Значение предметно игровой среды в развитии ребенка

Значение предметно-игровой среды и ее составляющих в воспитании и  

                                    развитии дошкольников.

«Игра — это огромное светлое окно, через             которое

в   духовный    мир    ребенка вливается     живительный

поток представлений, понятий об окружающем        мире.

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости  

 и любознательности»

В. А. Сухомлинский

Игра — это ведущий вид деятельности дошкольника и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру.

Среда – это окружающее социально-бытовое, общественное, материальное и духовное условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответственную функция – она побуждает к деятельности, формирует воображение, развивает самостоятельность.

На протяжении многих лет ведется активный поиск принципов и способов использования возможностей среды в реализации целей обучения, воспитания, и развития детей.

Предметно-пространственный мир включает себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это прежде всего свобода выбора ребенком темы, сюжета игры, учет возрастных и половых особенностей детей дошкольного возраста, учет специфики образовательной программы.

Предметы, окружающие ребенка должны нести в себе:

  • Разнообразие: наличие всевозможного игрового и дидактического материала;
  • Доступность: расположение материала в поле зрения ребенка;
  • Эмоциональность, насыщенность, яркость, привлекательность;
  • Обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности.

 В групповой комнате необходимо размещать предметы, позволяющие детям построить игровое или деловое пространство в соответствии со своими замыслами и целями, которые в данном возрасте чаще всего бывают стихийными и требуют сиюминутного воплощения.

Но сначала нужно научить детей играть со средой. Игры со средой – это система мероприятий, которая включает в себя ряд этапов:

  • Наблюдения за детьми, с целью выявления их любимых игр;
  • Беседы по поводу замыслов и возможных вариантов игры;
  • Построение воспитателем пространства и стилистического оформления групповой комнаты, спальни или раздевалки;
  • Самостоятельная деятельность.

В рамках мобильности следует использовать метод активизации творческих способностей ребенка. Например:

  • «Стены творчества». Одна из стен групповой комнаты или ее участок предоставляется в полное распоряжение детей.  Делается это при помощи прикрепленных крупных листов ватмана. Дети могут писать, рисовать на ней как индивидуально так коллективно.
  • С помощью легких деревянных переносных ширм и стоек групповая комната легко делится на отдельные уголки для индивидуальных игр детей. На эти стойки вешаются куски однотонной материи, используя их, ребенок может сделать комнату для игры.
  • В этот кусок такни можно завернуться самому и свернуть из нее куклу.

При этом следует учитывать возрастные особенности детей. Так для детей 3-го года жизни необходимо освобожденное достаточно большое пространство, где они могут удовлетворять свою потребность в двигательной активности – катании, лазании, играх с крупными двигателями. Малыши особенно активно играют на  полу, и в поле их зрения должен находиться разнообразный и доступный мир игрушек. Самой насыщенной зоной для них является поверхность стен на высоте 75-100 см. от пола и сам пол.

         Для детей 4-го года жизни важны сюжетно-ролевые  игры, причем с ярко выраженными функциональными особенностями орудийных атрибутов, у которых что-то будет переключаться, нажиматься, крутиться и с большим количеством атрибутов, обозначающих внешний знак роли – рули, шлемы, бинокли и тому подобное, т.к. дети этого возраста стремятся быть похожими на взрослых, приблизится к их возможностям.

        Для детей 5-го года жизни существенна потребность в игре со сверстниками, особенно уединение, создание своего мира игры в укромных уголках. Поэтому дети среднего дошкольного возраста будут с удовольствием использовать созданные места уединения, рассчитанные на двух-трех детей.

Творческая активность, накопленная ребенком в играх, ориентирует его впоследствии на проявление инициативы в общественно-полезной и учебной деятельности, обеспечивает комфортный переход от одного возрастного периода к другому. Способствует развитию мышления, кругозора, ловкости и силы, формирует необходимые умения и полезные привычки. Определяя игру как средство развития, обучения, воспитания детей, педагогика традиционно считает, что «игра – отличное дополнение к учебному процессу».

