Значение родителей семьи в развитии ребенка

Светлана Владимировна
Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста

МБДОУ МО «Детский сад №3» г. Краснодар

Воспитатель:

Светайло Светлана Владимировна

Консультация для родителей

«Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста».

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

У хороших родителей вырастают хорошие дети.

Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существенну роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Глубокий постоянный контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единогласие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогового воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.

Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.

^ Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.

^ Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать.

Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.

Ошибки семейного воспитания. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни.»

Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет модель воспитания Б. Спока, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.

Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

Что же является целью воспитания?

Цель воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка,постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека

НУЖНО:

-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

Читайте также:  Диагностика психического развития ребенка в возрасте до 1 года

-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!

Источник

Òðàäèöèîííî ãëàâíûì èíñòèòóòîì âîñïèòàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ñåìüÿ. Òî, ÷òî ðåáåíîê â äåòñêèå ãîäû ïðèîáðåòàåò â ñåìüå, îí ñîõðàíÿåò â òå÷åíèå âñåé ïîñëåäóþùåé æèçíè. Âàæíîñòü ñåìüè êàê èíñòèòóòà âîñïèòàíèÿ îáóñëîâëåíà òåì, ÷òî â íåé ðåáåíîê íàõîäèòñÿ â òå÷åíèå çíà÷èòåëüíîé ÷àñòè ñâîåé æèçíè, è ïî äëèòåëüíîñòè ñâîåãî âîçäåéñòâèÿ íà ëè÷íîñòü íè îäèí èç èíñòèòóòîâ âîñïèòàíèÿ íå ìîæåò ñðàâíèòüñÿ ñ ñåìüåé.  íåé çàêëàäûâàþòñÿ îñíîâû ëè÷íîñòè ðåáåíêà, è ê ïîñòóïëåíèþ â øêîëó îí óæå áîëåå ÷åì íàïîëîâèíó ñôîðìèðîâàëñÿ êàê ëè÷íîñòü.

Ñåìüÿ ìîæåò âûñòóïàòü â êà÷åñòâå êàê ïîëîæèòåëüíîãî, òàê è îòðèöàòåëüíîãî ôàêòîðà âîñïèòàíèÿ. Ïîëîæèòåëüíîå âîçäåéñòâèå íà ëè÷íîñòü ðåáåíêà ñîñòîèò â òîì, ÷òî íèêòî, êðîìå ñàìûõ áëèçêèõ äëÿ íåãî â ñåìüå ëþäåé – ìàòåðè, îòöà, áàáóøêè, äåäóøêè, áðàòà, ñåñòðû, íå îòíîñèòñÿ ê ðåáåíêó ëó÷øå, íå ëþáèò åãî òàê è íå çàáîòèòñÿ ñòîëüêî î íåì. È âìåñòå ñ òåì íèêàêîé äðóãîé ñîöèàëüíûé èíñòèòóò íå ìîæåò ïîòåíöèàëüíî íàíåñòè ñòîëüêî âðåäà â âîñïèòàíèè äåòåé, ñêîëüêî ìîæåò ñäåëàòü ñåìüÿ.

Ñåìüÿ – ýòî îñîáîãî ðîäà êîëëåêòèâ, èãðàþùèé â âîñïèòàíèè îñíîâíóþ, äîëãîâðåìåííóþ è âàæíåéøóþ ðîëü. Ó òðåâîæíûõ ìàòåðåé ÷àñòî âûðàñòàþò òðåâîæíûå äåòè; ÷åñòîëþáèâûå ðîäèòåëè íåðåäêî òàê ïîäàâëÿþò ñâîèõ äåòåé, ÷òî ýòî ïðèâîäèò ê ïîÿâëåíèþ ó íèõ êîìïëåêñà íåïîëíîöåííîñòè; íåñäåðæàííûé îòåö, âûõîäÿùèé èç ñåáÿ ïî ìàëåéøåìó ïîâîäó, íåðåäêî, ñàì òîãî íå âåäàÿ, ôîðìèðóåò ïîäîáíûé æå òèï ïîâåäåíèÿ ó ñâîèõ äåòåé è ò.ä.

 ñâÿçè ñ îñîáîé âîñïèòàòåëüíîé ðîëüþ ñåìüè âîçíèêàåò âîïðîñ î òîì, êàê ñäåëàòü òàê, ÷òîáû ìàêñèìèçèðîâàòü ïîëîæèòåëüíûå è ñâåñòè ê ìèíèìóìó îòðèöàòåëüíûå âëèÿíèÿ ñåìüè íà âîñïèòàíèå ðåáåíêà. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî òî÷íî îïðåäåëèòü âíóòðèñåìåéíûå ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû, èìåþùèå âîñïèòàòåëüíîå çíà÷åíèå.

Ãëàâíîå â âîñïèòàíèè ìàëåíüêîãî ÷åëîâåêà – äîñòèæåíèå äóøåâíîãî åäèíåíèÿ, íðàâñòâåííîé ñâÿçè ðîäèòåëåé ñ ðåáåíêîì. Ðîäèòåëÿì íè â êîåì ñëó÷àå íå ñòîèò ïóñêàòü ïðîöåññ âîñïèòàíèÿ íà ñàìîòåê è â áîëåå ñòàðøåì âîçðàñòå, îñòàâëÿòü ïîâçðîñëåâøåãî ðåáåíêà íàåäèíå ñàìèì ñ ñîáîé.

