Значение словесных игр в развитии ребенка

Значение словесных дидактических игр в умственном развитии детей.

Организм человека должен приучаться

к умственному труду понемногу, осторожно,

но, действуя таким образом можно дать ему

привычку легко и без всякого вреда для

здоровья выносить продолжительныйумст-

венный труд. Вместе с этой привычкой тру-

диться умственно приобретается и любовь

к такому труду, или, лучше сказать, жажда

его.

К.Д. Ушинский.

        Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Занимательность же умственного труда достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Важно научить ребёнка ясно выражать свои мысли, планы, настроение, желания словами, предложениями. ДжанниРодари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать-вот, что необходимо ребенку».

Необходимо развивать речь детей и формировать речевое общение. Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр является словесная игра, которые я использую в течении ряда лет в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель.

 Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на:

1. Развитие речи.

 2.Уточнение и закрепление словаря.

 3Воспитание правильного звукопроизношения.

4.Умение считать.

   5.Ориентироваться в пространстве.

    6.Развитие мыслительной способности детей.

В старшем дошкольном возрасте необходимо использовать словесные игры в другой целью, а именно:

 1.Для развития самостоятельности мышления.

 2.Для формирования мыслительной деятельности детей.

Методические советы, необходимые для проведения игр:

  1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в той или иной игре. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания.
  2. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение. Прежде всего сам воспитатель настраивается на игровой лад («Ребята давайте предлагаем»),  считалки, можно провести «сговор», разыгрывание фантов.
  3. Необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличало бы игру от занятий и дидактических упражнений (считалки, сговор, соревнования и тд.)
  4. Нужно создать для умственной активности всех детей.
  5. В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач.
  6. Выбор словесной игры определяется задачи воспитательной работы с детьми данной группы, поэтому она может занимать различное место в педагогическом процессе.
  7. Роль воспитателя в процессе словесных игр меняется в зависимости от возрастных особенностей детей.
  8. При проведение словесных дидактических игр, особое внимание должно быть уделено правилам.

Использование словесных игр.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предмет, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам.

Словесные игры наиболее сложны тем, что они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других замечать логические ошибки. При проведении таких игр у детей развивается речь.

В настоящее время разработано множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний педагогов, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств.

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, направленные на активизацию речевого развития детей:

Игра «Веселые рифмы» 

Подберите к словам рифмы.

Свечка — … печка; трубы — … губы; ракетка — … пипетка; сапоги — пироги и т.д.

Дети подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно. Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. Чем больше Вы будете с ребенком заниматься, тем лучше ребенок будет развиваться!

Игра «Придумай продолжение»

Прочтите начало сказки и попросите придумать как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Зоопарк»

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

Внешний вид. Где живет? Чем питается?

Игра «увеличение — уменьшение»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? (Родители приводят свои ответы)

Читайте также:  История развития ребенка обложка скачать

А вот как отвечали ваши дети:

— Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

— Хотела бы увеличить выходные.

— Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Усложним эту игру дополнительными вопросами:

Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать?

 А вот как отвечали ваши дети:

— Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

— Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

— Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

— Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Подарок»

Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: «Я дарю вам зайчонка», или «Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли», или «Я дарю вам большую конфету, «В коробке кактус, не уколитесь».

Игра «Подбери метафору»

Метафора — это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, «говор волн», «холодный взгляд».

Объясните, какие свойства в приведенных метафорах и кому перенесены.

Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости. Надоедливый, как муха. Трудолюбивый, как пчела.

Игра «Разными глазами»

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Измени характер персонажа»

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают.

Как играть в эту игру дома. Прочитайте ребенку сказку, лучше начинать со сказок о животных. Выберите с ребенком одного персонажа из сказки, у которого вы измените характер. Обратите внимание ребенка на то, что изменение характера одного персонажа изменит привычные отношения между героями сказки.

Игра «Какая(ой) бывает………»

 (собака, кастрюля, машина, снег; можно подобрать слова по любой теме)? Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди. Другие темы: «Какая бывает весна?», «Какая бывает корова?» и т.п.