Литература:

В.А.Недоспасова    «Растем играя» – М., 2003 г.

Лосев. П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. М.,       2005.

Маханева М. Д., Князева О. Л.. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. М., 2004.

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.,2006.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. — М.: Педагогика, 1990.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. — М.: 2009.

Resource id #6350

Источник

План занятия

  1. Влияние предметно-игровой среды на развитие личности ребенка.
  2. Функции предметно-игровой среды.
  3. Роль содержания и пространственной организации предметно-игровой среды.

Ключевые понятия темы

функции предметно-игровой среды, воспитание, развитие, предметно-игровая среда как фактор развития и воспитания.

Краткое содержание теоретических вопросов

Среда в психологических исследованиях прошлого рассматривается как основная детерминанта психического развития ребенка (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн и др.), важный фактор воспитания и социализации личности (П. П. Блонский, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова и др.).Современные авторы утверждают, что среда является основой построения общения между педагогом и детьми (Т. Н. Доронова, Н. А. Короткова, Н. А. Реуцкая, Н. Я. Михайленко и др.), одним из аспектов человеческих отношений (Л. И. Божович, А. Д. Кошелева, Е. В. Субботский и др.).

Предметно-игровая среда влияет на формирование личности ребенка. Она оказывает влияние как на биологическую, так и на социальную природу человека. По мнению С. Л. Новоселовой, она выступает в качестве фактора, функционально моделирующего содержание духовного и физического облика ребенка.

Рассмотрим положения исследователей о значении среды в данных процессах.

Еще Ф. Фребель [144] подчеркивал особую роль природной развивающей среды в условиях детского сада. Особую популярность эта идея приобрела в начале XX века среди теоретиков свободного воспитания. К. Н. Вентцель [25] говорил о создании «идеального детского сада» с соответствующей средой, где ребенок мог бы развивать свои возможности. С. Т. Шацкий также подчеркивал роль окружающей обстановки в воспитании детей и считал, что развивающее влияние среды будет тем выше, чем активнее дети включаются в ее преобразование [ 154, с. 92–93]. Среда воспринимается не только как объективный фактор становления личности, но и как объект педагогического воздействия, в результате чего она становится средством воспитания: «…среда, которая создается в целях педагогического воздействия» (А. П. Пинкевич).

Вопрос о значении среды в развитии ребенка ставился в 1927 году на III Педагогическом съезде, где были сделаны выводы о влиянии среды на становление личности ребенка:

  • среда является фактором, содействующим процессу развертывания заложенных в ребенке свойств;
  • среда вызывает к жизни и подавляет, упражняет или тормозит созревание механизмов детского поведения.
  • cреда определяет развитие, она активно строит деятельность ребенка, используя при этом врожденный фонд его личности.

Данная точка зрения разделялась большинством советских педологов, а также и Л. С. Выготским [28].

Л. С. Выготский указывал, что «к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя которому ребенок приобретает все новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Л. С. Выготский понимал под средой своеобразное, соответствующее возрасту неповторимое отношение между ребенком и окружающим его миром.

Роль среды, согласно исследованиям Л. С. Выготского, состоит в том, что она «… по своему преломляет и направляет, и всякое раздражение действующее извне к человеку, и всякую реакцию, идущую от человека вовне». В своих работах он обосновывал связь развития ребенка с воздействиями окружающей среды, которые будут зависеть от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок, при этом подчеркивалась необходимость учета изменений в самой среде и в развитии ребенка.

Е. А. Флерина, утверждая необходимость воспитания детей с самых ранних лет в соответствующих возрасту условиях, придавала особое внимание детской активности, т. к. «жизненные задачи возраста требуют от ребёнка, в первую очередь, ориентировки в материальной среде… Каждый предмет и материал имеют свои свойства, которые определяют деятельность ребёнка, её направленность, её качество и результаты… Обстановка должна определять и направлять детскую деятельность» [142].