Èìåííî â ñåìüå ðåáåíîê ïîëó÷àåò ïåðâûé æèçíåííûé îïûò, äåëàåò ïåðâûå íàáëþäåíèÿ è ó÷èòñÿ êàê ñåáÿ âåñòè â ðàçëè÷íûõ ñèòóàöèÿõ. Î÷åíü âàæíî, ÷òîáû òî, ÷åìó ìû ó÷èì ðåáåíêà, ïîäêðåïëÿëîñü êîíêðåòíûìè ïðèìåðàìè, ÷òîáû îí âèäåë, ÷òî ó âçðîñëûõ òåîðèÿ íå ðàñõîäèòñÿ ñ ïðàêòèêîé. (Åñëè Âàø ðåáåíîê âèäèò, ÷òî åãî ìàìà è ïàïà, êîòîðûå êàæäûé äåíü òâåðäÿò åìó, ÷òî ëãàòü íåõîðîøî, ñàìè òîãî íå çàìå÷àÿ, îòñòóïàþò îò ýòîãî ïðàâèëà, âñå âîñïèòàíèå ìîæåò ïîéòè íàñìàðêó.)

Êàæäûé èç ðîäèòåëåé âèäèò â äåòÿõ ñâîå ïðîäîëæåíèå, ðåàëèçàöèþ îïðåäåëåííûõ óñòàíîâîê èëè èäåàëîâ. È î÷åíü òðóäíî îòñòóïàåò îò íèõ.

Êîíôëèêòíàÿ ñèòóàöèÿ ìåæäó ðîäèòåëÿìè – ðàçëè÷íûå ïîäõîäû ê âîñïèòàíèþ äåòåé.

Ïåðâàÿ çàäà÷à ðîäèòåëåé – íàéòè îáùåå ðåøåíèå, óáåäèòü äðóã äðóãà. Åñëè ïðèäåòñÿ èäòè íà êîìïðîìèññ, òî îáÿçàòåëüíî, ÷òîáû îñíîâíûå òðåáîâàíèÿ ñòîðîí áûëè óäîâëåòâîðåíû. Êîãäà îäèí ðîäèòåëü ïðèíèìàåò ðåøåíèå, îí îáÿçàòåëüíî äîëæåí ïîìíèòü î ïîçèöèè âòîðîãî.

Âòîðàÿ çàäà÷à — ñäåëàòü òàê, ÷òîáû ðåáåíîê íå âèäåë ïðîòèâîðå÷èé â ïîçèöèÿõ ðîäèòåëåé, ò.å. îáñóæäàòü ýòè âîïðîñû ëó÷øå áåç íåãî.

Äåòè áûñòðî “ñõâàòûâàþò” ñêàçàííîå è äîâîëüíî ëåãêî ìàíåâðèðóþò ìåæäó ðîäèòåëÿìè, äîáèâàÿñü ñèþìèíóòíûõ âûãîä (îáû÷íî â ñòîðîíó ëåíè, ïëîõîé ó÷åáû, íåïîñëóøàíèÿ è ò.ä.).

Ðîäèòåëè, ïðèíèìàÿ ðåøåíèå, äîëæíû íà ïåðâîå ìåñòî ñòàâèòü íå ñîáñòâåííûå âçãëÿäû, à òî, ÷òî áóäåò áîëåå ïîëåçíûì äëÿ ðåáåíêà.

 îáùåíèè ó âçðîñëûõ è äåòåé âûðàáàòûâàþòñÿ ïðèíöèïû îáùåíèÿ:

1) Ïðèíÿòèå ðåáåíêà, ò.å. ðåáåíîê ïðèíèìàåòñÿ òàêèì, êàêîé îí åñòü.

2) Ýìïàòèÿ (ñîïåðåæèâàíèå) – âçðîñëûé ñìîòðèò ãëàçàìè ðåáåíêà íà ïðîáëåìû, ïðèíèìàåò åãî ïîçèöèþ.

3) Êîíãðóýíòíîñòü. Ïðåäïîëàãàåò àäåêâàòíîå îòíîøåíèå ñî ñòîðîíû âçðîñëîãî ÷åëîâåêà ê ïðîèñõîäÿùåìó.

Ðîäèòåëè ìîãóò ëþáèòü ðåáåíêà íå çà ÷òî-òî, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî îí íåêðàñèâ, íå óìåí, íà íåãî æàëóþòñÿ ñîñåäè. Ðåáåíîê ïðèíèìàåòñÿ òàêèì, êàêîé îí åñòü. (Áåçóñëîâíàÿ ëþáîâü)

Âîçìîæíî, ðîäèòåëè ëþáÿò åãî, êîãäà ðåáåíîê ñîîòâåòñòâóåò èõ îæèäàíèÿì. êîãäà õîðîøî ó÷èòñÿ è âåäåò ñåáÿ. íî åñëè ðåáåíîê íå óäîâëåòâîðÿåò òåì ïîòðåáíîñòÿì, òî ðåáåíîê êàê áû îòâåðãàåòñÿ, îòíîøåíèå ìåíÿåòñÿ â õóäøóþ ñòîðîíó. Ýòî ïðèíîñèò çíà÷èòåëüíûå òðóäíîñòè, ðåáåíîê íå óâåðåí â ðîäèòåëÿõ, îí íå ÷óâñòâóåò òîé ýìîöèîíàëüíîé áåçîïàñíîñòè, êîòîðàÿ äîëæíà áûòü ñ ñàìîãî ìëàäåí÷åñòâà.(îáóñëîâëåííàÿ ëþáîâü)