Игра «Отгадай предмет по названиям его частей»

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов. Ход игры: — дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля) — голова, туловище, лапы, крылья (птица) -лапы, туловище, шерсть, когти (……….) -ноги, копыта, туловище, рога (……….) -корни, ствол, ветки, листья(дерево)

Игра «Шаги».

Кто быстрее доберется до… , на любые темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое», «ласковые слова для мамы», «вежливые слова» и т.д. Игроки становятся рядом, каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь слово. Даем минуту на размышление и «Старт!» летает не летает», «плавает-не плавает», «рисует не рисует», «движется не движется», «тянется-не растягивается», «растет не растет».

Игра «Сравнение предметов».

На развитие мыслительных операций. Кошка, книга, крыша; число, весло, кресло. Муха и бабочка. Дом и избушка. Стол и стулья Книга и тетрадь Топор и молоток Назовите общие признаки: яблока и арбуз кошки и собаки; стола и стула; ели и сосны; голубя и дятла; ромашки и гвоздики. Чем отличаются: ручка от карандаша; рассказ от стихотворения; сани от телеги; осень от весны; дерево от кустарника;

«Кто кем был или что чем было» 

Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем  цыплѐнок (яйцом), лошадь  рыба (икринкой), (жеребѐнком), шкаф (доской), лягушка (головастиком), хлеб (мукой), бабочка (гусеницей), велосипед (железом), ботинки (кожей), свитер (шерстью) и т. Д. рубашка (тканью),

Игра «Закончи предложение»

Цель: употребление сложноподчинённых предложений Мама положила хлеб… куда? ( в хлебницу) . Брат насыпал сахар… куда? ( в сахарницу) . Бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда? ( в салатницу) . Папа принёс конфеты и положил их … куда? (в конфетницу) . Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела) . Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно) . Я не хочу спать, потому что… ( ещё рано) . Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода). Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты) . Кошка забралась на дерево, чтобы…(спастись то собаки)

Игра : «Я был в цирке… » , «Я был на море…», «Я был в лесу…», «Я был в театре…» и т.д.

Ребенок должен назвать что-нибудь, начинающееся с заданной буквы . Называть можно не только существительные. Например, на букву «К» можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес.

Конкурс загадок

Цель игры: развивать воображение, умение обобщать, обогащать словарный запас детей и побуждать их использовать в речи полные предложения, продолжать обучать детей отгадывать загадки.

Оборудование: карточки с изображением гриба, ели, огурца, капусты, лука, барабана, велосипеда, ножниц, бутона, волн, комара, вешалки, валенок и ног, которые являются отгадками к загадке.

Возраст: 4–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам разделиться на 2 команды и придумать каждой название. Затем руководитель говорит название игры, в которой сейчас и будут все участвовать.

Необходимо спросить ребят, какие загадки они знают, попросить загадать некоторые из них присутствующим детям. Когда все окончательно настроятся на игру, можно начинать.

Для этого воспитатель по очереди задает каждой из команд загадки и просит в течение 30 секунд дать ответ. Если дети его не знают, то право ответа переходит команде соперников.

Не стоит забывать о том, что малыши иногда просто запоминают ответы на те или иные загадки и даже не пытаются решить, почему он именно такой.

Чтобы избежать этого, следует всегда спрашивать детей, почему они решили, что ответить нужно именно так, по каким признакам они догадались.

Читайте также:  Развитие ребенка в конфликтной семье

Когда ребята научатся самостоятельно отгадывать загадки, то это занятие будет доставлять им большое удовольствие. Но воспитателю следует учитывать, что загадки, которые он предлагает детям, должны соответствовать их возрасту. Загадки для команд можно подобрать следующие:

1)стоит Антошка на одной ножке (гриб);

2)зимой и летом одним цветом (ель);

3)без окон, без дверей, полна горница людей

(огурец);

4) сто одежек и все без застежек (капуста);

5) сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук);

6) сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан);

7) два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы);

8) был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком (бутон);

9) не зверь, не птица, носок как спица. Летит – кричит, сядет – молчит (комар);

10) этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем (велосипед);

11) в раздевалке я служу, на весу пальто держу (вешалка);

12) в тихую погоду нас нет нигде, а ветер подует – бежим по воде (волны);

13) не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: утром – в садик, днем – домой (валенки);

14) всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (ноги).

