Значение народных промыслов в развитии ребенка
Мармузова Светлана Викторовна
Индутенко Галина Николаевна
Норцова Светлана Сталиевна
Воспитатель, МДОУ «Центр развития ребёнка -детский сад №6», п. Пролетарский, Белгородская область
Воспитатель, МДОУ «Центр развития ребёнка -детский сад №6», п. Пролетарский, Белгородская область
Воспитатель, МДОУ «Центр развития ребёнка -детский сад №6», п. Пролетарский, Белгородская область
Мармузова С.В., Индутенко Г.Н., Норцова С.С. Значение развития декоративного творчества дошкольников в процессе ознакомления с народными промыслами // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 18.05.2020).
Заказ № 237948
Узнать традиции своего края, его национальные богатства, детям помогает народное творчество. Данный вид деятельности понятен и доступен детям. Одним из факторов гармоничного развития личности дошкольников является декоративное прикладное искусство. С помощью общения детей с народным искусством происходит обогащение души малышей, прививается любовь к Родине. Декоративное прикладное искусство хранит и передаёт новым поколениям уникальные национальные традиции и выработанные русским народом формы эстетического отношения к окружающему нас миру.
МДОУ «Центр развития ребёнка №6» п. Пролетарский работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Данная программа является усовершенствованным вариантом, она построена на реализации принципа: обеспечить учёт национальных традиций и ценностей в дошкольном образовании. Она направлена восполнить недостаток эмоционального и духовно-нравственного воспитания детей. Народное искусство вполне доступно для понимания дошкольников: образное, яркое, идущее от души нашего народа.
В первую очередь, во многих промыслах создавались удивительные, необычные игрушка для забавы малышей. Такие игрушки очень просты внешне и самобытны, но вместе с этим, сколько выразительности в образе, сколько народной мудрости вложено в нее.
Тема развития творческих способностей вызывает интерес людей в любые времена. В современном мире, в нашу эпоху научно-технического прогресса жизнь становится все сложнее и разнообразнее. От человека требуется не шаблонные, привычных детям действия, а гибкость мышления, подвижность. Необходима быстрая адаптация и ориентация к возникающим новым условиям, творческий подход ребят к решению малых проблем и больших. Необходимо учесть то, что практически во всех профессиях постоянно возрастает роль умственного труда. В современном мире все больший процент исполнительской деятельности, физического труда перекладывается на машины.
Учитывая данную тенденцию можно с уверенностью отметить, что самой существенной частью его интеллекта следует признать, творческие способности человека. В связи с этим задача развития декоративного творчества — одна из наиболее важных задач в формировании современного подрастающего поколения. Мы знаем, что все культурные ценности, накопленные людьми, являются результатом творческой деятельности человечества. Следовательно, насколько человеческое общество продвинется вперед в ближайшем будущем, определяться широтой творческого потенциала подрастающего поколения.
Значительное внимание всестороннему, творческому развитию ребёнка в своих трудах уделяли такие педагоги, как Жиров М.С., Казакова Т.Г., Запорожец А.В., Соломенникова О.А. Данные педагоги находили в решении этой проблемы широкие потенциальные педагогические возможности. В процессе знакомства с декоративным искусством происходит постижение дошкольниками условий существования культурных традиций общества, народных обычаев, а также развитие творческих качеств личности подростков.
Народное декоративное творчество пришло к нам из глубины поколений, из глубины веков. Оно сформировалось в народной, крестьянской среде — в среде мастеров-ремесленников, в среде хлеборобов. Поэтому исходя из условий социального статуса родителей из колорита нашей местности, взрослым и малышам это близко и понятно по духу.
В современном мире интерес к изделиям художественных народных промыслов и самобытной народной игрушке значительно возрос.
Народная, традиционная, необычная игрушка на протяжении многих веков оказывала во многом, значительное влияние на развитие творческих способностей и воспитание личности в целом. Всегда особенное значение имел материал из которого создавались народные игрушки. Современные учёные доказали, что обычная, в отличие от пластмассовой, тряпичная кукла, часто очень нарядной, снимает возникающий психологический барьер между дошкольником и «миром больших вещей» очень эффективно. Такие интересные тряпичные народные куклы воспитывают небоязливое, ласковое отношение к окружающему миру.
Удивительные игрушечные «свистелки», изначально призванные в народном творчестве отгонять злых духов, демонов, от ребенка являлись для ребят и первыми удивительным «музыкальными инструментами», с которыми знакомился дошкольник. Глиняные и деревянные, берестяные и из лозы, соломенные и тряпичные- они свистели, шуршали и тукали, трещали. Такие игрушки – это настоящий праздник народного творчества, смекалки нашего народа.
Изготовленные из натуральных материалов, такие игрушка уже с дошкольного возраста знакомят ребят с природой родного края, воспитывают творческое отношение к окружающему миру. Народная игрушка является не только предмет для восхищения, любования и забавы. Она, изготовлена руками ребёнка, что приобщает ребёнка к увлекательному миру абстрактных представлений, образов, способствует формированию декоративного творчества детей.
Уникальные народные игрушки удивляют своей выразительностью формы, простотой которая передаёт малышам всё самое значительное, самое характерное. Из старинной детской забавы она постепенно, со временем превратилась в настольную декоративную скульптуру. В современном интерьере её охотно используют для украшения помещения. Подобно родной речи, песне, сказке, народная декоративная игрушка является уникальным наследием человечества. Тысячелетиями она воспитывала подрастающее поколение, проверена любовью малышей к ней, детской игрой. В пришедших из глубины веков народных игрушках нет надуманности. Декоративные игрушка сформировалась в тот период времени, когда интересы малышей и взрослых были близки друг к другу, когда творческое развитие всей семьи имело много общих черт, когда в мироощущении и психике тех и других была естественная душевная близость.
Воспитывать у дошкольников бережное и внимательное отношение к окружающему миру помогают изделия народных мастеров, так как декоративно-прикладное творчество родного края по своим мотивам близко к природе. Художники веками рассматривали, наблюдали красоту птиц, мир животных, разнообразие растений, чувствовали и видели гармонию окружающего мира природы. В течении длительного периода развития декоративного творчества ее красота, разумность, упорядоченность, соразмерность нашли отражение в узорах народных художественных росписей. В изображениях таких росписей мы видим птиц, животных, человека, растительные узоры, орнаменты родного края. Изделия декоративного искусства помогают дошкольникам почувствовать и понять, что человек – часть природы, и непосредственно это является основой для гармоничного, всестороннего развития подрастающего поколения.
Декоративно прикладное творчество близко и понятно, оно учит дошкольников видеть и понимать окружающий мир. Данные качества, очень ярко проявляющиеся в русской народной игрушке, ориентируют нас, на внимательное ее изучения. Нацеливают нас на возрождение, осмысление народной игрушки, широкое ее применение в педагогической практике дошкольного учреждения.
В нашем дошкольном учреждении происходит знакомство детей с национальными, традиционными художественными промыслами. Дети воспроизводят образцы народного творчества, мастерят игрушки в самостоятельной, музыкальной, театрализованной, изобразительной деятельности.Игрушки из натуральной глины целесообразны и выразительны.
Знакомя дошкольников с историей народных промыслов, мы посещаем выставки в школе искусств, ДК, в детском саду. Дети тянутся к ярким каргопольским, дымковским, филимоновским, борисовским игрушкам, гжельским статуэткам. Они с удовольствием рассматривают русские матрешки, городецкие изделия, палехскую живопись, хохлому, жостовскую роспись.
В результате проводимой работы дети учатся различать виды народных промыслов. Согласно символике они обосновывают взаимосвязь народного творчества и природы. У дошкольников формируются твердые знания об истории возникновения народного промысла, специфике цвета и формы, особенностях изделий. Дети усваивают средства выразительности (формы, линии, цветовой гаммы, композиции).
Дошкольники учатся создавать узор согласно заданному виду, ориентироваться, как на листе бумаги, так и, расписывая уже готовые заготовки изделий народного промысла, созданные своими руками. У детей формируется умение работать творчески, расписывать без образца. У дошкольников формируются навыки самостоятельного объяснения своих действий и замыслов. У ребят появился интерес к декоративно-прикладной деятельности как на занятиях, так и в свободное время в саду и дома. Взаимоотношения в среде детей стали более ровными, практически бесконфликтными, доброжелательными.
Применение интересных приемов работы увлекают дошкольников, развивают их фантазию, творчество. Необходимо так же учитывать, что для того, чтобы проводимая работа была успешной, очень важно объединить усилия родителей и педагогов, создать универсальные формы общение между ними. Установление доверительных взаимодействий с семьями воспитанников на основе доброжелательности и сотрудничества является залогом успеха в процессе знакомства с декоративно прикладным творчеством. Родители с увлечением оказывают творческую помощь в создании оригинальной развивающей среды, в проведении развлечений, праздников.
Художественные народные промыслы – они сейчас, как и раньше, в большей степени предназначены для развития культурных потребностей дошкольников, хотя практически всё, производимое ими имеет и практически-хозяйственный смысл.
Каждому всесторонне развитому человеку, необходимо сохранить память, преумножить и развить то, что с таким трудом создавалось многими поколениями, знать кладезь мудрости своей малой родины, истоки своего народа.
Литература:
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985.
- Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1984.
- Изобразительная деятельность в д/с: учебно-методическое пособие / И.А Лыкова. Цветной мир, 2012.
Источник
Жанна Молчанова
Русские народные промыслы как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
«Русские народные промыслы, как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста»
Введение
Актуальность: Интерес к теме вызван тем, что каждому человеку нашей богатой, славными традициями, страны, важно знать о ее истории, о мастерстве русских умельцев, о народном искусстве. Чтобы чувствовать любовь к Родине, воспитывать чувство прекрасного, принадлежность к богатой русской культуре.
Изделия русских умельцев выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам: росписи посуды, глиняную и деревянную игрушку, кружевное плетение, гончарное и др.
В своей работе, я уделю большое внимание таким народным промыслам, как роспись предметов быта в разных техниках. Это «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Палех», «Жостово», «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка» и «Матрёшка».
Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа –подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка. Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Изучив программу воспитания и обучения «От рождения до школы», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.
На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет Коморова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы», систематизировала полученные знания. Проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественное творчество», включающий в себя и анкетирование родителей. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой. Проанализировав всё выше сказанное, я пришла к данной теме самообразования.И она звучала так: «Знакомство с народным творчеством, как средство развития художественно-эстетических способностей детей»
Основные проблемы проекта: научить детей дошкольного возраста определять и различать виды народных промыслов, а также развить умение изображать основные орнаменты и узоры.
Цель: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, через знакомство с народными промыслами и организацию творческой и продуктивной деятельности.
Задачи:
• Собрать информации на тему «Народные промыслы России»;
• Анализ и обобщения знаний, информации о народных ремеслах;
• Узнать в каких областях России появились самые знаменитые народные промыслы;
• Научить детейразличать техники росписи: «Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись», «Палехская роспись», «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка», «Матрёшка», «Жостовская роспись»;
• Выработать практические навыки в росписи у детей;
• Создать наглядно — информационный материала для широкой аудитории;
• Развить навыки по использованию цифровых технологий;
• Ознакомить младших школьников с народными промысломи;
• Представить собранный материал, в виде презентации проекта.
Используемые технологии:
Мультимедиа.
Индивидуальный план работы по самообразованию
Ноябрь
Тема занятий Программное содержание
«Какие народные промыслы существуют в России?» 1. Беседа вводная о «Народных промыслах России».
2. Просмотр иллюстраций о элементарных узорах и орнаментах.
3. Рисование «Украшение свитера» простыми узорами и орнаментами.
4. Сюжетно-ролевая игра «Театр» (тема: «Какие народные промыслы существуют в России?»
Работа с родителями Выставка детских рисунков «Украшение свитера». Помощь в подготовке сюжетно-ролевой игры (угощения в буфете театра).
Конспект НОД знакомство с народными промыслами России
Ноябрь
Тема «Какие народные промыслы существуют в России?»
1. Беседа вводная о «Народных промыслах России».
Цель: Формирование представления детей о русских промыслах, воспитывать любовь к родине, уважение к труду людей.
2. Просмотр иллюстраций о элементарных узорах и орнаментах.
Цель: Развитие наглядного представления о народных промыслах России. Ознакомление с элементарными узорами и орнаментами.
3. Рисование «Украшение свитера» простыми узорами и орнаментами.
Цель: Закрепление умения детей украшать предмет одежды, используя раннее изученные элементарные узоры и орнаменты. Развитие эстетического восприятия, самостоятельности.
Материалы: Вырезанные из плотной бумаги свитера, кисти, краски гуашь, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка)
Методика проведения: Показать детям вырезанные из бумаги свитеры, предложить украсить их. Спросить, что модно сделать, чтобы они стали красивыми. Предложить ребятам вспомнить приемы украшения. Спросить, где можно разместить украшения. Сказать, что каждый ребенок украшает как хочет, красиво подбирая цвета красок и располагая узоры. Оказать помощь в подборе цвета.
В конце занятия все изделия разложить на столе, рассмотреть. Подчеркнуть красивое сочетание цветов, элементов узора.
4. Сюжетно-ролевая игра «Театр» (тема: «Какие народные промыслы существуют в России?»)
Цель: воспитывать интерес у детей к русским народным промыслам, воспитывать умение играть в команде и самостоятельно, формированию восприятия прекрасного.
Материалы:№ домика, 3 поросенка (кукла, волк (кукла, наглядные материалы о народном промысле, ширма, угощения в буфет.