Ðåáåíîê ìîæåò âîîáùå íå ïðèíèìàòüñÿ ðîäèòåëÿìè. Îí èì áåçðàçëè÷åí è ìîæåò äàæå îòâåðãàòüñÿ èìè (íàïðèìåð, ñåìüÿ àëêîãîëèêîâ). Íî ìîæåò áûòü è â áëàãîïîëó÷íîé ñåìüå (íàïðèìåð, îí íå äîëãîæäàííûé, áûëè òÿæåëûå ïðîáëåìû è ò. ä.) íåîáÿçàòåëüíî ðîäèòåëè ýòî îñîçíàþò. Íî áûâàþò ÷èñòî ïîäñîçíàòåëüíûå ìîìåíòû (íàïðèìåð, ìàìà êðàñèâà, à äåâî÷êà íåêðàñèâà è çàìêíóòà. Ðåáåíîê ðàçäðàæàåò åå.

Читайте также:  Биологизаторский подход к развитию ребенка

Òèïû ñåìåéíûõ âçàèìîîòíîøåíèé

 êàæäîé ñåìüå îáúåêòèâíî ñêëàäûâàåòñÿ îïðåäåëåííàÿ, äàëåêî íå âñåãäà îñîçíàííàÿ åþ ñèñòåìà âîñïèòàíèÿ. Çäåñü èìååòñÿ â âèäó è ïîíèìàíèå öåëåé âîñïèòàíèÿ, è ôîðìóëèðîâêà åãî çàäà÷, è áîëåå èëè ìåíåå öåëåíàïðàâëåííîå ïðèìåíåíèå ìåòîäîâ è ïðèåìîâ âîñïèòàíèÿ, ó÷åò òîãî, ÷òî ìîæíî è ÷åãî íåëüçÿ äîïóñòèòü â îòíîøåíèè ðåáåíêà. Ìîãóò áûòü âûäåëåíû 4 òàêòèêè âîñïèòàíèÿ â ñåìüå è îòâå÷àþùèå èì 4 òèïà ñåìåéíûõ âçàèìîîòíîøåíèé, ÿâëÿþùèåñÿ è ïðåäïîñûëêîé è ðåçóëüòàòîì èõ âîçíèêíîâåíèÿ: äèêòàò, îïåêà, “íåâìåøàòåëüñòâî” è ñîòðóäíè÷åñòâî.

Äèêòàò â ñåìüå ïðîÿâëÿåòñÿ â ñèñòåìàòè÷åñêîì ïîâåäåíèè îäíèìè ÷ëåíàìè ñåìåéñòâà (ïðåèìóùåñòâåííî âçðîñëûìè) èíèöèàòèâû è ÷óâñòâà ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà ó äðóãèõ åãî ÷ëåíîâ.

Ðîäèòåëè, ðàçóìååòñÿ, ìîãóò è äîëæíû ïðåäúÿâëÿòü òðåáîâàíèÿ ê ñâîåìó ðåáåíêó, èñõîäÿ èç öåëåé âîñïèòàíèÿ, íîðì ìîðàëè, êîíêðåòíûõ ñèòóàöèé, â êîòîðûõ íåîáõîäèìî ïðèíèìàòü ïåäàãîãè÷åñêè è íðàâñòâåííî îïðàâäàííûå ðåøåíèÿ. Îäíàêî òå èç íèõ, êîòîðûå ïðåäïî÷èòàþò âñåì âèäàì âîçäåéñòâèÿ ïðèêàç è íàñèëèå, ñòàëêèâàþòñÿ ñ ñîïðîòèâëåíèåì ðåáåíêà, êîòîðûé îòâå÷àåò íà íàæèì, ïðèíóæäåíèå, óãðîçû ñâîèìè êîíòðìåðàìè: ëèöåìåðèåì, îáìàíîì, âñïûøêàìè ãðóáîñòè, à èíîãäà îòêðîâåííîé íåíàâèñòüþ. Íî äàæå åñëè ñîïðîòèâëåíèå îêàçûâàåòñÿ ñëîìëåííûì, âìåñòå ñ íèì îêàçûâàþòñÿ ñëîìëåííûìè è ìíîãèå öåííûå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè: ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, ÷óâñòâî ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà, èíèöèàòèâíîñòü, âåðà â ñåáÿ è â ñâîè âîçìîæíîñòè. Áåçîãëÿäíàÿ àâòîðèòàðíîñòü ðîäèòåëåé, èãíîðèðîâàíèå èíòåðåñîâ è ìíåíèé ðåáåíêà, ñèñòåìàòè÷åñêîå ëèøåíèå åãî ïðàâà ãîëîñà ïðè ðåøåíèè âîïðîñîâ, ê íåìó îòíîñÿùèõñÿ, — âñå ýòî ãàðàíòèÿ ñåðüåçíûõ íåóäà÷ ôîðìèðîâàíèå åãî ëè÷íîñòè.

