Значение музыкального воспитания в развитии ребенка

Значение музыкального воспитания в развитии ребенка thumbnail

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 Невского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

Тема:

«Значение музыки в воспитании ребенка дошкольного возраста».

                                                                                                                        Подготовила:

Музыкальный руководитель

Максимова Татьяна Николаевна

Санкт-Петербург

2016 год

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Музыкальная культура личности — это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.

Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.

В большинстве своем все люди испытывает потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но, к сожалению, это в основном радио и ТВ-репертуар. Назначение музыкальных произведений связывается с развлечением и отдыхом, музыка, по их мнению, помогает расслабиться после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние.

Задача педагогов дошкольных учреждения — по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важно сформировать у юной личности самостоятельность в эстетической оценке действительности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются нам важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается   с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры — т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Дошкольный возраст — период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры  раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно,  если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта  между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий — низкий, громкий — тихий), двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.

Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

         Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в  музыкальном воспитании детей в целом.

В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. У старших дошкольников восприятие еще недостаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Поэтому в сочетании с аналогичными особенностями внимания, восприятие ребенка обычно привлекается яркостью, наглядностью.

Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что «внимание маленького ребенка — это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка — если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».

Читайте также:  Как вести тетрадь о развитии ребенка

Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке.  Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном,  когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать  и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания -развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности детей, а различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

         Ребенок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога — стремиться развить  у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков.   Детей необходимо подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие — нежно и ласково.

Эмоциональная отзывчивость на музыку — это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально — сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека.

Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.

Список литературы

Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности  «Музыка и пение» — М.: Просвещение, 1983.-224 стр.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.; Просвещение, 1981г.

Метлов Н.А. Музыка — детям- М.; Просвещение, 1985г.

Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. — М, 1982г.

Читайте также:  Анамнестическая часть карты развития ребенка пример

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. — М.: 1972г.

Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997

Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т / В.А. Сухомлинский. — М. : Педагогика, 1979.

Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. — М.; 1986г

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей — М., Л., 1977г.

Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания — М., 1989г.

Источник https://festival.1september.ru/articles/608220/

Источник

Значение музыкального воспитания в развитии ребёнка.

«Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу»,- утверждал Б.В.Асафьев.

«Раннее вовлечение детей (и не только особо одарённых) в творческую деятельность очень полезно для общего художественного развития, вполне естественного для ребёнка, и вполне отвечает его потребностям и возможностям»,- указывал Б.М.Теплов.

Формирование основ детского музыкального творчества задумано в широчайшем гуманитарном контексте, интеграции искусств, рука об руку с обучением, воспитанием, общим и художественным развитием личности ребёнка.

Игровая форма — отличительная особенность, смыслообразующий фактор интеграции искусства. Игра-это реальная необходимая часть жизни ребёнка. Игра — эстетическое явление. Игровая деятельность как деятельность творческая захватывает ребёнка целиком: его чувственные восприятия, образное мышление, его эмоции и интеллект, его волю и воображение, синкретизм игры выступает той основой из которой «произрастают различные виды художественной деятельности ребёнка и его приобщение к различным видам искусства». В работах самых различных учёных неопровержимо доказывается, что приобщение ребёнка к искусству осуществляется через игру.

Построение учебного материала в форме игры не только отвечает естественным духовным запросам детей, но и является подлинным побудителем детского творчества, средством самоорганизации, труда.

На примере разных видов искусств раскрывается синтез речи, движения и музыки, способы их различной художественной трансформации. От ощущения выразительности речи, её интонации, темпа, ритма, с одной стороны, и пластики, эмоциональной окрашенности движения, с другой – ребёнок поднимается до осознания звуковысотности, сочинения простых ритмов, мелодий, танцевально- пластических композиций.

Интегрированное привлечение разных видов искусства способствует реализации синтеза множества межпредметных связей, выявлению общих художественных закономерностей. Стихотворчество и художественная композиция, пластическое движение и музыкальная импровизация- всё это включается в поток детского творчества.

Формирование детского творчества задумано в целостном процессе, при органическом вхождении ребёнка в художественную культуру.

Выдвижение творческих и репродуктивных заданий следует в логике возрастания. Формирование положительной мотивации реализуется несколькими путями. Во-первых , в процесс становления детского творчества гармонично вплетена психолого — коррекционная работа с целью привития социально- ценных установок, устранения неверия в свои силы. Во- вторых, выступает мысль о высокой миссии гуманизма, добра: о творчестве как воплощении лучших побуждений человека, о связи творчества с трудом. В- третьих, формирование положительной мотивации обеспечивается занимательностью. Созданием ситуаций успеха, предвосхищением тех эмоций, которые желательно испытать ребёнку.

