Значение развития моторики ребенка раннего возраста

Людмила Кошарная
Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Пальчиковые игры

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

Мелкая моторика развивается с момента рождения ребенка и играет огромную роль для общего развития малыша. Мелкая моторика – это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс у каждого ребенка и проходит он своими темпами.

У мелкой моторики есть одна очень важная особенность – она тесно связана с нервной системой, вниманием, памятью, зрением и восприятием.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связанно с развитием движений пальцев рук. Достаточный уровень речевого развития является основным условием успешного обучения. Задержка в развитии речи влечет за собой целый ряд различных проблем. К ним можно отнести сложности в общении со сверстниками. С развитием самостоятельной речи ребенка все окружающие становится для него более понятным, осмысленным, взаимосвязанным, что развивает специфически человеческое мышление. Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы одеваться или рисовать, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.

Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Необходимо помогать ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Очень важно обращать внимание на то, чтобы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями – правильно держал чашку, ложку, карандаш, умывался.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, лепка и рисование, массаж пальцев. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику нужно систематически.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.

Сорока – белобока.

Сорока – белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Другой вариант этой игры:

Этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!

При этом большой палец не загибается.

Пальчик.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я.

Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.

Пальчики в лесу.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну а этот все глядел.

(дети проговаривают текст потешки и выполняют соответствующие движения пальцами, загибают пальцы один за другим)

Русская песенка – потешка.

Ивану – большаку – дрова рубить,

Ваське – указке – воду носить,

Мишке – среднему – печку топить,

Гришке – сиротке – кашку варить,

А крошке – Тимошке – песенки петь.

Песни петь и плясать

Родных братьев потешать!

(Можно спеть такую потешку, загибая во время пения пальчики на ручке ребенка)

Упражнения для пальцев и кистей рук.

Кошка.

А у кошки ушки

На макушки,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх)

Мышка.

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам)

Зайка и ушки.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы, или шевелить в стороны и вперед)

Коза.

У козы торчат рога,

Забодать может она.

(Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим).

Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро вы заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Источник

Надежда Сорокина
Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребёнка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берёт предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребёнка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Также учёные доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребёнка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребёнка.

По особенностям развития мелкой моторики ребёнка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если всё в порядке, то ребёнок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребёнка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные.

Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

«Делай как я». Из своих пальцев взрослому нужно изобразить какую-нибудь фигуру. Ребёнок должен делать точно такую же фигуру своими пальчиками.

«Повтори за мной». В этой игре нужна помощь разноцветных пуговиц. Мама или папа из пуговиц на столе выкладывают любой узор. Ребёнок должен на столе выложить такой же узор. Если у него получится, следующий узор придумывает уже ребёнок, а мама или папа повторяют за ребёнком.

Читайте также:  Наш малыш центр развития ребенка

«Золушка». Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику. Нужно смешать на столе два виды крупы, например горох и рис. И далее нужно отобрать горох от риса. Чтобы было увлекательней, ребёнку можно предложить посоревноваться в этой игре.

«Дорога из прищепок». Цветные прищепки так же могут быть использованы в игре на развитие моторики. Кучу прищепок необходимо разделить на две части. Одна часть прищепок будет предназначена ребёнку, а вторая маме. И далее в соревновательном духе предложить ребёнку собрать из них дорогу, для этого нужно цеплять одну прищепку за хвостик другой прищепки.

«Улыбка колобка». Для начала маме на двух альбомных листах нужно нарисовать два колобка с глазками и носиком (улыбку рисовать не надо). Далее ребёнку нужно дать два кусочка пластилина и предложить ему приготовить из них улыбки для колобков. Для этого эти кусочки нужно будет раскатать в длинную колбаску. Когда колбаски будут готовы нужно их прикрепить к рисункам колобков в виде одной радостной улыбки и одной грустной. Постепенно задание нужно усложнять, например: делать сразу две колбаски двумя руками, или катать колбаску только одним пальчиком.

«Застёгивание, расстёгивание и шнуровка». Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребёнка в процесс одевания. Пусть сам застёгивает и расстёгивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьёт движения рук, но и приучит ребёнка к самостоятельности. Ещё дайте ребёнку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажёром для рук.

«Лепка». Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребёнка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

«Рисование и раскрашивание». Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

«Собирание мозаик». Для детей до 3 лет выбирают мозаики с крупными частями. Мозаики также тренируют воображение.

«Вырезание». Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т. п. Это не только разовьёт мелкую моторику, но и пространственное воображение, и творческое мышление.

• Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребёнок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся плавными, чёткими и скоординированными.

Источник

Елена Анатольевна
Значение развития мелкой моторики в раннем возрасте

Значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

Мелкая моторика развивается с момента рождения ребенка и играет огромную роль для общего развития малыша. Мелкая моторика – это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс у каждого ребенка и проходит он своими темпами.