Îïåêà â ñåìüå – ýòî ñèñòåìà îòíîøåíèé, ïðè êîòîðûõ ðîäèòåëè, îáåñïå÷èâàÿ ñâîèì òðóäîì óäîâëåòâîðåíèå âñåõ ïîòðåáíîñòåé ðåáåíêà, îãðàæäàþò åãî îò êàêèõ-ëèáî çàáîò, óñèëèé è òðóäíîñòåé, ïðèíèìàÿ èõ íà ñåáÿ. Âîïðîñ îá àêòèâíîì ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè îòõîäèò íà âòîðîé ïëàí.  öåíòðå âîñïèòàòåëüíûõ âîçäåéñòâèé îêàçûâàåòñÿ äðóãàÿ ïðîáëåìà – óäîâëåòâîðåíèå ïîòðåáíîñòåé ðåáåíêà è îãðàæäåíèå åãî òî òðóäíîñòåé. Ðîäèòåëè, ïî ñóòè, áëîêèðóþò ïðîöåññ ñåðüåçíîé ïîäãîòîâêè èõ äåòåé ê ñòîëêíîâåíèþ ñ ðåàëüíîñòüþ çà ïîðîãîì ðîäíîãî äîìà. Èìåííî ýòè äåòè îêàçûâàþòñÿ áîëåå íåïðèñïîñîáëåííûìè ê æèçíè â êîëëåêòèâå. Ïî äàííûì ïñèõîëîãè÷åñêèõ íàáëþäåíèé èìåííî ýòà êàòåãîðèÿ èìåííî ýòà êàòåãîðèÿ ïîäðîñòêîâ äàåò íàèáîëüøåå ÷èñëî ñðûâîâ â ïåðåõîäíîì âîçðàñòå. Êàê ðàç ýòè äåòè, êîòîðûì êàçàëîñü áû íå íà ÷òî æàëîâàòüñÿ, íà÷èíàþò âîññòàâàòü ïðîòèâ ÷ðåçìåðíîé ðîäèòåëüñêîé îïåêè. Åñëè äèêòàò ïðåäïîëàãàåò íàñèëèå, ïðèêàç, æåñòêèé àâòîðèòàðèçì, òî îïåêà – çàáîòó, îãðàæäåíèå îò òðóäíîñòåé. Îäíàêî ðåçóëüòàò âî ìíîãîì ñîâïàäàåò: ó äåòåé îòñóòñòâóåò ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, èíèöèàòèâà, îíè òàê èëè èíà÷å îòñòðàíåíû îò ðåøåíèÿ âîïðîñîâ, ëè÷íî èõ êàñàþùèõñÿ, à òåì áîëåå îáùèõ ïðîáëåì ñåìüè.

Ñèñòåìà ìåæëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèé â ñåìüå, ñòðîÿùàÿñÿ íà ïðèçíàíèè âîçìîæíîñòè è äàæå öåëåñîîáðàçíîñòè íåçàâèñèìîãî ñóùåñòâîâàíèÿ âçðîñëûõ îò äåòåé, ìîæåò ïîðîæäàòüñÿ òàêòèêîé “íåâìåøàòåëüñòâà”. Ïðè ýòîì ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî ìîãóò ñîñóùåñòâîâàòü äâà ìèðà: âçðîñëûå è äåòè, è íè òåì, íè äðóãèì íå ñëåäóåò ïåðåõîäèòü íàìå÷åííóþ òàêèì îáðàçîì ëèíèþ. ×àùå âñåãî â îñíîâå ýòîãî òèïà âçàèìîîòíîøåíèé ëåæèò ïàññèâíîñòü ðîäèòåëåé êàê âîñïèòàòåëåé.

Ñîòðóäíè÷åñòâî êàê òèï âçàèìîîòíîøåíèé â ñåìüå ïðåäïîëàãàåò îïîñðåäñòâîâàííîñòü ìåæëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèé â ñåìüå îáùèìè öåëÿìè è çàäà÷àìè ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè, åå îðãàíèçàöèåé è âûñîêèìè íðàâñòâåííûìè öåííîñòÿìè. Èìåííî â ýòîé ñèòóàöèè ïðåîäîëåâàåòñÿ ýãîèñòè÷åñêèé èíäèâèäóàëèçì ðåáåíêà. Ñåìüÿ, ãäå âåäóùèì òèïîì âçàèìîîòíîøåíèé ÿâëÿåòñÿ ñîòðóäíè÷åñòâî, îáðåòàåò îñîáîå êà÷åñòâî, ñòàíîâèòñÿ ãðóïïîé âûñîêîãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ – êîëëåêòèâîì.

Áîëüøîå çíà÷åíèå â ñòàíîâëåíèè ñàìîîöåíêè èìååò ñòèëü ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ, ïðèíÿòûå â ñåìüå öåííîñòè.

3 ñòèëÿ ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ:

— äåìîêðàòè÷åñêèé

— àâòîðèòàðíûé

— ïîïóñòè÷åñêèé

Ïðè äåìîêðàòè÷åñêîì ñòèëå ïðåæäå âñåãî ó÷èòûâàþòñÿ èíòåðåñû ðåáåíêà. Ñòèëü “ñîãëàñèÿ”.

Ïðè àâòîðèòàðíîì ñòèëå ðîäèòåëÿìè íàâÿçûâàåòñÿ ñâîå ìíåíèå ðåáåíêó. Ñòèëü “ïîäàâëåíèÿ”.

Ïðè ïîïóñòè÷åñêîì ñòèëå ðåáåíîê ïðåäîñòàâëÿåòñÿ ñàì ñåáå.

Äîøêîëüíèê âèäèò ñåáÿ ãëàçàìè áëèçêèõ âçðîñëûõ, åãî âîñïèòûâàþùèõ. Åñëè îöåíêè è îæèäàíèÿ â ñåìüå íå ñîîòâåòñòâóþò âîçðàñòíûì è èíäèâèäóàëüíûì îñîáåííîñòÿì ðåáåíêà, åãî ïðåäñòàâëåíèå î ñåáå êàæóòñÿ èñêàæåííûìè.

