители, бабушки и тд).
  • Возраст протезирования слуха или кохлеарной имплантации (медицинский протез, компенсирующий потерю слуха).
  • Наличие других проблем со здоровьем.

Существует три метода, которые используются в обучении детей со слабым слухом.

Устный (классический) методДанная методика развития речи детей включает в себя произношение звуков с помощью зрительных, осязательных, тактильных ощущений.

На таких занятиях звуки связаны с движениями.

Важно, чтобы родители обучились всем техникам развития речи для того, чтобы заниматься с ребенком дома.

Жестовый методЭто обучение высказывания с помощью жестов рук.
Слуховой методМетод начали применять вместе с появлением слуховых аппаратов. Кохлеарный имплант и слуховой аппарат способствуют развитию речи. 

За счет того, что ребенок начинает лучше слышать, он начинает больше понимать и произносить.

Важным условием в приемах по развитию речи у детей является организация подобных занятий. Они должны носить систематический характер и соответствовать всем требованиям, исходя из результатов диагностики.

На занятиях выполняются следующие задачи:

  • Обогащение словаря и проведение работы над пониманием значения слов.
  • Формирование разных речевых активностей: слуховое восприятие, слухо-зрительное, чтение, письмо, развитие устной речи ребенка.
  • Развитие связной речи.
  • Навыки составления вопросов и умения их задавать.
  • Принимать участие в диалоге.

Самым сложным во всем рабочем процессе является обучение навыкам высказывания: как правильно изложить свою мысль и составить полноценный рассказ.

С самого рождения ребенка внимательно относитесь ко всем его новым умениям, особенно к его реакциям на происходящее вокруг. Если у вас возникают подозрения по поводу здоровья, обязательно обращайтесь к специалистам.

Источник