Значение сенсорного воспитания для развития ребенка

Значение сенсорного воспитания для развития ребенка thumbnail

Надежда Омарханова
Значение сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребенку накопить представления о форме, цвете, величине предметов, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста во все времена было важнейшим условием для полноценного развития ребенка. Уже с самого рождения малыш активно воспринимает окружающий мир: он слышит, видит, ощущает. К двухлетнему возрасту его мозг достаточно развит и готов к восприятию таких сложных понятий как форма, цвет, величина, пространственные отношения.

Известно, что познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – выслушиванию, осматриванию, ощупыванию. Поэтому очень важно, чтобы малыши не испытывали «сенсорного голода», а жизнь у них была разнообразной и богатой впечатлениями. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно.

Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления.

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве переоценить невозможно. Именно этот возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Пробелы в сенсорном развитии ребенка этого возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте.

Основная важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. В этом возрасте у ребенка начинают накапливаться различные представления. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление сенсорного опыта. Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

*цвет: белый, черный и все цвета спектра;

*форма: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

*величина: большой, средний, маленький, такой же (одинаковый);

*звуки: звучание различных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости.

Не стоит при этом забывать о других признаках предметов – вес, фактура, температура, время, вкус и запах.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Сенсорное развитие осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где происходит целостное восприятие различных явлений и предметов окружающего мира.

В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величин, форм, цветовых тонов. Сенсорное воспитание должно помочь формированию у детей обобщенных способов обследования веществ, в процессе которого происходит сопоставление их особенностей с общественно выработанными системами сенсорных эталонов, таких как общепринятая «звуковысотная» шкала музыкальных звуков, «решетка фонем» родного языка, система геометрических форм и т. д. Овладевая этими эталонами, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

Сенсорные действия формируются лишь в процессе содержательной деятельности. Наиболее полного восприятия предмета и его свойств требует продуктивная деятельность, в которой необходимо создать продукт по заданному образцу. Адекватными дошкольному возрасту продуктивными деятельностями являются изобразительная (лепка, рисование, аппликация) и конструктивная. В процессе изобразительной и конструктивной деятельности формируется зрительное, тактильное и двигательное восприятие ребенка. Чрезвычайно важна также деятельность по овладению речью, в процессе которой формируется фонематический слух ребенка, расширение словарного запаса.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления различных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Источник

Сенсорное
воспитание – это целенаправленное
развитие у детей способов чувственного
познания и совершенствование ощущений
и восприятий.

Сенсорные
процессы (опущения, восприятие) неразрывно
связаны с деятельностью органов чувств.
Ощущения и восприятия – непосредственное
чувственное познание действительности.

С
восприятия предметов и явлений окружающего
мира начинается познание. Все другие
формы познания – запоминание, мышления,
воображение – строятся на основе образов
восприятия, являются результатом их
переработки. Поэтому нормальное
умственное развитие невозможно без
опоры на полноценное восприятие.

Читайте также:  Эврика школа раннего развития ребенка в симферополе

Сенсорное
развитие составляет, с одной стороны,
фундамент общего умственного развития
ребенка, с другой стороны, имеет
самостоятельное значение, так как
полноценное восприятие необходимо и
для успешного обучения ребенка в детском
саду, в школе и для многих видов труда.

Велика
роль сенсорных процессов в художественном
творчестве.

Сенсорные
процессы имеют большое значение для
формирования индивидуальных способностей
ребенка. Большинство этих способностей
имеет ярко выраженную сенсорную основу.

2. Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольного воспитания.

Многие
выдающиеся теоретики дошкольного
воспитания прошлого пропагандировали
свои системы сенсорного воспитания.

Внимание
на данную проблему было направлено еще
в 17 столетии Я.А.
Коменским.

Большое
внимание чувственному опыту уделял и
Иоганн
Генрих Песталоцци
.

Но
первую развернутую систему сенсорного
воспитания предложил Фридрих
Фребель
(1
пол. 19 в.).

Итальянский
педагог, врач Мария
Монтессори
(1870-1952)
создала четкую продуманную систему
сенсорного воспитания, которая и до сих
пор является основой программ в д/с за
рубежом.

Широко
известна теория Овида
Декроли
(1871-1932),
бельгийского педагога.

Огромный
вклад в разработку системы сенсорного
воспитания внесла Е.
И. Тихеева
.

В
настоящее время в отечественной
дошкольной педагогике разработана
принципиально новая система сенсорного
воспитания, над созданием которой
работали А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н.А.
Ветлугина, А.М. Леушина, Л.А. Венгер и др.

3. Задачи и содержание сенсорного воспитания.

Задачи
сенсорного воспитания:

  1. формирование
    у детей систем перцептивных действий;

2)
формирование у детей систем сенсорных
эталонов — обобщенных представлений
о свойствах, качествах и отношениях
предметов;

3)
формирование у детей умений самостоятельно
применять системы перцептивных действий
и системы эталонов в практической и
познавательной деятельности.

Содержание
сенсорного воспитания представляет
собой круг свойств и качеств, отношений
предметов и явлений, которые должны
быть освоены ребенком дошкольного
возраста. Содержание должно охватывать
все многообразие сенсорных характеристик
окружающего мира (многообразия сенсорных
эталонов и перцептивных действий, т. е.
способов обследования).

4. Условия и методика сенсорного воспитания в детском саду

Содержательная
деятельность дошкольников является
одним из важных условий сенсорного
воспитания.

Сенсорное
воспитание наиболее успешно осуществляется
в условиях обучения.

В
процессе сенсорного воспитания можно
выделить ряд этапов. Целью первого
этапа
является
привлечение внимания детей к тому
сенсорному признаку, который должен
быть освоен. На этом этапе основная
задача состоиттв предоставлении ребёнку
достаточного богатства и разнообразия
внешних впечатлений, развития внимания
к свойствам предметов. На первом году
жизни важно помочь ребёнку приспособить
хватательные движения к форме предметов,
его величине и положению в пространстве.
Постепенно это приведет к тому, что эти
свойства начнут приобретать определенное
значение (маленькое то, что можно схватить
одной рукой). Известно, что в условиях
ограниченности впечатлений младенцы
испытывают «сенсорный голод», ведущих
к значительным задержкам общего развития.

Обучение
детей перцептивным действиям и накопление
представлений о сенсорных признаках
является целью второго
этапа
сенсорного
воспитания. Ребёнка раннего возраста
важно знакомить со всеми основными
разновидностями свойств — 6 цветов
спектра (кроме голубого), белым, черным
цветом, формами как квадрат, прямоугольник,
круг, овал. Знакомя детей с различными
свойствами предметов, не следует
добиваться запоминания и употребления
их названий. Главное, чтобы ребёнок умел
учитывать свойства предметов во время
действий с ними. Достаточно чтобы дети
научились правильно понимать слова:
«форма», «цвет», «такой же». Величина
оценивается как большой – маленький.
Для привлечения детей к свойствам
предметов целесообразно организовать
такие действия с предметами, при которых
для получения нужного результата
требуется сопоставлять предметы по
форме, величине, устанавливать их
совпадение или несовпадение. Такое
совпадение дети не могут выполнить
зрительно, поэтому им предлагают
накладывать предметы друг к другу,
сравнивая цвета. От внешних приёмов
сравнения дети постепенно переходят к
сопоставлению на глаз. Дети третьего
года могут выполнять элементарные
продуктивные действия (выкладывание
мозайки, нанесение цветовых пятен,
складывание простейших предметов из
строительного материала). При таких
действиях важно добиваться чтобы ребёнок
усвоил что цвет, форма, величина —
постоянные признаки предметов, которые
нужно учитывать при выполнении самых
разных действий.

Целью
третьего
этапа
и
является формирование представлений
об эталонах.

