Программа развития речи у ребенка

Миронова Ольга
Программа по развитию речи детей дошкольного возраста «Учусь, играя»

Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение. Дошкольники много своего свободного времени проводят у экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Родители мало читают книги своим детям, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение развитию речи.

Программа «Учусь говорить» нацелена на развитие связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, внимания, памяти, логики и т. д.

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. Дети не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. Чтобы понять речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Необходимо с раннего детства обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития.

Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей — обучение детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Основой программы заложены принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его доступности с постепенным усложнением.

Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной связи работы специалистов педагогического и медицинского профилей.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:

1) Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников, т. е. практическое усвоение лексических средств языка.

5) Формирование грамматического стоя речи, т. е. практическое усвоение грамматических средств языка.

6) Развитие навыков связной речи дошкольников (диалогической и монологической форм).

7) Формирование предпосылок для обучения письму и чтению.

8) Развитие коммуникативной деятельности для формирования коммуникативной компетентности дошкольников в целях дальнейшей успешной социализации.

9) Развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики).

10) Развитие и коррекция психических процессов.

11) Развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми, как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли.

Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье.

Цель программы: воспитание у детей правильной, четкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом.

Задачи:

— Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

— Обогащение и активизация словаря.

Развитие навыков связной речи.

Направленность: коррекционно–развивающая.

Срок реализации программы — 1 год

Учебно-тематический план.

№ Виды деятельности Тема занятий Количество часов

1период

Формирование лексико-грамматических представлений 1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

3. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами

4. Обогащение экспрессивной речи и словами-синонимами,

сложными словами.

5. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.

6. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.

7. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из-за, из-под.

8. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам.

9. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами.

10. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

11. Закрепление умения образовывать глаголы в разных временных формах. Развитие связной речи и речевого общения.

1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения. Совершенствование навыков ведения диалога.

2. Учить составлять описательные рассказы по заданному плану.

Читайте также:  План развития творческих способностей ребенка 3 лет

3. Учить составлять описательные рассказы по образцу.

4. Учить составлять пересказ текста.

5. Учить составлять небольшие рассказы по заданному плану.

6. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

7. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.

8. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

9. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени.

10. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее).

11. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового.

2 период

Формирование лексико-грамматических представлений Развитие словаря.

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем

2. Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами.

3. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами,

4. Обогащение экспрессивной речи относительными и прилагательными;

5. Обогащение экспрессивной речи притяжательными прилагательными с противоположным значением.

6. Пополнение словаря однородными определениями.

7. Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами.

8. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).

9. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.

10. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

11. Формирование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени.

12. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже, подбирать однородные определения к существительным.

13. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени.

Развитие связной речи и речевого общения.

1. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

2. Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.

3. Формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.

4. Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рассказов и знакомых сказок по коллективно составленному плану.

5. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия.

6. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по картине; распространения простых предложений однородными членами

7. Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины.

8. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового

3 период

Формирование лексико-грамматических представлений

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами,

3. Обогащение экспрессивной речи многозначными словами, словами в переносном значении, однокоренными словами.

4. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами-синонимами и словами-антонимами.

5. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными; прилагательными с противоположным значением.

5. Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми.

6. Пополнение словаря отглагольными существительными.

7. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).

8. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными и уменьшительными суффиксами.

9. Совершенствование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени.

10. Закрепление умения подбирать определения к существительным.

11. Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными и числительных с существительными.

Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений и распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений

Развитие просодической стороны речи.

Развитие и совершенствование речевого дыхания.

— Совершенствование звучности и подвижности голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).

— Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

— Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в свободной речевой деятельности.

1. Повышение речевой коммуникативной культуры и развитие речевых коммуникативных навыков. Закрепление умения соблюдать нормы вежливого речевого общения.

2. Дальнейшее совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.

3. Совершенствование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным. 4. Развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности. Формирование умения составлять рассказы по картине с описанием предыдущих и последующих событий. Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.

Читайте также:  Характеристика речевого развития ребенка пример

5. Дальнейшее совершенствование умений отвечать на вопросы по тексту литературного произведения и задавать их.

6. Совершенствование навыка пересказа небольших рассказов по коллективно составленному плану. Закрепление навыка пересказа с изменением лица рассказчика и времени действия. 4

ИТОГО 58

Источник

Ирина Хмелюк
Программа по развитию речи для детей (3–4 года)

Пояснительная записка

Возраст от двух до четырех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребенок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др.) он переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно-следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматически форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, чтобы быть понятым слушателями.

Задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Развитие связной речи. Четвертый год жизни знаменует собой возникновение новых возможностей в развитии связной речи детей. В этом возрасте у ребенка имеется достаточно большой запас представлений, полученных как сенсорным, так и опосредованным способам. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире. Речь активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли ребенка.

Существенную роль в развитии речи детей четвертого года жизни начинают играть опосредованные способы познания мира. Чтение книг, рассматривание картин, предметов, наблюдение за объектами природы под руководством взрослого значительно обогащают содержание речи и способствуют освоению сложных речевых форм.

Совершенствуются умения пользоваться установленными формами вежливого общения, здороваться, благодарить, называть по имени, извиняться, говорить доброжелательным, спокойным тоном; использовать элементы монологической речи в сообщениях о выполнении поручения, в разговорах с воспитателем, в совместной творческой деятельности по сочинению чистоговорок, договариванию стихов, в пересказе известных текстов с помощью воспитателя.

Ожидаемые результаты освоения программы

По итогам освоения программы дети начнут:

• активно общаться со сверстниками,

• говорить не торопясь, внятно,

• отвечать на вопрос воспитателя,

• освоят умения диалогической речи:

• вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам;

• отвечать на вопросы, обращения;

• сообщать о впечатлениях, побуждениях;

• договариваться о совместной игре;

• участвовать в общем разговоре;

• слушать, не перебивая собеседника, не отвлекаясь от темы беседы.

У детей повысится общий уровень развитие словаря, они начнут:

• активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и др., качества и свойства (мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и др. ; предметы рвутся, бьются, размокают);

• называть некоторые материалы (глина, песок, бумага, ткань);

• активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы: названия растений близкого окружения, некоторых домашних и диких животных (кошка, собака, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса и др.);

• активно осваивать и использовать в разговорной практике необходимые для успешного

• общения слова, связанные с этикой общения, культурой поведения, бытовой и практикой и другими необходимыми жизненными проявлениями.

У детей повысится грамматическая правильность речи, они:

• освоят структуру простого предложения, пользуясь системой окончаний для согласования слов;

• научатся строить сложные предложения, сначала бессоюзные, затем с союзами и союзными словами;

• научатся вслушиваться в звучание слов; слышать части слова (окончание, суффикс, приставку, ориентироваться на них в понимании речи, пользоваться ими в словообразовании, а также для выражения разнообразных отношений;

• освоят систему окончаний существительных, прилагательных и глаголов.

В звуковой культуре речи дети овладевают следующими умениями:

• воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием;

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка средствами природы

• читать стихи не крикливо, пользуясь средним темпом речи; говорить громко, чтобы

• слышали окружающие; слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;

• слышать в потешке, чистоговорке, стихотворении часто повторяющийся звук;

• слышать в отдельном слове интонационно выделяемый воспитателем гласный или простой по произношению согласный звук и называть его;

• с помощью воспитателя произносить односложные трехзвуковые слова, интонационно подчеркивая в них нужный простой по артикуляции звук [а, о, у, и, э, м, ф, в, б, п].

Критерии и формы оценки качества занятий

Критериями и формами оценки качества занятий выступают уровни развития речи: низкий, средний, высокий.

Уровень развития речи:

Низкий: -Ребенок понимает речь. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями. От пересказа отказывается. В общение по своей инициативе не вступает. Не владеет формами вежливого речевого общения.

Средний:-Ребенок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.

Высокий: Ребенок пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки и рассказы при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении. Слышит и интонационно выделяет звук в слове с помощью взрослого.

Диагностика уровня речевого развития

За основу диагностики уровня речевого развития была взята методика О. С. Ушаковой «Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками».

Цель методики — выявить умения:

1. Называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?» или «Что это?»;

2. Обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы: «Какой?» или «Какая?»;

3. Называть действия (глаголы, связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы: «Что делает? Что можно с ним делать?»;

4. Употреблять обобщающие слова (игрушки);

5. Понимать противоположные значения слов (большой – маленький, громко – тихо, бежать – стоять).

Формы работы с родителями

Важная составляющая в развитии устной речи младших дошкольников – создание предметно-развивающей речевой среды. Родители – активные участники мероприятий по речевому развитию детей. С родителями проводятся совместные мероприятия: обучающие семинары по проведению артикуляционной гимнастики дома, разработка дидактического материала, проведение деловых игр, дней открытых дверей, литературных посиделок, консультации, игры-инсценировки. Формами работы с родителями выступают:

• Анкетирование

• Беседа

• Рекомендации

• Консультации

• Родительские собрания

• Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы и т. п.)

• Участие в проектах

• Информация на сайте ДОУ

В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы (газеты, ширмы) о проведенных мероприятиях.

Для проведения эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций: «О роли родителей в развитие речи ребенка». «Играйте вместе с детьми», «Игра инсценировка как средство развития речи ребенка», «Роль художественной литературы в развитии речи детей», «Развитие речи дошкольников в игре».

Содержание рабочей программы разработано в соответствии с требования ГОС ФК и НРК

Количество занятий (организованная форма обучения) составляет на год – 72 по 2 занятия в неделю в течение 9 месяцев.

2. Учебно-методическое планирование

1. Составление коротких рассказов.

1. «От шалости до беды – один шаг»/3

2. «Знакомим куклу Дашу с нашей группой»/2

3. «Сочиняем сказку»/3

4. «Не ходи, козочка, в лес»/2

5. «Кто как кричит»/2

6. «Про любимого котенка»/2

7. «Вырастала елка»/2

8. «Встречаем гостей»/2

9. «Наши куклы – врачи»/2

10. «Моя любимая мама»/2

11. «Музыкальные игрушки»/2

2. Составление описательных рассказов.

12. «Любуемся красотой осени»/2

13. «Расскажи о фруктах»/4

14. «Как котенок зиме удивится»/2

15. «Опиши игрушки»/2

3. Пересказывание

16. «Что растет на огороде»/2

17. «О моем любимом папе»/2

18. «Кто у нас в группе трудолюбивый»/2

19. «Как лисичка с бычком поссорились»/2

20. «Чтобы хлебушком насладиться надо долго потрудиться»/2

4. Обучение правильно отвечать на вопросы.

21. «Не попади в беду на дороге»/2

22. «Как спасаются звери от стужи»/2

23. «Наши добрые дела»/2

24. «Рассказы о своей семье»/2

25. «Наш город»/2

5. Составление рассказов по картине.

26. «Пожарная машина»/2

27. «К нам пришла весна»/3

28. «Зимой на прогулке»/3

29. «Замечательные цветы»/2

30. «Цыпленок»/2

31. «Как нам транспорт помогает»/3

32. «Игрушки в гостях у детей»/3

Источник