Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка

«Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка».

           Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека. От степени сформированности речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.

            В последние годы данная проблема становится очень актуальной, так как наблюдается постоянное увеличение количества детей имеющих недостаточно чёткое звукопроизношение. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребёнок может вовремя получить помощь специалиста — логопеда.

             Помощь детям с незначительными нарушениями речи можно оказать в условиях обычного детского сада. Такую помощь можно оказать на музыкальных занятиях, используя систему упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слов. Для более эффективной работы педагогу необходимо знать особенности речевого и музыкального развития детей 5 – 7 лет.

             Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе.

             Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого аппарата. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать и родители и педагоги.

             В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Лёгкость, с которой ребёнок воспринимает музыку, способность познавать её содержание и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи. На занятиях музыка не просто сопровождает речь, а является его руководящим началом. Содержание музыки, оттенки, темп и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения.

Музыка создает особое воздействие, направленное на исправление разнообразных речевых устройств, а введение слова в упражнение позволяет сохранить принцип ритмичности в движениях. В.Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки…. Без этого он засушенный цветок».

Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)  можно использовать  в работе над развитием речи.

Слушание музыки является ведущим видом деятельности. Ребенок не выучит песню, если перед этим он ни разу её не послушал, не понял её содержания, не запомнил мелодию. В основе разучивания танца и игры также лежит восприятие музыки. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.

С целью обогащения словарного запаса детей при восприятии музыки  необходимо использовать  музыкально-дидактические игры, которые служат дополнительным стимулом к учебно-познавательной деятельности, помогают «разговорить»  ребенка, осознавать пережитые чувства. Например:

Игры на развитие художественного словаря.

Дидактические задачи: закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ.

Игра «Копилка»

Правила – «складывать в «копилку» те слова-определения, которые соответствуют характеру музыки.

Ход игры: После прослушивания музыкального произведения педагог просит ребят сложить ладошки «чашечкой» и говорит: «Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке. Если слово  нам подходит, мы «закрываем его в копилку», а если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведете ладошки в стороны, чтобы оно не попало в вашу «копилку». Каждое правильное слово необходимо повторить вслух. Игра заканчивается повторением всех слов.

Игры: «Волшебный сундучок»,  «Хитрая шляпа», «Говорящий коврик» (см. «Музыкальный руководитель» №4 2009г.).

 Игры, основанные на двигательном и пантомимическом моделировании характера музыки. (невербальные средства общения)

Дидактические задачи: развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, воображение. Побуждать к осознанию свойств музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз, акцентов, особенностей характера, динамики, темпа, регистров.

Игра «Танцующие звуки»

Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью танцевальных и пластических движений.

Ход игры. Педагог спрашивает у детей. Что такое балет. Дети отвечают, что это музыкальный спектакль, в котором артисты не разговаривают друг с другом, а передают свои чувства с помощью выразительной пластики. Педагог предлагает поиграть «в балет». Каждый участник игры должен придумать свой танец и рассказать движениями о той музыке, которая ему больше понравилась. (Опыт невербального общения).

Игры: «Художники», «Поющие руки», «Живая картина», «Скульпторы». (см «Музыкальный руководитель» №4 2009г.).

Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. Не случайно пение давно используют как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Пение  способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение, ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых – а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. Так, на первом этапе работы полезно использовать музыкально-дидактические игры, «На каком инструменте играю?», «Отгадай и сыграй как я», «Музыкальные молоточки». На втором этапе развития фонетико-фонематического слуха, когда детей учат различать звукокомплексы (воспринимать не фонемы, а слова целиком) слова и фразы, ориентироваться на особенности голоса, можно использовать музыкально-дидактические игры с пением, распевки. Например: «Птички» Е.Тиличеевой, «Медведь» М.Красева, «В лесу» и «Угадай по голосу» Е.Тиличеевой.

На последующих этапах нужно использовать попевку «Бубенчики» Е.Тиличеевой, в которой дети различают три фонемы (и-а-о) в словах «динь-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии. Можно предложить детям по характеру музыки определить, где «мышки», а где «мишки», и изобразить движения соответствующие данному образу. Между музыкальным и фонетическим слухом параллели нет, но хороший музыкальный слух является хорошим подспорьем в развитии фонематического слуха. Дети с хорошим музыкальным слухом больше внимания проявляют к фонемам» (Н.А.Чевелева).

Значение музыкально-дидактических игр не ограничивается лишь помощью в развитии фонетико-фонематического слуха.

Произносительная сторона речи обладает определенной окраской (просодикой): как и в музыке в речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают большую помощь в развитии речи. Музыкально-дидактические игры: «Карусель», «Звенящие колокольчики», «Музыкальный домик»,  «Лесенка — чудесенка» и т.д.