У мелкой моторики есть одна очень важная особенность – она тесно связана с нервной системой, вниманием, памятью, зрением и восприятием.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связанно с развитием движений пальцев рук. Достаточный уровень речевого развития является основным условием успешного обучения. Задержка в развитии речи влечет за собой целый ряд различных проблем. К ним можно отнести сложности в общении со сверстниками. С развитием самостоятельной речи ребенка все окружающие становится для него более понятным, осмысленным, взаимосвязанным, что развивает специфически человеческое мышление. Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например чтобы одеваться или рисовать, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.

Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Необходимо помогать ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Очень важно обращать внимание на то, чтобы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями – правильно держал чашку, ложку, карандаш, умывался.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, лепка и рисование, массаж пальцев. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику нужно систематически.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.

Сорока – белобока.

Сорока – белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Другой вариант этой игры:

Этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!

При этом большой палец не загибается.

Пальчик.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я.

Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.

Пальчики в лесу.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну а этот все глядел.

(дети проговаривают текст потешки и выполняют соответствующие движения пальцами, загибают пальцы один за другим)

Русская песенка – потешка.

Ивану – большаку – дрова рубить,

Ваське – указке – воду носить,

Мишке – среднему – печку топить,

Гришке – сиротке – кашку варить,

А крошке – Тимошке – песенки петь.

Песни петь и плясать

Родных братьев потешать!

(Можно спеть такую потешку, загибая во время пения пальчики на ручке ребенка)

Упражнения для пальцев и кистей рук.

Кошка.

А у кошки ушки

На макушки,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх)

Мышка.

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам)

Зайка и ушки.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы, или шевелить в стороны и вперед)

Читайте также:  Развивающие карточки книги для развития ребенка 1 год

Коза.

У козы торчат рога,

Забодать может она.

(Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим).

Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро вы заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Источник

Значение развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста

Никитина Татьяна Владимировна

Воспитатель, ГБДОУ Детский сад №34

Санкт-Петербург

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Правильная тренировка мелкой моторики ребенка – основополагающий аспект детского развития в целом. Эта сфера умений закладывается уже в тот период, когда ребенок считается новорожденным. Вместе с развитием нервной системы ребенка происходит становление мелкой моторики.

Все учёные, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину.  И. М. Сеченов в своих работах отмечал, что «ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое».  Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И. М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движении ребенка как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства — положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета – это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

– в связи с развитием познавательных способностей;

– в связи с развитием речи;

      – развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин).

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. [9;2] Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», – показывали, как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив — вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Этапы развития мелкой моторики в раннем возрасте

С самого рождения вместе с развитием нервной системы ребенка происходит становление мелкой моторики. Сначала ребенок непроизвольно сжимает и разжимает кулачки.

Около трех месяцев он уже рассматривает свои руки, играет пальцами, тянет кулаки в рот. В этом же возрасте он начинает осваивать захват, сперва непроизвольно, а с четырех месяцев уже намеренно схватывая предметы всей ладонью.

К полугоду ребенок держит игрушку, трясет ею, может сводить руки по средней линии, играет со своими ногами, тянет их в рот. Семимесячный ребенок учится хлопать в ладоши, перекладывает предметы из руки в руку, держит игрушку двумя руками сразу, учится держать объекты двумя пальцами. Последний навык к десяти месяцам активно развивается, в этом возрасте развитие моторики у детей уже позволяет брать все более мелкие предметы пальцами, рассматривая, вертеть их в руках, бросить. Примерно к году пинцетный захват сформирован, ребенок берет кончиками указательного и большого пальца самые мелкие крошки, бусинки.

В полтора года ребенок успешно строит башни из кубиков, возит машинки за веревочку, стучит молоточком, раскручивает крышки, рисует пальцами, любит играть в игрушки, которые надо соединять и разъединять (пирамидки, рамки-вкладыши). Ближе к двум годам развитие моторики у детей достигает того уровня, когда они с удовольствием рисуют каракули карандашами, чертят прямые линии, легко листают книги с тонкими страницами.

В два, два с половиной года башни из кубиков уже насчитывают не менее пяти этажей, появляются стены из разных деталей конструктора. Любимое занятие – пересыпание крупы и переливание жидкости из одной емкости в другую. Со знанием дела ребенок раскладывает мелкие предметы по местам. Учится резать ножницами, складывать бумагу и рисовать окружности.

К трем годам ребенок уже рисует круг, а также пересекающиеся линии, может обводить по контуру квадрат и круг. Учится работать с пластилином – катает колбаски и шарики. Любит играть с мячом – катает его, бросает и иногда успешно ловит. [5; 40]

Развитие моторики – процесс поступательный и индивидуальный у каждого ребенка. Сначала новые движения у ребенка выходят довольно неуклюже, но с практикой они приобретают плавность, точность, ловкость.