Методика проведения:Предварительная работа: проведение занятий по ознакомлению с народными промыслами России, с сказкой «Три поросенка». Рассматривание альбомов, книг на тему.
Предложить поиграть в театр. Решить совместно, что сначало нужно сделать, чтобы попасть в театр (купить билет). Повторить правила поведения в театре.
Показать с помощью детей сказку «Три поросенка». Ответить на вопросы о народных промыслах России, для помощи поросятам.
Сходить в буфет, провести чаепитие.
Обсудить увиденный спектакль и поход в театр.
Декабрь
Тема занятий Программное содержание
«Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка», «Матрёшка»
1. Беседа о «Филимоновской игрушке», «Дымковской игрушке», «Богородской игрушке», «Матрёшке».
2. Просмотр видео презентации «Виды игрушек в народных ремеслах России», беседа об истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей этих игрушек.
3. Раскрашивание с детьми.Тема: «Матрешка».
4. Лепка «Уточка с утятами» в понравившейся технике.
Работа с родителями Наглядная консультация для родителей на тему: «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста».
Конспект НОД знакомство с народными промыслами России
Декабрь
Тема: «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка», «Матрёшка».
1. Беседа о «Филимоновской игрушке», «Дымковской игрушке», «Богородской игрушке», «Матрёшке».
Цель: Знакомить с видами игрушек народных умельцев России.
Методика проведения: Рассмотреть иллюстрации, настоящие игрушки. Рассказать о быте того времени. Уточнить про историю возникновения игрушек.
2. Просмотр видео презентации «Виды игрушек в народных ремеслах России», беседа об истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей этих игрушек.
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных ремеслах. Приобщение к прекрасному. Прививание уважения к трудам русских народных мастеров. Учить любить, ценить свою Родину.
3. Раскрашивание с детьми.Тема: «Матрешка».
Цель: Знакомство с русской матрешкой, как видом декоративно-прикладного творчества. Ознакомить с историей возникновения матрешки. Развитие умения украшать матрешку, используя подходящие цвета т элементы.
Материалы: Карандаши цветные, раскраски.
Методика проведения: Показать настоящую матрешку, иллюстрации матрешек. Дать рассмотреть, поразбирать. Рассказать сказку о матрешке, объясняющую ее происхождение. Повторить цвета и технику росписи. Предложить самим раскрасить свою матрешку.
Устроить выставку рисунков в группе. Рассмотреть какие цвета использовали дети. Выбрать более выразительные.
4. Лепка «Уточка с утятами» в понравившейся технике.
Цель: Ознакомление детей с дымковскими игрушками (уточки, птички, козлики и другое, обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы специфическую окраску, роспись. Учить предавать относительную величину частей уточки. Закреплять приемам примазывания, сглаживания, приплющивания (клюв уточки)
Материалы: Дымковские игрушки. Пластин, доска для лепки (для каждого ребенка)
Методика проведения: Выставляя перед детьми дымковские изделия отметить их необычность, отметить их яркости узора. Спросить, из чего состоит узор. Предложить вылепить уточку. Рассмотреть игрушку, спросить какими приемами они будут пользоваться, выполняя работу.
Рассмотреть все вылепленные детьми изображения, выбрать более выразительные.
Результативность:
• Создание мини-музея «Народные промыслы России»;
• Создать наглядный игровой материал «Техника росписи предметов быта» (в приложении 1);
• Собрать сборник из любимых стихов русского фольклора «Ремесла России» (в приложении 2);
• Совместное творчество с детьми, поздравительные открытки «С новым годом» в технике хохломской росписи;
• Совместная, работа с родителями, плакат к празднику «8 марта» в технике Жостовской росписи для девочек из класса (в приложении 3);
• Самостоятельная деятельность, лепка по мотивам народных игрушек;
• Утренник «8 марта» знакомство с народным фольклором.
Перспектива дальнейшей работы:
Тема очень многогранная. Много художественной и научной литературы можно прочесть.
Так же планируется сходить в городской краеведческий музей.
Пополнять сборник стихов русского фольклора о «Ремеслах России».
Список использованных источников и литературы:
• С. И. Ожегов «Толковый словарь»;
• О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Детей к истокам русской народной культуры»;
• А. Е. Клиентов «Народные промыслы»;
• В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство»;
• Некрасова М. А. «Народное искусство как часть культуры»;
• Разина Т. Ю. «Художественные промыслы Подмосковья»;
• Рондели Л. Д. «Народное декоративно-прикладное искусство»;
• Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н. «Художественные промыслы России»;
• Супрун Л. Я. «Резьба и роспись но дереву»;
• Уткин П. И., Королёва Н. С. «Народные художественные промыслы».
Источник