Начиная
с 3-х лет основное место в сенсорном
воспитании детей занимает ознакомление
их с общепринятыми сенсорными эталонами
и способами их использования. Сенсорными
эталонами цвета служат хроматические
(«цветные» цвета спектра (красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый) и ахроматические
цвета — белый, серый, черный. Вначале у
детей формируются представления о
хроматических цветах, белом и черном,
далее знакомить с оттенками. При
ознакомлении с оттенками тонов указывают
на их яркость по светлоте, указывая на
их название. Для лучшего запоминания
можно использовать опредмеченные
названия (лимонный, сиреневый, морковный).
Усвоение цветов и их оттенков лучше
организовать в деятельности, например
при смешении красок, разведении их
водой.

Эталонами
формы служат геометрические фигуры.
Квадрат, треугольник круг, овал,
прямоугольник, позднее трапеция. Задача
— сформировать умение узнавать
соответствующую форму, называть её и
действовать с нею, а не производить её
анализ. Знакомя детей с геометрическими
фигурами и их разновидностями, педагог
обучает их приёму обведения контура с
одновременным зрительным контролем за
движением руки, а также сопоставлению
фигур, воспринимаемых зрительно и
осязательно.

Читайте также:  Математическое развитие ребенка в условиях домашнего воспитания

Особый
характер носят эталоны величины.
Поскольку величина — относительное
свойство, её определение производиться
при помощи условных мер. Система мер
сознательно устанавливается людьми,
поэтому в качестве условной мерки может
быть принята любая исходная величина.
Формирование представлений о величине
способствует выстраивание предметов
в ряды убывающей и нарастающей величины.

Представления
об основных разновидностях цвета, формы,
величины, которые усваивают дети,
становятся сенсорными эталонами и
применяются в качестве образцов при
обследовании разнообразных предметов.
Для усвоения представлений о сенсорных
эталонах используются приём группировки
предметовиспользуются приёмы для

Цель
четвертого
этапа

создание условий для самостоятельного
применения детьми освоенных знаний и
навыков в анализе окружающей
действительности и в организации
собственной деятельности.

Тема.
Дошкольная
ДИДАКТИКА как отрасль педагогической
науки

План.

1.
Общее понятие о дидактике учреждения
дошкольного образования.

2.
Сущность обучения детей дошкольного
возраста.

3.
Цель и задачи обучения детей в дошкольный
период.

4.
Принципы обучения дошкольников.

5.
Модели обучения дошкольников.

6.
Типы обучения дошкольников.

7.
Методы обучения дошкольников.

8.
Формы организации обучения в дошкольном
учреждении.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Зуля Садаева
Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идёт поиск неординарных методов, технологий работы с дошкольниками по математическому развитию.

В центре внимания педагогов и психологов всегда была проблема сенсорного развития и освоение детьми раннего возраста сенсорных свойств предметов. И сегодня она осталась актуальна, так как развитие сенсорной культуры ребенка – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС.

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л. А. Венгера, в вооружении ребенка сенсорной культурой, подразумеваются результат усвоения им общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах предметов.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.

Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Важно обогащать чувственный опыт ребенка, развивать восприятие свойств предметов: формы, величины, цвета.

Важность и необходимость сенсорного развития детей раннего возраста.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии ребенка, которое предусматривает формирование всесторонне развитой личности. Известно, что третье тысячелетие ознаменовано «информационной революцией». В современном обществе интеллектуально развитые люди считаются национальным достоянием, поэтому на первый план выдвигается задача — формирование способности к активной умственной деятельности. В умственном воспитании дошкольников наиболее важным является сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, затем в школе. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л. А. Венгера, в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов.

Вопросы сенсорного развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста изучались В. Н. Аванесовой, Л. А. Венгером, А. В. Запорожцем, Н. Н. Поддъяковым, Н. П. Сакулиной, А. П. Усовой, и др., которыми отмечалось, что развитие сенсорного восприятия — сложный процесс, включающий в качестве основных элементов усвоение детьми сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов. Одно из центральных мест в общей системе воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении занимает сенсорное развитие.

Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста высоко оценивали такие представители дошкольной педагогики, как М. Монтессори, Ф. Фребель, Е. И. Тихеева. Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста направлено на то, чтобы дети могли точно, полно воспринимать предметы окружающей действительности, их разнообразные свойства и отношения между ними (форму, цвет, величину).