Просветительская роль в процессе музыкального обучения и воспитания теснейшим образом связана с формированием мировоззрения подрастающего ребенка, что, в конечном счете, способствует становлению личности.

Учащиеся, обучающиеся музыке, согласно статистическим исследованиям, обладают более развитым наглядно-образным мышлением, музыкальные созвучия у детей зачастую связаны с визуальными образами, развивается ассоциативное мышление. Таким образом, сама картина мира юного музыканта все время обогащается новыми оттенками, новыми связями в сфере предметно-чувственных представлений. Развитое музыкальное мышление в значительной степени активизирует и абстрактно-логический способ в духовном освоении человеком мира.

Музыкальное образование способно выработать новую шкалу ценностей подрастающего индивида. Ядром ценностей является творчество как живой процесс воспроизводства художественных идеалов, которые способствуют выявлению и реализации потенциальных возможностей юной личности.

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно — сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слышать.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.

Развитый музыкальный слух предъявляет высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.

Наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

Читайте также:  Восприятие художественного литературы для развития речи ребенка

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части общей духовной культуры в будущем.

Список используемой литературы:

1.Б.М.Теплов. «Психология музыкальных способностей».М. -1974г.

2.Н.Ветлугина. «Музыкальное развитие ребёнка» М.Просвещение,1986 г.

3.Л.С. Выготский. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.Просвещение ,1991 г.

4.Е.Юдина «Первые уроки музыки в подготовительном классе» М.1997 г.

Источник

Татьяна Мериакре
Значение музыкального воспитания дошкольников

Значение музыкального воспитания дошкольников

Музыка — удивительное искусство, способное благоприятно воздействовать на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Раннее музыкальное развитие малыша формирует не только его творческие способности, но и является залогом успешного развития речи ребенка.

Для всестороннего развития особенно важно формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В. А. Сухомлинский1. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии и звуков, ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.

Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. По выражению Б. М. Теплова, благодаря столь замечательным особенностям, она становится «эмоциональным познанием» и создает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве.

Современная музыка является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни Эта музыка обычно близка и понятна детям, но её приходится тщательно отбирать. Так навязчивый ритм, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.

Основными задачами музыкального воспитания являются:

1. развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;

2. сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания в детском дошкольном учреждении, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми и от музыкальной культуры семьи ребенка-дошкольника.

Благодаря музыкальным занятиям, где обязательно присутствуют все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игры, инсценировки, игра на детских музыкальных инструментах и т. д, дети получают различные знания, умения и навыки (умственные, эстетические, физические, практические). Умственные – дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е. знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт. Нравственно-волевые – воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения, воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе, целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности. Физические – в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц. Эстетические – уметь слушать и понимать музыку, чувствовать ее, познавать прекрасное. Певческие навыки – чистота интонирования, дыхание, дикция. Такие синтетические искусства как музыка, литература, изобразительное искусство имеют универсальные компоненты художественного языка, общие для различных видов искусства. Взаимодействие искусств в единое целое позволяет достичь больших возможностей в развитии художественной культуры ребенка, в частности музыкальной. Становление музыкальной культуры на основе синтеза искусств возможно в условиях, когда восприятие музыкального произведения «опирается» на художественное слово и изобразительное искусство.

Приобретённые знания дети проявляют на замечательных необыкновенно красочных праздниках! «Осенины», «Вечерние посиделки», «Святки», «Широкая Масленица», «Пасха» — радость для всех. Дети приходят в настоящий восторг, когда им всё удаётся. Часто реквизит, музыкальные инструменты (трещотки, звучащие коробочки, элементы костюмов мы изготовляем с детьми сами, родители поддерживают наше благородное начинание и всячески стараются помочь.

Большое внимание также уделяется театрализованной деятельности. Играя в сюжетно-ролевые игры, дети обучаются выразительному чтению и пластике движения, начинают понимать взаимоотношения в игре, в движениях передавая особенности музыки и образа своего героя. Пробуя различные музыкальные инструменты, ребенок чувствует себя творцом, создавая свои первые музыкальные шедевры, что благоприятно сказывается на развитии музыкального слуха.

Миссия музыкального руководителя- это создание условия для развития гармонической личности, развивать творческие способности не только детей, но и их родителей, привлекая к участию в праздниках и развлечениях. Учить видеть прекрасное в окружающем мире и нести красоту в этот мир.

Источник