Значение музыкальной игры развития ребенка
Мария Платонова
Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка
Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка.
Статья музыкального руководителя МДОБУ № 45 г. Сочи Платоновой Марии Ивановны
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организовывают театрализованные представления.
Одним из важных средств развития самостоятельной музыкальной деятельности являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны. Только в этом случае они становятся возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
В процессе игры дети не только приобретают специальные знания, у них формируются необходимые черты личности, чувство товарищества, ответственности.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ.
Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по плану. При этом содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение. Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести наиболее содержательно.
В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений, слушании музыки.
Дидактические игры на музыкальных занятиях начинают проводить с первой младшей группы. Эти игры связаны с применением образных пособий.
В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения.
Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду.
Песня звучит на утренниках и развлечениях и музыкальных спектаклях, сопровождает игры, танцы, она – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребенок напевает свою незамысловатую мелодию.
Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства.
Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.
Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению, запоминанию. Такая игровая форма обучения нравится детям, они активно включаются в разговор с куклой.
Постепенно благодаря играм дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения, различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части.
Для закрепления пройденного материала хорошо использовать в группах старшего возраста игру «Найди нужную иллюстрацию». Ребятам нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрации по ее содержанию. И если кто-нибудь затрудняется в выборе картинки, то многие готовы прийти на помощь.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений.
На занятии отводится время разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, двигаться в соответствии музыки с музыкальным образом, динамикой музыки. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение.
Для малышей 2 лет желательно использовать в музыкально-дидактических играх игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С куклой или мишкой детям интересней выполнять движения или плясать под русскую народную мелодию. Мишка на протяжении всего занятия «наблюдает» за детьми, и это также вносит элемент занимательности.
Умению согласовывать движения с музыкой следует обучать детей с раннего возраста.Начинать лучше с простейших движений: притопы, прихлопы, помахивание платочком.
Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма. Что позволяет им выразительно исполнять движения. Большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения. Придумывать свой танец, используя знакомые плясовые движения. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми, с выполнением творческих заданий.
Игры для развития тембрового слуха.
«Узнай инструмент»
Программное содержание: Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.
Ход игры: Педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т. д. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением.
Игры для развития чувства ритма
«К нам гости пришли»
Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка, бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры.Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь.Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.
Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.
Игра проводится со всеми детьми на музыкальных занятиях и в свободное от занятий время.
Игры на определение жанра музыки
«Слушай внимательно»
Программное содержание: Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.
Ход игры: Педагог исполняет музыкальныепроизведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Одному ребенку на слух предлагается определить жанровую принадлежность заданной мелодии и выбрать соответствующую картинку, остальные дети указывают свой ответ на игровых полотнах с изображением, соответствующим различным жанрам музыки.
Когда дети научились различать музыку по жанровому признаку,предложить им творческие задания: самостоятельно придумать мелодию определенного жанра или вспомнить песню в этом жанре; тому, кто быстрее и лучше справится, предоставляется право назначить следующий жанр.
Кроме задания по песенному творчеству можно использовать задания по танцевальному творчеству, т. е. предложить детям придумать и исполнить движения, соответствующие жанру музыкального произведения. При подведении итогов игры дети сами выбирают наиболее понравившееся им исполнение и повторяют его все вместе.
Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.
Игровые действия: Угадывание жанра, выполнение соответствующих движений.
Игровая цель: Угадать первым.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аникеева Н. П.Воспитание игрой: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
3.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. К. Бондаренко, — М.: Просвещение, 1983.
4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка//Вопросы психологии: — 1966. — № 6.
5. Никитин Б. П. Развивающие игры. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985.
6. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978.
7. Яновская М. Г.Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателй. — М.: Просвещение,1974.
8. Караманенко Т. Н. Кукольный театр — дошкольникам. — М.: Просвещение, 1973.
9. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. — М.: Просвещение, 1992.
11. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду/ Изд. Мозайка-Синтез, М. 2008.
12. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1982
Источник
Нагорнова Татьяна
Значение музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста
«ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГ ВОЗРАСТА»
Автор: Нагорнова Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальных способностей детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и тембру, звучание разных музыкальных инструментов (барабана, бубна, погремушки и др., а также голоса других детей. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. Игра имеет важное значение в умственном, нравственном и физическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения.
Неоценимую помощь в решении задач развития музыкальных способностей детей оказывают музыкально-дидактические игры, игровая форма которых облегчает процесс познания, делает его осознанным, позволяет обеспечить умственную активность каждого ребёнка. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся для детей своеобразным стимулом петь, слушать, играть и танцевать.
Музыкально-дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые, настольные, подвижные. Каждая игра имеет свою задачу,направленную на восприятие различных свойств звука: высоты, тембра, динамики, ритма. Интересные, забавные, красочно-оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный отклик. Как и всякая игра, музыкально-дидактическая, по своей структуре включает в себя развитие игровых действий, но дидактический материал этих игр отличается от музыкальных игр тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального слуха. Игровое действие только помогает ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить, некоторые свойства музыки. Содержание, структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха.
В своей работе с детьми младшего возраста особое место отвожу формированию музыкально-сенсорных способностей, в основе которых лежит слушание,различение и воспроизведение основных свойств звука: высоты, длительности, силы, тембра. Так,на различение разных по высоте звуков используются озвученные игрушки: петушки, большой и маленький; кошка и котёнок; кукла большая и маленькая, большой и маленький колокольчики. Такие игры-упражнения на различение высоты звука способствуют тому, что во второй младшей группе дети уже могут сами воспроизводить контрастные звуки. Например, в дидактической игре «Определи,кто поёт» ребёнок, на карточке у которого изображён котёнок, мяукает высоким голосом, а ребёнок с карточкой кошки- низким. Игровые действия помогают доносить до детей длительность звуков. Так, долгие удары с паузами по бубну означают, что мишка идёт, а короткие без пауз — зайка прыгает. В музыкально-дидактической игре «Кукла шагает и бегает» дети определяют, что делает Кукла.
Музыкальные игры старших дошкольников, сохраняя преемственность с играми детей младшего возраста, имеют ряд особенностей,проявляющихся в следующих показателях:
— усложнение задач и способов познавательной деятельности;
— обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений;
— изменение характера игрового общения детей и педагога (появление направленности на сверстника как на партнера по игровой деятельности. Наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют: в отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры. Наличие у детей определенного музыкального и жизненного опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни.
В старших группах дети учатся определять направление мелодии, находить длинные и короткие звуки, выкладывать ритмический рисунок, ритмично исполнять его на музыкальных инструментах. Для этого использую такие игры, как «Музыкальные лесенки», «Бубенчики», «Где мои детки?», «Ритмическое лото», «Узнай по ритму», «Учитесь танцевать» и другие.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с вокальной, инструментальной, оркестровой музыкой разного характера, учатся различать жанры, звучание музыкальных инструментов, высказываться о прослушанном произведении, иметь представление о средствах музыкальной выразительности (регистр, динамика, длительность, темп, ритм).
Применение музыкально-дидактических игр в процессе слушания дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. В игре «Слушаем музыку» дети подбирают картинки к прослушанным произведениям, в игре «Назови композитора» называют автора музыки, в игре «Какая музыка?» с помощью импровизированных движений передают характер музыки.
В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяю умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения, запомнить последовательность движений пляски, придумать свой танец, используя знакомые плясовые движения.
Музыкально-дидактические игры оказывают большую помощь в активном развитии двигательной реакции детей. Например, в игре «Кто по лесу идет?» дети шести лет должны не только определить по характеру музыки, кто вышел из леса, но и передавать движением того или иного персонажа. Игры «Песня — танец – марш», «Чей марш?», «Три танца» помогают детям освоить жанры. А игра «Концерт» обобщает знания детей. В ней каждый ребенок может сам выбрать,в чем он хочет себя проявить: в танце, музыкальном этюде, инсценировании песни, хоровой или подвижной игре. Для этого нужно выбрать элемент костюма или необходимый атрибут.