Роль игр и упражнений в развитии мелкой моторики детей раннего возраста

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: массаж пальчиков, пальчиковые игры, лепка, рисование, аппликация. Также интересна система развития мелкой моторики в играх Марии Монтессори. В работе используется накопленный многолетний опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. При подборе игр и упражнений учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Читайте также:  Теория развития ребенка в отечественной психологии

Для гармоничного разностороннего развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на расслабление, на растяжение. Для этого используются следующие приемы:

– систематичность проведения игр и упражнений. Автоматизация навыка развивается многократным его повторением;

– последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений;

– все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно иметь положительную оценку;

– недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к нежеланию продолжать игру.

Для развития и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагаются разнообразные методы, как традиционные, так и нетрадиционные. К традиционным методам относятся:

– массаж рук – способствует более эффективному развитию моторики;

– различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

– игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

– игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать — наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;

– рисование карандашом (фломастером, кистью);

– застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;

– одевание и раздевание игрушек;

– игры с бумагой прекрасно подойдут для самых маленьких детей;

– игры с крупой и песком.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Пальчиковые игры – это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, которые помогают не только в развитии мелкой моторики, но и стимулируют работу мозга. При выполнении упражнений пальчиковой гимнастики происходит возбуждение в речевых центрах головного мозга и усиление согласованной деятельности речевых зон, что соответственно стимулирует развитие речи. [6;3]

Игры с пальчиками используются в режимных моментах.

Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

          Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).

С целью формирования у детей элементарных представлений о своем организме и практических умений по уходу за ним используются движения пальцев кисти в сочетании с движением рук.

Кто зубы не чистит,

Не моется с мылом (пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами),

Тот вырасти может

Болезненным, хилым (ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка).

Дружат с грязнулями

Только грязнули (пальцы рук соединены в замок),

Которые сами

В грязи утонули (движение, имитирующее пловца).

У них вырастают

Противные бяки (пальцы сжать в кулак, затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за другом около носа),

За ними гоняются

Злые собаки (руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой руки).

Грязнули боятся

Воды и простуд,

А иногда и вообще не растут фуки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх).

Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки».

С добрым утром, глазки!

(Поглаживаем веки глаз)

Вы проснулись?

(«Смотрим в бинокль»)

С добрым утром, ушки!

(Поглаживаем ушки!)

Вы проснулись?

(Прикладываем ладонь к ушам.)

С добрым утром, ручки!

(Поглаживаем кисти рук)

Вы проснулись?

(Хлопаем в ладоши)

С добрым утром, ножки!

(Поглаживаем ноги)

Вы проснулись? (Притопываем)

С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку)

           Я проснулась! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться).

Все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, помогают развивать мелкую моторику рук наших малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Нетрадиционное использование различных материалов и предметов стимулирует умственную деятельность, увеличивает словарный запас, развивает координацию движений пальцев рук, способствует хорошему настроению, приучает ребенка к точным целенаправленным движениям. Также у ребенка развивается концентрация внимания.

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики можно отнести инновационные идеи, нестандартное оборудование,  например,

– самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;

– рисование пальчиками;

– аппликации из необычных материалов, например, ватные  диски, куски ткани , природные материалы, пластилин;

– в играх с пальчиками можно с использовать разнообразный материал: природный, хозяйственно-бытовой, бросовый и др.

Для таких игр подойдут:

– мячи;

– кистевые эспандеры – которые развивает мышечную силу кисти;

– бытовые прищепки;

– щётки для волос;

– бусы разного диаметра;

– платочки;

– зубные щетки;

– бигуди;

– грецкие орехи;

– счётные палочки.

Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Необходимо привить детям любовь к природным материалам. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и так далее.  Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.  

Список литературы:

.             Гаврилина, С.Е. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать. / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева, А.Ю. Куров, Москва: Академия развития, 2003 — 192 с.

            Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 228 с.

.          Пименова, Е.П. Пальчиковые игры. / Е.П.Пименова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2007. — 224с.

Ермакова, И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. / И.А.Ермаков. – СПб: Литера, 2008. – 32с.

Лазаренко, О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. / О.И. Лазаренко. – Москва: АЙРИС-пресс, 2015. – 32 с.

Шишкова, С.Ю. Буквограмма. От 0 до 3. Развиваем мышление, речь, память, внимание. Уникальная комплексная программа развития малышей. / С.Ю. Шишкова. – Москва: АСТ, 2016. – 177с.

   Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи. Молодой ученый. / — 2014. — №5. — С. 495-497. [Электронный ресурс] Режим доступа https://moluch.ru/archive/64/10336/

Источник