В работе над пением большое внимание необходимо уделять упражнениям по формированию певческих навыков – чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукопроизношению (звукообразованию). Работаем над тем, чтобы дети брали дыхание в начале фразы, удерживали его до конца фразы, не разрывали слово во время исполнения, активно работали  губами и правильно их располагали при пропевании гласных звуков. Необходимо обращать внимание на подвижность нижней челюсти при открывании рта, на произношение твердых окончаний слов. Для этого используем разнообразные приемы, игры и упражнения.

В работе над дикцией важен показ, когда подключается весь артикуляционный аппарат, полезно проговаривать текст одними губами, Это позволяет детям следить за правильным положением губ (игра «Испорченный телефон»). Детям нравится отгадывать слова и фразы, которые педагог или дети проговаривают одними губами. В работе над дикцией очень полезно пропевание знакомых песен в быстром темпе, что хорошо активизирует артикуляционный аппарат.

В работе над дыханием  можно использовать собственный показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно после вступления к песне предложить детям «понюхать цветок» и сразу начинать петь. Полезно также пропевание и произнесение на выдохе гласных звуков, открытых слогов (та, да, ля), фраз, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным. Например: «Я иду гулять в лесок». Такие упражнения желательно сопровождать движением рук сверху вниз. В младших группах учим не прерывать слово во время пения, в старших – исполнять фразы целиком.

Работая над чистотой интонирования, необходимо обращать внимание на эффективность  следующих упражнений, заданий, распевок, которые также способствуют развитию речи.

  • Пропевание несложных мелодий с каким-либо гласным звуком (о, а, у), затем  транспонируя мелодию и меняя звук.
  • Пропевание слогов «ми-мэ-ма-мо-му» на одном звуке, затем тоже самое на последующих.
  • Пропевание имени ребенка, состоящего из трех слогов (Ма-шень-ка), пропевание ребенком коротной фразы на ту же мелодию («Я-и-ду») или («Маша», «Я здесь»).
  • Проговаривание слов «здравствуйте, до свидания» с разной интонацией, с разной мимикой (пропевание этих слов педагогом и повторение той же мелодии отдельными детьми или хором).
  • Будем музыкантами – сыграем мелодию на дудочке, фортепиано, балалайке, скрипке, колокольчике, т.е. пропевание мелодии на слог «ду», «ля», «трень», «ти-ли-ли», «динь», сопровождаемое имитационными движениями пальцев рук. Дети очень любят петь песни, в которых встречаются имитационные движении и подражательные звукопроизношения. Песня «Сыграем и споем» слова и музыка С.Г. Насауленко.

«…Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку» (Л.Кулаковский). Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (Л.Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога,- значит, он реагирует на слово, думает. Запоминает, действует. «От слова – к музыке, от движения – к мышлению» (Т.Боровик).

                Среди музыкально-ритмических  движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Выполняя их, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных заданий в танцах и играх.

              На музыкальных занятиях мы используем  следующие упражнения:

  • на освоение основных движений,
  • на развитие ориентировки в пространстве,
  • общеразвивающие упражнения,
  • упражнения для развития мелкой моторики,
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус,
  • воспитывающие музыкально-ритическое чувство,
  • активизирующие внимание,
  • упражнения в танцевальных движениях.

Логопеды и диффектологи в речевом развитии придают большое значение упражнениям по развитию мелкой моторики и кисти рук. На музыкальных занятиях  также большая работа ведется по развитию мелкой моторики. Здесь хорошо использовать потешки («Сорока» р.н.п., «Ладушки»р.н.п.), короткие стишки, логоритмические игры («Варенице» ит.д.), пляски в младших группах («Мы в тарелочки играем» слова, музыка и описание движений Г.Вихаревой). Особое внимание необходимо уделять на ряд упражненинй под музыку из сборника «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»: «Веселые ладошки», «Дудочка», «Ветер и ветерок», «Собираем камешки, а также игровое задание «Воображаемый оркестр» (детям предлагают сыграть на воображаемом рояле, дудочке, скрипке и т.д.).

Танцевальными движениями дети овладевают в упражнениях и играх-потешках («Радуга-дуга»,  «Солнышко», «Андрей-воробей»), в музыкальных упражнениях, играх («Зеркало», «Затейник»). Неоценимую роль в овладении танцевальными движениями оказывают «подговорки».  «Подговорки» — это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использование «подговорок» способствует усвоению не только танцевальных движений, но и развитию речи. В процессе работы следует обращать внимание на четкость, выразительность, эмоциональность произношения текста, что в свою очередь влияет на характер, качество исполнения движения. Необходимо следить за метрической стороной произношения текста, т.к. это определяет темп выполнения движения. Хороши «подговорки» еще и тем, что дети их используют в самостоятельной деятельности, совершенствуя не только движения, но речь.

Подговорки.