За каждую правильно отгаданную загадку команда получает 1 очко. В игре побеждает та группа детей, которая наберет наибольшее количество очков.

Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной. В словесные игры можно играть с детьми везде и всюду: по дороге в детский сад, на улице, по дороге домой, в транспорте, дома. Включать их в любое время в режимных моментах . Занимаясь с ребенком дома словесными играми, родители вступают с ним в определённый творческий и эмоциональный контакт, что ценно для налаживания коммуникативных отношений. А ребёнок, в свою очередь, решая несложные развивающие игровые задания, радуется своим результатам и достижениям. А хорошее настроение — это залог успешного развития!

Методические советы, необходимые для проведения игр:

  1.  Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в той или иной игре. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания.
  2. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение. Прежде всего сам воспитатель настраивается на игровой лад («Ребята давайте предлагаем»),  считалки, можно провести «сговор», разыгрывание фантов.
  3. Необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличало бы игру от занятий и дидактических упражнений (считалки, сговор, соревнования и тд.)
  4. Нужно создать для умственной активности всех детей.
  5. В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач.
  6. Выбор словесной игры определяется задачи воспитательной работы с детьми данной группы, поэтому она может занимать различное место в педагогическом процессе.
  7. Роль воспитателя в процессе словесных игр меняется в зависимости от возрастных особенностей детей.
  8. При проведение словесных дидактических игр, особое внимание должно быть уделено правилам.

Цель.

 Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на:

1. Развитие речи.

 2.Уточнение и закрепление словаря.

 3Воспитание правильного звукопроизношения.

4.Умение считать.

   5.Ориентироваться в пространстве.

    6.Развитие мыслительной способности детей.

В старшем дошкольном возрасте необходимо использовать словесные игры в другой целью, а именно:

 1.Для развития самостоятельности мышления.

 2.Для формирования мыслительной деятельности детей.

Использование словесных игр.

Источник

Татьяна Реутова
Консультация для педагогов на тему «Значение словесных игр в детском саду»

Консультация для педагогов

«Значение словесных игр в детском саду»

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Игра- это эмоциональная деятельность. Играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.

В советской дошкольной педагогике страстным защитником игры как формы обучения детей дошкольного возраста выступала Н. К. Крупская. Она говорила о значенииигры как важнейшем средстве всестороннего воспитания дошкольников: «. игра для них -учеба, игра для них -труд, игра для них -серьезная форма воспитания» Мысли о большой роли словесной игры встречаются на многих страницах ее педагогических сочинений. Называя народные игры, Н. К. Крупская отмечала их большое значениев воспитании у детей целого ряда качеств: находчивости, дисциплинированности, наблюдательности, чувства юмора. «Много есть старых игр, приучавших владеть собой, -писала Надежда Константиновна. -Были игры, которые учили удерживаться от смеха, от употребления запретных слов. Например,была игра: «Барыня прислала сто рублей, что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, белого и черного не покупайте», -сколько веселья, смеха было около этих игр». Н. К. Крупская рекомендовала, сохранив педагогическую направленность народных игр, изменить их названия, придумать для них новые слова,приблизить их содержание к современности: «Мы должны, изучая окружающую жизнь, найти те формы, которые перебросили бы мост между этой жизнью и игрой».

Большое значение использованию словесных игр с целью развития мышления детей придавали лучшие педагоги разных стран мира.