Таким образом, правильно продуманные и интересно организованные музыкально-дидактичекие игры расширяют музыкальные представления детей, развивают их музыкальные способности, способствуют развитию творческих способностей.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Значение музыкальных игр в жизни ребенка » Старший воспитатель Воротникова Т.Г
2 слайд
Описание слайда:
«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский. Виды самостоятельной деятельности ребёнка в детском саду разнообразны. Среди них музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организовывают театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкальные игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Основное значение музыкальных игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
3 слайд
Описание слайда:
Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают в них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
4 слайд
Описание слайда:
Музыкальные игры на занятиях. Музыкальные занятия строятся нами с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение. Применение музыкально игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно.
5 слайд
Описание слайда:
В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально — ритмических движений, слушания музыки. Игры на музыкальных занятиях мы начинаем проводить с первой младшей группы. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настолько печатные игр
6 слайд
Описание слайда:
Использование музыкальных игр в процессе пения. Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду. Песня звучит на утренниках и развлечениях и музыкальных спектаклях, сопровождает игры, танцы, она – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребенок напевает свою незамысловатую мелодию. Музыкальные игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
7 слайд
Описание слайда:
Использование музыкальных игр в процессе слушания музыки. В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами. Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению, запоминанию.
8 слайд
Описание слайда:
Такая игровая форма обучения нравится детям, они активно включаются в разговор с куклой. Постепенно благодаря играм дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения, различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части. Музыкальные игры так же хорошо использовать для закрепления пройденного материала . Ребятам нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрации по ее содержанию. И если кто-нибудь затрудняется в выборе картинки, то многие готовы прийти на помощь.
9 слайд
Описание слайда:
Использование музыкальных игр в процессе ритмических движений. На занятии отводится время разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, двигаться в соответствии музыки с музыкальным образом, динамикой музыки. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение.
10 слайд
Описание слайда:
Для малышей желательно использовать в музыкальных играх игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С куклой или мишкой детям интересней выполнять движения или плясать под русскую народную мелодию. Мишка на протяжении всего занятия «наблюдает» за детьми, и это также вносит элемент занимательности. Умению согласовывать движения с музыкой следует обучать детей с раннего возраста. Начинать лучше с простейших движений: притопы, прихлопы, помахивание платочком.
11 слайд
Описание слайда:
Использование музыкальных игр в процессе ритмических движений. Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма. Что позволяет им выразительно исполнять движения. Большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения. Придумывать свой танец, используя знакомые плясовые движения
12 слайд
Описание слайда:
Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми, с выполнением творческих заданий.
13 слайд
Описание слайда:
Вариативные формы музыкальной деятельности детей среднего возраста (3-5 лет) Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра) Музыкальные игры-фантазирования Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе Усложняющиеся игры-эксперименты и игры-путешествия Музыкально-дидактические игры Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений Сюжетно-проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием Концерты-загадки, беседы, в т. ч. по вопросам детей о музыке
14 слайд
Описание слайда:
Вариативные формы музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возрасте (5-8 лет) ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Игровая (сюжетно-ролевая игра) Формы музыкальной деятельности Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность, полипроблемность Музыкально-дидактические и компьютерные игры Музыкальные игры-импровизации Интегративная деятельность (художественная полидеятельность) Исследовательская (опытная) деятельность Театрализованная деятельность Хороводная игра Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты Клуб музыкальных интересов. Коллекционирование (в т. ч. и музыкальных впечатлений). Проектная деятельность
15 слайд
16 слайд
Описание слайда:
Именно с этой целью применяю такие пособия, как музыкальные игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА 1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987. 2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. 3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. К. Бондаренко, — М.: Просвещение, 1983. 4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: — 1966. — № 6. 5. Никитин Б. П. Развивающие игры. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985. 6. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. 7. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателй. — М.: Просвещение,1974. 8. Караманенко Т. Н. Кукольный театр — дошкольникам. — М.: Просвещение, 1973. 9. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. — М.: Просвещение, 1992. 11. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду/ Изд. Мозайка-Синтез, М. 2008. 12. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1982
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1507334
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник