Значение сюжетно ролевой игры в развитии личности ребенка

Значение сюжетно ролевой игры в развитии личности ребенка thumbnail

Надежда Боровкова
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребенка-дошкольника

Обращение к данной теме определяется с одной стороны ведущим значением игры для развития дошкольников, а с другой – повышенным вниманием к различным видам обучения дошкольников. Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры современных дошкольников и ее влияние на их личностное развитие является крайне актуальной задачей. Анализ изучения результатов педагогической практики свидетельствует о стихийности и эпизодичности работы по развитию сюжетно-ролевой игры у дошкольников в детском саду. В последнее время наблюдаются тенденции к снижению сроков начального обучения и повышенное внимание к различным видам обучения дошкольников, что неизбежно ведет к вытеснению игровой деятельности.

Обосновывая закономерность проявлений у ребенка в сюжетно-ролевой игре, исследователи указывают на специфику структуры игры и условий игрового действия, который «порождают» воображение. Эта специфика подробно описана в работах педагогов – исследователей, где изучались мотивы сюжетно-ролевой игры (О. М. Гостюхина, Е. В. Зворыгина, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, реализация замысла в игровом образе и ролевом поведении (Л. П. Бочкарева, Н. Н. Короткова, Е. Н. Литвинова, А. А. Люблюнская, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, С. Л. Славина, особая игровая деятельность ребенка (Н. А. Ветлугина, Н. С. Кривова, С. А. Марутян, А. И. Матусик, Е. О. Смирнова).

Однако в связи со сложностью сюжетно-ролевой игры, как объекта исследования (Н. Н. Поддъякова, а также многогранностью и противоречивостью проблемы творчества (Б. Г. Ананьев, А. Бергсон, Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев, З. Фрейд, остается открытыми для дальнейшего изучения вопросы о границах, пределах и критериях эффективности необходимостью изучения игровой деятельности современных детей для разработки адекватной стратегии дошкольного образования. Как показывают исследования (Л. С. Выготского, 1966; Л. И. Божович, 1968; А. В. Запорожца, 1966;Д. Б. Эльконина, 1978 и др.) именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задает личностные смыслы, побуждающие к деятельности.

Как отмечал Л. С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является сензитивным периодом мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности ребенка происходит в сюжетно-ролевой игре. (Л. С. Выготский, 1966; А. Н. Леонтьев, 1983; Д. Б. Эльконин, 1978).

Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М. И., либо как формы деятельности, в том числе освоения деятельности взрослых (Эльконин Д. Б, либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже. Ж.). Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны.

Если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, связанных с ней чувств. Нельзя человека «насильно» включить в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества.

Через творчество и игрушки ребенок может успешно освоить многие элементы в человеческой деятельности. Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы, на голову выше самого себя. Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества. Советский писатель Василий Белов в своей книге «Лад» высказал мысль, что каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески.

При изучении развития детей, видно,что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка мнастолько существенны, что в психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую деятельность в младший школьный период.

А. Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

Л. С. Выготский, рассматривал роль игры в психическим развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу в игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношении действительности.

Вся детская деятельность синкретична то есть, в известной степени, слитна и неразделима. Это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. В игре синтезируется познавательная, трудовая и творческая активность ребенка. Любое новое знание или умение, побуждает его к действию с ним. Характер этого действия – игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего опыта.

Ш. А. Амонашвили пишет, что самое интенсивное развитие многих функций происходит до 7-9 лет ребенка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особо сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, людям.

Л. С. Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем возрасте ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивающая способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности и, прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.

Творческий характер игры подтвержается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому,что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношения к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок-не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.

О творческом характере детской игры говорят многие деятели искусства. К. С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда».

Но творчество не появляется само собой, он воспитывается, развивается в результате длительной систематической работы педагогов. Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного. В игре постепенно развивается целенаправленность действий.

Подведем итоги. Согласно позициям отечественной психологии, ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника. Именно в ней складываются и наиболее развиваютсяглавные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и пр. При этом главное значение сюжетно-ролевой игры заключается в том, что она имеет ближайшее отношение к потребностно-мотивационной сфере ребенка.

Источник

Библиографическое описание:

Чоома А. Д. Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 63-66. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10188/ (дата обращения: 11.03.2020).



Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

Л. С. Выготский

Дошкольный период — самое важное время для развития личности. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся среде и выделить свое Я среди других индивидов. Именно в эти годы малыш получает первые знания о жизни, которая его окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера. Многое из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры. Именно в игре ребёнок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность. Игра становится для дошколёнка лучшим способом усвоения информации и общественного опыта.

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Игра — самое главное занятие в жизни детей. А игры, которые они создают самостоятельно, занимают совершенно особое место, называются они сюжетно-ролевыми. Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра — это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуя тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать чужую точку зрения [1].

Играя в сюжетно-ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.

Для сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, рассказов взрослых, просмотров телепередач и т. д. Характерная особенность в выполнении ролей, игровых действий — воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности. Дети этого возраста начинают понимать, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными. Однако, в играх можно наблюдать и проявление негативных сторон нашей жизни. Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей действительности. Можно наблюдать как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей, поучать их, другая же будет примерять наряды, третья — заниматься с детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания. Наблюдая за детской игрой, можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру — ведь в игре он наделен силой, которой лишен в реальном мире. Также наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Это следует учитывать нам воспитателям, чтобы вовремя направить ход игры в нужное русло [2].

Дети среднего дошкольного возраста любят совместные игры. Однако малый жизненный опыт, отсутствие устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развитое умение поступиться своими желаниями, иногда приводит к распаду игры, к разрушению налаженных дружеских контактов. Руководя игрой, мы должны не только помогать детям из множества предложений выбрать самое интересное, но и научить их уважать замысел друг друга, быть внимательными к свои товарищам. Важно учить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников, с которыми он хотел бы поиграть, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую. В данном случае воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете. Стремясь к порядку в игре, воспитатель убивает тем самым дух игры как свободной деятельности. Воспитанники, пытаясь выполнить команды воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия. Такая игра, кроме как конкретизации знаний ничего не развивает в ребенке (ни умения самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров, подключаться к их игре, ни умения менять роли в ее процессе) [3].

Поэтому задача воспитателя побуждать детей к ведению разных ролевых диалогов: в совместной игре с воспитателем, со сверстниками. В игре с воспитателем дети включаются в разные ролевые диалоги, изменяют его содержание в зависимости от смены ролей, обмениваются ими с воспитателем, действуя в соответствии с новой игровой позицией. Воспитатель же побуждает детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельно сюжетно-ролевой игре, поощряет включение в игровой сюжет новых событий.

Целью воспитателя в работе с детьми пятилетнего возраста — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначить свою для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.

Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с ребенком, где взрослый является не руководителем, а участником в этом творческом процессе. Игра должна развертывать особым образом, чтобы для ребенка «открылась» необходимость смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета.

Это возможно при соблюдении нами воспитателями двух обязательных условий:

– Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

– Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль, но воспитатель не рассказывает ему предварительно сюжет, а сразу начинает игру, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Например, мальчик любит играть в «шофера». Воспитатель предлагает ему: «Орлан, давай поиграем. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофером, а я пассажиром». Во время поездки развертывает ролевой диалог с «шофером», а затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появление нового персонажа: «Давай нас как будто остановил милиционер и им стану я». После выяснения обстоятельств с «милиционером» можно ввести третье событие, требующее появление еще одного персонажа: «Давай рядом с твоей машиной поедет еще одна — автобус. Теперь я буду его водителем. Моя машина вдруг сломалась, и я прошу тебя о помощи» и т. д.

Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры, необходимо их принять и использовать, включив в общую схему сюжета. Воспитатель в это время со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.

Тем не менее, игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободно вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам. В их совместной и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами — заместителями. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним — двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером — игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.

Начинать работу по организации совместных игр детей лучше целесообразно и с каждым из детей индивидуально, наиболее подходящее время — утренние и вечерние часы. Обустраивать вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, специально отводить для сюжетно-ролевой игры время после дневного сна, предоставляя детям возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью. Играя с ребенком, мы должны использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляция с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия.

Мы педагоги не всегда располагаем реальными возможностями частой игры с каждым ребенком, поэтому важно уметь охватить формирующими воздействиями сразу несколько детей — играть с небольшой подгруппой. Роли в игре сменяются аналогично при введении новых сюжетных ситуаций. Вовлечение воспитанников в игру осуществляется педагогом только по желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры. Если игра с воспитателем не увлекает ребенка, продолжение ее бессмысленно, так как в этом случае игра уже превращается в обязательное занятие. Педагог не «диктует», а предлагает детям в игре ту или иную роль [2].

Воспитатель побуждает детей к проявлению доброжелательности в сюжетно-ролевых играх со сверстниками. Они учатся проявлять в играх добрые чувства, интерес к общему замыслу, действовать согласованно с участниками игры.

Мы должны планировать свою работу по сюжетно-ролевой игре, намечая конкретное ее содержание, тематику, цели, задачи, роли; постоянно анализировать игру, намечая пути дальнейшего совершенствования игровой деятельности дошкольников.

Можно сделать вывод, что в сюжетно-ролевой игре ребенок свободен от обязательных требований взрослого и жестких правил деятельности. Но в то же время ограничен от того социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры от сложившихся в обществе, в целом, и в группе детей, в частности, игровых традиций. Кроме того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем, владением способами деятельности, позволяющими воплотить эти знания в игру. Содержание игры — это не иллюзия, не копия реального мира, а его творческое воспроизведение. События в игре, персонажи и их действия — все это продукты отражения в сознании ребенка его реального опыта: непосредственного знакомства с окружающим миром, восприятия содержания прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и телепередач. Однако в соединении имеющихся у него знаний ребенок достаточно свободен [4].

Таким образом, польза сюжетно-ролевой игры заключается в следующем: определенные правила и их соблюдение детьми, социальная направленность игр, богатая эмоциональная палитра, развитие речи и интеллекта.

Литература:

  1. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду», М: Мозаика-синтез, 2006г
  2. Комарова Н. Ф. «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду»,
  3. Растем играя. Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей/ В. А. Недоспасова.- М.Просвещение.2002
  4. Развивающие игры для детей дошкольного возраста/авт — сост Ю. В. Щербакова, С. Г. Зубанова.-М: Глобус, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.

Похожие статьи

Сюжетноролевая игра как средство социально-личностного…

ребенок, игра, сюжетноролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог. Влияние сюжетноролевых игр на развитие игровой…

Сюжетноролевая игра как средство социального развития детей

ребенок, игра, сюжетноролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог.

ребенок, игра, сюжетноролевая игра, дошкольный возраст

ребенок, игра, сюжетноролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.

Влияние сюжетноролевой игры на формирование личности…

ребенок, игра, сюжетноролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.

ребенок, игра, сюжетноролевая игра, процесс игры, роль

Значение сюжетноролевой игры для развития дошкольников. ребенок, игра, сюжетноролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.

ребенок, игра, сюжетноролевая игра, процесс игры, роль

Значение сюжетноролевой игры для развития дошкольников. ребенок, игра, сюжетноролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.

Особенности развития сюжетноролевой игры у дошкольников

ребенок, игра, сюжетноролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог. Сюжетноролевая игра как средство…

Использование сюжетноролевой игры в полоролевой…

В статье описывается комплекс сюжетноролевых игр, используемых в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, в процессе полоролевой социализации дошкольников.

Создание проблемной ситуации в форме сюжетноролевой игры

ребенок, игра, сюжетноролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог. Сюжетноролевая игра как средство социального…

Источник