Ì.È. Ëèñèíà ïðîñëåäèëà ðàçâèòèå ñàìîñîçíàíèÿ äîøêîëüíèêîâ â çàâèñèìîñòè îò îñîáåííîñòåé ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ. Äåòè ñ òî÷íûì ïðåäñòàâëåíèåì î ñåáå âîñïèòûâàþòñÿ â ñåìüÿõ, ãäå ðîäèòåëè óäåëÿþò èì äîñòàòî÷íî ìíîãî âðåìåíè; ïîëîæèòåëüíî îöåíèâàþò èõ ôèçè÷åñêèå è óìñòâåííûå äàííûå, íî íå ñ÷èòàþò óðîâåíü èõ ðàçâèòèÿ âûøå, ÷åì ó áîëüøèíñòâà ñâåðñòíèêîâ; ïðîãíîçèðóþò õîðîøóþ óñïåâàåìîñòü â øêîëå. Ýòèõ äåòåé ÷àñòî ïîîùðÿþò, íî íå ïîäàðêàìè; íàêàçûâàþò, â îñíîâíîì, îòêàçîì îò îáùåíèÿ. Äåòè ñ çàíèæåííûì ïðåäñòàâëåíèåì î ñåáå ðàñòóò â ñåìüÿõ, â êîòîðûõ ñ íèìè íå çàíèìàþòñÿ, íî òðåáóþò ïîñëóøàíèÿ; íèçêî îöåíèâàþò, ÷àñòî óïðåêàþò, íàêàçûâàþò, èíîãäà – ïðè ïîñòîðîííèõ; íå îæèäàþò îò íèõ óñïåõîâ â øêîëå è çíà÷èòåëüíûõ äîñòèæåíèé â äàëüíåéøåé æèçíè.

Îò óñëîâèé âîñïèòàíèÿ â ñåìüå çàâèñèò àäåêâàòíîå è íåàäåêâàòíîå ïîâåäåíèå ðåáåíêà.

Äåòè, ó êîòîðûõ çàíèæåíà ñàìîîöåíêà, íåäîâîëüíû ñîáîé. Ýòî ïðîèñõîäèò â ñåìüå, ãäå ðîäèòåëè ïîñòîÿííî ïîðèöàþò ðåáåíêà, èëè ñòàâÿò ïåðåä íèì çàâûøåííûå çàäà÷è. Ðåáåíîê ÷óâñòâóåò, ÷òî îí íå ñîîòâåòñòâóåò òðåáîâàíèÿì ðîäèòåëåé. (Íå ãîâîðèòå ðåáåíêó, ÷òî îí íåêðàñèâ, îò ýòîãî âîçíèêàþò êîìïëåêñû, îò êîòîðûõ ïîòîì íåâîçìîæíî èçáàâèòüñÿ.)

Íåàäåêâàòíîñòü òàêæå ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ ñ çàâûøåííîé ñàìîîöåíêîé. Ýòî ïðîèñõîäèò â ñåìüå, ãäå ðåáåíêà ÷àñòî õâàëÿò, è çà ìåëî÷è è äîñòèæåíèÿ äàðÿò ïîäàðêè (ðåáåíîê ïðèâûêàåò ê ìàòåðèàëüíîìó âîçíàãðàæäåíèþ). Ðåáåíêà íàêàçûâàþò î÷åíü ðåäêî, ñèñòåìà òðåáîâàíèÿ î÷åíü ìÿãêàÿ.

Àäåêâàòíîå ïðåäñòàâëåíèå – çäåñü íóæíà ãèáêàÿ ñèñòåìà íàêàçàíèÿ è ïîõâàëû. Èñêëþ÷àåòñÿ âîñõèùåíèå è ïîõâàëà ïðè íåì. Ðåäêî äàðÿòñÿ ïîäàðêè çà ïîñòóïêè. Íå èñïîëüçóþòñÿ êðàéíèå æåñòêèå íàêàçàíèÿ.

 ñåìüÿõ, ãäå ðàñòóò äåòè ñ âûñîêîé , íî íå ñ çàâûøåííîé ñàìîîöåíêîé, âíèìàíèå ê ëè÷íîñòè ðåáåíêà (åãî èíòåðåñàì, âêóñàì, îòíîøåíèÿì ñ äðóçüÿìè) ñî÷åòàþòñÿ ñ äîñòàòî÷íîé òðåáîâàòåëüíîñòüþ. Çäåñü íå ïðèáåãàþò ê óíèçèòåëüíûì íàêàçàíèÿ è îõîòíî õâàëÿò, êîãäà ðåáåíîê òîãî çàñëóæèâàåò. Äåòè ñ ïîíèæåííîé ñàìîîöåíêîé (íå îáÿçàòåëüíî î÷åíü íèçêîé) ïîëüçóþòñÿ äîìà áîëüøåé ñâîáîäîé, íî ýòà ñâîáîäà, ïî ñóòè, — áåñêîíòðîëüíîñòü, ñëåäñòâèå ðàâíîäóøèÿ ðîäèòåëÿì ê äåòÿì è äðóã ê äðóãó.

