Значение сенсорной культуры и чувственного опыта в развитие ребенка

Значение сенсорной культуры и чувственного опыта в развитие ребенка thumbnail

Значение сенсорной культуры, роль чувственного опыта в развитии ребёнка. Сенсорное воспитание как основа умственного

Значение сенсорной культуры, роль чувственного опыта в развитии ребёнка. Сенсорное воспитание как основа умственного развития. Выполнила: студентка 3. 642 гр. Щепина Евгения

План: 1. Значение сенсорной культуры. 2. Роль чувственного опыта в развитии ребёнка. 3. Сенсорное

План: 1. Значение сенсорной культуры. 2. Роль чувственного опыта в развитии ребёнка. 3. Сенсорное воспитание как основа умственного развития. 4. Список литературы.

Значение сенсорной культуры. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори.

Значение сенсорной культуры. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных.

Ребенок развивается путем «социального наследования» , которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не

Ребенок развивается путем «социального наследования» , которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления

Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение в пространстве и т. п. )

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений,

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют поразному. С. А. Козлова, Т. А. Куликова

В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют поразному. С. А. Козлова, Т. А. Куликова дают такое определение. Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

По Поддьякову Н. Н. , сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных

По Поддьякову Н. Н. , сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом. Сенсорное воспитание – направленно на формирование

Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом. Сенсорное воспитание – направленно на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т. д

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.

Определение Венгер а. Л. А. отличается от предыдущих понятий. Венгер Л. А. указывает, что

Определение Венгер а. Л. А. отличается от предыдущих понятий. Венгер Л. А. указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Под сенсорной культурой Венгером Л. А. подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные,

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Роль чувственного опыта в развитии ребёнка.

Роль чувственного опыта в развитии ребёнка.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервнопсихического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия (ощущений, восприятий, представлений).

Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия (ощущений, восприятий, представлений). Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений. Необходимо обеспечить ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и их звучанием в родной речи.

В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный

В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте — обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь — это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.

Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами

Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).

Т. о. сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания

Т. о. сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Сенсорное воспитание как основа умственного развития.

Сенсорное воспитание как основа умственного развития.

Умственное развитие-это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях:

Умственное развитие-это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. (Логинова В. И. )

В отечественной педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.

В отечественной педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка. Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет

Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, т. е. от развитости ощущений и восприятий. Особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве. А. П. Усова указывала, что большая часть накопленного умственного багажа детей дошкольного и младшего школьного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению и речи, вырастает из чувственного опыта,

Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению и речи, вырастает из чувственного опыта, отражает его и формируется на его основе. Само освоение речи также имеет сенсорные основы: выделение речи как особого раздражителя, различение интонации слов, звуков обеспечиваются слуховыми и кинестетическими восприятиями.

Логическое мышление и речь перестраивают чувственное познание. Восприятие становится «думающим» , приобретает характер наблюдения.

Логическое мышление и речь перестраивают чувственное познание. Восприятие становится «думающим» , приобретает характер наблюдения. Обобщенные и осмысленные знания ускоряют распознавание, накопление навык чувственных данных, способствуют включению этих новых данных в ранее накопленные системы. Таким образом, мышление и речь становятся условием дальнейшего сенсорного развития человека, культуры чувственного познания.

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит

Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожномышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности.

Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.

Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п. , неисчерпаема. Ученые (С. М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др. ) констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного ( «сенсо» — чувства, «моторика» — движение) развития.

 В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, —

В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами — для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

Усвоение сенсорных эталонов — системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных

Усвоение сенсорных эталонов — системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон — значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с

Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др. ) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на

Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В современной же системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями большое место отводится дидактическим

В современной же системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями большое место отводится дидактическим играм. В играх сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка проходит в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, соревнования в достижении результата). Большое значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками. Эти упражнения, основанные на практической деятельности каждого ребенка, позволяют совершенствовать его сенсорный опыт, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

Т. о. сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение

Т. о. сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Список литературы. 1. Педагогический энциклопедический словарь [ТЕКСТ]: / под ред. Б. М. Бим-Бад, -