1.Носок-пятка,  перетоп,

    Носок-пятка, перетоп.

    Вот такие молодцы,-

    Мы ребята удальцы.           (Ковырялочка)

2.Скок, скок, скок, скок!

    Вот какой у нас подскок!

    Ножку дружно поднимаем.

    И носочек книзу тянем.     («Подскок»)

К музыкально – ритмическим движениям   относятся  танцы: парные,  с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Особенно положительно влияют на развитие речи детей танцы с пением и хороводы, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности. Выучив песню и разучив движения, дети могут двигаться под собственное пение. Примерами таких танцев могут служить композиции Р.Борисовой «Приглашение» на музыку «Праздничная полька» В.Витлина, «Хоровод дружбы» (американская народная мелодия), «Буги-вуги», «Лавата»,  которые дети с большим удовольствием исполняют. Нравятся детям танцы, которые мы исполняем под современные детские песни: «Все мы делим пополам» музыка В.Шаинского, «Божья коровка» музыка Е.Щербакова, слова Хайтмана, «Бабка-Ежка» из сборника «Пойте с нами». Эти песни очень образны, эмоциональны, доступны детям по восприятию и понятны по содержанию, поэтому дети в свободное время не только танцуют, но и поют те песни, под которые исполняют танец.

Музыкальные игры имеют большое значение не только в музыкальном развитии детей, но и в развитии речи. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи. В музыкальном воспитании чаще всего используют игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические.

Сюжетные инструментальные игры отличаются яркими музыкально-игровыми образами. В этих играх есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Все это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии  с развивающимся сюжетом. Более раскрепощенные, раскованные дети легче включаются в игры, быстрее соглашаются на роль ведущего. Для детей с проблемами в речевом развитии такие игры представляют определенную трудность, в тоже время именно они могут оказать большое воспитательное и коррекционное воздействие. При этом, чем больше внимания уделяется личностному развитию каждого ребенка и совершенствованию его эмоционально-волевой сфере, тем легче сюжетные игры входят в жизнь детей. Игры: «Колобок»  подготовительная группа, «Лиса и зайцы» старшая группа, «Прогулка с куклами» средняя группа, «Кока и котята» младшая группа.

С помощью игр с пением можно решать многие задачи музыкального воспитания (формирование интереса к музыке и пению, развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, чистоты интонирования), а также коррекционные задачи (нормализация психических процессов и свойств, тренировка двигательного аппарата, упорядочивание темпа движения и пения). К достоинствам игр с пением относится и то, что с их помощью легче отрабатывать коррекцию пения и движения. Зная, огромное значение этих игр  в развитии речи воспитатели затем вносят их в повседневную жизнь, да и сами дети включают их в самостоятельную музыкальную деятельность («Игра с гномом» Л.А.Старченко, старшая группа; «Пугало» Т.В.Бокач средняя группа; «Бабка – Ежка» подготовительная группа).

Игры со словом так же, как и игры с пением, своими корнями уходят в фольклор, в том числе в потешки, прибаутки.( «Скок-поскок», «Из-за леса, из-за гор», «Ваша-то Наташа-то», «Трактора» и т.д.).  Игры со словом, обладающие четким ритмом, динамикой, эмоциональной насыщенностью, побуждают ребенка к действию. Большую роль в работе по развитию речи принадлежит подвижной игре, особенно игре, созданной на основе поэтического текста (народной, детской поэзии). Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями, выполняемыми под стихотворный текст. В подвижной речевой игре со словом дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи, познают мягкость и выразительность языка.

Игры со словом развивают речь, расширяют кругозор, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность ( если любую знакомую детям потешку «произнести» слогами, например: па-па-па, та-та, придавая им определенную интонационную окраску и ритм, то многие дети сразу поймут, о какой потешке идет речь), голосовые возможности детей (потешка произносится  то со средним, то с высоким звучанием),координацию движений  со словом.

Некоторые игры со словом скорее похожи на игровые упражнения со словом («Солнышко», «Андрей-воробей»),  другие (они особенно нравятся детям) являются настоящими играми, содержащими  и игровой момент, и игровые правила («Две тетери», «Ваня-простата»). Игры со словом хороши  тем, что их могут использовать и воспитатели на занятиях, физкультминутках, прогулках, а дети в самостоятельной деятельности.

Неоценимую помощь в работе над развитием речи могут оказать творческие задания. Интересные творческие задания предлагает Лидия Разоренова. И здесь приходит на помощь ее аудиодиск «Ромашковые песенки», в котором дается мелодия и начальный вариант текста, а детям предлагается придумать свои варианты слов и соответствующие им движения. («У лягушки юбилей», «По небу летит самолет»).  Дети не только придумывают слова, но и пытаются их рифмовать.

Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. И не случайно, особенно в последние годы музыкальное воспитание включено в систему, комплекса методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.

Источник