Øêîëüíàÿ óñïåâàåìîñòü ÿâëÿåòñÿ âàæíûì êðèòåðèåì îöåíêè ðåáåíêà êàê ëè÷íîñòè ñî ñòîðîíû âçðîñëûõ è ñâåðñòíèêîâ. Îòíîøåíèå ê ñåáå êàê ê ó÷åíèêó â çíà÷èòåëüíîé ìåðå îïðåäåëÿåòñÿ ñåìåéíûìè öåííîñòÿìè. Ó ðåáåíêà íà ïåðâûé ïëàí âûõîäÿò òå åãî êà÷åñòâà, êîòîðûå áîëüøå âñåãî çàáîòÿò åãî ðîäèòåëåé – ïîääåðæàíèå ïðåñòèæà (äîìà çàäàþòñÿ âîïðîñû: “À êòî åùå ïîëó÷èë ïÿòåðêó?”), ïîñëóøàíèå (“Òåáÿ ñåãîäíÿ íå ðóãàëè?”) è ò.ä.  ñàìîñîçíàíèè ìàëåíüêîãî øêîëüíèêà ñìåùàþòñÿ àêöåíòû, êîãäà ðîäèòåëåé âîëíóþò íå ó÷åáíûå, à áûòîâûå ìîìåíòû â åãî øêîëüíîé æèçíè (“ êëàññå èç îêîí íå äóåò?” , “×òî âàì äàâàëè íà çàâòðàê?”), èëè âîîáùå ìàëî ÷òî âîëíóåò – øêîëüíàÿ æèçíü íå îáñóæäàåòñÿ èëè îáñóæäàåòñÿ ôîðìàëüíî. Äîñòàòî÷íî ðàâíîäóøíûé âîïðîñ: “×òî áûëî ñåãîäíÿ â øêîëå?” ðàíî èëè ïîçäíî ïðèâåäåò ê ñîîòâåòñòâóþùåìó îòâåòó: “Íè÷åãî îñîáåííîãî”, “Âñå íîðìàëüíî”.

Читайте также:  Лучшие методики развития ребенка 3 года

Ðîäèòåëè çàäàþò è èñõîäíûé óðîâåíü ïðèòÿçàíèé ðåáåíêà – òî, íà ÷òî îí ïðåòåíäóåò â ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè è îòíîøåíèÿõ. Äåòè ñ âûñîêèì óðîâíåì ïðèòÿçàíèé, çàâûøåííîé ñàìîîöåíêîé è ïðåñòèæíîé ìîòèâàöèåé ðàññ÷èòûâàþò òîëüêî íà óñïåõ. Èõ ïðåäñòàâëåíèÿ î áóäóùåì ñòîëü æå îïòèìèñòè÷íû.

Äåòè ñ íèçêèì óðîâíåì ïðèòÿçàíèé è íèçêîé ñàìîîöåíêîé íå ïðåòåíäóþò íà ìíîãîå íè â áóäóùåì íè â íàñòîÿùåì. Îíè íå ñòàâÿò ïåðåä ñîáîé âûñîêèõ öåëåé è ïîñòîÿííî ñîìíåâàþòñÿ â ñâîèõ âîçìîæíîñòÿõ, áûñòðî ñìèðÿþòñÿ ñ òåì óðîâíåì óñïåâàåìîñòè, êîòîðûé ñêëàäûâàåòñÿ â íà÷àëå îáó÷åíèÿ.

Ëè÷íîñòíîé îñîáåííîñòüþ â ýòîì âîçðàñòå ìîæåò ñòàòü òðåâîæíîñòü. Âûñîêàÿ òðåâîæíîñòü ïðèîáðåòàåò óñòîé÷èâîñòü ïðè ïîñòîÿííîì íåäîâîëüñòâå ó÷åáîé ñî ñòîðîíû ðîäèòåëåé. Äîïóñòèì, ðåáåíîê çàáîëåë, îòñòàë îò îäíîêëàññíèêîâ è åìó òðóäíî âêëþ÷èòüñÿ â ïðîöåññ îáó÷åíèÿ. Åñëè ïåðåæèâàåìûå èì âðåìåííûå òðóäíîñòè ðàçäðàæàþò âçðîñëûõ, âîçíèêàåò òðåâîæíîñòü, ñòðàõ ñäåëàòü ÷òî-òî ïëîõî, íåïðàâèëüíî. Òîò æå ðåçóëüòàò äîñòèãàåòñÿ â ñèòóàöèè, êîãäà ðåáåíîê ó÷èòñÿ äîñòàòî÷íî óñïåøíî, íî ðîäèòåëè îæèäàþò áîëüøåãî è ïðåäúÿâëÿþò çàâûøåííûå, íåðåàëüíûå òðåáîâàíèÿ.

Èç-çà íàðàñòàíèÿ òðåâîæíîñòè è ñâÿçàííîé ñ íåé íèçêîé ñàìîîöåíêè ñíèæàþòñÿ ó÷åáíûå äîñòèæåíèÿ, çàêðåïëÿåòñÿ íåóñïåõ. Íåóâåðåííîñòü â ñåáå ïðèâîäèò ê ðÿäó äðóãèõ îñîáåííîñòåé – æåëàíèþ áåçäóìíî ñëåäîâàòü óêàçàíèÿì âçðîñëîãî, äåéñòâîâàòü òîëüêî ïî îáðàçöàì è øàáëîíàì, áîÿçíè ïðîÿâèòü èíèöèàòèâó, ôîðìàëüíîìó óñâîåíèþ çíàíèé è ñïîñîáîâ äåéñòâèé.