Данные психолого-педагогических исследований авторов (А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, Е. Н. Подколзина, Л. И. Плаксина, В. А. Феоктистова, и др.) свидетельствуют о том, что сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является важным звеном в системе коррекционно-воспитательной работы дошкольных образовательных учреждений.

Научно обоснована необходимость включения сенсорного воспитания детей раннего возраста во все виды детской деятельности (Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Л. И. Плаксина, и др.). Сенсорное воспитание включается в деятельность дошкольников с учетом возраста детей и уровня их развития, вида деятельности, основных закономерностей и особенностей развития сенсорных способностей у детей.

Читайте также:  Значение ролевой игры для личностного развития ребенка

Богатство и разнообразие чувственных впечатлений, получаемых из окружающей деятельности, делает жизнь ребёнка богаче и ярче. Бедность же впечатлений обуславливает появление отрицательного эмоционального состояния. Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называется перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребёнок воспринимает в предмете новые качества и свойства. В этот период ребёнок учится отображать отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния). Именно взрослый может своевременно обучить ребёнка этим действиям.

На сенсорном воспитании сосредоточили своё внимание отечественные и зарубежные учёные, так как оно имеет огромное значение для ребёнка на определённом этапе его развития.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Ранний возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для развития сенсорных способностей, сенсорного восприятия, сенсорных эталонов, сенсорной культуры. Это самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания сенсорных способностей малыша[4].

Результаты исследований Эльконина Д. Б., Запорожца А. В. показывают, что успешно овладевают сенсорными способностями те дети, которые начинают развивать их, с помощью взрослых, ещё с раннего возраста. По мнению Пилюгиной Э. Г., развиваются только те сенсорные способности, для формирования которых созданы наилучшие педагогические условия.

По мнению Э. Г. Пилюгиной, чем благоприятнее педагогические условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идёт познание окружающего мира[5].

Из исследований профессора Щелованова Н. М. видно, что ребёнок в возрасте до трёх лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30%-40%. Поэтому, проблема взрослых заключается в том, чтобы выстроить свою работу с малышом таким образом, чтобы максимально развить сенсорные способности ребёнка. С раннего возраста развивать сенсорные эталоны, сенсорное восприятие, и формировать сенсорную культуру ребёнка.

В своей многовековой практике человечество создало определённые эталоны величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этими эталонами, ребёнок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

По мнению Ф. Фребеля ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущение дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

М. Монтессори указывает на то, что ощущение — это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств[7].

Как отметила М. Монтессори, процесс ощущений – это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и активный процесс в деятельности анализаторов, так же ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активизирующую функцию мозга. В свою очередь восприятие, являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения. Таким образом, ощущение и восприятие человека – это необходимые предпосылки и условия его жизни и практической деятельности[1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

По мнению Поддъякова Н. Н., главное для развития сенсорных способностей – не упустить время! Необходимо начинать сенсорное развитие и сенсорное воспитание с раннего детства.

Литература

1. Афанасьев, Т. Монтессори-метод в современном опыте/ Т. Афанасьев. — М.: Изд-во Педагогика-Пресс, 2000.-85с.

2. Венгер, Л. А. Генезис сенсорных способностей/ Л. А. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. — М.: Изд-во Педагогика, 1976.-14с.

3. Волосова, Е. Б. Развитие ребёнка раннего возраста: основные показатели/ Е. Б. Волосова. -М.: Изд-во Линка-Пресс, 1999.- 150с.

4. Иванов, В. Н. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета: модель воспитания детей раннего возраста/ В. Н. Иванов. -М.: ВЛАДОС, 2006.-310С.

5. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста: кн. для воспитателей детского сада и родителей/ Э. Г. Пилюгина. — М.: Изд-во Просвещение, 2, АО Учебная литература, 1996.- 150с.

6. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/ Н. Н. Поддьяков. -М.: Изд-во Просвещение, 1981.-260с.

7. Плеханов, А. Н. Педагогическая теория и практика М. Монтессори/ А. И. Плеханов// Дошкольное воспитание: журнал. — 2006.- №10.-с. 18-20

Источник