Список литературы. 1. Педагогический энциклопедический словарь [ТЕКСТ]: / под ред. Б. М. Бим-Бад, — М. : Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» , 2002 г. 2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [ТЕКСТ]: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение. 1988 – 144 с. 3. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [ТЕКСТ]: Пособие для воспитателей/ под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И. Аванесовой. 2 -е. изд. , испр. и доп. – М. : Просвещение, 1981. – 192 с. 4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [ТЕКСТ]: — М. : , 2002 г — С. 136 -149. 5. Дошкольная педагогика-под редакцией В. И. Логиновой и П. Г. Саморуковой. Часть первая. 1988 г.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Источник

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.

Сенсорное воспитание — это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «senstis» — «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Оно направлено прежде всего на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Уровень развития ощущений и восприятия определяет успешность познавательной деятельности ребенка. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.

Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков дает возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, скульптуры и т. д.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

В дошкольном образовании одной из первых педагогических технологий частного характера можно назвать технологию, разработанную итальянским врачом, педагогом М. Монтессори (1870–1952). Цель ее состоит в развитии сенсорных ощущений дошкольников («утончение чувств»). Для этой цели разработана система дидактических средств, с помощью которых осуществлялось это развитие чувств.

Разработанная Монтессори, в начале XX в. система сенсорного воспитания ставила своей целью добиться высокого уровня различения детьми цветов и оттенков, форм и величин. Используемые ею дидактические материалы были созданы в соответствии с принципом самоконтроля, что давало возможность детям заниматься самостоятельно, без участия педагога. Однако при этом развитие органов чувств не было связано с развитием речи, с продуктивной деятельностью. Упор делался на развитие мелкой мускулатуры рук, формирование способности на ощупь определять незначительные различия в величине и форме, улавливать тонкую разницу в оттенках цвета. Монтессори не ставила своей целью сделать из детей образованных людей.

Российская педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим.

Так Е. И. Тихеева связывала работу по совершенствованию органов чувств с развитием речи детей, ознакомлением их с окружающим предметным миром. Разработанные ею дидактические материалы, игры (особенно игры с природным материалом) также направлены на различение цвета, величины, формы, но ознакомление детей со свойствами и качествами предметов происходит в игровой деятельности, что способствует лучшему усвоению знаний и представлений.

Исследования развития детей младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (Ш.А. Абдуллаева, С. Л. Новоселова, Н. М. Щелованов и др.). Внешние свойства предмета с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой — должны быть учтены при выполнении предметного действия.

В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основной линией сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью (Ананьев Б. Г. Рыбалко Е. Ф.).

Как показали исследования А. В. Запорожца , Л. А. Венгера и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов. Л. А. Венгером была разработана теория развития восприятия ребенка, послужившая основой для проведения цикла исследований сенсорных способностей и разработки целостной системы сенсорного воспитания детей.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.

В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф.Фребель, М. Монтессори, Е. И.Тихеева и др.). Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве.

При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке. Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности — умения различать на ощупь качества предметов и правильно называть их: гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, холодный, теплый и др. Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.

Одновременно ребенок учится правильно называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый,

В дошкольном возрасте дети усваивают пространственные представления «вперед — назад», «вверху — внизу», «далеко — близко», «слева — справа» и другие и руководствуются ими в жизненных ситуациях

В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха.

Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека).

Речевой (фонематический) слух — это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы.

С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, когда перед ним встает задача звукового анализа слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значения и работать со словом как звуковым комплексом, т.е. формальной единицей.

Музыкальный слух — это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

Задачи сенсорного воспитания

—  Формирование у детей систем перцептивных действий;

—  Формирование у детей систем сенсорных эталонов;

—  Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных   действий и системы эталонов в познавательной деятельности

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.

Развитие ощущений и восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной содержательной деятельности. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) не только создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками.

Прежде чем нарисовать какой-нибудь предмет, надо вычленить форму, установить ее сходство с определенной геометрической фигурой; при сооружении постройки по образцу приходится расчленить его на части, среди набора деталей найти необходимые.

Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов, с целью определения их свойств.

Обследование – это специально организованное в?