Âçðîñëûå, íåäîâîëüíûå ïàäàþùåé ïðîäóêòèâíîñòüþ ó÷åáíîé ðàáîòû ðåáåíêà, âñå áîëüøå è áîëüøå ñîñðåäîòà÷èâàþòñÿ íà ýòèõ âîïðîñàõ â îáùåíèè ñ íèì, ÷òî óñèëèâàåò ýìîöèîíàëüíûé äèñêîìôîðò. Ïîëó÷àåòñÿ çàìêíóòûé êðóã: íåáëàãîïðèÿòíûå ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè ðåáåíêà îòðàæàþòñÿ íà åãî ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, íèçêàÿ ðåçóëüòàòèâíîñòü äåÿòåëüíîñòè âûçûâàåò ñîîòâåòñòâóþùóþ ðåàêöèþ îêðóæàþùèõ, à ýòà îòðèöàòåëüíàÿ ðåàêöèÿ â ñâîþ î÷åðåäü, óñèëèâàåò ñëîæèâøèåñÿ ó ðåáåíêà îñîáåííîñòè. Ðàçîðâàòü ýòîò êðóã ìîæíî, èçìåíèâ óñòàíîâêè è îöåíêè ðîäèòåëåé. Áëèçêèå âçðîñëûå, êîíöåíòðèðóÿ âíèìàíèå íà ìàëåéøèõ äîñòèæåíèÿõ ðåáåíêà. Íå ïîðèöàÿ åãî çà îòäåëüíûå íåäî÷åòû, ñíèæàþò óðîâåíü åãî òðåâîæíîñòè è ýòèì ñïîñîáñòâóþò óñïåøíîìó âûïîëíåíèþ ó÷åáíûõ çàäàíèé.

Âòîðîé âàðèàíò –äåìîíñòðàòèâíîñòü – îñîáåííîñòü ëè÷íîñòè, ñâÿçàííîé ñ ïîâûøåííîé ïîòðåáíîñòüþ â óñïåõå è âíèìàíèè ê ñåáå îêðóæàþùèõ. Èñòî÷íèêîì äåìîíñòðàòèâíîñòè îáû÷íî ñòàíîâèòñÿ íåäîñòàòîê âíèìàíèÿ âçðîñëûõ ê äåòÿì, êîòîðûå ÷óâñòâóþò ñåáÿ â ñåìüå çàáðîøåííûìè, “íåäîëþáëåííûìè”. Íî áûâàåò, ÷òî ðåáåíêó îêàçûâàåòñÿ äîñòàòî÷íîå âíèìàíèå, à îíî åãî íå óäîâëåòâîðÿåò â ñèëó ãèïåðòðîôèðîâàííîé ïîòðåáíîñòè â ýìîöèîíàëüíûõ êîíòàêòàõ. Çàâûøåííûå òðåáîâàíèÿ ê âçðîñëûì ïðåäúÿâëÿþòñÿ íå áåçíàäçîðíûìè, à íàîáîðîò, íàèáîëåå èçáàëîâàííûìè äåòüìè. Òàêîé ðåáåíîê áóäåò äîáèâàòüñÿ âíèìàíèÿ, äàæå íàðóøàÿ ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ. (“Ëó÷øå ïóñòü ðóãàþò, ÷åì íå çàìå÷àþò”). Çàäà÷à âçðîñëûõ – îáõîäèòüñÿ áåç íîòàöèé è íàçèäàíèé, êàê ìîæíî ìåíåå ýìîöèîíàëüíî äåëàòü çàìå÷àíèÿ, íå îáðàùàòü âíèìàíèå íà ëåãêèå ïðîñòóïêè è íàêàçûâàòü çà êðóïíûå (ñêàæåì, îòêàçîì îò çàïëàíèðîâàííîãî ïîõîäà â öèðê). Ýòî çíà÷èòåëüíî òðóäíåå äëÿ âçðîñëîãî, ÷åì áåðåæíîå îòíîøåíèå ê òðåâîæíîìó ðåáåíêó.

Åñëè äëÿ ðåáåíêà ñ âûñîêîé òðåâîæíîñòüþ îñíîâíàÿ ïðîáëåìà – ïîñòîÿííîå íåîäîáðåíèå âçðîñëûõ, òî äëÿ äåìîíñòðàòèâíîãî ðåáåíêà – íåäîñòàòîê ïîõâàëû.

Òðåòèé âàðèàíò – “óõîä îò ðåàëüíîñòè”. Íàáëþäàåòñÿ â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ó äåòåé äåìîíñòðàòèâíîñòü ñî÷åòàåòñÿ ñ òðåâîæíîñòüþ. Ýòè äåòè òîæå èìåþò ñèëüíóþ ïîòðåáíîñòü âî âíèìàíèè ê ñåáå, íî ðåàëèçîâàòü åå íå ìîãóò áëàãîäàðÿ ñâîåé òðåâîæíîñòè. Îíè ìàëî çàìåòíû, îïàñàþòñÿ âûçâàòü íåîäîáðåíèå ñâîèì ïîâåäåíèåì, ñòðåìÿòñÿ ê âûïîëíåíèþ òðåáîâàíèé âçðîñëûõ. Íåóäîâëåòâîðåííàÿ ïîòðåáíîñòü âî âíèìàíèè ïðèâîäèò ê íàðàñòàíèþ åùå áîëüøåé ïàññèâíîñòè, íåçàìåòíîñòè, ÷òî çàòðóäíÿåò è òàê íåäîñòàòî÷íûå êîíòàêòû. Ïðè ïîîùðåíèè âçðîñëûìè àêòèâíîñòè äåòåé, ïðîÿâëåíèè âíèìàíèÿ ê ðåçóëüòàòàì èõ ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè è ïîèñêàõ ïóòåé òâîð÷åñêîé ñàìîðåàëèçàöèè äîñòèãàåòñÿ îòíîñèòåëüíî ëåãêàÿ êîððåêöèÿ èõ ðàçâèòèÿ.