Немецкий педагог Б. Базедов писал, что детям доставляют огромное удовольствие игры, в которых они видовые понятия объединяют родовым и к родовому понятию подбирают видовые. «Какое это удовольствие для детей, которые соревнуются в такой игре! Какая возможность для друзей детей соединять познание вещей с познанием слов и упражнять своих любимцев в сравнивании и различении предметов, что является половиной работы по развитию разума. Друзья детей! Спросите хороших учителей философии, правда ли, что в будущем эти упражнения окажут детям большую пользу при формировании понятий» Подчеркивая значение игр в развитии умственных способностей детей, итальянский педагог Д. А.Колоцца писал: «Суждения и умозаключения, выполняемые ребенком при правильно избранной и правильно руководимой игре, именно потому имеют чрезвычайно большое воспитательное значение, что они вытекают -это надо постоянно повторять -из его собственного опыта. Во время игры ребенок деятелен во всех отношениях- в поступках, как и суждениях и умозаключениях о том, что он делает, и его мысли имеют источником именно его собственную, свободную деятельность».

Читайте также:  Положение о центре развития ребенка детском саде

Исследователями установлено огромное влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольников, на его интеллектуальное и нравственно-волевое развитие. Игра очень хорошо готовит детей к школе.В игре ребенок получает необходимую для обучения подготовку:

1. физическую готовность;

2. личностную готовность — в игре учится общаться со сверстниками и

взрослыми, у него формируется самооценка и самосознание. Он

приобретает друзей;

3. интеллектуальную готовность — развивается образное мышление,

воображение, речь;

4. социальную готовность.

В. А.Сухомлинский писал: «Игра — это светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Поэтому воспитатель должен уделить внимание словесным играм, используемым в ходе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.Пример таких игр: «Ладушки», «Коза рогатая», «Испорченный телефон», «Краски» Преимущество словесных игр в том, что они не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления. Они могут проводиться в любые режимные моменты. И помимо развития связной речи учат детей взаимодействовать в коллективе, общаться друг с другом в различных игровых ситуациях, развивают внимание, мышление, сообразительность, ориентировку ребенка в пространстве,

быстроту реакции, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам.

Методика проведения словесных игр.

1. Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.

2. Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок, вводных хороводов и пр.

3. Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.

4. Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.

5. Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий и дидактических упражнений, соответствовали возрасту.

6. Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.

7. При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.

8. Словесные игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке.

Играя с детьми,воспитатель должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь.

3. Использовать в своей речи литературное произношение. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

4. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости голоса.

5. Связно и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции.

6. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Словесные игры проводятся для каждой возрастной группы.

1. Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста –это рифмованные потешки: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси».

Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.

Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано.

2. Средний дошкольный возраст ещё называют возрастом «почемучек». Дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний. В этом возрасте добавляются словесные игры, в которых используются сравнения предметов («Что бывает широкое, высокое, низкое?», описательные признаки («Что подарили Наташе?», «Чудесный мешочек», формирование элементарных обобщений («Что сажают в огороде»)

Учим детей сравнивать предметы, описывать, опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность.

В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей.

3. У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи – самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть.

Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры.

В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении словесных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.

Словесные игры для старших дошкольников можно условноразделить на 5 групп:

1. Игры, воспитывающие умение выделять главные, существенные признаки предметов, явлений («Магазин», «Угадай-ка», «Что это за игрушка?»)

2. Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы. («Похож – не похож», Путаница», Придумай небылицу», Логический поезд»).

3. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам («Кому что нужно», «Вершки-корешки», «4-й лишний», «Кто больше назовёт»)

4. Игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, воспитывающие самообладание («Испорченный телефон», Краски», Где мы были, мы не скажем…», «Скажи наоборот», Было – будет»).

5. Игры, направленные на развитие лексико-грамматических категорий, развитие связной речи («Фразовый конструктор», «Мой город», «Моя семья»)

Словесные игры должны войти в число любимых детьми самостоятельных игр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов»; М., 1999г.

2. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»; М., 1983г.

3. Максаков А. И., Туманова Г. А. «Учите, играя»; М., 1979 г.

4. Нищева Н. В. «Развивающие сказки»; Санкт-Петербург, 2002 г.

5. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)»; М., Просвещение, 1981 г.

Источник