Исследователи А. В. Запорожец и С. Л. Новоселова называли среду действенным средством обогащенного (амплифицированного) развития специфически детских видов деятельности (прежде всего игры) в дошкольный период [44; 101; 102].

По убеждению современного автора М. Н. Поляковой, среда является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития дошкольника, обеспечивающим следующие направления: физическое, познавательно-речевое развитие, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие [118; 119].

Л. И. Божович рассматривает среду как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий. Эти условия обеспечивают и динамику развития, и новые качественные образования. По её мнению, ребенок не просто находится в среде, но и определенным образом относится к ней, испытывает определенные переживания в ней. Этим во многом будет и определяться значение среды в развитии личности ребенка [15].

Предметно-игровая среда – средство получения разнообразной информации об окружающем мире: предметном, природном, социальном. Она обеспечивает чувство психологического комфорта и защищенности, способна оказывать влияние на развитие индивидуальности ребенка, формирования его интересов, склонностей, выступать стимулом активной жизнедеятельности, способствовать самореализации ребенка.

В психолого-педагогических исследованиях доказано, что предметно-игровое окружение (среда) является наиболее благоприятным фактором в развитии и воспитании дошкольников, стимулом к игровой деятельности, интереса к познанию, источником информации (Н. Э.-Т. Гринявичене, Е. А. Зайченко, Т. С. Комарова, Н. Г. Любимова, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Фурмина и др.).

Л. С. Выготский [28] характеризовал «среду» как источник развития высших специфических для человека свойств и форм деятельности. Ребенок начинает развиваться в процессе формирования отношений с материальной действительностью. Прежде чем получить к предметам этой действительности то или иное отношение, он должен питаться, дышать и осуществлять другие свои жизненные функции, то есть действовать как весьма практическое и материальное существо.

Особое значение организации предметного окружения, соответствующего детским интересам и потребностям, подчеркивается в трудах Е. А. Аркина [4]: внешняя среда стимулирует детскую активность и раздражения, исходящие от неё, вызывают те или иные реакции ребёнка.

Особая организация среды, с особым предметным содержанием является важным условием развития и воспитания дошкольника. Педагогическую ценность соответствующей среды в стимулировании детской деятельности выделяла Л. В. Глаголева: «Основным путем приобретения нового и закрепления ранее полученного опыта должен быть для ребенка путь самостоятельной работы, путь самовоспитания, на который толкает его тщательно продуманная среда, изобилующая стимулами».

Предметно-игровая среда может выполнять организующую, воспитательную и развивающую функции.

Так, организующая функция предметно-игровой среды проявляется в том, что она способна дать ребенку возможность найти для себя интересное занятие самостоятельно или в совместной деятельности с другими детьми и взрослыми. Она может являтся источником реализации его интересов и потребностей или же, наоборот, стимулировать зарождение новых интересов.

Предметно-игровая среда создает также условия для воспитания различных качеств личности. Прежде всего, сами игры, игровое оборудование, предметы, окружающие ребенка обладают определенным воспитательным потенциалом. В психологии достаточно подробно описано как игрушка «провоцирует» то или иное поведение, определяет его нравственный облик. Кроме этого, предметно-игровая среда выступает источником взаимодействия и способствует формированию сотрудничества или соперничества, положительных или отрицательных взаимоотношений между детьми. В предметно-игровой среде ребенок также учится организовывать собственное время, обретать навыки аккуратности, бережливости и т. д.

Развивающей функции среды уделяется значительное внимание. Развитие рассматривается как постоянный переход количественных накоплений в качественный процесс постоянного совершенствования личности. Двигательное, познавательное, речевое, эстетическое и др. развитие опосредуется той предметно-игровой средой, в которой находится ребенок.