4 ñïîñîáà ïîääåðæêè êîíôëèêòíûõ ñèòóàöèé:

1. Óõîä îò ïðîáëåìû (÷èñòî äåëîâîå îáùåíèå)

2. Ìèð ëþáîé öåíîé (äëÿ âçðîñëîãî îòíîøåíèÿ ñ ðåáåíêîì äîðîæå âñåãî). Çàêðûâàÿ ãëàçà íà îòðèöàòåëüíûå ïîñòóïêè, âçðîñëûé íå ïîìîãàåò ïîäðîñòêó, à íàîáîðîò – ïîîùðÿåò îòðèöàòåëüíûå ôîðìû ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà.

3. Ïîáåäà ëþáîé öåíîé (âçðîñëûé ñòðåìèòüñÿ âûèãðàòü, ïûòàÿñü ïîäàâèòü íåíóæíûå ôîðìû ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà. Åñëè îí ïðîèãðûâàåò â îäíîì, òî áóäåò ñòðåìèòüñÿ âûèãðàòü â äðóãîì. Ýòà ñèòóàöèÿ áåñêîíå÷íà.)

4. Ïðîäóêòèâíûé (êîìïðîìèññíûé âàðèàíò). Ýòîò âàðèàíò ïðåäïîëàãàåò ÷àñòè÷íóþ ïîáåäó è â îäíîì è â äðóãîì ëàãåðå. Ê ýòîìó îáÿçàòåëüíî íóæíî èäòè âìåñòå, ò.å. ýòî äîëæíî ñòàòü ðåçóëüòàòîì ñîâìåñòíîãî ðåøåíèÿ.

Ïîñëå ðàçâîäà ðîäèòåëåé ìàëü÷èêè íåðåäêî ñòàíîâÿòñÿ íåóïðàâëÿåìûìè, òåðÿþò ñàìîêîíòðîëü, ïðîÿâëÿÿ îäíîâðåìåííî çàâûøåííóþ òðåâîæíîñòü. Ýòè õàðàêòåðíûå ÷åðòû ïîâåäåíèÿ îñîáåííî çàìåòíû â òå÷åíèå ïåðâûõ ìåñÿöåâ æèçíè ïîñëå ðàçâîäà, à ê äâóì ãîäàì ïîñëå íåãî ñãëàæèâàþòñÿ. Òàêàÿ æå çàêîíîìåðíîñòü, íî ñ ìåíåå âûðàæåííûìè îòðèöàòåëüíûìè ñèìïòîìàìè íàáëþäàåòñÿ â ïîâåäåíèè äåâî÷åê ïîñëå ðàçâîäà ðîäèòåëåé.

Òàêèì îáðàçîì, äëÿ òîãî, ÷òîáû ìàêñèìèçèðîâàòü ïîëîæèòåëüíûå è ñâåñòè ê ìèíèìóìó îòðèöàòåëüíîå âëèÿíèå ñåìüè íà âîñïèòàíèå ðåáåíêà íåîáõîäèìî ïîìíèòü âíóòðèñåìåéíûå ïñèõîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû, èìåþùèå âîñïèòàòåëüíîå çíà÷åíèå:

î Ïðèíèìàòü àêòèâíîå ó÷àñòèå â æèçíè ñåìüè;

î Âñåãäà íàõîäèòü âðåìÿ, ÷òîáû ïîãîâîðèòü ñ ðåáåíêîì;

î Èíòåðåñîâàòüñÿ ïðîáëåìàìè ðåáåíêà, âíèêàòü âî âñå âîçíèêàþùèå â åãî æèçíè ñëîæíîñòè è ïîìîãàòü ðàçâèâàòü ñâîè óìåíèÿ è òàëàíòû;

î Íå îêàçûâàòü íà ðåáåíêà íèêàêîãî íàæèìà, ïîìîãàÿ åìó òåì ñàìûì ñàìîñòîÿòåëüíî ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ;

î Èìåòü ïðåäñòàâëåíèå î ðàçëè÷íûõ ýòàïàõ â æèçíè ðåáåíêà;

î Óâàæàòü ïðàâî ðåáåíêà íà ñîáñòâåííîå ìíåíèå;

î Óìåòü ñäåðæèâàòü ñîáñòâåííè÷åñêèå èíñòèíêòû è îòíîñèòüñÿ ê ðåáåíêó êàê ê ðàâíîïðàâíîìó ïàðòíåðó, êîòîðûé ïðîñòî ïîêà ÷òî îáëàäàåò ìåíüøèì æèçíåííûì îïûòîì;

î Ñ óâàæåíèåì îòíîñèòüñÿ ê ñòðåìëåíèþ âñåõ îñòàëüíûõ ÷ëåíîâ ñåìüè äåëàòü êàðüåðó è ñàìîñîâåðøåíñòâîâàòüñÿ.

Источник