Значение слова в развитии ребенка по ушинскому

Значение слова в развитии ребенка по ушинскому thumbnail

30 Март 2014      

admin      

     Просмотров:  
2409

портрет великого педагога К. Д. УшинскогоИдея развивающего обучения – одна из важнейших традиций русской педагогики и одна из основных в дидактической теории великого русского педагога К. Д. Ушинского. Учение, по его мнению, это труд, полный мысли. Надо добиваться, чтобы ученик в процессе обучения был активен и деятелен. Но легко и приятно мечтать, а думать трудно, поэтому важнейшая задача педагога – приучение детей к умственному труду и забота об умственном развитии ребенка.

О системе знаний

Говоря о том, что ум – это система знаний, Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».

Великий педагог подвергал резкой критике такое учение, при котором голова учащегося набивается, как мешок, фактами, плохо усвоенными, и идеями, плохо переваренными, когда учитель все гонит вперед, не оглядываясь назад, пока не привозит «пустую телегу» — «Пустая голова не мыслит».

Самым опасным Ушинский считает укоренение у детей привычки ничего не усваивать прочно и быстро все забывать. Задача учителя – соблюдать преемственность между познавательной деятельностью ребенка до школы и учением его в школе, упорядочить конкретные представления и опыт детей, строго отбирать учебный материл, добиваясь его прочного и осмысленного усвоения учащимися.

К. Д. Ушинский о значении родного языка

Ушинский рассматривает родной язык как сокровищницу всех знаний, как основу всякого понимания и умственного развития.

«Между другими предметами обучения, — пишет К. Д. Ушинский, нет ни одного столь способного развить человека, как изучение языка». Родной язык он рассматривает как источник богатейших знаний и всестороннего развития ребенка: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка».

В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, отражается вся история духовной жизни народа. Уже при умелом обучении грамоте, показывает Ушинский, развивается внимание, устная речь и мышление ребенка, обогащается его память живыми образами и меткими словами для выражения этих образов.

К. Д. Ушинский о природе

Важнейшее значение в умственном развитии Ушинский отводит знакомству с природой, считая, что логика природы – самая доступная для понимания детей логика. Знакомство с природой развивает умение наблюдать окружающую жизнь, содействует развитию логического мышления и воображения, возбуждает внимание и любознательность, изгоняет суеверия и делает смешными предрассудки.

О наглядности в обучении

Анализируя роль наглядности в обучении, К. Д. Ушинский рассматривает ее как средство развития наблюдательности, умения верно выражать словах результаты наблюдения и делать из них логические выводы, видеть предметы всесторонне. Он стремится показать, как совершается переход от непосредственных наблюдений конкретных предметов и явлений к абстрактному мышлению. Верное логическое мышление, по его словам, возникает из верных и точных наблюдений.

В учебниках для начальной школы Ушинский дает образцы того, как учить детей «отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, потом сравнивать между собою несколько знакомых уже им предметов, находя между ними сходство и различие…»

Цитаты:

  • Детская природа ясно требует наглядности.
  • Дитя  мыслит  формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе.
  • Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его  руководством  ощущения  дитяти  превращались  в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово.

мальчик читает книгуО развитии памяти

Ушинский подробно разработал методику повторения учебного материала, отмечая, что современная ему школа много сыплет в детей и редко справляется, остается ли что из насыпанного. Повторение, по его мнению, должно проводиться систематически, в тесной связи с изучением нового материала, быть избирательными, заставляя школьника выражать свои мысли своими словами. Надо воспитывать у детей  уверенность в своей памяти, не допускать забывания ими изученного материала, понемногу приучать их упорно его припоминать.

О внимании

С развитием мышления детей тесно связывается и воспитание внимания —  этой единственной двери души, через которую проходит все, что есть в сознании. Научить детей держать эту дверь открытой Ушинский считал делом большой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. Привычка владеть своим вниманием, отрывая его от предметов, которые привлекают, и направляя на предметы, вовсе не привлекательные.

Одной из задач обучения Ушинский считал приучение детей по возможности долго и сильно сосредоточивать свое внимание на изучаемом предмете. Развитие такого активного внимания он связывал с воспитанием волевых качеств личности.

О самостоятельной работе

Развитие умственных способностей учащихся немыслимо без самостоятельной работы. К. Д. Ушинский писал, что не уметь выражать своих мыслей – недостаток, но не иметь самостоятельных мыслей – еще гораздо больший, что самостоятельные мысли вытекают из самостоятельно приобретенных знаний. Поэтому очень важно развить у ребенка желание и способность самостоятельно приобретать новые знания, дать ему средство извлекать полезные сведения не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий. Обладая такой умственной силой, человек будет учиться всю жизнь. А именно это и составляет одну из главных задач школьного обучения.

Но сначала необходимо научить детей учиться. А потом уже поручать дело им самим. Всякая самостоятельная работа должна быть посильной для учащихся, не слишком легкой и не слишком трудной.

успешное обучениеОб успешном обучении

Непосильные задания подрывают детскую память и уверенность ребенка в своих силах. Превращение же учения в игру и забаву, когда ребенок освобождается от всяких серьезных обязанностей, крайне вредно сказывается и на его воспитании. Рассматривая проблему интереса в обучении, К. Д. Ушинский резко выступал против пустой развлекательности. Содержание не должно приноситься в жертву занимательности. Детей необходимо приучать к серьезному труду, соразмерному их силам. Учение «должно остаться трудом, но трудом, полным мысли, так чтобы сам интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас».

Учение – не игра, а серьезная обязанность. Обучение, как справедливо считал Ушинский, не может быть развивающим, если для детей оно не стоит никаких усилий. Вместе с тем он требовал учитывать в обучении интересы и возможности детей, утверждая, что особую силу нашим интересам, нашей деятельности придают чувства, эмоции. Процесс обучения призван возбуждать положительные эмоции. Классная скука – величайший враг учения. Но интерес к учению должен основываться на том, чтобы ученик полюбил учебный труд и находил удовлетворение в исполнении своих обязанностей.

Для успешного обучения ребенку необходимы волевые усилия, так как учение – труд, требующий достижения определенных целей. Для воспитания воли в процессе обучения надо воспитывать привычку к труду, к преодолению трудностей, возбуждать желание учиться и интерес к обучению.

К. Д. Ушинский был непримиримым противником так называемой «потешающей педагогики». Под развивающим обучением понимал многостороннее развитие личности ребенка, включающее в себя воспитание не только умственных способностей и познавательных интересов, но также чувств, воли, характера школьника, его моральных качеств.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источник

В работе рассмотрены взгляды Ушинского К. Д. на родной язык как на один из основных факторов воспитания и развития личности. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности.

Ключевые слова: культура речи, общение, развитие, ребенок, речь, язык.

К. Д. Ушинский высоко оценивал роль родного языка в духовном и нравственном развитии человека. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности. Именно поэтому в теории Ушинского родной язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития личности. Он указывал на неизмеримое значение родного языка в формировании подрастающих поколений, которые вместе с языком усваивают продукты духовного развития, пройденного народом в его

«тысячелетнем историческом движении». «Отнимите у народа все — и он все может вернуть, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его» [1, с. 557].

Первый опыт общения, указывал Ушинский, ребенок получает уже в младенческом возрасте, поэтому все те, кто окружает ребенка с рождения, являются его первыми учителями в освоении отечественного языка. Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его речи. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей в старшем возрасте кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе.

К. Д. Ушинский отмечал, что речевая культура семьи зависит от ее духовного мира, а не от социального положения родителей в обществе. Чем беднее духовная сфера, в которой растет и развивается ребенок, тем скуднее его словарный запас. Родителям с низким уровнем речевой культуры труднее передать ребенку богатство мыслей, чувств, ощущений, объяснить ему причины различных явлений и поступков. Чем выше уровень речевой культуры в семье, тем больше возможностей в грамотном применении сложных языковых конструкций, распространенных предложений и т. д.

Изначально дети усваивают речь подражанием в соответствии с тем, что слышат вокруг. В этом отношении они непревзойденные мастера, соответственно проявления речевых особенностей взрослых быстро становятся особенностями детской речи. Осознавая значение собственного примера родителям необходимо соблюдать языковую норму, выбирать и употреблять языковые средства в соответствии с требованиями коммуникативного, этического компонента культуры речи, учитывая их социальный характер.

Язык, перенимаемый детьми у взрослых, не всегда безупречен: «богатый в одном

отношении, он бывает иногда чрезвычайно беден в другом, испещрен неправильностями, недомолвками, варваризмами. Кроме того, в язык ребенка входит множество уродливостей из окружающей его среды: в низшем классе – это провинциализмы, а в высшем — чужеземные слова и обороты» [5, с.124].

Ушинский отмечал, что в процессе общения со своими детьми родители передают им гораздо больше, чем просто слова, предложения. Они показывают им пример взаимодействия с другими людьми, умение решать определенные ситуации с помощью вербальных и невербальных средств общения. На основании этого опыта у ребенка формируется представление об окружающем его мире, осознание своего места в нем.

Чем раньше начинать грамотное и осознанное обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом следует принимать во внимание своеобразные и неповторимые особенности речи каждого ребенка, проявляющиеся в способе выражения мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, интонация, жесты).

Язык является одновременно и средством и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, который формирует ребенка как личность.

Грамотная речь служит залогом его успешного обучения и развития. К. Д. Ушинский считал, что мировоззрение ребенка формируют все учебные предметы, но, ведущая роль в этом бесспорно принадлежит родному языку, так как «родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания» [4, с.356].

Когда дети приходят в школу, то они уже обладают «громадным сокровищем, даже превышающим детские потребности» [4, с.240]. У шестилетнего ребенка гораздо больше слов и оборотов для выражения чувств и мыслей, чем самих этих чувств и мыслей. «Он во многом только по врожденной человеку переимчивости перенимает язык взрослых, но сам еще не вырос до этого языка, так что множество слов и оборотов, уже усвоенных дитятей в виде следов механической памяти, в виде нервных привычек, еще не сделалось вполне его духовным достоянием» [5, с.122]. Из этого вытекает важная для семьи и школы обязанность: исправлять и пополнять словарный запас детей в соответствии с правилами родного языка, вводя их не только в сознание ребенка, но и в число его привычек, «выполняемых с той

легкостью и быстротой, которых требует речь словесная и даже письменная» [5, с.124]. Необходимо заботиться о том, чтобы ребенок сознательно усваивал все богатейшие возможности русского языка.

К. Д. Ушинский указывал на единство речи и мышления. Язык — это органическое создание мысли, «коренящееся в ней и постоянно из нее вырастающее» [3, с.19]. Речь является важным показателем мышления, как человек говорит, так он и мыслит. Поэтому, развивая речь воспитанника, семья и школа развивают, прежде всего, мыслительные способности, умение грамотно и логично выражать свои мысли, что соответственно влияет на культуру поведения ребенка в обществе. Невозможно развивать язык отдельно от мысли, но и развивать его перед мыслью, ученым считал, вредным. Это приводит к одной из самых дурных человеческих привычек – «болтать чисто, гладко, изящно всякий вздор и связывать ловкими фразами пустые, не вытекающие одна из другой мысли» [3, с.124]. В этом отношении много зла приносит детям излишняя снисходительность родителей к детской

болтовне и слишком раннее изучение иностранных языков. Родители не должны допускать речевые ошибки детей, запускать дефекты звукопроизношения, следует своевременно исправлять недостатки в развитии речи, пока они не стали привычной формой общения для ребенка.

Особое внимание следует обращать на становление и развитие всех сторон речи — фонематической, лексической, грамматической. В этом отношении перед семьей и школой стоит важная задача — контролировать выработку, закрепление, соблюдение правил и законов грамотной речи воспитанников, т. е. точность, полноту, логичность выражений. «У нас же по большей части довольствуются тем, если угадывают мысль в бессвязном, заикающемся

ответе; а учителя других предметов и вовсе не обращают внимания на язык. Это положительно дурно»[6, с.77]. Сознательное изучение законов слова — это, по Ушинскому, есть единственный путь, который поможет ребенку сознательно постигнуть законы деятельности своей собственной души.

Первоначально дитя усваивает язык подражанием, но язык создан не подражанием, а самосознанием. «Способность самонаблюдения, или иначе самосознание, находит себе прямое выражение в слове, и где мы не находим такого выражения, там не имеем никакой причины предполагать и самосознания» [2, с.434]. Задача педагога в том, чтобы дети вступали в сознательное духовное обладание сокровищами родного слова, которое они усвоили подражанием, полусознательно, а иногда даже вовсе бессознательно, механически. По этой причине дети часто употребляют слова и обороты, не понимая их точного значения. Эта работа должна начинаться «с самых первых дней учения и по своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главных работ воспитания» [5, с.123].

В этом отношении грамматическое изучение языка имеет чрезвычайную важность. Многие науки обогащают только сознание ребенка, давая ему новые факты. Грамматика,

преподаваемая логически, расширяет самосознание человека, поэтому К. Д. Ушинский относил грамматику к числу наук, очеловечивающих человека.

Изучение организации языка, по Ушинскому, является лучшим средством духовного развития ребенка. Наставник, раскрывая детям богатство родного слова, тем самым раскрывает им богатство их собственной души. Изучение родного языка, по утверждению ученого, — это верный путь к самопознанию человека. Если язык, на котором начинает говорить ребенок, противоречит его врожденному национальному характеру, то он никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какое оказал бы родной ему язык.

Ушинский отмечал, что язык народа является полным отражением его духовной жизни, и для ребенка — это лучший «истолкователь» окружающей его действительности. «Слово есть плоть духа. В каждом человеке дух должен воплотиться в слово, — иначе он не только не принесет плода, но не будет и сам развиваться, — вымокнет, как зерно под водой» [6, с. 76].

Материал взят из: Казанская наука. №1 2013г

(Visited 4 066 times, 1 visits today)

Источник

Марина Цыбина (Казакова)
К. Д. Ушинский: к проблеме речевого развития детей

На протяжении всей жизни человек овладевает языком и совершенствует свою речь. Основой этого процесса служит языковая способность, опирающаяся на физиологические речевые центры и формирующаяся в детском возрасте. Исследователи психики ребенка, его первых попыток общения и дальнейших поразительных успехов в овладении языком и речью всегда проявляли интерес к факторам речевого развития.

В данной статье нам хотелось бы рассмотреть некоторые из них.

Первый фактор – это потребность общения. В процессе обучения необходимо предусмотреть такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание о чем-то рассказать. Вот что мы находим у К. Д. Ушинского:

«Лучшее начало учения состоит именно в том, чтобы привести в поря-док, уяснить то, что уже собрано в детскую голову; превратить безотчетное знание в сознательное и тем самым пробудить деятельность сознания и придать ребенку ту самостоятельность, при которой только учение становится полезным…» [3, 383]

«Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого инте-реса и взятое только силою принуждения, хотя бы она черпалась из лучшего источника, — из любви к воспитателю, — убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет…» [5, 429]

Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т. е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи, или создать речевую среду. Это следующий фактор, способствующий развитию речи ребенка.

Постепенно накапливая в памяти материал слышимой речи, выделяя в этом материале слова, словообразовательные модели, словоформы, соотнося форму единиц языка с их повторяющимися значениями, ребенок запоминает аналогии форм и значений. Эти аналогии становятся для него правилами, разумеется, лишь в тех случаях, когда они регулярно воспроизводятся в сходных ситуациях дискурса. Накапливаясь, они и составляют систему правил языка, что служит основой языковой интуиции.

В школьной методике обучения фактор речевой среды «работает» при чтении и изучении художественной литературы, в соблюдении режима культуры речи, во влиянии образцовой речи учителя, в посещении театра, изучении фольклора. К. Д. Ушинскийдает по этому поводу интересные рекомендации:

«Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова, вылетевшее прямо из живого, глубокого источника – вечно юной…души народа. Эти пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка. По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со своими живописными особенностями…».[2, 567]

«…Поговорки, прибаутки и скороговорки, иногда лишенные смысла, я по-местил затем, чтобы выломать детский язык на русский лад и развить в детях чутье к звуковым красотам родного языка…». [2, 569]

«Загадки я помещал…для того, чтобы доставить уму ребенка полезные упражнения, дать повод к интересной и полезной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая с собой и все объяснения, к ней привязанные». [2,569]

Следующий фактор – речевая активность самого ребенка.

Чтобы научиться говорить, да еще хорошо и свободно, надо говорить, нужна огромная, разнообразная, инициативная, постоянная (без существенных перерывов) практика речи.

К условиям развитияактивности можно отнести:

— общую активность ребенка, его коммуникабельность, общительность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в коллективе;

— умение преодолевать скованность, застенчивость;

— способность переходить от ситуативного диалога к монологу, к обду-манной спланированной речи.

Следует обратить внимание и на такой фактор, как изучение языковой теории. Этот фактор, в отличие от других,стал действовать сравнительно недавно: примерно с конца 18 века, ибо до этого времени, если и давались теоретические сведения, то в незначительном объеме.

Современный курс родного языка включает в себя изучение фонетики, графики, орфографии, морфемики, все более настойчиво вводится словообразование, давно изучаются морфология и синтаксис.

Как же влияет это изобилие на речевое развитие детей?

Во-первых, изучение теории и практики на ее основе развивает мышле-ние.

Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. «…Развить в детях дар слова – значит почти то же самое, что развить в них логичность мышления…». [2,29]

В логическом, речевом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами. Значение слова помогает ребенку оперировать этим понятием, т. е. мыслить. Слова сочетаются в синтаксических структурах, позволяя выражать связи, отношения между понятиями. Мысль человека облекается в языковые формы, которые выработаны многовековым развитием языка. Правильные языковые структуры придают мысли четкость, строгую логику.

«…язык не есть что-либо отрешенное от мысли, а напротив – органиче-ское ее создание…так что тот, кто хочет развивать способность языка в ученике, должен развивать в нем прежде всего мыслящую способность…». [4,58]

Через язык мысль, порождаемая индивидуально, переходит в сферу обще-ния, становится достоянием социума. Язык и речь дают предпосылки для мысли, развития мышления каждого человека. Вот что по этому поводу можно найти в работах К. Д. Ушинского:

«Дар слова главным образом опирается на логическую способность души человеческой, на способность ее отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающиеся признаки, сливать их в одно общее суждение…». [2,29]

Во-вторых, изучение языковой теории всегда обращено к языковому ана-лизу образцовых текстов. Особенно важен в этом отношении анализ выбора слова, построения фразы, использования метафор, сравнений и т. д.

«Точное понимание слов и оборотов, употребленных писателем, с одной стороны, вводит дитя в более и более сознательное обладание его собствен-ных словесных богатств, а с другой – пополняет и исправляет эти богатства и дает, наконец, детям хорошие словесные привычки…».[2,702]

Завершая данную статью,нам хотелось бы еще раз обратиться к выдающемуся педагогу: «…Десятилетнее или одиннадцатилетнее дитя, поступив в заведение, прежде всего нуждается в том, чтобы его хоть немного приучили правильно глядеть на самые простые окружающие его предметы, правильно думать, правильно выражаться, сознательно читать и давать себе отчет в прочитанном, словом, чтобы его приготовили к учению…».[3,382]

На основании выше сказанного можно сделать следующий вывод.

В современных условиях, когда объем необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, когда наука развивается ускоренными темпами,уже нельзя ограничиваться лишь усвоением определенной суммы знаний: важно развивать у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в потоке информации. Одно из решающих условий решения этой задачи – хорошо развитая речь каждого члена общества, речь во всех ее видах (говорение, аудирование, чтение, письмо).

Литература

1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вопросы воспитания. / Под ред. проф. В. Я. Струминского. – М., 1953.

2. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 2. Вопросы обучения. / Под ред. проф. В. Я. Струминского. – М., 1954.

3. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 1. Объяснительная записка к проектам программ учебного курса. / Сост. С. Ф. Егоров. –М: Педагогика, 1954.

4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2., изд. АПН РСФСР, 1948.

5. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 10., изд. АПН РСФСР, 1950.

Источник