При определении характера предметной среды – окружения, способного затронуть все стороны личности ребёнка дошкольного возраста, важно исходить из положения, что среда должна удовлетворять его главную потребность – в игре, то есть по формам функционирования носить игровой характер. Игра – основной вид деятельности дошкольников, внутри которого наиболее интенсивно идёт личностное и интеллектуальное развитие. Именно в игре дети являются субъектами деятельности, её активными творцами, способными воздействовать на окружающий мир. Эти отличительные особенности игры позволяют считать её одним из факторов, стимулирующим развитие других специфических видов деятельности дошкольника, в частности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Таким образом, наполнение предметной среды должно носить игровую направленность, то есть быть предметно-игровой, с учетом основного вида деятельности ребенка дошкольного возраста. Г. Н. Гришковой предметно-игровая среда рассматривается как предметное окружение, включающее ребёнка в игровую деятельность и развивающее его личностный потенциал.

Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А наполнение среды, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием. Крайне важным является также социальный компонент среды, то есть организация соответствующего взаимодействия.

Баланс формы и содержания при этом играет большую роль: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с непродуманной обстановкой, будет давать более низкий развивающий и образовательный эффект (О. А. Комарова).

Источник

Зельман Наталья Евгеньевна
Доклад на родительском собрании «Роль игровой предметной развивающей среды в полноценном развитии детей»

Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности «.

В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство — короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Ребенок обладает своими специфическими человеческими правами, провозглашенными в Декларации о правах ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций. В числе прочих жизненных и социальных прав есть там и право ребенка на игру — главнейшее условие психического, социального, физического его развития.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. «

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением.В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает;в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого — совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели. Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает.

В ДОУ этот мир представляет предметно — развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.

Предметно – развивающая среда – это система условий, обеспечивающих возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического и социального становления личности ребенка.

В связи с этим, мы постарались создать предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности. Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

Зонирование помещений продумали и решили таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах.

В сенсорном уголке собрали развивающие игры, направленные для развития воображения, речи, памяти, логики, внимания. С развитием мелкой моторики непосредственно связано развитие речи. Поэтому дидактический материал в группе является частью центра развивающих игр. Дети могут поиграть с пирамидками, «Лего-дупло», вкладышами, мозаикой, шнуровками, геометрическими пазлами.

Также созданы уголок «Хозяюшка», «Автомастерская», «Уголок по экспериментированию», «Парикмахерская», уголок со строительным материалом, книжный уголок.

При построении предметно — пространственной средысоблюдались принципы:

1. Доступность

2. Гендерный подход

3. Безопасность

Особое внимание уделяем эстетическому оформлению, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса, побуждать к активной творческой деятельности, способствовать интеллектуальному развитию.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, педагоги нашего дошкольного учреждения придерживались принципов, изложенных в «Концепции дошкольного воспитания», а так же руководствовались принципами В. А Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

При построении предметно — пространственной средысоблюдались принципы:

• Открытости;

• Гибкого зонирования;

• Стабильности -динамичности;

• Полифункциональности ;

• Гендерный подход.

Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.

Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах детского сада, наши педагоги учитывали принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.

Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для занятий физической культурой, изодеятельностью, опытнической работой. Воспитатели создали атмосферу не только уюта и комфорта, но и стараются сделать пребывание детей в детском саду радостным.

При организации предметно-пространственной среды в группах ДОУ необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Поэтому воспитатели в свободное время рисуют, шьют, вяжут, придумывают интересные игры, нестандартное оборудование для группы.

Помня о том, что статус детского сада, его имидж во многом зависит от мнения родителей, мы стараемся строить свои отношения на взаимном доверии. Ведь родители не только наши основные заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники в деле воспитания детей. Психолого-педагогическое просвещение родителей ведем дифференцированно, используя разные формы работы. Одна из них — информация на стендах.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в нашем ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Поэтому среда в нашем ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.

Источник